Научная статья на тему 'Последний романтик русской школы пианизма'

Последний романтик русской школы пианизма Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
142
9
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Последний романтик русской школы пианизма»

Памяти Владимира Витальевича Селивохина

ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК РУССКОЙ ШКОЛЫ ПИАНИЗМА

8 февраля 2015 г. ушёл из жизни Владимир Витальевич Селивохин — народный артист России, лауреат премии Ферруччо Бузони в Больцано, кавалер ордена Дружбы народов, профессор, декан факультета и заведующий кафедрой музыкально-исполнительского искусства ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры».

Выдающийся русский пианист Владимир Селивохин, известный в мире как один из лучших интерпретаторов музыки Сергея Рахманинова, его любимого композитора, пронёс через всю свою жизнь верность традициям романтической русской школы пианизма, развивая их в своём творчестве и передавая их своим ученикам.

Он остался в истории как последний представитель этого направления, встав в один ряд с В. Софроницким, Г. Нейгаузом, А. Слободяником.

Его творчество — продолжение лучших традиций отечественного пианизма и одновременно открытие своего направления в искусстве — представляет собой уникальное явление в мире музыки.

Блестящая победа на международном конкурсе им. Ферруччо Бузони в 1968 г. в Италии (1 премия) положила начало стремительного восхождения пианиста на Олимп музыкального искусства.

Владимир Селивохин выступал в крупнейших концертных залах мира. Он гастролировал во многих городах России, Германии, Швеции, Голландии, Италии, Японии, Мексики, Румынии, Словении, Мальты, Кипра и других стран. На протяжении 30 лет ему рукоплескали завсегдатаи Большого зала Московской консерватории, Концертного зала им. П. И. Чайковского, Концертного зала «Россия» и др.

Владимиру Селивохину аккомпанировали такие всемирно известные оркестры, как «Санта Чечилия» в Риме, оркестр театра «Ла Скала» в Милане, театра «Ла Фениче» в Венеции, оркестр Берлинской филармонии, Госоркестр СССР, Большой симфонический оркестр радио и ТВ и другие.

Среди дирижёров, с которыми маэстро приходилось сотрудничать, прославленные музыканты с мировыми именами — Д. Китаенко, С. Сондецкис, Ю. Домаркас, Ю. Симонов, В. Федосеев, Арвид Янсонс, МарисЯнсонс, В. Дударова, Ф. Остеррайхер, Ф. Регер, Эррейра де ла Фуэнта, Н. Рахлин, Б. Хайкин, Ф. Мансуров, Ю. Темирканов, П. Мааг, Д. Вестерфильд, П. Франк и др.

В 1996 г. Российский Фонд Культуры наградил Владимира Селивохина международным призом «Бронзовый медведь» за выдающиеся заслуги в развитии русской фортепианной школы. В 2007 г. пианист был награждён Орденом «Единение» Организации Объединённых Наций — «Деяния во благо народов». Ранее Селивохин был награждён Орденом Дружбы народов и Медалью Артуро Тосканини, которую получил из рук дочери гениального музыканта Валли Тосканини.

Пианистический блеск и масштабность исполнения Владимира Селивохина никогда не выходят на первый план, в ущерб внутреннему содержанию произведения, а всегда подчинены главной задаче — наиболее полному и глубокому раскрытию образного замысла произведения.

Музыканту свойственен одновременно тонкий лиризм и богатырский размах, сосредоточенность, углублённость чувств и яркий артистический темперамент, истовость исполнения.

Сольные программы Селивохина поражают своей широтой и многообразием. С особой любовью Селивохин исполнял произведения Сергея Рахманинова на фестивалях рахманиновсюой музыки, организованных и проведённых пианистом в городах России и за рубежом. В Москве, в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя, музыкант исполнил подряд в два вечера все фортепианные концерты и Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром великого русского композитора, трактуя их как единый драматургический цикл. Аналогов подобного в мировой музыкальной исполнительской практике нет. «В концертах Рахманинова заключена вся трагическая история России XX века», — слова Владимира Селивохина.

По мнению мировой критики, «Владимир Селивохин принадлежит к когорте лучших пианистов мира. Голос его инструмента — это голос, идущий от души к душе» (Union Sarda, Italy).

«Пианистическое искусство Владимира Селивохина без всякого преувеличения можно назвать поэзией — ясной и чистой без неоправданных эффектов» (Aalto Adige, Italy).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Этот независимо мыслящий пианист с феноменальной техникой исполнен глубокого чувства, которое проявляется во всех аспектах его виртуозных интерпретаций. Вместе с тем он остаётся исполненным простоты и естественности» (Chusi Suomi, Finland).

Придя 17 лет назад в Государственную академию славянской культуры, Владимир Витальевич Селивохин создал факультет и кафедру музыкально-исполнительского искусства. За эти годы ученики Владимира Витальевича стали лауреатами и дипломантами многих международных и российских конкурсов фортепианного искусства. С полным основанием мы говорим о фортепианной школе Владимира Селивохина.

Особым событием в жизни ГАСК стали декабрьские музыкальные вечера, которые сам Владимир Витальевич назвал «Рождественским приношением». Он продумывал не только программу концерта, но и каждую деталь убранства зала: ёлка, игрушки, гирлянды, кукла Деда Мороза (из числа семейных реликвий) и, конечно, свечи, огромное количество свечей. Создавалась удивительная атмосфера, и необыкновенные звуки музыки Моцарта, Шопена, Шумана, Рахманинова погружали в волшебный мир рождественской сказки. Обстановка всегда была очень камерной, что позволяло наблюдать завораживающую картину: восхитительные пальцы Маэстро то взлетали над клавишами и, застыв на короткое мгновение, погружались в них мягко, но стремительно, то с фантастической скоростью про-

бегали по клавиатуре, извлекая откуда-то из глубины заполняющую пространство мелодию. «Рождественское приношение» объединяло разных людей, среди которых были не только профессиональные музыканты или знатоки классической музыки: благодаря особому настроению, создаваемому Мастером, его виртуозному исполнению, даже у неискушённых слушателей сонаты Шумана или фантазии Листа вызывали чувство радости и нежной грусти, чувство сопричастности чему-то великому.

Летом 2014 г. во время последних гастролей пианиста в Италии, где он одновременно принял участие в работе Жюри юбилейного конкурса Ферруччо Бузони, газеты писали: «Мы никогда не слышали такого Рахманинова. Московский маэстро показал себя пианистом мирового класса, выдающимся представителем русской фортепианной школы».