Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ЖИЗНИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ БЛАГОПОЛУЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА'

ПОРЯДОК ЖИЗНИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ БЛАГОПОЛУЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
271
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / ПОРЯДОК ЖИЗНИ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ХОД ЖИЗНИ / БЛАГОПОЛУЧНАЯ ЖИЗНЬ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / ТЕЛЕСНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермаков Сергей Анатольевич, Ермакова Елена Владимировна, Кашина Ольга Павловна

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выстраивания благополучного жизненного пути человека в современном динамичном мире. Цель представленной статьи - изучить тему порядка жизни как основы благополучного существования человека. Авторы понимают порядок жизни как правильное, налаженное, гармоничное существование человека, основанное на принципах разумности, определенности, последовательности хода событий. Результатом проведенного исследования стала выработка общих принципов упорядочения человеческой жизни. В статье отмечается, что реализация этих принципов позволяет человеку не только упорядочить свою жизнь, но и сам порядок жизни сделать основой индивидуального благобытия. Материалы данной статьи будут полезны в дальнейших социально-философских исследованиях, нацеленных на разработку проблем жизненного пути человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORDER OF LIFE AS A NECESSARY CONDITION FOR A PROSPEROUS HUMAN EXISTENCE

The relevance of the research topic is due to the need to build a prosperous life path of a person in the modern dynamic world. The purpose of the presented article is to study the topic of the order of life as the basis of a prosperous human existence. The authors understand the order of life as a correct, well-adjusted, harmonious human existence based on the principles of reasonableness, certainty, sequence of events. The results of the study were the development of general principles of ordering human life. The article notes that the implementation of these principles allows a person not only to organize his life, but also to make the order of life itself the basis of individual well-being. The materials of this article will be useful in further socio-philosophical research aimed at developing the problems of a person's life path.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ЖИЗНИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ БЛАГОПОЛУЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 124.5 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-34-14-20

Науч. спец. 5.7.8

Сергей Анатольевич Ермаков

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культуры и психологии предпринимательства,

Нижний Новгород, Россия e-mail: ermacow1958@mail.ru

Елена Владимировна Ермакова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, кандидат философских наук, доцент кафедры правового обеспечения экономической и инновационной деятельности,

Нижний Новгород, Россия e-mail: e-ermakova57@mail.ru

Ольга Павловна Кашина

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, кандидат философских наук, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства, Нижний Новгород, Россия

e-mail: olgaurtaeva2009@yandex.ru

Порядок жизни как необходимое условие благополучного существования человека

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выстраивания благополучного жизненного пути человека в современном динамичном мире. Цель представленной статьи — изучить тему порядка жизни как основы благополучного существования человека. Авторы понимают порядок жизни как правильное, налаженное, гармоничное существование человека, основанное на принципах разумности, определенности, последовательности хода событий. Результатом проведенного исследования стала выработка общих принципов упорядочения человеческой жизни. В статье отмечается, что реализация этих принципов позволяет человеку не только упорядочить свою жизнь, но и сам порядок жизни сделать основой индивидуального благобытия. Материалы данной статьи будут полезны в дальнейших социально-философских исследованиях, нацеленных на разработку проблем жизненного пути человека.

Ключевые слова: путь жизни человека, порядок жизни, последовательный ход жизни, благополучная жизнь, существование, телесность, социализация, духовность.

Sergey A. Ermakov

National Research Nizhny Novgorod State University Named After N. I. Lobachevsky, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Department of Culture and Psychology of Entrepreneurship, Nizhny Novgorod, Russia

e-mail: ermacow1958@mail.ru

Elena V. Ermakova

National Research Nizhny Novgorod State University Named After N. I. Lobachevsky, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Support of Economic and Innovative Activity, Nizhny Novgorod, Russia

e-mail: e-ermakova57@mail.ru

Olga P. Kashina

National Research Nizhny Novgorod State University Named After N. I. Lobachevsky, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Culture and Psychology of Entrepreneurship, Nizhny Novgorod, Russia

e-mail: olgaurtaeva2009@yandex.ru

The Order of Life As a Necessary Condition for a Prosperous Human Existence

Abstract. The relevance of the research topic is due to the need to build a prosperous life path of a person in the modern dynamic world. The purpose of the presented article is to study the topic of the order of life as the basis of a prosperous human

© Ермаков С. А., Ермакова Е. В., Кашина О. П., 2022

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 1 (34), с. 14-20. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 1 (34), pp. 14-20.

existence. The authors understand the order of life as a correct, well-adjusted, harmonious human existence based on the principles of reasonableness, certainty, sequence of events. The results of the study were the development of general principles of ordering human life. The article notes that the implementation of these principles allows a person not only to organize his life, but also to make the order of life itself the basis of individual well-being. The materials of this article will be useful in further socio-philosophical research aimed at developing the problems of a person's life path.

Keywords: human way of life, order of life, consistent course of life, prosperous life, existence, physicality, socialization, spirituality.

Введение (Introduction)

Век XXI не только ускорил течение социальных процессов, но и привел к хаотическому нагромождению связей и отношений между людьми, что вызвано, прежде всего, всевозрастающим использованием возможностей IT-индус-трии. Специалисты даже говорят об «интенсивном информационном воздействии» [1, с. 112] на человека. Стремясь успеть всюду, человек включается в информационный поток, который несет его от события к событию, не давая возможности поразмышлять над своей жизнью. Как следствие, жизнь формируется как бы сама собой в силу различных обстоятельств. Очевидно, что в современной ситуации с необходимостью должен быть поставлен вопрос о выстраивании своего жизненного пути.

Человек, как существо рациональное, должен воспользоваться возможностями разума и активно включиться в процесс созидания своего индивидуального бытия. Это предполагает упорядоченность отношений, организованность своей жизни. Очевидно, что человек не может гнаться за всем тем, что предлагает ему социальная среда. Ведь «...в мире информационных технологий количество знаний, поглощаемых индивидом, значительно выше их качественного уровня» [2, с. 16]. Человек должен выбрать для себя то, что ему необходимо для существования, и отказаться от всего наносного, никчемного, разрушающего его жизнь. Для этого человек должен иметь «инструменты», помогающие ему выстроить свою жизнь так, чтобы она и была нацелена на положительные моменты, и максимально полно раскрывала лучшие грани самой личности. В сущности, вопрос стоит так: как человеку благополучно существовать в современных условиях? Такая постановка вопроса не только актуализирует тему предпринятого нами исследования, но и подчеркивает ее практическую значимость. Ведь очевидно, что вопрос об индивидуальной жизни человека важнейший для него. В зависимости от того, как складывается жизнь человека, так он и воспринимает все события, происходящие в социальной жизни. Поэтому важно знать, что необходимо делать для улучшения своей жизни, какие средства использовать для реального преобразования своего индивидуального бытия. Очевидно, что ответы на поставленные вопросы могут быть найдены с учетом идей, транслируемых философской мыслью прошлого и настоящего. В рамках данной статьи предпринимается попытка лишь наметить некоторые подходы к освещению данной темы.

Литературный обзор (Literature Review)

При написании статьи авторы опирались на труды отечественных мыслителей. В монографиях Е. П. Савруцкой,

И. В. Суханова, Б. Г. Ананьева раскрываются социальные аспекты бытия человека. Вне общества человек не может реализовать своих способностей. Только включаясь в жизнь социума, человек получает возможность созидать свой жизненный путь. Принимая данное положение, авторы указывают также на необходимость обращения к проблемам телесности и духовности в вопросе поиска благополучного жизненного пути человека.

Продуктивные идеи, нацеленные на комплексное исследование жизни человека в различные возрастные периоды, представлены в работах Г. Крайг. Человек растет, изменяется, развивается и вместе с тем получает новые возможности для самореализации, которые непременно должны быть задействованы в процессе построения его жизненного пути. При этом приобретенные возможности не должны затенять накопленные в течение жизни умения и навыки. Наоборот, они должны содействовать обогащению существующих поведенческих констант личности, которые и определяют ее суть.

Положения, расширяющие круг проблематики данной статьи, были найдены авторами в работах С. Л. Франка. Духовный мир человека есть сложное образование. Он включает в себя, наряду с душевной стихией, еще и организованное начало души. Человек должен знать об этой особенности своего духовного мира и делать всё для того, чтобы в ответственные моменты своего бытия сдерживать проявления душевной стихии и не давать им определять линию своего поведения. Очевидно, что данный аспект проблемы должен быть также изучен применительно к вопросу о благополучном существовании человека.

В контексте религиозных подходов к теме жизни человека в данном исследовании использованы работы Феофана Затворника. В них высказано много важных для понимания особенности жизни каждого человека идей, рассмотрены средства, помогающие людям изменить свою жизнь к лучшему. Эта «инструментальность» идей мыслителя и позволяет обращаться к ним снова и снова с тем, чтобы вооружить человека эффективными средствами созидания своего жизненного пути.

В работах современных исследователей социальных проблем С. А. Ворониной, В. М. Воронова, Д. Н. Ядранско-го, Е. В. Чумак содержится анализ актуальных тенденций общественного развития в их соотнесенности с человеком. Находясь в условиях интенсивного информационного воздействия общества, человек меняет свои модели поведения и способы общения. Они, в свою очередь, оказывают существенное влияние на формирование пути жизни человека. Учет этих тенденций помогает скорректировать инструменты воздействия на путь жизни человека, перевести вопрос из теоретической в практическую плоскость.

В своей совокупности указанные труды содействовали выработке интегрального подхода к постижению значимости порядка жизни в построении благополучного жизненного пути человека.

Методы (Methods)

Цель статьи — обоснование положения о порядке жизни как необходимом условии благополучного существования человека. Достижению поставленной цели содействует решение следующих задач:

- раскрыть понятие «порядок жизни»;

- рассмотреть роль культуры в вопросе упорядочения жизни человека;

- сформулировать основные принципы упорядочения жизни человека;

- показать важность индивидуальной философии в улучшении жизни человека;

- предложить набор инструментов, помогающих человеку обеспечивать порядок своей жизни в современных условиях.

Новизна исследования заключается в попытке синтетического подхода, нацеленного на привлечение философских идей к решению вопроса о порядке жизни как необходимом условии благополучного существования человека. При этом порядок жизни полагается как инструмент, содействующий улучшению индивидуального бытия человека.

Методологической базой исследования является комплексный подход, опирающийся на принципы диалектики, историзма, системности. Вместе с тем в статье активно использовались апробированные всем философским опытом методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектический и сравнительно-исторический методы исследования.

Методологические основы исследования связаны с реализацией идей интегрального подхода к пониманию вопросов построения человеком своего жизненного пути. При этом авторы статьи активно используют методы актуализации и инструментализации в подходе к интерпретации философских положений. Очевидно, что идеи, высказанные в прошлом, могут, а значит, должны быть использованы в настоящем применительно к анализу современной жизни человека. Так, в частности, нельзя пройти мимо положения, сформулированного В. И. Несмеловым. В своей работе «Наука о человеке» он считал важной постановку вопроса «по установлению между людьми прочного порядка жизни» [3, с. 258]. Введение в научный оборот положения о «порядке жизни» позволяет поставить вопрос об основаниях благополучной жизни, сформированных в процессе человеческого существования. При этом чрезвычайно важно вычленить инструментальный аспект, который помогает усилить практическую составляющую философского знания. «Порядок жизни», в сущности, является тем «инструментом», который помогает человеку изменить свою жизнь к лучшему и закрепить качество своей жизни. Рассмотрению данного положения и посвящена настоящая работа.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Раскрывая понимание порядка жизни человека, обратимся к интерпретации слова «порядок». В словаре русского языка С. И. Ожегова читаем: «Порядок — правильное, нала-

женное состояние, расположение чего-н... последовательный ход чего-н.» [4, с. 520]. Опираясь на такое понимание, можно сказать, что «порядок жизни» есть правильное, налаженное существование человека, последовательный ход его жизни. Согласно такому определению порядок жизни есть образование, которое складывается в процессе человеческого существования и определяет его качество. Само качество жизни связывается с ее правильностью, т. е. ориентацией на лучшие образцы человеческого опыта, которые позволяют выстроить именно свой благополучный путь жизни.

Отсюда следует, что понятие «порядок жизни» есть аксиологическое понятие, которое выступает ценностью человеческого бытия. Человек должен не только жить, но и стремиться установить порядок в своей жизни, который будет содействовать ее улучшению. Вне порядка жизни может быть только беспорядок, который усложнит жизнь человеку и не создаст условий для ее усовершенствования.

Для того чтобы обрести благополучный путь жизни, необходимо предпринять усилия по улучшению своего индивидуального бытия и обрести правильный, последовательный ход жизни. Иначе говоря, порядок жизни становится необходимым компонентом, основой благополучного жизненного пути человека. Специально отметим, что человеку важно именно упорядочить свою жизнь, т. е. привнести в нее разумность, определенность, последовательность хода событий. Более подробно остановимся на этом вопросе.

Сразу отметим, что рассмотрение вопроса об упорядочении жизни человека предполагает обращение к культуре, в которой был кристаллизован опыт благополучного бытия человека. Этот опыт многогранен. Он нашел свое отражение в устном народном творчестве, в поучениях и назиданиях мыслителей прошлого. Обратимся к нему, чтобы раскрыть интересующие нас аспекты.

Прежде всего следует сказать о народной культуре, представленной в пословицах и поговорках. Они всегда помогали людям добрым советом. Достаточно вспомнить такие поговорки, как: лучше молчать, нежели врать; лучше гнуться, чем переломиться; напрямик ближе, кругом скорее; слову верь, а дело проверь. В этих точных фразах передан многовековой опыт, который всегда может сослужить человеку добрую службу, помочь отказаться от того, что уводит его в сторону от лучшего. Не случайно сказано: старая пословица вовек не сломится. Кроме пословиц и поговорок, нужно сказать о многочисленных традициях, обычаях и обрядах, которые сохранились в рамках национальных культур [5]. Обращаясь к ним, человек формировал свой образ жизни, оттачивал те типизированные образцы поведения, которые помогали ему в повседневности. Светская культура с ее ориентацией на просвещенность также многое сделала для упорядочения жизни. Появление театров, музеев, школ содействовало приобщению к лучшим образцам культуры и тем самым способствовало упорядочению жизни человека.

Необходимость порядка в жизни человека особенно подробно изучалась в религиозной литературе, которая включала в себя различные наставления и поучения. Применительно к теме нашего исследования вызывают интерес идеи, высказанные христианским мыслителем Феофаном Затворником. В своих работах он много писал о порядке жизни, разумеется,

с позиций христианства. Однако многие его выводы касаются повседневной жизни человека и вполне могут быть использованы при анализе интересующего нас вопроса. Так, развивая идею необходимости порядка в жизни человека, Ф. Затворник обращал внимание на ряд важных аспектов. Прежде всего, он подчеркивал, что нужно, чтобы сложился «порядок вещей благоприятный» [6, с. 107], помогающий человеку стать лучше. Как этого достичь? Ответ прост — нужно внимание. «Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь, как следует» [6, с. 114]. Внимание помогает человеку отобрать и реализовать лучшее из того, что он знает о жизни. Но это не простое дело, требующее постоянных усилий. В связи с этим ставился вопрос о том, что нужно «терпеть заведенные порядки» [6, с. 369]. Что решил делать, то и делай. При этом Ф. Затворник советовал «определить правило временем» [6, с. 382], т. е. в одно и то же время начинать что-то делать и стремиться заканчивать дело в отведенное время. Понятно, что такое отношение к своей жизни есть целенаправленная организация своего бытия. И в этой «организации» — всё дело. Жизнь как бы обретает «скрепы», которые поддерживают ее, не давая возможности ей «растекаться» по мелочам, терять свою направленность на благополучие.

Для современности это имеет особое значение. Находясь в ситуации хаоса жизни, человек просто нуждается в «инструментах», которые помогут ему обрести «твердь» бытия. Организованность жизни как раз и есть один из этих «инструментов», помогающих человеку сохранить лучшее в своем бытии и следовать ему. Обретая свой порядок жизни, человек получает «силу», которая направляет течение его жизни в желательном направлении. Это важное положение. Оно привносит момент прагматичности в данный термин. В силу этого понятие «порядок жизни» наряду с аксиологией вопроса включает в себя и праксеологию. Поэтому «порядок жизни» есть не только ценность, но и средство (инструмент), с помощью которого человек может улучшать свое существование.

Философия как элемент культуры многое сделала в исследовании вопросов, связанных с образом жизни человека. Работой фундаментального характера в этом плане является монография Е. П. Савруцкой «Образ жизни и исторические формы общения». В ней автор справедливо ставит вопрос о необходимости формирования образа жизни, оказывающего воздействие на духовные качества человека. При этом отмечается, что «жизнь человека как общественного существа возможна только в общении» [7, с. 23]. Через общение человек подключается к нравственному опыту, сохраненному в культуре народа; через общение он реализует себя, выстраивая свой образ жизни, а значит, обеспечивает и свой порядок жизни.

Эти положения также важны для настоящего времени. Молодые люди, стремясь быть оригинальными, подчас отбрасывают нравственные нормы поведения как устаревшие. «Нарциссизм и инновационность, так можно трактовать содержание специфических молодежных культурных практик» [2, с. 18]. Молодежь как бы «уходит в себя», замыкается на презентации себя в сети Интернет, не понимая, что жизнь человека есть деятельное участие в жизни социума, во взаимодействии с другими людьми. В результа-

те они начинают удаляться от благополучного пути жизни. Теряя порядок жизни, заведенный предками, они, образно говоря, оставляют свой корабль жизни «без руля и ветрил». Блуждая в хаосе интернет-пространства, они обречены на метания и невзгоды. Сказанное не означает игнорирование интернета в жизни человека. Это важное средство получения, хранения и передачи информации. Речь идет лишь о необходимости понимания специфики человеческой жизни. Она справедливо связывается с идеей самореализации человека. Для этого нужно понять себя, т. е. самоидентифицироваться. Самоидентификация «несет в себе персональные смыслы, которые при этом опосредуются культурной средой» [8, с. 37]. Вот эти смыслы и нужно открыть в себе. А это серьезная работа, которая требует рефлексии над собой и понимания роли социума в своей жизни.

Сказанное позволяет сформулировать основные принципы упорядочения жизни человека. Очевидно, что человек не может поступать как ему вздумается. Он должен отказаться от того, что портит ему жизнь. Поэтому важным принципом человеческого бытия должен стать такой — избегай худшего. Чтобы реализовать его, нужно «самопротивление и самопринуждение» [9, с. 302]. Заставляя себя оставить порочный путь, человек ведет борьбу с собой за лучшее существование. Но это только начало. Далее он должен стремиться к самому лучшему. И здесь лучшие образцы духовной культуры ему будут в помощь. Постигнув их, человек должен в каждодневной жизни являть лучшее. Другими словами, он должен не только знать, но и применять это знание на практике в процессе своей жизни. Ежедневно воспроизводя лучшее, человек сохраняет его, делает неотъемлемой частью своей жизни. Так складывается порядок жизни, который начинает «работать» на самого человека. Наконец, необходимо не только воспроизводить лучшее в жизни, но и созидать и приумножать его. Как правило, сама жизнь подбрасывает человеку такие возможности. Нужно лишь откликаться на них, являя лучшее из возможного в каждый конкретный момент времени. Очевидно, что, поступая таким образом, человек постепенно придет к идее создания своей индивидуальной философии жизни, которая и призвана закрепить выработанные принципы, и обеспечит реализацию идеи порядка жизни в самом существовании человека.

Сразу подчеркнем, что важность индивидуальной философии жизни человека заслуживает специального рассмотрения. Она определяется, прежде всего, уникальностью личности. Хорошо известно, что каждый человек индивидуален и неповторим; то, что подходит одному человеку, может быть неприменимо к другому. Отсюда напрашивается вывод, что если человек хочет прожить именно свою жизнь достойно, то он должен выработать для себя философию своей жизни, т. е. провести достаточно серьезную мыслительную работу над особенностями своего существования и определить то, что с необходимостью должно находиться в поле его зрения.

Очевидно, что размышления над своей жизнью неминуемо приведут человека к пониманию того, что человек есть био-социо-духовное существо [10, с. 102]. Поэтому его индивидуальная философия жизни должна включать в себя вопросы телесности, социализации и духовности.

Важность философии телесности была рассмотрена И. С. Коном в его работе «Мужчина в меняющемся мире» [11]. Человек, думающий о благополучном пути жизни, должен понять специфику своего пола, постичь особенности своего темперамента, понять свои способности (таланты), постичь многое из того, что связано с особенностями его телесности. Значимость этого вопроса показывают и современные исследования. В них отмечается «культ телесного и экспериментирование с телом» [2, с. 19] у молодежи. И, видимо, вся задача состоит в том, чтобы направить в положительное русло усилия молодых людей. Это задача государства, семьи и самого человека, понимающего важность такой работы. Вместе с тем человек должен понять себя как социальное существо. Социально-психологические аспекты этого вопроса были в центре внимания Б. Г. Ананьева [12]. Г. Крайг [13] подробно останавливалась на указанных вопросах, анализируя различные социальные аспекты человеческого бытия применительно к возрасту. Соглашаясь с такой постановкой вопросов, укажем, что здесь также важен анализ следующих тем: мой род, мои родители, мои учителя, моя семья, моя учеба, мои друзья, мои увлечения, мой возраст и т. п. Нужна рефлексия над своей жизнью, над своим окружением. В свою очередь, этот «пласт» бытия человека должен быть дополнен философией духовности. Многое в этом отношении было сделано С. Л. Франком [14; 15]. Духовный мир человека для него есть совокупность душевной стихии и организованного начала души. Поэтому важно постигать те ценности, идеалы, устремления, которые есть у человека. Кроме того, необходимо учитывать, что духовные интересы и потребности, их удовлетворение выступают целью существования человека [16; 17; 18]. Всё это нуждается в детальном изучении. Вместе с тем важно касаться вопросов: во что я верю, что есть для меня истина и правда, мое понимание прекрасного, мое понимание смысла жизни?

Необходимо отметить, что индивидуальная философия жизни создается в течение всей жизни человека. Поэтому следует говорить о философии юности, философии молодости, философии зрелости, философии пожилого возраста, философии старости. В каждой из них есть свои особенности, свои приоритеты. Кстати сказать, человек, разрабатывающий свою философию жизни, спустя годы, может увидеть те «взлеты» и «падения», которые случались в его существовании. Причем то, что в философии молодости было для него высочайшей ценностью, вполне может утратить свое значение в философии старости, и наоборот. Индивидуальная философия жизни — это рефлексия над собственной жизнью, понимание ее закономерностей и тенденций. Одновременно она есть «инструмент» изменения и улучшения жизни человека. Опираясь на индивидуальную философию жизни, человек может строить свой жизненный путь, постигая порядок своей жизни и улучшая его.

Заключение (Conclusion)

Сказанное позволяет сделать следующие выводы.

Определение порядка жизни в качестве правильного, налаженного существования способствует пониманию основы благобытия человека. Стремясь обрести такое существование, человек должен упорядочить свою жизнь, при-

внести в нее разумность, определенность, последовательность смены событий насколько это в его силах. Только так он может встать на путь улучшения своей жизни. При этом следует помнить, что сам термин «порядок жизни» имеет отношение как к аксиологии, так и праксеологии. Другими словами, он не есть только термин, который следует использовать применительно к теме благополучного пути жизни. Он есть феномен, указывающий на необходимость поддержания организованности в существовании человека.

Именно культура — хранительница многовекового опыта, содействующего улучшению жизни человека. Обращаясь к истокам духовной культуры, многовековому религиозному опыту, философской литературе, человек может понять для себя, что есть правильное в жизни человеческой и к чему следует стремиться, для того чтобы улучшить свою жизнь. В силу этого важной задачей человека становится «собирание» правильного. Конечно, этому его должны научить взрослые люди, преподаватели. По сути дела, это есть задача школы и семьи, чтобы побудить молодого человека к поиску правильного в жизни, дав ему образцы лучшего.

Выработка общих принципов упорядочения жизни — избегай худшего, стремись к лучшему, являй лучшее, сохраняй лучшее, созидай лучшее — позволяет человеку не только улучшить свою жизнь, но и сам порядок жизни сделать основой своего индивидуального благобытия. В этом процессе человеку не обойтись без внимания и терпения. С их помощью человек может внести коррективы в порядок своей жизни и следовать ему.

Индивидуальная философия содействует обретению и закреплению своего порядка жизни. Она есть «инструмент» изменения и улучшения самой жизни человека. Опираясь на индивидуальную философию жизни, человек может реально вносить изменения в свое существование, содействовать его улучшению. Только так может сложиться свой порядок жизни, который будет дополняться, подчас видоизменяться, но всегда наилучшим образом содействовать усовершенствованию своего бытия.

Таким образом, порядок жизни выступает необходимым условием благополучного существования человека. Организуя свою жизнь, человек не только упорядочивает хаос индивидуального бытия, но и создает необходимые предпосылки для улучшения своей жизни, формирования своего индивидуального пути жизни. Поэтому, отвечая на поставленный в начале статьи вопрос — как благополучно существовать человеку в современных условиях, — отметим: только через упорядочение своей жизни. Порядок жизни как правильное, налаженное существование человека, основанное на принципах разумности, определенности, последовательности хода событий, закладывается в рамках семейной и школьной жизни. Но этого недостаточно. Ведь жизнь изменчива, и человек изменчив. Поэтому нужно держать в поле своего зрения вопросы, связанные с порядком жизни. Человек должен контролировать свои слова и дела. Он не должен разбрасываться в своих увлечениях. Он должен стремиться к лучшему и являть его, должен находить время для самореализации. Это тот набор инструментов, который и поможет человеку обеспечить порядок в своей жизни, который и станет основой его благобытия.

Библиографический список

1. Ядранский Д. Н., Чумак Е. В. Теоретизирования о процессе адаптации к социальным изменениям // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12, № 2. С. 112-126. DOI: 10.12731/2077-1770-2020-2-112-126

2. Воронина С. А. Социокультурные практики современной российской молодежи // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11, № 2. С. 14-26. DOI: 10.12731/2077-1770-2019-2-14-26

3. Несмелов В. И. Наука о человеке : в 2 т. Т. 1 : Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. СПб. : Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 2000. 394 с.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Русский язык, 1975. 846 с.

5. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М. : Политиздат, 1976. 216 с.

6. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. М. : Эксмо, 2019. 576 с.

7. Савруцкая Е. П. Образ жизни и исторические формы общения. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1989. 262 с.

8. Воронов В. М. Проблема идентичности: контуры экзистенциального подхода // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 10, № 2-4. С. 28-42. DOI: 10.12731/2077-1770-2018-2-4-28-42

9. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М. : Сибирская Благозвонница, 2017. 494 с.

10. Ермаков С. А., Ермакова Е. В. Благополучный путь жизни человека: вопросы теории // Манускрипт. 2019. Т. 12, вып. 3. С. 101-104. DOI: 10.30853/manuscript.2019.3.20

11. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М. : Время, 2009. 494 с.

12. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб. : Питер, 2001. 272 с.

13. Крайг Г. Психология развития / пер. с англ. СПб. : Питер, 2001. 992 с.

14. Франк С. Л. Реальность и человек. М. : Республика, 1997. 479 с.

15. Франк С. Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992. 511 с.

16. Anthropological Approach to the Differentiation of Human Life Path Models / S. Ermakov, T. Svadbina, S. Markova [et al.] // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, issue 12. Р. 387-392.

17. Practice-Oriented Approach to Teaching Philosophy in Russian Higher Education / S. Ermakov, E. Ermakova, O. Nemova [et al.] // Eurasian Journal of Biosciences. 2020. Vol. 14, issue 2. P. 5097-5101.

18. An Empirical Definition of "Human Life Path" Based on Russian Philosophy / P. Thurman, S. Ermakov, S. Zhulidov, M. Zolotova // Past and Present. 2017. Issue 1 (2), vol. 237. P. 1145-1155.

References

Anan'ev B. G. (2001) O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [About the Problems of Modern Human Knowledge]*. Saint Petersburg, Piter Publ., 272 p. (in Russian)

Craig G. (2001) [Human Development]. Saint Petersburg, Piter Publ., 992 p. (in Russian)

Ermakov S. A., Ermakova E. V. (2019) Blagopoluchnyi put' zhizni cheloveka: voprosy teorii [Person's Happy Life: Theoretical Issues], Manuskript [Manuscript], vol. 12, no. 3, pp. 101-104, doi: 10.30853/manuscript.2019.3.20 (in Russian)

Ermakov S., Ermakova E., Nemova O., Vagin D., Yashkova E., Zhulkova J. (2020) Practice-Oriented Approach to Teaching Philosophy in Russian Higher Education, Eurasian Journal of Biosciences, vol. 14, issue 2, pp. 5097-5101. (in English)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ermakov S., Svadbina T., Markova S., Nemova O., Tsyplakova S., Vagin D. (2018) Anthropological Approach to the Differentiation of Human Life Path Models, Modern Journal of Language Teaching Methods, vol. 8, issue 12, pp. 387-392. (in English)

Feofan Zatvornik (2019J Mysli na kazhdyi den' goda [Thoughts for Every Day of the Year]*. Moscow, Ehksmo Publ., 576 p. (in Russian)

Frank S. L. (1992) Dukhovnye osnovy obshchestva [Spiritual Foundations of Society]*. Moscow, Respublika Publ., 511 p. (in Russian)

Frank S. L. (1997) Real'nost'i chelovek [Reality and Man]*. Moscow, Respublika Publ., 479 p. (in Russian) Kon I. S. (2009) Muzhchina v menyayushchemsya mire [A Man in a Changing World]*. Moscow, Vremya Publ., 494 p. (in Russian)

Nesmelov V. I. (2000) Nauka o cheloveke. Vol. 1. Opyt psikhologicheskoi istorii i kritiki osnovnykh voprosov zhizni [The Science of Man. Vol. 1. The Experience of Psychological History and Criticism of the Main Issues of Life]*. Saint Petersburg, Tsentr izucheniya, okhrany i restavratsii naslediya svyashchennika Pavla Florenskogo Publ., 394 p. (in Russian)

Ozhegov S. I. (1975) Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]*. Moscow, Russkii yazyk Publ., 846 p. (in Russian)

Savrutskaya E. P. (1989) Obraz zhizni i istoricheskie formy obshcheniya [Lifestyle and Historical Forms of Communication]*. Kazan, Kazanskii universitet Publ., 262 p. (in Russian)

Sukhanov I. V. (1976) Obychai, traditsii i preemstvennost'pokolenii [Customs, Traditions and Continuity of Generations]*. Moscow, Politizdat Publ., 216 p. (in Russian)

Svyatitel' Feofan Zatvornik (2017) Put'ko spaseniyu [The Way to Salvation]*. Moscow, Sibirskaya Blagozvonnitsa Publ., 494 p. (in Russian)

Thurman P., Ermakov S., Zhulidov S., Zolotova M. (2017) An Empirical Definition of "Human Life Path" Based on Russian Philosophy, Past and Present, issue 1 (2), vol. 237, pp. 1145-1155. (in English)

Voronina S. A. (2019) Sotsiokul'turnye praktiki sovremennoi rossiiskoi molodezhi [Socio-Cultural Practicians of Modern Russian Youth], Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Studies of Social Issues], vol. 11, no. 2, pp. 14-26, doi: 10.12731/2077-1770-2019-2-14-26 (in Russian)

Voronov V. M. (2018) Problema identichnosti: kontury ehkzistentsial'nogo podkhoda [The Problem of Identity: Outline of the Existential Approach], Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Studies of Social Issues], vol. 10, no. 2-4, pp. 28-42, doi: 10.12731/2077-1770-2018-2-4-28-42 (in Russian)

Yadranskii D. N., Chumak E. V. (2020) Teoretizirovaniya o protsesse adaptatsii k sotsial'nym izmeneniyam [Theorizing About the Process of Adaptation to Social Change], Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Studies of Social Issues], vol. 12, no. 2, pp. 112-126, doi: 10.12731/2077-1770-2020-2-112-126 (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.