Научная статья на тему 'Последипломное профессиональное образование (социологическое исследование)'

Последипломное профессиональное образование (социологическое исследование) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последипломное профессиональное образование (социологическое исследование)»

г

V,

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Н. СУХОРУКОВА, канд. социол. наук С. ФИЛАТОВ, канд. экон. наук Новосибирский государственный университет экономики и управления

Формирование гибкой, эффективной системы последипломного профессионального образования как составной части непрерывного образования должно стать одним из основных направлений государственной образовательной политики. Необходимость создания такой системы обусловлена действием ряда социально-экономических факторов, имеющих глобальный характер, а также отражающих специфику современного этапа развития России.

В условиях нарастающей динамики социально-экономических процессов сохранить и повысить уровень своей профессиональной и социальной компетентности, а следовательно, уровень конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда взрослому человеку можно, лишь активно участвуя в различных формах последипломного профессионального образования.

Его специфичность и качественное своеобразие определяется следующими основными критериями:

■ «продолженность» образования: обучение происходит всегда на основе уже имеющегося профессионального образования (среднего или высшего), выполняющего роль базового образования;

■ особый социально-экономический статус обучающихся: субъектами (объектами) образовательного процесса являются лица дееспособного возраста, как правило, имеющие определённый опыт практической работы, поэтому дальнейшее образование для них становится существенным элементом профессионального роста;

Последипломное

профессиональное

образование

(социологическое исследование)

■ гибкость и адресность образовательных программ, их направленность на удовлетворение образовательных потребностей и запросов определённых категорий взрослого населения, имеющих различный образовательный уровень;

■ организация образовательного процесса, применяемые формы и методы обучения, образовательные технологии должны отвечать требованиям андрагогики;

■ структурное многообразие образовательных учреждений: сеть разноуровневых образовательных учреждений различной направленности и ведомственной принадлежности, а также различного экономического и правового статуса;

■ системообразующим фактором выступает выполняемая последипломным образованием целевая функция - развитие личностной экономической культуры взрослого человека: обеспечение профессионального совершенствования и личностное развитие.

Таким образом, последипломное профессиональное образование может быть определено как системно организованный и реализуемый на протяжении всего периода самостоятельной жизни процесс обогащения знаний, умений и навыков взрослых людей, имеющих базовое профессиональное образование, направленный на развитие их личностной экономической культуры, повышение социальной и профессиональной активности.

С нашей точки зрения, формирование системы последипломного профессионального образования должно основываться

прежде всего на всестороннем изучении образовательных потребностей и запросов взрослого населения. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, субъектом образовательной деятельности человек становится тогда, когда внешняя для него необходимость в образовании трансформируется во внутреннюю потребность в получении, расширении и обновлении знаний. Во-вторых, образовательные потребности выступают в качестве фактора не только потенциального спроса на рынке образовательных услуг, но и потенциального предложения на рынке труда.

К сожалению, обзор материалов российских социологических изданий дает возможность охарактеризовать лишь образовательные предпочтения молодежи, впервые получающей профессиональное образование. Что же касается образовательных запросов взрослых (тех, кто продолжает в той или иной форме профессиональное образование), то они еще не стали объектом пристального внимания социологов.

В январе - мае 2003 года авторы провели социологический опрос (анкетирование) студентов, получающих второе высшее образование, обучающихся по программамвысше-го профессионального образования на базе профильного среднего профессионального образования (СПО), слушателей Президентской программыподготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, а также участников других программ переподготовки специалистов. Основной целью данного опроса являлось выявление ведущих мотивов продолжения профессионального образования, факторов, влияющих наих формирование, особенностей образовательных запросов у лиц разного возраста, имеющих различный уровень образования. Опрос проводился в ряде вузов сибирского региона, расположенных в крупных (г. Новосибирск, г. Омск, г. Улан-Удэ) и средних городах (г. Стре-жевой, г. Юрга). Всего в опросе участвовало 750 человек 1.

1 Выборка гнездовая, многоступенчатая.

Нас интересовала прежде всего структура мотивации образовательной деятельности взрослых. Анализируя ответы на вопрос «На какие изменения Вы рассчитываете после повышения образования, квалификации?», мы попытались определить основные мотивы, побудившие респондентов продолжить своё образование.

В структуре образовательных мотивов на первое место вышел мотив «Продвинуться по службе, получить более высокую квалификацию, должность». Данный мотив является определяющим для респондентов с различным образовательным цензом (имеющих среднее профессиональное, неполное и полное высшее образование). Но у лиц, имеющих неполное высшее и высшее образование, удельный вес этого мотива в общей структуре образовательных мотивов выше, чем у обучающихся со средним профессиональным образованием: 23,4; 23,7; 20,2% соответственно. Вторым по значимости мотивом продолжения образования для респондентов со средним и высшим профессиональным образованием является мотив, отражающий социальную ценность образования - «быть более образованным, культурным». Это означает, что определённую часть образованных людей нашего общества по-прежнему привлекает сам процесс обучения, познания нового. На третьем месте у данной категории участвовавших в опросе оказался мотив улучшения материального положения. У респондентов же, имеющих неполное высшее образование, этот мотив по значимости занимает второе место, а образовательно-культурный мотив -третье.

Мотив продолжения профессионального образования, традиционно связываемый обществоведами с уровнем развития и качеством личностного потенциала человека

- «иметь более интересную работу, работать с большей отдачей», для респондентов со средним и высшим профессиональным образованием по значимости лишь четвёртый, а для респондентов с неполным высшим образованием - даже шестой. На наш

Социология образования

взгляд, это свидетельствует не столько об уровне развития личностной экономической культуры респондентов, сколько об отсутствии достаточных условий и стимулов в переживаемой нашим обществом социально-экономической ситуации для роста трудовой отдачи и самореализации личности в производственной деятельности.

Обращает на себя внимание тот факт, что в структуре образовательных мотивов опрошенных весьма незначительный удельный вес имеет такой «рыночный» мотив, как «организация собственного дела»: 4,2% (8 место по значимости) у респондентов со СПО; 5,2% (7 место) - с неполным высшим образованием; 4,7% (7 место) - с высшим образованием. Из этих данных следует, что среди тех, кто проявляет образовательную активность в рассматриваемых нами формах (получение второго высшего образования, обучение по сокращенной образовательной программе, переподготовка), большинство в настоящее время не вовлечено в предпринимательство и не собирается заниматься предпринимательской деятельностью в ближайшее время.

Структура образовательных мотивов и особенности поведения субъектов последипломного профессионального образования обусловливаются многими факторами

- внешними, характеризующими макро- и микросреду образования, и внутренними, идущими непосредственно от личности обучающегося. Среди последних немаловажное значение имеет такой фактор, как возраст участника образовательного процесса.

Мы выделили следующие возрастные группы: до 30 лет, от 31 до 40 лет, 41год и старше. Для респондентов первой возрастной группы характерна прагматическая мотивация образовательной деятельности. На первом месте среди образовательных мотивов оказался мотив продвижения по службе, получения более высокой квалификации, должности (20,7% от всех ответов). На втором - улучшение материального положения (15,9%). И лишь на третьем месте -образовательно-культурный мотив (14,6%).

Для людей среднего возраста (31 - 40 лет) первая тройка наиболее важных мотивов продолжения образования выглядит следующим образом: 1) «быть более образованным, культурным»(19,6 %); 2) «продвинуться по службе, получить более высокую квалификацию. должность» (19,0); 3) «получить диплом, документ об образовании» (15,4%). Респонденты более зрелого возраста (41 год и старше) имеют несколько иные образовательные приоритеты. Наиболее значимыми для них являются мотивы, связанные со статусной и экономической функцией образования. Не случайно у данной категории опрошенных на первое место вышел такой образовательный мотив, как «получить диплом, документ об образовании» (29,7%). Второе-третье места делят между собой мотив продвижения по службе (20,7%) и образовательно-культурный мотив (20,7%).

Важное значение для изучения мотивации образовательного поведения субъектов последипломного образования имеет представление о содержании образовательных потребностей респондентов, о характере их образовательных запросов. Об этом можно судить по тому, что сами опрашиваемые считают для себя наиболее важным результатом обучения.

Как свидетельствуют результаты опроса, достигнутый уровень образования является значимым фактором, формирующим потребность в дальнейшем образовании, так как оказывает влияние на ценностные аспекты отношения к образованию, готовность субъектов вкладывать в образование свои ресурсы (материальные, временные, морально-психологические, умственные и т.п.). Так, опрос показал (табл. 1), что обучающиеся, имеющие высшее образование, наиболее важным результатом обучения считают конкретный набор профессиональных знаний, умений и навыков (44,2% от всех ответов). Вторым по значимости образовательным результатом для них является документ об образовании (23,1%), а третьим - умение находить и систематизиро-

Таблица 1

Значимость конкретных образовательных результатов для субъектов последипломного образования (%)

Образовательные результаты Лица со СПО Лица с неполным в/о Лица с ВПО

Значи- мость Ранг Значи- мость Ранг Значи- мость Ранг

Документ об образовании (диплом, свидетельство, сертификат) 34,4 1 31,1 1 23,1 2

Конкретный набор профессиональных знаний, умений и навыков 30,8 2 27,0 2 44,2 1

Способность к дальнейшему обучению, в том числе самообразованию 5,4 6 6,8 5-6 4,9 6

Новый круг знакомых, интересных в профессиональном и личном плане 5,8 5 6,8 5-6 8,8 4

Повышение культурного уровня, расширение кругозора 13,3 3 12,2 4 7,6 5

Умение находить и систематизировать информацию и извлекать из нее необходимые знания 10,3 4 16,1 3 11,4 3

Итого 100 100 100

вать информацию (11,4%). Для респондентов со средним профессиональным образованием и с неполным высшим образованием на первом месте по значимости стоит такой образовательный результат, как документ об образовании (34,4% и 31,1% соответственно). Конкретный набор профессиональных знаний, умений и навыков занимает лишь вторую позицию «в иерархии» образовательных результатов для данной категории обучающихся (30,8% и 27%).

Тот факт, что значительная часть участников последипломного образования рассматривает документ об образовании в качестве одного из основных результатов обучения, то есть отдаёт приоритет несодержательным сторонам образовательного процесса, не имеющим отношение к существу самой образовательной услуги, свидетельствует о существенной деформации образовательных запросов, о несфор-мированности или недостаточной сформи-рованности у значительной части респондентов потребностей в непрерывном образовании. Во многом такая ситуация объясняется тем, что знания пока ещё не заняли

подобающее им место в российской экономической системе, не превратились в стратегический экономический ресурс, не получили адекватных форм общественной оценки и экономического вознаграждения. Поэтому более значимой ценностью для определённой категории обучающихся по программам последипломного образования является обладание не знаниями и не умениями их получать, а собственно самим дипломом об образовании как свидетельством об определённом социальном статусе человека.

О недостаточной сформированности у респондентов потребностей в непрерывном образовании можно судить также по тому значению, которое они (респонденты) придают таким образовательным результатам, как «способность к обучению, в том числе самообразованию» и «умение находить и систематизировать информацию и извлекать из нее необходимые знания». Как видно из табл.1, первый из указанных результатов обучения по своей значимости для опрошенных занимает последнее (6) место, а второй

- третье (для респондентов с неполным выс-

Социология образования

шим образованием и высшим образованием) и четвёртое (для респондентов со средним профессиональным образованием) места. Образование человека на протяжении всей жизни предполагает наличие у него не только желания постоянно получать, расширять и обновлять знания, но и способностей к обучению, к эффективному поиску и восприятию разнообразной информации, умения самостоятельно извлекать из неё необходимые знания. То, что этот момент в полной мере ещё не осознан респондентами (представляющими, кстати, наиболее образованную часть населения), может косвенно свидетельствовать об относительно низком уровне готовности российских граждан воспринимать и реализовывать постиндустриальные ценности.

С позиции необходимости формирования системы последипломного профессионального образования важно иметь наиболее полное представление о том, как потребитель образовательной услуги принимает решение о выборе того или иного учебного заведения, что им движет или что ограничивает выбор решения, наконец, главное -

как субъект образовательной деятельности может повлиять на поведение потребителей с наибольшей эффективностью (конечно, не забывая о моральной ответственности за свои действия).

Результаты опроса показывают (табл.2), что для респондентов, получающих второе высшее образование, а также обучающихся по программам высшего профессионального образования на базе профильного СПО, такими факторами являются: 1) государственный статус образовательного учреждения (25,2% и 21,3% ответов соответственно); 2) качество обучения (22,7% и 21,1%); а вот на третью позицию у участников опроса с высшим образованием вышел фактор известности образовательного учреждения в городе, регионе (20,8%), а у респондентов со СПО

- «совет коллег, знакомых, обучавшихся в данном образовательном учреждении» (19,2%). Респонденты, участвующие в программах переподготовки специалистов, в качестве основного фактора, повлиявшего на выбор ими конкретного образовательного учреждения, назвали каче-

Таблица 2

Факторы, влияющие на выбор образовательного учреждения (%)

Факторы Количество ответов респондентами, участвующих в различных программах последипломного образования

Получение второго в/о Получение в/о на базе СПО Переподготовка

Совет коллег, знакомых, обучавшихся в данном ОУ 15,3 19,2 10,6

Рекомендация руководства предприятия, организации, учреждения 3,5 6,9 10,0

Стоимость обучения в данном ОУ 12,5 14,8 1,7

Качество обучения в данном ОУ 22,7 21,1 30,0

Государственный статус ОУ 25,2 21,3 26,1

Известность ОУ в городе, регионе 20,8 16,7 21,6

Итого 100 100 100

ство обучения (30% ответов). Существенное влияние на данный выбор, судя по ответам, оказали и два других фактора - государственный статус образовательного учреждения (26,1%) и известность образовательного учреждения в городе, регионе (21,6%).

Нельзя не заметить, что среди отмеченных респондентами факторов, повлиявших на их выбор образовательного учреждения, «стоимость обучения» стоит на предпоследнем (у респондентов, получающих второе высшее образование и получающих высшее профессиональное образование на базе СПО) и последнем (у респондентов, проходящих переподготовку) местах. Что касается участников программ переподготовки специалистов, то «игнорирование» ими ценового фактора при выборе образовательного учреждения объясняется в большей степени тем, что большинство из них (49,1%) проходили обучение за счёт бюджетных средств (слушатели Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ), а также за счет средств работодателей (18,2%). Но этого не скажешь о других субъектах последипломного образования. Среди респондентов, получающих второе высшее образование, почти 90% обучались за счёт собственных средств. 81,6% респондентов, обучавшихся по сокращённым программам на базе СПО, также оплачивали обучение из семейного бюджета. Тем не менее для данных категорий обучавших-

ся неценовые факторы спроса на образовательные услуги оказались весомее, чем цена этих услуг.

В этой связи нельзя преувеличивать значение ценового фактора, влияющего на выбор образовательного учреждения. Более низкая цена на образовательные услуги может выступать в качестве некоторого дополнительного стимула для привлечения студентов или слушателей в данное образовательное учреждение лишь при прочих равных условиях (при качестве образовательных услуг не ниже, чем у основных конкурентов, при положительном «имидже» данного образовательного учреждения, при предоставлении им сопутствующих услуг (например, помощь в трудоустройстве) в объёме не ниже, чем у однопрофильных образовательных учреждений региона, и т.п.).

Проведённый нами социологический опрос, конечно же, не отражает всех аспектов рассматриваемой проблемы, не дает ответов на все вопросы, связанные с изучением образовательных потребностей и запросов взрослого населения. Но он доказывает, что подобного рода исследования должны носить не разовый характер, а осуществляться на постоянной основе, в режиме мониторинга. Именно это является необходимым условием создания эффективной системы последипломного профессионального образования в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.