5. Об идеологической работе КПСС: Сб. док. М.: Политиздат, 1983. 544 с.
6. Ростовская областная организация КПСС в цифрах. 1917-1980. Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1980. 160 с.
7. Региональная политика Н.С. Хрущева. ЦК КПСС и местные партийные комитеты / Сост. О.В. Хлевнюк, М.Ю. Прозуменщиков, В.В. Васильев, Й. Горлицкий, Т.Ю. Жукова, В.В. Кондра-шин, Л.П. Кошелева, Р.А. Подкур, Е.В. Шевелева. М.: РОССПЭН, 2009. 774 с.
8. Наш край. 1917-1977. Документы, материалы. Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 1983. 406 с.
9. Справочник партийного работника. Вып. 4. М.: Политиздат, 1963. 460 с. С. 533-534.
10. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 556. Отдел партийных органов по РСФСР. Оп. 14. Д. 196.
11. РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 14. Д. 224.
12. РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 14. Д. 174.
13. РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 14. Д. 179.
14. Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. 130 с. С. 5.
15. Павленко А.А. Значение идеологической работы КПСС в решении экономических задач: (Из опыта Ростовской областной партийной организации). М.: Знание, 1983. 64 с. С. 22-23.
20 марта 2011 г.
УДК 947(471.632)
ПОСЕЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ В ПЕРИОД РЕПАТРИАЦИИ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА
И.А-А. Джазаева
Процесс освоения постоянным населением района Верхней Кубани, ныне составляющей территорию Карачаево-Черкесии, привлекал и привлекает интерес как профессиональных исследователей, так и общественности в силу того, что позволяет объяснить явление мультикультурной среды, созданной продолжительным сосуществованием разных общностей. Изучение истории заселения республики помогает разобраться и в таких демографических процессах, протекающих в рассматриваемом регионе, как убыль русскоязычного населения, урбанизация и т.п.
Освещение истории административно-территориальных преобразований имеет особую значимость в свете муниципальной реформы, которая проводится в стране в последние годы.
Отдельные вопросы национально-государственного строительства освещались в работах А.Д. Койчуева, Р.С. Тебуева, Р.Т. Хатуева [1], коллективных трудах Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований [2]. Некоторые аспекты данной
Джазаева Ирина Азрет-Алиевна - аспирант кафедры отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, 369200, г. Карачаевск, ул. Ленина, 29, e-mail: [email protected], т. 8(87879)22798.
темы затрагивались местными историками в форме газетных и журнальных статей научно-популярного характера [3]. Присутствует исторический аспект поселенческого процесса и в монографии А.Н. Гуни, посвященной проблеме освоения нагорной части Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии [4]. Следует отметить, что эти исследования рассматривают процесс образования новых поселений в целом, на протяжении всего советского периода.
Данная статья посвящена процессу образования новых поселений в Карачаево-Черкесии вследствие возвращения карачаевского народа на историческую родину.
9 января 1957 г. по Указу ПВС СССР была создана Карачаево-Черкесская автономная область. По предложению Карачаево-Черкесского облисполкома постановлением Совмина РСФСР в 1957 г. было решено переселить сюда 10 семей; в 1958-1959 гг. - 9300 семей [5, с. 274-275, 283, 291].
С одной стороны, руководство Карачаево-Черкесии исходило из того, что трудовые ресурсы нужно размещать с учетом потреб-
Irina Dzhazaeva - post-graduate student of the Native History Department at the Karachay-Circassion State University named after U.D. Aliev, 29, Lenina Street, Karachaevsk, 369200, e-mail: [email protected], ph. +7(87879)22798.
ностей хозяйственного освоения малонаселенных, но перспективных в экономическом плане территорий области. С другой стороны, значительная часть самих репатриантов -с учетом опыта жизни и хозяйствования в степных районах Центральной Азии - вовсе не желала возвращаться в нагорье. Еще в 1920-е годы И.А.-К. Хубиев (Карачайлы), указывая на то, что селенья Дуутского ущелья бесперспективны, предлагал решить их проблемы предоставлением им "возможности поголовного переселения на плоскость" [6]. Справедливость такого утверждения подтвердилось десятилетия спустя, когда карачаевцы, вернувшись из мест депортации, так и не стали вновь заселять аулы Дуут, Джазлык, Красный Карачай.
Большинство связанных с репатриацией новых поселений появилось в Прикубанском районе. Как отмечается в биографии одного из руководящих деятелей той поры М.А. Бо-ташева (1925-2005), определенная часть вернувшихся карачаевских семей стала заселять "почти пустующий, необжитый, с суровым климатом Прикубанский район", где "в течение не одной сотни лет земли здесь не распахивались". Утверждается, что "даже кочевники старались обходить эти места стороной" и не было здесь "поселений никаких". Но трудом новых поселенцев "за сравнительно короткое время Прикубанский район превратился в одну из житниц Карачаево-Черкесии" [7, с. 140].
Существенная роль в размещении прибывающего населения принадлежала специальной областной комиссии, которую возглавил С.-У.Б. Токаев, ставший вторым секретарем обкома КПСС (до войны - первый секретарь Карачаевского обкома партии) [5, с. 315]. «В основном, - пишет его современник, народный поэт Карачаево-Черкесии А.А. Суюнчев, - карачаевское население поселилось в своих прежних районах проживания, но Токаев внес свои коррективы -освоение свободных земель, так называемых "ессентукских прирезок". Это было связано с производственной необходимостью и деловой квалификацией прибывающего населения. Особенно расширялись посевы кукурузы и сахарной свеклы. Нынешние села Таллык, Пристань и др. своим возникновением обязаны именно Токаеву» [8, с. 41-42].
Значительная часть возвращающихся оседала в Усть-Джегутинском районе. Здесь
1957 г. возник аул Новая Джегута, который со временем стал одиним из самых крупных и динамично развивающихся карачаевских населенных пунктов. В том же году около 200 карачаевских семей поселилось в абазинском селении Койдан [9, с. 78].
Два новых карачаевских населенных пункта за счет переселенцев из мест депортации было создано в Зеленчукском районе. В 1957 г. были основаны аулы Кобу-Башы и Ильич [9, с. 61, 77].
Кроме того, прежнее население вернулось в населенные пункты района, где проживало до выселений - в Архыз, Кызыл-Октябрь, Маруху, Даусуз. Часть депортированных семей поселилась в станицах Зеленчукской, Кардоникской, Сторожевой, Хасаут-Греческом.
Следует обратить внимание на то, что местная бюрократия некоторых районов, используя некоторую настороженность части населения, старалась препятствовать возникновению карачаевского сегмента в демографической структуре данного района. Один из хозяйственных руководителей-аграриев 1950-1980-х годов М. Токов вспоминает, что расселение карачаевцев, как в Прикубан-ском, так и в Зеленчукском районах, проходило при сопротивлении некоторых чиновников [8, с. 95]. По словам бывшего председателя облисполкома Карачаево-Черкесии, тогдашний первый секретарь Зеленчукского райкома КПСС Ф.П. Бурмистров "в период возвращения карачаевцев на родину всячески пытался не допустить расселения народа на территории этого народа" [7, с. 277]. Впоследствии Бурмистров возглавлял обком партии (19681975) и на посту высшего политического руководителя региона сделал многое для того, чтобы внести напряженность в межэтнические отношения. В 1972 г. при назначении А.В. Бутурлина на пост прокурора Карачаево-Черкесии Бурмистров сделал ему "предостережение о необходимости наиболее внимательного отношения к делам при совершении преступлений карачаевцами" [10]. О заведомо предвзятом отношении партийного лидера к самому крупному из коренных народов области свидетельствует и бывший начальник управления КГБ по Ставропольскому краю Э.Б. Нордман. Он вспоминал эпизод, когда он сопровождал в одной машине Ю.В. Андропова, направлявшегося из Кисловодска в Домбай. Находившийся в той же машине первый секретарь Карачаево-Черкесского об-
кома КПСС Ф. Бурмистров, указывая на двухэтажные дома в карачаевских селениях, через которые проезжала машина, подстрекал Андропова: "Видите, какие большие дома они строят, посмотрите, чем они покрыты? А мы ничего не можем сделать. Нужно, чтобы вы, в Москве приняли строгий закон".
После того, как партийный лидер неоднократно повторил просьбу, "долго молчавший Ю.В. Андропов сказал: "Федор Петрович, вы первый секретарь Карачаево-Черкесского обкома партии. О каком строгом законе вы говорите? Вы должны радоваться, что у вас в области люди строят такие добротные дома. Раз они строят, значит, собираются здесь жить, трудиться, растить детей. Ведь одна из острейших проблем - это большая миграция населения и вопрос с жильем" [7, с. 277-278].
Справедливости ради, здесь уместно добавить, что среди крупных фигур регионального руководства, несомненно, были и те, которые заслуживают высокой оценки. В этой связи можно отметить большие заслуги предшественников Бурмистрова - В.И. Антонова и Н.М. Лыжина, которые работали в должности первого секретаря обкома партии в 19571962 гг. и 1962-1968 гг., соответственно [7, с. 275-277; 8, с. 99].
Но в целом курс многих региональных лидеров, присылавшихся "сверху" на правах наместников Центра и не знакомых со спецификой многонациональных регионов, порождал проблемы, которые в годы "перестройки" вылились в межэтнические конфликты и общественные потрясения.
По возвращении из депортации карачаевское население продолжило освоение и Урупского района, частично начатое еще до войны. Репатриантами здесь были основаны в 1957 г. несколько населенных пунктов (село Подскальное, аул Ахмат-Кая). Часть карачаевцев заселила и находящийся рядом животноводческий поселок Первомайский, который в 1963 г. получил статус села и стал именоваться Предгорное [9, с. 126].
Карачаевцы стали заселять в 1957 г. и хутор Большевик на левобережье р. Урупа к северу от станицы Преградной. Примечательно, что в 1970 г. он именуется аулом, административно подчиненным Преграднен-скому сельсовету [11]. Данное обстоятельство указывает на этнический состав населенного пункта.
В Карачаевском районе образование новых карачаевских населенных пунктов ограничилось созданием в 1957 г. аула Новая Теберда [7, с. 117].
Впервые карачаевское население появилось и в Адыге-Хабльском районе, где десятки семей поселились в селе Садовом [9, с. 137].
В Малокарачаевском районе репатриантами-карачаевцами новых населенных пунктов создано не было (здесь расселились несколько сотен карачаевцев-кисловодчан, которым вновь поселиться в этом курортном городе "категорически не разрешили" [7, с. 140].
Одно из последних крупных - если не самых масштабных - административно-территориальных преобразований на уровне сельских поселений приходится на 21 сентября 1964 г., когда Указом ПВС РСФСР в Прикубанском районе были образованы села Знаменка, Николаевское, Светлое, Холодноро-никовское, Счастливое.
Тем же решением поселки целого ряда совхозных ферм рассматриваемого района преобразовывались - вместо нумераций получали собственные наименования. Одним указом были утверждены 14 новых топонимов и в то же время упразднялись два десятка старых, в основном дореволюционные хуторские наименования. В последующие десятилетия столь масштабных преобразований не проводилось.
Таким образом, поселенческий процесс в период репатриации карачаевского народа стал одним их направлений административно-территориальных преобразований в Карачаево-Черкесии, суть которых заключалась в более равномерном заселении территории тогдашней автономной области, в освоении не используемых ранее земель, что должно было снять проблему малоземелья в так называемом историческом Карачае.
ЛИТЕРАТУРА
1. Койчуев А.Д. Карачаевская автономная область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1998. 484 с.; Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.: Илекса.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. 224 с.
2. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура / Отв. ред. В.Ш. Нахушев. Черкесск: КЧРИП-КРО, 1998. 542 с.
3. Батчаев Ш.М. Джатдай. Ставрополь, 2006; Шаманов И.М. Государственный деятель, ученый, патриот // Карачаево-балкарский мир. 1991, 31 марта; Лайпанов К.Т. О государственности карачаевцев и черкесов // Ас-Алан, 2000. № 1 (3). С. 287-304; Хатуев Р., Шаманов И. Трижды президент // Экспресс-почта. 2004, 10 июня.
4. Гуня А.Н. Динамика освоения горного региона: структурные и институциональные факторы. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2008. 160 с.
5. Депортация карачаевцев: Документы рассказывают / Сост., предисл. Р.С. Тебуева. Черкесск: КЧИГИ, 1997. 344 с.
6. Ислам Карачайлы и современность // Мат-лы научной конференции. Карачаевск: Изд. КЧГПУ, 1999. 151 с. С. 87-88, 93-94.
7. Шаманова М. Дерево держат корни. Черкесск, 2002. 288 с.
8. Суюнчев А.А. Время рассудит. Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2004. 155 с.
9. Михайлов И.В. Населенные пункты Карачаево-Черкесской республики. - Черкесск: Карачаево-Черкесский Респуб. ин-т повыш. квалиф. работников образования, 2001. 192 с.
10. Бутурлин А.В. Нужна полная справедливость // Советская Россия. 1989, 11 окт.
11. Центр документации общественных движений и партий Карачаево-Черкесской Республики (бывший Партархив Обкома КПСС). Ф. 347. Оп. 2. Д. 279. Л. 117.
28 марта 2011 г.
УДК 21:14
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУФИЗМА НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ
Г. Л. Эскарханов
Появление ислама на Северном Кавказе связано с арабскими завоевательными походами, в ходе которых складывалась новая социокультурная реальность, представляющая симбиоз местных этнокультурных ценностей и ценностей ара-бо-мусульманской культуры. Исходя из того, что данный симбиоз местных этнокультурных ценностей и мусульманских религиозно-философских идей, привнесенных арабами, составляет важную, но малоисследованную в настоящее время часть изучения суфизма, то проблема исследования этого вопроса является научно актуальной и общественно значимой.
Суфизм - мистико-философское течение в исламе - получило широкое распространение в мусульманских странах. Он представляет собой сложный и неоднородный феномен. Изучению исторических, политических и социокультурных особенностей суфизма на Северо-Восточном Кавказе посвящены многочисленные исследования отечественных востоковедов, культурологов и философов [1].
Эскарханов Гелани Лёмович - ассистент кафедры иностранных языков Чеченского государственного университета, соискатель кафедры философии Чеченского государственного университета, 364907, г. Грозный, ул. Шерипова, 32, e-mail: [email protected], т. (8712)212004.
Суфизм, возникший в рамках ислама и взаимодействовавший с другими религиями, философией и культурой, нашел отражение в жизни многих мусульманских народов, заняв важнейшую часть их миропонимания. На конкретном примере распространения суфизма на Северо-Восточном Кавказе попытаемся выявить особенности изменения универсальных ценностей ислама. Степень изученности социокультурных предпосылок возникновения суфизма носит сложный и многомерный характер; многие из вопросов до сих пор недостаточно исследованы, поэтому комплексное исследование этой проблемы актуализирует вопрос исследования данной статьи.
Основная цель статьи заключается в анализе особенностей возникновения суфизма на Северо-Восточном Кавказе; установлении исторических и политических предпосылок проникновения суфийской идеологии в Дагестан, который явился одним из первых мест распространения суфизма на Северном
Gelani Eskarkhanov - assistant of the Foreign Languages' Department at the Chechen State University, post-graduate student of Philosophy Department at the Chechen State University, 32, Sheripov Street, Grozny, 364907, email: [email protected], ph. +7(8712)212004.