Научная статья на тему 'Последовательность строительства города Верхней столицы Бохая в аспекте трансформации административной системы'

Последовательность строительства города Верхней столицы Бохая в аспекте трансформации административной системы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Верхняя столица Бохая / административная система / тройная система города / последовательность строительства / Supreme Capital of Bohai / administrative system / triple city system / construction sequence

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сун Юйбинь

На протяжении длительного времени сохраняются расхождения в мнениях международных научных кругов относительно последовательности строительства Дворцового (гуаньчэн), Царского (хуанчэн) и Внешнего (гочэн) городов Верхней столицы Бохая. Данная работа берёт за исходную точку сохранившиеся в письменных источниках сведения об административной системе государства Бохай, сочетая их с новейшими археологическими открытиями, она даёт совершенно новое научное толкование последовательности строительства тройной системы города бохайской Верхней столицы и тем самым способствует научному прогрессу в изучении всего — от бохайских городов до культуры Бохая в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction Sequence of the Upper Capital of Bohai in Terms of Administrative System Transformation

There have always been great differences in the international academic community regarding the construction sequence of the Palace Town, the King’s Town, and the Outer city of Supreme Capital City of Bohai for a long time. This paper takes the administrative system of Bohai State which is retained in the literature as an academic entry point, then combined with the archaeological findings of the new era, to carry out a brand-new academic interpretation about the construction sequence of Shangjing City of Bohai. Furthermore, the writer hopes to promote the academic progress in the study of Bohai City sites, and even the Bohai Culture as a whole.

Текст научной работы на тему «Последовательность строительства города Верхней столицы Бохая в аспекте трансформации административной системы»

DOI 10.24412/2658-3550-2023-2-86-111 УДК 902 (571.6)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА ВЕРХНЕЙ СТОЛИЦЫ БОХАЯ В АСПЕКТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ1

Сун Юйбинь

На протяжении длительного времени сохраняются расхождения в мнениях международных научных кругов относительно последовательности строительства Дворцового (гуаньчэн), Царского (хуанчэн) и Внешнего (гочэн) городов Верхней столицы Бохая. Данная работа берёт за исходную точку сохранившиеся в письменных источниках сведения об административной системе государства Бохай, сочетая их с новейшими археологическими открытиями, она даёт совершенно новое научное толкование последовательности строительства тройной системы города бохайской Верхней столицы и тем самым способствует научному прогрессу в изучении всего — от бохайских городов до культуры Бохая в целом. Ключевые слова: Верхняя столица Бохая, административная система, тройная система города, последовательность строительства.

Сун Юйбинь, доктор исторических наук, профессор Хэйлунцзянского университета, директор Исследовательского института изучения Бохая Института истории, культуры и туризма Хэйлунцзянского университета, Харбин, КНР. Song Yubin, Doctor of History, Professor of Heilongjiang University, Director of Research Institute of Bohai Studies, Institute of History, Culture and Tourism, Heilongjiang University, Harbin, PRC.

E-mail: songyubin65@sina.com

Ивлиев Александр Львович (перевод), кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора раннесред-невековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия. Ivliev Aleksandr L'vovich (translation), PhD, Head Research Fellow at the Department of Early Mediaeval Archaeology of the Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.

E-mail: ivlieval2@gmail.com

1 Оригинал статьи на китайском языке опубликован в журнале «Чжунго бяньцзян шиди яньцзю» (Исследования истории и географии пограничных земель Китая»), Т. 30, 2020, № 3. С. 134—144. ШГШИ^ШЙ. 2020^ М30# М3Ш.

В хронике «У юэ чуньцю» «Анналы царств У и Юэ»)2 запи-

сано: «Гунь3 построил [внутренний] город чэн Ш, чтобы защищать правителя, и создал [внешний] город го чтобы защищать народ. Это стало началом внутренних (чэн) и внешних (го) городов» ("ЩШ

Этот отрывок свидетельствует о том, что существовала разница между функциями древних городов чэн и го. Этот факт в сочетании с эволюцией и перенесением столичного города Бохая сформировал выраженное в данной статье совершенно новое представление об устройстве города Верхней столицы Бохая 4 и его функциях. Археологические открытия свидетельствуют о том, что в городе Верхней столицы Бохая использована тройная система из Дворцового, Царского и Внешнего городов. Из-за того что город Верхней столицы Бохая дважды был общегосударственной столицей, мнения учёных о последовательности строительства его тройной системы расходятся. Согласно одной точке зрения, тройной город получился в результате одноразового строительства (Джонг Сок Бэ 2014)5. Согласно другой — он строился в разное время: сначала был построен Дворцовый город, затем Царский и Внешний (Лю Сяодун, Вэй Цуньчэн 1990). Причина расхождений касается археологического определения датировок памятника, также она кроется в исторической трактовке учреждения столичного города. Из-за ограниченности материалов и кругозора проводившиеся до сих пор исследования исчерпывались научной систематизацией внешних признаков памятников, им недоставало глубокого изучения, основанного на административном устройстве, охватывающего функции внутреннего и внешнего городов. Это привело к тому, что указанные выше две точки зрения так и не смогли стать передовыми научными суждениями об углублённом изучении бохайских городищ, да и всей бохайской культуры. В связи с этим данная работа, взяв за отправную точку анализ социальных функций структуры столичного города Верхней столицы Бохая, распознав наслоение его исторических функций от «построения города для охраны правителя» до «сооружения внешнего города для защиты народа», глубже прояснит становление и материальное проявление центральной власти государства Бохай. Таким образом, она будет способствовать научному прогрессу в исследовании бохайской культуры.

2 Сочинение Чжао Е времён династии Восточная Хань (25—220 гг.).— Прим. пер.

3 Щ — мифический Гунь, отец Юя Й, мифического китайского императора.— Прим. пер.

4 Верхняя столица, по-китайски — Шанцзин ^м. Далее в тексте из стилистических соображений будут использоваться на равных основаниях как «Верхняя столица», так и «Шанцзин». — Прим. пер.

5 Оригинал работы Джонг Сок Бэ (Чжун Сук-Бэ) на корейском языке опубликован в «Исследованиях Когурё и Пальхэ» (2013, вып. 45).

1

Согласно «Повествованию о Бохае» в «Синь тан шу» • ШШК^)6,

Верхняя столица Бохая была столицей дважды. Первый раз — с «конца годов Тянь-бао» (^^Ж, 755 г. — Прим. пер.) до «времени правления Чжэнь-юань» (^л^И", 785—804 гг. — Прим. пер.), этот период пребывания в качестве общегосударственной столицы составил около 30 лет. Второй период — от «становления ваном Хуа Юя» 793 г.—

Прим. пер.) вплоть до гибели Бохая — длился 130 лет. Хотя эти два периода разделяет всего около 10 лет, учёные не смогли прийти к общему мнению, применялась ли в Шанцзине в период его первого пребывания в качестве общегосударственной столицы структура тройного города.

Китайские учёные, придерживающиеся версии о том, что город Верхней столицы Бохая строился не одноразово, считают, что Сигучэн — это остатки Сяньчжоу (М^Н), о котором в «Географическом трактате» «Синь тан шу» • записано: «В годы Тянь-бао

(742 — 755 гг.—Прим. пер.) это была столица вана» (^^Ф^ЯЛЭД7. Ставший общегосударственной столицей в конце годов Тянь-бао город Верхней столицы продолжил устройство столичного города Сянь-чжоу, т. е. придерживался планировки городища Сигучэн, состоявшего из внутреннего и внешнего городов. Тогда в нём из сохранившегося сейчас тройного города был построен только Дворцовый город. После «повторного возвращения в Шанцзин» (ЙЙ^Ж) последующие правители Бохая достроили Царский и Внешний города (Лю Сяодун, Вэй Цуньчэн 1990). С данной точкой зрения согласны многие исследователи в Китае, но она не получила признания со стороны учёных Японии и Южной Кореи. Причин тому две: одна из них — недостаток неопровержимых доказательств того, что городище Сигучэн является остатками Сяньчжоу (Ким Джин Кванг 2014)8, вторая — невозможность предоставить базовые данные в поддержку того, что строительство Сигучэна началось раньше Верхней столицы Бохая (Тамура Коити 2001; 2003).

Проведя исследование концевых дисков черепицы, Тамура Коити считает, что Сигучэн начали строить позже города Верхней столицы Бохая, что это городище — остатки Средней столицы Сяньдэфу (Фм МШШ, построенное после учреждения в Бохае системы пяти столиц, оно не имеет никакого отношения к Сяньчжоу, где «в годы Тяньбао была столица вана». Основываясь на информации о полевых исследованиях 20—40-х гг. XX в., он предполагает, что остатками бывшего столицей Сяньчжоу является городище Хэнаньтунь (МШ^й'йс) (Тамура Коити 2001; 2003).

6 СТШ, цз. 219. — Прим. пер.

7 СТШ, цз. 43, ч. 2: 1147. — Прим. пер.

8 Оригинал работы Ким Джин Кванга на корейском языке опубликован в сборнике работ конференции «История и культура Бохая времён Средней столицы» (май 2010 г.).

Очевидно, что для решения поставленных в данной статье задач, прежде всего, требуется, сочетая исследование с археологическими материалами, выяснить, какое из упомянутых выше мнений верно, а какое нет. То есть, определив местонахождение остатков столичного города Сяньчжоу, необходимо разобраться в диахронной эволюции устройства столичного города Бохая и прояснить причины возникновения тройной системы бохайского Шанцзина и последовательности его строительства.

2

«Городище Хэнаньтунь» было обнаружено в 20-х гг. прошлого века, однако исследовавший его Торияма Киити прямо сооб-

щал, что, так как городище «разрушено весьма серьёзно, очень трудно представить его изначальный вид» (Торияма Киити 1944; 2004). Требует переоценки то, что, хотя проводившиеся после этого многократные обследования так и не смогли ясно выявить конкретные следы стен этого памятника, в научных кругах никогда не возникало сомнения в том, что это городище. В 2014 г. Институт культурных ценностей и археологии пров. Цзилинь провёл повторное археологическое обследование «городища Хэнаньтунь». В этот раз работы не ограничились разведкой на местности, но ещё и были сделаны зачистки разрезов описанных в прошлом японскими учёными городских стен (Торияма Киити 1944; 2004). Нигде не были обнаружены следы искусственных сооружений, имеющих отношение к городским стенам. Основываясь на этом, исследователи в отчёте о повторном обследовании отвергли существование каких-либо оснований считать «городище Хэнань-тунь» городищем (Центр приграничных археологических исследований и др. 2017). Новые археологические находки побудили научные круги вновь детально рассмотреть проблему «остатков города Сяньчжоу»: хотя «городище Хэнаньтунь» ушло из научной дискуссии по данному вопросу, это вовсе не означает, что Сигучэн таким образом становится лучшим выбором для идентификации с «остатками Сяньчжоу». Эта версия всё ещё требует необходимого фактического дополнения и совершенствования для получения международного научного признания. Принимая это во внимание, полагаясь на новые археологические находки в Сигучэне, на городище Верхней столицы Бохая и в Баляньчэне9, сочетая их с новыми достижениями в изучении

9 Согласно сохранившемуся в «Повествовании о Бохае» в «Синь тан шу» сообщению: «Во время [годов правления] Чжэнь-юань [бохайский ван] переехал на юго-восток в Восточную столицу» ЖЯ№ЖЖ") — научные круги

склонны считать, что городище Баляньчэн — это остатки местонахождения администрации «Восточной столицы» (Дунцзин — ЖМ).

бохайских концевых дисков черепицы (Сун Юйбинь 2019), автор данной работы по-новому трактует датировку начала строительства Сигучэна.

Во-первых, на основании изучения устройства городских ворот. По сравнению с Баляньчэном южные и северные ворота Внешнего города Сигучэна и северные ворота Дворцового города Верхней столицы обладают общими особенностями, характерными для раннего периода.

Археологическими раскопками установлено, что южные и северные ворота Внешнего города Сигучэна (Институт культурных ценностей 2007; 2016), северные ворота Дворцового города Верхней столицы (Институт культурных ценностей 2015) относятся к сооружениям, в конструкции которых не использовалась черепица. В отличие от них в районе южных ворот Внешнего города Баляньчэна найдены элементы конструкции из черепицы (Институт культурных ценностей 2014) — это свидетельствует о том, что «во время правления Чжэнь-юань» уже оформились конструкции городских ворот с использованием черепицы. На основании изучения сведений письменных источников констатируем, что «во время правления Чжэнь-юань» Бохай ещё не установил систему пяти столиц (об этом подробнее будет изложено далее в статье). Соединяя приведённые выше археологические открытия с историческими сведениями, можно сформировать суждение: если Сигучэн — это остатки Средней столицы Сяньдэфу, построенной после учреждения системы пяти столиц, то в соответствии с общими временными особенностями, проявляемыми в деталях черепицы Сигучэна и Баляньчэна, Сигучэн должен был бы следовать архитектуре баляньчэнских городских ворот с использованием черепицы. Принимая во внимание, что расчищенные в Сигучэне и Баляньчэне объекты и найденные предметы обладают важными особенностями бохайского столичного города10, вскрытые археологически остатки городских ворот без черепицы в Сигучэне и Верхней столице Бохая должны демонстрировать архитектурные особенности бохайского столичного города раннего периода. То есть за время правления Да Циньмао внешние ворота его столичного города прошли историческую эволюцию от бесчерепичных (Сяньчжоу и «Шанцзинчэн» годов Тянь-бао) до использующих черепицу («Восточная столица» в годы Чжэнь-юань).

Во-вторых, на основании изучения устройства королевского дворца. По сравнению с городом бохайской Верхней столицы и с Баляньчэном архитектурная концепция Сигучэна отличается более ранними особенностями.

10 Здесь и далее в исследовании автор выдвигает три признака, определяющие столичный город Бохая: планировка города по центральной осевой линии, крупномасштабные дворцовые сооружения, глазурованные керамические архитектурные детали. См.: (Сун Юйбинь, Цюй Или 2008).

Долгое время научные круги были склонны считать, что Сигучэн имел устройство «двойного города», состоявшего из Внутреннего и Внешнего городов. Согласно данным обследования городских валов Сигучэна, ширина основания его внутренних стен не достигает и трёх метров. Исходя из этого, Ли Цян (^ЗМ) отверг традиционную точку зрения об использовании планировки «двойного города» в Сигучэне. Он считает, что здесь внутри одинарных стен был построен королевский дворец типа усадьбы, а стена, до сих пор определяемая как «Внутренний город», — это всего лишь окружавшая усадьбу королевского дворца ограда (Ли Цян, Бай Мяо 2014) (рис. 1: 1). Археологические открытия в Дворцовом городе Верхней столицы Бохая свидетельствуют о том, что в районе его дворцов № 3—5 построены одинаковые

Рис. 1. Устройство столичных городов Бохая: 1 — дворец правителя усадебного типа «годов Тянь-бао» — столичный город Сяньчжоу (Сигучэн); 2 — дворец правителя городского типа «конца годов Тянь-бао» — город Верхней столицы раннего периода; 3 — дворец правителя типа внутреннего города «времени годов Чжэнь-юань» — город «Восточной столицы» (Баляньчэн); 4 — столица типа тройного города после «возвращения в Верхнюю столицу» — город Верхней столицы позднего периода

по планировке с районом дворцов № 1—5 Сигучэна дворцовые сооружения, окружающая усадьбу стена и ворота в разделяющей её стене (Институт культурных ценностей 2009: 228—486). Очевидно, что это археологическое открытие предоставило новое фактическое обоснование выдвинутой Лю Сяодуном и Вэй Цуньчэном версии происхождения устройства Дворцового города Верхней столицы. Благодаря добавленным новым дворцам № 1 и 2 город Верхней столицы обрёл новые параметры королевского дворца «типа внутреннего города» (рис. 1: 2). Согласно данным обследования городских стен Баляньчэна, его сходные по типу стены Внутреннего и Внешнего городов свидетельствуют о том, что в то время, когда Баляньчэн был общегосударственной столицей, планировка его королевского дворца, представлявшего собой дворец усадебного типа, также претерпела изменения в соответствии с архитектурной концепцией «системы Внутреннего города» (Институт культурных ценностей и др. 2014: 13—27) (рис. 1: 3). Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод, что за время правления Да Циньмао его столичный город прошёл историческую эволюцию от королевского дворца «усадебного типа» (Сяньчжоу годов Тянь-бао) до дворца типа «внутреннего города» (Дворцовый город «Верхней столицы», «Восточная столица» годов Чжэнь-юань).

В-третьих, на основании изучения деталей черепицы. По сравнению с найденными в бохайской Верхней столице, концевые диски черепицы Сигучэна и Баляньчэна обладают общими признаками более раннего времени.

Путём типологического анализа концевые диски черепицы, найденные в Сигучэне и Баляньчэне, можно разделить на три орнаментальных типа: маркирующий бохайскую культуру тип с лепестками в «форме перевёрнутого сердца» (рис. 2: 1—3), тип «локального орнамента долины Тумэньцзяна» (рис. 2: 4—6) и испытавший влияние танского культурного фактора тип «цветка лотоса с двойными лепестками» (Сун Юйбинь 2019а: 446—457) (рис. 2: 7). Статистические данные по этим двум городищам свидетельствуют о том, что диски с типом орнамента с лепестками в «виде перевёрнутого сердца» составляют свыше 90% от общего числа, их ведущая роль вполне очевидна11; доля остальных двух типов концевых дисков — менее 5%. Название типа дисков с «локальным орнаментом долины Тумэньцзяна» происходит от того, что они встречаются не только на Сигучэне и Баляньчэне, но также использовались в сооружениях храмов внегородского типа12

11 По многим признакам орнаментальный мотив лепестков в «форме перевёрнутого сердца» тоже зародился в долине Тумэньцзяна, однако из-за наличия расхождений во мнениях китайских и зарубежных учёных автор помещает его в отдельный тип. См.: (Сун Юйбинь 2014).

12 В других своих работах Сун Юйбинь подразделяет бохайские буддийские храмы на два типа: расположенные в городах и храмы на открытой местности вне городов. — Прим. пер.

Последовательность строительства города Верхней столицы Бохая.

8 9 10

Рис. 2. Концевые диски черепицы, найденные в Сигучэне и в Верхней столице Бохая: 1—7 — Сигучэн; 8—12 — городище Верхней столицы Бохая

в долине Тумэньцзяна (Сун Юйбинь 2019а). Археологические находки доказывают, что до создания государства Бохай в долине Тумэньцзяна уже сложилась социальная база для буддийской веры, к тому же вслед за распространением буддизма на восток буддийские храмы с черепичными конструкциями завершили здесь эпоху «соломенных крыш и земляных ступеней» (Сун Юйбинь 2015). Так как на сооружениях буддийских храмов позднего периода Бохая уже повсеместно использовались концевые диски с лепестками в «форме перевёрнутого сердца», всевозможные признаки свидетельствуют о том, что тип концевых дисков с «локальным орнаментом долины Тумэньцзяна» начинается на сооружениях буддийских храмов внегородского типа, конкретное использование таких дисков на городищах Сигучэн и Баляньчэн — это результат влияния архитектуры буддийских храмов на бохайские административные здания. Что касается концевых дисков с «рисунком лотоса с двойными лепестками», то их декор на Баляньчэне завершил превращение из «двойных лепестков» в «форму перевёрнутого сердца» (Сун Юйбинь 2014).

Концевые диски черепицы, найденные на Верхней столице Бохая, можно разделить на два орнаментальных типа: с лепестками в «форме перевёрнутого сердца» (рис. 2: 8—10), а также воспринявшие влияние танского культурного фактора «рисунок лотосовых бутонов» (рис. 2: 11) и «рисунок цветов и трав» (рис. 2: 12). Среди них явно преобладают концевые диски с рисунком лепестков в «форме перевёрнутого сердца» — их доля в общем количестве превысила 95%. На городище Верхней столицы Бохая не встречен тип дисков с «локальным

орнаментом долины Тумэньцзяна», это означает, что после учреждения Бохаем Верхней столицы художественный замысел декора его концевых дисков черепицы постепенно избавился от влияния локального культурного фактора, а единичные экземпляры концевых дисков с «рисунком лотосовых бутонов» и «рисунком цветов и трав» указывают на то, что влияние танского культурного фактора тоже слабело с каждым днём. Особенно важно, что концевые диски с лепестками «в форме перевёрнутого сердца» не только заняли господствующее положение в столичной архитектуре, но и получили широкое распространение в черепичных строениях по всей территории Бохая. Российские учёные отмечали: «на более позднем этапе существования государства Бохай связи между его центральными и периферийными районами были тесными, и наиболее популярные орнаменты (т.е. с лепестками «в форме перевёрнутого сердца». — С.Ю.) стали проникать и на окраины государства» (Аста-шенкова, Болдин 2004; 2006).

На основании изложенного выше исследования видно, что вопреки последовательности бытования в статусе столицы более ранние типы концевых дисков присутствуют на городище Баляньчэн (бывшем государственной столицей в годы Чжэнь-юань), в то время как на городище Верхней столицы более раннего времени («конца годов Тянь-бао») они не встречаются. Есть две причины, приведшие к такой ситуации. Первая: на городище Верхней столицы Бохая, бывшей столицей очень долгое время, найденные экземпляры концевых дисков в большинстве относятся к желобчатой карнизной черепице, использовавшейся после «повторного возвращения [царского двора] в Верхнюю столицу». Вторая: на Баляньчэне, который после Верхней столицы раннего периода короткое время был общегосударственной столицей «во время годов Чжэнь-юань», вслед за понижением его политического статуса не уделялось достаточного внимания ремонту и сохранилось много экземпляров концевых дисков ранних типов. Также относительно общих особенностей черепицы Сигучэна и Ба-ляньчэна учёные склонны считать, что не только промежуток времени, отделяющий периоды пребывания этих городищ в статусе общегосударственной столицы, был довольно короток (всего около 30 лет), но и использованная при их строительстве черепица была изготовлена одним и тем же учреждением (Лим Санг Сон 201213; Тамура Коити 2005; 2007). Что же касается Верхней столицы Бохая, то специальным учреждением, изготовлявшим для неё черепицу, были печи в Синшань (§Ш®Й:), расположенные примерно в 15 км к юго-западу от неё (Институт культурных ценностей 1986).

13 Оригинал работы Лим Санг Сона на корейском языке опубликован в сборнике работ конференции «История и культура Бохая времён Средней столицы» (май 2010 г.).

Таким образом, будь это изучение архитектуры и планировки памятников или типологические исследования предметов, их результаты указывают на то, что Сигучэн был построен раньше города Верхней столицы Бохая. В общем, новые археологические находки и новые научные познания ещё более укрепили научные обоснования того, что Сигучэн — это остатки столичного города Сяньчжоу.

Следует отметить, что для того, чтобы прояснить последовательность строительства трёхчастного города Верхней столицы Бохая, в данной статье мы не довольствуемся только установлением столичной роли Сигучэна, но ещё проводим исследование функций городища с точки зрения административного устройства, привлекая сведения из письменных источников.

3

Государство Бохай времени его полного расцвета не только учредило центральные органы власти в виде Трёх управлений шэн) и Шести министерств (Д бу), следуя образцу династии Тан, но ещё и посредством системы пяти столиц усилило административное управление регионов. Однако вследствие отрывочности сведений из исторических материалов сейчас трудно установить время начала становления упомянутой выше системы. В связи с этим для обсуждения столичных функций остатков Сяньчжоу — Сигучэна, кроме археологического изучения памятника и его предметов, требуется выяснить также основные характеристики государства Бохай «годов Тянь-бао», чтобы в соответствии с сохранившимися в письменных источниках объективными сведениями о процессе развития бохай-ского общества рационально определить место столичного города Сяньчжоу, обусловленное административной системой.

Для выяснения особенностей государства Бохай времени столицы в Сяньчжоу в качестве подсказок могут быть использованы три записи из исторических материалов:

1. «На престол взошёл Уи, он сильно расширил пределы [государства], все варвары и северо-востока устрашились и подчинились ему» (Й2Ж (СТШ, цз. 219 «Повествование о Бохае», 6180).

2. «Уи удостоился княжеского статуса, контролировал всех варваров и управлял ими, восстановил старые дворы Гаоли, [в его государстве] были старые обычаи Фуюй» СЙ^^^ЖШ, ИхиШ^^р, Ж

(СНГ, цз. 10, запись под днём жэнь-у 4-го месяца 5-го года правления Дзинги императора Сёму).

3. «Циньмао продолжил дело предков, контролировал и управлял как в начале» (СНГ, цз. 13, запись под днём у-чэнь 12-го месяца 11-го года Тэмпё императора Сёму).

Записи 1 и 2 свидетельствуют, что все варвары и «устрашились» и «подчинились», Да Уи «контролировал» их и «управлял» ими. Запись 3 же значит, что Да Циньмао в начальный период своего правления «контролировал и управлял как в начале». Очевидно, что то, как будут интерпретированы «контроль и управление» «всеми варварами» бохайской властью, определит научное толкование политической системы Бохая времени столицы в Сяньчжоу. Судзуки Ясу-тами считает, что, после того как все мохэские племена подчинились Бохаю, последний в отношении их осуществлял политику сдерживания (цзими ЩЩ) танского типа (Судзуки Ясутами 1986)14. Для дальнейшего расширения научного кругозора автор просмотрел материалы письменных источников по истории бохайских посольских миссий в Тан и в Японию времён Да Уи и Да Циньмао в надежде через разбор сведений о званиях и рангах послов добиться нового прорыва в научном познании.

В «Цэ фу юань гуй»15 сохранились записи о послах, отправленных Бохаем в Тан во времена Да Уи и Да Циньмао. К сожалению, о званиях и рангах послов записано только то, что они либо были царского рода, либо были только названы «посол» (ши «министр» (дачэнь ^Ё), «великий вождь» (да шоулин Хотя эти данные и отра-

жают определённые сведения об эпохе, однако их недостаточно для углублённого исследования административной системы. В японских источниках сохранилась запись о том, что государство Бохай «простирается на 2000 ли, нет окружных и уездных учреждений и почтовых станций, повсюду есть селения, всё это мохэские племена <...> ниже их простой народ, все называются шоулинами» (ШШШГМ^—^М,

шшт, шшж, »шш......йтнй№Ш®")16. В соответствии с этими сведениями Судзуки Ясутами, говоря о бохайских «вождях» (шоулинах Ш®), указывал, что на начальном этапе бохай-ская власть в управлении на местах ещё не достигла прогресса и ещё не осуществила систему округов и уездов, также ещё не утвердились названия местных чиновников (Судзуки Ясутами 1986). В отличие от записей «Цэ фу юань гуй» о посольствах в Тан, записи о бохайских послах в Японию, сохранившиеся в древних японских сочинениях «Руйдзю кокуси» и «Сёку нихон ги», не только указывают должности послов, но и позволяют проследить происходившую со временем эволюцию их статуса:

14 Оригинал работы Судзуки Ясутами на японском языке опубликован в «Исследованиях истории внешних связей в древности» (Изд-во «Ёсикава кобункан», 1985).

15 Цэ фу юань гуй СШ-^лГ^)) (Исходное отражение [августейшего] книгохранилища) — энциклопедия, составленная коллективом учёных во главе с Ван Циньжо в 1013 г. (Кобзев 2009). — Прим. пер.

16 РДКС, цз. 193.

1. 727 г., Да Уи направил с посольской миссией в Японию «нинъ-юаньского полководца» (цзянцзюнь "тШШЩ) Гао Жэня ШО (СНГ, цз. 10, запись под днём бин-шэнь 12-го месяца 4-го года Дзинги императора Сёму).

2. 739 г., Да Циньмао отправил с посольской миссией в Японию «главного военачальника (дуду) округа Жохучжоу» (^ШШШЩ) Сюй Яодэ, заместителем посла «полководца Облачного знамени» (юньмо цзянцзюнь ^ШШЩЩ) И Чжэньмэна (В^Щ) (СНГ, цз. 13, записи под днём у-чэнь 12-го месяца и днём гуй-мао 7-го месяца 11-го года Тэмпё императора Сёму).

3. 753 г., Да Циньмао отправил с посольской миссией в Японию «Великого полководца — опору государства» (фуго дацзянцзюнь ДЩ^ ШЩ Му Шимэна (ШШШ) (СНГ, цз. 18, запись под днём дин-мао

9-го месяца 4-го года Тэмпё-Ходзи императора Дзюннина).

4. 758 г., Да Циньмао отправил с посольской миссией в Японию «Великого полководца — опору государства» (фуго дацзянцзюнь ЯШЛШЩ), совмещавшего должности полководца «начальника округа Мудичжоу» и заместителя начальника военной канцелярии (биньчжушаочжэн ДЩ^Ш), имевшего титул кайгогун (^Щ^-) Ян Чэнцина (ШЖЙ.) (СНГ, цз. 21, запись под днём дин-хай 9-го месяца 2-го года Тэмпё-Ходзи императора Дзюннина).

5. 759 г., Да Циньмао отправил с посольской миссией в Японию «Великого полководца — опору государства» (фуго дацзянцзюнь ЯШЛШЩ), совмещавшего должности полководца «начальника округа Сюаньтучжоу» и секретаря военного губернатора (ягуань Ш^), имевшего титул кайгогун (^Щ^-) Гао Наньшэня (йЯФ) (СНГ, цз. 21, запись под днём синь-хай

10-го месяца 3-го года Тэмпё-Ходзи императора Дзюннина).

6. 762 г., Да Циньмао отправил с посольской миссией в Японию «Цзышоу дафу» (ШШЛ^), по совместительству занимавшего должность цзоюня управления «Чжэнтан» имевшего титул кайгонань (^Щ^) Ван Синьфу (СНГ, цз. 24, запись под днём бин-у 10-го месяца 6-го года Тэмпё-Ходзи императора Дзюннина).

7. 771 г., Да Циньмао отправил с посольской миссией в Японию «Циншоу дафу» (ШШЛ^) И Ваньфу (й^Ш) (СНГ, цз. 31, запись под днём бин-инь 10-го месяца 2-го года Хоки императора Конина).

В соответствии с приведёнными выше записями учёные склонны считать, что коррекция Бохаем политики внешних связей с Японией была главной причиной изменения статуса его послов. Здесь важной узловой точкой стал 762 год. До этого для «завязывания дружественных отношений и получения помощи» (^((пй) направляемые в Японию бохайские послы назначались из военных; после этого

стали посылать гражданских чиновников, усиливая экономический и культурный обмен. Кроме того, некоторые учёные, используя приведённые выше записи, занялись исследованием административной системы начального периода бохайской власти. Изучив последовательные изменения топонимов Жохучжоу, Мудичжоу и Сюаньтучжоу, Сонг Ки Хо считает, что Сюй Яодэ, Ян Чэнцин, Гао Наньшэнь были представителями местных сил, а не чиновниками, отправленными непосредственно центром. В отношении местного управления Сонг Ки Хо разделяет точку зрения Судзуки Ясутами: Бохай предоставлял самоуправление местным силам, осуществляя опосредствованное правление (Сонг Ки Хо 2001)17. Сунь Юйлян же в изменении статуса послов «увидел важный переход бохайского общества от военной диктатуры к административному управлению» (Сунь Юйлян 1992). Судзуки Ясутами тоже отмечал, что бохайская власть пережила переход от военного управления к административному (Судзуки Ясу-тами 1986). Очевидно, если говорить об узловой временной точке, во время, когда Сяньчжоу был столицей Бохая «в годы Тянь-бао», в типе его политического режима ещё не произошли изменения указанного выше «переходного» характера. Исходя из этого, тип правления, обозначенный словами «управлял как в начале», можно толковать таким образом, что в начале правления Да Циньмао бохайская власть по-прежнему управляла местными делами через дуду (военачальников. — Прим. пер.), цыши (начальников округов. — Прим. пер.) и шоулинов (вождей. — Прим. пер.) и всё ещё не сложилась централизованная система административного управления. Принимая это во внимание, взяв в качестве объекта внешний вид памятника, автор провёл дальнейшее изучение функций Сигучэна с точки зрения административной структуры.

Автор согласен с новым мнением Ли Цяна об основании Сигучэна, но не согласен с новым толкованием характера Сигучэна научными кругами (Ли Цян, Бай Мяо 2014; Тамура Коити 2013). В соответствии с имеющимися на сегодня научными ресурсами, прежде всего, требуется прояснить этапные особенности административного устройства государства Бохай, дабы в соответствии со стандартами разных этапов разграничить местонахождение остатков столичных городов разного времени. В условиях, когда ещё не ясны местонахождение столичных городов и обстоятельства учреждения системы пяти столиц, не следует развивать в отрыве от сведений письменных источников и археологических памятников научные дискуссии о запасных столицах (пэйду |5р#5) и походных дворцах (лигун Щ'Ш).

Письменные источники показывают, что «в годы Тянь-бао» бохай-ская власть ещё не учредила центральные административные органы.

17 Оригинал работы Сонг Ки Хо на корейском языке опубликован в «Трудах Общества изучения древней истории Кореи» (№ 24, 1992).

Археологические находки свидетельствуют, что учреждение столицы в Сигучэне было синхронно военной системе управления в Бохае времени начала правления Да Циньмао. Сигучэн построен по системе одинарного города, его царский дворец — усадебного типа, здесь отсутствуют административные учреждения, не встречено остатков жилищ простого народа — всё это свидетельствует о том, что весь столичный город был «дворцовым городом», его функции служили только нуждам царской власти. В его учреждении воплотилась повсеместно свойственная ранним столичным городам концепция «построения города для охраны правителя». Об этом недавно писал Ван Пэйсинь, указывая, что Сигучэн относится к городу дворцового типа вана государства Бохай (Ван Пэйсинь 2018). По получении этой подсказки у автора сложилось совершенно новое научное понимание проблемы, и одновременно он обосновал дату начала строительства Сигучэна и фон эпохи, в которой он был городом вана «дворцового типа», — процесс политизации бохайского общества.

4

В «Географическом трактате» «Синь тан шу» описан путь по морю из Дэнчжоу (ЙИ) в Бохай: «От устья Ялуцзяна на судне ехать сто с лишним ли, затем, плывя на малом судне против течения тридцать ли на северо-восток до Бочжокоу, достигаем границы Бохая. Ещё через 500 ли вверх по течению доходим до уездного города Ваньду, это бывшая столица вана Гаоли. Ещё через 200 ли вверх по течению на северо-восток доходим до Шэньчжоу. Ещё, двигаясь по суше 400 ли, доходим до Сяньчжоу, здесь у вана была столица в годы Тянь-бао. Ещё через 600 ли прямо на север с отклонением к востоку доходим до города правителя Бохая»

шмттйжохмш^жмшшжттшохтшш^

ЖШо") (СТШ, цз. 43, ч. 2: 1147).

Этот отрывок происходит из текста сочинения танского Цзя Даня «Дао ли цзи» («Записки о путях и расстояниях»)18, он содержит сведения о трёхуровневой административной системе Бохая: первый уровень — столица — город бохайского вана, Сяньчжоу, бывший в прошлом городом вана; второй уровень — окружные города (чжоучэн Сяньчжоу и Шэньчжоу; третий уровень — уездный город (сяньчэн

18 О сочинении «Дао ли цзи» в научных кругах есть два мнения. Согласно одному из них, это текст из утраченного сочинения Цзя Даня «Гу цзинь цзюньго сянь дао сыи шу» (^"^ШШМШИМЙ «Повествование о древних и современных владениях, уездах и путях к четырём видам варваров»), согласно второму — текст из утраченного сочинения Цзя Даня «Хуан хуа сы да цзи» (Ж^ИЙЕ «Записки о Китайской империи и [землях] четырёх направлений»).

ЙМ) Ваньду. Лим Санг Сон в прошлом указывал: «В тексте есть выражение „город Бохайского вана", а не „Верхняя столица", или „Лун-цюаньфу", есть „Сяньчжоу" и „в годы Тянь-бао это была столица вана", а не „Средняя столица" и „Сяньдэфу". Из этого текста можно узнать, что Бохай в то время ещё не учредил Пять столиц» (Лим Санг Сон 2012). Автор статьи согласен с такой интерпретацией и при этом делает следующее дополнение: после учреждения в Бохае системы пяти столиц Шэньчжоу стал головным окружным городом Западной столицы области Ялуфу; в тексте ясно говорится, что Сяньчжоу в прошлом был столицей, но касательно Шэньчжоу не сказано, что это был головной город Западной столицы, это аналогично свидетельствует о том, что ко времени написания текста Цзя Данем 19 в Бохае ещё не утвердилась система пяти столиц. В связи с этим во фразе «Повествования о Бохае» в «Синь тан шу»: «В конце годов Тянь-бао Циньмао переехал в Верхнюю столицу (Шанцзин. — Прим. пер.)» — «Верхняя столица», когда она в первый раз была столицей, должна была иметь другое название: не называлась ли она Лунчжоу по имени своего головного округа? «Верхняя столица» — это позднее название, появившееся после утверждения Бохаем системы пяти столиц, заимствованное составителем «Повествования о Бохае» в «Синь тан шу»20. Чтобы глубже разобраться в административном устройстве государства Бохай времени первого пребывания «Шанцзина» в статусе общегосударственной столицы, автор провёл поиск сохранившихся в письменных источниках записей о Бохае с «конца годов Тянь-бао» (559 г. — Прим. пер.) до «времени годов Чжэнь-юань» (785—804 гг. — Прим. пер.). Среди них можно привести следующие содержащие полезные сведения записи:

1. В 759 г. Гао Наньшэнь отправился послом в Японию с «официальным письмом от Чжунтай» (СНГ, цз. 21, запись под днём синь-хай 10-го месяца 3-го года Тэмпё-Ходзи императора Дзюннина).

2. В 762 г. Ван Синьфу в ранге цзышоу дафу, по совместительству «цзоюнь [Управления] Чжэнтан» с почётным титулом кайго-нань отправился послом в Японию (^^ЯШ^ШШ^^ч^Т"®^

(СНГ, цз. 24, запись под днём бин-у -первое число 10-го месяца 6-го года Тэмпё-Ходзи императора Дзюннина).

3. В 776 г. Ши Думэн в ранге сянькэ дафу, «сыбинь шаолин» с почётным титулом кайгонань отправился послом в Японию из Нань-

19 Согласно письменным источникам, Цзя Дань умер в 805 г., «Гу цзинь цзюньго сянь дао сыи шу» было написано в 801 г., время написания «Хуан хуа сы да цзи» не ясно.

20 В научных кругах склонны считать, что «Хроники деяний [императоров] и биографии [чиновников]» и «Географический трактат» в «Синь тан шу» написаны разными людьми.

хайфу

ВЖ) (СНГ, цз. 34, запись под днём и-сы 12-го месяца 7-го года Хоки императора Конина).

4. В 778 г. Чжан Сяньшоу в ранге сянькэ дафу, «сыбинь шаолин» отправился послом в Японию (ШШ^^Ж^Л^

ЩЩ^ВЖ) (СНГ, цз. 35, запись под днём жэнь-инь, первым днём 1-го месяца 10-го года Хоки (779) императора Конина).

5. В 779 г. Гао Янби в ранге «бохайского посла», «ялина» отправился с миссией в Японию Ш^ЖШт "МГЖМТОЖ) (СНГ, цз. 35, запись под днём у-у 12 месяца 10-го года Хоки (779) императора Конина).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. В 792 г. Ян Цзифу в ранге «я мохэ ши» (досл. «присматривающий за мохэскими посланниками». — Прим. пер.) во главе 35 человек прибыл на аудиенцию ко двору танского императора (Ц/^Ш^

(ТХЯ, цз. 96 «Бохай»: 1724).

Оглядываясь на проведённые до сих пор исследования, видим, что «официальное письмо от Чжунтай» в записи 1 большинством учёных отождествляется с «официальным письмом Управления Чжунтайшэн» «цзоюнь Чжэнтан» во второй записи тоже рассматривается как «цзоюнь Управления Чжэнтаншэн» согласно исследова-

нию Цзинь Юйфу, «сыбинь шаолин» в записях 3 и 4—это чиновная должность приказа Сыбиньсы соответствовавшего танскому приказу Хунлусы (Цзинь Юйфу 1982: 340); что касается «ялин» и «я мохэ ши» из записей 6 и 7, то, также согласно Цзинь Юйфу, они были бохайскими послами, занимавшими по совместительству должность управляющего послами всех племён (Цзинь Юйфу 1982: 348).

Научная интерпретация приведённых выше сведений об административной системе государства Бохай такова: во время перенесения столицы в «Шанцзин» Бохай уже учредил такие центральные органы власти, как управления Чжунтайшэн и Чжэнтаншэн. Кроме того, это можно дополнить должностями биньчжушаочжэн (758 г.), ягуань (759 г.), упомянутыми в записях, приведённых в предыдущем разделе, а также должностью сыбиньшаолина, «ведавшего приёмом гостей и государственным трауром», из этого раздела (Цзинь Юйфу 1982: 340). Однако должности «ялин» и «я мохэ ши» также означают, что бохайские власти по-прежнему не завершили формирование прямого управления местными влиятельными силами. То есть централизованное управление в Бохае сложилось не в один момент, это был процесс постепенного усовершенствования.

Касательно истории развития древних столичных городов Китая Лю Цинчжу указывал, что очень глубокое влияние на последующие столицы оказал Лоян Северной Вэй, именно его устройство положило

21 Хунлусы — приказ придворного этикета, занимавшийся вопросами приёма при дворе иностранных послов и важными ритуалами. — Прим. пер.

начало системе одновременного существования в столице дворцового, внутреннего и внешнего городов. Внутренний город как раз является районом учреждений центрального государственного аппарата, это также центр проведения ритуальных действий. В столицах Суй и Тан внутренний город был переименован в Царский город (хуанчэн ШЩ); появление внутреннего (Царского) города — это показатель усиления центральной власти, созревания политического режима (Лю Цинчжу 2016: 884).

Возвращаясь к научной теме данной статьи, отметим, что исторические материалы свидетельствуют о том, что в период с «конца годов Тянь-бао» до «времени годов Чжэнь-юань» Бохай уже утвердил систему «трёх управлений и шести министерств» центральной власти. Учитывая, что учреждение столичного города зависело от административной системы, в Шанцзине, имеющем планировку тройного города, устройство Царского города должно было начаться с установлением системы «трёх управлений и шести министерств». Образованная на основании переноса столицы Верхняя столица раннего периода положила начало новому, отличному от столицы в «Сяньчжоу» устройству столичного города. И тут возникает вопрос: неужели, как говорят некоторые учёные, когда Верхняя столица впервые стала столицей, в ней уже был учреждён и построен тройной город?

При исследовании остатков буддийских храмов Бохая в аспекте черепицы с надписями (вэньцзыва ^^Ж) автор данных строк указывал в статье, что храмы № 8 и 9, находящиеся в северном пригороде Верхней столицы Бохая, являются буддийскими храмами внегородского типа, построенными, когда «Шанцзин» впервые стал столицей. Из них храм № 9 был местом, где «поклонялись Будде» правящие верхи Бохая (Сун Юйбинь 2019б). Впоследствии Лю Сяодун, опираясь на археологические материалы, дополнил и развил мысль автора (Лю Сяодун 2019). Следует отметить, что научная дискуссия, развернувшаяся вокруг буддийских храмов № 8 и 9, не только позволила обосновать датировку начала строительства этих двух храмов и проанализировать причины их нахождения за пределами города Верхней столицы, но ещё более укрепила версию периодизации строительства города: «сначала был построен Дворцовый город, затем сооружены Царский и Внешний города».

Проведя исследование основания столичного города с точки зрения административного устройства, автор осознал, что в недавней научной трактовке по-прежнему есть место для корректировки. Исправленная научная интерпретация следующая: в «конце годов Тянь-бао» вслед за организацией учреждений центральной власти во впервые ставшем столицей «Шанцзине» был устроен «двойной город», состоящий из Дворцового и Царского городов; поскольку правящие верхи Бохая исповедовали буддизм, перенос столицы сопровождался распространением буддизма на восток в среднее течение

Муданьцзяна; для удовлетворения потребности правящей верхушки и простого народа в «поклонении Будде» в северном пригороде построили буддийские храмы внегородского типа № 8 и 9.

Нетрудно заметить, что в вопросе о последовательности строительства Верхней столицы Бохая автор по-прежнему поддерживает версию её поэтапного сооружения. Согласно монографии «Верхняя столица Бохая»: «Разрез показал, что образующая выступ часть стены внешнего города строилась один раз, это свидетельствует о временном различии между стеной внешнего города и дворцовым городом. <...> В районе северо-западного угла стена внешнего города имеет скос, это было вызвано тем, что уже существовавший тогда дворцовый город было невозможно перенести» (Институт культурных ценностей 2009: 636). После этого производивший раскопки Чжао Чжэфу указал: «Общая длина северной стены (внешнего города) 4957 м, её положение довольно сложное. Этот участок стены, начиная от северо-западного угла, чтобы обойти протекающую с юго-запада на северо-восток протоку реки Муданьцзян, образует скос в том же направлении <...> Если же оглядеть участок в целом, видно, что остатки стены внешнего города продолжаются непрерывно, особенно в северной половине они отчётливы, тянутся без разрывов» (Чжао Чжэфу 2015). Исходя из приведённых выше археологических открытий, последовательность строительства города Верхней столицы Бохая и находящихся севернее его буддийских храмов № 8 и 9 можно интерпретировать только так, что сначала были построены город Верхней столицы раннего периода и храмы № 8 и 9, а потом внешний город. Вместе с тем археологические открытия свидетельствуют, что город бохай-ской Верхней столицы в то время, когда он впервые стал столицей, вовсе не имел плана строительства по схеме тройного города. После того как Да Хуаюй «снова вернул [ставку] в Верхнюю столицу» вслед за общественным прогрессом и усилением государства, Верхней столице потребовалось «построить внешний город для защиты народа» из-за того, что на севере она примыкала к речной воде. В то время свободное пространство, пригодное для строительства, было очень ограничено, не было возможности включить в пределы внешнего города храмы № 8 и 9, а весь северный участок стены внешнего города представлял собой неправильную линию с изгибами и скосами, поскольку его пришлось строить, следуя рельефу и характеру местности.

Придя к этому выводу, полагаясь на археологические открытия, сочетая их с анализом данных письменных источников, автор выдвинул абсолютно новую точку зрения на последовательность строительства города Верхней столицы Бохая: сначала были построены Дворцовый и Царский города, а потом — Внешний город. Подчиняясь административной системе, функции этого столичного города прошли историческую трансформацию от «построили город, чтобы защищать правителя» до «построили внешний город для защиты народа».

5

Обсуждение последовательности строительства тройного города Верхней столицы Бохая с учётом особенностей памятника относится к научной тематике археологии. Трактовка функций Верхней столицы через внешний вид памятника — это научное исследование в области истории. Объективно говоря, сейчас не хватает археологических данных для датировки начала строительства Дворцового, Царского и Внешнего городов Верхней столицы, также недостаёт и исторических ключей для анализа времени начального установления административной системы государства Бохай. Столкнувшись с разными точками зрения, сложившимися в научном мире, автор упорядочил и объединил научные ресурсы, опираясь на концепцию строительства внутреннего и внешнего городов в древности («построили город, чтобы защищать правителя», «построили внешний город для защиты народа»). Он также провёл научное исследование последовательности строительства города Верхней столицы и его функций с точки зрения административной системы.

Свидетельства письменных источников ясно указывают на то, что, когда столицей Да Циньмао был Сяньчжоу в «годы Тянь-бао», в Бохае ещё не сложилась система органов центральной власти. Административное устройство тогдашней бохайской власти нашло отражение в особенностях Сигучэна, являющегося остатками столичного города в Сяньчжоу. Устройство столицы в виде одинарного города воплотило архитектурную концепцию «строительства города для защиты правителя», функции этого столичного города служили исключительно потребностям власти вана. Ставший столицей «в конце годов Тянь-бао» город Шанцзин раннего периода обозначил вступление бохайской власти в совершенно новый этап общественного развития. Учреждение на основании «наблюдения за системой Срединного государства» центральных органов власти во главе с Тремя управлениями и Шестью министерствами должно было стать основной причиной перенесения столицы бохайскими властями. В то же время автор также считает, что пожалование в 762 г. Да Циньмао «ваном государства Бохай» (ШШШЕ) должно было выразить политическое признание династией Тан прогресса бохайского общества. Через перенос столицы, на основе модели столицы в Сяньчжоу в Шанцзине раннего периода сформировалось новое устройство двойного города: «Дворцовый город + Царский город». Однако, если говорить о функциях этой столицы, город Шанц-зин этого времени по-прежнему следовал архитектурной концепции «построить город для защиты правителя». После того как Да Хуаюй «снова вернулся в Верхнюю столицу» благодаря стараниям нескольких поколений бохайских ванов, вслед за усилением государства через «построение внешнего города для защиты народа», в конце концов сложилось устройство столичного города тройной планировки.

ЛИТЕРАТУРА

Асташенкова Е.В., Болдин В.И. 2004. Декор концевых дисков Краскинского городища. Россия и АТР. № 1, 122-129.

Асташенкова Е.В., Болдин В.И. 2006 (пер. Ван Дэхоу). Декор концевых дисков черепицы Краскинского городища. Бэйфан вэньу. № 4, 105—110. ($)

Е.В.ИШ1Ш®, В.И.1Ш&: «ЙШтЖШШ^Ш®, ФШ^ ШШ ® 2006^Ш4Щ.

Ван Пэйсинь 2018. Исследование планировки Средней столицы Бохая Сигу-чэна в Хэлуне. Бяньцзян каогу яньцзю. № 24, 303—313. З^Ш: «ШШФмЙ

Ш24Щ, 2018

Джонг Сок Бэ 2014 (пер. на кит. Чэнь Шуан). Планировка города Верхней столицы Бохая: столичный город правящей династии. Лиши юй каогу синьси. Дунбэйя. № 1, 81—107. ЗВД

#ш», ш ад.

Институт культурных ценностей 1986: Институт культурных ценностей и археологии провинции Хэйлунцзян. Отчёт о раскопках остатков бо-хайских печей для обжига кирпича и черепицы. Бэйфан вэньу. № 2, 34—38.

«ЖЗЖ1986^Ш2Ш.

Институт культурных ценностей и др. 2007: Институт культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь, Управление культуры Яньбяньского автономного корейского национального округа, Музей Яньбяньского автономного корейского национального округа, Музей города Хэлун. Сигучэн: Отчёт о полевых археологических исследованиях остатков бохайской Средней столицы Сяньдэфу в 2000—2005 гг. Пекин: Вэньу. ЕЙ

ШШё^Ш^ ЗШйШШё^ШМ® f^ffM®. —

Институт культурных ценностей 2009: Институт культурных ценностей и археологии провинции Хэйлунцзян. Город Верхней столицы Бохая — отчёт об археологических раскопках и исследованиях в 1998—2007 гг. Пекин:

Вэньу. «<Ш*±ММ--1998~2007^®#^fflWg

Щ^», 4Ш: ¿МШШ±, 2009^.

Институт культурных ценностей и др. 2014: Институт культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь, Центр археологических исследований приграничных территорий Цзилиньского университета, Управление по культурным ценностям города Хуньчунь. Баляньчэн — отчёт о полевых археологических исследованиях остатков Восточной столицы государства Бохай в 2004—2009 гг. Пекин: Вэньу. пй

МШШШМт: 1АШШ--2004~2009^ЙШШ

Институт культурных ценностей 2015: Институт культурных ценностей и археологии провинции Хэйлунцзян. Краткий отчёт о раскопках северных ворот Дворцового города Верхней столицы Бохая в Нинъани провинции Хэйлунцзян. Вэньу. № 6, 4—13.

Ж^ШЬШ^ЙШ», «<£М» 2015^Ш6Ш.

Институт культурных ценностей и др. 2016: Институт культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь, Центр археологических исследований приграничных территорий Цзилиньского университета, Музей Яньбяньского автономного корейского национального округа, Управление по культурным ценностям города Хуньчунь. Краткий отчёт о раскопках городища Сигучэн в Хэлуне провинции Цзилинь в 2007—2009 гг.

Вэньу. № 12, 4-20.

«Ш^ШШ®, ft^Àt®* «^ШШМ-ШШ:2007~2009^£

шш, «з» 2016

Ким Джин Кванг 2014 (пер. на кит. Чэнь Шуан). Строительство бохайских столиц и Средняя столица Сигучэн. Лиши юй каогу синьси. Дунбэйя. № 1, 109-120. ^ш^, «ШШШШ^ФЖй-»,

м» m ад.

Кобзев А.И. 2009. «Цэ фу юань гуй». Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура. М.: Вост. лит., 733—734. Ли Цян, Бай Мяо 2014. Исследование характера Сигучэна — с использованием полученных из археологических материалов данных о его устройстве и функциях в качестве отправной точки. Бэйфан вэньу. № 4, 40—50.

ЯЛЙ», «№«>>2014 Лим Санг Сон 2012 (пер. на кит. Чэнь Шуан). Столица бохайского вана — Сяньчжоу и Сигучэн. Лиши юй каогу синьси. Дунбэйя. № 1, 94—99. (^0 (||

Ш): —

Лю Сяодун 2019. Дополнительные комментарии к датировке начала строительства храмов № 8 и 9 снаружи от северной стены городища Верхней столицы Бохая. Археологические исследования приграничных территорий (Бяньцзян каогуяньцзю). Вып. 25. Пекин: Кэсюэ, 383—394. ЭДШ^Ж:

ЛЖ: 2019

Лю Сяодун, Вэй Цуньчэн 1990. Исследование последовательности строительства города Верхней столицы Бохая и истоков его структуры. Сборник работ шестого ежегодного собрания Китайского археологического общества. Пекин: Вэньу. ЖЖ, ШЖ «М^ЖМ^И^ШУШШЙ», «ФШ

ЛЖ: ÀtMI±.

Лю Цинчжу 2016 (гл. ред.). Археологическое открытие и исследование древних столичных городов Китая. Ч. 2. Пекин: Шэхуйкэсюэвэньсянь. ЭДКЙ^^: «ФЩ

штшщ-мтшя» (Т), лж: , 2016

РДКС: Руйдзю кокуси (Тематическая национальная история) / сост. Сугавара-но

Митидзанэ. Токио, 1979. (0) ЩЩЖ: «^^Э^». ЖЖ. 1979. СНГ: Сёку нихонги (Продолжение анналов Японии) / Фудзивара Цугинава. Токио, 1979. (0) ШШШ: ШВ^Е»ЖЖ. 1979. СТШ: Синь тан шу (Новая история династии Тан) / сост. Оян Сю, Сун Ци. В 20 т. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1975. / Ж ЭДЦ.

ЛЖ: Ф^ШШ®.

Сонг Ки Хо 2001 (пер. на кит. Ли Дунъюань). Местное управление в Бохае и его фактическое положение. Сборник переводных работ по археологии Северо-Восточной Азии. Специальный выпуск по Когурё и Бохаю. [Харбин]: Изд-во журнала «Бэйфан вэньу», 165—174. ЖЖШ (^ЖШШ : ШШШ

2001^0

Судзуки Ясутами 1986 (пер. на кит. Ли Дунъюань). Фундаментальное исследование о бохайских шоулинах. Собрание переводных статей по истории Бо-хая. [Харбин]: Институт истории Хэйлунцзянской академии общественных наук. (0) MS® : , «Ш» ^À», 1986 Сун Юйбинь 2014. Поиски истоков мотива лепестков в «форме перевёрнутого сердца» на концевых дисках бохайской черепицы. Сборник работ

в честь восьмидесятилетия г-на Чжан Чжунпэя. Пекин: Кэсюэ, 510—520.

ЗЖ), 4Ш: 2014

Сун Юйбинь 2015. О времени начала проникновения буддизма в долину Ту-мэньцзяна. Вэньу. № 11, 62-69. ЖЖ

Ш)), 15ст 2015^М11Ш.

Сун Юйбинь 2019. Исследование бохайских концевых дисков черепицы. Проект «Исследование бохайских концевых дисков черепицы» по гранту Государственного фонда общественных наук. Заключительные результаты по разработке темы. ЖЖ «ТШЖЗДЙ)), Сун Юйбинь 2019а. О типе «локального орнамента долины Тумэнь-цзяна» бохайских концевых дисков черепицы. Собрание новых плодов (2): в ознаменование восьмидесятилетия господина Линь Юня. Пекин: Кэсюэ, 446-457. 'ШЖШШйШШШ" »), С1ШЖ —ШЖё^Л+^Ш^Ж)), 2019 Сун Юйбинь 2019б. Исследование бохайских буддийских памятников в аспекте изучения черепицы с надписями. Сюэси юй таньсо. № 7, 161—166.

ЖЖ «З^ЖШЙТЙММШЖ^Й)), «^ЭД»)2019

Сун Юйбинь, Цюй Или 2008. Система пяти столиц и общегосударственная столица государства Бохай. Дунбэй шиди. № 6, 2—6. Й^Ш:

тшмт&шт), <Ш№Ш 2008^Ш6Ш.

Сунь Юйлян 1992. Предисловие. Полный свод материалов по истории Бохая. Чанчунь: Цзилинь вэньши. -МШ. «Шв^й-й^)).

1992^.

ТХЯ: Тан хуэй яо (Важнейшие сведения о династии Тан) / сост. Ван Пу. Пекин:

Чжунхуа шуцзюй, 1955. Ш^)), 4Ш: .

Тамура Коити 2001. Исследование декора концевых дисков бохайской черепицы. Историческая наука в Аояма. № 19. Лаборатория истории университета Аояма гакуин. (0) ШШ—

Ш19^ 2001^.

Тамура Коити 2003 (пер. на кит. Ли Юньцзэ). Исследование декора концевых дисков бохайской черепицы. Новости истории и археологии. СевероВосточная Азия. № 1, 105—118. (0) ШШ^: «Зс^ШШ^вШ^

Тамура Коити 2005. Некоторые размышления относительно черепицы со штампами, найденной в Верхней столице Лунцюаньфу. Столичные города Северо-Восточной Азии и Бохай: Собрание сочинений библиотеки восточной литературы. Вып. 64: 301—334. Ш^Ш^:

ШЖ^М^Ш»)), , 2005^.

Тамура Коити 2007 (пер. У Лидань). Некоторые размышления относительно черепицы со штампами, найденной в Верхней столице Лунцюаньфу. Сборник переводных работ по археологии Северо-Восточной Азии. Вып. 7. [Харбин]: Изд-во журнала «Бэйфан вэньу»: 189—213. ШШ— (МШЯ-® :

ШЖ^ЙФШЖ)) [7] , Л^ЗШЙ^Й , 2007^. Тамура Коити 2013. Тенденции и проблемы в изучении столичных городов Бохая в последнее время. Аояма коко. № 29. «ЙШ^^ШШР

ттшптьтш}, 29^, 2013^.

Торияма Киити 1944. Исследование Средней столицы Бохая. Кокогаку дзасси.

Т. 34. № 1, 1—33. ^Ш®-: , Ш34#Ш1^.

Торияма Киити 2004 (пер. на кит. Чжан Шэньчжэня). Исследование Средней столицы Бохая. Лиши юй каогу синьси. Дунбэйя. № 1, 63—74. ,

Центр приграничных археологических исследований и др. 2017: Центр приграничных археологических исследований Цзилиньского университета, Институт культурных ценностей и археологии провинции Цзилинь, Музей Яньбяньского автономного корейского национального округа, Управление культурными ценностями города Хэлун. Краткий отчёт о повторном обследовании «городища Хэнаньтунь» в Хэлуне провинции Цзилинь. Вэньу. № 12, 4-18. /

№. ^ Ш2Ш, 4-18Ш.

Цзинь Юйфу 1982. Хронологическая подборка материалов к описанию государства Бохай. Чанчунь: Изд-во журнала «Шэхуй кэсюэ чжаньсянь».

1982^.

Чжао Чжэфу 2015. О разделении районов Царского и Дворцового городов в Верхней столице Бохая, судя по последовательности возведения городских стен и архитектуре. Сборник работ в честь 70-летия г-на Вэй Цунь-чэна. Пекин: Кэсюэ, 298-305. М^:

^шйшмеЙШЯШ, тттшя^+шш», лж:

Ш±, 2015^.

CONSTRUCTION SEQUENCE OF THE UPPER CAPITAL OF BOHAI IN TERMS OF ADMINISTRATIVE SYSTEM TRANSFORMATION

Song Yubin

There have always been great differences in the international academic community regarding the construction sequence of the Palace Town, the King's Town, and the Outer city of Supreme Capital City of Bohai for a long time. This paper takes the administrative system of Bohai State which is retained in the literature as an academic entry point, then combined with the archaeological findings of the new era, to carry out a brand-new academic interpretation about the construction sequence of Shangjing City of Bohai. Furthermore, the writer hopes to promote the academic progress in the study of Bohai City sites, and even the Bohai Culture as a whole.

Keywords: Supreme Capital of Bohai, administrative system, triple city system, construction sequence.

REFERENCES

Astashenkova E.V., Boldin V.I. 2004. Dekor kontsevykh diskov Kraskinskogo goro-dishcha [The Decoration of Roof Convex Tile Discs of Kraskino Site]. Rossiya i ATR, no. 1, 122-129.

Astashenkova E.V., Boldin V.I. 2006 (translated by Wang Dehou). Kelasijino cheng-zhi wadang-de wenshi [The Decoration of Roof Convex Tile Discs of Kraskino Site]. Beifangwenwu, no. 4, 105—110.

Wang Peixin 2018. Bohai zhongjing helong xigucheng buju guihua kaocha [Investigation of the Lay-out of Bohai Central Capital Xigucheng in Helong]. Bian-jiang kaogu yanjiu, no. 24, 303—313.

Jeong Seok Bae 2014 (translation by Chen Shuang). Bohai shangjingcheng-de chengshi guihua: wangchao ducheng [Layout of the City of Supreme Capital of Bohai: The Capital of the Royal Court]. Lishi yu kaogu xinxi. Dongbeiya, no. 1, 81-107.

Institut kul'turnykh tsennostey 1986: Heilongjiangsheng wenwu kaogu yanjiusuo [Institute of Cultural Relics and Archaeology of Heilongjiang Province]. Bohai zhuan wa yaozhi fajue baogao [Report on Excavation of Brick and Tile Kilns of Bohai]. Beifangwenwu, no. 2, 34—38.

Institut kul'turnykh tsennostey at al. 2007: Jinsheng wenwu kaogu yanjiusuo, Yan-bian chaoxianzu zizhizhou wenhuaju, Yanbian chaoxianzu zizhizhou bowu-guan, Helongshi bowuguan [Institute of Cultural Relics and Archaeology of Jilin Province, Bureau of Culture of Yanbian Korean Autonomous Prefecture, Museum of Yanbian Korean Autonomous Prefecture, Museum of Helong City]. Xigugheng — erqian — erqianwu niandu bohaiguo zhongjing xiandefu gu-zhi tianye kaogu baogao [Xigucheng — Report of the Field Archaeological Researches of the Site of Central Capital of Bohai Xiandefu in 2000—2005]. Beijing: Wenwu Publ.

Institut kul'turnykh tsennostey 2009: Heilongjiangsheng wenwu kaogu yanjiusuo [Institute of Cultural Relics and Archaeology of Heilongjiang Province]. Bohai shangjingcheng — yijiujiuba — erqianqi niandu kaogu fajue diaocha baogao [The Town of Supreme Capital of Bohai — Report on Archaeological Excavation and Research in 1998—2007]. Beijing: Wenwu Publ.

Institut kul'turnykh tsennostey at al. 2014: Jilinsheng wenwu kaogu yanjiusuo, Jilindaxue bianjiang kaogu yanjiu zhongxin, Hunchunshi wenwu guanlisuo [Institute of Cultural Relics and Archaeology of Jilin Province, Jilin University Center of Archaeological Research of China Frontier, Bureau of Cultural Relics of Hunchun City]. Baliancheng — erqiansi — erqianjiu niandu bohaiguo dongjing guzhi tianye kaogu baogao [Baliancheng — Report about Field Archaeological Research of Remains of Bohai State East Capital in 2004—2009]. Beijing: Wenwu Publ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institut kul'turnykh tsennostey 2015: Heilongjiangsheng wenwu kaogu yanjiusuo [Institute of Cultural Relics and Archaeology of Heilongjiang Province]. Heilongjiang ning'an bohai shangjingcheng gongcheng beimenzhi fajue jianbao [Brief Report about Excavation of North Gate of Palace Town of Bohai Supreme Capital in Ning'an of Heilongjiang Province]. Wenwu, no. 6, 4—13.

Institut kul'turnykh tsennostey at al. 2016: Jilinsheng wenwu kaogu yanjiusuo, Jilindaxue bianjiang kaogu yanjiu zhongxin, Yanbian chaoxianzu zizhizhou bowuguan, Helongshi wenwu guanlisuo [Institute of Cultural Relics and Archaeology of Jilin Province, Jilin University Center of Archaeological Research of China Frontier, Museum of Yanbian Korean Autonomous Prefecture, Bureau of Cultural Relics of Hunchun City]. Jilin helong xigucheng chengzhi erqianqi — eqianjiu nian fajue jianbao [Brief Report about Excavation of Xigucheng Ancient Town in Helong of Jilin Province in 2007—2009]. Wenwu, no. 12, 4—20.

Kim Jin Kwang 2014 (translated by Chen Shuang). Bohai ducheng jianshe yu zhongjing xigucheng [Construction of Bohai Capitals and Central Capital Xi-gucheng]. Lishi yu kaogu xinxi. Dongbeiya, no. 1, 109—120.

Kobzev A.I. 2009. «Ce fu yuan gui». Dukhovnaya kul'tura Kitaya: entsiklopediya: v 5 t. T. 4. Istoricheskaya mysl'. Politicheskaya i pravovaya kul'tura [Spiritual

Culture of China: Encyclopedia: in 5 vol. Vol. 4. Historical Thought. Political and Legal Culture]. Moscow: Vost. lit. Publ., 733—734.

Li Qiang, Bai Miao 2014. Xigucheng xingzhi yanjiu — yi kaogu ziliao huoqu-de chengzhi xingzhi he gongneng wei qierudian [Research of the Nature of Xigucheng — with the Data on Its Structure and Functions Obtained from Archaeological Materials as Starting Point]. Beifangwenwu, no. 4, 40—50.

Lim Sang Seon 2012 (translated by Chen Shuang). Bohai wangdu — xianzhou he xigucheng [The Capital of Bohai Wang — Xianzhou and Xigucheng]. Lishiyu kaogu xinxi. Dongbeiya, no. 1, 94—99.

Liu Xiaodong 2019. Guanyu bohai shangjingcheng beiyuan waice ba, jiu hao sim-iaozhi shijian niandai-de buchong shuoming [Additional Commentaries on the Dating of the Beginning of Construction of Shrines No. 8 and 9 Outside of the North Wall of the Town of Bohai Supreme Capital]. Bianjiang kaogu yanjiu, iss. 25. Beijing: Kexue Publ., 383—394.

Liu Xiaodong, Wei Cuncheng 1990. Bohai shangjingcheng yingzhu shixu yu xingzhi yuanyuan yanjiu [Study of the Sequence of Construction of Bohai Supreme Capital Town and of the Origin of Its Structure]. Zhongguo kaoguxuehui diliuci nianhui lunwenji [Collection of Works of the Sixth Annual Meeting of Chinese Archaeological Society]. Beijing: Wenwu Publ.

Liu Qingzhu 2016 (ed.-in-chief). Zhongguo gudai ducheng kaogu faxian yu yanjiu [Archaeological Discovery and Research of Ancient Towns of China]. Part 2. Beijing: Shehuikexue wenxian Publ.

RJKS: Ruiju kokushi [Categorised National History]. Comp. by Sugawara no Michi-zane. Tokyo, 1979.

SNG: Shoku nihongi [Continued Chronicles of Japan]. Comp. by Fujiwara Tsugina-wa. Tokyo, 1979.

XTS: Xin tangshu [New History of Tang Dynasty]. Comp. by Ouyang Xiu, Song Qi. In 20 volumes. Beijing: Zhonghua shuju Publ., 1975.

Song Gi Ho 2001 (translated by Li Dongyuan). Bohai-de defang tongzhi ji qi shi-kuang [Local Administration in Bohai and Its Actual Situation]. Dongbeiya kaogu ziliao yiwen ji. Gaogouli, bohai zhuan hao [Collection of Translated Works on Archaeology of Northeast Asia. Special Issue on Koguryo and Bohai]. [Harbin]: "Beifang wenwu" journal Publ., 165—174.

Suzuki Yasutami 1986 (translated by Li Dongyuan). Guanyu bohai shouling-de ji-chuxing yanjiu [Fundamental Study on Bohai Shoulings]. Bohai shi yiwen ji [Collection of Translated Works on History of Bohai]. [Harbin]: Institute of history of Heilongjiang Academy of social sciences Publ.

Song Yubin 2014. Bohai wadang "dao xin xing" huabian muti wenshi tanyuan [The Search of the Origin of Bohai Roof Tile Discs' "Inverted Heart Shaped" Flower Petal Motif Decoration]. Qingzhu ZhangZhongpei xiansheng bashisui lun-wenji [Collection of Works in Honor of Mr. Zhang Zhongpei's Eightieth Birthday]. Beijing: Kexue Publ., 510-520.

Song Yubin 2015. Shilun fojiao zhuanru tumenjiang liuyu-de shi shijian [On the Time of Beginning of the Penetration of Buddhism in the Valley of Tumen River]. Wenwu, no. 11, 62—69.

Song Yubin 2019. "Bohai wadang yanjiu", guojia sheke jijin xiangmu "bohai wadang yanjiu" jiexiang chengguo ["Study of Bohai Roof Tile Discs". Project of the National Social Sciences Foundation. Final Results of the Research].

Song Yubin 2019a. Shilun bohai wadang-de "tumenjiang liuyu diyuxing wenshi" leixing [On the "Tumen River Valley Local Ornament" Variant of Bohai Roof Tile Discs]. Xin guoji (er) — qingzhu lin yun xiansheng bashi huadan lunwenji

[New Collection of Fruits (2) — Collection of Works in Honor of Mr. Lin Yun Eightieth Birthday]. Beijing: Kexue Publ., 446—457.

Song Yubin 2019b. Wenziwa shijiaoxia-de bohai fojiao yicun yanjiu [Study of Buddhist Sites of Bohai from the Point of View of Tiles with Characters]. Xuexi yu tansuo, no. 7, 161—166.

Song Yubin, Ou Yili 2008. Bohaiguo-de wujing zhidu yu ducheng [System of Five Capitals and State Capital of Bohai]. Dongbei shidi, no. 6, 2—6.

Sun Yuliang 1992. Oianyan [Preface]. Bohai shiliao quanbian [Complete Edition of Materials on Bohai History]. Changchun: Jilin wenshi Publ.

THY: Tang huiyao [Institutional History of the Tang Dynasty]. Comp. by Wang Pu. Beijing: Zhonghua shuju Publ., 1955.

Tamura Koichi 2001. Bokkai-no gatö monyö-nikansuru jakan-no kösatsu [Some Researches of the Decoration of Bohai Roof Tile Discs]. Aoyama shigaku, no. 19. Laboratory of history of Aoyama gakuin University.

Tamura Koichi 2003 (translation by Li Yunze). Guanyu bohai wadang huawen-de ruogan kaocha [Some Researches of the Decoration of Bohai Roof Tile Discs]. Lishi yu kaogu xinxi. Dongbeiya, no. 1, 105—118.

Tamura Koichi 2005. Jökyö ryosenfushi shutsudo-no öinga-nikansuru jakan-no kösatsu [Some Thoughts about Tiles with Stamped Characters Unearthed in Supreme Capital Longquanfu]. Töhokua-no tojö-to bokkai [Capital Cities of Northeast Asia and Bohai], Töyö bunka ronsö, iss. 64, 301—334.

Tamura Koichi 2007 (translated by Wu Lidan). Shangjing longquanfu chutu yayinwa-de jidian sikao [Some Thoughts about Tiles with Stamped Characters Unearthed in Supreme Capital Longquanfu]. Dongbeiya kaogu ziliao yiwen-ji [Collection of Translated Works on Archaeology of Northeast Asia]. [Harbin] : "Beifang wenwu" journal Publ., iss. 7, 189—213.

Tamura Koichi 2013. Kinji-niokeru bokkai tojö kenkyü-no dökö-to kadai [Recent Trends and Issues in Research of Capital Cities of Bohai]. Aoyama köko, no. 29.

Toriyama Kiichi 1944. Bokkai tyukyö kö [Research of Central Capital of Bohai]. Kökogaku zasshi, vol. 34, no. 1, 1—33.

Toriyama Kiichi 2004 (translated by Zhang Shenzhen). Bohai zhongjing kao [Research of Central Capital of Bohai]. Lishi yu kaogu xinxi. Dongbeiya, no. 1, 63—74.

Tsentr prigranichnykh arkheologicheskikh issledovaniy at al. 2017: Jilindaxue bi-anjiang kaogu yanjiu zhongxin, Jilinsheng wenwu kaogu yanjiusuo, Yanbian chaoxianzu zizhizhou bowuguan, Helongshi wenwu guanlisuo [Jilin University Center of Archaeological Research of China Frontier, Museum of Yanbian Korean Nationality Autonomous Region, Administrative Office on Culture of Helong City]. Jilin helong "henantun gucheng" fucha jianbao [Brief Report about Re-research of "Henantun Ancient Town" in Helong of Jilin Province]. Wenwu, no. 12, 4—18.

Jin Yufu 1982. Bohai guozhi chanbian [Chronological Collection of Materials for the Treatise of Bohai State]. Changchun: Editorial board of "Shehui kexue zhanxian" journal Publ.

Zhao Zhefu 2015. Cong bohai shanjingcheng chengqiang jianzhu shunxu he yin-jian fangshi kan huangcheng gongcheng quyu-de huafen [On Division of Areas of Huangcheng and Gongcheng Judging by the Succession of Construction of Town Walls and Architectural Styles of the Supreme Capital of Bohai]. Qingzhu wei congcheng xiansheng qishisui lunwenji [Collection of Works in Honor of Mr. Wei Cuncheng Seventieth Birthday]. Beijing: Kexue Publ., 298—305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.