Мнения, комментарии, рекомендации специалистов
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ
О. И. СЛОБЦОВА, заместитель директора по проектам ООО Аудиторско-консалтинговая фирма «Экспертный центр «Партнеры»
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1208 «О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее — Постановление № 1208) были внесены изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее — Постановление № 272), коснувшиеся в том числе формы и порядка заполнения транспортной накладной.
Несовместимость ранее предложенной в Постановлении № 272 формы транспортной накладной с большим количеством вариантов практических отношений, возникающих при перевозках грузов автомобильным транспортом, побудило Правительство РФ уточнить некоторые моменты.
Изменения, по мнению автора, носят принципиальный характер, снимают ряд спорных вопросов и ставят новые проблемы в части применения формы транспортной накладной.
Обращаем внимание, что с 2013 г. в связи с упразднением унифицированных форм первичной бухгалтерской документации, в том числе унифицированной формы № 1-Т «Товарно-транспортная накладная», транспортная накладная может явиться единственным документом для оформления автоперевозки товаров.
При оформлении транспортной накладной не нужна печать. Ни одна сторона, участвующая
в оформлении транспортной накладной, не должна проставлять оттиск печати.
Соответствующие исключения внесены в графы 6 «Прием груза», 7 «Сдача груза», 9 «Информация о принятии заказа к исполнению» и даже 16 «Дата составления, подписи сторон» формы транспортной накладной.
Транспортная накладная может подписываться уполномоченными лицами грузоотправителя, грузополучателя и (или) перевозчика, являющихся физическими лицами. Дополнение о том, что транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами, внесено в п. 9 Постановления № 272.
Однако при анализе изменений в заполнении графы 1 «Грузоотправитель (грузовладелец)», графы 2 «Грузополучатель» и графы 10 «Перевозчик» формы транспортной накладной можно сделать вывод, что привлечение уполномоченных лиц предполагается только для физических лиц.
При этом уполномоченные лица также должны быть гражданами (не юридическими лицами), так как для них в графах 1, 2, 10 формы транспортной накладной предполагается заполнение информации о фамилии, имени, отчестве и адресе места жительства.
Таким образом, в графах 6, 7, 16 дополнение о том, что ставить подпись о приеме груза для пере-
возки, сдаче груза и дате составления транспортной накладной от имени грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика может уполномоченное ими лицо, только если грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик являются физическими лицами.
По мнению автора, уполномоченное лицо может быть привлечено и грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком, являющимися индивидуальными предпринимателями, так как с точки зрения пояснений по заполнению граф 1, 2 и 10 субъекты разделены на категории «физических» и «юридических» лиц. Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, имеющее фамилию, имя, отчество и адрес места жительства.
Юридические лица, в таком случае, видимо, не могут уполномочить иное юридическое или физическое лицо для оформления транспортной накладной. Иными словами, в любом случае в графах 1, 2, 6, 7, 10 и 16 юридические лица, являющиеся грузоотправителем, грузополучателем или перевозчиком, указывают свое наименование, а не наименование посредника.
При этом, по мнению автора, данное обстоятельство не должно исключать право организации привлекать посредников для совершения каких-либо действий (фактических или юридических), связанных с перевозкой грузов, как от имени самой организации, так и от имени посредника. Такое право не противоречит п. 9 Постановления № 272, в котором не уточняется, что уполномоченные лица могут подписывать транспортную накладную только в том случае, если грузоотправитель или перевозчик являются физическими лицами.
В таком случае, вероятно, организации в графах 1, 2, 10 нужно указывать наименование самой организации, а для того, чтобы в графах 6, 7, 16 транспортной накладной могли расписываться работники посредника, им должны быть выданы соответствующие полномочия (например, оформлена доверенность на право сдачи-приема груза и заключения договора перевозки, или такие полномочия должны прямо следовать из договора).
В графе 1 транспортной накладной должен указываться только грузоотправитель, являющийся грузовладельцем. Наименование графы 1 транспортной накладной в редакции Постановления № 1208 звучит так: «Грузоотправитель (грузовладелец)». Аналогичное дополнение внесено в пояснения к заполнению графы 16 транспортной накладной.
При этом аналогичных уточнений в текст Постановления № 272 внесено не было.
Четкого определения термина «грузовладелец» по отношению к автомобильным перевозкам законодательство РФ не содержит.
Исходя из толкования этого понятия в иных нормативных актах о грузоперевозках, под грузовладельцем понимается собственник груза или иное лицо, правомерно владеющее этим грузом (к примеру, арендатор или лизингополучатель, перевозящий предмет аренды или лизинга, или хранитель по договору хранения товара, распоряжающийся грузом по указанию поклажедателя).
Что касается понятия «грузоотправитель», то в силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав транспорта) грузоотправитель — это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Очевидно, что на практике грузовладелец не всегда является грузоотправителем и грузоотправитель не всегда является грузовладельцем. Между тем и грузоотправитель, и грузовладелец могут указываться в транспортной накладной как сторона по договору перевозки грузов.
Наиболее полно разъяснения о понимании как налоговыми органами, так и арбитражными судами при решении налоговых споров термина «грузоотправитель» приведены в письме ФНС России от 21.01.2010 № 3-1-11/22@: грузоотправитель — это лицо, со склада которого производится отгрузка товара (а грузополучатель, соответственно, лицо, на склад которого поступает товар).
Безусловно, при решении вопросов налогообложения и оформлении первичных документов термин «грузоотправитель» вовсе не совпадает с аналогичным термином «грузоотправитель» по гражданскому законодательству. Так, по Уставу транспорта грузоотправитель, заключивший договор перевозки груза с перевозчиком и указываемый грузоотправителем в транспортной накладной, не обязательно передает груз к перевозке со своего склада, в то время как для правильного заполнения, к примеру, счета-фактуры и товарной накладной (унифицированная форма № ТОРГ-12) важно в графах «Грузоотправитель» указывать наименование и адрес организации, со склада которой вывозится товар.
Учитывая, что транспортная накладная призвана подтверждать факт заключения договора перевозки груза, то уместно вспомнить ст. 785
Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в силу которой заключение договора с перевозчиком и уплату ему за перевозку груза платы осуществляет отправитель груза. Именно отправитель груза вверяет перевозчику груз для доставки в пункт назначения.
Очевидно, что гражданско-правовое понятие «отправитель груза» скорее соответствует определению «грузоотправитель» по Уставу транспорта и не совпадает с пониманием налоговыми органами термина «грузоотправитель».
Таким образом, исходя из требований Устава транспорта, ст. 785 ГК РФ и уточненной формы транспортной накладной, в графе 1 и в графе 16 транспортной накладной нужно указывать наименование организации, владеющей грузом на момент заключения с перевозчиком договора перевозки этого груза (именно грузовладелец имеет право и возможность пользоваться грузом, в том числе перевозить его, заключая договор перевозки), или наименование организации, которой владелец груза поручил заключение с перевозчиком договора перевозки этого груза.
Примечательно, что в графах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза» накладной по-прежнему должны расписываться должностные лица реальных грузоотправителей и грузополучателей, со склада которых отгружается товар и на склад которых товар поступает.
Если наименование реального грузополучателя будет указано в графе 2 «Грузополучатель» транспортной накладной, то наименование реального грузоотправителя нигде в транспортной накладной не будет отражено в случае, когда реальный грузоотправитель не является грузовладельцем или его уполномоченным лицом, заключившим договор перевозки (указанным в графе 1).
Чтобы решить эту проблему, в графе 6 «Прием груза», наряду с адресом места погрузки нужно предусмотреть указание реального грузоотправителя, со склада которого отгружается товар.
По мнению автора, изменение в порядке заполнения графы 1 транспортной накладной является наиболее существенным.
Дело в том, что при введении новой формы транспортной накладной возникло большое количество спорных ситуаций, при которых реальный грузоотправитель (со склада которого отгружался товар) вполне правомерно отказывался заполнять графу 1 и графу 16 транспортной накладной, ссылаясь на то, что он не является стороной договора перевозки.
С большим трудом организациям удавалось достигать компромисса, к примеру, дополняя форму транспортной накладной графой 1«а». В ней указывалась организация, представитель которой расписывался в графе 16 накладной в подтверждение заключения договора перевозки с перевозчиком.
При изменении положения, что в графе 1 и в графе 16 должна указываться все же организация — владелец груза (товара), а не реальный грузоотправитель, вновь последует необходимость пересмотра сложившегося порядка оформления транспортной накладной.
В транспортной накладной нужно указывать наименование организации плательщика, его адрес и банковские реквизиты. Графа 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» транспортной накладной дополнена новой строкой, в которой должны указываться полное наименование организации плательщика (грузоотправителя), его адрес и банковские реквизиты.
Таким образом, по мнению автора, это дополнение свидетельствует, если за перевозку денежные средства перевозчику вносит не грузоотправитель, не грузовладелец, а некая иная организация-плательщик, то реквизиты этого плательщика и нужно указать в графе 15 транспортной накладной.
При этом для целей составления транспортной накладной (и заключения договора перевозки) не имеет значения, каким образом грузовладелец, заключивший договор перевозки, будет компенсировать плательщику провозную плату и расходы перевозчика. Плательщика в таком случае следует рассматривать как организацию, осуществляющую платеж за третье лицо (грузовладельца).
Если плательщик является и грузовладельцем, то в отличие от прежней редакции в транспортной накладной будут указываться его банковские реквизиты.
В транспортной накладной не нужноуказы-вать сведения о путевом листе, выписываемом водителю перевозчика. В графе 10 «Перевозчик» по новой редакции транспортной накладной не нужно указывать сведения о путевом листе (листах), которые выписывает перевозчик своему водителю для перевозки груза.
Это логично, поскольку для заключения и исполнения договора перевозки данные сведения не нужны, путевые листы являются внутренними документами перевозчика, не имеющими значения для всех иных участников процесса перевозки груза.
В транспортной накладной не нужно указывать информацию о лицах, ответственных за перевозку. В графах 1, 2, 10 транспортной накладной не нужно указывать информацию о лице, ответственном за перевозку со стороны грузоотправителя (грузовладельца), грузополучателя и перевозчика (фамилию, имя, отчество и средства связи).
Данное изменение также видится оправданным.
Для юридического лица обязательно нужно указывать телефон. В графах 1, 2, 10 транспортной накладной грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, являющиеся юридическими лицами, помимо полного наименования и адреса должны указывать также телефон.
Подписи должны быть расшифрованы, должности указаны. В графах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза» следует не только расшифровать подписи грузоотправителя и грузополучателя, но и указать их должности.
Подпись водителя в этих графах также должна быть расшифрована.
Приведем примеры заполнения отдельных граф транспортной накладной в новой редакции.
Вариант 1. Ситуация, при которой продавец со своего склада, расположенного в обособленном подразделении, отгружает товар на склад покупателя, при этом перевозчика нанимает и его услуги оплачивает продавец.
Графа 1 — наименование организации-грузовладельца, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это продавец).
Графа 2 — наименование организации, на склад которой поступит груз, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это покупатель).
Графа 6 — адрес склада погрузки, т. е. адрес обособленного подразделения продавца, подпись кладовщика продавца, отпустившего товар; подпись водителя, принявшего груз к перевозке.
Графа 7 — адрес склада выгрузки, т. е. фактический адрес склада покупателя, подпись кладовщика или иного представителя покупателя, принявших груз, подпись водителя, сдавшего груз грузополучателю.
Графа 10—наименование перевозчика, адрес, телефон, фамилия, имя, отчество водителя, телефон.
Графа 15 — стоимость услуг по перевозке и дополнительные расходы перевозчика; наименование, адрес и банковские реквизиты организации плательщика (в нашем случае — это продавец).
Графа 16 — подпись должностного лица грузоотправителя (грузовладельца) — в нашем
случае — это продавец; подпись должностного лица перевозчика.
Вариант 2. Другая распространенная ситуация, при которой продавец со своего склада, расположенного в обособленном подразделении, отгружает товар на склад покупателя, при этом перевозчика нанимает и его услуги оплачивает покупатель (на склад продавца приезжает за грузом автомобиль, направленный покупателем).
Графа 1 — наименование организации-грузовладельца, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это покупатель).
Графа 2 — наименование организации, на склад которой поступит груз, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это покупатель).
Графа 6 — адрес склада погрузки, т. е. адрес обособленного подразделения продавца, здесь же можно указать наименование организации — реального грузоотправителя (в нашем случае—это продавец), подпись кладовщика продавца, отпустившего товар, подпись водителя, принявшего груз к перевозке.
Графа 7 — адрес склада выгрузки, т. е. фактический адрес склада покупателя, подпись кладовщика или иного представителя покупателя, принявших груз, подпись водителя, сдавшего груз грузополучателю.
Графа 10—наименование перевозчика, адрес, телефон, фамилия, имя, отчество водителя, телефон.
Графа 15 — стоимость услуг по перевозке и дополнительные расходы перевозчика; наименование, адрес и банковские реквизиты организации-плательщика (в нашем случае — это покупатель).
Графа 16 — подпись должностного лица грузоотправителя (грузовладельца) — в нашем случае — это покупатель, подпись должностного лица перевозчика.
Вариант 3. Более сложная ситуация, при которой продавец со своего склада, расположенного в обособленном подразделении, отгружает товар на склад покупателя, при этом покупатель нанимает экспедитора, действующего по агентской схеме и нанимающего перевозчика от своего имени, но за счет заказчика (покупателя), услуги перевозчика оплачивает экспедитор.
Графа 1 — наименование организации-отправителя груза по поручению грузовладельца (т. е. покупателя), юридический адрес, телефон (в нашем случае — это экспедитор).
Графа 2 — наименование организации, на склад которой поступит груз, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это покупатель).
Графа 6 — адрес склада погрузки, т. е. адрес обособленного подразделения продавца, здесь же можно указать наименование организации — реального грузоотправителя (в нашем случае — это продавец), подпись кладовщика продавца, отпустившего товар, подпись водителя, принявшего груз к перевозке.
Графа 7 — адрес склада выгрузки, т. е. фактический адрес склада покупателя; подпись кладовщика или иного представителя покупателя, принявших груз; подпись водителя, сдавшего груз грузополучателю.
Графа 10 — наименование перевозчика, адрес, телефон, фамилия, имя, отчество водителя, телефон.
Графа 15—стоимость услуг по перевозке и дополнительные расходы перевозчика, наименование, адрес и банковские реквизиты организации-плательщика (в нашем случае — это экспедитор).
Графа 16 — подпись должностного лица грузоотправителя (грузовладельца) — в нашем случае это экспедитор (полномочия действовать в интересах покупателя, т. е. грузовладельца подтверждаются договором транспортной экспедиции или доверенностью), подпись должностного лица перевозчика.
Вариант 4. Обычная ситуация (но в новом прочтении правил заполнения графы 1), при которой перепродавец нанимает перевозчика и оплачивает его услуги, чтобы со склада продавца забрать товар и перевезти его на склад покупателя.
Графа 1 — наименование организации-грузовладельца, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это перепродавец).
Графа 2 — наименование организации, на склад которой поступит груз, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это покупатель).
Графа 6 — адрес склада погрузки, т. е. адрес склада продавца, здесь же можно указать наименование организации — реального грузоотправителя (в нашем случае — это продавец), подпись кладовщика продавца, отпустившего товар, подпись водителя, принявшего груз к перевозке.
Графа 7 — адрес склада выгрузки, т. е. фактический адрес склада покупателя, подпись кладовщика или иного представителя покупателя, принявших груз, подпись водителя, сдавшего груз грузополучателю.
Графа 10 — наименование перевозчика, адрес, телефон, фамилия, имя, отчество водителя, телефон.
Графа 15 — стоимость услуг по перевозке и дополнительные расходы перевозчика, наименование, адрес и банковские реквизиты организации плательщика (в нашем случае — это перепродавец).
Графа 16 — подпись должностного лица грузоотправителя (грузовладельца) — в нашем случае это перепродавец; подпись должностного лица перевозчика.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.11.1996 № 14-ФЗ.
2. О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом: постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1208.
4. Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом: постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.
4. Письмо ФНС России от 21.01.2010 № 3-111/22@.
5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru