Научная статья на тему 'ПОСЛЕДСТВИЯ БРЕКЗИТА ДЛЯ УЭЛЬСА'

ПОСЛЕДСТВИЯ БРЕКЗИТА ДЛЯ УЭЛЬСА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / УЭЛЬС / ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ / ПЛАЙД КАМРИ / БРЕКЗИТ / ДЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Охошин Олег Валерьевич

После выхода Великобритании из ЕС её кельтские регионы (Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс) столкнулись с ухудшением условий своего социально-экономического развития и стали требовать от Б. Джонсона пересмотреть принципы взаимодействия центральных и автономных органов власти в пользу расширения деволюции. В Уэльсе сепаратистские тенденции не достигли таких масштабов, как в Шотландии и Северной Ирландии. Тем не менее наметилась серьёзная конфронтация на межправительственном уровне - лейбористы во главе с М. Дрейкфордом, которые находятся у власти в Уэльсе, протестуют против региональной политики Б. Джонсона. Наиболее острые противоречия возникли в связи с применением Закона о внутреннем рынке 2020 г. и неспособности центральной власти возместить региону потерю субсидий из структурных фондов ЕС после брекзита. Чтобы оказать давление на центральную власть, лейбористы в октябре 2021 г. организовали специальную комиссию, которая рассмотрит вопрос об отделении региона от Соединённого Королевства и передаче дополнительных полномочий местному правительству. Этот факт свидетельствует о нарастании глубокого системного кризиса в стране, который заставляет регионы сомневаться в способности Вестминстера эффективно использовать рычаги управления, чтобы справиться с последствиями брекзита и пандемии коронавируса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFTERMATH OF BREXIT FOR WALES

After withdrawal of the UK from the EU its Celtic regions (Scotland, Northern Ireland, Wales) faced a deterioration in the conditions for their socio-economic development and began to demand from B. Johnson to revise the principles of interaction between central government and local authorities in favor of expanding devolution. In Wales, separatist tendencies have not reached the same magnitude as in Scotland and Northern Ireland. Nevertheless, an acute confrontation arose at the intergovernmental level - the M. Drakeford’s Labour government protests against B. Johnson’s regional policy. The most acute contradictions arose against the background of the application of the UK Internal Market Act 2020 and the inability of the British government to compensate the region for the loss of subsidies from the EU structural funds after Brexit. To put pressure on the central government, Labour Party in Wales organized a special commission in October 2021 to consider separating the region from the United Kingdom and transferring additional powers to the local authority. This fact indicates the growth of a deep systemic crisis in the country, which makes the regions doubt the ability of the central government to effectively use its instruments to cope with the consequences of Brexit and the coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДСТВИЯ БРЕКЗИТА ДЛЯ УЭЛЬСА»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №6

УДК 327

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran62021104111

ПОСЛЕДСТВИЯ БРЕКЗИТА ДЛЯ УЭЛЬСА

Олег Валерьевич Охошин

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: ohoshin89@gmail.com, ORCID: 0000-0002-5383-1137

Ссылка для цитирования: Охошин О.В. Последствия брекзита для Уэльса // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. №6. С. 104-111. DOI: 10.15211/vestnikieran62021104111

Аннотация. После выхода Великобритании из ЕС её кельтские регионы (Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс) столкнулись с ухудшением условий своего социально-экономического развития и стали требовать от Б. Джонсона пересмотреть принципы взаимодействия центральных и автономных органов власти в пользу расширения деволюции. В Уэльсе сепаратистские тенденции не достигли таких масштабов, как в Шотландии и Северной Ирландии. Тем не менее наметилась серьёзная конфронтация на межправительственном уровне -лейбористы во главе с М. Дрейкфордом, которые находятся у власти в Уэльсе, протестуют против региональной политики Б. Джонсона. Наиболее острые противоречия возникли в связи с применением Закона о внутреннем рынке 2020 г. и неспособности центральной власти возместить региону потерю субсидий из структурных фондов ЕС после брекзита. Чтобы оказать давление на центральную власть, лейбористы в октябре 2021 г. организовали специальную комиссию, которая рассмотрит вопрос об отделении региона от Соединённого Королевства и передаче дополнительных полномочий местному правительству. Этот факт свидетельствует о нарастании глубокого системного кризиса в стране, который заставляет регионы сомневаться в способности Вестминстера эффективно использовать рычаги управления, чтобы справиться с последствиями брекзита и пандемии коронавируса. Ключевые слова: Великобритания, Уэльс, Лейбористская партия, Плайд Камри, брекзит, деволюция.

Статья поступила в редакцию: 15.12.2021.

AFTERMATH OF BREXIT FOR WALES

Oleg V. Okhoshin

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: ohoshin89@gmail.com, ORCID: 0000-0002-5383-1137

For citing: Okhoshin, O.V. (2021). Aftermath of Brexit for Wales. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 24(6): 104-111. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran62021104111

© Охошин О.В. - к.и.н., с.н.с. Центра британских исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН.

Abstract. After withdrawal of the UK from the EU its Celtic regions (Scotland, Northern Ireland, Wales) faced a deterioration in the conditions for their socio-economic development and began to demand from B. Johnson to revise the principles of interaction between central government and local authorities in favor of expanding devolution. In Wales, separatist tendencies have not reached the same magnitude as in Scotland and Northern Ireland. Nevertheless, an acute confrontation arose at the intergovernmental level - the M. Drakeford's Labour government protests against B. Johnson's regional policy. The most acute contradictions arose against the background of the application of the UK Internal Market Act 2020 and the inability of the British government to compensate the region for the loss of subsidies from the EU structural funds after Brexit. To put pressure on the central government, Labour Party in Wales organized a special commission in October 2021 to consider separating the region from the United Kingdom and transferring additional powers to the local authority. This fact indicates the growth of a deep systemic crisis in the country, which makes the regions doubt the ability of the central government to effectively use its instruments to cope with the consequences of Brexit and the coronavirus pandemic. Key words: the UK, Wales, the Labour Party, Plaid Cymru, Brexit, devolution.

Article received: 15.11.2021.

Уэльс был единственным кельтским регионом Соединённого Королевства, который на референдуме 2016 г. большинством голосов поддержал выход страны из состава ЕС («за» -52,5%, «против» - 47,5%) (EU referendum 2016...). Парадоксальность этого решения заключалась в том, что Уэльс получал большие экономические выгоды, пока Великобритания находилась в Евросоюзе. В 2014-2020 гг. финансирование из структурных фондов ЕС (10,9 млрд евро) в Уэльсе в расчёте на душу населения в год было значительно выше, чем в других частях Соединённого Королевства (Уэльс - 111 евро, Северная Ирландия - 39 евро, Шотландия - 25 евро, Англия - 21 евро) (Brien 2020: 16). Помимо этого, в регион до брекзита поступали гарантированные субсидии в рамках общей сельскохозяйственной и рыболовной политики ЕС, образовательной программы ERASMUS, Европейского социального фонда.

На результаты голосования в Уэльсе повлиял ряд факторов: демографический, социальный и медийный. В совокупности они предопределили преобладание евроскептицизма в общественном сознании валлийцев. Свыше трети населения Уэльса составляют жители старше 50 лет, которым намного ближе британская, чем европейская идентичность. Существовала также прямая корреляция между низким уровнем образования и дохода с поддержкой брек-зита. Например, в Кардиффе (с наибольшей концентрацией университетской молодёжи, высококвалифицированных работников и предпринимателей) преобладали сторонники ЕС, а в экономически отсталых округах на юго-западе Уэльса (Пембрукшир, Кармартеншир, Суонси, Нит-Порт-Толбот, Кередигион) - его противники. Кроме того, благодаря отсутствию местных масс-медиа английская повестка легко превратилась в валлийскую, что в основном и обеспечило брекзит в регионе (Еремина 2017: 93).

После выхода Великобритании из ЕС остро встал вопрос, как эффективнее адаптировать экономику Уэльса к новым реалиям, учитывая значительную диспропорцию в развитии отдельных его округов, которые в настоящее время по уровню безработицы находятся ниже показателей 1980-х гг. и регулярно нуждаются в государственных субсидиях (Williams 2021: 6).

Брекзит и экономика Уэльса

С ростом глобализации традиционная структура экономики Уэльса постепенно менялась: трудовые ресурсы перетекали из промышленных и аграрной отраслей в сектор услуг (бытовое обслуживание, общественное питание, торговля). В регионе произошёл переход к высокотехнологичному производству, выросло предложение финансовых и деловых услуг, развивались информационные технологии. Одна из особенностей Уэльса - большое количество малых и средних предприятий (более 90%), на которые приходится около 54% ВВП региона (Орлова 2013: 82). Валийское правительство совместно с ЕС принимало программы по поддержке и инвестированию в бизнес-проекты. После брекзита многие транснациональные корпорации переместили свои офисы из Великобритании в другие страны, сократив тем самым налоговые поступления в её бюджет. Британский бизнес в целом столкнулся с множеством новых проблем, которые существенно снизили его конкурентоспособность. По результатам опроса Центра экономической деятельности, в 2021 г. 37% компаний жаловались на задержки в логистике, 36% - на дополнительные таможенные и административные расходы, 22% - на увеличение нормативных проверок, 33% - на рост себестоимости продукции (De Lyon, Dhingra 2021: 1).

ЕС является для Уэльса наиболее экономически ценным торговым партнёром. Экспорт валлийской продукции в страны Евросоюза в марте 2021 г. составил 58,8%, а в остальные части Соединённого Королевства только 47,7%. Основными статьями импорта и экспорта Уэльса остаются машины и транспортное оборудование (34,8% и 43,9% соответственно) (Welsh international goods... 2021). Пока Великобритания находилась внутри Таможенного союза и единого европейского рынка, между Уэльсом и странами Евросоюза были установлены прочные торгово-экономические связи, регион активно участвовал и в программе «устойчивого развития» ООН.

До брекзита Уэльс получал из европейских структурных фондов 375 млн ф.ст. в год, и теперь Вестминстеру крайне сложно возместить региону финансовые потери из государственного бюджета. В октябре 2021 г. правительство Б. Джонсона основало Фонд выравнивания уровня развития регионов Соединённого Королевства (англ. Levelling-Up Fund) в размере 4,8 млрд ф.ст. Распределение субсидий к 2024-2025 гг. будет следующим: Англии предоставят 4 млрд ф.ст., Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии - 800 тыс. ф.ст. (Levelling Up Fund. 2021). Центральная власть также анонсировала создание Фонда возрождения местных сообществ (англ. Community Renewal Fund) в 2022 г. в размере 220 млн ф.ст. (Guidance: UK Community. 2021), который частично заменит программу регионального финансирования ЕС. Уэльсу планируют выделить субсидии в размере 46 млн ф.ст., которые будут рассчитаны на 160 бизнес-проектов и охватят около 500 населённых пунктов.

Кроме того, в предвыборном манифесте Консервативной партии 2017 г. было заявлено, что она планирует основать Фонд всеобщего процветания Соединённого Королевства (англ. United Kingdom Shared Prosperity Fund). Конкретные сведения о планируемом периоде его функционирования и объёме финансирования впервые появились только в октябре 2021 г., когда Казначейство опубликовало обзор государственного бюджета. Было заявлено, что фонд аккумулирует 2,6 млрд ф.ст., которые будут выделены регионам Соединённого Королевства в 2022-2025 гг. (Autumn budget. 2021).

Планы по замене финансирования ЕС подверглись жёсткой критике со стороны местной администрации из-за недостаточного, по её мнению, объёма выделяемых средств и стремления Вестминстера самостоятельно контролировать их распределение. Министр экономики Уэльса В. Гетхинг заявил, что подход британского правительства «ни в коем случае нельзя

назвать приемлемым партнёрством, не говоря уже об эффективных межправительственных отношениях» (Wales Government. 2021). Пока не ясно, будут ли в итоге средства из анонсируемых государственных фондов предоставлены кельтским регионам в полном объёме.

Закон о внутреннем рынке: угроза деволюции Уэльса?

Дополнительные разногласия между центральной и региональной властями вызвал Закон о внутреннем рынке 2020 г., который был направлен на сокращение торговых барьеров между регионами Соединённого Королевства (The United Kingdom. 2020). С одной стороны, новое законодательство защищало производителей от любой дискриминации или дополнительных затрат, вызванных расхождениями в нормативных актах регионов. С другой - оно включало спорный принцип «взаимного признания» доступа на рынок (англ. Principle of mutual recognition)1, который ограничивал полномочия региональных органов власти по регулированию торговли. На практике это может привести к тому, что конкурентоспособность валлийских производителей будет подорвана доступностью более дешёвых товаров, а в рамках всей страны начнётся гонка за снижение стандартов качества выпускаемой продукции.

Правительство Уэльса расценило действия Вестминстера как покушение на «деволю-цию»2 и потребовало в судебном порядке пересмотреть Закон о внутреннем рынке. В апреле 2021 г. Верховный суд Великобритании отказал в проведении полного слушания, постановив, что отсутствуют конкретные обстоятельства, которые послужили бы поводом для аргументов, выдвинутых истцом. Хотя правительство Уэльса расценило Закон о внутреннем рынке как посягательство на его автономные права, центральная власть формально не нарушала законодательства Соединённого Королевства.

Деволюция в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии не отменяет принцип парламентского суверенитета, т.е. Вестминстер по-прежнему вправе принимать законы, действующие во всех регионах страны, включая и законы в сферах, отнесённых к ведению регионов (Ананьева 2020: 101). Тем не менее этот прецедент серьёзно ухудшил отношения между центром и регионами страны на фоне негативных социально-экономических последствий брекзи-та и пандемии коронавируса. Первый министр Уэльса М. Дрейкфорд заявил, что Б. Джонсон может привести страну к распаду, если решит «отбирать деньги и полномочия» у местного правительства (First Minister issues. 2021).

Лейбористы и националисты Уэльса: новый этап сотрудничества

Политический ландшафт Уэльса остаётся достаточно стабильным уже несколько десятилетий подряд. С начала деволюции и создания там собственного законодательного органа - Национальной Ассамблеи3 - с 1999 г. и до настоящего времени победу на местных выборах постоянно одерживает Лейбористская партия, политическими соперниками которой выступают консерваторы, либерал-демократы и Партия националистов Уэльса (Плайд Камри). Есть также ряд малых партий правого толка, но они не оказывают существенного влияния на политическую жизнь региона.

1 Принцип «взаимного признания» доступа на рынок означает, что товары, произведённые в одной части Соединенного Королевства и соответствующие правилам её юрисдикции, автоматически получают доступ и к остальным региональным рынкам без необходимости соответствовать каким-либо местным дополнительным стандартам.

2 Деволюция (англ. Devolution) - в конституционно-правовой практике Великобритании это передача части полномочий центральной власти автономным регионам. При этом британское правительство сохраняет ответственность за основные направления политики и законодательства во всех областях.

3 Национальная Ассамблея Уэльса в 2020 г. была официально переименована в сенедд (парламент Уэльса).

Популярность Лейбористской партии среди валлийцев в XX в. исторически была связана с активной политической и финансовой поддержкой профсоюзов, в частности, Национального союза шахтёров (англ. National Union of Mineworkers), который организовал массовую забастовку в 1984-1985 гг. против закрытия государственных шахт правительством М. Тэтчер. В XXI в. партия стала прочно ассоциироваться у электората с деволюцей. Находясь у власти в Уэльсе, лейбористы содействовали принятию государственных законов, расширивших фискальные и административные полномочия региона. В 2006 г. было учреждено Правительство Ассамблеи Уэльса (в настоящее время Правительство Уэльса) и появилась должность Первого министра (Wales Act 2006.). В 2014 г. Национальная Ассамблея Уэльса получила право на гербовый сбор и могла самостоятельно собирать налог на коммерческую недвижимость (Wales Act 2014.). В 2017 г. под контроль местных органов власти были переданы береговая нефтегазовая деятельность, морские гавани и энергетическая отрасль, создавалось Налоговое управление Уэльса (англ. Welsh Revenue Authority) (Wales Act 2017.).

Тем не менее деволюция в Уэльсе по своим масштабам уступает Шотландии и Северной Ирландии. Это во многом связано с тем, что в новейшее время регион больше тяготел к культурной автономии, а не к обретению полной независимости (Шеин 2018: 196). Сепаратистские настроения среди валлийцев распространены не так сильно: по результатам опроса в декабре 2021 г., только 14% населения хотят отделения региона от Соединённого Королевства (в Шотландии - 55%; в Северной Ирландии - 41%). Плайд Камри никогда не была правящей из-за ограниченности её электоральной базы. Долгое время она опиралась исключительно на носителей валлийского языка, что уменьшало её популярность среди жителей более густонаселённых южных округов Уэльса.

На майских выборах 2021 г. в парламент Уэльса привычная расстановка политических сил немного изменилась. Большинство мест снова получили лейбористы (30), консерваторы (16) смогли подвинуть националистов (13), либерал-демократы сохранили позиции (1) (Welsh election results. 2021). В условиях пандемии коронавируса и снижения благосостояния валлийцев обещание Плайд Камри провести референдум о независимости Уэльса в ближайшие пять лет не выглядело актуальным. Тем не менее у местных националистов есть шансы реализовать на практике часть своих программных установок в сфере жилищного строительства, социальной помощи и «зелёной энергетики». Лейбористская партия не смогла получить большинство мест в парламенте Уэльса, поэтому решила заручиться поддержкой Плайд Камри в голосовании по законодательству и бюджету.

В декабре 2021 г. между ними было заключено соглашение о сотрудничестве сроком на три года (Welsh Government and Plaid Cymru. 2021), которое предполагает масштабные социальные реформы, охватывающие 46 направлений внутренней политики, включая создание Национальной службы здравоохранения Уэльса, расширение строительства доступного жилья и сокращение муниципального налога. Следует уточнить, что лейбористы и ранее обращались к националистам за поддержкой при голосовании по бюджету (после парламентских выборов 2012 и 2017 гг.), но в этот раз они значительно расширили сферы межпартийного сотрудничества. Лидер Плайд Камри А. Прайс считает, что подобная практика в условиях брек-зита и пандемии сыграет решающую роль в развитии местной демократии. Тем не менее для валлийских националистов сложилась неоднозначная ситуация - они теперь связаны коллективной ответственностью с правительством Уэльса, но при этом остаются оппозиционной партией. В случае несостоятельности выбранного лейбористами курса Плайд Камри может подвергнуться дополнительной критике, столкнуться с расколом в своих рядах и потерять часть электората в будущем.

Если в Уэльсе межпартийное сотрудничество укрепляется, то отношения между центральным и региональным правительствами остаются напряженными. Б. Джонсон неохотно поддерживает отношения с главами кельтских регионов, что выражается в отсутствии регулярных консультаций по наиболее острым политическим вопросам. В марте 2021 г. М. Дрейк-форд заявил, что с начала года у него состоялась только одна встреча с премьер-министром, и подобный подход представляет угрозу территориальной целостности и безопасности Соединённого Королевства. Б. Джонсон продолжает стоять на юнионистских позициях и негативно относится к дальнейшему расширению деволюции. Незадолго до местных выборов в Уэльсе его правительство объявило, что не планирует издавать Белую Книгу по этому вопросу, а вместо этого направит в Вестминстер законопроект о выравнивании уровня развития регионов Соединённого Королевства (англ. Levelling-up Bill), который увеличит им субсидии. Тем временем рейтинг Б. Джонсона в Уэльсе остаётся очень низким (28%) (Boris Johnson's popularity. 2021) и без укрепления сотрудничества центральной власти с лейбористским правительством будет невозможно самостоятельно повысить её авторитет в регионе.

* * *

Государственные меры по сглаживанию последствий брекзита для Уэльса вызвали дополнительное возмущение лейбористского правительства М. Дрейкфорда, которое расценивает их как покушение Вестминстера на его властные полномочия. Местные парламентские выборы в Уэльсе продемонстрировали, что лейбористы по-прежнему остаются главной региональной силой, формирующей актуальную политическую повестку. Отсутствие конструктивного диалога между ними и правительством Б. Джонсона может привести к росту дезинте-грационных процессов внутри государства. Исторически так сложилось, что Уэльс намного легче других кельтских регионов был интегрирован в Соединённое Королевство и проявлял больше лояльности к центральной власти. Брекзит и пандемия сплотили правительства Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, которые стали формировать оппозиционный фронт кабинету министров Б. Джонсона в тех случаях, когда возникает риск нарушения автономных прав регионов. В этих условиях центральная власть предполагает организовать регулярные консультации с местными правительствами по вопросам совместного правового, экономического и административного регулирования в рамках региональной политики Соединённого Королевства.

Список литературы / References

Autumn budget and spending Review 2021: A Stronger Economy for the British People. HM Treasury. The UK Government website. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/gover nment/uploads/system/uploads/attachment_data/file/1029974/Budget_AB2021_Web_Accessible.pdf (accessed 12.12.2021).

Boris Johnson's ratings hit a record low in Scotland as SNP support stays strong. Ipsos MORI report. Ipsos MORI website. 01.12.2021. Available at: https://www.ipsos.com/ipsos-mori/en-uk/boris-johnsons-ratings-hit-record-low-scotland-snp-support-stays-strong (accessed 12.12.2021).

Boris Johnson's popularity in Wales plummets, according to new poll. Walesonline website. 20.09.2021. Available at: https://www.walesonline.co.uk/news/politics/boris-johnsons-popularity-wales-plummets-21622163 (accessed 12.12.2021).

Brien, P. (2020). EU funding in the UK. Briefing Paper. House of Commons. 11.09.2020. Available at: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-7847/CBP-7847.pdf (ac-

cessed 12.12.2021).

De Lyon, J., Dhingra, S. (2021). The impacts of Covid-19 and Brexit on the UK economy: early evidence in 2021. Research of the Centre for Economic Performance. Available at: https://cep.lse.ac.uk/pubs/download/cepcovid-19-021.pdf (accessed 12.12.2021).

EU referendum 2016 results. BBC. Available at:

https://www.bbc.co.uk/news/politics/eu_referendum/results (accessed 12.12.2021).

First Minister issues warning to PM over taking money and power from Cardiff. The Evening Standart. 03.06.2021. Available at: https://www.standard.co.uk/news/uk/mark-drakeford-united-kingdom-boris-johnson-first-minister-prime-minister-b938683.html (accessed 12.12.2021).

Guidance: UK Community Renewal Fund: successful and unsuccessful bids. The UK government website. 03.12.2021. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/uk-community-renewal-fund-successful-bids (accessed 12.12.2021).

High Court blocks Welsh challenge to post-Brexit UK trade law. BBC. 19.04.2021. Available at: https://www.bbc.com/news/uk-wales-politics-56800830 (accessed 12.12.2021).

Levelling Up Fund: Prospectus. HM Treasury. The UK Government website. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/9 66138/Levelling_Up_prospectus.pdf (accessed 12.12.2021).

Plaid Cymru and Labour officially sign cooperation agreement. ITV News. 01.12.2021. Available at: https://www.itv.com/news/wales/2021-12-01/plaid-cymru-and-labour-officially-sign-cooperation-agreement (accessed 12.12.2021).

The full list of schemes in Wales getting UK Government Community Renewal funding. Walesonline website. 03.11.2021. Available at: https://www.walesonline.co.uk/news/wales-news/community-renewal-fund-brexit-eu-22055958 (accessed 12.12.2021).

The UK Government Press release: £46 million from new fund to support skills and business in Wales. The UK Government website. 04.11.2021. Available at: https://www.gov.uk/government/ news/46-million-from-new-fund-to-support-skills-and-business-in-wales (accessed 12.12.2021).

The UK United Kingdom Internal Market Act 2020. The UK Government Legislation website. Available at: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2020/27/contents/enacted (accessed 12.12.2021).

Ulster and the Union: the view from the North. Lord Ashcroft Polls. Available at: https://lordashcroftpolls.com/wp-content/uploads/2021/12/LORD-ASHCROFT-POLLS-Ulster-and-the-Union-1.pdf (accessed 12.12.2021).

Wales Act 2006. The UK Government Legislation website. Available at: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/32/contents (accessed 12.12.2021).

Wales Act 2014. The UK Government Legislation website. Available at: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2014/29/contents/enacted (accessed 12.12.2021).

Wales Act 2017. The UK Government Legislation website. Available at: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2017/4/contents/enacted/data.htm (accessed 12.12.2021).

Wales Government press release: UK Government leaving communities in the dark. Welsh Government website. 28.09.2021. Available at: https://gov.wales/uk-government-leaving-commu-nities-dark-and-denying-wales-vital-investment-handling-successor-eu (accessed 12.12.2021).

Wales's Mark Drakeford says «remote» Boris Johnson is putting union at risk. The Guardian. 04.04.2021. Available at: https://www.theguardian.com/politics/2021/mar/04/wales-mark-drakeford-says-remote-boris-johnson-is-putting-union-at-risk (accessed 12.12.2021).

Welsh election results 2021: Labour's road to victory in numbers. BBC. 08.05.2021. Available at: https://www.bbc.com/news/uk-wales-politics-57026094 (accessed 12.12.2021).

Welsh elections: How independence versus abolition may affect vote. BBC. 16.04.2021. Available at: https://www.bbc.com/news/uk-wales-56770070 (accessed 12.12.2021).

Welsh Government and Plaid Cymru Co-operation Agreement 2021. Welsh Government website. Available at: https://gov.wales/sites/default/files/publications/2021-11/cooperation-agreement-2021.pdf (accessed 12.12.2021).

Welsh international goods trade: April 2020 to March 2021. Welsh Government website. 07.08.2021. Available at: https://gov.wales/welsh-international-goods-trade-april-2020-march-2021 (accessed 12.12.2021).

Williams, E. (2017). Achieving Inclusive Growth in Wales. Economic report of the Public Policy Institute for Wales. Available at: https://www.wcpp.org.uk/wp-content/uploads/2017/12/ Achieving-Inclusive-Growth-in-Wales.pdf (accessed 12.12.2021).

Ананьева, Е.В. (2020). Закон о внутреннем рынке Великобритании // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (5): 99-105. [Anan'eva, E.V. (2020). UK Internal Market Bill. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (5): 99-105. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran5202099105

Еремина, Н.В. (2017). Корни брекзита: конфликт идентичностей в Соединённом Королевстве // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право 10(1): 87-105. [Er-emina, N.V. (2017). The roots of Brexit: conflict of identities in the United Kingdom. The outlines of global transformations: politics, economy, law10 (1): 87-105. (in Russian).] DOI: 10.23932/2542-0240-2017-10-1-87-105

Орлова, А.А. (2013). Деволюция в Уэльсе в контексте европейского регионализма // Современная Европа (2): 75-85. [Orlova, A.A. (2020). Devolution in Wales in the context of European regionalism. Contemporary Europe (2): 75-85. (in Russian).]

Шеин, С.А. (2018). «Деволюция - это процесс, а не событие». Деволюционная динамика в Шотландии и Уэльсе (1998-2018) // Вестник Удмуртского университета. Социология, политология, международные отношения 2(2): 194-198. [Shein, S.A. (2018). «Devolution is a process, not an event». The dynamics of devolution in Scotland and Wales (1998-2018). Herald of the Udmurt University. Sociology, political science, international relations 2(2): 194-198. (in Russian).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.