d
о
о. <
X
>
d
*
ш 5
36
Последние достижения европейского проекта EUnetHTA
Л.В. Максимова1' 2, В.В. Омельяновский1, 2, М.В. Авксентьева1' 3
1 Академия при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, Москва, Россия
2 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Москва, Россия
3 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, Россия
В статье представлено описание текущих направлений деятельности Европейской сети оценки технологий здравоохранения (ОТЗ) - European Network for Health Technology Assessment (EUnetHTA). Охарактеризованы основные элементы стержневой (базовой) модели ОТЗ, перечислены имеющиеся модели для оценки различных видов технологий (диагностических тестов, методов скрининга, хирургических и других медицинских нелекарственных вмешательств, лекарственных препаратов). Приведены примеры пилотных проектов по внедрению моделей ОТЗ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценка технологий здравоохранения (ОТЗ), международное сотрудничество, стержневая (базовая) модель ОТЗ, Европейская сеть оценки технологий здравоохранения (European Network for Health Technology Assessment, EUnetHTA).
CL
О
L0 -О Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
о
X
Оценка технологий здравоохранения (ОТЗ) является трудоемким и длительным процессом. Значительное время тратится на поиск, анализ и обобщение результатов исследований рассматриваемой технологии для получения объективной информации о ее эффективности и безопасности.
Организации, занимающиеся ОТЗ, уже созданы в большей части экономически развитых стран и во многих других странах - как развивающихся, так и с переходной экономикой. Необходимость координации работ по ОТЗ с целью исключения дублирования трудоемких процессов анализа и гармонизации методических подходов послужила предпосылкой для создания Европейской сети ОТЗ - European Network for Health Technology Assessment (EUnetHTA).
История создания и основные направления деятельности EUnetHTA уже кратко описывались нами ранее [1]. В настоящей статье мы приводим более детальную и актуализированную информацию о работе EUnetHTA, которая может быть полезна для российских специалистов.
Создание EUnetHTA стало логичным результатом развития ОТЗ в Европе, где была особенно высока потребность в объективном анализе сведений о технологиях, влияющих на здоровье. Экономически развитые европейские страны имеют социально-ориентированные системы здравоохранения, что обязывает их, с одной стороны, стремиться к наилучшим результатам в сфере охраны здоровья, а с другой - определять приоритеты в рамках ограниченных ресурсов [2]. В 2004 г. Европейская комиссия провозгласила ОТЗ политическим приоритетом и призвала незамедлительно создать официальную и постоянно действующую организацию для координации деятельности
по ОТЗ в Европе. В ответ на этот призыв в 2005 г. 35 организаций во главе с центром ОТЗ в Дании (Danish Centre for HTA, DACEHTA) объединились и инициировали совместную деятельность по гармонизации подходов к ОТЗ в европейских странах.
К этому моменту ОТЗ уже была структурно сформирована в большинстве стран Западной Европы, и ее результаты использовались в качестве обоснования политических решений, таких как включение лекарственных препаратов в перечни лекарств, затраты на которые возмещаются системой здравоохранения (т.е. бесплатных для пациентов). Кроме того, результаты реализации отдельных европейских интернациональных проектов, включая EUR-ASSESS (1994-1997), HTA-Europe (1997-1999), ECHTA (1999-2001), продемонстрировали целесообразность и возможность объединения усилий по ОТЗ и подготовили почву для формирования европейской сети. В то же время опыт проектной работы показал необходимость создания постоянно действующей организации со стабильным финансированием [3].
В настоящее время членами EUnetHTA являются ведущие национальные агентства по ОТЗ, отделы министерств здравоохранения и группы исследователей, специализирующихся в области оценки технологий в странах, где формальных агентств не создано. В сеть входят 63 организации из 32 стран, в ней представлены все государства-члены Евросоюза, а также Норвегия, Швейцария, Россия и Турция.
Миссия EUnetHTA сформулирована следующим образом: поддерживать взаимодействие между европейскими организациями, занимающимися ОТЗ, которое должно быть полезным для систем здравоохранения на европейском, национальном и региональном уровнях. EUnetHTA выполняет несколько функций:
• поддерживает экономически эффективную подготовку и использование отчетов по ОТЗ в европейских странах;
• формирует независимую научно обоснованную платформу для обмена информацией и создания методологии ОТЗ в европейских странах;
• обеспечивает площадку для общения с заинтересованными лицами/организациями (стейкхолдера-ми) в целях продвижения прозрачной, объективной, независимой экспертизы, честной организации процедур ОТЗ и адекватного консультирования стейкхолдеров;
• развивает междисциплинарное сотрудничество в целях формирования надежной доказательной базы для ОТЗ.
Первый пилотный проект Европейской сети ОТЗ был реализован в 2006-2008 гг. Задачей проекта было устранение дублирования и объединение усилий европейских стран в области разработки и внедрения стандартизованной методологии ОТЗ в практику здравоохранения в целях более рационального использования его ресурсов и оказания поддержки лицам, принимающим решения. В рамках проекта был проведен анализ стандартов отчетности в сфере ОТЗ, а также условий для взаимодействия при подготовке отчетов и обмена результатами ОТЗ между организациями-членами сети. В итоге была создана структура стандартизованной модели ОТЗ, получившая название стержневой (базовой) модели (HTA Core Model), что рассматривается как основное достижение проекта. Применение стержневой модели способствует существенному облегчению процесса подготовки отчетов по ОТЗ и улучшению их качества. Страны-участницы сети получили возможность разрабатывать на основе стержневой модели согласованную унифицированную методологию оценки различных видов технологий здравоохранения, совместно проводить оценку новых технологий, выводимых на рынок, и адаптировать ее результаты к условиям каждой отдельной страны.
Стержневая модель представляет собой структурированный метод подготовки и представления результатов ОТЗ с применением веб-технологий [4]. Она состоит из девяти мультидисциплинарных доменов, каждый из которых обозначает элемент ОТЗ:
1) описание рассматриваемой проблемы здравоохранения (заболевание, клиническая ситуация) и текущая реальная практика ее решения (используемые методы диагностики, лечения, профилактики); перспективность применения обсуждаемой технологии;
2) описание оцениваемой технологии, ее технические характеристики;
3) безопасность оцениваемой технологии;
4) эффективность оцениваемой технологии;
5) затраты, экономическая оценка технологии;
6) этические аспекты применения технологии;
7) организационные аспекты;
8) социальные аспекты;
9) нормативно-правовые аспекты.
Домены подразделяются на темы и подтемы, последние формулируются в виде вопросов, на которые надо ответить при проведении оценки. Например, первый домен в описании одной из пилотных версий стержневой модели ОТЗ (табл. 1) включает следующие темы:
• целевая популяция;
• целевое заболевание;
• подходы к ведению заболевания в настоящее время;
• применение оцениваемой технологии;
• регуляторный статус оцениваемой технологии.
В свою очередь, тема «Целевая популяция» делится на 2 подтемы:
• каков состав целевой популяции для оцениваемой технологии?
• какова численность целевой популяции? Аналогичным образом расшифровано содержание
каждого из доменов. Различные комбинации доменов, тем и подтем формируют онтологию1 модели, или совокупность элементов ОТЗ, которые делятся на существенные и несущественные в зависимости от их важности для политики здравоохранения и возможности переноса данных оценки из страны в страну. В стержневой модели оцениваются только существенные (стержневые) элементы. С помощью модели на основе систематического обзора литературы готовятся отчеты по стержневым элементам ОТЗ, содержащие анализ результатов оценки по каждому домену.
Если отчет охватывает все или большинство существенных элементов ОТЗ, он считается полным; если охвачены только один или несколько (но не все девять) доменов, отчет называют облегченным.
В рамках пилотного проекта 2006-2008 гг. были подготовлены модели для практической оценки двух видов технологий: диагностических тестов, хирургических и других медицинских (нелекарственных) вмешательств. В подготовке этих моделей участвовали группы экспертов из разных стран, а в качестве координатора выступало финское агентство по ОТЗ (FINOHTA). Кроме того, в процессе выполнения этого пилотного проекта был разработан так называемый адаптационный инструментарий (Adaptation Toolkit), дающий возможность адаптировать результаты оценки какой-либо конкретной медицинской технологии, полученные в одной стране, к условиям другой стра-
1 Онтология [от греч. on (ontos) сущее + logos наука] филос. учение о бытии [Толковый словарь иноязычных слов. 2008. Яндекс. Словари]. В информатике онтология - описание декларативных знаний, сделанное на формальном языке и снабженное некоторой классификацией специфицируемых знаний, облегчающей их восприятие [5].
37
Таблица 1. Темы и подтемы первого домена стержневой модели ОТЗ (версия 2.0 от 28 ноября 2013 г.) [4].
Тема Подтемы
Целевая популяция Каков состав целевой популяции для рассматриваемой технологии? Какова численность целевой популяции?
Целевое заболевание Какое заболевание или состояние здоровья рассматривается в рамках настоящей оценки? Какие известны факторы риска данного заболевания / состояния? Каково естественное течение заболевания / состояния? Каковы симптомы и бремя заболевания для пациента на разных стадиях болезни? Каковы последствия заболевания / состояния для общества (социальное бремя)? На какие последствия (какую часть бремени) заболевания направлено влияние оцениваемой технологии?
Подходы к ведению заболевания в настоящее время Каковы различия в ведении пациентов на разных стадиях заболевания или состояния здоровья? Какие существуют альтернативы рассматриваемой технологии в текущей практике? Как диагностируется заболевание / состояние в текущей практике и как оно должно диагностироваться в соответствии с клиническими руководствами? Как ведется больной с рассматриваемым заболеванием / состоянием в текущей практике и как его следует вести в соответствии с клиническими руководствами?
Применение рассматриваемой технологии При каком заболевании / состоянии и для чего конкретно используется оцениваемая технология? Насколько распространено ее использование? Какие вариации в использовании этой технологии существуют в разных странах / регионах / населенных пунктах? Кто решает, в каких случаях оцениваемая технология должна применяться, и на основе каких критериев принимается это решение? Какова стадия разработки и внедрения оцениваемой технологии и имеющихся альтернатив? Является ли эта технология инновационной, предназначена ли для дополнения или модификации текущей практики или же для ее замещения?
Регуляторный статус оцениваемой технологии Зарегистрирована ли оцениваемая технология в установленном порядке? Возмещаются ли расходы на оцениваемую технологию системой здравоохранения в каких-либо странах?
4
о
о. <
X
>
d
*
ш
5
38
CL
О
LQ _0 Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
о
X
ны. Адаптационный инструментарий позволяет также применять стандартизованную методологию оценки, апробированную на примере одной технологии, для оценки других видов медицинских технологий.
В 2009 г. сотрудничество в рамках EUnetHTA получило дальнейшее развитие: к началу 2010 г. в ее рядах уже насчитывалось до 55 организаций, и начал реализовываться первый долговременный совместный проект 2010-2012 (Joint Action 1, JA1). Он был сфокусирован на трех важнейших направлениях:
1) выработка единых методологических руководств по проведению различных видов оценки,
2) подготовка к проведению ОТЗ с участием организаций-членов сети,
3) распространение результатов оценок в Европе.
Результатом этого проекта стало создание базовой модели ОТЗ для методов скрининга, а также разработка модели быстрой (облегченной) сравнительной оценки эффективности лекарственных препаратов (Rapid Relative Effectiveness Assessment of Pharmaceuticals), в которой оценке подлежат только четыре первых домена:
1) описание проблемы заболевания / состояния здоровья, текущая практика ее решения и применение оцениваемой технологии;
2) описание оцениваемой технологии, ее технические характеристики;
3) безопасность оцениваемой технологии;
4) эффективность оцениваемой технологии.
Сравнительная эффективность в модели трактуется как степень, в которой вмешательство приносит
больше пользы, чем вреда, в сравнении с альтернативными вмешательствами, применяемыми в условиях обычной клинической практики [6]. Экономическая оценка после активных дискуссий была исключена из числа рассматриваемых доменов в связи со значительным разнообразием используемой в разных странах методологии этой оценки, затрудняющим сопоставление результатов. Остальные домены были исключены, главным образом, потому, что облегченная оценка проводится обычно в течение первых трех месяцев после получения маркетинговой авторизации и за это время не удается накопить и проанализировать достаточно данных по этическим, организационным, социальным и юридическим аспектам.
В целях унификации подходов к проведению оценки сравнительной эффективности лекарств подготовлены 9 руководств по различным методическим проблемам, включая следующие:
• критерии подбора препаратов сравнения;
• применение прямых и непрямых сравнений;
• принципы определения клинических точек исследований, включая конечные, суррогатные и композитные точки;
• учет качества жизни, обусловленного состоянием здоровья, при принятии решений о возмещении стоимости лекарств для амбулаторного лечения;
• подходы к подтверждению безопасности медицинских технологий в условиях недостатка данных в постмаркетинговый период;
• внутренняя и внешняя валидность клинических испытаний [7].
Таблица 2. Завершенные и находящиеся на финальной стадии пилотные проекты рабочей группы №5 в рамках второго долговременного совместного проекта EUnetHTA [9].
№ Препарат /технология Статус
1 Вакцина против опоясывающего герпеса Отчет подготовлен и опубликован. Получено предварительное согласие нескольких стран на использование отчета для подготовки национальных рекомендаций по внедрению вакцины.
2 Канаглифлозин (Инвокана) для лечения сахарного диабета Тема исследования одобрена. Заявка на проведение оценки поступила в июне 2013 г. Получено положительное решение от европейского регуляторного органа. Подготовка первого проекта оценки намечена на 15 ноября 2014 г.
3 Обходной шунт двенадцатиперстной тощей кишки Отчет подготовлен и опубликован на сайте EUnetHTA. Получены предварительные данные о намерении ряда агентств по ОТЗ использовать этот отчет для подготовки рекомендаций о возмещении на национальном уровне стоимости вмешательства.
4 Симпатическая денервация почечных артерий Отчет подготовлен.
В настоящее время апробация модели проводится в ходе 10 пилотных проектов в рамках второго долговременного совместного проекта (Joint Action 2, JA2), реализация которого началась в октябре 2012 г. и продлится до 2015 г.
Второй долговременный совместный проект реализуется в соответствии со статьей 15 Директивы ЕС о трансграничном здравоохранении2. В рамках проекта функционируют 8 рабочих групп. Особого внимания заслуживает деятельность рабочей группы №8. На базе уже разработанных отдельных стержневых моделей (для оценки диагностических тестов, хирургических и иных медицинских вмешательств, методов скрининга и проведения облегченной сравнительной оценки лекарственных препаратов) рабочая группа №8 работает над созданием единой унифицированной модели, пригодной для оценки всех видов технологий в здравоохранении. Внедрение стержневой модели ОТЗ в практику здравоохранения планируется осуществлять посредством реализации пилотных проектов по оценке тех видов технологий, которые будут выбираться самими организациями-членами EUnetHTA на основе собственных приоритетов. В настоящее время разрабатывается онлайн-версия модели с соответствующими сервисами, в которой будет аккумулироваться вся информация по стержневым элементам оценки. С помощью этой версии модели в течение нескольких минут (в режиме онлайн) можно будет получить ответ на любой вопрос относительно того, по каким элементам должна проводиться оценка конкретной медицинской технологии. Эта информация должна стать хорошим подспорьем для подготов-
2 Статья 15 Директивы 2011/24/Еи заложила основы перехода от проектного к долговременному сотрудничеству в области ОТЗ в ЕС. В ней подчеркивается, что ЕС будет обеспечивать поддержку и способствовать сотрудничеству и обмену научной информацией между государствами-участниками в рамках добровольной ассоциации, объединяющей национальные органы власти или другие инстанции, отвечающие за ОТЗ и уполномоченные государствами-участниками [8].
ки отчетов по ОТЗ на национальном и региональном уровне стран-участниц EUnetHTA.
Параллельно в рамках деятельности рабочей группы №5 предусматривается проведение 14 пилотных проектов по разработке и внедрению модели облегченной ОТЗ. Среди этих проектов 10 предназначены для облегченной оценки лекарственных препаратов, в том числе 2-3 - для орфанных (предназначенных для лечения редких заболеваний) препаратов и 5 - для других видов технологий (медицинских изделий, диагностических технологий и хирургических вмешательств). На базе информации, полученной в ходе указанных 14 пилотных проектов, будут подготовлены 30 отчетов по ОТЗ для информирования национальных и региональных органов здравоохранения стран-участниц EUnetHTA [9]. В табл. 2 приведены завершенные либо находящиеся на финальной стадии пилотные проекты рабочей группы №5.
Заслуживает внимания деятельность и других рабочих групп EUnetHTA. Так, рабочая группа №7 занимается поддержанием онлайн-базы данных запланированных и текущих проектов (EUnetHTA Planned and Ongoing Projects, POP data base) и новой базы данных EVIDENT, в которой собирается информация о состоянии и результатах оценки новых перспективных технологий в разных странах, а также о выполняемых исследованиях таких технологий. База данных POP предназначена для обеспечения эффективного взаимодействия между организациями-членами сети и исключения дублирования выполняемых работ. EVIDENT призвана служить инструментом, позволяющим устранять пробелы доказательной базы, разрабатывать рекомендации по проведению дальнейших исследований и получать дополнительные сведения о новых технологиях до их выхода на рынок. Использование EVIDENT как источника доказательств эффективности и безопасности перспективных технологий должно облегчать принятие обоснованных решений по их своевременному внедрению в международном масштабе.
Кроме того, рабочей группой №7 в рамках второго долговременного совместного проекта (JA2) реализует-
39
d
о
о. <
X
>
d
*
ш 5
40
CL
О
LQ _0 Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
о
X
ся новый пилотный проект по так называемому раннему диалогу (early dialogue) между индустрией и органами по ОТЗ стран-участниц EUnetHTA, иными словами - по научному консультированию индустрии. Суть раннего диалога - консультирование производителей лекарств или нелекарственных медицинских технологий по вопросам дизайна исследований своего продукта (его эффективности, безопасности и экономической целесообразности). Инициатором консультирования выступает производитель, а его результаты никого ни к чему не обязывают, поскольку производитель не обязан следовать полученным рекомендациям. Однако во многих европейских странах решения о финансировании лекарственных препаратов (возмещении затрат на них) и согласование цены следуют практически сразу за принятием решений о маркетинговой авторизации (регистрации). Поэтому компании вынуждены заблаговременно заботиться о формировании такой доказательной базы на препарат, которая удовлетворит требования агентства по ОТЗ. В целях улучшения качества доказательной базы по новым медицинским технологиям и инициируются подобные проекты, потенциально выгодные для всех участников процесса. Если производители новых технологий уже на этапе разработки продукта могут договориться с органами по ОТЗ об объеме и характере необходимых клинических и фармакоэкономических исследований, у них повышается шанс включить свой продукт в число тех, затраты на которые возмещаются системой здравоохранения. При этом здравоохранение и общество получают ту информацию, на основе которой можно принять объективное решение. Таким образом, уже на стадии разработки продукта органы по ОТЗ оказываются вовлеченными в процесс формирования досье на включение препарата в программы возмещения. Примечательно, что консультирование касается только планируемых исследований, по уже идущим исследованиям оно исключено. Конечная цель проекта раннего диалога в EUnetHTA - совместными усилиями с участием разных стран разработать руководства по формированию доказательной базы для поддержки принятия решений о ценообразовании и финансировании новых технологий.
При реализации проекта раннего диалога EUnetHTA учитывает положительный опыт Европейского агентства по лекарственным средствам (EMA) в области научного консультирования и привлекает ЕМА к участию в переговорах между представителями организаций по ОТЗ и индустрии для выработки совместных рекомендаций. EUnetHTA и EMA также проводят совместную работу по улучшению качества европейских общедоступных аналитических отчетов (European Public Assessment Reports, EPARs). Исходно такие отчеты готовятся для получения маркетинговой авторизации в EMA, но могут быть адаптированы и для проведения ОТЗ. Эти отчеты носят открытый характер, ЕМА публикует их по каждому разрешенному им к применению лекарственному препа-
рату. При условии доработки отчетов с учетом требований методологии ОТЗ они станут одним из возможных источников информации для суждения о сравнительной клинической эффективности лекарственных препаратов.
Остальные рабочие группы занимаются в основном различными организационными аспектами, такими как координация разных направлений работы EUnetHTA (рабочая группа №1), обучение (рабочая группа №2), оценка результатов деятельности сети (рабочая группа №3), построение и поддержка информационных систем, обеспечивающих взаимодействие участников (рабочая группа №6).
В октябре 2013 г. было анонсировано создание еще одной важной наднациональной европейской политической структуры - Сети ОТЗ в Европе (HTA Network in Europe). Она будет функционировать параллельно с EUnetHTA, за которой сохраняется независимость в вопросах обеспечения научной и консультационной поддержки европейского сотрудничества в области ОТЗ. Деятельность новой организации будет сфокусирована на стратегических, политических и законодательных аспектах сотрудничества в области ОТЗ в Европе. Таким образом, сотрудничество в сфере ОТЗ становится все более разносторонним.
Конечно, в первую очередь, деятельность EUnetHTA ориентирована на ЕС. Однако разрабатываемые сетью продукты могут служить отличной методической базой и для других стран. Удобная форма стержневой модели ОТЗ уже сейчас позволяет лучше освоить многие элементы процесса оценки. В ближайшем будущем должна появиться в завершенном виде универсальная стержневая модель, и ее можно будет использовать как основу для оценки различных медицинских технологий, в том числе в России. Даже если некоторые направления деятельности EUnetHTA, включая ранний диалог между индустрией и регуляторными органами, не могут быть сейчас воспроизведены напрямую, опыт наших европейских коллег, несомненно, может быть полезен для решения ряда актуальных для нас вопросов, например для поддержки перспективных инновационных биомедицинских проектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимова Л.В. Международное сотрудничество в области оценки технологий здравоохранения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2012; №3: 68-74.
2. Авксентьева М.В., Омельяновский В.В. Международный опыт оценки технологий в здравоохранении. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2010; №1: 52-58.
3. Kristensen F.B. Development of European HTA: from vision to EUnetHTA. Michael. 2012; 9: 147-156.
4. The HTA Core Model. Version 2.0 from November 28, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://meka.thl.fi/htacore/model/ HTACoreModel2.0.pdf
5. Лапшин В. А. Онтологии в компьютерных системах. М.: Научный мир, 2010. 224.
6. HTA Core Model for Rapid Relative Effectiveness Assessment of Pharmaceuticals. Version 3.0 from March 1, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.eunethta.eu/sites/5026.fedimbo.belgium.be/
files/Model%20for%20Rapid%20REA%20of%20pharmaceuticals_ final_20130311_reduced.pdf
7. Pavlovic M. Collaboration between EMA and EUnetHTA. Development of consensus on HTA methodologies. Presentation at the International Conference "International experience of Health Technology Assessment and prospects of its implementation in Russia", Moscow, May 21, 2012.
8. Directive 2011/24/Eu of the European Parliament and of the Council of 9 March 2011 on the application of patients' rights in cross-border healthcare. Official Journal of the European Union. 4.4.2011. [Электронный ресурс] L88/45-L88/65. URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2011:088:0045:0065:EN:PDF.
9. Goettsch W. Short update on EUnetHTA activities of the JA1 WP5 Pharmaceuticals. Presentation at the Annual European Conference of the International Society for Pharamcoeconomics and Outcomes Research in Dublin, November 4, 2013.
Сведения об авторах:
Максимова Людмила Валериевна
старший научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, ведущий научный сотрудник Центра оценки технологий в здравоохранении Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, канд. экон. наук
Адрес для переписки:
117335, Москва, а/я 90 Телефон: +7 (495) 699-8965 E-mail: [email protected]
Омельяновский Виталий Владимирович
директор Центра оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, руководитель Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, д-р мед. наук, профессор
Адрес для переписки:
117335, Москва, а/я 90 Телефон: +7 (499) 956-9528 E-mail: [email protected]
Авксентьева Мария Владимировна
заместитель директора Центра оценки технологий здравоохранения Института прикладных экономических исследований РАНХиГС,
профессор кафедры общественного здравоохранения и профилактической медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, д-р мед. наук
Адрес для переписки:
117335, Москва, а/я 90 Телефон: +7 (499) 956-9528 E-mail: [email protected]
About the authors:
Maximova, Ludmila Valeryevna
Leading researcher at the Center for Health Technology Assessment of the Institute for Applied Economic Research at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), senior researcher at the Center for Healthcare Funding of the Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of Russia, PhD
Correspondence address:
117335, Moscow, p/o 90 Tel: +7 (499) 956-9528 E-mail: [email protected]
Omelyanovsky, Vitaly Vladimirovich
Director of the Center for Health Technology Assessment of the RANEPA, head of the Center for Healthcare Funding of the Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of Russia, PhD (Doctor of Medical Sciences), Professor
Correspondence address:
117335, Moscow, p/o 90 Telephone: +7 (499) 956-9528 E-mail: [email protected]
Avxentyeva, Maria Vladimirovna
Deputy director of the Center for Health Technology Assessment at the Institute of Applied Economic Research of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), professor at the Department of Public Health Care and Preventive Medicine of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, PhD (Doctor of Medical Sciences)
Correspondence address:
117335, Moscow, p/o 90 Tel: +7 (499) 956-9528 E-mail: [email protected]
41
INTERNATIONAL EXPERIENCE
Recent Achievements of the European Project EUnetHTA
L.V. Maksimova1, 2, V.V. Omelyanovskiy1 2, M.V. Avxentyeva1 3
1 Center for Health Technology Assessment of the Institute for Applied Economic Research at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia
2 Center for Healthcare Funding of the Financial Scientific Research Institute of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia
3 The I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia
The article discusses current activities of the European Network for Health Technology Assessment (EUnetHTA). In particular, we review the key elements of the HTA Core model and describe existing models for assessment of various technologies (diagnostic tests, screening, surgical and other types of non-medicinal interventions, and pharmaceuticals). Also we analyze a few examples of pilot projects for implementing the HTA models.
KEYWORDS: Health Technology Assessment (HTA), international cooperation, HTA Core model, European Network for Health Technology Assessment (EUnetHTA).