Таблица 1 - Нормативная база в области регулирования учета расчетов с подотчетными лицами
№ п/п Нормативно-правовой акт Сфера регулирования
1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г. Регулирует правила отражения операций по учету расчетов с подотчетными лицами в бухгалтерском учете предприятий
2 Гражданский кодекс РФ 1) Регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.
3 Налоговый кодекс РФ 2) Определяет отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов [1]
4 Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31 октября 2000 г. N 94н Устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета
5 Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации №318-П от 24.04.2008 Регулирует порядок ведения кассовых операций
6 Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" Регулирует порядок ведения кассовых операций
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для обобщения информации о расчетах с подотчетными лицами по суммам, выданным им на административно-хозяйственные, операционные, командировочные расходы, используется активно-пассивный счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", дебетовое сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму возмещенного перерасхода и вновь выданных под отчет средства на основании расходных кассовых ордеров, кредитовое - суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные в кассу по приходным кассовым ордерам.
Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит журнал-ордер № 7 - комбинированный регистр, сочетающий аналитический и синтетический учет с линейной формой записи. Аналитический учет ведется по отдельно выданным под отчет суммам и осуществляется позиционным способом. По каждой отдельной строке отражаются выданный аванс, суммы расхода на основе утвержденного авансового отчета, а также возвращенная сумма неиспользованного аванса или возмещенная сумма перерасхода (против выданного аванса). Таким образом, операции по одному авансовому отчету должны найти отражение только по одной строке.
Основанием для заполнения журнала-ордера № 7 являются расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчет, авансовые отчеты - на израсходованные суммы, новые приходные или расходные кассовые ордера - на расхождения в суммах, полученных и израсходованных.
Таким образом, организация учета по расчетам с подотчетными лицами регулируется определенной нормативной базой, изменения в которой необходимо оперативно отслеживать и вносить соответствующие коррективы в учет.
Литература
1. Мухина Е.Р. Оценка системы нормативно-правового регулирования учета расчетов с персоналом по оплате труда / Е.Р. Мухина// Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - №12. - С.26-27
Мухина Е.Р.
Старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОМ ОТЧЕТА О КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДАХ
Аннотация
В статье рассмотрены основные виды оправдательных документов по командировочным расчетам. Отражен порядок предоставления командированным лицом авансового отчета.
Ключевые слова: подотчетные лица, командировочные расходы, подтверждающие документы.
Mukhina E.R.
Senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University THE ORDER OF EMPLOYEE TRAVEL EXPENSES REPORT
Abstract
The article describes the main types of supporting documents for business travelers calculations. The order of business travelers the expense report is reflected.
Keywords: accountant, travel expenses, supporting documents.
Вопросы учета расчетов с подотчетными лицами включают в себя не только порядок отражения данных в учете, но и порядок предоставления подтверждающих документов.
В течение трех дней по возвращении из командировки сотрудник обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по ним.
К авансовому отчету необходимо приложить оправдательные документы, подтверждающие расходы и производственный характер командировки (рис.1).
73
Рис.1 - Виды оправдательных документов по командировке
Подотчетное лицо обязано систематизировать первичные документы (билеты, транспортные счета, багажные квитанции, счета из гостиниц или от иных лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица и т.д.). Документы необходимо отразить в хронологическом порядке и пронумеровать.
Бухгалтер обязан проверить целевое расходование средств путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату услуг, наличие самих оправдательных документов, правильность оформления данных документов.
На титульной части бланка авансового отчета бухгалтер обязан указать: наименование организации, структурное подразделение, в котором работает сотрудник, ФИО и должность подотчетного лица, назначение аванса, информацию о выдаче денег (номер и дата документа, по которому выданы деньги, и соответствующий номер счета), а также сведения о наличии остатка или перерасхода по предыдущему авансу.
На титульной части бланка авансового отчета также есть таблица "Бухгалтерская запись", в которую бухгалтер переносит суммы к учету с оборотной стороны авансового отчета по соответствующей корреспонденции счетов.
Внизу авансового отчета есть отрывная часть - расписка бухгалтера в том, что он принял отчет к проверке с оправдательными документами. В расписке должно быть указано следующее: ФИО подотчетного лица, номер и дата авансового отчета, сумма документально подтвержденных расходов, количество прилагаемых документов, а также количество листов в этих документах. Заполненный бланк авансового отчета должен быть подписан подотчетным лицом.
Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Как правило, передача отчета на утверждение осуществляется в день получения отчета от подотчетного лица. Ознакомившись с содержанием отчета, руководитель предприятия принимает решение об утверждении величины произведенных расходов [1].
Проверенный авансовый отчет подписывается руководителем, после чего документ принимается к учету для списания подотчетных денежных средств. Остаток неиспользованного аванса приходуется в кассу, перерасходованная сумма выдается сотруднику в установленном порядке.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 749 (ред. От 29.12.2014) «Об особенностях направления работников в служебные командировки»
References
1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13 oktjabrja 2008 g. № 749 (red. Ot 29.12.2014) «Ob osobennostjah napravlenija rabotnikov v sluzhebnye komandirovki»
Мухина Е.Р.
Старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет АСПЕКТЫ ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ СО
СТОИМОСТЬЮ ПРОЕЗДА
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы порядка возмещения расходов по проезду к месту командировки и обратно. Уточнен порядок возмещения расходов на проезд при отсутствии подтверждающих документов.
Ключевые слова: командировочные расходы; расходы по проезду; возмещение расходов; авансовый отчет.
Mukhina E.R.
Senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University THE ASPECTS OF ORDER REIMBURSEMENT OF TRAVEL EXPENSES Abstract
Abstract
The article presents the questions of reimbursement of travel costs. Tike procedure for reimbursement of travel expenses in the absence of supporting documents are described.
Keywords: travel expenses; reimbursement of expenses; expense report.
Вопросам порядка отражения в учете командировочных расходов посвящено множество статей в журналах, на форумах. К данному вопросу в процессе свое деятельности обращаются практически все предприятия.
В целом можно сказать, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировкам, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом хозяйствующего субъекта.
Возмещению подлежат расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) в размере фактических сумм, подтвержденных проездными документами, но не выше (таблица 1) [1].
74