Научная статья на тему 'ПОСЛЕДСТВИЯ COVID-19 ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЯ'

ПОСЛЕДСТВИЯ COVID-19 ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / туризм / туристические предприятия / COVID19 / пандемия / предприятие. / China / tourism / tourism enterprises / COVID-19 / pandemic / enterprise.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Чжаолун, Нуриева А.Р.

Туризм обеспечивает средствами к существованию миллионы людей, а миллиардам других дает возможность по достоинству оценить культурную самобытность своего народа и народов других стран, а также богатство природы. В целом туризм является третьей по величине экспортной отраслью мировой экономики. Туризм оказался сектором, значительно пострадавшим от пандемии COVID-19, которая серьезно сказывается на экономике, получении людьми средств к существованию, системе общественных услуг и ограничивает спектр возможностей на всех континентах. В рамках настоящей статьи был проведен опрос по выявлению последствий пандемии для туристических предприятий Китая. В опросе участвовали руководители малых и средних предприятий, занятых в отрасли туризма, в количестве 1212 человек, из которых 236 мужчин и 976 женщин. Результаты опроса показали, что в структуре респондентов преобладают люди «среднего» возраста от 36 до 55 лет; 85% туристических предприятий относятся большинство предприятий относятся к микрои малому бизнесу; 81% респондентов считают, что уровень дохода их фирмы стал значительно ниже в результате пандемии; 92% респондентов отметили негативное воздействии COVID-19 на бизнес-операции предприятия. Результаты проведенного опроса показали, что одной из приоритетных задач правительства Китая должна быть финансовая поддержка малых и средних предприятий, занятых в туристической отрасли; налоговые каникулы (возможность отсроченных платежей), льготное кредитование; помощь в трудоустройстве сотрудникам, потерявшим работу в результате пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSEQUENCES OF COVID-19 FOR TOURISM ENTERPRISES IN CHINA

Tourism provides livelihood for millions of people, and gives billions of others the opportunity to appreciate the cultural identity of their people and the peoples of other countries, as well as the richness of nature. In general, tourism is the third largest export industry of the world economy. Tourism turned out to be a sector significantly affected by the COVID-19 pandemic, which seriously affects the economy, people's livelihood, the system of public services and limits the range of opportunities on all continents. Within the framework of this article, a survey was conducted to identify the consequences of the pandemic for Chinese tourism enterprises. The survey involved the heads of small and medium-sized enterprises engaged in the tourism industry, in the number of 1,212 people, of which 236 were men and 976 women. The survey results showed that the structure of respondents is dominated by people of "middle" age from 36 to 55 years; 85% of tourism enterprises belong to the majority of enterprises belong to micro and small businesses; 81% of respondents believe that the income level of their company has become significantly lower as a result of the pandemic; 92% of respondents noted the negative impact of COVID-19 on the business operations of the enterprise. The results of the survey showed that one of the priorities of the Chinese government should be financial support for small and medium-sized enterprises engaged in the tourism industry; tax holidays (the possibility of deferred payments), preferential lending; assistance in finding employment for employees who lost their jobs as a result of the pandemic.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДСТВИЯ COVID-19 ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЯ»

DOI: 10.54861/ 27131211_2021_4_18

УДК 338.48:614.4

ПОСЛЕДСТВИЯ COVID-19 ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

КИТАЯ

Ли Чжаолун, магистрант,

Казанский приволжский федеральный университет,

г. Казань, Россия

Нуриева А.Р., кандидат экономических наук, доцент, заведующая

кафедрой международных экономических отношений Института

международных отношений,

Казанский приволжский федеральный университет,

г. Казань, Россия

Аннотация. Туризм обеспечивает средствами к существованию

миллионы людей, а миллиардам других дает возможность по достоинству

оценить культурную самобытность своего народа и народов других стран, а

также богатство природы. В целом туризм является третьей по величине

экспортной отраслью мировой экономики. Туризм оказался сектором,

значительно пострадавшим от пандемии COVID-19, которая серьезно

сказывается на экономике, получении людьми средств к существованию,

системе общественных услуг и ограничивает спектр возможностей на всех

континентах. В рамках настоящей статьи был проведен опрос по выявлению

последствий пандемии для туристических предприятий Китая. В опросе

участвовали руководители малых и средних предприятий, занятых в отрасли

туризма, в количестве 1212 человек, из которых 236 мужчин и 976 женщин.

Результаты опроса показали, что в структуре респондентов преобладают люди

«среднего» возраста – от 36 до 55 лет; 85% туристических предприятий

относятся большинство предприятий относятся к микро- и малому бизнесу;

18

81% респондентов считают, что уровень дохода их фирмы стал значительно

ниже в результате пандемии; 92% респондентов отметили негативное

воздействии COVID-19 на бизнес-операции предприятия. Результаты

проведенного опроса показали, что одной из приоритетных задач

правительства Китая должна быть финансовая поддержка малых и средних

предприятий, занятых в туристической отрасли; налоговые каникулы

(возможность отсроченных платежей), льготное кредитование; помощь в

трудоустройстве сотрудникам, потерявшим работу в результате пандемии.

Ключевые слова: Китай, туризм, туристические предприятия, COVID-

19, пандемия, предприятие.

CONSEQUENCES OF COVID-19 FOR TOURISM ENTERPRISES IN

CHINA

Li Zhaolong, Master's student,

Kazan Volga Federal University,

Kazan, Russia

Nurieva A.R., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the

Department of International Economic Relations of the Institute of

International Relations,

Kazan Volga Federal University,

Kazan, Russia

Abstract. Tourism provides livelihood for millions of people, and gives

billions of others the opportunity to appreciate the cultural identity of their people

and the peoples of other countries, as well as the richness of nature. In general,

tourism is the third largest export industry of the world economy. Tourism turned

out to be a sector significantly affected by the COVID-19 pandemic, which seriously

affects the economy, people's livelihood, the system of public services and limits the

range of opportunities on all continents. Within the framework of this article, a

survey was conducted to identify the consequences of the pandemic for Chinese

19

tourism enterprises. The survey involved the heads of small and medium-sized enterprises engaged in the tourism industry, in the number of 1,212 people, of which

236 were men and 976 women. The survey results showed that the structure of

respondents is dominated by people of "middle" age - from 36 to 55 years; 85% of

tourism enterprises belong to the majority of enterprises belong to micro and small

businesses; 81% of respondents believe that the income level of their company has

become significantly lower as a result of the pandemic; 92% of respondents noted

the negative impact of COVID-19 on the business operations of the enterprise. The

results of the survey showed that one of the priorities of the Chinese government

should be financial support for small and medium-sized enterprises engaged in the

tourism industry; tax holidays (the possibility of deferred payments), preferential

lending; assistance in finding employment for employees who lost their jobs as a

result of the pandemic.

Keywords: China, tourism, tourism enterprises, COVID-19, pandemic,

enterprise.

JEL classification: Z32, L53, G01.

Для цитирования: Ли Чжаолун, Нуриева А.Р. Последствия COVID-19

для туристических предприятий Китая // Прогрессивная экономика. 2021.

№4. 18– 30.

Введение

Впервые о вспышке коронавирусной инфекции (COVID-19) было

известно в середине декабря 2019 г. Вирус имеет длительный латентный

период с симптомами, аналогичными симптомам сезонного гриппа, что

затрудняет дифференциацию двух заболеваний. Быстрая передача COVID-19

была еще более усилена фестивалем Китайской весны – событием, ради

которого граждане путешествуют по всей стране, чтобы воссоединиться со

своими семьями. Все китайские города начали вводить строгие превентивные

20

меры в конце января 2020 г., такие как ограничение на выход из дома,

закрытие малых и средних предприятий [1].

Деловые и развлекательные поездки практически полностью

прекратились по всему Китаю, что привело к разрушению туристической

индустрии ввиду резкого падения денежного потока.

В контексте туризма в научных исследованиях по антикризисному

управлению изучены лучшие практики реагирования отрасли на различные

катастрофы, включая финансовые кризисы, стихийные бедствия,

террористические атаки и вспышки инфекционных заболеваний [7]. Однако,

учитывая глубину и масштабы COVID-19, эта пандемия создала

непредвиденные проблемы для предприятий, связанных с туризмом, особенно

для малых и средних фирм [6]. В данном исследовании был осуществлен

опроса предприятий, связанных с туризмом, в Цзянси, соседней провинции

Ухань, Китай. Полученные в результате проведения исследования ответы

были систематизированы, результаты представлены в виде таблиц и диаграмм.

Обзор литературы

Индустрия туризма особенно подвержена различным типам кризисов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

особенно стихийным бедствиям, которые препятствуют путешествиям. Как

отмечается в литературе, туристические фирмы часто не готовы к кризисным

ситуациям. В свою очередь, исследователи T. Manuel, T.L. Herron обнаружили,

что во время экономического кризиса подход турецкой туристической

индустрии к управлению кризисными ситуациями зависел в большей степени

от уровня экономического развития страны, наличия финансовых ресурсов,

возможностей государственных чиновников и работников отрасли [8]. В

исследовании, анализирующим вспышку ящура, было обнаружено что

небольшие туристические фирмы в Великобритании пострадали независимо

от местной эпидемической ситуации; ввиду отсутствия готовности к кризису

для восстановления требовались ответные и специальные меры. Одной из

таких мер является финансовая помощь, особенно когда предприятия

испытывают трудности с погашением задолженности. Поэтому во время

21

такого серьезного кризиса, как COVID-19 многие предприятия стремятся

получить финансовую помощь от национальных и местных органов власти,

такую как экспресс-кредиты и облегчение долгового бремени [9].

В индустрии туризма стремление к социально-эмоциональному

богатству является ключевым мотивом благотворительной деятельности

бизнеса, и профессионалы отрасли особенно обеспокоены репутационными

последствиями в сообществе после возникновения и распространения COVID-

19. Выполнение моральных обязательств и социальной ответственности в

целом укрепляет социальную и экономическую укорененность малого и

среднего туристического бизнеса в сообществе и способствует лояльности

клиентов [2; 6].

В литературе по антикризисному управлению туризмом очень немногие

эмпирические исследования изучали влияние пандемии на бизнес, связанный

с туризмом. Учитывая масштабы и устойчивость вспышки COVID-19 как

глобальной пандемии, тщательный анализ ее влияния на эффективность и

деятельность туристических предприятий помогает лучше понять реальную

практику по смягчению таких последствий. В научной литературе,

посвященной социальной ответственности бизнеса, чаще всего упоминаются

крупные корпорации и направления, при этом отмечено сравнительно мало

эмпирических исследований, касающихся малого и среднего бизнеса.

Поскольку большинство туристических предприятий относятся к малому и

среднему бизнесу, анализ их мотивов и сдерживающих факторов

обуславливает актуальность данного исследования [4; 5].

Последствия COVID-19 демонстрируют признаки того, что этот кризис

не только отличается, но и может привести к глубоким и долгосрочным

структурным и трансформационным изменениям в туризме как социально-

экономической деятельности и отрасли. Действительно, глобальные и

огромные масштабы, многомерные и взаимосвязанные последствия,

бросающие вызов нынешним ценностям и системам и ведущие к всемирной

22

рецессии и депрессии, являются наиболее отличительными характеристиками

этой пандемии [3].

Материалы и методы исследования

В провинции Цзянси, на юго-востоке Китая, находятся четыре объекта

Всемирного наследия ЮНЕСКО и несколько достопримечательностей

красного туризма высшего уровня, связанных с эволюционной историей

Коммунистической партии Китая. В 2019 г. число внутренних и въездных

туристов, прибывших в провинцию, достигло 79,08 млн. и 1,97 млн.

соответственно, что принесло 959,67 млрд. юаней доходов от туризма и 0,87

млрд. долл. США в экономику провинции. С целью выявления последствий

пандемии для туристических предприятий Китая был проведен опрос,

организованный при поддержке Департамента культуры и туризма Цзянси

(провинциальным бюро, курирующим местное управление туризмом,

маркетинг и планирование) [3].

Для исследования были приглашены люди – владельцы малых и средних

туристических предприятий в Китае, которые добровольно согласились

принять участие в анкетировании. Респондентам предлагалось ответить на 4

вопроса с выбором ответа. Форма анкеты была разработана автором

самостоятельно. Цель этого опроса состояла в том, чтобы получить данные из

первых рук для разработки рекомендаций на уровне провинций для оказания

помощи предприятиям, связанным с туризмом, наиболее пострадавшим в виду

пандемии COVID-19.

Численность участников анкетирования – 1212 человек, среди которых

236 мужчин и 976 женщин.

На рис. 1 показано распределение ответивших предприятий по

провинции, определенное в соответствии с функцией автоматического

определения местоположения в онлайн-формах.

23

Рис. 1. Географическое распределение респондентов

Источник: составлено авторами на основе [2]

Информация, полученная в ходе обработки результатов анкетирования,

представлена в таблице 1.

Таблица 1

Распределение респондентов по половозрастному признаку

Половая принадлежность

Возраст респондентов

Мужчины

Женщины

От 26 до 35 лет

10

4

От 36 до 45 лет

76

424

От 46 до 55 лет

138

298

От 56 лет

12

250

Итого

236

976

Источник: составлено авторами на основе [9]

По данным табл. 1 видно, что в структуре респондентов преобладают

люди «среднего» возраста – от 36 до 55 лет. Также среди опрошенных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

присутствуют руководители, чей возраст меньше верхней, либо больше

нижней границы, т.е. менее 36 и более 55 лет. Отметим, что среди «молодых

руководителей» преобладает доля мужчин, что, очевидно, связано с некоторой

24

гендерной предрасположенностью их к руководящей работе, а также большей

распространенностью в данной провинции консервативных взглядов на

политику ведения бизнеса, в частности, по вопросам управления. При этом

соотношение руководителей «старшего» возраста существенно обращено в

пользу женщин, в основном по той причине, что в целом среди респондентов

доля женщин выше.

Перейдем к анализу предприятий в соответствии с уровнем получаемого

дохода в периоде 2017-2019 гг. Данная классификация обоснована

экономически по данным годовых отчетов и сведений с реестра организации

малого и среднего бизнеса (рис. 2).

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

15%

45%

40%

Рис. 2. Долевое соотношение предприятий в соответствии с объемом

получаемого дохода

Источник: составлено авторами

В соответствии с данными рис.2. можно увидеть, что большинство

предприятий относятся к микро- и малому бизнесу – в абсолютном выражении

количество данных ответов равно 1035, что в относительных единицах

соответствует 85%. В структуре рассматриваемых предприятий преобладают

предприятия микробизнеса. Доля предприятий, которые в соответствии с

25

уровнем дохода и другими экономическими характеристиками можно было

бы отнести к средним предприятиям, сравнительно невелика – всего 15% от

общего числа предприятий, что соответствует 177 абсолютным единицам.

Далее перейдем к анализу субъективного мнения руководителей о

доходности их фирмы в виду возникновения пандемии коронавируса.

Респондентам был задан вопрос «Как вы считаете, изменился ли уровень

дохода Вашей фирмы ввиду пандемии?», ответ на который представлен на

рис.3.

5%

14%

81%

Да, уровень дохода стал значительно выше

Нет, уровень дохода стал ниже

Не имею представления об уровне доходности моего

предпрития/Не интересуюсь этой темой

Рис. 3. Результаты ответа на вопрос об уровне дохода фирмы ввиду

пандемии

Источник: составлено авторами

Согласно данным рис.3., большинство респондентов считают, что

уровень дохода их фирмы стал значительно ниже – 986 человек, что в

относительном выражении равно 81% от общего числа опрошенных. Вместе с

тем 55 человек (5%) считают, что доходы выросли, несмотря на пандемию, а

171 человек (14%) оказались далеки от сути данного вопроса и выбирали

нейтральный ответ о том, что они не интересуются темой доходности фирмы.

26

В завершение опроса, у руководителей были собраны мнения о том, как

повлияла пандемия на их бизнес и туристическую отрасль в целом. Данные

были систематизированы и для наглядности представлены на рис. 4.

8%

18%

74%

Позитивное

Скорее негативное (сократился штат, упали доходы и др.)

Крайне негативное (существенно упали доходы, пришлось брать

дополнительные кредиты, предприятие пришлось временно закрыть и др.)

Рис. 4. Результаты ответа на вопрос «Как Вы считаете, какое влияние

оказала пандемия на Ваш бизнес и на отрасль в целом»

Источник: составлено авторами

Как видно из данных рис.4, большая часть ответов руководителей

говорит о негативном и крайне негативном влиянии пандемии коронавируса

на предприятия туристической отрасли в Китае.

Результаты опроса показывают, насколько сильно пандемия COVID-19

затронула предприятия, связанные с туризмом: при этом 92% респондентов

сообщили о значительном негативном воздействии вируса на бизнес-операции

и всего для 8% предприятий туристической отрасли в Китае пандемия оказала

положительное воздействие.

Заключение

Туризм является важным сектором экономики во многих странах, и

огромный шок, который пандемия COVID-19 вызвала в этом секторе,

ощущается и в остальной части экономики. Чтобы сдержать распространение

27

вируса, страны всего мира приняли беспрецедентные меры. Однако

ограничения, наложенные на поездки, деятельность предприятий и

индивидуальные взаимодействия, стали камнем преткновения для

туристических предприятий Китая.

Результаты проведенного опроса показали, что одной из приоритетных

задач правительства Китая должна быть финансовая поддержка малых и

средних предприятий, занятых в туристической отрасли; налоговые каникулы

(возможность отсроченных платежей), льготное кредитование; помощь в

трудоустройстве сотрудникам, потерявшим работу в результате пандемии.

Литература

1. Aguilera R.V., Rupp D.E., Williams C.A., Ganapathi J. Putting the S back

in corporate social responsibility: A multilevel theory of social change in

organizations // Academy of Management Review. 2007. Vol. 32. pp. 836–863.

2. Besser T.L. The consequences of social responsibility for small business

owners in small towns // Business Ethics: A European Review. 2012. Vol. 21. pp.

129–139.

3. Canavati S. Corporate social performance in family firms: A meta-analysis

// Journal of Family Business Management. 2018. No 8 (3). pp. 235–273.

4. Filimonau V., Derqui B., Matute J. The COVID-19 pandemic and

organisational commitment of senior hotel managers // International Journal of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hospitality Management. 2020. Vol. 91. p. 102659.

5. Harris L., He H. The impact of Covid-19 pandemic on corporate social

responsibility and marketing philosophy // Journal of Business Research. 2020. Vol.

116. pp. 176–182.

6. Humphries J.E., Neilson C., Ulyssea G. The evolving impacts of COVID-

19 on small businesses since the CARES act // In Discussion Paper 2230. 2020. 27

p.

28

7. Jin X., Qu M., Bao J. Impact of crisis events on Chinese outbound tourist

flow: A framework for post-events growth // Tourism Management. 2019. Vol. 74.

pp. 334–344.

8. Manuel T., Herron T. L. An ethical perspective of business CSR and the

COVID-19 pandemic // Society and Business Review. 2020. No 15 (3). pp. 235–

253.

9. Yang Y., Zhang H., Chen X. Coronavirus pandemic and tourism: Dynamic

stochastic general equilibrium modeling of infectious disease outbreak // Annals of

Tourism Research. 2020. Vol. 83. p. 102913.

References

1. Aguilera R.V., Rupp D.E., Williams C.A., Ganapathi J. Putting the S back

in corporate social responsibility: A multilevel theory of social change in

organizations // Academy of Management Review. 2007. Vol. 32. pp. 836–863.

2. Besser T.L. The consequences of social responsibility for small business

owners in small towns // Business Ethics: A European Review. 2012. Vol. 21. pp.

129–139.

3. Canavati S. Corporate social performance in family firms: A meta-analysis

// Journal of Family Business Management. 2018. No 8 (3). pp. 235–273.

4. Filimonau V., Derqui B., Matute J. The COVID-19 pandemic and

organisational commitment of senior hotel managers // International Journal of

Hospitality Management. 2020. Vol. 91. p. 102659.

5. Harris L., He H. The impact of Covid-19 pandemic on corporate social

responsibility and marketing philosophy // Journal of Business Research. 2020. Vol.

116. pp. 176–182.

6. Humphries J.E., Neilson C., Ulyssea G. The evolving impacts of COVID-

19 on small businesses since the CARES act // In Discussion Paper 2230. 2020. 27

p.

29

7. Jin X., Qu M., Bao J. Impact of crisis events on Chinese outbound tourist

flow: A framework for post-events growth // Tourism Management. 2019. Vol. 74.

pp. 334–344.

8. Manuel T., Herron T. L. An ethical perspective of business CSR and the

COVID-19 pandemic // Society and Business Review. 2020. No 15 (3). pp. 235–

253.

9. Yang Y., Zhang H., Chen X. Coronavirus pandemic and tourism: Dynamic

stochastic general equilibrium modeling of infectious disease outbreak // Annals of

Tourism Research. 2020. Vol. 83. p. 102913.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.