Научная статья на тему 'Порядок принятия бюджетных обязательств: сложные вопросы'

Порядок принятия бюджетных обязательств: сложные вопросы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3340
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЛИМИТ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ ГОД / СЧЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА / ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапетина И.Н., Миллиард М.Ю.

В статье на практическом примере рассмотрен порядок формирования бюджетной отчетности обязательств (денежные обязательства), отраженных в бюджетном учете текущего финансового года, принятых в соответствии с законодательством в пределах лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, а также порядок отражения кредиторской задолженности годовой бюджетной отчетности текущего года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок принятия бюджетных обязательств: сложные вопросы»

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ: СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

И. Н. САПЕТИНА, М. Ю. МИЛЛИАРД, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

В статье на практическом примере рассмотрен порядок формирования бюджетной отчетности обязательств (денежные обязательства), отраженных в бюджетном учете текущего финансового года, принятых в соответствии с законодательством в пределах лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, а также порядок отражения кредиторской задолженности годовой бюджетной отчетности текущего года.

Ключевые слова: Бюджетный кодекс Российской Федерации, лимит бюджетных обязательств, бюджетное учреждение, финансовый год, счета бюджетного учета, порядок принятия бюджетных обязательств, административное правонарушение

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде), а согласно положениям ст. 161, 162 и п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Принятие бюджетных обязательств, которое отражается по счетам бюджетного учета 50211 и 50212, не должно производиться сверх утвержденных лимитов бюджетных ассигнований.

Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств является административным правонарушением (ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными

правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Рассмотрим ситуацию на практическом примере.

Пример. Главный распорядитель бюджетных средств настаивает на полном использовании лимитов бюджетных обязательств текущего (2014) года до 31.12.2014. При этом в январе 2015 г. поставщики коммунальных услуг выставляют учреждению счета за потребленные им в декабре 2014г. ресурсы, т. е. к моменту получения счетов лимиты бюджетных обязательств у учреждения на оплату этих счетов уже отсутствуют. Оплата счетов будет производиться в январе 2015г. средствами лимитов 2015 г.

Как не допустить искажения данных учета и отчетности? Следует ли отражать в учете 2014 г. возникшую кредиторскую задолженность на счете 302, учитывая, что лимитов для ее оплаты нет? Как отразить эти обязательства на счетах санкционирования? Как отражать возникшую ситуацию в годовой бюджетной отчетности (в частности в формах 0503128 и 0503169)?

Согласно нормам п. 5 ст. 217 и п. 2 ст. 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам и лимиты бюджетных обязательств доводятся до главных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. При этом, как правило, лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей бюджетных средств не только на очередной финансовый год, но и на плановый период, что позволяет получателю бюджетных средств принимать бюджетные обязательства на соответствующий год планового периода.

Учитывая изложенное, принятие государственными (муниципальными) учреждениями бюджетных обязательств в декабре текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год, не противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации. При этом денежные обязательства по таким государственным контрактам, иным договорам подлежат исполнению в очередном финансовом году (смотрите письмо Минфина России от 31.07.2013 № 02-13-11/30710, письмо Минфина России от 01.04.2011 № 02-06-10/1208, письмо Минфина России от 14.04.2011 № 02-06-10/1371).

Иными словами, применительно к рассматриваемой ситуации, учреждению предоставлено право оплатить в 2015 финансовом году задолженность, возникшую при исполнении государственного контракта, заключенного в предыдущем 2014 финансовом году, при условии не превышения лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2015 финансовый год. Сформировавшаяся за декабрь 2014 г. кредиторская задолженность по принятым и неисполненным обязательствам не может квалифицироваться как нецелевое использование бюджетных средств (смотрите письмо Минфина России от 16.02.2012 № 02-07-10/512).

При отражении в учете операций по санкционированию расходов бюджета (осуществляемых казенным учреждением) необходимо руководствоваться положениями:

— раздела VI «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта» Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н);

— раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета» Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 162н).

Следует отметить, что номер синтетического счета учета операций по санкционированию содержит в своей структуре аналитическую группу, формируемую по финансовым периодам (п. 309 Инструкции № 157н):

— 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»;

— 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;

— 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;

— 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным».

Данная аналитика не случайна и отражает особенности формирования бюджета бюджетной системы РФ на текущий финансовый год и плановый период (смотрите ст. 6, 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Под текущим финансовым годом, в частности, понимается год, в котором осуществляются исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). А под очередным — год, следующий за текущим финансовым годом. В предложенных обстоятельствах, при которых на сегодняшний день учреждение завершает операции 2014 г., в качестве текущего финансового года рассматривается 2014 г., а 2015 г. — в качестве очередного.

Таким образом, учет принятых учреждением бюджетных обязательств текущего года осуществляется на сч. 150211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год», а денежных обязательств — на сч. 150212000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год».

Операции по принятию сумм бюджетных обязательств (денежных обязательств) в счет лимитов очередного финансового года следует отражать в следующем порядке:

— по дебету сч. 150123000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)» и кредиту сч. 150221000 «Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)» — в сумме принятых бюджетных обязательств, предусмотренных контрактом (договором);

— по дебету сч. 150221000 «Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)» и кредиту счета 150222000 «Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)» — в сумме принятых денежных

обязательств (принятой к учету кредиторской задолженности), подлежащей оплате в очередном финансовом году.

При этом кредитовое сальдо по сч. 150222000 будет отражать суммы денежных обязательств, принятых учреждением к исполнению в очередном финансовом году (п. 318 Инструкции № 157н, пп. 128, 140, 141 Инструкции № 162н).

При этом кредиторская задолженность в сумме предоставленных в декабре услуг, подлежащих оплате в январе, должна быть отражена на сч. 130200000. Данное требование прямо следует из п. 11 Инструкции № 157н, которая обязывает учреждение осуществлять записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа.

Следует обратить внимание, что показатели по счетам учета операций по санкционированию расходов бюджета отражаются на данных счетах только в течение текущего финансового года. Каждый наступивший год показатели на счетах санкционирования формируются вновь с учетом правил, изложенных в п. 312 Инструкции № 157н. А именно, при завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования текущего года на следующий год не переносятся. Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета в следующем порядке:

— показатели первого года, следующего за текущим (очередного года), следует перенести на счета санкционирования текущего финансового года;

— показатели второго года, следующего за текущим, следует перенести на счета санкционирования первого года, следующего за текущим, и т. д.

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании справки (форма 0504833).

Корреспонденция счетов бюджетного учета по операциям переноса показателей санкционирования расходов бюджета, сформированных по итогам отчетного финансового года, приведена в разд. IV приложения 1 к Инструкции № 162н.

В заключение отметим, что при формировании бюджетной отчетности обязательства (денежные обязательства), отраженные в бюджетном учете текущего финансового года, принятые в соответствии с законодательством в пределах лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, в отчет о принятых бюджетных обязательствах (форма 0503128) текущего финансового года не включаются (письмо Минфина России от 01.04.2011 № 02-06-10/1208). Кредиторская задолженность, числящаяся на счетах бюджетного учета по состоянию на 31.12.2014, подлежит отражению в годовой бюджетной отчетности текущего года, в частности в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169), в установленном порядке.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 -ФЗ.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

4. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

5. Письмо Минфина России от 01.04.2011 № 0206-10/1208.

6. Письмо Минфина России от 14.04.2011 № 0206-10/1371.

7. Письмо Минфина России от 16.02.2012 № 0207-10/512.

8.Письмо Минфина России от 31.07.2013 № 0213-11/30710.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.