Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ РАННИХ АББАСИДСКИХ ХАЛИФОВ (НА ОСНОВЕ ПИСЬМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ)'

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ РАННИХ АББАСИДСКИХ ХАЛИФОВ (НА ОСНОВЕ ПИСЬМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ / АББАСИДСКИЙ ХАЛИФ / НАСЛЕДНИК ПРЕСТОЛА / ИНСИГНИИ ВЛАСТИ / ПРИСЯГА НА ВЕРНОСТЬ / ДВОР ХАЛИФА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хусенов Фаррух Рахимович

В статье автор на основе трудов арабо-мусульманских историков - Табари, ал-Масъуди и Ибна ал-Асира проанализировал порядок проведения легитимации власти первых аббасидских халифов. Подчеркивается, что в аббасидском халифате не было церемонии коронации. Халифат являлся теократическим государством, и аббасиды, проводя генеалогическую легитимацию, одновременно легитимировали политическую и религиозную власть перед подданными. Констатируется, что присягу на верность новому халифу первым приносили члены династии Аббасидов и двор халифа. О смерти халифа и восшествии нового халифа оповещалось подданным во время молитвы в соборной мечети самим воцарившимся халифом, и от подданных также принималась присяга на верность. Автор считает, что и в провинциях о восшествии на престол нового халифа оповещалось во время пятничной молитвы и прибывшие подданные также давали присягу на верность новому халифу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE FOR LEGITIMIZATION OF POWER OF THE EARLY ABBASID CALIPHAS (BASED ON WRITTEN MATERIALS)

Designing on the premise of Arab-Muslim historians' works - Tabari, al-Masudi and Ibn al-Asir, the author of the article under consideration analyzed the procedure for legitimizing the power of the first Abbasid caliphs. It is emphasized that there was no coronation ceremony in the Abbasid Caliphate. The caliphate was theocratic state and the Abbasids while carrying out genealogical legitimation, simultaneously legitimized political and religious power in front of their subjects. It is stressed that the members of the Abbasid dynasty and the caliph's court were the first to take the oath of allegiance to the new caliph. The death of the caliph and ascension of the new caliph was announced to the subjects during prayer in the cathedral mosque by the reigning caliph himself and the oath of allegiance was also taken from the subjects. The author believes that in the provinces the accession to the throne of the new caliph was also announced during Friday prayers, and the arriving subjects also took an oath of allegiance to the new caliph.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ РАННИХ АББАСИДСКИХ ХАЛИФОВ (НА ОСНОВЕ ПИСЬМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ)»

5.6. [07.00.00] ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ 5.6. [07.00.00] ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 5.6. [07.00.00] HISTORICAL SCIENCES

5.6.1. [07.00.02] ТАЪРИХИ ВАТАН

5.6.1. [07.00.02] ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

5.6.1. [07.00.02] HOME HISTORY

УДК 94(3)

DOI:10.51844-2077-4990-2022-4-11-17

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ Хусенов Фаррух Рахимович, к.и.н., доцент, ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ РАННИХ заведующий кафедрой археологии, этнографии АББАСИДСКИХХАЛИФОВ (НА ОСНОВЕ и религиоведения ГОУ «ХГУ имени акад.Б.

ПИСЬМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ) Гафурова»(Таджикистан, Худжанд)

РАВИШИМАШРУЪИЯТБАХШИДАНБА Хусенов Фаррух Рахимович, н.и.т., дотсент, КУДРАТИ ХАЛИФАХОИ АББОСИИ мудири кафедраи археология, этнография ва АВВАЛ (ДАР АСОСИМАВОДИХАТТЙ) диншиносии МДТ «ДДХ ба номи акад.Б.

Fафуров»(Тоцикисmон, Хуцанд) PROCEDURE Husenov Farrukh Rahimovich, candidate of FOR LEGITIMIZATION OF POWER OF historical sciences, Associate Professor, acting head THE EARLY ABBASID CALIPHAS (BASED of the department of archeology, ethnography and ON WRITTEN MATERIALS) religious studies under the SEI "KhSU named after

acad. B.Gafurov" (Tajikistan, Khujand) E-mail: farrukh_2522@mail.ru Ключевые слова: легитимация власти, аббасидский халиф, наследник престола, инсигнии власти, присяга на верность, двор халифа

В статье автор на основе трудов арабо-мусульманских историков - Табари, ал-Масъуди и Ибна ал-Асира проанализировал порядок проведения легитимации власти первых аббасидских халифов. Подчеркивается, что в аббасидском халифате не было церемонии коронации. Халифат являлся теократическим государством, и аббасиды, проводя генеалогическую легитимацию, одновременно легитимировали политическую и религиозную власть перед подданными. Констатируется, что присягу на верность новому халифу первым приносили члены династии Аббасидов и двор халифа. О смерти халифа и восшествии нового халифа оповещалось подданным во время молитвы в соборной мечети самим воцарившимся халифом, и от подданных также принималась присяга на верность. Автор считает, что и в провинциях о восшествии на престол нового халифа оповещалось во время пятничной молитвы и прибывшие подданные также давали присягу на верность новому халифу.

Вожа^ои калиди: цонунигардонии уокимият, халифаи Аббаси, валиауди тоцу тахт, рамзуои уокимият, цасами вафодори, дарбори халифа

Дар мацола муаллиф тартиби цонунигардонии уакимияти халифауои аввалини Аббосиро дар асоси асаруои муаррихони арабу мусулмон - Табари, ал-Масъуди ва Ибн ал-Асир таулил намудааст. Цайд карда шудааст, ки дар хилофати Аббоси маросими тоцгузори мавцуд набуд. Хилофат уукумати динсолор буд ва Аббосиён уокимияти худро бо роуи шацарави цонуни гардонида, бо уамин роу ба уокимияти хеш уам аз циуати сиёси ва уам аз циуати дини машруъият мебахшиданд. Цайд карда мешавад, ки ба халифаи нав аввал намояндагони сулолаи Аббосиён ва дарбориён савганди садоцат ёд мекарданд. Вафот ёфтани халифа ва ба тахт нишастани халифаи нав ба раъият аз цониби худи халифа уангоми намозгузори дар масциди цомеъ эълон карда мешуд ва аз раъият савганди садоцат цабул карда мешуд. Ба фикри муаллиф дар музофотуо низ ба тахт нишастани халифаи нав дар вацти намози цумъа эълон карда мешуд ва аз раъияти уозиршуда савганди садоцат ба халифаи нав цабул карда мешуд.

Key words: legitimization of power, Abbasid caliph, heir to throne, insignia of power, oath of allegiance, calipha^s court

Designing on the premise of Arab-Muslim historiansл works - Tabari, al-Masudi and Ibn al-Asir, the author of the article under consideration analyzed the procedure for legitimizing the power of the first Abbasid caliphs. It is emphasized that there was no coronation ceremony in the Abbasid Caliphate. The caliphate was theocratic state and the Abbasids while carrying out genealogical legitimation, simultaneously legitimized political and religious power in front of their subjects. It is stressed that the

members of the Abbasid dynasty and the caliph^s court were the first to take the oath of allegiance to the new caliph. The death of the caliph and ascension of the new caliph was announced to the subjects during prayer in the cathedral mosque by the reigning caliph himself and the oath of allegiance was also taken from the subjects. The author believes that in the provinces the accession to the throne of the new caliph was also announced during Friday prayers, and the arriving subjects also took an oath of allegiance to the new caliph.

Власть аббасидской династии полностью утвердилась в Халифате в 750 г. в результате гражданской войны. Как проходила легитимация власти аббасидской династии и как проводилась инаугурация ранних аббасидских халифов, в историографии подробных исследований нет. Нужно отметить, что ранняя эпоха династии Аббасидов начинается с правления первого их халифа - Абул-Аббаса ас-Сафаха (749-754 гг.) и продолжается до прихода к власти Мухаммада Амина (809-813).В этот период истории авторитет аббасидских халифов на территории империи считался непоколебимым. Цель нашего исследования в данной статье на основе письменного материала, прежде всего трудов арабо-мусульманских историков - Табари, ал-Масъуди и Ибна ал-Асира, более подробно рассмотреть порядок проведения легитимации ранних аббасидских халифов, а также определить его роль и значение.

С самого начала Аббасиды обосновывали легитимность своих претензий на власть родством с пророком Мухаммадом (с). Их главный "юридический" аргумент состоял в том, что Омейяды, хотя и были одним из родов племени Курайш, но не принадлежали к роду Мухаммада (с), а один из омейядских вождей - Абу Суфьян - был даже долгое время мекканским недругом пророка. Они утверждали, что справедливость будет восстановлена в мусульманской общине только тогда, когда власть будет находиться в руках ближайших родственников Мухаммада (с), то есть у Аббасидов. Сами Аббасиды в своем происхождении были связаны с пророком только косвенно. Ал-Аббас был дядей Мухаммада, родным братом его отца Абдаллаха [11,с.13]. Историки аббасидской эпохи Табари и Ибн ал-Асир утверждают, что сам пророк Мухаммад (с) в свое время сообщил Аббасу ибн Абдулмуталлибу, что халифат достанется его потомкам. Поэтому потомки Аббаса ждали времени, когда власть в халифате достанется им [7, с. 4069; 9, с. 4612; 3, с. 3270]. Возможно, такой слух распространялся двором самих Аббасидов, так как, если следовать генеалогическим путем легитимации власти, то алиды больше, чем аббасиды, имели права на власть в халифате.

О проведении легитимации власти первого аббасидского халифа в письменных источниках сохранились компилятивные сведения. Согласно сообщениям Табари, ал-Масъуди и Ибна ал-Асира, Абул-Аббас скрывался в Куфе, в доме некоего Валида ибн Саида. Когда его брат Ибрахим, глава дома Аббасидов, был казнен омейядским халифом Марваном II (688-750), то главенство перешло Абул-Аббасу. Овладев Куфой, сторонники Аббасидов прибыли к Абул-Аббасу и дали ему клятву на верность. 28 ноября 749 г. (согласно Ибн ал-Асиру - 28 октября) в соборной мечети Куфы, во время пятничной молитвы Абул-Аббас выступил с тронной речью [7, с.4079-4082;9,с.4624-4627;1,с.50-51;3,с.3274-3279;].Вход Абул-Аббаса в мечеть был торжественным. Согласно Ибн ал-Асуру, в этот день люди, одевшись в военную форму, выстроились в ряд, т.е. в караул почета. Абул-Аббас ехал верхом на коне серого цвета, и его сопровождали приближенные и родственники [3,с.3274]. Согласно ал-Масъуди, Абул-Аббас произнес проповедь стоя, в то время как Омейяды произносили проповеди сидя. Это было расценено собравшимися как возрождение древних традиций [1,с.46].Во время своего выступления Абул-Аббас присвоил себе имя «ас-Саффах», что означает «щедрый, великодушный» [11, с.23]. По утверждению Табари, в соборной мечети вначале была принята присяга Абул-Аббасом, а после он подошел к кафедре и выступил с тронной речью [7,с.4074]. Вместе с тем Табари сообщает, что после тронной речи Абул-Аббас велел своему брату Абуджаъфару, чтобы тот принял присягу, а сам ушел. Абуджаъфар приводил к присяге пришедших до ночи [7,с.4078].Ибн ал-Асир сообщает о принятии присяги пришедших Абуджаъфаром после ухода Абул-Аббаса, но о приведении к присяге до тронной речи Абул-Аббаса не упоминает [3, с. 3279]. Сообщение Табари, на наш взгляд, нужно трактовать так, что до выступления Абул-Аббас принял присягу военачальников, воевавших на стороне Аббасидов, а затем его брат приводил к присяге жителей Куфы, пришедших на пятничную молитву.

После пятничной молитвы Абул-Аббас произвел кадровые назначения [7,с.4082]. Как отмечает английский востоковед Х. Кеннеди: «Клятвы верности, данные в мечети в Куфе, стали формальной инаугурацией новой династии...» [5,с.39].Тот же исследователь справедливо отмечает: «В исламе нет церемонии коронации. Вместо этого люди приходят подтвердить свою преданность, беря руку нового халифа или его представителя и произнося клятву. В начале эры

Аббасидов церемония была публичной, ее проводили в главной мечети города халифа, и длилась она семь дней. Позднее, в более скрытные времена, клятва давалась быстро, во дворце, небольшой группкой солдат и чиновников, а более широкое мусульманское общество просто ставили в известность о том, что произошло» [5,с.38].Династия Аббасидов, придя к власти, стала возрождать традиции двора Сасанидов. Но торжественная церемония коронации, сопровождавшаяся водружением короны на голову монарха, аббасидами не был заимствован. В этом отношении они оставались верны традиции, сформировавшейся в период правления праведных халифов.

Согласно сообщениям Табари и Ибна ал-Асира, второй аббасидский халиф Абуджаъфар (754-775) был провозглашен халифом Исой ибн Мусой, правителем Куфы и племянником первых двух аббасидских халифов [7, с. 4118; 9, с. 4681; 3, с. 3328]. Иса ибн Муса присягнул Абуджаъфару в тот же день, когда скончался Абул-Аббас ас-Саффах, причем в этот момент сам Абуджаъфар находился в Мекке. К новому халифу был отправлен гонец с вестью [7, с.4128; 9, с. 4681]. Сообщение ал-Масъуди несколько отличается от сообщений Табари и Ибна ал-Асира. Согласно ему, когда скончался Абул-Аббас, Абуджаъфар находился по пути в Мекку, а не в самом городе. Процессом принятия присяги (8.06.754 г.) управлял не Иса ибн Муса, а дядя двух первых халифов - Иса ибн Али. Причем, присягали Абуджаъфару как халифу, а следом за ним Исе ибн Мусе как наследнику Абуджаъфара [1, с.76-77]. Согласно Ибн ал-Асиру, заупокойная молитва усопшему халифу была прочитана Исой ибн Али [3,с.3327]. Когда весть дошла до Абуджаъфара, то Абумуслим, что находился с ним, и другие его спутники присягнули ему на верность [3,с.3328]. Абуджаъфар первым из аббасидских халифов принял теофорное царское имя - ал-Мансур биллях «одержавший с помощью Бога победу», что стало традицией для всех его преемников [2,с.85].

Абулаббас ас-Саффах в свое время назначил после Абуджаъфара вторым наследником престола халифата своего племянника Ису ибн Мусу [7,с.4341; 9, с.4927; 3,с.3328].Согласно Табари и Ибну ал-Асиру, в начале правления Абуджаъфара ал-Мансура Иса ибн Муса являлся наследным принцем, и когда находился в Багдаде, на официальных приемах халифа располагался по правую руку от него, а сын халифа, ал-Махди, располагался по левую сторону от трона. Абуджаъфар решил назначить первым своим наследником своего сына, но этому воспротивился Иса ибн Муса, чем вызвал к себе гнев халифа. После этого на официальных приемах по велению ал-Мансура первым входил его сын ал-Махди и располагался по правую руку от халифа, а Иса ибн Муса входил вторым, но располагался не по левую руку от халифа, а по правую, после ал-Махди, что также становилось причиной гнева ал-Мансура [7, с. 4341-4342; 9, с. 4927; 4, с. 3466]. В конце концов, в 764 г. Ису ибн Мусу заставили отказаться от своих претензий на престол и признать ал-Махди наследным принцем, о чем в трудах Табари и Ибна ал-Асира приведены многочисленные рассказы.

В день, когда Иса ибн Муса отказался от права первоочередности наследовать престол Халифата, и наследным принцем был объявлен сын ал-Мансура - ал-Махди, то в его честь поэтом Абунухайлем были прочитаны хвалебные стихи. За прочитанные стихи поэт по приказу халифа ал-Мансура, по одной из версии, приведенной Табари, получил денежное вознаграждение в размере 10 тысяч дирамов [7,с.4355].Табари в своем труде приводит свидетельство самого поэта Абунухайла, согласно которому, в день, когда он был принят халифом, Иса ибн Муса сидел на правой стороне от престола. Также в зале для приемов находились вельможи и военачальники. Когда Абунухайла дошел до определенного места, откуда халиф мог обозреть его, он попросил халифа, чтобы позволил подойти к нему поближе, чтобы его он мог хорошо слушать и он сам мог хорошо слышать халифа. Халиф показал ему место поближе своими руками. С того места он прочел свои хвалебные стихи, посвященные назначению наследным принцем ал-Махди. Согласно этой версии ал-Мансур сделал дар Абунухайлу. Сообщается, что дар, сделанный ал-Мансуром, находился в Рае, но, что подарил халиф, не уточняется [7,с.4355-4357]. Наверное, халифом был жалован доход определенного рудника, находившегося в Рае. Правители тогдашней эпохи нередко так вознаграждали поэтов.

Табари в своем труде также приводит сведения одного из приближенных халифа ал-Мансура, имя которого не называет. Согласно данному свидетельству, Иса ибн Муса отрекся от первоочередности наследовать престол в пользу ал-Махди взамен огромной суммы денег. На собрании халифа Иса ибн Муса объявил, что уступает первоочередность престолонаследия Мухаммаду, сыну эмира правоверных. Но некий Абуубайдуллах, наверное, один из приближенных ал-Мансура, возразил такому выступлению Исы ибн Мусы и потребовал, чтобы он произнес то, что получил взамен своему отречению от первоочередности наследования

аббасидского престола.Тогда Иса ибн Муса объявил, что продал первоочередность наследования престола халифу ал-Мансуру ради его сына. Размер оплаты составляла 1,3 млн. дирамов для сыновей Исы ибн Мусы и 700 тысяч для одной из его жен. При этом Иса ибн Муса признавал, что ал-Махди достойней, чем он, и имеет больше прав для занятия престола Халифата. Он объявил, что после этого дня не имеет больше права претендовать на первоочередность престолонаследника. Договор о первоочередности престолонаследника был письменно оформлен и закреплен подписями присутствующих. После этого по велению ал-Мансура Исе ибн Мусе и его сыновьям надели халаты, стоимость которых превышала 1,2 млн. дирамов [7,с.4357-4358].

Халиф ал-Мансур умер в 775 г. в Мекке во время совершения хаджа умра. По версии Ибна ал-Асира, халиф умер ночью 7 сентября. На момент его смерти с ним находился Рабеъ, управляющий делами его двора и слуги. Рабеъ до наступления дня утаил весть о смерти халифа и запретил, чтобы оплакивали его. Днем, как обычно, на поклон явились члены аббасидской династии. Рабеъ первым к усопшему халифу пустил Ису ибн Али, дядю ал-Мансура, затем Ису ибн Мусу, племянника ал-Мансура, затем старейших, а после - всех остальных. Члены правящей династии были приведены к присяге новому халифу ал-Махди (775-785) и Исе ибн Мусе как его наследнику. Рабеъ, после приведения к присяге Аббасидов, привел к присяге военачальников и всех остальных. После всего этого был проведен обряд похорон усопшего халифа. По утверждению автора, для ал-Мансура было выкопано 100 могил, чтобы его могила была скрыта для людей, а его самого похоронили совсем в другом месте [4,с.3533-3534].

Табари тоже подтверждает, что присяга на верность новому халифу ал-Махди была принята на утро после смерти ал-Мансура в Мекке. По его версии, это случилось 10 октября 775 г. Но автор также приводит другую версию, согласно которой, присяга ал-Махди была принята 20 октября 775 г. в Багдаде [8,с.4465;10,с.8].

Табари и Ибн ал-Асиром приведен рассказ некоего Мухаммада Навфали, совершавшего хадж вместе с ал-Мансуром в год его смерти. Согласно рассказу, когда он услышал неладное о халифе, он устремился к его царскому шатру.Все ждали вести у шатра халифа. Внезапно чернокожий слуга халифа по имени Абуланбар, выйдя из шатра, крикнул: «Вой эмир правоверных». Согласно Табари, слуга разорвал кабу (рубашку) спереди и сзади, а голову осыпал землей. Согласно Ибн ал-Асиру, слуга в это время разрывал свои воротники. Присутствующие стремились к шатру, но их остановили слуги. Тогда к присутствующим вышел Рабеъ и прочел письмо ал-Мансура, написанное им незадолго до смерти. Письмо было обращено, прежде всего, хашимитам и хорасанцам, где он остерегал их от интриг, завещал быть преданными присяге, принесенной ал-Махди и т.д. Сразу же Рабеъ привел присутствующих к присяге новому халифу. Присутствующие подходили к Мусе, юному сыну ал-Махди и, ударив в его руку, тем самым присягали его отцу ал-Махди. После всего этого усопший халиф был погребен [8, с. 4466-4467;10,с.8-10; 4, с.3545-3546]. Если следовать сообщениям авторов, присяга на верность ал-Махди была принята в Мекке сразу же в день смерти его отца, причем без участия самого нового халифа.

Важно знать об инсигнии верховной власти аббасидских халифов. Одной из таких инсигний являлся престол, который аббасиды унаследовали от Сасанидов [6,с.112]. Другими инсигниями власти аббасидских халифов, которые подробно описаны в труде Хилала ас-Саби, являлись высокий головной убор, венчавший голову халифа, меч пророка (с), плащ и посох, оба унаследованы от пророка Мухаммада (с) [12,с.66].

Согласно другому рассказу, приведенному в труде Табари, весть о смерти ал-Мансура и присяге ал-Махди, вместе с перстнем халифа, считавшегося одним из инсигний власти в халифате, были отправлены к ал-Махди гулямом по имени Мансур Манора. Другая инсигния власти халифа - посох пророка (с), была отправлена неким Хасани Шарви [8, с. 4468-4469; 10, с. 10]. В труде Ибн ал-Асира также сообщается, что весть о смерти ал-Мансура была отправлена гулямом по имени Мансур Манора. Также сообщается, что инсигнии власти халифа - посох и халат пророка, а также перстень халифа были отправлены ал-Махди, но кем они были доставлены, не конкретизируется. Мансур Манора доставил весть 15 октября 775 г. [4, с. 3546]. Как только весть дошла до ал-Махди, багдадцы были приведены к присяге [8,с.4469;10,с.11; 4,с.3546].

Ал-Масъуди также сообщает, что сразу после смерти ал-Мансура в Мекке Рабеъ принял присягу на верность ал-Махди. Также сообщается, что весть о смерти ал-Мансура была отправлена ал-Махди, и тот, получив известие, два дня бездействовал, после чего произнес перед людьми проповедь, оплакал отца, и ему была принесена общая присяга [1, с. 105].

Закономерность сообщений Табари и ал-Масъуди состоит в том, что, скорее всего, дорога между Меккой и Багдадом занимала 7-10 дней. Как это было согласно обычаю, воцарение нового халифа объявлялось в мечети им самим и присутствующие давали присягу на верность новому халифу.

У Табари и Ибн ал-Асира сохранилось сообщение об отстранении Исы ибн Мусы во второй раз от права наследника престола халифата. Иса ибн Муса после восшествия на престол ал-Махди, согласно договору, о котором было рассказано выше, стал наследным принцем. Но ал-Махди вместе со своими сторонниками вынудил Ису ибн Мусу отказаться от права престолонаследника в пользу своего сына Мусы ал-Ходи. Вначале Иса ибн Муса настойчиво отказывался и ссылался на то, что при подписании договора клялся всем своим имуществом перед свидетелями. Тогда видные факехи и казии дали фетву, чтобы нивелировать присяги, отданные на верность Исе ибн Мусе людьми, как наследному принцу, обязали халифа ал-Махди, по согласию Исы ибн Мусы, выплатить компенсацию в связи с его клятвой об отступничестве, чтобы он за выплаченные средства мог купить утраченное имущество. Сумма компенсации, выплаченная ал-Махди, составила 10 млн. дирамов, а также он передал Исе ибн Мусе владение Зоби боло и Каскар. На таких условиях Иса ибн Муса 14 ноября 776 г. (по версии Ибн ал-Асира 13 ноября 778 г.) дал присягу на верность Мусе ал-Ходи как наследному принцу. После этого, согласно Табари, халиф ал-Махди дал разрешение своим родственникам войти и принял у каждого из них присягу на верность себе и своему сыну - Мусе ал-Ходи, как наследному принцу. По версии Ибн ал-Асира, на следующий день после отречения от права наследного халифа Исы ибн Мусы, ал-Махди принял членов Аббасидской династии и привел их к присяге на верность своему сыну Мусе ал-Ходи. Согласно источникам, затем все отправились в мечеть общины Русофа для чтения пятничного намаза, где халиф ал-Махди (скорее всего, после чтения намаза) взошел на кафедру и произнес речь [8, с. 4480-4481;10, с.20; 4, с.3556-3557]. При этом, согласно Табари, сын халифа - Муса располагался ниже от кафедры, а Иса ибн Муса на первой ступеньке от кафедры. Ал-Махди после восхваления Бога и его пророка Мухаммада (с) известил присутствующих, что шииты, его сподвижники и хорасанцы настояли на том, чтобы отменить права на престолонаследие Исой ибн Мусой в пользу Мусы ал-Ходи, и их настояние с позволения Исы ибн Мусы была удовлетворена. Он призвал присутствующих дать присягу Мусе ал-Ходи как наследному принцу. Согласно рассказу, пришедший народ, вначале подходя к ал-Махди, давал ему присягу, ударив рукой по его руке, а затем таким же образом присягали Мусе ал-Ходи. После этого ал-Махди, вернувшись к себе, обязал некого Язида ибн Мансура, чтобы тот привел к присяге и других. Иса ибн Муса также написал письменное обязательство, подтверждавшее его отказ от права престолонаследника. Данное обязательство было засвидетельствовано 430 людьми из числа Хашимитов, Курайшитов, вазиров, дабиров и казиев [8,с.4481-4483;10,с.20-21].

Согласно Ибн ал-Асиру, халиф ал-Махди собирался отстранить от права первого наследника престола своего сына ал-Ходи, принять присягу на первоочередность наследования престола своим младшим сыном Харуном. Он написал ал-Ходи, который находился в Гургане, и велел ему прибыть в столицу. Но ал-Ходи не прибыл в Багдад. Тогда он сам решил совершить поход на Гурган, но по дороге в Мосабазоне умер.О причинах смерти ал-Махди существует много версий в источниках, которые приведены и Ибн ал-Асиром [4,с.3601]. Согласно сообщению источников, когда халиф ал-Махди умер в Мосабазоне, то сразу была принята присяга на верность новому халифу ал-Ходи (785-786) [8, с. 4547; 10, с. 71; 4, 3607]. Согласно ал-Масъуди невольница ал-Махди по имени Хасана и другие из его свиты в знак траура надели рубища и одежду черного цвета [1, с. 106]. При этом сам ал-Ходи находился в Гургане. Другой сын усопшего халифа - Харун, который находился с отцом, опасался бунта войск. По совету Яхйи ибн Холида Бармаки он похоронил отца не в Багдаде, а в самом Мосабазоне, отправил к ал-Ходи символы власти халифа - перстень и посох, а находившимся с ним солдатам раздал по 200 дирамов. Солдаты, будучи не осведомлёнными о кончине халифа, получив денег, пожелали возвратиться обратно в Багдад, что было им позволено. Но, прибыв в Багдад и узнав о кончине ал-Махди, они начали бунт и мародёрство. Только после того, как им на 2 года вперед было уплачено денежное довольствие, они успокоились [8, с. 4547-4549; 10, с.71-72; 4, с.3607-3608]. По сообщению Ибн ал-Асира, в Багдаде Рабеъ и Яхя ибн Халид Бармаки присягнули на верность ал-Ходи. Харуном было отправлено сообщение о кончине ал-Махди и воцарении ал-Ходи во все окраины исламского мира[4,с.3608-3609].Согласно сообщению Табари, ал-Ходи возвратился в Багдад 1 сентября 785 г. и дорогу от Гургана до Багдада он прошел в течение 20 дней. Сообщается, что по прибытии ал-Ходи произвел кадровые перестановки [8, с. 4549-4550].

Согласно Ибн ал-Асиру, ал-Ходи намеревался аннулировать права престолонаследника Харуна и объявить своего сына Джаъфара наследным принцем. Он даже пригласил на прием влиятельных военачальников государства и получил их поддержку. Военачальники отлучили Харуна от права престолонаследника и дали присягу сыну ал-Ходи - Джаъфару. Но ал-Ходи не смог заручиться поддержкой старейшин Аббасидской династии. Когда они были приглашены на прием к халифу и осведомлены о его намерении, то дали решительный отказ присягать Джаъфару. Тогда ал-Ходи велел, чтобы впредь перед Харуном не ставили кинжал, являвшийся знаком наследника престола. Последующие попытки ал-Ходи отлучить Харуна от права наследовать престол были тщетными [4,с.3615].

Согласно сведениям Табари и Ибна ал-Асира, когда в 786 г. умер халиф ал-Ходи, то в ту же ночь присяга была принесена Харуну ар-Рушиду. Сообщается, что, получив власть, Харун ар-Рашид сразу же назначил своим вазиром Яхю ибн Холида Бармаки [8, с. 4598; 10, с. 111; 4,с. 3625-3626]. Ал-Масъуди, сообщая о назначении визирем Яхйи ибн Халида, отмечает, что Харун ар-Рашид вручил ему свою печать [1,с.131-132].Яхя ибн Халид, в свою очередь, отправил к дабиру Юсуфу ибн Касиму человека и обязал его написать письма. Судя по тексту, письма с вестью о кончине ал-Ходи и восшествии на престол Харуна ар-Рашида предназначались правителям провинций. Утром, когда собрались высокопоставленные личности государства, Юсуф ибн Касим встал, произнес восхваление Богу и его пророку Мухаммаду (с), сообщил о кончине халифа ал-Ходы и восшествии на престол Харуна ар-Рашида. Также по его велению были розданы собравшимся подарки [8,с.4598;10,с.111].

Изученные письменные материалы подтверждают концепцию английского исследователя Х. Кеннеди, а именно, что в исламе, вернее в аббасидском халифате, не было церемонии коронации. Главным аргументом нахождения у власти династии Аббасидов являлось их родство с пророком Мухаммадом(с). Халифат был теократическим государством и, проводя генеалогическую легитимацию, аббасиды легитимировали как политическую, так и религиозную власть перед подданными. Халифом становился тот, кому еще при жизни усопший халиф не только завещал престол, но и принимал присягу ему на верность. Как правило, аббасидские халифы завещали свой престол двум наследникам, которые должны были унаследовать его по очередности. Присягу на верность новому халифу первым приносили члены династии Аббасидов и двор халифа. Причем эта категория людей присягала новому халифу еще до проведения обряда погребения и независимо от того, присутствовал ли при этом новый халиф или нет. Немаловажное значение имела присяга военачальников. Военные во время политических катаклизмов, связанных со скоропостижной смертью халифа, не гнушались требовать от двора денег. О смерти халифа и восшествии нового халифа сообщалось подданным во время пятничной молитвы самим новым халифом. Подданные также должны были дать присягу на верность новому халифу. Они это делали, подойдя к халифу и ударив рукой по его руке. Весть об этом отправлялась по всем окраинам Халифата. Мы склонны считать, что и в провинциях восшествие на престол нового халифа сообщалось во время пятничной молитвы и прибывшие подданные также приносили присягу на верность новому халифу. В провинциях, в отсутствии халифа, люди давали присягу, ударив по руке доверенного лица халифа. Таким образом, ранние аббасидские халифы максимально легитимировали свою власть перед знатью и простыми подданными.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Абу-л-Хасан Али ибн ал-Хусайн ибн Али ал-Масъуди. Золотые копи и россыпи самоцветов [История Аббасидской династии: 749-947 гг.]. Составление, перевод с арабского, примечания, комментарии и указатели Д.В. Микульского / ал-Масъуди Абу-л-Хасан Али ибн ал-Хусайн ибн Али. -Москва: Наталис, 2002. -800 с.

2. фон Грюнебаум, Г.Э. Классический ислам. Очерки истории (600-1258). Пер. с англ. И.М. Дижура. Предисл. В.В. Наумкина / Г.Э. фон Грюнебаум. -Москва: Наука, 1988. -216 с.

3.Иззуддин ибни Асир. Таърихи комил: баргардони Хусайн Рухонй. Ч,илди 7 / Иззуддин ибни Асир. -Техрон: Асотир, 1370. -513 с.

4.Иззуддин ибни Асир. Таърихи комил: баргардони Саид Махмуд Хусайн Рухонй ва Хамидризо Осир. Ч,илди 8 / Иззуддин ибни Асир. -Техрон: Асотир, 1370.- 412 с.

5.Кеннеди, Х. Двор халифов / Х. Кеннеди: перевод с английского Н. Тартаковской. -Москва: Аст, 2007. -412 с.

6.Михайлова, И.Б. Примечания/И.Б.Михайлова// Установления и обычаи двора халифов.- М: Наука, 1983. - С. 99-118.

7.Мухаммад ибни Ч,арири Табарй. Таъриху-р-русули ва-л-мулук (тарчума аз арабй, мутарчим Абул^осими Поянда). Бо тахрири умумии Нурмухаммад Амиршохй. Китоби 6 (охири чилди 10 ва чилди 11) / Табарй Мухаммад ибни Ч,арири. -Душанбе: Сарредаксияи илмии Энсикло педияи Миллии Точик, 2014. -712 с.

8.Мухаммад ибни Ч,арири Табарй. Таъриху-р-русули ва-л-мулук (тарчума аз арабй, мутарчим Абул^осими Поянда). Бо тахрири умумии Нурмухаммад Амиршохй. Китоби 7 (чилдхои 12 ва 13) / Табарй Мухдммад ибни Ч,арири. -Душанбе: Сарредаксияи илмии Энсиклопедияи Миллии Точик, 2014. -726 с.

9.Мухаммад ибни Ч,арири Табарй. Таърихи Табарй ё "Таъриху-р-русули ва-л-мулук": тарчумаи Абул^осими Поянда.Ч,илди 11/ Табарй Мухаммад ибни Ч,арири.-Техрон: Асотир, 1375.-454 с.

10.Мухаммад ибни Ч,арири Табарй. Таърихи Табарй ё "Таъриху-р-русули ва-л-мулук": тарчумаи Абул^осими Поянда. Ч,илди 12 / Табарй Мухаммад ибни Ч,арири. -Техрон: Асотир, 1389. -291 с.

11.Фильштинский,И.М.История арабов и Халифата (750-1517)/И.М.Фильштинский. -Москва: ИД «Муравей- Гайд», 1999. -384 с.

12.Хилал ас- Саби. Установления и обычаи двора халифов: перевод с арабского, предисловие и примечания И.Б. Михайловой/ас-Саби Хилал.-М.:Наука,1983. -144 с.

REFERENCES:

1. Abu-l-Hasan Ali ibn al-Husayn ibn Ali al-Masudi. Gold mines and placers of gems [History of the Abbasid dynasty: 749-947]. Compilation, translation from Arabic, notes, comments and indexes by D.V.Mikulsky/ al-Mas'udi Abu-l-Hasan Ali ibn al-Husayn ibn Ali.-Moscow: Natalis, 2002. - 800 p.

2. fon Grunebaum G.E. Classic Islam. Essays on history (600-1258). Translated from English. I.M. Dijura. Foreword V.V. Naumkina / G.E. von Grunebaum. - Moscow: Science, 1988. - 216 p.

3. Izzuddin ibn Asir. The history of kamol: translated by Husayn Ruhoni. V.7 / Izzuddin ibn Asir. -Tehran: Asotir, 1370. - 513 p.

4. Izzuddin ibn Asir. The history of kamol: translated by Said Mahmud Husayn Ruhoni and Hamidrizo Osir. V.8 / Izzuddin ibn Asir. - Tehran: Asotir, 1370. - 412 p.

5.Kennedy H. The Court of Caliphs / H.Kennedy: translated from English by N.Tartakovskaya. -Moscow: Art, 2007. - 412 p.

6.Mikhailova, I.B. Notes // Institutions and customs of the court of the caliphs. - M.: Science, 1983. -P. 99-118.

7. Muhammad ibn qariri Tabari. Tarihu-r-rusuli va-l-muluk (translated from Arabic by Abulqosim Poyanda). Under the general editorship of Nurmuhammad Amirshohi. Book 6 (the end of the volumes 10 -11) / Tabari Mukhammad ibn qariri. - Dushanbe: Tajik National Encyclopedia publishing center, 2014. -712 p.

8. Muhammad ibn qariri Tabari. Tarihu-r-rusuli va-l-muluk (translated from Arabic by Abulqosim Poyanda). Under the general editorship of Nurmuhammad Amirshohi. Book 7 (volumes 12-13) / Tabari Muhammad ibn qariri.-Dushanbe:Tajik National Encyclopedia publishing center,2014. -726 p.

9. Muhammad ibn qariri Tabari. The history of Tabari or "Tarihu-r-rusuli va-l-muluk": translated by Abulqosimi Poyanda. V.11 / Tabari Muhammad ibn qariri. - Tehran: Asotir, 1375. - 454 p.

10. Muhammad ibn qariri Tabari. The history of Tabari or "Tarihu-r-rusuli va-l-muluk": translated by Abulqosimi Poyanda. V.12 / Tabari Muhammad ibn qariri. - Tehran: Asotir, 1389. - 291 p.

11. Filshtinsky I.M. The history of the Arabs and Caliphate (750-1517) / I.M. Filshtinsky. - Moscow: Ant-Guide publishing-house, 1999. - 384 p.

12.Hilal as-Sabi. Establishments and customs of the court of caliphs: translated from Arabic, prefaced and noted by I.B. Mikhailova/as-Sabi Hilal.-M.:Science,1983.-144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.