Научная статья на тему 'ПОШЛИНА ВЗАМЕН ОТБЫВАНИЯ НАТУРАЛЬНОЙ ПОДВОДНОЙ ПОВИННОСТИ В НАЛЬЧИКСКОМ ОКРУГЕ КАК МЕХАНИЗМ ИНКОРПОРАЦИИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА В ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА'

ПОШЛИНА ВЗАМЕН ОТБЫВАНИЯ НАТУРАЛЬНОЙ ПОДВОДНОЙ ПОВИННОСТИ В НАЛЬЧИКСКОМ ОКРУГЕ КАК МЕХАНИЗМ ИНКОРПОРАЦИИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА В ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАВКАЗ / НАЛЬЧИКСКИЙ ОКРУГ / КАБАРДИНЦЫ / БАЛКАРЦЫ / НАЛОГИ / ПОШЛИНА / ПОВИННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДВОДНАЯ ПОВИННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кярова Фатима Азреталиевна

Статья посвящена исследованию порядка учета и особенностям взимания пошлины взамен отбывания натуральной подводной повинности в Нальчикском округе в последней трети XIX в. Отмечается, что размер пошлины с одного населенного пункта округа зависел от количества дворов в нем. На основе анализа делопроизводственных документов рассмотрены основные направления деятельности окружного правления по организации работы по взиманию пошлины данного вида. Сделан вывод, что замена отбывания подводной повинности у населения Нальчикского округа в последней трети XIX в. взиманием пошлин накладывала дополнительные обязанности на окружное правление по организации, учету сбора денежных средств и направлению их по подведомственности в территориальные органы казначейства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUTY INSTEAD OF SERVING NATURAL UNDERWATER SERVICE IN THE NALCHIK DISTRICT AS A MECHANISM FOR INCORPORATING THE PEOPLES OF THE CENTRAL CAUCASUS INTO THE FINANCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF RUSSIA IN THE LAST THIRD OF THE 19TH CENTURY

The article is devoted to the study of the accounting procedure and the peculiarities of collecting duties in exchange for serving in-kind underwater service in the Nalchik district in the last third of the XIX century. Underwater service is considered as a mandatory state in-kind service levied on representatives of the rural population of the Russian Empire, which consisted in their obligation to provide their own means of transportation for military, zemstvo, forensic, police, postal and other trips for a certain fee. On the basis of an analysis of offi ce work documents, the main areas of activity of the district board on the organization of work on the collection of duty of this type were considered. It was determined that the duty was collected from the residents of the settlements of the district. The ethnicity of the taxable when calculating the amount of duty on was taken into account. The duty was charged in equal shares from representatives of both the Kabardian and Balkarian populations of the Nalchik district. It was concluded that the replacement of the service of underwater service from the population of the Nalchik district in the last third of the 19th century by levying duties imposed additional duties on the district board for organizing, recording the collection of funds and sending them under the jurisdiction of the territorial treasury bodies.

Текст научной работы на тему «ПОШЛИНА ВЗАМЕН ОТБЫВАНИЯ НАТУРАЛЬНОЙ ПОДВОДНОЙ ПОВИННОСТИ В НАЛЬЧИКСКОМ ОКРУГЕ КАК МЕХАНИЗМ ИНКОРПОРАЦИИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА В ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА»

kam, vospominaniyam blizkikh lyudey i podlinnym dokumentam [Fedor Yakovlevich Mirkovich. 17891866. His biography, compiled from his own notes, memoirs of loved ones and authentic documents]. St. Petersburg, Military Printing House, 1889, 424 p., р. 51.

15. Kharkevich VI. 1812 god v dnevnikakh, zapiskakh i vospominaniyakh sovremennikov: v 2 kn. Kn. 2 [1812 in diaries, notes and memoirs of contemporaries: in 2 books. Book 2]. Vilna: Printing House of the headquarters of the Vilna military district, 1904, 324 p., р. 142.

16. Dnevnik Pavla Pushchina (1812-1814) [Diary of Pavel Pushchin (1812-1814)]. Leningrad, Publishing House of Leningrad University, 1987, 222 p., р. 51.

17. Rossii dvinulis syny. Zapiski o voyne 1812 goda ee uchastnikov i ochevidtsev [Russia's sons moved. Notes on the war of 1812 of its participants and eyewitnesses]. Moscow, Sovremennik, 1988, 636 p., р. 348.

Статья поступила в редакцию 29 сентября 2022 г.

The article was submitted to the editorial office on September 29, 2022.

Научная статья

УДК 94(470.6)+930.2

Б0110.18522/2072-0181-2022-112-86-91

ПОШЛИНА ВЗАМЕН ОТБЫВАНИЯ НАТУРАЛЬНОЙ ПОДВОДНОЙ ПОВИННОСТИ В НАЛЬЧИКСКОМ ОКРУГЕ КАК МЕХАНИЗМ ИНКОРПОРАЦИИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

Ф.А. Кярова

DUTY INSTEAD OF SERVING NATURAL UNDERWATER SERVICE IN THE NALCHIK DISTRICT AS A MECHANISM FOR INCORPORATING THE PEOPLES OF THE CENTRAL CAUCASUS INTO THE FINANCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF RUSSIA IN THE LAST THIRD OF THE 19TH CENTURY

F.A. Kiarova

После образования Кабардинского (позже Пятигорского, Георгиевского, Нальчикского) округа в 1858 г. и включения его в состав Терской области в 1860 г. одним их механизмов инкорпорации народов Центрального Кавказа в финансово-экономическую систему России было введение целого

Кярова Фатима Азреталиевна - аспирант ФГБНУ Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук; ассистент кафедры административного и конституционного права Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360003, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, 2, e-mail: miss.kyarova@mail.ru, т.: 8(8662)720112.

ряда налогов и сборов для коренного населения. Именно к этому времени относится начало формирования в регионе несвойственной традиционному правосознанию местных жителей системы налогообложения, в которой можно выделить, как минимум, два взаимосвязанных уровня - государственный (общеимперский) и мест-

Fatima Kiarova - Kabardino-Balkarian Center of the Russian Academy of Sciences, Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov, 2 Balkarov Street, Dolinsk, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360003, e-mail: miss. kyarova@mail.ru, tel:. 8(8662)720112.

ный (земский). Государственные налоги и подати шли на пополнение российской казны. Земские взимались для обеспечения местных нужд в функционировании органов самоуправления и правосудия, финансировании строительства мостов, дорог, их охраны и т.п. Поэтому исследование истории становления и развития налоговых отношений на Центральном Кавказе в последней трети XIX в. представляется важной исследовательской задачей, так как открывает новые перспективы для изучения особенностей включения народов региона в политико-правовое и социально-экономическое пространство империи, складывания у них системы финансовых и налоговых отношений по российскому образцу.

История становления и развития системы налоговых отношений в Нальчикском округе в последней трети XIX в. не становилась предметом специального исследования. Однако некоторые вопросы экономического развития региона так или иначе затрагивались в трудах А.Х. Аба-зова, Г. Баева, Т.А. Дзуганова, Е.О. Крикуновой, П.А. Кузьминова, Т.Х. Кумыкова, Г^. Мамбето-ва, Д.Н. Прасолова, А.И. Щеголева и др. [1-10]. Эмпирическую основу исследования составили делопроизводственные документы, извлеченные из фондов И-2 «Управление Кабардинской округа» и И-6 «Управление Нальчикского округа» УЦГА АС КБР (г. Нальчик). Были проанализированы книги на «запись прихода и расхода капитала Кабардинской общественной суммы», книги залогов, отчеты должностных лиц о движении средств суммы, указы начальника округа, периодические отчеты участковых и окружного начальников и др. Проанализированные материалы позволили установить особенности исчисления, взимания и учета пошлины взамен отбывания натуральной подводной повинности с населения Нальчикского округа в последней трети XIX в.

Итак, в XIX в. подводная повинность относилась к числу обязательных государственных натуральных повинностей, взимаемых с представителей сельского населения Российской империи, и заключалась в их обязательстве предоставлять для военных, земских, судебно-следственных, полицейских, почтовых и других разъездов собственные средства передвижения за определенную плату. После введения системы военно-народного управления на Центральном Кавказе в конце 50-х гг. XIX в., ввиду невысокого уровня развития логистической инфраструктуры регионов и складывания системы органов власти и суда по российскому образцу в отношении местного населения, было решено заменить от-

бывание государственной натуральной подводной повинности уплатой пошлин. Обязанность по организации и учету взимания пошлины взамен отбывания подводной повинности и по взаимодействию с территориальными казначейскими структурами накладывалась на окружное правление. В свою очередь, непосредственно по вопросам взимания пошлин на местах окружное правление взаимодействовало с сельскими старшинами. Пошлина взималась подымно в равных долях. Общий размер пошлины с одного населенного пункта округа зависел от количества дворов в нем. Далее на основе анализа делопроизводственных документов рассмотрим основные направления деятельности окружного правления по организации работы по взиманию с населения округа пошлины взамен отбывания государственной подводной повинности.

Так, на основании отчета начальника 1-го участка Пятигорского (правопреемника Кабардинского) округа за 1875 г. видно, что население подведомственной ему территории внесло пошлины взамен натуральной подводной повинности «по 40 коп. с дыма» на общую суму 1204 руб. 40 коп. [11, л. 38]. В таком же отчете начальника 4-го участка Пятигорского округа отмечалось, что «жители кабардинских селений [4-го участка] взамен отбывания натуральной подводной повинности взносят в год 40 коп. со двора, всего по числу 468 дворов 187 рублей 20 копеек, и недоимки за 1875 г. на жителях не состоит» [11, л. 43 об.]. Всего же с местного населения Пятигорского округа в 1875 г. было собрано 41 008 руб. [11, л. 84 об.]. Эти средства в полном объеме передавались в Моздокское уездное казначейство [11, л. 84 об.]. Примерно по такой же схеме и в тех же размерах пошлина взималась с населения региона в 60-80-х гг. XIX в.

В 90-х гг. XIX в. начальники участков составляли и направляли в адрес окружного начальства сведения о сумме денежного сбора взамен отбывания подводной повинности за отчетный период. Сведения собирались по предложенным Терским областным правлением формам. Так, к сбору предлагались сведения об общем количестве податных дворов в населенных пунктах подведомственных им территорий, количестве освобожденных от податной повинности дворов (офицеров и их семей, князей, должностных лиц сельских правлений), количестве дворов, с которых планируется взимать подать, и непосредственно об общей сумме сбора. Например, на 1-м участке округа с преимущественно кабардинским населением числился 4621 подат-

ной двор, из них не подлежали обложению податью 23 двора офицеров и их семейств, 13 дворов князей, 128 дворов должностных лиц сельского правления. Всего на 1-м участке в 1892 г. было взыскано подати на 1782 р. 80 коп. с 4457 дворов. Общее количество податных дворов в Хасаут-ском селении - 144, дворов офицеров и князей не числилось, 9 дворов должностных лиц сельского правления. Всего было взыскано подати на 54 р. со 135 дворов [12, л. 11 - 11 об.].

В населенных пунктах общая картина сбора подати взамен отбывания государственной подводной повинности складывалась следующим образом. В начале 90-х гг. XIX в. в Кар-мовском селении 1-го участка числилось 325 податных дворов, в том числе 2 двора офицеров и их семейств и 11 дворов должностных лиц сельского правления. Представители княжеских фамилий в селении не проживали. Всего было взыскано подати на 124 р. 80 коп. с 312 дворов. В Ашабовском селении 470 податных дворов (в том числе 2 двора офицеров и их семейств и 6 дворов должностных лиц сельского правления, дворов князей не числилось). Всего с жителей селения было взыскано подати на 182 р. 40 коп. с 462 дворов. В Атажукинском 3-м селении было 285 податных дворов (5 дворов офицеров, 2 двора князей и 6 дворов должностных лиц сельского правления). Было взыскано 108 р. 80 коп. с 272 двора. В Лафишевском селении насчитывалось 146 податных дворов (1 офицерский двор, 6 дворов должностных лиц сельского правления, князей не числилось). Взыскано 55 р. 60 коп. с 139 дворов. В Иналовском селении состояло 359 податных дворов (2 двора офицеров, 2 - князей и 6 - должностных лиц сельского правления). Взыскано 139 р. 60 коп. с 349 дворов. В Тамби-евском - 201 податной двор (10 - должностных лиц сельского правления; офицеров и князей не числилось). Взыскано 76 р. 40 коп. со 191 двора. В Касаевском - 305 податных дворов (1 княжеский, 8 - должностных лиц сельского правления). Всего было взыскано подати на 118 р. 40 коп. с 296 дворов. В Тыжевском селении численностью 204 податных двора (12 - должностных лиц сельского правления) было взыскано подати на 192 р. 80 коп. со 192 дворов. В Тамби-евском 1-м селении численностью 338 податных дворов (6 - должностных лиц сельского правления; офицеров и князей не числилось) было взыскано подати на 132 р. 80 коп. с 332 дворов. В Кучмазукинском числилось 290 податных дворов (9 - должностных лиц; офицеров и князей не проживало). Подати было взыскано на 112 р.

40 коп. с 281 двора. В Наурузовском при населении в 352 двора (в том числе 2 офицерских, 5 княжеских и 6 - должностных лица сельского правления) было взыскано подати на 135 р. 60 коп. с 339 дворов. В Атажукинском 2-м насчитывалось 266 податных дворов (в том числе 3 офицерских, 1 княжеский и 6 - должностных лиц сельского правления). Подати было собрано на 102 р. 40 коп. с 256 дворов. В Атажукинском 1-м всего было 294 двора, в том числе 1 княжеский, 9 - должностных лиц сельского правления. Было взыскано подати на 113 р. 60 коп. с 284 дворов. В Коновском - 352 податных двора (4 офицерских, 6 - должностных лиц сельского правления). Всего было взыскано подати на 136 р. 80 коп. с 342 дворов [12, л. 11 - 11 об.]. Анализ ведомости позволяет установить принципы обложения пошлиной взамен отбывания подводной повинности, ее размер и круг плательщиков.

По схожей схеме выстраивался сбор пошлины в остальных участках округа. Для сравнения и формирования подробной картины складывавшихся в системе налогообложения отношений приведем подробные сведения о сборе пошлины во 2-м участке Нальчикского округа, в котором проживали преимущественно представители балкарского населения, по состоянию на начало 90-х гг. XIX в. Так, в отчете за 1892 г. начальник 2-го участка сообщал, что в группе населенных пунктов балкарского горского общества числилось 672 податных двора, из них не подлежали обложению пошлиной 3 двора офицеров и их семейств, 39 дворов князей, 14 дворов должностных лиц сельского правления и 25 домов бедных. Всего же было взыскано пошлины на общую сумму в 232 р. 40 коп. с 581 двора. В Хуламском обществе при 240 податных дворах (офицеров и князей не числилось, 12 - должностных лиц сельского правления) было взыскано 91 р. 20 коп. с 228 дворов. В населенных пунктах Безенгиевского общества числилось 165 податных дворов (12 - должностных лиц; офицеров и князей не проживало), а подати было взыскано на сумму 61 р. 20 коп. со 153 дворов. Общее количество податных дворов в Чегемском обществе с поселком Озроковским составляло 564, из них не подлежали обложению пошлиной 5 дворов офицеров, 25 дворов князей, 24 двора должностных лиц сельского правления. Всего было взыскано пошлины на 204 р. с 510 дворов. В населенных пунктах Урус -биевского общества было 348 податных дворов (1 офицерский, 14 княжеских, 17 - должностных лиц). Было взыскано 125 р. 60 коп. с 314 дворов.

В Гунделеновском селении насчитывалось 194 податных двора (в том числе 11 дворов должностных лиц сельского правления; офицеров и князей не проживало). Было взыскано пошлины на 204 р. Всего в общей сложности на этом участке было взыскано подати на 787 р. 60 коп. [12, л. 9 - 9 об.].

Следует обратить внимание, что вопрос с исчислением общего размера пошлины взамен отбывания государственной подводной повинности с населенных пунктов Балкарского общества вызывал сомнение у служащих терского областного правления. Они считали, что по группе аулов этого субрегиона расчетная сумма налога вычислена неверно. В письме начальника Терской области в Нальчикское окружное правление отмечалось, что «из 672 дворов исключено 3 двора офицерских, 39 княжеских, 14 должностных лиц и 25 бедных, а всего 81 двор и налог исчислен по 581 двору, тогда как следовало исчислить таковой по 591 двору. Затем 25 дворов бедных исчислено неправильно ввиду того, что по ст. 76 Положения "о сельских обществах", за лиц этих в случае невозможности для них отбывать казенные, земские и общественные повинности, отвечает круговою порукою сельское общество, к которому эти лица принадлежат» [12, л. 23-23 об.]. К тому же подчеркивалось, что с жителей Нальчикского округа налог взамен отбывания подводной повинности в натуральном виде не взимается, а отчисляется из десятинного сбора, взимаемого с населения за пользование пастбищными землями. И, соответственно, освобождение кого-либо от уплаты налога взамен отбывания подводной повинности по бедности и подобным причинам исключено. А правлению самого селения было предложено возместить размер образовавшейся недоимки.

В остальных участках Нальчикского округа вопросов взимания пошлины взамен отбывания государственной подводной повинности не поднималось. Так, в 1892 г. на территории 3-го участка Нальчикского округа насчитывалось 3870 податных дворов, из них не подлежали обложению податью 13 дворов офицеров и их семейств, 15 дворов князей, 158 дворов должностных лиц сельского правления. Всего в 3-м участке в 1892 г. было взыскано подати на 1473 руб. 60 коп. с 3684 дворов. По селениям округа были собраны следующие суммы: Общее количество податных дворов в Тохтамышевском селении - 76, в том числе 7 дворов должностных лиц сельского правления (дворов офицеров и князей не числилось). Всего было взыскано по-

дати на 27 руб. 60 коп. с 69 дворов. В селении Куденетовском 1-м насчитывалось 310 податных дворов (9 - должностных лиц сельского правления, 3 офицерских, 1 княжеский). Взыскано 118 руб. 80 коп. с 297 дворов. В Куденетовском 2-м селении при общем количестве 203 двора (2 - офицеры, 8 - должностные лица) было взыскано 77 руб. 20 коп. со 193 дворов. В Коше-роковском селении насчитывалось 114 дворов, в том числе 8 - должностных лиц сельского правления (офицеры и князья в селении не проживали). Всего было взыскано 42 руб. 40 коп. со 106 дворов. В селении Шалушкинском был 271 податной двор (2 - офицеры, 3 - князья, 8 - должностные лица). Взыскано 103 руб. 20 коп. с 258 дворов. В Клишбиевском селении числилось 415 дворов (9 - должностных лиц; офицеры и князья не проживали). Было взыскано 162 руб. 40 коп. с 406 дворов. В Мисостовском селении было 138 податных дворов (в том числе 6 дворов князей и 9 дворов должностных лиц сельского правления). Было взыскано 49 руб. 20 коп. со 123 дворов. В Докшукинском - 198 податных дворов (1 офицерский, 1 княжеский, 10 - должностных лиц сельского правления). Было взыскано 74 руб. 40 коп. со 186 дворов. В Нижнем Кожо-ковском из 213 податных дворов от уплаты пошлины освобождалось 12 дворов должностных лиц. Было взыскано 80 руб. 40 коп. с 201 двора. В Докшоковском - 223 податных двора (1 княжеский, 10 - должностных лиц). Было взыскано 84 руб. 80 коп. с 212 дворов. В селении Аргудан-ском с 360 податными дворами (4 княжеских, 11 - должностных лиц) было взыскано 138 руб. с 345 дворов. В селении Кайсын Анзоровском с 451 податным двором (1 офицерский, 12 - должностных лиц) было взыскано 175 руб. 20 коп. с 438 дворов. В селении Хату Анзоровском с 148 податными дворами (8 - должностных лиц) было взыскано 56 руб. с 140 дворов. В Когол-кинском селении насчитывалось 193 податных двора, в том числе 1 офицерский двор, 9 дворов должностных лиц. Здесь было взыскано 73 руб. 20 коп. со 183 дворов. В селении Жанхотовском с 310 податными дворами (9 - должностных лиц) было взыскано 1210 руб. 40 коп. с 301 двора. В Верхнем Кожоковском численностью 112 дворов (2 офицерских, 9 - должностных лиц) было взыскано 40 руб. 40 коп. со 101 двора. В селении Догужовском всего насчитывалось 135 податных дворов, в том числе 10 дворов должностных лиц сельского правления. Здесь было взыскано подати на 50 руб. со 125 дворов [12, л. 13].

Таким образом, замена отбывания государственной подводной повинности у населения Нальчикского округа Терской области в последней трети XIX в. взиманием пошлин накладывала дополнительные обязанности на окружное правление по организации, учету сбора денежных средств и направлению их по подведомственности в территориальные органы казначейства. Пошлина взымалась подымно с жителей населенных пунктов округа. При этом от уплаты пошлины освобождались офицеры и члены их семейств, должностные лица сельских правлений и представители княжеских фамилий. Также пошлиной не облагались бедные семьи, в до-мохозяйствах которых не было никаких средств передвижения. Этническая принадлежность податных при исчислении размера пошлины не учитывалась. Пошлина взималась в равных долях с представителей и кабардинского, и балкарского населения Нальчикского округа. Разногласия, возникавшие по вопросу взимания пошлины или выявленных нарушений, решались на уровне терского областного правления. Окружному правлению предлагалось решать спорные ситуации на основе предписания начальника Терской области. Собранные средства передавались из нальчикского окружного правления в Моздокское казначейство, а оттуда - в Ставропольскую казенную палату. Все это позволяет отнести пошлины с населения Нальчикского округа взамен отбывания государственной подводной повинности к числу одних из наиболее важных государственных податей в строящейся системе налогообложения наряду с государственным поземельным и другими налогами и сборами и рассматривать их качестве одного из основных механизмов инкорпорации региона в финансово-экономическую систему Российской империи. Поставленная проблема имеет дальнейшую исследовательскую перспективу и позволяет рассматривать пошлину, взимаемую взамен отбывания подводной повинности, во всей совокупности государственных и земских налогов и сборов в регионе в последней трети XIX в. Ее дальнейшее исследование как одной из важных сторон экономической и социальной истории коренного населения округа позволит расширить наши представления о сложном и противоречивом процессе модернизации на Центральном Кавказе в дореволюционный период.

ЛИТЕРАТУРА 1. Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в судебной системе Российской империи в конце

XVIII - начале ХХ в. Нальчик: Печатный двор, 2016. 264 с.

2. Баев Г.В. Народный кредит в Терской области. Владикавказ: Тип. Сергея Назарова, 1908. 56 с.

3. Дзуганов Т.А. Предпринимательские практики в слободе Нальчик (вторая половина XIX - начало XX в.) // Кавказология. 2021. № 3. С. 82-110.

4. Крикунова Е.О. Некоторые вопросы социально-экономического развития Балкарии в пореформенный период // Ученые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. 1960. Т. 17. С. 123-147.

5. Кузьминов П.А., Абаева М.Ш. Опыт строительства общественных колесных дорог в балкарских обществах во второй половине XIX века // Кавка-зология. 2021. № 2. С. 12-39.

6. Кумыков Т.Х. Социально-экономические отношения и отмена крепостного права в Кабарде и Балкарии (1800-1869-е гг.). Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1959. 172 с.

7. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1965. 418 с.

8. Мамбетов Г.Х. К вопросу о проникновении капиталистических отношений в экономику Кабарды и Балкарии во второй половине XIX - начале XX века // Сборник статей по истории Кабардино-Балкарии. Вып. 9. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1961. С. 110-148.

9. Прасолов Д.Н. Развитие местного самоуправления у кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX - начале XX в. Нальчик: Изд. отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2017. 120 с.

10. Щеголев А.И. Крестьянское движение в Кабарде и Балкарии в годы Столыпинской реакции и нового революционного подъема. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1962. 168 с.

11. Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (УЦГА АС КБР). Ф. И-2. Оп. 1. Д. 51.

12. УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 196.

REFERENCES

1. Abazov A.Kh. Narody Tsentralnogo Kavkaza v sudebnoy sisteme Rossiyskoy imperii v kontse XVIII - nachale XX v. [The people of Central Caucasus Mountains in the judicial system of the Russian Empire at the end of XVIII - the beginning of the 20th century]. Nalchik, Pechatnyy dvor, 2016, 264 p.

2. Baev G. V. Narodnyy kredit v Terskoy oblasti [National credit in the Tersky region]. Vladikavkaz, Sergey Nazarov Printing House, 1908, 56 p.

3. Dzuganov T.A. Kavkazologiya, 2021, no. 3, pp. 82110.

4. Krikunova E.O. Uchenye zapiski Kabardino-Balkar-skogo nauchno-issledovatelskogo instituta, 1960, t. 17, pp. 123-147.

5. Kuzminov P.A. Kavkazologiya, 2021, no. 2, pp. 1239.

6. Kumykov T.Kh. Sotsialno-ekonomicheskie otnosh-eniya i otmena krepostnogo prava v Kabarde i Balkarii (1800-1869-e gg.) [Socio-economic relations and the abolition of serfdom in Kabarda and Balkaria (1800-1869)]. Nalchik, Kabardino-Balkarian Book Publishing House, 1959, 172 p.

7. Kumykov T.Kh. Ekonomicheskoe i kulturnoe raz-vitie Kabardy i Balkarii v XIX veke [Economic and cultural development of Kabarda and Balkaria in the 19th century]. Nalchik, Kabardino-Balkarian Book Publishing House, 1965, 418 p.

8. Mambetov G.X. K voprosu o proniknovenii kapi-talisticheskikh otnosheniy v ekonomiku Kabardy i Balkarii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka [On the question of the penetration of capitalist relations into the economy of Kabarda and Balkaria in the second half of the 19th - early 20th centuries]. In: Sbornik statey po istorii Kabardino-Balkarii. Vyp. 9 [Collection of articles on the history of Kabardino-Balkaria. Iss. 9]. Nalchik, Kabardino-Balkarian Book Publishing House, 1961, pp. 110-148.

9. Prasolov D.N. Razvitie mestnogo samoupravleni-ya u kabardintsev i balkartsev vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [The development of local self-

government among Kabardians and Balkars in the second half of the XIX - early XX century]. Nalchik, Publishing Department of Institute for the Humanities Research KBSC RAS, 2017? 120 p.

10. Shchegolev A.I. Krestyanskoe dvizhenie v Kabarde i Balkarii v gody Stolypinskoy reaktsii i novogo revoly-utsionnogo podyoma [Peasant movement in Kabarda and Balkaria during the years of the Stolypin reaction and a new revolutionary rise]. Nalchik, Kabardino-Balkarian Book Publishing House, 1962, 168 p.

11. UTSGA AS KBR (Upravleniye Tsentralnogo gosu-darstvennogo arkhiva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respubliki [OCSA AS KBR (Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic)], f. I-2, inv. 1, case 51.

12. UTSGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-6, inv. 1, case 196.

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2022 г.

The article was submitted to the editorial office on September 17, 2022

Научная статья

УДК 94 (47-57) 1917/1991

DOI10.18522/2072-0181-2022-112-91-98

ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ НА ДОНУ, КУБАНИ И СТАВРОПОЛЬЕ В 1920-х ГОДАХ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ

А.А. Аверьянов

PROBLEMS OF LAND MANAGEMENT OF ETHNIC MINORITIES IN THE DON, KUBAN AND STAVROPOL IN THE 1920s: SOME ASPECTS OF STATE POLICY

На фоне возросшего в новейшей историографии интереса к истории локальных сообществ этносоциальное пространство Юга России стало пол-

Аверьянов Антон Викторович - доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ХХ-ХХ1 веков Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, e-mail: avaveryanov@sfedu.ru, т. 8(863)2184062.

A.V. Averyanov

ноправным объектом научного анализа. Видное

место отводится изучению различных сторон жизни дисперсных этносов в регионе, в том числе в раннесоветский период. Несмотря на то,

Anton Averyanov - Southern Federal University, 140 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344082, e-mail: avaveryanov@sfedu.ru, tel.: 8(863)2184062.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.