РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ 2022; 3(2): 148-155 doi:10.15829/2686-973X-2022-107
ISSN 2686-973X (Print) ISSN 2687-069X (Online)
НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
Посадская жена Матрона Калистратова в истории церковной и книжной культуры Костромского края XVII в.
Белянкин Ю.С.
В статье проведено источниковедческое исследование записей на кириллических книгах XVII в., в результате чего удалось раскрыть редкий исторический сюжет, основным действующим лицом которого является одна из заметных в свое время жительниц г. Солигалич. Речь идет о сохранившихся на сегодняшний день книжных вкладах посадской жены Матроны Калистратовой, достаточно состоятельной владелицы соляных варниц и другого имущества. Ее книжные пожертвования, адресованные в г. Солигалич и расположенный недалеко Авраамиев Городецкий монастырь, позволили осветить некоторые факты из биографии Матроны и ее роль в церковной истории Костромского края. Оказалось, что Матрона Калистратова является участницей посмертных чудес преподобного Авраамия Галичского, что отражено в Житии святого. Именно подробные записи на ее книжных вкладах, сразу обращающие на себя внимание благодаря своей содержательности среди сохранившихся старопечатных книг хранилищ Костромского края, позволили провести несомненные параллели с агиографическим текстом. Взаимно дополнив друг друга, Житие, архивные данные и инскрип-ции на книгах прояснили различные детали из жизни Матроны Калистратовой и ее след в книжной культуре Костромских земель во второй трети XVII в. Сравнительно большой книжный вклад посадской жены само по себе явление примечательное, как и то, что он стал коммеморацией, зафиксировавшей чудесное исцеление вкладчицы на мощах святого.
Ключевые слова: Авраамий Галичский, археография, книжный вклад, записи, Солигалич. Отношения и деятельность: не оказывает влияния на представленный материал.
Белянкин Юрий Сергеевич — зав. сектором изучения особо ценных фондов Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе (ЦИПР), Российская государственная библиотека, Москва, Россия. ORCID: 0000-0003-1236-7953.
Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): bys86@yandex.ru
Рукопись получена 27.06.2022 Рецензия получена 30.06.2022 Принята к публикации 07.07.2022
Для цитирования: Белянкин Ю. С. Посадская жена Матрона Калистратова в истории церковной и книжной культуры Костромского края XVII в. Российский журнал истории Церкви. 2022;3(2):148-155. doi:10.15829/2686-973X-2022-107. EDNXYIIQB
The posadsky wife Matrona Kalistratova in the history of Church and book culture of the Kostroma region of the 17th century
Yury S. Belyankin
In the article a source study of inscriptions on Cyrillic books of the 17th century was carried out, as a result of which it was possible to uncover a rare historical plot, the main character of which is one of the notable residents of the city of Soligalich at the time. We are talking about the book contributions of the posadsky wife Matrona Kalistratova, a wealthy owner of salterns and other property, that have survived to date. Her book donations, addressed to Soligalich and the nearby Gorodets monastery, made it possible to highlight some facts from Matrona's biography and her role in the Church history of the Kostroma Region. It turned out that Matrona Kalistratova is one of the participants in the posthumous miracles of St. Abramius of Galich, which is reflected in the Life of the saint. It is the detailed inscriptions on her book contributions, which immediately attract attention due to their content among the preserved old printed books of the Kostroma Region repositories, that allowed us to draw undoubted parallels with the hagiographic text. Mutually complementing each other, the Life of St. Abramius of Galich, archival data and book descriptions clarified various details from the life of Matrona Kalistratova and her trace in the book culture of the Kostroma lands in the second third of the 17th century. The relatively large book contribution of the posadsky wife is a remarkable phenomenon in itself, as well as the fact that it became a commemoration that recorded the miraculous healing of the depositor on the relics of the saint.
Keywords: Abramius of Galich, archeography, book contribution, inscriptions, Soligalich. Relationships and Activities: none.
Yury S. Belyankin — head of the section for the study of especially valuable funds of the Center for Research on the Problems of Library Development in the Information Society (CIPR), the Russian State Library, Moscow, Russia. ORCID: 0000-0003-1236-7953.
Corresponding author: bys86@yandex.ru
Received: 27.06.2022 Revision Received: 30.06.2022 Accepted: 07.07.2022
For citation: Yury S. Belyankin. The posadsky wife Matrona Kalistratova in the history of Church and book culture of the Kostroma region of the 17th century. Russian Journal of Church History. 2022;3(2):148-155. (In Russ.) doi:10.15829/2686-973X-2022-107. EDN XYIIQB
"Чудо" археографического поиска нередко приводит исследователя к появившимся из небытия и соединившимся воедино разрозненным источниковедческим сюжетам, которые впоследствии превращаются в живую историческую ткань. В фондах Костромского музея-заповедника нами обнаружено печатное Евангелие (М.: Печатный двор, 1628; КМЗ КОК 1525), обратившее на себя внимание большой полистной записью (л. 16-143) красивой скорописью XVII в. Согласно инскрипции, 1 марта 7141 г. (1633 г.) это Евангелие было вложено в церковь Рождества Богородицы на посаде Соли Галицкой. Книгу вложила "Третьяковская жена Кирилова Матрона Калистратова дочь", завещавшая церковному клиру вечно молиться за нее и ее родителей. Проверка библиографии позволила выяснить, что Матрона Калистратова со своими вкладами не являлась рядовой личностью и уже упоминалась в местной дореволюционной
печати [Сырцов 1900:436-7, Херсонский 1890:16]. Сравнительная дороговизна вложенного Калистратовой нового издания Печатного двора (Евангелие с гравюрами Прокопия Чирина) в короткий срок после выхода тиража и сам факт женского вклада для того времени также добавляют интереса к находке.
Поиск дальнейших фактов биографии этой жительницы г. Солигалич привел нас к расположенному в непосредственной близости и одному из ключевых и древнейших монастырей Костромской земли — Авраамиеву Городецкому (рис. 1, 2).
Преподобный Авраамий Галичский, известный и как Городецкий и Чухломской, был одним из первых учеников Сергия Радонежского. Авраамий подвизался в Нижегородском Печерском монастыре, затем в Троице-Сергиевом монастыре. По благословению преподобного Сергия он ушел в Галичское княжество, где основал несколько пустыней и будущий Авраамиев Городецкий монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Авраамий Галичский — один из самых почитаемых святых Костромского края. До нашего времени сохранился Авраамиев Городецкий монастырь, где пребывают мощи преподобного.
После обращения к Житию Авраамия Галичского (XVI — XVII вв.) удалось установить, что в тексте описания посмертных чудес встречается имя жительницы г. Солигалич Матроны Калистратовой: "Месяца марта в 22 день. Чюдо 6 о некоей жене, скорбящей всеми составы, како исцеление получи молитвами святаго. Бе некая именем Матрона Калистратова дочь Соли Галицкия с посаду, одержима бысть тяжким недугом, болевше всеми составы многое время — шесть лет. Сродником же ея вельми о ней скорбяще, понеже бо помощи ниоткуду обретше. Слышаху же о чюдесех пре-подобнаго Авраамия и повезоша ея в монастырь Пречистыя Богородицы ко гробу преподобнаго Авраамия. И во время Божественныя литургии та жена Матрона свободися от недуг своих молитвами святаго. Пойде в дом свой здрава, хвалу воздая Богу и угоднику Его преподобному Авраамию чюдотворцу" [Дорофеева 2011:44]. Довольно подробное описание чуда и его главной "героини" позволяет без сомнения отождествить ее с Матроной Калистратовой, вложившей Евангелие 1628 г., что само по себе является фактом уникальным.
Следующая совершенная нами находка удивительным образом продолжила эту историю "жизни" Матроны Калистратовой. По стечению обстоятельств мы выявили еще одно Евангелие 1628 г. (частное собрание М. С. Бывшева, г. Москва), также ставшее вкладом Матроны, но уже в тот самый Авраамиев монастырь, в котором вкладчица получила излечение на мощах Авраамия Галичского (рис. 3).
В новонайденной старопечатной книге сохранилась запись, которая существенно дополняет многие пробелы, существовавшие ранее в важных фактах биографии Матроны Калистратовой. Главным образом, благодаря обнаруженной записи, полностью подтверждается, что в других источниках, включая выявленную ранее запись, фигурирует одна и та же личность — посадская вдова Матрона Калистратова из Соли Галицкой. В этой
Рис. 1. Житие прп. Авраамия Галичского. ОР РНБ. Александро-Невская Лавра, А-69. Л. 2 об. XVIII в. Изображение Авраамиева Городецкого монастыря.
вновь найденной записи максимально полно указано имя Матроны (как по мужу, так и по отцу), что позволило свести воедино ранее встречавшиеся в источниках варианты ее именования. Наличие сразу нескольких имен, особенно в случае с женскими именами, было нормой для изучаемого времени.
В рассматриваемой записи встречается также имя игумена Авраами-ева монастыря, прослеживаемое и по другим источникам истории этой
1
Рис. 2. Авраамиев Городецкий монастырь. Вид нач. XX в.
обители, который принял вклады Матроны Калистратовой: на нижних полях л. 16-34 крупной скорописью XVII в. — "Сию книгу глаголемую Евангилие напрестолное приложила вдова Покрову пречистой Богородицы и чудотворца Авраамия Городецкаго манастыря в соборную церковь Соли галицкие вдова Афонасьевъская жена Дерябина Матрона Калис-тратова дочь Скулина при игумене Ефимие Бога славити, а за ее здравие Бога молити, а по умерших памет творити лета 7141-го [1633] году марта в 1 день" (рис. 4). Согласно источникам, игум. Ефимий был в монастыре всего два года, в 1633-1634 гг. [Строев 1877:866], на которые и пришелся вклад рассматриваемого печатного Евангелия.
Приведенная запись интересна и тем, что показывает закономерность в хронологии вкладов Матроны Калистратовой. Они все совершены в марте. Последняя рассматриваемая запись лишь подтверждает эту картину. Наиболее вероятно, что привязка к марту вызвана чудесным исцелением Матроны Калистратовой, которое произошло, согласно Житию Авраамия Галичского, в марте. Еще одним поводом для вкладов могло стать завершение строительства Покровского собора Авраамиева монастыря, куда было вложено рассматриваемое Евангелие и где пребывали мощи Авраамия. С начала XVII в. в монастыре началось каменное строительство, был заложен главный Покровский собор в честь его главного посвящения. Смутное время и экономический кризис отсрочили завершение строительства, которое закончилось только в начале 1630-х гг.
В ходе дальнейшей работы с фондами Костромского музея-заповедника был обнаружен еще один вклад солигаличанки Матроны Кирилловой (Калистратовой) в Рождественский собор г. Солигалич — рукописный
Рис. 3. Евангелие 1628 г. с началом вкладной записи Матроны Калистратовой. Собрание М. С. Бывшева.
кн
Рис. 4. Имя вкладчицы Матроны Калистратовой на Евангелии 1628 г.
Устав (Солигаличский краеведческий музей, КМЗ КОК 24441. ЦРК-232), пожертвованный ею 1 марта 1633 г. одновременно с обоими экземплярами Евангелия 1628 г. Вклад адресован "в церковь Рожества у Соли Галицкои на посаде".
Упоминаемая во вкладных записях Калистратовой Рождественская церковь не сохранилась. В настоящее время на ее месте находится Рождественский собор, строительство которого затянулось более чем на столетие и было начато в середине XVII в. Часть одной из вкладных записей Матроны Калистратовой была опубликована И. Я. Сырцовым [Сырцов 1890:436].
Матрона Калистратова, судя по всему, неоднократно упоминается в материалах писцовой книги г. Солигалич за 1628 г. в связи с описанием недвижимых владений. Время упоминания Матроны как нельзя лучше совпадает с датировками ее вкладных записей на книгах. В писцовой книге она именуется как "посадцкая вдова Матренка Третьяковская жена Кирилова". Наиболее ценными объектами в ее собственности были амбар и лавка, а также одна соляная варница с двумя соляными амбарами. В совместной собственности у нее находился колодец Большой Детинец с варницей [Переписная книга 1998:68-78].
Вкладные записи Матроны Калистратовой и ее именования в них говорят о том, что ее мужем являлся Третьяк Кириллов, и это также подтверждается материалами писцовой книги 1628 г. Эта личность упоминается в некоторых источниках, в частности, в качестве "послуха", в данной грамоте братьев Скулиных Симонову монастырю 1620 г., а также в связи с разными изменениями статуса владения колодцами и варницами у Соли Галицкой [Шумаков 1917:53, 92]. В писцовой книге 1628 г. муж Матроны Калистратовой как живой уже не поминается, а сама она записана как "посадцкая вдова Матренка Третьяковская жена Собенина".
В писцовой книге Солигалича за 1628 г. упоминаются также предполагаемые братья Матроны Калистратовой, посадские люди Никифор и Гаврил Калистратовы дети Скулины.
Более полной и надежной биографической информации о Матроне Калистратовой найти не представляется возможным. Можно лишь отметить, что в переписной книге г. Солигалич за 1647 г. Матрона Калистра-това уже не отмечена как владелица собственности, имя ее там отсутствует [Жильцов 2019:38]. Однако существует одно сообщение источников, которое, вполне вероятно, освещает судьбу Матроны. В описи 1701 г. солига-личского Воскресенского монастыря зафиксирована грамота "старицы иноки Марфы Калистратовой дочери Скулина", передавшей "игумену Киприяну в поминовение родителей своих лавку и онбар в однех стенах у Соли ж Галицкой на посаде" [Холмогоров 1900:7]. В середине XVII в. в г. Солигалич закладывается женский монастырь [Фигуровский 2010:122127], что косвенно также может говорить в пользу принятия пострига Матроной Калистратовой. Она рано овдовела, быть может повторно замуж не вышла и, по-видимому, в 1640-х гг. приняла постриг под именем Марфы. В писцовых материалах после этого она уже, что естественно, не упоминалась.
Случай посадской жены Матроны Калистратовой является замечательным эпизодом из истории русской книжной и церковной культуры XVII в., в котором причудливо переплелись локальные и общерусские сюжеты, что вместе позволило восстановить относительно стройную картину биогра-
фии одной из "героинь" чудес Авраамия Галичского и судеб книжных — благодарственных вкладов состоятельной солигаличанки.
Литература
1. Жильцов 2019 — Жильцов, К. А. (2019). Посадская жена Матрона Кирилова и ее вклады в Рождественскую церковь: о судьбе одной солигаличанки XVII в. Книжность и старообрядчество Костромского края и сопредельных территорий: Сборник научных статей. Отв. ред. Ю. С. Белянкин. М., Т. 2.
2. Дорофеева 2011 — Дорофеева, К. В. (2011). Житие преподобного Авраамия Галичского. Вестник церковной истории, 1.
3. Переписная книга 1998 — (1998). Переписная книга Солигалича 1628 г. Подгот. к публ. Д. Ф. Белорукова. Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского филиала Российского фонда культуры. Кострома, Вып 4.
4. Строев 1877 — Строев, П. М. (1877). Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб.
5. Сырцов 1900 — Сырцов, И. Я. (1900). Древние памятники самозащиты и благочестия граждан г. Солигалича. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Костромские епархиальные ведомости, 16.
6. Херсонский 1890 — Херсонский И. К. Сведения о некоторых памятниках старины, доставленные в Костромскую ученую архивную комиссию от церквей Костромской епархии. Костромская старина, Вып. 1.
7. Холмогоров 1900 — Холмогоров, В. И. и Холмогоров, Г. И. (1900). Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 2, отд. 1. Солигаличская и Унженская десятины жилых данных церквей 1680-1710 и 1722-1746 гг. Кострома.
8. Фигуровский 2010 — Фигуровский, Н. А. (2010). Очерки средневековой истории города Солигалича. Кострома.
9. Шумаков 1917 — Шумаков, С. А. (1917). Обзор "Грамотколлегии экономии". М., Вып. 4.
References
1. Zhiltsov 2019 — Zhiltsov, K. A. (2019). The Posadsky wife Matron Kirilova and her contributions to the Nativity Church: about the fate of a soligalichanka of the XVII century. Bookishness and Old Believers of the Kostroma Region and adjacent territories: A collection of scientific articles. Ed. Yu. S. Belyankin. M., T. 2. (In Russ.)
2. Dorofeeva 2011 — Dorofeeva, K. V. (2011). The Life of St. Abraham of Galicia. Bulletin of Church History, 1. (In Russ.)
3. Census book 1998 — (1998). The census book of Soligalich in 1628 was prepared. to the publ. D.F. Belorukova. Kostroma land. Local history almanac of the Kostroma branch of the Russian Cultural Foundation. Kostroma, Issue 4. (In Russ.)
4. Stroev 1877 — Stroev, P. M. (1877). Lists of hierarchs and abbots of monasteries of the Russian Church. St. Petersburg. (In Russ.)
5. Syrtsov 1900 — Syrtsov, I. Ya. (1900). Ancient monuments of self-defense and piety of citizens of Soligalich. Cathedral of the Nativity of the Most Holy Theotokos. Kostroma Diocesan Gazette, 16. (In Russ.)
6. Khersonsky 1890 — Khersonsky I. K. Information about some ancient monuments delivered to the Kostroma Scientific Archival Commission from the churches of the Kostroma diocese. Kostroma Antiquity, Issue 1. (In Russ.)
7. Kholmogorov 1900 — Kholmogorov, V. I. and Kholmogorov, G. I. (1900). Materials for the history of the Kostroma Diocese. Issue 2, ed. 1. Soligalich and Unzhenskaya tithes of residential data churches of 1680-1710 and 1722-1746. Kostroma. (In Russ.)
8. Figurovsky 2010 — Figurovsky, N. A. (2010). Essays on the medieval history of the city of Soligalich. Kostroma. (In Russ.)
9. Shumakov 1917 — Shumakov, S. A. (1917). Review of the "Diplomas of the College of Economy". M., Issue 4. (In Russ.)