Научная статья на тему 'Последсtвия Брексита для экономики Великобритании'

Последсtвия Брексита для экономики Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2481
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / БРЕКСИТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последсtвия Брексита для экономики Великобритании»

ЕС. При этом подчеркивается, что рост грузинской экономики был обеспечен благодаря не столько сближению с ЕС, сколько частичному восстановлению экономических связей с Россией.

Е.М. Харитонова указывает на тенденцию к росту доли финансирования международных программ ООН со стороны национальных правительств ряда постсоветских государств. При этом наиболее успешные из них (Казахстан, Россия) стремятся выступать в качестве доноров на международном уровне. Целевыми получателями российской помощи содействия развитию, часть которой распределяется через структуры ООН, стали государства СНГ (Армения, Киргизия, Таджикистан), Абхазия, Южная Осетия и другие, проводящие курс на добрососедство и союзничество с Россией.

Следует отметить, что участие России в осуществляемых в постсоветских государствах программах ООН не получает должного освещения в средствах массовой информации. Это одна из причин постоянных обвинений России в том, что она, в отличие от США и их союзников, не содействует программам развития и т.п. Данная статья наглядно показывает, что это не так. Впрочем, обвинения в адрес России чаще вызваны не недостаточной информированностью тех или иных авторов, а широко распространенной практикой использования СМИ постсоветских государств в качестве пропагандистского инструмента политики внешних сил.

М.А. Положихина

2019.01.013. Б.Г. ИВАНОВСКИЙ. ПОСЛЕДСТВИЯ БРЕКСИТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ. (Обзор).

Ключевые слова: Евросоюз; Великобритания; Брексит.

Хотя референдум по вопросу о выходе Великобритании из Евросоюза состоялся 23 июня 2016 г., до сих пор перспективы ее будущих взаимоотношений с ЕС остаются туманными. В 2015 г. на долю Евросоюза приходилось 43,7% (223 млрд ф. ст.) экспорта товаров и услуг Великобритании и 53,1% (291 млрд ф. ст.) импорта. ЕС является основным и важнейшим торговым партнером Великобритании. Только четвертая часть британской зарубежной торговли приходится на США и Германию. Семь из десяти крупнейших экспортных рынков Великобритании расположены в пре-

делах Евросоюза. Эти факты подчеркивают важность ее торговых отношений с ЕС после Брексита (1).

Британское экспертное сообщество рассматривает два варианта выхода страны из ЕС, различающихся последствиями для экономики.

1. Тяжелый Брексит означает, что Великобритания покидает единый европейский рынок ЕС и торгует по правилам Всемирной торговой организации (ВТО). В соответствии с правилами ВТО, каждое государство - член этой организации обязуется предоставлять другому режим доступа на рынок (включая взимание тарифов) столь же благоприятный, как и любому третьему государству.

2. Мягкий Брексит предполагает возможность остаться в рамках единого рынка (подобно Норвегии). Как член Европейского экономического пространства (European economic area, EEA) Норвегия имеет соглашение о свободной торговле с Евросоюзом. Однако Норвегия не имеет права участвовать в разработке законов и правил регулирования единого рынка, хотя и должна принимать все новые нормы и платить ежегодные взносы за право участвовать в деятельности ЕС. Если Великобритания пойдет по пути Норвегии, все ее банки и финансовые организации получат «взаимное признание». Однако норвежский вариант не предусматривает свободную торговлю пищевыми продуктами, субсидирование сельскохозяйственных предприятий, участие в региональной политике, а также применение торговой политики ЕС в отношении стран, не входящих в ЕС (5).

Другой альтернативной формой участия в едином европейском рынке является соглашение о свободной торговле (free-trade agreement, FTA), которое предполагает ограниченное участие в едином европейском рынке. Характерным примером такого участия является опыт Швейцарии, которая имеет двустороннее соглашение с ЕС, предусматривающее доступ на рынок Евросоюза только в сегменте конкретных услуг. За это право Швейцария платит взнос, но меньшего размера, чем Норвегия, что отражает ее более ограниченные возможности доступа на единый европейский рынок.

Согласно прогнозу, среднегодовой прирост ВВП Великобритании в течение 15 лет после Брексита в случае участия в EEA

составит 1,6%, при варианте заключения двустороннего соглашения о свободной торговле (FTA) - 4,8% и при варианте торговли по правилам ВТО - 7,7% (5).

Как указывает Ч. Джилес, экономический обозреватель газеты Financial Times, оценки сокращения ВВП Великобритании за два года после референдума по вопросу о выходе Великобритании из ЕС варьируют от 1 до 2% в год, что соответствует 20-40 млрд ф.ст. ежегодно. Согласно расчетам, к концу первого квартала 2018 г. рост экономики был на 1,2% ниже, чем в период до проведения референдума. При этом темпы снижения экономического роста, вероятно, будут со временем увеличиваться. Ускорение экономического роста во втором квартале 2018 г. не гарантирует, что в будущем не будет происходить дальнейшего снижения деловой активности.

По оценкам аналитического агентства RBC Capital Markets, в результате сокращения потребления домашних хозяйств и инвестиций после референдума о Брексите в конце 2017 г. произошло сокращение национального дохода Великобритании на 1 п.п. Кроме того, решение Банка Англии о снижении ключевой процентной ставки позволило избежать потери национального дохода в размере 1,5 п.п. (2, с. 202).

В период после Великой рецессии рост экономики Великобритании в основном опережал соответствующие показатели стран зоны евро. Однако с начала 2017 г. (шесть месяцев спустя после референдума о выходе из ЕС) положение изменилось, и зона евро обогнала Великобританию по темпам роста. Это неопровержимое доказательство того, что именно Брексит замедлил экономическое развитие страны, утверждает Ф. Пападиа (3). И хотя референдум не сразу отразился на динамике ВВП, он немедленно повлиял на валютный курс фунта стерлингов, который снизился на 13%, что сказалось на балансе внешней торговли. В результате потери во внешней торговле превысили половину объема потерь, вызванных нефтяным кризисом 1973-1974 гг. (3).

Несмотря на ряд мер, предпринятых правительством Великобритании для укрепления экономики, сохраняются признаки снижения экономической активности, что является следствием повышения Банком Англии ключевой процентной ставки в 2018 г.

Расчеты показывают, что инфляция в Великобритании после 2011 г. была выше, чем в зоне евро, и эта тенденция была характерна до последнего времени, как результат более высоких темпов экономического роста. Экономика Великобритании развивалась в более благоприятных условиях, характеризовавшихся как более высокой инфляцией, так и более быстрыми темпами роста. Это преимущество было утеряно после референдума о Брексите - инфляция продолжает оставаться выше, а экономический рост - ниже по сравнению со странами зоны евро.

Рост цен на бензин также стимулировал рост инфляции, в итоге среднегодовой индекс потребительских цен в июле 2018 г. вырос на 2,5% в годовом исчислении. Великобританию ждет дальнейшее ослабление фунта стерлингов, что приведет к удорожанию импорта, указывает экономический обозреватель газеты «The Guardian» Р. Партингтон (4). Вместе с тем более теплая погода и чемпионат мира по футболу в Великобритании 2018 г., по-видимому, стимулировали повышение потребительских расходов, а рекордная занятость помогла увеличить доходы государственного бюджета за счет подоходного налога.

В июле 2018 г. был отмечен самый большой бюджетный профицит за последние 18 лет, что способствовало выполнению обязательств консервативной партии относительно увеличения расходов бюджета Великобритании на 20 млрд ф. ст. (4).

Согласно прогнозам отраслевого и регионального развития, от Брексита в наибольшей степени пострадают такие отрасли, как химическая и пищевая промышленность, производство напитков, автомобилестроение, а также розничная торговля. К середине 2018 г. произошел неожиданный спад в развитии ведущей отрасли Великобритании - сферы услуг. В промышленности также наблюдалось падение производства, что прервало процесс восстановления этой отрасли после финансового кризиса. В результате по объему выпуска промышленность страны опустилась на девятое место в мире после Франции (4). В наибольшей степени от ухудшения экономической конъюнктуры пострадали самые депрессивные регионы - северо-восточные и северо-западные, а также Западный Мидленд, где за выход из ЕС проголосовало наибольшее количество жителей.

В исследовании консалтинговой юридической компании Clifford Chance, посвященном оценке ущерба экономике Великобритании от выхода из ЕС, высказывается предположение, что страна пойдет по пути тяжелого Брексита. В этом случае ежегодный размер британского экспорта составит 27 млрд ф. ст., т.е. 1,5% валовой добавленной стоимости, что на 0,4 п.п. ниже соответствующего показателя до референдума (5).

Британская экономика не в состоянии обеспечить устойчивый рост зарплаты, так как растущий риск Брексита (по жесткому сценарию) усиливает давление на финансы домашних хозяйств, указывает Партингтон (4). Темпы роста зарплаты в стране упали в июле 2018 г. до самого низкого уровня, хотя уровень безработицы упал до минимума, который наблюдался 43 года назад. В то же время ослабление фунта стерлингов, на фоне роста шансов на отказ от Брексита, усиливает риск ускорения инфляции, которая также отрицательно влияет на благосостояние населения (4). Оценивая влияние референдума, эксперты отмечают, что после него уровень безработицы находится на самом низком уровне с периода 1974-1975 гг., что должно стимулировать выступления трудящихся за увеличение зарплаты. Однако рост общей суммы зарплаты во втором квартале 2018 г. (в годовом исчислении) снизился с 2,5% до 2,3%. И это несмотря на то что количество вакансий достигло 829 тыс., а число граждан ЕС, работающих в Великобритании, сократилось на 86 000 человек.

Ряд государственных чиновников подвергают сомнению достоверность пессимистических прогнозов относительно последствий выхода Великобритании из ЕС, полагая, что расчеты на столь длительный период вряд ли могут быть точными. Это справедливое замечание, указывают эксперты The Economist, но изменения могут сделать результаты хуже, а не лучше. Кроме того, анализ не учитывает эффект домино от более низкого роста производительности, а также исходит из предположения, что в будущем Великобритания скопирует все соглашения ЕС о свободной торговле, что может быть нелегко (5).

В настоящее время британские власти подготавливают общественность к выходу из Евросоюза без достижения соответствующих соглашений с Брюсселем, «смягчающих» экономические и социальные последствия Брексита для Великобритании (4).

Дж. Мейджер, бывший премьер-министр Великобритании, заявил, что для правительства еще не было ни одного прецедента, который делал бы страну беднее. Однако было бы честнее, если бы власти признали, что Брексит приведет именно к этому.

Список литературы

1. Brexit. The terms of the UK’s new economic relationship with the EU remain uncertain. - 2018. - Mode of access: https://www.tutor2u.net/economics/reference/ brexit

2. Giles Ch. What are the economic effects of Brexit so far? // Financial Times. -2018. - 24.06. - P. 202-203. - Mode of access: https://www.ft.com/content/ dfafc806-762d-11 e8-a8c4-408cfba4327c018

3. Papadia F. The effects of Brexit on UK growth and inflation. - 2018. - 23.05. -Mode of access: http://bruegel.org/2018/05/the-effects-of-brexit-on-uk-growth-and-inflation/

4. Partington R. Brexit economy: turning up the heat on household finances // The Guardian. - 2018. - 28.09. - Mode of access: https://www.theguardian.com/busi ness/2018/aug/28/brexit-uk-economy-household-finances-analysis

5. How bad could it get? // The Economist. - 2018. - 15.03. - Mode of access: https://www.economist.com/britain/2018/03/15/how-bad-could-it-get

2019.01.014. СЕТЬ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В ЮЖНОЙ АЗИИ.

The web of transport corridors in South Asia / Asian development bank; UKAID; JlCA; World bank group. - Washington, DC: World bank, 2018. - 261 p. - Mode of access: https://openknowledge. worldbank.org/handle/10986/28882

Ключевые слова: транспортная инфраструктура; транспортный коридор; инвестиции; экономическое развитие.

В последнее время развитие транспортной инфраструктуры все чаще рассматривается как способ стимулирования региональной интеграции и экономического роста. Целью исследования, проведенного под эгидой Всемирного банка, является оценка влияния транспортных коридоров и инвестиций в их строительство на экономическое развитие, рост занятости, гендерное равенство и сокращение бедности в районах, через которые они проходят. Также в монографии предлагается методологическое руководство для официальных лиц, принимающих решения о реализации про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.