Наиболее ощутимым этот рост оказался для жителей западного (90%) и окраинных (70,7%) районов.
Таким образом, исследование показало, что общее состояние условий проживания в г. Вологде значительно улучшилось, возросла по сравнению с предыдущими годами удовлетворенность населения состоянием жилого фонда и элементов инженерной инфраструктуры. Большинство респондентов оценивают транспортное обслуживание как хорошее и скорее хорошее, чем плохое; сокращается дифференциация районов по уровню комфортности проживания.
Две трети вологжан напрямую и отчасти связывают происходящие изменения с деятельностью городской администрации. Однако каждый пятый горожанин этой связи не видит, что, по мнению каждого четвертого, обусловлено результатом недостаточной информированности населения об этой деятельности.
Повышению информированности горожан и росту их доверия к действиям муниципальных властей будет способствовать активизация деятельности администрации города в установлении обратной связи с населением, усиление освещения работы органов местного самоуправления в средствах массовой информации, более широкое привлечение общественности к решению городских проблем.
Для обеспечения привлекательности и комфортности проживания следует совершенствовать экономическую базу города - от этого зависят материальное благополучие жителей, доступность жилья, качество предоставляемых услуг. Это окажет положительное влияние на эмоциональное состояние вологжан, закрепит в их сознании желание укорениться и развивать городскую социохозяйствен-ную систему с помощью активного взаимодействия с органами местного самоуправления.
УДК 338.45(470.12)
К. А. За дум кин
ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ В ПРИГОРОДНОМ РАЙОНЕ: СТРАТЕГИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА*
В статье на примере Вологодского района обосновываются некоторые концептуальные положения стратегии в сфере жилищного строительства и конкретные мероприятия по ее реализации. Основные подходы и ряд выводов могут быть использованы при решении аналогичных задач в других муниципальных образованиях.
Л
ЗАДУМКИН Константин Алексеевич — к.э.н., заведующий отделом
ВНКЦ ЦЭМИ РАН
Вологодский муниципальный район с точки зрения развития строительства и привлечения инвестиций имеет достаточно уникальные для области стартовые условия, обусловленные
* Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации «Модернизация стратегического управления строительным комплексом региона» (МК-1674.2005.6).
его географическим положением. Окружая областную столицу, район является потенциально очень привлекательным для ее жителей в сфере строительства и рекреации. Кроме того, по его территории проходят крупней-
шие в области автомобильные и железнодорожные транспортные артерии. Другие сильные стороны района в отношении развития строительства, а также возможности и угрозы сведены в таблице 1.
Таблица 1. Матрица 5\ЛЮТ~анализа
Возможности Угрозы
1. Начало реализации на территории страны национального проекта «Доступное жилье - гражданам России». 2. Реализация областного мегапроекта «Устойчивая агломерация Вологда - Череповец». 3. Реализация проекта «Особая экономическая зона «Шексна». 4. Наличие у жителей района и г. Вологды потребностей в качественном и недорогом жилье. 5. Наличие у жителей г. Вологды и области потребности в местах отдыха. 6. Начало строительства на территории области новых магистральных газопроводов. 1. Снижение уровня доходов населения страны и области. 2. Ухудшение социально-политической ситуации в стране и области. 3. Ухудшение экологической ситуации в районе.
Сильные стороны Слабые стороны
1. Уникальное для области географическое положение. 2. Наличие большого количества свободной и пригодной для строительства земли. 3. Высокий рекреационный потенциал. 4. Хорошая экологическая обстановка. 5. Относительно развитая транспортная, инженерная, социальная и другая инфраструктура. 6. Развитое сельскохозяйственное производство. 1. Отсутствие во многих населенных пунктах района градостроительных и архитектурных планов, концепций и других стратегических документов. 2. Нерешенные вопросы в сфере оформления земли в собственность. 3. Недостаточное развитие и износ всех видов инфраструктуры. 4. Отсутствие готовых площадок и бизнес-планов для привлечения инвесторов. 5. Недостаточно эффективная работа по информационному сопровождению деятельности (статистика, мониторинг, геоин-формационные системы и т.д.).
Анализ информации о развитии строительства на территории района показал, что:
1. Жилищное строительство осуществляется населением по большей
части самостоятельно - за свой счет и с помощью привлечения кредитов. При этом общий объем ввода жилья находится на уровне 7,0 - 8,0 тыс. кв. м в год (табл. 2).
Таблица 2. Ввод в действие жилых домов (тыс. кв. м общей площади)
Район 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г * 2005 г. к 2000 г.
Вологодский 7,5 13,8 7,6 7,0 7,7 6,5 86,7
Череповецкий 6,3 7,8 8,9 12,6 10,2 13,5 в 2,1 раза
Шекснинский 4,3 1,8 2,9 4,1 5,1 8,8 в 2,0 раза
Грязовецкий 4,8 5,3 5,9 6,0 6,7 8,5 в 1,8 раза
Всего по области 204,5 239,4 238,5 247,0 300,1 293,0 в 1,4 раза
Источник: Районы и города Вологодской области. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / ТОФСГС по Вологодской области. -Вологда, 2006. - С.266.
* В 2006 г. на территории района планируется ввести в эксплуатацию жилые дома ориентировочной общей площадью 8,5 тыс. кв. м.
2. Муниципальные органы власти и управления в своих действиях ориентируются преимущественно на развитие инженерной и социальной инфраструктуры, что в современных условиях хозяйствования более чем оправданно.
3. Среди осуществляемых мероприятий особое внимание уделяется газификации района. Это не только повышает качество жизни населения, но и является основой повышения эффективности работы всех служб ЖКХ, стимулом для внедрения инно-
вационных технологий во всех отраслях экономики, и прежде всего в ключевой для района отрасли - сельском хозяйстве.
4. В районе существуют значительные возможности для развития строительства, в первую очередь индивидуального, базирующегося на применении современных инновационных технологий. При этом считаем, что главным сдерживающим фактором служит отсутствие в органах власти и управления большинства населенных пунктов района современной градостроительной документации, перспективных долгосрочных планов застройки и четкого зонирования территорий на малоэтажную и многоэтажную застройку, на промышленные и рекреационные зоны, зоны утилизации отходов, зоны торговли, общественных парковок транспорта и т.д.
5. В районе идет реализация проекта строительства экспериментального жилого поселка Марфино-Семен-ково. Этот пилотный проект, осуществляемый в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», может стать концептуальной основой для развития строительства на территории не только района, но и всей Вологодской области1.
При разработке стратегии развития строительной деятельности в Вологодском районе, на наш взгляд, целесообразно исходить из следующих предпосылок.
Во-первых, базис экономики района составляют крупные сельскохозяйственные предприятия, поэтому в первую очередь необходимо сфор-
1 Отчет о работе администрации Вологодского муниципального района за 2005 год // Официальный вестник (приложение к газете «Маяк»). -2006.-№22.-С. 2-8.
мировать условия (градостроительная документация и инфраструктура) для активизации строительства в тех населенных пунктах, в которых находятся основные производственные фонды сельхозпредприятий и живет большинство работников.
Во-вторых, в «Основных положениях стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2010 года», утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2003 г. №380, речь идет о нескольких «коридорах развития» и формировании устойчивой агломерации Вологда - Череповец2. Логика реализации данных проектов предполагает развитие строительства жилья и инфраструктуры вдоль крупных транспортных магистралей области, и прежде всего автодороги Вологда - Череповец.
В-третьих, близость города Вологды, испытывающего проблемы со свободными площадками под строительство, и хорошая экологическая обстановка позволяют рассматривать район не только как место расположения многочисленных дачных хозяйств, но и как привлекательную территорию для строительства собственного жилья круглогодичного проживания с сохранением рабочих мест в городе3. Особенно перспективны с данной точки зрения территории сельских поселений, расположенных в радиусе 20 - 25 км, откуда автомобильным транспортом можно добраться до места работы в областной столице за 30 - 40 минут (рис. 1).
2 Полный текст документа доступен по адресу http://www.vologda-oЫast.ш/Periodic/FILE%20RUS/ 548.pdf
3 У Скова Т.В., Амелин Д.Е., Жаравин Д.П. Местное самоуправление: взаимодействие власти и бизнеса: Учебное пособие / Под рук. д.э.н., проф. В. А. Ильина. - Вологда: ВНКЦЦЭМИ РАН, 2006. - 92 с.
Рис. 1. Перспективная зона агломерации для привлечения жителей г. Вологды на постоянное проживание
в Вологодском районе
Для района эффективность стратегии привлечения городских жителей заключается в том, что будут формироваться дополнительные рабочие места, увеличится налогооблагаемая база, появятся возможности для решения кадровых проблем в сельском
хозяйстве и начала реализации ряда инвестиционных проектов в сфере туризма, АПК, лесопереработки, строительства и др.
Сопоставив указанные три предпосылки, можно заключить, что на территории района присутствуют ярко
выраженные «строительные коридо- расположенных вдоль основных авторы». Это участки под застройку в дос- мобильных трасс и в то же время не-
таточно крупных населенных пунктах, далеко от г. Вологды (рис. 2).
Рис. 2. Перспективные «коридоры» для строительства жилых домов на территории Вологодского района
Строительные «коридоры»:
1 - «Кириллов»
2 - «Череповец»
3 - «Можайское»
4 - «Грязовец»
5 - «Сокол»
Отдельно хотелось бы отметить строительный коридор «Кириллов». Его особенностью является расположенность вдоль берега оз. Кубенского, что создает дополнительные возможности для развития туризма и рекреации.
В свете концепции формирования особых экономических зон важным считаем проработку вопроса о целесообразности формирования на данной территории особой экономической зоны туристско-рекреационного
типа. Создание зоны могло бы стать еще одним мегапроектом, выполняемым в рамках реализации стратегии социально-экономического развития Вологодской области.
Первоочередное развитие строительства именно в указанных «коридорах» оправданно еще и потому, что здесь уже на данном этапе сформирована вся основная инфраструктура, и
эго значительно удешевляет процесс возведения жилья (Основные ориентиры экономического и социального развития Вологодского муниципального района на период до 2010 года: Отчет о НИР: В 2-х частях. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. - 251 с.). Например, постоянно ведется большая работа по газификации (рис. 3).
Рис. 3. Развитие системы газоснабжения на территории Вологодского района
Таким образом, базу стратегии развития строительства на территории Вологодского района в ближайшие несколько лет должны составить следующие действия:
1. Четкое, не отягченное бюрократизмом оформление прав на землю, разработка прозрачного механизма ее использования для нужд строительства и передачи от неэффективных собственников к эффективным.
2. Совершенствование механизма предоставления земли под застройку с целью использования его как мощного инструмента социально-экономической политики, проводимой местными органами власти и управления.
3. Формирование полного комплекта градостроительной документации в муниципалитетах наиболее перспективных населенных пунктов района. При относительно небольших затратах данное направление позволит уже в ближайшее время подготовить под застройку ряд участков. Важно, что имеется возможность для поэтапного решения поставленной задачи. Это позволит получить результаты в кратчайшие сроки, а также запустить механизм самофинансирования процесса.
4. Завершение строительства инфраструктуры, прежде всего газовых и инженерных сетей, в местах предполагаемой застройки. При этом для ми-
нимизации будущих затрат на эксплуатацию объектов ориентироваться, на наш взгляд, следует на индивидуальные отопительные установки, которые монтируются непосредственно в обогреваемых помещениях. Другой шаг в этом направлении - применение современных энерго- и ресурсосберегающих строительных технологий.
5. Разработка механизма государственно-частного партнерства региональных и местных органов власти и управления, коммерческих банков, АИЖК и населения с целью решения проблемы доступности финансовых средств для отдельных категорий индивидуальных застройщиков.
6. Целенаправленное формирование имиджа района как привлекательного места для жизни и отдыха.
Реализация указанных мероприятий, полностью соответствующих положениям «Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)» 4, позволит создать в Вологодском районе все необходимые условия для значительного (в разы) увеличения объемов ввода жилья, укрепления финансово-экономического и кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий, привлечения дополнительных инвестиций и, как следствие, повышения уровня и качества жизни населения.
4 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. №38-р. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В РЕГИОНЕ; ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗ • Вып. 35 (октябрь-декабрь) • 2006