Научная статья на тему 'Последствия деградации российско-украинских отношений для экономики России'

Последствия деградации российско-украинских отношений для экономики России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
154
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / КРЫМ / БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ / ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ КРЫМА / ИНТЕГРИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И Г.СЕВАСТОПОЛЯ В ПРОСТРАНСТВО РОССИИ (ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТ / ЭНЕРГЕТИКА / ГАЗ / ВОДА) / ТОВАРООБОРОТ МЕЖДУ РОССИЕЙ И УКРАИНОЙ / ECONOMIC SANCTIONS / CRIMEA / THE BUDGET OF THE REPUBLIC OF CRIMEA / FINANCING OF THE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CRIMEA / INVESTMENTS IN THE ECONOMY OF CRIMEA / INTEGRATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA AND SEVASTOPOL INTO THE SPACE OF RUSSIA (ECONOMY / TRANSPORT / ENERGY / GAS / WATER) / TRADE BETWEEN RUSSIA AND UKRAINE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ермаков Андрей Русланович, Дмитриева Наталья Юрьевна, Рубцова Евгения Михайловна

В марте 2014г. наша страна присоединила к своей территории Крымский полуостров на основании волеизъявления большинства крымского населения. В результате случившегося на географической карте появились два новых субъекта федерации: Республика Крым и город Севастополь. Вследствие этого события Россия получила ряд экономических, а также и политических выгод, но, вместе с тем, и масштабные в рамках федерального бюджета затраты. Республика Крым стала одним из самых дотационных субъектов РФ, причем доля безвозвратных поступлений из федерального бюджета в доходы консолидированного бюджета Республики Крым в последние годы имеет тенденцию к росту (67,2% в 2015г. и 77,6% в 2019г.) и, в первую очередь, на обеспечение социальных выплат населению. Кроме того, осуществляются существенные капитальные вложения в развитие инфраструктуры Крыма, а именно строительство: автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив, газовой ветки, нового водовода, новой ЛЭП, дорог на территории республики и многого другого. Необходимо также отметить, что вслед за присоединением Крыма последовала «санкционная» война, приведшая к стагнационно-рецессивному режиму функционирования экономики России, резко сократился товарооборот между Россией и Украиной. При изучении собранной для написания статьи информации применены методы анализа и синтеза, а также использованы методы наблюдения и сбора фактов исходя из того, что присоединение Крымского полуострова к России произошло более 5 лет назад. Ухудшение российско-украинских отношений крайне неблагоприятно отражается на состоянии экономики России. Потери отечественной экономики здесь не поддаются простому арифметическому суммированию, но очевидно, что они велики и продолжают расти. Безусловно, что рано или поздно кризисный сценарий развития событий закончится и в интересах обеих сторон конфликта, чтобы это произошло как можно скорее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The consequences of the degradation of Russian-Ukrainian relations on the Russian economy

In March 2014, the Crimean Peninsula joined our country on the basis of the will of the majority of the Crimean population. As a result of this situation, two new subjects of the federation appeared on the geographical map: the Republic of Crimea and the city of Sevastopol. Russia has received a number of economic as well as political benefits, but also large-scale federal budget costs. The Republic of Crimea has become one of the most subsidized subjects of the Russian Federation, and the share of subsidies and transfers from the federal budget to the revenues of the consolidated budget of the Republic of Crimea in recent years was increased (67.2% in 2015 and 77.6% in 2009) and, first of all, to provide social payments to the population. In addition, significant capital investments are being made in the development of the infrastructure of Crimea, namely the construction of a road and railway bridge across the Strait of Kerchen, a gas branch, a new water pipeline, a new power line, roads on the territory of the Republic and much more. It should also be noted that the annexation of Crimea was followed by a "sanctions" war, which led to a stagnation-recession regime of functioning of Russia 's economy, and to a sharp decline in trade between Russia and Ukraine. In studying the information collected for the writing of the article, methods of analysis and synthesis were used, as well as methods of observation and collection of facts were used on the basis that the accession of the Crimean peninsula to Russia took place more than 5 years ago. The deterioration of Russian-Ukrainian relations has an extremely unfavourable impact on Russia 's economy. The losses of the domestic economy here do not lend themselves to simple arithmetic summation, but it is obvious that they are large and continue to grow. Of course, sooner or later the crisis scenario will end. In the interest of both sides of the conflict so that it will happen as soon as possible.

Текст научной работы на тему «Последствия деградации российско-украинских отношений для экономики России»

УДК 338.1 4

А. Р. Ермаков, Н. Ю. Дмитриева, Е. М. Рубцова

Последствия деградации российско-украинских отношений для экономики

России

В марте 2014г. наша страна присоединила к своей территории Крымский полуостров на основании волеизъявления большинства крымского населения. В результате случившегося на географической карте появились два новых субъекта федерации: Республика Крым и город Севастополь. Вследствие этого события Россия получила ряд экономических, а также и политических выгод, но, вместе с тем, и масштабные в рамках федерального бюджета затраты. Республика Крым стала одним из самых дотационных субъектов РФ, причем доля безвозвратных поступлений из федерального бюджета в доходы консолидированного бюджета Республики Крым в последние годы имеет тенденцию к росту (67,2% в 2015г. и 77,6% в 2019г.) и, в первую очередь, на обеспечение социальных выплат населению. Кроме того, осуществляются существенные капитальные вложения в развитие инфраструктуры Крыма, а именно строительство: автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив, газовой ветки, нового водовода, новой ЛЭП, дорог на территории республики и многого другого.

Необходимо также отметить, что вслед за присоединением Крыма последовала «санкционная» война, приведшая к стагнационно-рецессивному режиму функционирования экономики России, резко сократился товарооборот между Россией и Украиной.

При изучении собранной для написания статьи информации применены методы анализа и синтеза, а также использованы методы наблюдения и сбора фактов исходя из того, что присоединение Крымского полуострова к России произошло более 5 лет назад.

Ухудшение российско-украинских отношений крайне неблагоприятно отражается на состоянии экономики России. Потери отечественной экономики здесь не поддаются простому арифметическому суммированию, но очевидно, что они велики и продолжают расти. Безусловно, что рано или поздно кризисный сценарий развития событий закончится и в интересах обеих сторон конфликта, чтобы это произошло как можно скорее.

Ключевые слова: экономические санкции, Крым, бюджет Республики Крым, финансирование развития Республики Крым, инвестиции в экономику Крыма, интегрирование Республики Крым и г.Севастополя в пространство России (экономика, транспорт, энергетика, газ, вода), товарооборот между Россией и Украиной

A. R. Ermakov, N. Yu. Dmitrieva, E. M. Rubtsova

The consequences of the degradation of Russian-Ukrainian relations on the Russian

economy

In March 2014, the Crimean Peninsula joined our country on the basis of the will of the majority of the Crimean population. As a result of this situation, two new subjects of the federation appeared on the geographical map: the Republic of Crimea and the city of Sevastopol. Russia has received a number of economic as well as political benefits, but also large-scale federal budget costs. The Republic of Crimea has become one of the most subsidized subjects of the Russian Federation, and the share of subsidies and transfers from the federal budget to the revenues of the consolidated budget of the Republic of Crimea in recent years was increased (67.2% in 2015 and 77.6% in 2009) and, first of all, to provide social payments to the population. In addition, significant capital investments are being made in the development of the infrastructure of Crimea, namely the construction of a road and railway bridge across the Strait of Kerchen, a gas branch, a new water pipeline, a new power line, roads on the territory of the Republic and much more.

It should also be noted that the annexation of Crimea was followed by a "sanctions" war, which led to a stagnation-recession regime of functioning of Russia 's economy, and to a sharp decline in trade between Russia and Ukraine. In studying the information collected for the writing of the article, methods of analysis and synthesis were used, as well as methods of observation and collection of facts were used on the basis that the accession of the Crimean peninsula to Russia took place more than 5 years ago.

The deterioration of Russian-Ukrainian relations has an extremely unfavourable impact on Russia 's economy. The losses of the domestic economy here do not lend themselves to simple arithmetic summation, but it is obvious that they are large and continue to grow. Of course, sooner or later the crisis scenario will end. In the interest of both sides of the conflict so that it will happen as soon as possible.

Key words: economic sanctions, Crimea, the budget of the Republic of Crimea, financing of the development of the Republic of Crimea, investments in the economy of Crimea, integration of the Republic of Crimea and Sevastopol into the space of Russia (economy, transport, energy, gas, water), trade between Russia and Ukraine

государственный СоВет-ник, 2019

№ 4

Введение

оддержание добрососедских отношений с Украиной в экономическом и политическом направлениях очень важны для нашей страны не только исходя из протяженности обшей границы, близкой ментально-сти народов и сходства языков, но и с точки зрения стратегического развития экономик наших государств, исходя из тесных экономических связей, сложившихся еше в период СССР.

В частности, присоединение Крымского полуострова сопровождалось как получением Россией некоторых экономических и политических выгод, так и хозяйственными затратами. При этом обшие доходы и преимущества оказались несопоставимо ниже понесенных расходов и потерь. Республика Крым стала одним из самых дотационных субъектов федерации в составе России. Результатами присоединения Крымского полуострова стали: лавинообразно появляющиеся антироссийские санкции не только со стороны Украины, но и стран Европы, США; война на Донбассе и в Луганской области Украины; миграция населения Украины из охваченных войной районов в Россию; рост расходов федерального бюджета на создание инфраструктуры в Республике Крым; и, наконец, нахождение Черноморского флота РФ в городе Севастополе без арендной платы, усиление охраны границ России.

Материалы и методы

При написании статьи использована информация, представленная в средствах массовой информации (газетах, журналах), а также нормативно-правовые акты, утвержденные Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, а также Государственным Советом Республики Крым. При изучении собранной информации применены методы анализа и синтеза. Учитывая, что присоединение Республики Крым к России было реализовано еше в 2014 году, авторами производился сбор и накопление информации о дальнейшем развитии экономики России и Республики Крым, то есть были применены методы наблюдения и сбора фактов.

Результаты исследования

В составе Советского Союза Украина была второй по численности населения и экономическому потенциалу, после Российской Феде-

рации, республикой. Выход ее на основании результатов проведенного 1 декабря 1991 г. всеукраинского референдума из СССР предопределил невозможность дальнейшего существования единого государства. Отношения независимой России с независимой Украиной с самого начала складывались непросто. Причем со временем они все более ухудшались. Государственные СМИ РФ переполнены антиукраинской риторикой. Хотя, с учетом размеров наших стран, протяженности обшей границы, тесных экономических связей, близкой мен-тальности народов и сходства языков двусторонние отношения очень важны. Источником напряженности служит стремление правяших кругов России во что бы то ни стало удержать западного соседа в сфере своего контроля и влияния, тогда как Украина выбрала в качестве стратегической цели постепенную интеграцию в институты западного сообшества (в первую очередь ЕС и НАТО). Резкое обострение российско-украинских отношений наступило в 2014 году, когда наша страна в одностороннем порядке присоединила к своей территории Крымский полуостров. В результате случившегося на отечественной географической карте появились два новых субъекта федерации: Республика Крым и город Севастополь. Причин для столь экстраординарных действий было несколько.

1. Стремление руководства России гарантировать сохранение и функционирование важной военно-морской базы РФ в Севастополе.

2. Желание Президента РФ повысить собственный рейтинг в глазах населения страны, психологически не примирившегося с потерей Крыма. В давнем 1954 г. тогдашнее руководство страны, в административном порядке, передало полуостров из состава Российской Федерации в состав Украинской ССР, с которой она был экономически интегрирована. Поскольку переход произошел внутри единого государства - Советского Союза, это не вызвало у россиян травматических переживаний. Но после 1991г. Крым внезапно оказался за пределами нашей страны, оставив в душах многих сограждан «незаживаюшую рану».

3. «Наказание» Украины за отстранение от власти посредством «цветной революции» пророссийского президента В.Ф. Януковича.

4. Предупреждение другим странам, в первую очередь - бывшим советским республикам, о готовности руководства России зашишать интересы страны (так, как оно, руководство, их понимает) разными, в том числе весьма жесткими и неконвенциональными способами.

Присоединение Крыма сопровождалось как получением Россией экономических выгод, так и хозяйственными затратами. Но, будучи взвешенными на чаше весов, обшие доходы и преимушества оказались несопоставимо ниже понесенных расходов и потерь.

Обсуждение результатов

Экономические и политические выгоды

России

Экономические приобретения от расширения юго-западных земель России оценить сравнительно легко. Практически все они лежат в военно-политической плоскости.

Сушественным плюсом стала отмена платы за пребывание Черноморского флота РФ на территории Украины. На основе двустороннего соглашения между правительствами России и Украины, заключенного сроком на двадцать лет, с 1998 г. размер ежегодной арендной платы составлял 97,75 млн. долларов США. Эта сумма списывалась в счет погашения государственного долга Украины перед Российской Федерацией [1]. В 2010 г. вступило в действие российско-украинское соглашение о продлении пребывания Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 г. с возможностью пролонгации. В соответствии с ним, с мая 2017г. Россия должна была выплачивать Украине 100 млн. долларов США в год. Кроме того, в период с 2010 по 2019 гг. «Газпром» обязался предоставить украинскому «Нафтогазу» значительную (30%, но не более чем 100 долларов США за тысячу кубометров) скидку за поставляемый газ. Она учитывалась сторонами как дополнительная плата за аренду нашей страной военно-морской базы [2]. Обшая экономия по газовым поставкам в течение десятилетнего периода составила бы для Украины приблизительно 40 млрд. долларов США [3]. После присоединения Крыма к России оба эти соглашения прекратили свое действие [4].

Экономические потери России

В настояшее время, подобно всем субъектам федерации, Крым пополняет своими перечислениями федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Но если небольшие бюджеты территориальных фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования выглядят относительно сбалансированными, то совершенно иначе обстоит дело в сфере межбюджетных отношений региона с федеральным центром и в отношениях с Пенсионным фондом РФ.

Здесь Крым выступает крупным реципиентом федеральных ресурсов [5]. Рассмотрим эти проблемы подробнее.

Обшеизвестно, что сложившийся уровень экономического и социального развития Украины значительно ниже российского. Эта страна - одна из беднейших в Европе. А показатели Крыма уступали даже среднеукраинским, что требовало его поддержки из республиканского бюджета. Например, в 2013 г. полуостров обеспечивал свои финансовые расходы лишь на 51,2% [6]. Там отсутствуют разведанные крупные месторождения полезных ископаемых. Засушливый климат мешает продуктивному сельскому хозяйству. Энерго-, водо- и газоснабжение полуострова всегда осушествлялись с территории Украины. Доходы от туризма не решали проблемы глубокой убыточности региона. Теперь, на обшероссийском фоне, она только усугубилась. В 201 5 г. безвозвратные поступления (субсидии, субвенции и дотации) из федерального бюджета составляли 67,2% доходов консолидированного бюджета Республики Крым, в 2016 г. - 65,3%, в 2017 г. - 62,9%, в 2018 г. - 76,1%, в 2019 г. - 77,6% (рассчитано по [5; 7; 8]). На долгие годы регион превратился в одного из крупнейших получателей федеральных трансфертов. Консолидированный бюджет Республики Крым в 2015-2018 гг. оставался дефицитным [7; 8].

Включение Крыма в состав РФ и предоставление его жителям российского гражданства означало получение новыми соотечественниками, пусть и после короткого переходного периода, всех прав, включая социально-экономические, которыми обладало население России. Поэтому ресурсы федерального центра были направлены в первую очередь на повышение доходов населения, что наглядно продемонстрировало бы крымчанам правильность выбора своей исторической судьбы. К началу 2015г. размеры заработной платы работников бюджетных организаций Крыма, а также пенсий, пособий и других социальных выплат и гарантий должны были быть установлены на уровне обшероссийских [9]. В результате с марта по декабрь 2014 г. заработная плата бюджетников оказалась повышена, для разных категорий от 115 до 250% [1]. Что касается пенсионеров, количество которых в Крыму (677 тыс. чел.) превышала треть от обшей численности населения [11], то, в соответствии с указом Президента РФ, пенсия им поэтапно в течение периода с апреля по июль 2014г. была повышена вдвое [12]. Для федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ эти расходы оказались

существенными, но далеко не критичными, поскольку постоянные жители полуострова составляли менее 2% населения России. К тому же не все они имели основания претендовать на получение дополнительных выплат.

Разумеется, столь значительное и практически скачкообразное увеличение денежных доходов населения не могло не вызвать всплеска инфляции. В 2014г. индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) в Крыму вырос на 42,5% по сравнению с 11,4% в России в целом. В 2015г. динамика этих показателей составила 27,6 и 12,7%, соответственно [13]. Таким образом, дополнительные номинальные доходы работников бюджетной сферы и пенсионеров оказалась частично обесцененными повышением стоимости жизни в регионе. А у лиц, занятых в коммерческом секторе реальные доходы попросту упали. В последующие годы эффект регионального повышения номинальных потребительских доходов сошел на нет, и значительных отличий в крымской и общероссийской инфляции уже не наблюдалось. Но рост цен снизил привлекательность прежде дешевого туристического отдыха в Крыму. Теперь он на 11-40% дороже, чем в Грузии, Турции, Болгарии, Греции, Черногории или на Кипре [14].

Денежные вливания федерального бюджета в стагнировавшую крымскую экономику отнюдь не ограничились трансфертами. Потребовались также немалые капитальные вложения в региональную инфраструктуру. Присоединение Крыма сопровождалось принятием в 201 4г. российским правительством специальной федерально-целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2022 года», которая впоследствии неоднократно дорабатывалась. Объем финансирования программы за период 2015 - 2022 гг. должен составить 877,8 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета - 827,3 млрд. руб., что равняется 94,2% (рассчитано по [15, приложение N0. 2]). В качестве целей программы названы интегрирование экономики Республики Крым и г.Севастополя в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности и снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

Больших расходов требует развитие производственной и транспортной инфраструктуры Крыма. Это обусловлено ее отсталостью, относительной географической обособленностью территории от России (между ними отсутствовала сухопутная граница) и стремлением укра-

инских властей максимально редуцировать экономические связи с отделившимся регионом.

Так, Украина прекратила поставки воды в Крым по Северо-Крымскому каналу, ранее обеспечивавшему до 85% потребностей полуострова в пресной воде. Пока местные предприятия и население вынуждены довольствоваться паллиативными мерами (бурением артезианских скважин, повышением наполняемости водохранилищ, ужесточением режима экономии воды и др.). Кардинально проблема должна быть решена после завершения в 2020г. строительства нового водовода [16]. Всего на финансирование мероприятий по обеспечению водоснабжением в ФЦП предусмотрено 17,5 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 16,6 млрд. руб. (94,9%), а на капиталовложения по развитию системы водообеспечения - соответственно, 28,4 и 26,7 млрд. руб. (94,0%) (рассчитано по [15, приложение N0. 4]). Приведенные процентные соотношения говорят сами за себя.

20 и 22 ноября 2015 г. неизвестными лицами в Херсонской области были подорваны все четыре опоры ЛЭП, обслуживающей Крым. Подача электроэнергии на полуостров оказалась полностью прекращена, что потребовало подключения важных инфраструктурных и социальных объектов к аварийным источникам питания [17]. Подобные инциденты выявили неотложность создания в Крыму независимой от Украины современной энергосистемы. Вопрос решается посредством сооружения электросетевого моста «Российская Федерация - полуостров Крым», замены устаревшего оборудования, улучшения технического обслуживания энергосетей, строительства новых мощных подстанций и других мероприятий. Модернизация региональной энергосистемы пока не предполагает увеличения тарифов [18].

Поставки природного газа на полуостров с территории Украины перестали производиться еще весной 2014г. В рекордно короткие сроки, за одиннадцать месяцев, по дну Керченского пролива вглубь Крыма с материковой России были проложены основная и резервная ветки магистрального газопровода. В настоящее время эта работа продолжается. Кроме того, строятся газоперекачивающие станции, проводятся разведка и бурение газовых скважин на территории самого полуострова. Полностью проблему снабжения Крыма голубым топливом предполагается решить к 2020 г. [19].

Всего в ФЦП на развитие энергетики Крыма, включая газоснабжение, предусмотрено 88,2 млрд. руб., в том числе 59,2 млрд. руб. (67,1%)

- за счет федерального бюджета, а 28,9 млрд. руб. (32,8%) - за счет внебюджетных источников. Таким образом, на долю региональных бюджетов Республики Крым и г. Севастополя, взятых вместе, приходится лишь 0,1% совокупных расходов соответствуюшего профиля (рассчитано по [15, приложение N0. 4]).

Серьезной проблемой оказалась наземная транспортная связь материковой России с Крымом. С декабря 2014г. власти Украины прекратили железнодорожное и автомобильное сообшение с перешедшим под иностранную юрисдикцию полуостровом. Это кратно увеличило нагрузку на паромную переправу через Керченский пролив и время ожидания перевозки. Единственным выходом стало строительство крупнейшего в Европе моста протяженностью 19 км. Автодорожный мост начал работу в 2018г., железнодорожный по плану должен быть открыт в конце 2019 г. В соответствии с ФЦП, на мероприятия по обеспечению транспортного сообшения с Крымом по линии Росавтодора выделен 231 млрд. руб., через Росжелдор - еше 27,7 млрд. руб. Все эти расходы финансируются из федерального бюджета [15, приложение N0. 4]. Необходимость строительства Крымского моста потребовало от Правительства осушествить маневр финансовыми ресурсами и на неопределенное время отложить план строительства моста через реку Лену в районе Якутска. Обшая сумма капиталовложений на развитие транспортного комплекса Крыма составляет 486,5 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 476,4 млрд. руб., то есть 97,9% [15, приложение N0. 4].

И это лишь основные направления российских инвестиций в экономику Крыма. Всего же туда за период 2015-2022 гг. предусматривается вложить 813,1 млрд. руб., из которых 764,3 млрд. руб. (94,0%) выделит федеральный бюджет [15, приложение N0. 4]. Не случайно наш крупнейший эксперт по региональной экономике Н.В.Зубаревич недавно метафорически сравнила Крым с бездонной бочкой [20].

Санкции, война и миграция населения

В качестве ответной меры на не санкционированное Украиной присоединение Крыма к России западные страны ввели пакет санкций, направленных на экономическую изоляцию полуострова (подробнее об этом смотрите [21]).

Новый высоко затратный виток в спирали российско-украинского противостояния начался в том же 2014г. Речь идет о «гибридной» войне в Донбассе. Масштабы трагедии видны

хотя бы из того обстоятельства, что, по данным Мониторинговой комиссии ООН, с апреля 2014 до конца 2018гг. военный конфликт унес 12,8-13 тыс. жизней [22].

Россия оказывает жителям Донбасса значительную экономическую помошь. В составе гуманитарных конвоев туда поставлены десятки тысяч тонн грузов (непризнанные республики даже превратились в крупнейших зарубежных потребителей российского мяса и пива). В ответ на украинскую блокаду наша страна взяла на себя обязанности по обеспечению мятежных территорий электричеством, газом и водой. Цена поддержки - десятки миллиардов рублей ежегодно [23].

Кроме того, наша страна снабжает сепаратистов различными видами вооружений и боеприпасов [24], без которых они не могли бы сколько-нибудь долго противостоять украинской армии. Обшая стоимость военных поставок неизвестна.

В последнее время появляются свидетельства прямого участия вооруженных сил РФ в донбасском конфликте - в частности, в боях под Иловайском в 2014 г. [25]. На границе с Украиной Россия держит мошную военную группировку, готовую поддержать сепаратистов [26]. Над нашей страной тяготеет обвинение в уничтожении малайского авиалайнера «Боинг-777» в Донецкой области в том же 2014г.. РФ уже ведет по дипломатическим каналам секретные переговоры с Нидерландами и Австралией по вопросу о государственной ответственности России за случившуюся трагедию [27]. Это неизбежно приведет к необходимости крупных денежных выплат родственникам погибших и авиакомпании-перевозчику.

Реальная опасность для жизни и здоровья побудила многих жителей Донбасса оставить места своего постоянного проживания. Среди них немало ишуших спасения в России. По официальным данным, в разгар боевых действий в нашу страну приехало приблизительно 1,1 млн. чел. с Востока Украины [28]. Далеко не все из них обрели искомый статус беженца или вынужденного переселенца с соответствуюши-ми социальными и материальными гарантиями. Но государственную поддержку в тех или иных формах получили сотни тысяч человек.

В апреле 2019 г. Президент РФ подписал указ о приеме в гражданство РФ в упрошенном порядке, распространившийся на лиц, постоянно проживавших на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на апрель 2014 г., а также на их детей, супругов и родителей. Это

же право предоставлено гражданам Украины, их детям, супругам и родителям, выехавшим за пределы Республики Крым и г.Севастополя до 18.03.2014 г. [29]. По состоянию на июль 2019г. около 7 тыс. жителей Донбасса получили российское гражданство по упрошенной схеме и еше 30 тыс. ожидали такого решения [30]. С июля 2019г. упрошенный порядок получения российского гражданства предоставляется лицам, постоянно проживающим на всей территории Донецкой и Луганской областей [29]. Отныне новые граждане России, постоянно проживаюшие на ее территории, смогут получать российскую пенсию, прочие социальные выплаты и воспользоваться бесплатным медицинским обслуживанием по системе ОМС.

Военный конфликт на Востоке Украины, а впоследствии и инцидент в Керченском проливе в ноябре 2018 г. побудили западные страны принять новые пакеты антироссийских санкций. Причем «донецкие» санкции оказались для нашей страны гораздо сушественнее «крымских», затронув ключевые секторы ее хозяйства (топливно-энергетический, оборонно-промышленный и финансовый).

Определенные проблемы для нашей экономики создает сворачивание сотрудничества и с самой Украиной. Она также, начиная с 2014 года, оказывает санкционное давление на РФ. Наиболее болезненной мерой стало прекращение поставок авиационных и газотурбинных двигателей, что вынудило Россию экстренно перенести их производство на собственную территорию. Будучи прежде крупнейшим импортером российского газа, Украина с ноября 2015г. перестала его покупать, предпочитая делать это по схеме реверса в Европе. В свою очередь, Россия ввела в отношении западного соседа собственные ограничения. Например, одной из целей, если не главной, прокладки по дну Балтийского моря газопровода «Северный поток 2» стало лишение Украины доходов за транзит по ее территории природного газа из России в Западную Европу. Это обойдется нашей стране недешево. Согласно подсчетам директора консалтинговой фирмы East European Gas Analysis М.Корчемкина, обшая стоимость газопроводной ветки превысит 40 млрд. евро. Из которых 9 млрд. евро, необходимых для строительства подводной части трубопровода, выделят европейские участники проекта. Остальные 31 млрд. евро, которые потребуются для создания наземной инфраструктуры на территории России, «Газпрому» предстоит оплатить самому. В дальнейшем часть этой

суммы, с высокой вероятностью, будет переложена на российских потребителей газа [31].

За период с 2011 по 2016гг. объем товарооборота между Россией и Украиной сократился с 50,6 млрд. долларов США до 10,2 млрд. долларов США, то есть почти пятикратно [32]. Правда, затем наблюдалось его увеличение до 12,9 млрд. долларов США в 2017 г. и 15,0 млрд. долларов США - в 2018 г. [33]. Взаимосвязь наших экономик, складывавшаяся на протяжении столетий, оказалась настолько тесной, что все возрастающее количество обоюдно вводимых ограничений не в состоянии ее разорвать. Для Украины по многим видам продукции Россия являлась основным или крупным рынком сбыта. Его потеря означала бы большое сокращение заказов вплоть до угрозы закрытия самих украинских предприятий.

В августе 2019 г. появилось сообщение о решении суда Люксембурга взыскать 2,6 млрд. долларов США с «Газпрома» по иску «Нафто-газа Украины». Аналогичные решения ожидаются и со стороны судебных органов других европейских государств [34].

Отметим, наконец, выход вновь образованной Православной церкви Украины из подчинения Московскому патриархату и получение ею в январе 2019 г. автокефалии. До этого Украинская православная церковь Московского патриархата имела порядка 12 тыс. приходов. Добровольно-принудительные пожертвования в пользу патриаршего центра оценочно составляли 20% доходов каждого прихода. После церковного раскола этот поток значительно обмелеет [35].

Заключение

Можно сделать вывод, что ухудшение российско-украинских отношений крайне неблагоприятно отражается на состоянии нашей экономики. Негативный эффект имеет не только сама по себе деградация двусторонних связей, но и международный резонанс от происходящего. Причем полученные Россией экономические выгоды достаточно скромны, тогда как отрицательные последствия конфронтации весьма разнообразны и многоплановы. Потери отечественной экономики здесь не поддаются простому арифметическому суммированию. Приходится лишь констатировать, что они велики. И что не менее важно - продолжают расти. Затянувшийся кризис российско-украинских отношений, кульминация которого пришлась на 2014 год, способствовал «сползанию» отечественной экономики в стагнаци-

онно-рецессивный режим функционирования со всеми вытекаюшими последствиями. Безусловно, нынешняя конфронтация не может продолжаться вечно. Рано или поздно кризис-

ный сценарий развития событий закончится. В интересах обеих сторон конфликта, чтобы нормализация отношений России с Украиной произошла бы как можно скорее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины // Техэксперт [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901737970 (дата обращения: 12.11.2019).

2. Совет Федерации рассмотрит соглашение по Черноморскому флоту // РИА Новости [сайт]. 2010. 28 апр. URL: https://ria.ru/20100428/227519242.html (дата обращения: 12.11.2019).

3. МИД РФ: В результате ратификации соглашения по ЧФ Украина сможет сэкономить на газе 40 млрд. долл. // Информационно-аналитический портал «НЕФТЬ РОССИИ» [сайт]. 2010. 27 апр. URL: http:// www.oilru.com/news/174987/ (дата обращения: 12.11.2019).

4. Официальное сообщение Министерства иностранных дел РФ «О прекращении международных договоров Российской Федерации» от 24.04.2014 г. // Техэксперт [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/499092226 (дата обращения: 12.11.2019).

5. Республика Крым в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. // Крымстат - С., 2018. С. 131-132. URL: https://crimea. gks.ru/storage/mediabank/Крым+в+цифрах.2017. pdf (дата обращения: 12.11.2019).

6. Крым был и остается дотационным регионом // domik.ua [сайт]. 2014. 13 мар. URL: http://domik.ua/ novosti/krym-byl-i-ostaetsya-dotacionnym-regionom-n218438.html (дата обращения: 12.11.2019).

7. Закон о бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, статья 1. // Государственный Совет Республики Крым [сайт]. URL: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/447z.pdf (дата обращения: 12.11.2019).

8. Закон о бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021годов, статья 1. // Государственный Совет Республики Крым [сайт]. URL: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/556z.pdf (дата обращения: 12.11.2019).

9. Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» No. 6-ФКЗ от 21.03.2014 г., статья 11 п.3, статья 13 п.1.

10. Зарплата бюджетников Крыма в 2014 г. выросла, - министр Романовская // Kerch.FM [сайт]. 2015. 07 февр. URL: https://kerch.fm/2015/02/07/zarplata-byudzhetnikov-kryma-rastet.html (дата обращения: 12.11.2019).

11. Какая пенсия в Крыму после воссоединения с Россией? // Перекоп.ру [сайт]. URL: https://www.perekop. ru/pension-in-the-crimea/ (дата обращения: 12.11.2019).

12. Указ Президента РФ от 31.03.2014г. No. 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пункт 1.

13. Республика Крым в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. // Крымстат. С., 2018. с. 155. URL: https://crimea.gks. ru/storage/mediabank/Крым+в+цифрах.2017. pdf (дата обращения: 12.11.2019)

14. Оксенойт Г. К. Динамика потребительских цен в 2015 году или во сколько обойдется россиянам новогодний стол? // Федеральная служба государственной статистики. М., 2015. с. 10. URL: https:// www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/prez_241215.pdf (дата обращения: 12.11.2019).

15. Власова А. Отдых в Турции и в Греции оказался дешевле, чем в Крыму // MKRU [сайт]. 2019. 24 июн. URL: https://www.mk.ru/social/2019/06/24/otdykh-v-turcii-i-grecii-okazalsya-deshevle-chem-v-krymu.html (дата обращения: 12.11.2019).

16. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", приложение No. 2 (редакция от 5 сентября 2018 г.). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014г. No. 790.

17. Бут М. Новый водовод Крыма заставит Украину забыть о водной блокаде // Экономика сегодня [сайт]. 2018. 28 дек. URL: https://rueconomics.ru/370097-novyi-vodovod-kryma-zastavit-ukrainu-zabyt-o-vodnoi-blokade (дата обращения: 12.11.2019).

18. Гордеев В. Подрыв уцелевших опор ЛЭП на Украине обесточил Крым // РБК [сайт]. 2015. 22 ноя. URL: https://www.rbc.ru/politics/22/11/2015/5650ef289a79470398c4ac87 (дата обращения: 12.11.2019).

19. «Все почувствуют разницу»: депутат рассказал, что будет с энергосистемой Крыма // РИА Новости Крым. 2019. 29 мая. URL: https://crimea.ria.ru/society/20190529/11 16736538.html (дата обращения: 12.11.2019).

20. Кадченко В. Крымский полуостров начал получать газ с материковой части России // ПЕРВЫЙ КАНАЛ [сайт]. 2016. 27 дек. URL: https://www.1tv.ru/news/2016-12-27/316962-krymskiy_poluostrov_nachal_ poluchat _gaz_s_materikovoy_chasti_rossii (дата обращения: 12.11.2019).

21. Хорошо ли мы живем? // Радио Свобода [сайт]. 2019. 18 июл. URL: https://www.svoboda.org/aZ30062224. html (дата обращения: 12.11.2019).

22. Ермаков А.Р., Ромашова И.Б., Дмитриева Н.Ю. Влияние «Крымских» санкций на экономику России и борьба за их отмену // Государственный Советник [сайт]. 2019. No. 3 (27). С. 116-127. URL: https://

gossovetnik.files.wordpress.com/2019/08/19-03.pdf (дата обращения: 12.11.2019).

23. Подсчитано количество погибших в Донбассе за время конфликта // Деловая газета «ВЗГЛЯД» [сайт]. 2019. 22 янв. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fvz.ru%2Fnews%2F2019%2F1%2F22% 2F960579.html&d=1 (дата обращения: 12.11.2019).

24. Чем Россия обеспечивает Донбасс и сколько это стоит // LIVEJOURNAL [сайт]. 2017. 29 апр. URL: https://solvaigsamara.livejournal.com/2891104.html (дата обращения: 12.11.2019).

25. Добровольский В. Суд ЕС счел доказанными заявления о поставках Россией оружия в Донбасс // РИА Новости [сайт]. 2017. 25 янв. URL: https://ria.ru/20170125/1486438816.html (дата обращения: 12.11.2019).

26. Британские исследователи нашли доказательства участия России в боях под Иловайском // Ведомости [сайт]. 2019. 19 авг. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/08/19/809081-ilovaiskom (дата обращения: 12.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Кушнир М. Россия концентрирует войска на границе с Украиной: как давно это происходит? // Крым. Реалии [сайт]. 2018. 13 дек. URL: https://ru.krymr.eom/a/rossiyskie-voyska-na-granice-s-ukrainoy/29654575. html (дата обращения: 12.11.2019).

28. Илларионов А. Путин ведет секретные переговоры по сбитому Боингу // Цензору.НЕТ [сайт]. 2019. 05 июл. URL: https://censoru.net/36884-putin-vedet-sekretnye-peregovory-po-sbitomu-boingu.html (дата обращения: 12.11.2019).

29. МИД РФ: более миллиона 100 тысяч беженцев с Украины находятся в России // РИА Новости [сайт]. 2015. 10 сент. URL: https://ria.ru/20150910/1241943341.html (дата обращения: 12.11.2019).

30. Указ Президента РФ от 29.04.2019г. No. 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» (в ред. от 17.07.2019).

31. Российское гражданство получили около 7 тысяч жителей Донбасса // Интерфакс [сайт]. 2019. 23 июл. URL: https://www.interfax.ru/russia/670165 (дата обращения: 12.11.2019).

32. Пилипчук Т. Газопровод «Северный поток 2» обойдется России в 40 млрд. евро // 1RRE [сайт]. 2018. 24 ноя. URL: http://www.1rre.ru/206319-gazoprovod-severnyj-potok-2-obojdetsya-rossii-v-40-milliardov-evro. html (дата обращения:- 12.11.2019).

33. Динамика торговли России с Украиной в 2010-2017 годах // RT russian-trade.com Внешняя Торговля России [сайт]. 2018. 11 мар. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-ukrainoy-v-2010-2017-godah/ (дата обращения: 12.11.2019).

34. Торговля между Россией и Украиной в 2018 г. // RT russian-trade.com Внешняя Торговля России [сайт]. 2019. 9 февр. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-ukrainoy-v-2018-g/ (дата обращения: 12.11.2019).

35. У «Газпрома» начинают изымать имущество в Европе // РОСБАЛТ [сайт]. 2019. 14 авг. URL: http://www. rosbalt.ru/business/2019/08/14/1797234.html (дата обращения - 12.11.2019).

36. Антипченко Д. Сколько денег потеряет РПЦ на Украине. Инфографика News.ru о материальных утратах Церкви // News.ru [сайт]. 2018. 13 окт. URL: https://news.ru/den-gi/ukraina-cerkov-rpc-poteri/ (дата обращения: 12.11.2019).

37. Delvig, N. A. & Redkina, L. I. The conceptual changes of Russian military education in the 19th century: the Crimean war - before and after. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2019, 38 (2), 374-384. doi: 10.32744/pse.2019.2.28

REFERENCES

1. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of Ukraine on mutual settlements related to the division of the Black Sea Fleet and the stay of the Black Sea Fleet of the Russian Federation in the territory of Ukraine // Technexpert [website]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/901737970 (accessed 12 December 2019).

2. The Federation Council will consider the agreement on the Black Sea Fleet // RIA Novosti [website]. 2010. 28 Apr. Available at: https://ria.ru/20100428/227519242.html (accessed 12 December 2019).

3. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation: As a result of ratification of the agreement on the Black Sea Fleet Ukraine will be able to save $40 billion on gas // Information and analytical portal "OIL OF RUSSIA" [website]. 2010. 27 Apr. Available at: http://www.oilru.com/news/174987/ (accessed 12 December 2019).

4. Official communication of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation "On termination of international treaties of the Russian Federation" dd. 24.04.2014 // Techexpert [website]. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/499092226 (accessed 12 December 2019).

5. The Republic of Crimea in numbers. 2017: Short Statistical Collection // Crimstat - S., 2018 - c.131-132. Available at: https://crimea.gks.ru/storage/ mediabank/Крым+в+цифрах.2017.pdf (accessed 12 December 2019).

6. Crimea was and remains a subsidized region // domik.ua [website]. 2014. 13 Mar. Available at: http://domik. ua/novosti/krym-byl-i-ostaetsya-dotacionnym-regionom-n218438.html (accessed 12 December 2019).

7. Law on the budget of the Republic of Crimea for 2018 and for the planning period 2019 and 2020, article 1. // State Council of the Republic of Crimea [website]. Available at: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/447z. pdf (accessed 12 December 2019).

8. Law on the budget of the Republic of Crimea for 2019 and for the planning period of 2020 and 2020, article 1. // State Council of the Republic of Crimea [website]. Available at: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/ act/556z.pdf (accessed 12 December 2019).

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Federal Constitutional Law "On acceptance to the Russian Federation of the Republic of Crimea and formation of new subjects - the Republic of Crimea and the city of federal importance of Sevastopol" No. 6-®K3 dd. 21.03.2014, article 11 item 3, article 13 item 1.

The salary of budget employees of Crimea in 2014 increased, - Minister Romanovskaya // Kerch.FM [website]. 2015. 07 Feb. Available at: https://kerch.fm/2015/02/07/zarplata-byudzhetnikov-kryma-rastet.html (date of the address 12.11.2019).

What pension is in Crimea after reunification with Russia? // nepeKon.py [website]. Available at: https:// www.perekop.ru/pension-in-the-crimea/ (date of the address 12.11.2019).

Decree of the President of the Russian Federation dd 31.03.2014 No.192 "On measures of state support for citizens who are recipients of pensions in the territories of the Republic of Crimea and Sevastopol", item 1. The Republic of Crimea in numbers. 2017: Short statistical collection // Crimstat - S., 2018 - p.155. Available at: https://crimea.gks.ru/storage/mediabank/KpbiM+B+UM^pax.2017. pdf (date of the address 12.11.2019) Oxenoyt G.K. Dynamics of consumer prices in 2015 or how much will the New Year table cost Russians? // Federal Service of State Statistics. Moscow, 2015. p.10. Available at: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/ rosstat/smi/ prez_241215.pdf (accessed 12 December 2019).

Vlasova A. Rest in Turkey and Greece was cheaper than in Crimea // MKRU [website]. 2019. 24 Jun. Available at: https://www.mk.ru/social/2019/06/24/otdykh-v-turci i-i-grecii-okazalsya-deshevle-chem-v-krymu.html

(accessed 12 December 2019).

Federal target program "Social and economic development of the Republic of Crimea and Sevastopol until 2022", Annex No2 (redaction d.d. September 5, 2018). Approved by Government Decision No790 d.d. August 11, 2014.

Booth M. New water pipeline of Crimea will force Ukraine to forget about the water blockade // Economics today [website]. 2018. 28 Dec. Available at: https://rueconomics.ru/370097-novyi-vodovod-kryma-zastavit-ukrainu-zabyt-o-vodnoi-blokade (accessed 12 December 2019).

Gordon V. The explosion of surviving power line supports in Ukraine de-energized of Crimea // RBC [website].

2015. 22 Nov. Available at: https://www.rbc.ru/politics/22/11/2015/ 5650ef289a79470398c4ac87 (accessed 12 December 2019).

"Everyone will feel the difference": the deputy told what will happen to the power system of Crimea // RIA Novosti Crimea. 2019. 29 May. Available at: https://crimea.ria.ru/society/20190529/1116736538.html (accessed 12 December 2019).

Kadchenko V. Crimean Peninsula started receiving gas from mainland Russia // FIRST Channel [website].

2016. 27 Dec. Available at: https://www.1tv.ru/news/2016-12-27/316962-krymskiy_poluostrov_nachal_ poluchat _gaz_s_materikovoy_chasti_rossii (accessed 12 December 2019).

Do we live well? // Radio Liberty [website]. 2019. 18 July. Available at: https://www.svoboda.org/aZ30062224. html (accessed 12 December 2019).

A.R. Ermakov, I.B. Romashova, N.Yu. Dmitrieva "Influence of sanctions on economy of Russia (due to Crimea's unification with Russia) and struggle for their cancellation" Available at: https://gossovetnik.files. wordpress.com/2019/08/19-03.pdf (accessed 12 December 2019).

The number of deaths in the Donbass during the conflict has been calculated // Business newspaper "VIEW" [website]. 2019. 22 Jan. Available at: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fvz.ru%2Fnews%2F201 9%2F1%2F22%2F960579.html&d=1 (accessed 12 December 2019).

Than Russia provides Donbass and how much it costs // LIVEJOURNAL [website]. 2017. 29 apr. Available at: https://solvaigsamara.livejournal.com/2891104.html (accessed 12 December 2019).

Dobrovol'skyi V. Court of the EU found proven statements about the supply of arms by Russia to the Donbass // RIA Novosti [website]. 2017. 25 Jan. Available at: https://ria.ru/20170125/1486438816.html (accessed 12 December 2019).

British researchers found evidence of Russia 's participation in the battles near Ilovaysk // Vedomosti [website]. 2019. 19 Aug. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/08/19/809081-ilovaiskom (accessed 12 December 2019).

Koushnir M. Russia is concentrating troops on the border with Ukraine: how long ago is this happening? // Crimea.Reality [website]. 2018. 13 Dec. Available at: https://ru.krymr.com/a/rossiyskie-voyska-na-granice-s-ukrainoy/29654575.html (accessed 12 December 2019).

Illarionov A. Putin holds secret talks on the shot down Boeing // UeH3opy.HET [website]. 2019. 05 July. Available at: https://censoru.net/36884-putin-vedet-sekretnye-peregovory-po-sbitomu-boingu.html (accessed 12 December 2019).

Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation: more than a million 100 thousand refugees from Ukraine are in Russia // RIA Novosti [website]. 2015. 10 Sept. Available at: https://ria.ru/20150910/1241943341.html

(accessed 12 December 2019).

Decree of the President of the Russian Federation No. 187 dd. 29.04.2019 "On certain categories of foreign citizens and stateless persons entitled to apply for citizenship of the Russian Federation in a simplified manner"

(accessed 12 December 2019).

About 7,000 residents of Donbass received Russian citizenship // Interfax [website]. 2019. 23 Jul. Available at: https://www.interfax.ru/russia/670165 (accessed 12 December 2019).

Pilipchuk T. "Nord Stream 2" gas pipeline will cost Russia 40 billion euros // 1RRE [website]. 2018. 24 Nov. Available at: http://www.1rre.ru/206319-gazoprovod-severnyj-potok-2-obojdetsya-rossii-v-40-milliardov-evro.html (accessed 12 December 2019).

33. Dynamics of trade Russia with Ukraine in 2010-2017 // RT russian-trade.com Russian Foreign Trade [website].

2018. 11 Mar. Available at: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-ukrainoy-v-2010-2017-godah/ (accessed 12 December 2019).

34. Trade between Russia and Ukraine in 2018 // RT russian-trade.com Foreign Trade of Russia [website]. 2019. 9 Febr. Available at: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-ukrainoy-v-2018-g/ (accessed 12 December 2019).

35. In Europe is beginning to seize property of Gazprom. // ROSBALT [website]. 2019. 14 Aug. Available at: http://www.rosbalt.ru/business/2019/08/14/ 1797234.html (accessed 12 December 2019).

36. Antipchenko D. How much money will lose the Russian Orthodox Church in Ukraine. Infographic News.ru about material losses of the Church // News.ru [website]. 2018. 13 Oct. Available at: https://news.ru/den-gi/ ukraina-cerkov-rpc-poteri/ (accessed 12 December 2019).

37. Delvig, N. A. & Redkina, L. I. The conceptual changes of Russian military education in the 19th century: the Crimean war - before and after. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education,

2019, 38 (2), 374-384. doi: 10.32744/pse.2019.2.28

Информацияоб авторах Ермаков Андрей Русланович (Россия, Нижний Новгород) Доцент, Кандидат экономических наук Доцент кафедры финансов и кредита ИЭП Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского E-mail: [email protected]

Дмитриева Наталья Юрьевна (Россия, Нижний Новгород) Кандидат экономических наук Доцент кафедры финансов и кредита ИЭП Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского E-mail: [email protected]

Рубцова Евгения Михайловна (Россия, Нижний Новгород) Кандидат экономических наук Доцент кафедры финансов и кредита ИЭП Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского E-mail: [email protected]

Information about the authors Andrej R. Ermakov (Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Economic Sciences Associate Professor of department of finances and credit IEE

National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod E-mail: [email protected]

Natal'ja J. Dmitrieva (Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Economic Sciences Associate Professor of department of finances and credit IEE

National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod E-mail: [email protected]

Evgeniya M. Rubtsova (Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Economic Sciences Associate Professor of department of finances and credit IEE

National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.