Научная статья на тему 'ПОСЛЕДНИЙ ПЛАЦДАРМ ФАШИСТОВ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ'

ПОСЛЕДНИЙ ПЛАЦДАРМ ФАШИСТОВ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
407
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДНИЙ ПЛАЦДАРМ ФАШИСТОВ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ»

в

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОИНА

Ж

ПОСЛЕДНИЙ ПЛАЦДАРМ ФАШИСТОВ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

ГОДЫ Второй мировой войны территории ряда африканских стран превратились в арену сражений между войсками союзных СССР государств антигитлеровской коалиции и стран «оси». Боевые действия, в которых с обеих сторон принимали участие десятки и сотни тысяч солдат и офицеров, велись в основном на севере континента, в особенности в Ливии и Тунисе.

За истекшие после Победы годы отечественные и зарубежные ученые, историки-африканисты и арабисты обстоятельным образом изучили, проанализировали и описали подавляющее большинство боевых операций, имевших место на африканском континенте, однако действия флотов изучены в меньшей степени, хотя, например, военно-морские силы союзников сыграли значительную роль в разгроме фашистской итало-немецкой группировки в Ливии и Тунисе в 1943 году.

Когда речь идет о военных действиях в Северной Африке, подразумевается, что союзники вели их против немецких экспедиционных сил под командованием генерал-фельдмаршала Э. Роммеля, при этом роль Италии как бы остается в тени. Однако не следует забывать, что в канун Второй мировой войны Италия содержала на территории своей колонии Ливии значительные силы — до 30 тыс. солдат и офицеров, предназначавшихся для вторжения в Египет. Планировалась переброска в Ливию еще такого же количества войск. В письме к А. Гитлеру от 4 января 1940 года Б. Муссолини сообщал, что в итальянских колониях в Северной Африке сосредоточено 15 дивизий, из них 8 регулярной армии, 4 — чернорубашечников и 3 ливийские из италь-

янских колонистов1. Германии это было на руку. Гитлер надеялся разгромить британские войска в Африке силами своего основного союзника. Поэтому ему приходилось уступать итальянцам: Германия была вынуждена согласиться с планом Муссолини о перекройке карты всего арабского региона, по которому Италия должна была занять место Англии в Египте и Судане, оккупировать Аден, острова Перим и Сокотра, Британское Сомали и Джибути2.

К середине 1940 года итальянский военно-морской флот в Средиземном море состоял из 4 линейных кораблей, 22 крейсеров, 123 эсминцев и миноносцев, 115 подводных лодок. Для поддержки военно-морских сил выделялось свыше 1,5 тыс. самолетов3. Своей авиации флот не имел. Его основные задачи состояли в обеспечении перевозок из Италии для армии, действовавшей в Ливии, а также в охране побережья, подступов к портам и базам, в срыве английских перевозок на Мальту. Вместе с тем, несмотря на многочисленность и современность с технической точки зрения, итальянский флот не являлся тем грозным оружием, какое хотелось бы иметь Муссолини для борьбы с англичанами. Более того, его «личный состав страдал комплексом неполноценности в отношении британского флота, хотя это чувство могло бы исчезнуть, добейся итальянцы хоть какого-то успеха»4. Но успеха добиться не удавалось.

Великобритания в середине 1940 года занимала господствующее положение в западном и восточном районах Средиземного моря. Владея Гибралтаром и Суэцким каналом, англичане контролировали выход как из западной части бассейна в Атлантику, так и

Гитлер и Муссолини на параде после подписания пакта о создании «оси»

Сентябрь, 1937 г.

из его восточной части в Индийский океан. Английские сухопутные войска группировались следующим образом: 66 тыс. солдат и офицеров (в том числе 30 тыс. египтян) дислоцировались в Египте; 27,5 тыс. — в Палестине. На аэродромах Египта и Палестины базировалось 168 английских самолетов; в Адене, Кении и Судане — 85. Королевские ВМС в Средиземном море состояли из 5 линейных кораблей, двух авианосцев, 13 крейсеров, 40 эсминцев и миноносцев и 18 подводных лодок5. Им ставилась задача обеспечивать проход британских конвоев на Мальту как с запада от Гибралтара, так и с востока — из Александрии. В случае начала здесь боевых действий британский флот должен был поддерживать свои сухопутные войска и препятствовать осуществлению транспортных перевозок военных грузов, материалов и продовольствия из Италии в Ливию.

11 июня 1940 года Муссолини объявил войну Великобритании и Франции, и уже на следующий день итальянская подводная лодка «Баньолини» торпедировала около острова Крит британский крейсер «Калипсо». Сразу после этого боевые действия флотов развернулись во всей акватории Средиземного моря. 15 июня французские боевые корабли обстреляли Геную и Вадо. 21 июня англо-французская эскадра обстреляла Бардию. Однако 22 июня 1940 года Франция капитулировала и между фашистской Германией и французским капитулянтским правительством мар-

в _

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОИНА

й

шала А.-Ф. Петена было подписано крайне унизительное для Франции Компьенское перемирие.

После поражения Франции Англия решила прибрать к своим рукам французский военно-морской флот, находившийся в различных портах Средиземного моря, а затем и французские колонии в Африке. 3 июля 1940 года англичане захватили в своих портах два французских линкора, 4 крейсера, 8 эсминцев, несколько подводных лодок и около 200 минных тральщиков. Французская эскадра в Александрии в составе линкора «Лоррэн», 4 крейсеров и ряда мелких кораблей, а также авианосец «Беарн» были разоружены. В тот же день английская эскадра (2 линкора, линейный крейсер, авианосец, два крейсера, 11 эсмин-цев)внезапно атаковала французские военно-морские силы в алжирском порту Оран. Адмиралу М. Жансулю было предъявлено ультимативное требование — перевести французские корабли в Англию для интернирования или же затопить их в течение шести часов. Когда французский адмирал отклонил его, англичане открыли огонь. Французские линкоры «Дюнкерк», «Прованс» и «Бретань» получили сильные повреждения, два современных эсминца затонули. Погибли 1300 моряков. Только одному линкору и пяти эсминцам в сопровождении нескольких подводных лодок удалось с боем прорваться в Тулон. Франция была потрясена6.

Однако наиболее активные боевые действия в тот период происходили между английским и итальянским флотами. К 26 июня 1940 года потери итальянцев составили один крейсер «Коллео-ни», 10 подводных лодок и 250 самолетов7. 28 июня английская дальняя авиация выследила три итальянских эсминца во время перехода из Таранто в Тобрук, в сумерках их атаковали два английских легких крейсера и 4 эсминца, в результате чего один итальянский эсминец был потоплен. 5 июля вблизи Тобрука английские самолеты-торпедоносцы отправили на дно еще один итальянский эсминец8.

И все же, несмотря на ощутимые потери, Муссолини, все еще серьезно рассчитывая на высадку немецких армий на Британские острова, решился на реализацию давно вынашивавшихся планов по захвату Египта и Судана. Итальянское вторжение в Египет началось 13 сентября 1940 года. Соотношение сил было в пользу итальянцев: они имели на границе с Египтом 6 дивизий общей численностью 70—75 тыс. человек, англичане —

Африканский корпус входит в Бенгази

Апрель, 1941 г.

одну бронедивизию, одну индийскую дивизию и две пехотные бригады. Эти части составляли армию «Нил» общей численностью 25 тыс. человек9.

Хроника боевых действий свидетельствует, что, подвергшись нападению на суше, англичане активизировались на море. Так, уже

17 сентября английские самолеты потопили в Бенгази итальянский эсминец, а второй подорвался на магнитной мине. 20 сентября английские торпедоносцы потопили два итальянских эсминца вблизи Тобрука. 11—12 октября состоялся бой между английским легким крейсером «Аякс» и семью итальянскими кораблями, в результате которого итальянцы потеряли один эсминец и два миноносца10. В ноябре 1940 года английские самолеты-торпедоносцы потопили итальянский линкор «Кавур»11. В то же время англичане успешно осуществляли проводку конвоев по Средиземному морю.

ВЭТИХ условиях Гитлер решил, что наступил момент для вмешательства Германии. В письме к дуче от 20 ноября 1940 года фюрер предложил большую группу «Юнкерсов-88» с условием, что в Средиземном море будут созданы «две большие оперативные зоны: итальянская зона, которая, суммарно говоря, охватывает итальянское и албанское небо, а также Египет, и германская оперативная зона, которая при наличии наших бомбардировщиков дальнего радиуса действия будет охватывать преимущественно восточную часть Средиземного моря»12. Этим точно разграничивались сферы интере-

сов фашистской Италии и гитлеровской Германии на Средиземном море. Муссолини был вынужден согласиться на такие условия, хотя и оказывался в прямой зависимости от своего друга фюрера.

Потеря Тобрука и Бенгази в январе—феврале 1941 года и последующие поражения итальянских войск в Ливии продемонстрировали полную неспособность итальянцев оказывать сопротивление современной армии. Тогда Гитлер предписал 10-му корпусу люфтваффе взять под свою охрану морской транспорт итальянцев и действовать против путей сообщения англичан13. В январе 1941 года на Средиземном море появились пикирующие бомбардировщики «Юнкерс-87». Все аэропорты Сицилии были использованы в качестве баз люфтваффе, где базировалось не менее 250 немецких самолетов14. Вскоре немецко-фашистская авиация начала наносить удары по англичанам. 10 января вблизи Мальты был тяжело поврежден авианосец «Илластриес». На другой день немецкие пикирующие бомбардировщики восточнее Мальты потопили английский крейсер «Саутгемптон» и повредили крейсер «Глостершир».

В феврале 1941 года Гитлер направил в Ливию 21-ю танковую и 90-ю пехотную дивизии, а Муссолини 132-ю танковую дивизию «Ариете». Транспорты сопровождались конвоем, состоявшим из крейсеров и эсминцев, а с воздуха прикрывались немецкой авиацией. Немецкие соединения объединялись в Африканский корпус под командованием Э. Роммеля с 1942 года — генерал-фельдмаршала, а со стороны Италии главнокомандующим в Ливии вместо смещенного маршала Р. Грациани был назначен генерал И. Гари-больди. Правда, фактическое командование всеми силами осуществлял Роммель. Надо отметить, что в этот период боевые действия на суше в Северной Африке не велись, а английский флот был занят переброской британских экспедиционных сил в Грецию. Затем на протяжении февраля—марта 1941 года в Средиземном море произошло несколько сражений между англичанами и итальянцами. Одним из наиболее значительных оказался бой у мыса Матапан, весьма неудачный для итальянцев15.

В мае 1941 года в состав Королевских ВМС на Средиземном море входило пять линкоров, два авианосца, 12 крейсеров, 34 эскадренных миноносца, 23 подводные лодки. Главным их противником в этот период по-преж-

В.И. ГУСАРОВ. Последний плацдарм фашистов в Северной Африке

В

Я

Переход 12-й эскадры ВМФ Германии в Триполи

Э. Роммель с генералом И. Гарибольди

нему оставался итальянский флот в составе 4 линкоров, 12 крейсеров, 36 эскадренных миноносцев и 44 подводных лодок16. Как будто силы были почти равны, однако итальянский флот ни в техническом, ни в моральном отношении не был подготовлен к ведению крупных сражений на море. К тому же его боевые возможности серьезно ограничивались отсутствием морской авиации и радиолокаторов на надводных кораблях, из-за чего при встрече с противником в условиях плохой видимости итальянцы не могли успешно вести бой. Недостаток топлива вынуждал моряков дуче ограничивать выход кораблей в море для ведения боевых действий и боевой подготовки.

После провала гитлеровского плана «молниеносной войны» против СССР немецкое командование было вынуждено в сентябре 1941 года снять с ливийского фронта свою авиацию и направить ее на советско-германский фронт, что резко изменило ситуацию в Северной Африке в пользу англичан. Это признавал и У Черчилль в своем труде о Второй мировой войне, в котором он, в частности, писал: «Вступление русских в войну действительно отвлекло немецкую авиацию от налетов на Великобританию и уменьшило угрозу вторжения. Оно значительно облегчило наше положение на Средиземном море»17. По его выражению, «германская авиация исчезла с Сицилии...»18. Он также отметил, что русский фронт поглощал топливо, необходимое для итальянского флота, и это существенно ослабило его активность.

В середине сентября 1941 года в Ливию был направлен итальянский караван судов, состоящий из 7 пароходов, двух крейсеров и 10 эсминцев. Английская эскадра, в составе которой находились два линкора, воспользовавшись прекращением налетов немецкой

авиации на Мальту, перехватила итальянские суда, потопив все пароходы и два эсминца19.

9 ноября 1941 года министр иностранных дел Италии Чиано отметил в своем дневнике: «С 19 сентября мы перестали пытаться направлять караваны судов в Ли-вию»20. А еще через три дня он записал: «Морской штаб скандализован событием в Средиземном море»21. Для того чтобы скрыть свои неудачи, итальянский морской штаб составил сводку, в которой говорилось о том, что итальянская подводная лодка «Маласпина» потопила два английских парохода общим водоизмещением в 10 тыс. т. Однако единственно, что было действительно потоплено, так это сама подводная лодка22.

В декабре 1941 года обстановка на море для итальянского флота стала еще более неблагоприятной. Одна из главных причин его неудач заключалась в отсутствии прикрытия с воздуха. После переброски немецкой авиации из бассейна Средиземного моря на советско-германский фронт преимущество оказалось на стороне Королевских ВМС, которые получили полную свободу действий не только вдоль побережья Северной Африки, но и во всей акватории Средиземного моря.

Используя благоприятные факторы, английское командование активизировало действия своего флота и авиации на коммуникациях противника, уделив особое внимание морским перевозкам из Италии в Ливию. Это вынудило итальянцев привлекать корабли всех классов, включая линкоры и крейсеры, для охранения своих судов и конвоев. Днем на всем пути их следования они прикрывались и сухопутной авиацией. Районы, в которых конвоям грозила наибольшая опасность, корабли проходили обычно в темное время суток. Однако если

темнота в какой-то мере защищала от воздушного нападения, она не мешала успешным действиям английских подводных лодок, которые не только предпринимали атаки, но и ставили мины на подходах к портам и в проливах, уничтожали суда, следовавшие без охранения. Всего в июне—июле английские субмарины потопили 56 итальянских судов23. Цифра внушительная.

аЕЙСТВИЯ английского флота и авиации против итальянских конвоев, доставляв-рузы и пополнение итало-немецким войскам в Северной Африке, имели важные последствия. Начиная с июля из общего числа боевых кораблей и торговых судов, участвовавших в этих перевозках, 70 проц. ежемесячно либо гибли, либо серьезно повреждались. В результате итало-немецкая группировка противника в Северной Африке, испытывавшая и без того острый недостаток в пополнении людьми, а также техническом, продовольственном и материальном снабжении, в том числе в ГСМ, столкнулась с серьезными трудностями24.

Тяжелая обстановка, сложившаяся для стран «оси» на Средиземном море, вынудила немецкое командование направить туда первую группу своих подводных лодок. За ней последовали и другие группы — всего более 20 субмарин. Вскоре они развернули активные боевые действия и добились определенных успехов. В частности, в ноябре—декабре 1941 года ими был потоплен английский авианосец «Арк Ройал», линкор «Бархэм», крейсер «Гала-теа». В декабре итальянские двухместные человекоуправляе-мые торпеды в гавани Александрии вывели из строя два английских линкора — «Куин Элизабет» и «Вэлиент»25. После захвата итало-немецкими войсками Кирена-ики, а также в результате блока-

в _

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОИНА

й

ды Мальты положение 8-й британской армии, флота и авиации на Средиземноморском театре весьма осложнилось.

Англичане, пытаясь поправить положение, намеревались высадить десант в районе Тобрука. В ночь на 14 сентября 1942 года десантные суда отправились в рейд под конвоем военных кораблей. Во время этого рейда царили невероятная путаница и неразбериха. В районе Мерса-Матрух два английских миноносца, четыре торпедных катера и две самоходные баржи были обнаружены противником, обстреляны его береговой артиллерией и потоплены. Остальные английские корабли в суматохе потеряли друг друга и прибыли к Тобруку в разное время. Мало того, некоторые из них не сумели правильно применить систему опознавательных сигналов, в результате чего возникла перестрелка между своими. Огонь открыли и итало-немецкие батареи, располагавшиеся в Тобруке. Английские суда снова рассеялись и в базу возвращались уже поодиночке. Потери англичан были значительными. Эта единственная попытка за все время военных действий в Северной Африке высадить морской десант в тылу итало-немецких войск закончилась неудачей. Английскому командованию ничего не оставалось делать, как начать подготовку к фронтальному прорыву итало-немецкой обороны в районе Эль-Аламейна, которая закончилась к 23 октября 1942 года.

Ночью 1 декабря английские корабли атаковали четыре итальянских конвоя, состоявших из 12 торговых судов и 18 кораблей эскорта, и потопили или повредили 6 транспортов и 4 корабля охранения, потеряв при этом один эсминец. В целом в этом месяце итальянцы лишились 60 проц. всех грузов, направленных в Тунис. Это привело к тому, что войска получили всего необходимого впятеро меньше, чем в октябре. Чтобы избежать потерь в личном составе, его доставляли через море главным образом воздушным путем или эсминцами. Последние перевезли 52 тыс. человек. Таким образом, войска прибывали в Африку лишь с легким вооружением и пулеметами. В конце концов Германии и Италии в Тунисе удалось сконцентрировать 250 тыс. человек, включая Африканский кор-пус26. Однако боеспособность итало-немецких войск оказалась значительно ослаблена нехваткой топлива, боеприпасов и тяжелого оружия. Некоторое количество танков типа «Тигр», доставленных туда по распоряжению Гитлера, уже не могли изменить ситуацию:

Роммелю не хватало буквально всего, в первую очередь топлива.

21 января 1943 года Роммель оставил Триполи и отошел на линию Марет на юге Туниса. В феврале он, расходуя последние запасы топлива и боеприпасов, предпринял последнюю и многообещающую попытку нанести поражение силам союзников на западе Туниса. Его удар по флангу англичан поначалу обещал успех, но Роммель так и не сумел выйти на линии снабжения союзников. Так что его расчет на использование трофейного вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и продовольствия не оправдался. После этого каких-либо надежд на успех у итало-немецких войск в Северной Африке не осталось.

К КОНЦУ апреля 1943 года стало ясно, что боевые действия в Северной Африке близятся к завершению. Англо-американские войска охватили полукольцом тунисский плацдарм итало-немецкой группировки. 30 апреля 1943 года дуче предупредил фюрера, что, «если не удастся разрешить проблему авиации в Средиземном море... ни один военный корабль, ни один транспорт, ни один самолет не смогут впредь добраться до Туниса. Это означает немедленную потерю Туниса и всех наших сил, которые там находятся»27. Но Гитлеру было уже не до Туниса. Союзники из перехваченных радиограмм морского командования противника знали, что вскоре доставка снабжения группе армий «Африка» полностью прекратится. Поэтому итало-немецким войскам, чтобы сохранить остатки топлива, были запрещены передвижения на расстояние более 50 км. Ситуация сложилась настолько катастрофической, что люфтваффе не могли найти 35 галлонов бензина на день, чтобы запустить свою радиолокационную станцию. После 4 мая солдатам уже не гарантировали даже паек28.

Испытывая катастрофический недостаток буквально во всем, немцы в Тунисе пошли на то, что подняли со дня моря в Бизерте пушки с русских кораблей, сброшенных в воду их экипажами в 1925 году. Это был год признания Францией Советского Союза, когда французы за содержание 6,6 тыс. русских моряков и их семей, прибывших на 33 кораблях из Крыма в Бизерту в декабре 1920 — январе 1921 года, постепенно забирали себе остававшиеся на плаву корабли. Несмотря на то что орудия пролежали под водой 17 лет, они оказались в хорошем состоянии. Это позволило немцам быстро восстановить их и использовать против войск союзников.

Отчаянно стремясь решить проблему снабжения, немцы попытались привлечь к перевозкам топлива два так называемых подводных танкера, которые обычно действовали в Северной Атлантике. Танкеры попытались совершить рискованное путешествие, однако были потоплены, и 3500 т грузов остались под водой.

Предвидя неминуемый конец, командование группы армий «Африка» решилось отправить в Европу часть персонала разведывательных служб, авиамехаников, секретную радиоаппаратуру. Те приборы, которые не удавалось вывезти, уничтожались29. Единственное, что мог сделать в этой ситуации Гитлер, так это послать Роммелю категорическое требование: «Тунисское предмостное укрепление удержать любой ценой»30. Никаких других стратегических задач перед войсками на тунисском плацдарме уже не ставилось. Требовалось только как можно дольше отвлекать силы союзников в Африке от готовившейся операции по их высадке в Сицилии.

12 мая 1943 года англо-американское командование опубликовало официальное сообщение, в котором говорилось, что сопротивление итало-немецких войск в Северной Африке подавлено и они капитулировали. Союзники взяли в плен 250 тыс. человек, из которых три пятых были немцами, включая остатки корпуса Роммеля31.

Определяя причины разгрома итало-немецкой группировки в Северной Африке, в который огромный вклад внесли союзные флоты, как отечественные, так и зарубежные историки, в особенности немецкие, наряду с несопоставимостью совокупных военно-экономических потенциалов союзников и стран «оси» выделяют слабую стратегическую и тактическую готовность Италии, ее руководства и ее вооруженных сил к ведению войны.

Вот что писал, например, бывший командир одной из двух танковых дивизий, входивших в состав корпуса Роммеля, генерал Х.-Г. фон Эзебек: «Грехи, которые совершили Берлин и Рим (читай: Гитлер и Муссолини. — В.Г.), состоят не только в тяжелых ошибках, за которые должна была теперь расплатиться Африканская военная группировка. Они заключаются также в бессилии быть в состоянии осознать и в нежелании осознать, что Германия должна проиграть любую войну в борьбе против высокоразвитого и богатого мира»32.

Что касается Муссолини,то, как свидетельствуют немецкие спе-

циалисты, «он постоянно ошибался в оценке ситуации, фактически игнорируя потенциальную мощь великой морской державы, с которой он теперь находился в состоянии войны, забывая, что географическое положение Италии сделало ее весьма зависимой от морских поставок и что вследствие отсутствия собственного сырья и низкой производительности высокоразвитой в прочих отношениях промышленности страна совершенно не была способна вести продолжительную войну»33.

13 мая 1943 года заместитель командующего силами союзников в Северной Африке Г. Александер, ставший в 1944 году фельдмаршалом, отправил Черчиллю телеграмму: «Сэр, считаю своим долгом сообщить, что тунисская кампания завершена. Вражеское сопротивление окончательно прекратилось. Мы владеем берегами Северной Африки»34.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Les Lettres secretes echange par Hitler et Mussolini (1940—1943). P., 1946. Р. 57.

2 Арабский мир. 1995. № 24. С. 3.

3 Головушкин В.И. Вторая мировая война. Битва за Африку. Взгляд из России. М., 2004. С. 18; По другим данным, итальянский военно-морской флот в этот период имел 128 эсминцев и миноносцев и 105 подводных лодок (см.: История Второй мировой войны 1939—1945 гг. Т. II. С. 384).

4 Руге Ф. Военно-морской флот третьего рейха. 1939—1945. М., 2003. С. 149—150.

5 Головушкин В.И. Указ. соч. С. 18—19.

6 Там же. С. 24—25, 283.

7 The Ciano Diаries (1939—1943). L., 1947. Р. 274, 278.

8 Руге Ф. Указ. соч. С. 152.

9 Головушкин В.И. Указ. соч. С. 30.

10 Руге Ф. Указ. соч. С. 156.

11 Этот корабль был известен тем, что в 1938 г. во время шестидневного визита Гитлера в Италию фюрер принимал на нем парад итальянских ВМФ вместе с королем Италии Виктором Эммануилом III. Во время прохождения в 9 кильватерных колоннах 90 черных подводных лодок все субмарины всего за 75 с ушли под воду, а затем через 5 мин вынырнули в том же порядке в полной боевой готовности. Однако показной маневр немцев не обманул. Немецкие специалисты знали, что три четверти итальянского флота устарели, а на подводных лодках из-за нехватки офицеров командование осуществляют унтер-офицеры (см.: Колье Р. Дуче! Взлет и падение Бенито Муссолини. М.: Центрполиграф, 2001. С. 168—169).

12 Les Lettres secretes echangces paz Hitler et Mussolini (1940—1943). Р. 91.

13 Картье Р. Тайны войны. По материалам Нюрнбергского процесса. Саратов, 2000. С. 126.

14 Головушкин В.И. Указ. соч. С. 51. По другим данным, на Сицилии в этот период базировалось около 200 немецких самолетов (см.: История второй мировой войны. Т. III. С. 167).

15 Руге Ф. Указ. соч. С. 206—207.

16 Playfair J. and others. The Mediaterranean and the Middle East. L., 1960. V. 2. Р. 338—339.

17 W. Churchill. The Second Wored War. L., 1949—1951. V. 3. Р. 351.

18 Там же. С. 491—492.

19 Подробнее см.: Воен.-истор. журнал. 2004. № 3. С.11 — 12.

20 The Ciano Diaries (1939—1943). L., 1947. Р. 397.

21 Там же.

22 Там же.

23 Головушкин В.И. Указ. соч. С. 101.

24 Там же. С. 101, 102. Несколько иные цифры приводит Ф. Руге. По его данным, в августе 1941 г. английский флот и авиация потопили 33 проц. грузов, отправленных немцами для своей североафриканской группировки. В октябре потери составили 63 проц., а в ноябре — 70. В декабре 1941 г. ситуация со снабжением войск стран «оси» несколько улучшилась, хотя потери были еще на уровне 40 проц. (Руге Ф. Указ. соч. С. 267—268).

25 Головушкин В.И. Указ. соч. С. 102.

26 Руге Ф. Указ. соч. С. 365—366.

27 Les Lettres secretes echangees pas Hitler et Mussolini (1940—1943). P., 1946. Р. 187.

28 В 1949 г. бывший командир одной из двух танковых дивизий, входивших в состав корпуса Роммеля, генерал Х.-Г. фон Эзебек выпустил книгу «Немецкий Африканский корпус. Победа и поражение», которая в дальнейшем выдержала несколько изданий. В конце книги автор приводит слова Роммеля, объяснявшего неудачи итало-немецкой группировки главным образом недостаточным снабжением своих войск: «Горшок, из которого другие могут черпать, к сожалению, намного больше, чем наш». И в этом, по мнению автора, состоит суть проблемы. «Против противника, располагавшего безграничными резервами, ничего нельзя было поделать. Раз даже в Африке это было невозможно, то тем более в Европе это не могло стать возможным» (см.: Hans-Gert von Esebeck. Das Deutsche Afrika Korps. Sieg and Niederlage. Wiesbaden und Munchen, 1975. S. 216).

29 Митчем С., Рольф Д. Война в Северной Африке 1942—1943. М., 2002. С. 614—615.

30 Les Lettres secretes echangees pas Hitler et Mussolini (1940—1943). P., 1946. Р. 175.

31 Руге Ф. Указ. соч. С. 369. В некоторых источниках цифра в 250 тыс. пленных подвергается сомнениям и считается завышенной. По данным немецкого историка Мюллера-Гиллебранда, «примерно 94 тыс. немецких солдат попали в плен 13 мая 1943 г.» (Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии 1933—1945 гг. М., 2002. С. 362). Но про итальянцев здесь ничего не говорится. Английский историк А. Тейлор отмечал: «Союзники взяли в плен около 130 тыс. человек, но после войны эта цифра была раздута до четверти миллиона» (Taylor A. The Second World War. L., 1975. Р. 172). Однако в мемуарах фельдмаршала Г. Алексан-дера, бывшего в 1943 г. заместителем командующего англо-американскими войсками в Северной Африке, приводится цифра в четверть миллиона. Такая же цифра с оговоркой «почти» — в мемуарах У. Черчилля. Д. Эйзенхауэр писал, что были захвачены «240 тыс. пленных, в том числе 125 тыс. немецких солдат и офицеров».

32 Hans-Gert von Esebeck. Das Deutsche Afrika Korps. Sieg und Niederlage. Wiesbaden und Munchen, 1975. S. 216, 217.

33 Руге Ф. Указ. соч. С. 146.

34 Митчем С., Рольф Д. Указ. соч. С. 652.

В

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.mil.ru

«Военно-исторический журнал» ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЕ

Мы

Уважаемые читатели и авторы журнала!

В.И. ГУСАРОВ

Ы РАДЫ сообщить вам, что у «Военно-исторического журнала» появилась вторая, отличная от формата и содержания печатного издания, версия журнала — интернет-приложение «Военно-исторического журнала».

Основной задачей интернет-приложения «Военно-исторического журнала» является публикация статей и других материалов, которые не могут быть опубликованы в печатном издании из-за перегруженности редакционного портфеля авторскими материалами, а также по причине превышения ими установленных объемов. Интернет-приложение журнала размещено там же, где находится электронная версия печатного издания «Военно-исторического журнала» — на главной странице официального сайта Министерства обороны Российской Федерации www.mil.ru.

В связи с этим редакция «Военно-исторического журнала» предлагает своим постоянным и новым авторам присылать в редакцию электронные версии рукописей (статьи, главы книг, монографий, мемуары, научные сообщения, информацию и т.п.), превышающие по объему один авторский лист для опубликования в интернет-приложении «Военно-исторического журнала».

Требования к оформлению рукописей для опубликования в интернет-приложении (за исключением объема) аналогичны требованиям для публикации в печатном издании (см. с. 78). При этом в сопроводительной записке к рукописи необходимо указывать «ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЯ». Кроме того, в адрес редакции (119160, Москва, Хорошевское шоссе, 38а, редакция «Военно-исторического журнала») желательно представить расширенные биобиблиографические сведения об авторе, в которых в обязательном порядке должно быть отражено следующее: Ф.И.О. автора; дата и место рождения; образование (наименование учебных заведений, годы окончания); научный руководитель (для ученых); диссертационный совет вуза или научного заведения, где состоялась защита, дата защиты, темы кандидатской (докторской) диссертаций; ученое звание и дата его присвоения; прохождение научной, педагогической деятельности, военной службы; занимаемая в настоящее время должность; сфера научных интересов; краткое библиографическое описание до десяти опубликованных наиболее значимых научных трудов; информация о возможности научных контактов (при желании автора адрес его электронной почты, почтовый адрес, контактные телефоны, факс).

Обращаем внимание авторов, что материалы принимаются к рассмотрению только при наличии электронной версии рукописи (на дискете или СЭ) и одной распечатки без иллюстраций и публикуются в авторской редакции. Авторам-военнослужащим представлять материалы установле-ным порядком.

За публикацию материала в интернет-приложении «Военно-исторического журнала» выплата гонорара в настоящее время не предусмотрена.

По вопросам публикации материалов обращаться к ответственному редактору интернет-приложения — старшему редактору редакции «Военно-исторического журнала» Владимиру Георгиевичу Кикнадзе по тел.: 8 (495) 157-84-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.