Научная статья на тему 'Последовательность обучения базовым и профилирующим элементам без предмета спортсменок 6-7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике'

Последовательность обучения базовым и профилирующим элементам без предмета спортсменок 6-7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6395
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ОБУЧЕНИЕ / БАЗОВЫЕ И ПРОФИЛИРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / RHYTHMIC GYMNASTICS / TEACHING / BASIS AND PROFILE ELEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ольга Петровна

В работе рассматриваются содержание и последовательность обучения базовым и профилирующим элементам различных структурных групп трудности тела (прыжков, равновесий, поворотов, гибкости) на этапе начальной подготовки девочек 6-7 лет с применением элементов «школы», базовых движений, базовых действий и специальных упражнений в художественной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sequence of basis and profile elements teaching without item for sports girls aged 6-7 years old on the level of primary training in rhythmic gymnastics

In this research the matter and sequence of basis and profile elements of different structural groups of the body's difficulties (leaps, balances, turnings, flexibility) on the primary level of training at sportsgirls aged 6-7 years old using of «school» elements, basis movements, basis actions and special exercises in rhythmic gymnastics are considered.

Текст научной работы на тему «Последовательность обучения базовым и профилирующим элементам без предмета спортсменок 6-7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

уДК 796.412.22 О. П. ВЛАСОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ И ПРОФИЛИРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТАМ БЕЗ ПРЕДМЕТА СПОРТСМЕНОК 6-7 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

В работе рассматриваются содержание и последовательность обучения базовым и профилирующим элементам различных структурных групп трудности тела (прыжков, равновесий, поворотов, гибкости) на этапе начальной подготовки девочек 6-7 лет с применением элементов «школы», базовых движений, базовых действий и специальных упражнений в художественной гимнастике.

Ключевые слова: художественная гимнастика, обучение, базовые и профилирующие элементы.

Введение

По правилам соревнований ФИЖ (2005 — 2008, 2009 — 2012) в художественной гимнастике выполняются структурные группы трудности тела — прыжки, равновесия, повороты и гибкость. Эти элементы имеют свою ценность и представлены десятью группами трудности: А — 0,1 балла; В — 0,2 балла; С — 0,3 балла; D — 0,4 балла; Е — 0,5 балла; F — 0,6 балла; G — 0,7 балла; Н — 0,8 балла; I — 0,9 балла; Л — 1,0 балл.

В правилах соревнований нет ограничений по выполнению элементов трудности тела для юных гимнасток, занимающихся в группах начальной подготовки. Однако не следует форсировать процесс начального обучения, так как необходимо создать прочную двигательную базу для освоения сложных элементов. По мнению ведущих специалистов в спортивной гимнастике: Л. Я. Аркаева, Н. Г. Сучи-лина [1], Ю. К. Гавердовского [2], А. И. Кравчука [3], В. А. Солодянникова [4], освоение сложных элементов нужно начинать с базовых, так как они доступны большинству занимающихся и не являются сложными, в дальнейшем предполагается переход к обучению профилирующим элементам.

Базовые элементы авторами предлагается выявлять на основе закономерностей роста трудности движений путем постепенного спуска по «лестнице» сложности с упрощением технической структуры сложнейших движений, но без искажения технической основы.

В публикациях по художественной гимнастике [5] и [6] мы находим рекомендации, касающиеся применения базовых и профилирующих упражнений. Начальная техническая подготовка гимнасток, по мнению авторов, должна начинаться с освоения базовых элементов.

Однако в научно-методической литературе недостаточно полно раскрыта последовательность обучения базовым и профилирующим элементам различных структурных групп на этапе начальной подготовки.

Проблема заключается в росте трудности элементов структурных групп тела в правилах соревнований по художественной гимнастике (2005 — 2008, 2009 — 2012 г.) и недостаточно научно-обоснованной последовательности их освоения в процессе обучения юных гимнасток.

Цель исследования: обосновать последовательность обучения базовым и профилирующим элементам различных групп трудности тела на основе определения их структурного сходства и сложности движений.

Гипотеза исследования: мы предположили, что обоснование расположения элементов групп трудности тела (представленных в правилах соревнований ФИЖ 2005 — 2008 г.) в порядке их сложности, позволит разработать последовательность освоения базовых и профилирующих элементов, с применением специальных упражнений для обучения юных гимнасток 6 — 7 лет.

Задачи исследования

1. Обосновать расположение элементов структурных групп трудности тела в порядке возрастающей сложности.

2. Определить элементы структурных групп трудности тела для обучения девочек 6 — 7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике.

3. Разработать последовательность обучения базовым и профилирующим элементам структурных групп тела для гимнасток 6 — 7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ документальных материалов (международные правила соревнований ФИЖ 2005 — 2008, 2009 — 2012 гг.), метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Элементы структурных групп трудности тела (прыжки, равновесия, повороты и гибкость) нами распределены в таблицах правил соревнований после-

Таблица 1

Профилирующие прыжки «простые» по степени сложности выполнения для обучения на этапе начальной подготовки

Способ отталкивания и приземления Название прыжка Графическое изображение Среднее значение суммы рангов

толчком одной приземление на маховую (со сменой ног) со сменой ног вперед «ножницы» 2,33

толчком двумя приземление на одну подбивной -ІГ 2,33

толчком одной приземление на маховую (без смены ног) подбивной — 2,33

толчком одной приземление на толчковую «Казак» У— 2,66

толчком одной приземление на маховую (со сменой ног) со сменой ног назад «ножницы» % 3,0

Таблица 2

Профилирующие равновесия «простые» по степени сложности выполнения для обучения на этапе начальной подготовки

Способ опоры (варианты стоек)

Название

равновесия

Графическое

изображение

Среднее значение суммы рангов

на носке одной

1,0

на носке одной

нога вперед

2,83

в приседе на носке одной

«казак вперед»

3,17

на колене

на колене, нога вперед

3,67

на носке одной

нога в сторону

4,17

на носке одной

«аттитюд»

4,67

на колене

на колене, нога в сторону

4,67

Таблица 3

Профилирующие повороты «простые» по степени сложности выполнения для обучения на этапе начальной подготовки

Способ опоры (варианты стоек и направление вращения) Название поворота Графическое изображение Среднее значение суммы рангов

одноименный поворот в стойке на носке одной «пассе» 1,0

одноименный поворот в стойке на носке одной нога вперед 2,33

одноименный поворот в стойке на носке одной «аттитюд» Ї 4,17

одноименный поворот в стойке на носке одной «арабеск» 4,67

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Таблица 4

Профилирующие элементы гибкость «простые» по степени сложности выполнения для обучения на этапе начальной подготовки

Способ опоры Название элемента Графическое изображение Среднее значение суммы рангов

стойка на коленях наклон назад на коленях 1,17

лежа на бедрах прогиб лежа на животе 2,83

стойка ноги врозь наклон назад й. 3,17

шпагатом передний шпагат с боковым поворотом на 3600 4,17

довательно от базовых до модальных, для дальнейшего выяснения мнения экспертов по сложности их выполнения. В таблицах мы располагали элементы с учетом их стоимости, наращивания амплитуды движений и интенсивности вращений (с учетом требований ФИЖ 2005 — 2008 г.). Всего составлено 17 таблиц.

Каждому специалисту предлагалось в заранее подготовленных таблицах, с рисунками элементов, указанных в правилах соревнований ФИЖ, проставить цифры (от 1 и более) в порядке возрастания сложности выполнения элементов (более легкому элементу выставлялся меньший балл). В каждой структурной подгруппе трудности тела, экспертами выделены самые легкие по сложности выполнения, которые, в свою очередь, еще раз ранжировались также от легкого до трудного. Эксперты ранжировали 342 элемента, из них 126 прыжков, 87 равновесий, 69 поворотов и 60 элементов структурной группы гибкость.

Для выяснения согласованности мнений экспертов, рассчитан коэффициент конкордации ^). Результаты расчетов коэффициента конкордации свидетельствуют о высокой и средней степени согласованности мнений экспертов (для прыжков W=0,67; для равновесий W=0,76; для поворотов W=0,79; для гибкости W=0,66). При расчёте взаимосвязи между суммой оценок экспертов и показателями ценности элементов (прыжков, равновесий, поворотов, гибкости) по правилам соревнований отмечается высокая и средняя степень взаимосвязи (соответственно Я = 0,79; Я=0,78; Я=0,68; Я = 0,48). На наш взгляд, это свидетельствует о том, что элементы в таблицах правил соревнований ФИЖ оценены в соответствии со сложностью выполнения и расположены в порядке их прогрессирующей сложности.

Так как освоение элементов нужно начинать с базовых далее переходить к профилирующим, то на наш взгляд, целесообразно на первом году обучения осваивать более легкие профилирующие элементы структурных групп трудности тела, которые получили наименьшую сумму рангов.

Наименьший ранг сложности выполнения получили пять прыжков: прыжок со сменой ног вперед «ножницы» выполняемый, толчком одной с приземлением на маховую; два подбивных прыжка, но с разным способом отталкивания — толчком двумя с приземлением на одну и толчком одной с приземлением на маховую; махом одной вперед согнув другую «казак» выполняемый толчком одной с приземлением на толчковую, со сменой ног назад «ножницы назад» выполняемый толчком одной с приземлением на маховую (табл. 1).

В структурной группе трудности тела «равновесия», наименьший ранг сложности выполнения получили семь элементов: равновесие «пассе» в стойке на правом (левом) носке, левая (правая) согнута в сторону, носок касается колена опорной ноги; равновесие в стойке на правом (левом) носке, левая (правая) вперед; равновесие «казак» в приседе на правом (левом) носке, левая (правая) вперед; равновесие в стойке на правом (левом) колене, левая (правая) вперед; равновесие в стойке на правом (левом) носке, левая (правая) в сторону; равновесие «аттитюд» в стойке на правом (левом) носке, левая (правая) согнута назад, голенью внутрь; равновесие в стойке на правом (левом) колене, левая (правая) в сторону, положение рук дополнительно оговаривается (табл. 2).

Наименьший ранг сложности выполнения получили четыре поворота: «пассе» — одноименный поворот в стойке на правом (левом) носке, левая (правая) согнута в сторону, носок касается колена опорной ноги; одноименный поворот в стойке на правом (левом) носке, левая (правая) вперед; «аттитюд» — одноименный поворот в стойке на правом (левом) носке, левая (правая) согнута назад, голенью внутрь; «арабеск» — одноименный поворот в стойке на правом (левом) носке, левая (правая) назад (табл. 3).

В структурной группе трудности тела «гибкость», наименьший ранг сложности выполнения получили четыре элемента: в стойке на коленях, наклон назад касаясь пальцами рук пола; лежа на бедрах руки вверх, наклон назад; в стойке ноги врозь наклон назад ниже горизонтали; шпагат правой (левой) с наклоном вперед с захватом за нижнюю треть голени, поворот на 360 градусов вокруг продольной оси в исходное положение (табл. 4).

Многообразие двигательных действий звеньями тела в элементах структурных групп трудности (по правилам соревнований ФИЖ), представлено нами в схемах (рис. 1, 2, 3, 4). На основании закономерностей усложнения движений выделены основные двигательные блоки. Последовательность обучения в них представлена сериями учебных заданий (рис. 5). Было разработано 4 серии учебных заданий на освоение прыжков, равновесий, поворотов и гибкости. Содержание серий имеет направленное применение упражнений в следующей последовательности: элементы «школы», базовые движения, базовые действия и специальные упражнения.

Выводы

1. На основе изучения мнений экспертов нами выявлено, что элементы структурных групп трудности

БАЗОВЫЕ

Л.

ПРОФИЛИРУЮЩИЕ І^И^ВСЕУСЛОЖНЯЮЩИЕСЯ ^)[мОДАЛЬНЫЕ

________д_________________д_____________а

ПО СПОСОБУ ОТТАЛКИВАНИЯ И ПРИЗЕМЛЕНИЯ

Л.

толчком двумя приземление на две

л

толчком двумя приземление на одну

л

толчком одной приземление на маховую

К

с поворотом вокруг продольной оси

1 . _ .

ПО ФОРМООБРАЗУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ

чз. . ----гг

без смены ног

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со сменой ног

ТУЛОВИЩЕ

жг

НОГИ

▼ 1

толчковая маховая без помощи

а

е

по направлению по способу

и амплитуде сгибания

▼ Т ▼

по направлению и амплитуде Ї

Рис. 1. Схема двигательных действий звеньями тела в фазах прыжков

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

*

Элементы

школы

Базовые

движения

Базовые

действия

Постановка Постановка Постановка Постановка

гимнастической РУК ног головы

осанки

Двигательные действия для различных структурных групп

прыжков равновесий поворотов гибкости

Специальные упражнения для различных структурных групп

прыжков равновесий поворотов гибкости

\/

\7

Базовые Базовые Базовые

элементы элементы элементы

ПРОФИЛИРУЮШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРНЫХ ГРУПП ТРУДНОСТИ

Рис. 5. Последовательность обучения базовым и профилирующим элементам структурных групп тела для гимнасток на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике

тела в таблицах правил соревнований ФИЖ расположены в порядке прогрессирующей сложности.

2. Между оценкой сложности выполнения элементов различных структурных групп и их ценностью по правилам соревнований выявлена высокая и средняя степень взаимосвязи, что свидетельствует о том, что международные правила соревнований ФИЖ могут являться основным документом для определения последовательности изучения трудности тела.

3. На основе анализа мнения экспертов высокой квалификации, определены базовые и профилирующие элементы для обучения юных гимнасток на этапе начальной подготовки.

4. При разработке очередности обучения базовым и профилирующим элементам разных структурных групп тела, необходимо учитывать специальные упражнения.

Библиографический список

1. Аркаев, Л. Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С. 17-25.

2. Гавердовский, Ю. К. Не только по программе (о специализированной технической подготовке в гимнастике) / Ю. К. Гавердовский // Ежегодник : Гимнастика. — М., 1978. — Вып. 2. - С. 18-28.

3. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / А. И. Кравчук. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1998. — 136 с.

4. Солодянников, В. А. Система подготовки юных гимнастов / В. А. Солодянников // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. — СПб. , 2005. — № 7. — С. 13 — 15.

5. Художественная гимнастика : учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Т. С. Лисицкой. — М. : Физкультура и спорт. — 1982. — 232 с.

6. Художественная гимнастика : учебник для тренеров, преподавателей и студентов ин-тов физ.культуры / под ред. Л. А. Карпенко. — М., 2003. — 381 с.

ВЛАСОВА Ольга Петровна, аспирантка кафедры теории и методики гимнастики.

644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Дата поступления статьи в редакцию: 02.06.2009 г.

© Власова О.П.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.