Научная статья на тему 'Порядок возмещения расходов на ГСМ при использовании работником личного транспорта для служебных целей'

Порядок возмещения расходов на ГСМ при использовании работником личного транспорта для служебных целей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
880
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЛИЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ / КОМПЕНСАЦИЯ / ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ / СЛУЖЕБНЫЕ ЦЕЛИ / КОМАНДИРОВКА / НОРМА / ГСМ / СУММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миллер Н.В.

В данной статье рассмотрены изменения законодательства РФ в части, касающейся порядка возмещения расходов на горюче-смазочные материалы при использовании работником личного транспорта для служебных целей. Проанализированы правовые и нормативные акты, влияющие на порядок возмещения расходов на горюче-смазочные материалы работнику. Даны пояснения по начислениям компенсаций на такие выплаты, обоснована правовая база.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок возмещения расходов на ГСМ при использовании работником личного транспорта для служебных целей»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 2 (2017) 19-21 and Non-Profit Organizations

ISSN 2311-9411 (Online) Бухгалтер и закон

ISSN 2079-6714 (Print)

ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ НА ГСМ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОТНИКОМ ЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ

Наталья Витальевна МИЛЛЕР

аудитор,

Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой, Екатеринбург, Российская Федерация

История статьи:

Принята 01.12.2016 Одобрена 27.12.2016

Ключевые слова: личный транспорт, личный автомобиль, компенсация, возмещение затрат, служебные цели, командировка, норма, ГСМ, сумма

Аннотация

В данной статье рассмотрены изменения законодательства РФ в части, касающейся порядка возмещения расходов на горюче-смазочные материалы при использовании работником личного транспорта для служебных целей. Проанализированы правовые и нормативные акты, влияющие на порядок возмещения расходов на горюче-смазочные материалы работнику. Даны пояснения по начислениям компенсаций на такие выплаты, обоснована правовая база.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В соответствии с нормами статьи 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия работодателя и в его интересах своего личного транспорта работнику выплачивается компенсация за использование и износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием (при условии их документального подтверждения). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Компенсация и возмещение затрат учитываются в расходах по налогу на прибыль на дату их выплаты в размере, предусмотренном письменным соглашением с работником (подп. 4 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации).

И компенсация, и возмещение затрат в сумме, предусмотренной письменным соглашением с работником, не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховыми взносами (см. письма Минфина России от 20.04.2015 № 03-04-06/22274, ФНС России от 27.01.2010 № МН-17-3/15@, Минтруда России от 25.07.2014 № 17-3/В-347, Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 № 2538-19, подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Итак, казалось бы, все просто: работник с согласия работодателя едет в служебную поездку на своем личном автомобиле, ему выплачивается компенсация за использование автотранспортного

средства и возмещаются расходы, связанные с использования автомобиля.

Однако «ложку дегтя в бочку с медом» вносит подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации, который ограничивает размер выплат компенсации за использование личного транспорта работника в служебных целях нормативами, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92 эта сумма составляет 1 200-1 500 руб. для легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя.

Выплаченная работнику сумма компенсации, превышающая установленные нормы, не уменьшает базу по налогу на прибыль (см. письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-0306/1/39239).

Возникает вопрос соотношения затрат на горючесмазочные материалы (ГСМ), которые в отдельных случаях, например при командировках, могут быть существенными, и незначительных сумм компенсаций.

По мнению Минфина и ФНС России в суммах компенсации уже учтены все затраты, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля (износ, ГСМ, материалы, ремонт). Поэтому дополнительного возмещения затрат в целях налогового учета не предполагается, несмотря на то что сотруднику возмещаются все фактические расходы при наличии подтверждающих

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

2 (2017) 19-21

Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations

документов (см. письмо ФНС России от 21.05.2010 № ШС-37-3/2199).

Стоит отметить, что указанную позицию в свое время разделял и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (см. решение от 14.09.2009 № ВАС-10278/09).

Данная точка зрения Минфина и ФНС России основана на положениях письма Минфина России от 21.07.1992 № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок», в котором были установлены условия выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок.

Ключевым аспектом документа является утверждение, что в размерах компенсации работнику уже учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля, а именно:

• сумма износа;

• затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт.

Однако, начиная с 07.03.2014, приказом Минфина России от 21.10.2013 № 104н письмо Минфина России от 21.07.1992 № 57 было отменено.

Таким образом, аргумент о включении расходов на ГСМ в сумму компенсации не имеет под собой оснований, так как «старинное» письмо Минфина России от 24.07.1992 было единственным докуме нтом, в котором приве де н «калькуляционный» состав компенсации.

Следовательно, в настоящее время следует руководствоваться статьей 188 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей выплату работнику компенсации за использование и износ (амортизацию) личного транспорта, а также (то есть дополнительно, сверх величины компенсации) возмещение расходов, связанных с его использованием (при условии их документального подтверждения).

Таким образом, в связи с новыми обстоятельствами, связанными с отменой с марта 2014 г. письма Минфина России от 21.07.1992 № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок», организация может учесть в расходах по налогу на

прибыль не только сумму компенсации за использование личного транспорта работника в пределах норматива (1 200 руб.), но и выплаченное возмещение фактически понесенных расходов работника, конечно, при наличии в трудовом договоре условия о выплате компенсации и дополнительном возмещении расходов на ГСМ, а также при наличии подтверждающих документов (путевые листы, чеки АЗС).

Существует позиция ряда экспертов и аудиторов, согласно которой организация «безболезненно» может признать в расходах по налогу на прибыль фактически понесенные затраты на ГСМ, например при поездке в командировку на личном транспорте, только при наличии действующего договора аренды автотранспортного средства между организацией и работником либо соглашения о выплате компенсации.

С этой позицией невозможно согласиться. Законодательство не содержит ограничений на этот счет. Для признания расходов на возмещение затрат по ГСМ, в том числе при поездке в командировку на личном транспорте, достаточно наличия должным образом оформленных подтверждающих документов и соответствующих условий о возмещении фактических затрат, установленных трудовым договором. Основания для признания таких расходов перечислены в под. 11 и 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

В рамках рассматриваемой ситуации всегда возникал вопрос, связанный с возможностью выплаты и налогового учета компенсации при использовании транспортного средства, которым работник управляет по доверенности.

В нормативных документах формально речь идет об использовании работниками личных транспортных средств в служебных целях. При этом в своих разъяснениях представители Минфина России разрешали учитывать выплату компенсаций по транспортным средствам, управляемым по доверенности в целях налогообложения прибыли (см. письмо Минфина России от 27.12.2010 № 03-03-06/1/812).

На сегодняшний день уже нормативно закреплена возможность использования для поездок в командировку автотранспорта, который принадлежит не сотруднику, а третьим лицам, и управляется им по доверенности (см. постановление Правительства РФ от 29.07.2015 № 771 «О внесении изменений в Положение об особенностях направления

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

2 (2017) 19-21

Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations

работников в служебные командировки» -изменения в п. 7 Положения).

Поэтому при поездках в командировку на автомобиле, управляемом работником по доверенности, организация может учесть расходы на ГСМ в фактических и документально подтвержденных суммах на основании подп.12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации. Но при этом не забудьте на сумму такой компенсации (при отсутствии у работника права собственности на автомобиль и управлении

им по доверенности) начислить страховые взносы и удержать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) ( см. письмо Минтруда России от 13.11.2015 № 17-3/В-542, письмо Минфина России от 08.08.2012 № 03-04-06/9-228). Исключение составляет управление автомобилем по доверенности, оформленным на супруга ( с упр угу ) р аб о тни ка, с о с то я ще м в зарегистрированном браке, так как в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации - это совместно нажитое имущество (ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации).

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

4. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015).

5. Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией: постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (ред. от 09.02.2004).

6. О внесении изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки: постановление Правительства РФ от 29.07.2015 № 771.

7. Приказ Минфина России от 21.10.2013 № 104н.

8. Письмо Минфина России от 20.04.2015 № 03-04-06/22274.

9. Письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39239.

10. Письмо Минфина России от 21.07.1992 № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок».

11. Письмо ФНС России от 27.01.2010 № МН-17-3/15@.

12. Письмо ФНС России от 21.05.2010 № ШС-37-3/2199.

13. Письмо Минтруда России от 25.07.2014 № 17-3/В-347.

14. Письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 № 2538-19.

15. Решение ВАС РФ от 14.09.2009 № ВАС-10278/09.

16. Письмо Минфина России от 08.08.2012 № 03-04-06/9-228.

17. Письмо Минтруда России от 13.11.2015 № 17-3/В-542.

18. Письмо Минфина России от 27.12.2010 № 03-03-06/1/812.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.