Научная статья на тему 'Порядок учета "валютных" объектов организациями государственного сектора'

Порядок учета "валютных" объектов организациями государственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ВЫРАЖЕННЫЕ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Г.И.

Предмет. Российский бухгалтерский учет организаций государственного сектора претерпевает значительные изменения, находясь на стадии реформирования. С 01.01.2018 субъекты государственного сектора управления при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны применять положения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Не являются исключением и правила учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Минфином России был разработан федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют», который будет применяться организациями с 01.01.2019. В представленной статье рассматривается порядок учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Цели. Рассмотрение порядка учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Методология. В статье применялись методы наблюдения, анализа и синтеза. Результаты. Раскрыт порядок учета активов и обязательств организаций государственного сектора, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Область применения. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеева Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок учета "валютных" объектов организациями государственного сектора»

pISSN 2079-6714 Учет в государственных учреждениях

eISSN 2311-9411

ПОРЯДОК УЧЕТА «ВАЛЮТНЫХ» ОБЪЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Гульнара Ильсуровна АЛЕКСЕЕВА

кандидат экономических наук, доцент департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

История статьи:

Получена 09.08.2018 Одобрена 05.10.2018

Ключевые слова: активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте, бухгалтерский учет, организации

государственного сектора

Аннотация

Предмет. Российский бухгалтерский учет организаций государственного сектора претерпевает значительные изменения, находясь на стадии реформирования. С 01.01.2018 субъекты государственного сектора управления при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны применять положения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Не являются исключением и правила учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Минфином России был разработан федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют», который будет применяться организациями с 01.01.2019. В представленной статье рассматривается порядок учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Цели. Рассмотрение порядка учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Методология. В статье применялись методы наблюдения, анализа и синтеза. Результаты. Раскрыт порядок учета активов и обязательств организаций государственного сектора, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Область применения. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Последние годы отмечены активными действиями Минфина России в направлении реформирования российского бухгалтерского учета как в негосударственном, так и в государственном секторе экономики. Здесь следует отметить:

- Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг. [1];

- Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг. [2];

- Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг. [3];

- Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденную приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64н [4];

- Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на

2017-2019 гг. [5];

- Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на

2018-2020 гг. [6].

В рамках указанных программ был разработан ряд проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций негосударственного сектора и федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, многие из которых применяются бюджетными и иными учреждениями с 01.01.2018. При этом разработка стандартов продолжается, результатом чего является новый федеральный стандарт

бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют», вступающий в действие с 01.01.2019.

Организации как негосударственного [10, 11, 12], так и государственного секторов при осуществлении своей деятельности достаточно часто сталкиваются с активами и обязательствами, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Действующие российские регламентации по учету активов и обязательств организаций государственного сектора, стоимость которых выражена в иностранной валюте, подробно рассмотрены Э.С. Дружиловской [13-15], поэтому в настоящей статье будут рассмотрены новые правила учета данных объектов.

Приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» с 01.01.2019 устанавливаются:

1) новый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;

2) методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;

3) порядок раскрытия информации о результатах пересчета указанных показателей в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Данный стандарт должен применяться организациями государственного сектора одновременно с:

- федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 № 25бн [8];

- другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;

- единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина Россиии от 25.03.2011 № 33н [9].

В соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (ФСБУ ГС) «Влияние изменений курсов иностранных валют» активы и обязательства разделяются на монетарные и немонетарные. Определение валютных монетарных активов и обязательств и их состав представлены в табл. 1.

Все остальные валютные активы и обязательства отнесены рассматриваемым стандартом к немонетарным. Как следует из п. 5 стандарта валютные немонетарные активы и обязательства - это «активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте, не относящиеся, согласно стандарту, к валютным монетарным активам и валютным монетарным обязательствам» [7]. В качестве примера валютных немонетарных активов можно назвать авансы выданные, а валютных немонетарных обязательств - авансы полученные.

Учет валютных монетарных и немонетарных активов и обязательств ведется одновременно как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте.

Стоимость валютных монетарных активов и обязательств в соответствии с п. 6 ФСБУ ГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» следует отражать в рублях по курсу пересчета на дату их признания в бухгалтерском учете или на отчетную дату. Курс пересчета, как указано в п. 5 стандарта, представляет собой «официальный курс

Центрального банка Российской Федерации соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю, при отсутствии официального курса - курс, рассчитанный по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или устанавливаемый центральным (национальным) банком соответствующего государства курс к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается Центральным банком Российской Федерации» [7].

Пример 1. 27.07.2018 бюджетным учреждением приобретен объект нематериальных активов у иностранного поставщика, стоимость которого по договору составляет 5 000 долл. США. Расчеты с поставщиком произведены в августе.

Курс иностранной валюты, установленный Банком России на 27.07.2018, составил 62,9235 руб./долл. США.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения 27.07.2018 будет оформлена следующая запись:

Дебет счета 010622000 «Вложения в нематериальные активы - особо ценное движимое имущество»

Кредит счета 030232000 «Расчеты по приобретению нематериальных активов» -314 617,5 руб. (5 000 долл. США х 62,9235 руб./долл. США) - отражена сумма вложений учреждения в объекты основных средств.

В некоторых случаях, которые прямо установлены иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, организации государственного сектора должны вести их учет одновременно как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте.

Пример 2. Бюджетное учреждение выдало работнику под отчет денежные средства в размере 1 500 евро для поездки в командировку в Финляндию. На дату

выдачи денежных средств в бухгалтерском учете учреждения будет отражена дебиторская задолженность работника одновременно в иностранной валюте, то есть в евро и в рублях.

Согласно п. 7 ФСБУ ГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» в последующем стоимость валютных монетарных активов и обязательств следует пересчитывать в рубли по курсу пересчета:

• на дату совершения операции с данными активами и обязательствами;

• на каждую отчетную дату.

Возникающие при этом курсовые разницы признают в составе финансового результата текущего периода и учитывают обособленно «на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета с отнесением на увеличение (уменьшение) стоимости валютных монетарных активов и обязательств» [7].

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 1, добавив следующую информацию: курс иностранной валюты, установленный Банком России на 31 июля, составил 62,7805 руб./долл. США.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения 31 июля будет оформлена следующая запись:

Дебет счета 030232000 «Расчеты по приобретению нематериальных активов»

Кредит счета 040110171 «Доходы от переоценки активов» - 715 руб. (5 000 долл. США х (62,9235 руб./долл. США - 62,7805 руб./долл. США) - отражена курсовая разница по кредиторской задолженности перед иностранным поставщиком.

Таким образом, стоимость кредиторской задолженности в иностранной валюте будет пересчитана как на дату принятия к бухгалтерскому учету, так и на отчетную дату.

Что касается валютных немонетарных активов и обязательств, то их стоимость при принятии к бухгалтерскому учету или отражении в

бухгалтерской (финансовой) отчетности отражают в рублях по курсу пересчета на дату их признания в бухгалтерском учете.

Пример 4. Воспользуемся условиями примеров 1 и 3. Выраженная в иностранной валюте стоимость приобретенного объекта нематериальных активов пересчитывается в рублевый эквивалент только на дату его признания в бухгалтерском учете и составляет 314 617,5 руб.

В последующем пересчету подлежит стоимость только валютного немонетарного актива, подлежащего учету по справедливой стоимости после его признания в бухгалтерском учете. Его стоимость пересчитывается в рублевый эквивалент по курсу пересчета на каждую дату определения (изменения) его справедливой стоимости, выраженной в иностранной валюте. При этом возникающие курсовые разницы отражаются в составе финансового результата текущего периода в качестве дохода от оценки активов в том периоде, в котором они возникли.

Стоимость других валютных немонетарных активов и обязательств пересчету не подлежит.

У загранучреждений, следуя нормам п. 10 ФСБУ ГС «Влияние изменений курсов иностранных валют», есть возможность сделать выбор в пользу одного из двух методов пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета:

1) отражать все факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете одновременно в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте;

2) отражать все факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете одновременно только в иностранной валюте.

В случае применения второго метода показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждения пересчитываются в рублевый эквивалент. При этом «стоимость активов и обязательств на конец отчетного

периода» [7] отражается по курсу пересчета на отчетную дату. Величина доходов и расходов текущего отчетного периода представляется по курсу пересчета на даты соответствующих операций или с использованием средней величины курсов пересчета, представляющей сбой сумму произведений величин курсов пересчета и дней их действия в отчетном периоде, деленной на количество дней в отчетном периоде.

Возникающие при пересчете «курсовые разницы отражаются в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов» [7] учреждения.

Выбранный порядок учета необходимо закрепить в учетной политике организации государственного сектора. В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора следует раскрыть сумму курсовых разниц, отраженных в составе финансового результата текущего года.

Кроме того, загранучреждения:

1) в пояснительной записке раскрывают информацию о выбранном методе пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета и его изменении по сравнению с предыдущим годом (если оно было);

2) показатели своей бухгалтерской (финансовой) отчетности по результатам пересчета используют при составлении консолидированной отчетности.

Таким образом, разработка и утверждение федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» - значительный шаг вперед на пути реформирования бухгалтерского учета г о с уд а р с т в е н н о г о с е к т о р а , п р а в и л ь н о е применение положений которого будет способствовать представлению достоверной уч е т но й и о т ч е т н о й и н ф о рм ац и и организациями государственного сектора.

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 18 (2018) 2-7 Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations

Таблица 1 Монетарные объекты бухгалтерского учета

Наименование монетарного объекта Определение Состав

Валютные монетарные активы «Активы, выраженные в иностранной валюте и (или) в ее рублевом эквиваленте, подлежащие получению в виде денежных средств (эквивалентов денежных средств)» [7] Денежные средства и эквиваленты денежных средств. Финансовые вложения в долговые ценные бумаги. Предоставленные кредиты (займы). Дебиторская задолженность, за исключением авансов, выданных по расходным обязательствам. Вложения в финансовые активы средств Фонда национального благосостояния. Иные активы, подлежащие получению в виде денежных средств (эквивалентов денежных средств)

Валютные монетарные обязательства «Обязательства, выраженные в иностранной валюте, подлежащие погашению денежными средствами (эквивалентами денежных средств) и (или) иными монетарными активами» [7] Кредиторская задолженность, за исключением полученных авансов. Полученные кредиты (займы учреждений). Иные обязательства, подлежащие погашению денежными средствами (эквивалентами денежных средств) и (или) иными монетарными активами

Источник: авторская разработка

Список литературы

1. Приказ Минфина России от 23.05.2016 № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.».

2. Приказ Минфина России от 07.06.2017 № 85н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.».

3. Приказ Минфина России от 18.04.2018 № 83н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 7 июня 2017 г. № 85н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.».

4. Приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора».

5. Приказ Минфина России от 31.10.2017 № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов

Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора».

6. Приказ Минфина России от 28.02.2018 № 36н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2018-2020 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» и от 25 ноября 2016 г. № 218н «О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора».

7. Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 122н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют».

8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

10. Алексеева Г.И. Бухгалтерский учет гарантий, предусмотренных трудовым законодательством // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 23. С. 38-49.

11. Алексеева Г.И. Бухгалтерский учет и налогообложение операций по договору возмездного оказания услуг // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 11.С. 2-11.

12. Алексеева Г.И. Бухгалтерский учет и налогообложение операций по договору возмездного оказания услуг // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 12. С. 2-11.

13. Дружиловская Э.С. Оценка активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в российском и международном учете общественного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 17. С. 2-8.

14.Дружиловская Э.С. Правила оценки активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в РСБУ и МСФО негосударственного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 3.

15.Дружиловская Э.С. Правила оценки активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в РСБУ и МСФО негосударственного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.