Научная статья на тему 'ПОСЛАНИЕ МИССИОНЕРУ: АЛКУИН О ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ ЯЗЫЧНИКОВ'

ПОСЛАНИЕ МИССИОНЕРУ: АЛКУИН О ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ ЯЗЫЧНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКУИН ЙОРКСКИЙ / АРН ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ / ПИСЬМА АЛКУИНА / ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ ЯЗЫЧНИКОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильина А. А.

Данная статья является предисловием к переводу письма Алкуина, адресованного епископу Зальцбурга Арну и посвященному вопросу крещения аваров. В статье показано, что Алкуин старается извлечь уроки из неудачной евангелизации саксов и призывает миссионеров в лице Арна предварять крещение просвещением, а также отмечено, что в своей программе евангелизации Алкуин опирается на толкование Священного Писания и сочинения блаженного Августина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LETTER TO A MISSIONER: ALCUIN ABOUT THE EVANGELIZATION OF PAGANS

This article is a preface to Alcuin's letter to Bishop Arn of Salzburg, dedicated to the issue of christianization of the Avars. The article shows that Alcuin is trying to learn from the unsuccessful evangelization of the Saxons and calls on the missionaries in the person of Arn, that they would precede baptism with education, relying, among other things, on the interpretation of Holy Scripture and the writings of Blessed Augustine .

Текст научной работы на тему «ПОСЛАНИЕ МИССИОНЕРУ: АЛКУИН О ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ ЯЗЫЧНИКОВ»

ББК 63.229(0)4 УДК 94(44).016

А. А. Ильина

(Иваново)

ПОСЛАНИЕ МИССИОНЕРУ: АЛКУИН О ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ ЯЗЫЧНИКОВ

Данная статья является предисловием к переводу письма Алку-ина, адресованного епископу Зальцбурга Арну и посвященному вопросу крещения аваров. В статье показано, что Алкуин старается извлечь уроки из неудачной евангелизации саксов и призывает миссионеров в лице Арна предварять крещение просвещением, а также отмечено, что в своей программе евангелизации Алкуин опирается на толкование Священного Писания и сочинения блаженного Августина.

Ключевые слова: Алкуин Йоркский, Арн Зальцбургский, письма Алкуина, евангелизация язычников.

Усиление и расширение Франкского королевства в ходе многочисленных завоеваний, формирование империи в территориальном смысле этого слова нередко считается наиболее заметным итогом деятельности Карла Великого [2, с. 255]. Эти завоевания в свою очередь сопровождались проведением не только административной политики на покоренных территориях, но и политики евангелизации в землях язычников. Евангелизация, согласно представлениям ее проводников, должна была, во-первых, закреплять успех завоеваний [9, р. 1115], а, во-вторых, расширять христианский мир и способствовать спасению не только новообращенных народов, но и инициаторов их обращения.

Евангелизация Карлом язычников нашла отражение в нескольких источниках — «Анналах королевства франков» [6, 8. 32-109], «Жизни Карла Великого» Эйнхарда [4, с. 67, 69], «Капитулярии для областей Саксонии» [1, с. 54], а также в художественных произведениях [8, р. 133]. Все они служат свидетель-

© Ильина А. А., 2021

ством жестокости этой политики, а также, судя по упорному сопротивлению языческих народов, частых неудач в её проведении.

Неудивительно, что эта проблема нашла отражение в эпистолярном наследии Алкуина — крупнейшего интеллектуала рубежа УШ-1Х вв., активно реагировавшего на все актуальные для своего времени вопросы.

При знакомстве с почти тремя сотнями писем Алкуина к самым разным адресатам можно заметить, что покорение языческих народов и их обращение в христианскую веру волновало этого ученого мужа на протяжении нескольких лет. В посланиях, вызванных совершенно иными проблемами, нередко появляются строчки о саксах или аварах — в качестве назидательного примера или при обсуждении последних новостей.

Тем не менее, среди эпистолярного наследия Алкуина можно найти и группу писем, посвященных исключительно теме христианизации язычников. Поводом для их написания послужило отправление Карлом миссионеров к аварам. В этих посланиях Алкуин размышляет о причинах неудач в деле обращения саксов, которое произошло прежде, и предлагает меры для того, чтобы избегать новых ошибок при евангелизации аваров.

Среди писем, адресованных самому Карлу (Ер. 110, р. 157-159)1, епископу Зальцбурга Арну (Ер. 107, р. 153-154; Ер. 112, р. 162-163; Ер. 113, р. 163-166), а также приближенному Карла Мегенфриду (Ер. 111, р. 159-162), особенно выделяется последнее письмо к Арну (Ер. 113, р. 163-166), который, по-видимому, возглавлял христианскую миссию к аварам. Оно было написано, как следует из текста предыдущего послания (Ер. 112, р. 162), по просьбе самого Арна, жаждущего получить перед миссией советы Алкуина. Этот факт особенно интересен в свете того, что перед экспедицией к аварам был созван синод, на котором Паулин Аквилейский уже поделился с причастными к будущей евангелизации людьми (среди которых, скорее всего, был и Арн) своим видением будущего мероприятия [10, р. 17]. То, что несмотря на это, Арн хотел получить перед поездкой также наставление Алкуина, вероятно, может говорить об авто-

1 Ссылки на письма Алкуина даются в тексте с указанием номера письма и страницы издания МвИ [5].

ритете последнего. Возможно, сыграла свою роль и сложившаяся между этими двумя мужами дружба, о которой свидетельствует большая корреспонденция Алкуина к Арну. Но к этому вопросу мы ещё вернемся. Так или иначе, рассматриваемое нами письмо подытоживает сказанное Алкуином в предыдущих письмах группы и, хотя и не отражает всей сложности в осуществлении евангелизации, позволяет довольно ясно увидеть меры, предлагаемые Алкуином для её смягчения.

Полагая, что главная причина сопротивления саксов христианству и отречения от него после ухода франкских войск заключалась в том, что они принимали крещение формально, не вникая в сущность религии (Ер. 113, р. 164), Алкуин посвящает основное содержание послания размышлениями о правильном порядке принятия христианства. Опираясь на сочинения отцов церкви и Священное Писание, он напоминает своему читателю, что главная задача проповедников — наставить новообращенный народ в христианской вере. Именно наставление и обучение должно предшествовать крещению, а затем еще и следовать за ним. «Дважды Он [Господь] сказал "научить" и единожды "крестить"», — пишет Алкуин со ссылкой на Евангелие от Матфея (Ер. 113, р. 164; ср. Мф. 28:19, 20). Повторяя слова святого Августина о том, что вера происходит из желания, а не принуждения (Ер. 113, р. 164), Алкуин обращает внимание Арна на то, что и самому человеку, которого крестят, следует содействовать своему спасению путем смиренного и добровольного предоставления тела к таинству обряда крещения, а души — к принятию веры (Ер. 113, р. 165). Ибо «как может быть человек принужден, чтобы он поверил, если он не верит? Человек может быть побужден к крещению, но не к вере» (Ер. 113, р. 164).

В неудачах, сопровождавших евангелизацию саксов, по мнению Алкуина, свою роль сыграло и стремление проповедников знакомить неподготовленных саксов сразу со «строгими» заповедями, забывая о «мягких», чем они отпугивали от христианства обращаемых (Ер. 113, р. 165). Для подкрепления этого своего тезиса Алкуин использует две пары новозаветных образов — «молока и твердой пищи» (ср. 1 Кор. 3:2) и «мехов ветхих и вина молодого» (Ер. 113, р. 165; ср. Мф. 9:17). Под «молоком», которым должно питать менее опытных христиан, Алкуин

подразумевает мягкие заповеди, под готовыми разорваться «ветхими мехами» — закостенелую в язычестве душу, а под «твердой пищей» и «молодым вином» — более строгие заповеди. Эту проблему Алкуин предлагает решить путем подбора в миссию подходящих для этого священников.

Поэтому в группе писем, посвященных евангелизации язычников, Алкуин конструирует образ идеального миссионера — благочестивого, бескорыстного, милосердного. Для этого он обращается к примерам апостолов. Именно этим примерам должен следовать зальцбургский епископ. Особое внимание Алку-ин обращает и на имя Арна, которое на германском языке обозначает «орел». Согласно Исидору Севильскому, с «Этимологи-ями» которого, безусловно, были знакомы оба ученых мужа, орел, обладающий необычайно острым зрением, с большой высоты видит «плавающих в море рыбешек», а, значит, наиболее успешно способен схватить добычу и вытащить её на берег [7, p. 113-116]. Так, по мнению Алкуина, должен поступать Арн (да и другие миссионеры) с погрязшими в море язычества душами людей ради их спасения (Ep. 113, p. 163). По-видимому, имя Арна казалось Алкуину так удачно подходящим его деятельности, что латинское прозвище, с которым он обращается к своему другу, обозначает то же самое — Aquila, «Орел».

В письме 113 Алкуин также особо отмечает, что помимо прочих достоинств священник, отправляемый к язычникам, должен обладать «умением чуткого разделения», то есть понимать, как лучше обращаться к той или иной группе слушателей (Ep. 113, p. 166). Для того чтобы научиться этому, Алкуин советует читать некую пастырскую книгу учителя Григория (Ep. 113, p. 166), по-видимому, «Правило пастырское» Григория Великого, которое пользовалось популярностью в Британии, родине Алкуина [3, а 92]. Можно заметить и некоторую схожесть между подходами Григория к христианизации Британии и Алкуина — к христианизации покоренных Карлом Великим народов. По крайней мере, и тот, и другой выступали за отказ от слишком жестоких мер.

Здесь будет уместно поразмышлять над вопросом, много ли новых для себя сведений получил Арн в этом письме? Ведь Алкуин достаточно близко к оригиналу цитирует произведения, которые, казалось бы, должны были быть известны человеку,

занимающему высокую духовную должность в конце VIII века. Неужели просьба Арна наставить его перед миссией и удовлетворение Алкуином этой просьбы не более чем риторический прием, способствующий поддержанию отношений между ними? Думаем, что дело все-таки не в этом. Да, зальцбургский епископ, судя по всему, не спрашивает у Алкуина его личного мнения, а Алкуин пишет Арну не о том, как будет лучше с его точки зрения, а о том, как будет правильно, то есть, как определено Священным Писанием и сочинениями отцов церкви. Но, выбирая конкретные места из этих текстов, Алкуин дает Арну понять, на что именно следует обратить внимание и где искать ответы на вопросы, которые могут у него возникнуть. Большую роль здесь играет и авторитет, которым пользовался Алкуин в интеллектуальной среде своего времени. Рассматриваемое нами письмо могло быть написано не для того, чтобы открыть Арну какое-то новое знание, а для того, чтобы укрепить в уже известных и «правильных» идеях [10, p. 37]. А ещё поделиться этими идеями с окружающими. Ведь на это письмо Арн мог сослаться и перед подвластными ему миссионерами. Более того, текст этого послания был вскоре включен Арном в состав Codex Vindobonensis, своеобразного «миссионерского руководства», созданного в самом конце VIII века с целью поддержки миссии в районе Дуная [10, p. 38]. И это с интересной стороны характеризует способ мышления людей и способ распространения ими учения отцов церкви в исследуемую нами эпоху.

Насколько же были восприняты советы Алкуина и повлияли ли они на политику христианизации, сказать трудно. С одной стороны, одно из более поздних писем Алкуина, где упоминается о «погибели гуннов» (Ep. 184, p. 309), казалось бы, свидетельствует о том, что евангелизация аваров оказалась неуспешной. С другой стороны, в 797 г. (как раз вскоре после написания Алкуином вышеназванного послания) увидел свет новый «Саксонский капитулярий» Карла Великого, который значительно смягчал прежние жестокие нормы [1, с. 57]. Но сказать, насколько это было связано с письмами Алкуина, мы не можем.

Перевод выполнен по изданию: Alcuini sive Albini episto-lae // MGH Epp. Т. 4: Epistolae Karolini aevi (II) / Rec. E. Duemmler. Berlin, 1895. S. 1-481.

АЛКУИН

ПИСЬМО 113 ЕПИСКОПУ ЗАЛЬЦБУРГА АРНУ

Вещее имя1 дали тебе родители, хотя и не знали устроения Бога, у Которого все будущее является уже совершившимся. Высочайшей милостью Он определил, чтобы ты доставлял народам небесные таинства и острейшим благодаря излитой на тебя небесной благодати взором духовных очей отыскивал влекомых волнами моря нынешнего века рыб, чтобы дать им жизнь, а не принести смерть, и чтобы омывал ты их в священной купели [водой] из прозрачного источника и огнем Духа Святого приготовлял их к трапезе вечного Царства. Так что оказался ты избран, воистину услышав апостольское призвание от изрекшего Христа, наблюдавшего за работой двух братьев в бурных волнах: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами чело-веков» (ср. Мф. 4:19), — не для того, чтобы увести их от занятий прежним ремеслом, но чтобы сетями, брошенными по правую сторону [лодки], вытаскивали они на твердый берег постоянства лучших рыб (ср. Ин. 21:6).

Со всем напряжением ума старайся следовать их примеру, о, неутомимый работник божественных дел, чтобы сам Христос счел достойным через тебя проповедовать народам с кормы твоего корабля и быть добрым кормчим на лодке, с которой Он предписал тебе бросать сеть апостольской проповеди в глубочайшее море язычества, дабы услышал ты Его, по милости великой благости предписывающего тебе и соратникам твоим: «Принесите рыбы, которую вы теперь поймали» (Ин. 21:10). Будь покорным воле Его в соответствии с именем Симона2, который для Господнего пиршества вытащил сеть, наполненную ста пятьюдесятью тремя большими рыбами (ср. Ин. 21:11).

Кто же эти рыбы, предопределенные в этом числе? Если желаешь знать, это те, кто на основании [исполнения] десяти заповедей Божьих и по благодати семичастного Святого Духа

1 Арн по-германски «Орел».

2 Ср.: «Симон же в переводе с еврейского означает послушный» (Isidorus. Etymol. VII, 9, 6: Simon autem Hebraice interpretatur obediens).

после последнего воскресения были избраны для вечного пиршества с Христом. При этом мы читаем, что сеть во время сей ловли не порвалась, как в прежний раз (см. Лк. 5:6), потому что никто не был зван на пиршество, кроме избранных и определенных для вечного покоя. Так вот, если ты сложишь отдельные числа от одного вплоть до семнадцати, прибавляя постоянно к предыдущим последующие числа, сумма всего сложения достигнет ста пятидесяти трех1. И если эти семнадцать ты разделишь на две [части], то есть на [часть], состоящую из десяти и [часть], состоящую из семи, то состоящая из десяти будет обозначать заповеди, а состоящая из семи — дары Святого Духа. Также если ты разделишь семь на два, а именно на три и на четыре, то три будет означать Святую Троицу, верой в которую должны обрести спасение все языки, рассеянные по четырем сторонам всего земного круга.

Потому Господь наш Иисус Христос наказывал ученикам Своим: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). В этих немногочисленных словах представлен порядок всей святой проповеди. Дважды Он сказал «научить» и единожды «крестить». Сперва Он предписывает наставлять в

1 Подобное толкование числа 153 из евангельского рассказа дает Августин Блаженный. См. Августин Гиппонский. Толкование на Евангелие от Иоанна. 122, 8: «И если складывать от одного до семнадцати, то число, возрастая, достигает сто пятидесяти трех. Ибо если ты прибавишь к одному два, получится три. Если к [полученным] трем ты прибавишь три и четыре, то получится десять. Затем, если ты прибавишь все числа, которые следуют далее вплоть до семнадцати, то сумма достигнет вышеназванного числа. А именно если ты к десяти, до которого ты дошел, сложив от одного до четырех, прибавишь пять, получится пятнадцать; если ты прибавишь к этому шесть, и получится двадцать один. Прибавь к этому семь, и получится двадцать восемь. Прибавь к этому восемь, девять, десять, и получится пятьдесят пять. Прибавь к этому одиннадцать, двенадцать, тринадцать, и получится девяносто один. И вновь прибавь к этому четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, и получится сто тридцать шесть. Прибавь к этому числу оставшееся число, о котором идет речь, то есть семнадцать, и составится то число рыб» (пер. В. М. Тюленева).

кафолической вере, а после принятой веры приказывает крестить во имя святой Троицы. Затем наполненного верой и омытого святым крещением поручает наставлять в евангельских заповедях.

Твердо держись, о святейший учитель, сего порядка катехизации мужей взрослого возраста. Что же касается [людей] нежного возраста, то милостивая мать Церковь разрешила, чтобы тот, кто оказался связан чужим грехом из-за отцовского вероломства, был спасен в изъявлении и таинстве крещения другого. Если бы это было не так, то сколько бы детей погибло, из числа которых теперь ежедневно строится Небесный Иерусалим? Что пользы от крещения, если нет веры? Как сказал апостол: «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Мы читаем об отличии между невозможным и трудным: трудное — это то, что может быть, хотя и едва ли, невозможным же является то, что совершенно не может быть из-за человеческой немощи. Потому Сам Господь в Евангелие ответил изумленным апостолам [на вопрос] о том, может ли кто-то из богатых быть спасен: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

Потому-то несчастный народ саксонский столько раз разрушал таинство крещения, что никогда не имел в сердце основание в виде веры.

Но и то нужно знать, что вера — сообразно тому, что говорил святой Августин — проистекает из воли, а не из необхо-димости1. Как может быть человек принужден, чтобы он поверил, если он не верит? Человек может быть побужден к крещению, но не к вере. Как те еретики, что исповедуют во Христе усыновление по плоти, никоим образом не могут обратиться в кафолическую веру, потому что они не имеют никакого желания одинаково с вселенской церковью признать формулу истинной веры. Человека, имеющего разумение, должно наставлять таким образом и привлекать разнообразной проповедью, чтобы познал истину святой веры. Но особенно следует молить за него Всемогущего Бога о снисходительности. Ибо бесполезен язык обучающего, если божественная благодать не напитала сердце слушателя, как говорит Сама Истина: «Никто не может прийти ко

1 Ср. Aug. Ep. 217.

Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). И чтобы ты равным образом уразумел, что Святая Троица осуществляет спасение человека, говорит и Сам Господь в другом месте: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Также и о Святом Духе Он говорит: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Ибо то, что зримо священник осуществляет во время крещения в теле посредством воды, то Святой Дух незримо совершает в душе посредством веры.

Есть в таинстве крещения три видимые вещи и три невидимые. Видимые — это священник, тело и вода. Невидимые — это Дух, душа и вера. Те три видимые вещи никак не помогают снаружи, если эти три невидимые не действуют внутри. Священник омывает тело водой, Святой Дух оправдывает душу верой. И это — то, о чем говорит апостол: «Ибо мы соработники у Бога» (ср. 1 Кор. 3:9). Содействует человек Святому Духу в спасении человека, но и сам человек, которому предстоит крещение, должен обоим содействовать в спасении своём — и Святому Духу, и священнику, а именно смиренно предоставлять тело таинству священного обряда крещения, а душу — по воле своей принятию кафолической веры. Всё это необходимо учитывать учителю относительно начала веры и таинства крещения ради спасения принимающего [сие таинство] и совершать это таинство без лени.

Это также можно сравнить с тем, как следует возделывать новые насаждения, чтобы первые цветы веры смогли достичь превращения в плоды, и не получилось так, чтобы не достигли они сладости плода и увяли из-за какого-либо жестокого холода. Поистине, детский возраст следует питать приятностью материнского молока, и неподготовленную душу напитывать более мягкими заповедями божественной сладости. Ибо твердая пища — для крепких мужей и более высокие заповеди — для тех, чей ум уже наставлен в законе Божьем. Отчего и апостол к некоторым братьям более слабого разумения обращался в письме: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские» (1 Кор. 3:2). Ибо «плотский человек не принимает то, что от Бога; духовный же всё различает», то есть разделяет и судит (ср.

1 Кор. 2:14-15). Отчего и Сама Истина в Евангелие некоторым злословившим на апостолов за то, что они не постились, как фарисеи и ученики Иоанна, отвечает: «Не вливают вина молодого в мехи ветхие; а иначе и мехи прорываются, и вино вытекает, и мехи пропадают» (Мф. 9:17). Кто является «мехами ветхими», если не те, кто закостенел в заблуждениях язычества? Это те, кому если бы ты в начале веры дал более строгие заповеди новой проповеди, разорвались и возвратились к старым привычкам неверия.

Так вот, более тверд во всяком деле тот ум, который долгое время укреплялся в упражнении священной веры, чем тот, который наставлен новой проповедью. Ибо одним образом святой Петр, будучи наполнен молодым вином Святого Духа, отвечал Нерону за христианскую веру в римском дворце, и другим образом ученик Христов отвечал рабыне вместо исповедания веры в доме Каиафы (ср. Ин. 18:17). Один был более боязлив, другой — более стоек; один — пример немощи, другой — твердости. Христос милостию Своей возвратил его после воскресения через тройное выражение любви (ср. Ин. 21:15-17) к первенству прежнего достоинства и определил пасти овец, которых искупил Собственной кровью. Ибо добрый пастырь знает, что виноватых не всегда нужно порицать жестокой бранью, но — часто направлять увещеванием милосердного утешения. Ибо и Сам Господь наш Иисус Христос, когда иудеи искушали Его по поводу неверной жены, не высказал тотчас же строгое суждение закона, но явив пример смирения, наклонившись, писал на земле (ср. Ин. 8:6), чтобы показать, что учитель изображает прежде в борении своего сердца грехи собственной немощи и поэтому более мягко судит чужие грехи. Но если правило сего рассуждения должно применяться к [людям] всякого возраста и расположения, то тем более, проявляя великую заботу и благочестие, его следует использовать в отношении тех, кто недавно обратился от заблуждений старой привычки к христианской вере, а также тех, кто с младенчества принял таинство христианской веры, но, будучи обманут дьявольским лукавством, стал стремиться к плотским утехам, что вошло в обыкновение, или оказался связан путами каких-либо других грехов. Таких следует сначала успокаивать более легкими припарками слов, чтобы,

испуганные строгих укоризн, не отвернулись они с отвращением от лекарства раскаяния.

Есть такие немощи, которые лучше лечатся сладкими микстурами, чем горькими, а есть другие — которые лучше лечатся горькими, нежели сладкими. Отчего и учитель народа Божьего, хотя и должен сиять в доме Божьем всеми свечами добродетелей, однако же более всего он должен обладать умением чуткого различения, чтобы знать, что какому положению, полу, возрасту, намерению и даже времени соответствует. Это всё блаженный Григорий, светлейший учитель, со всем усердием исследовал в книге о пастырской заботе (in libro pastoralis curae)1, разделил по лицам, усилил примерами и укрепил авторитетом Священного Писания. Я призываю тебя, святейший руководитель, прочитать эту книгу, моля, чтобы ты почаще, словно учебник, держал её в руках и хранил в сердце.

И потому — сколь скоро ты, блаженнейший отец, как я знаю, имеешь множество книг святейших учителей, чтобы читать, и твердо держишь в памяти, а более всего усерден в [чтении] Священного Писания — я признаю, что кажется излишним занимать уши твоей мудрости письмецом моей невежественности. И только лишь любовь, как я думаю, может извинить мою назойливость пред очами вашего величия, чтобы то чувство, которое пылает внутри, в сердце, не оказалось скорее снаружи, в словах. Ибо для того, кажется, слова даны людям, чтобы они могли изливать в братские уши тайны сердца. Для того письма пишутся, чтобы туда, куда не сможет дойти звук слов, спешили послания. В рукописи пред братским взором открываются знаки взаимной любви, чтобы души благодаря любви оказывались вместе там, где есть отсутствуют тела из-за отдаленности проживания.

О, счастливая и блаженная жизнь, где всегда, что любим, мы видим, и к тому, что видим, никогда не испытываем отвращения, где Бог всем вечная любовь, вечная хвала и слава, и блаженство. К такой жизни и счастью меня, друга своего, ты влеки за собой ревностными молитвами и ободрениями, чтобы после не-

1 Имеется в виду сочинение свт. Григория Двоеслова «Пастырское правило» (regula pastoralis).

истовой бури нынешней жизни я, по милосердию Христову, удостоился прийти вместе с тобой в гавань вечного покоя.

Пусть Бог Иисус сделает так, чтобы ваша святость процветала во всех благах и продвигалась к вечному блаженству, желанный брате во Христе!

Библиографический список

1. Дряхлов В. Н. Антиязыческая политика Карла Великого (VI-VIII вв.) // История государства и права. 2014. Вып. 6. С. 53-57.

2. Лебек С. Происхождение франков. V-IX века / Пер. с фр. В. А. Павлова. М., 1993. — 352 с.

3. Ненарокова М. Р. Святитель Григорий Великий и Древняя Англия // Альфа и Омега. 2001. Вып. 4. С. 82-95.

4. Эйнхард. Жизнь Карла Великого / Вступ. ст., перев., примеч., указ. М. С. Петровой. М., 2005. — 304 с.

5. Alcuini sive Albini epistolae // MGH Epp. Т. 4: Epistolae Karolini aevi (II) / Rec. E. Duemmler. Berlin, 1895. S. 1-481.

6. Annales regni Francorum inde ab. A. 741 usque ad a. 829, qui di-cuntur Annales Laurissenses maiores et Einhardi // MGH SS. Rer. Germ. Bd. 6. Hannover, 1895. S. 32—109.

7. Garrison M. "Praesagum nomen tibi...": The significance of name-wordplay in Alcuin's letters to Arn // Erzbischof Arn von Salzburg / Hrsg. von M. Niederkorn-Bruck, A. Scharer, Wien, 2004. S. 107-127.

8. Garrison M. The Emergence of Carolingian Latin Literature and the Court of Charlemagne (780—814) // Carolingian Culture: Emulation and Innovation / Ed. R. McKitterick. Cambridge, 1994. P. 111-140.

9. Mayr-Harting H. Charlemagne, the Saxons, and the imperial coronation of 800 // The English Historical Review. 1996. № 444. P. 11131133.

10. Sas M. Autor listu o odbiorcy. Misjonarz dzialaj^cy wsrod pogan w swietle korespondencji Alkuina z Yorku z Arnonem z Salzburga // Autor I jego dzielo w wiekach srednich /Eds. A. Laskowska, M. Sas, Warszawa, 2014. P. 17-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.