ISSN 2311-9411 (Online) Учет в государственных (муниципальных)
ISSN 2079-6714 (Print) учреждениях
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РАСХОДОВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ БЕСХОЗЯЙНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Анна Александровна КИРЕЕВА
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
История статьи: Аннотация
Принята 21.09.2016 В статье рассматривается порядок отражения в бухгалтерском учете регионального органа
Одобрена 29.09.2016 государственной власти расходов, произведенных на капитальный ремонт бесхозяйных
гидротехнических сооружений.
Ключевые слова: учет, бесхозяйные ГТС, уполномоченный орган исполнительной власти, субъект Российской Федерации, орган местного самоуправления
Пример. На территории органа местного самоуправления находятся бесхозяйные гидротехнические сооружения (далее - ГТС). Заявление от него в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не направлялось.
Рассмотрим, вправе ли субъект РФ за счет средств субсидии из федерального бюджета и софинансирования из областного бюджета осуществлять капитальный ремонт бесхозяйных ГТС до их принятия на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество?
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете регионального органа государственной власти произведенных расходов на капитальный ремонт бесхозяйных ГТС.
В случае если органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не приняты на учет бесхозяйные ГТС, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не сможет согласовать возможность осуществления капитального ремонта такого объекта за счет средств, предоставленных из федерального бюджета на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС, и, как следствие, такие средства будут перераспределены другим субъектам, что исключает возможность осуществления за счет этих средств капитального ремонта бесхозяйных ГТС, не принятых на учет
органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Порядок осуществления и учета расходов, поступивших из федерального бюджета средств на капитальный ремонт бесхозяйных ГТС, может устанавливаться на уровне публично-правового образования.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений (далее - ГТС), регулируются положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ).
Также названный закон устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гид р о те хниче с ких со о руже ний и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Реализация большинства общих требований к обеспечению безопасности ГТС возлагается на их собственников и эксплуатирующие организации посредством возложения на указанных лиц обязанностей, предусмотренных нормами ст. 9 Закона № 117-ФЗ.
Отсутствие собственника ГТС влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Закона № 117-ФЗ обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для
ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. А также создает угрозу жизни, здоровью и законным интересам людей, окружающей среде и хозяйственным объектам, поскольку на собственника имущества закон возлагает обязанность содержания имущества в надлежащем состоянии (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обратим внимание, что в соответствии с Концепцией федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 27.08.2005 № 1314-р, ГТС относятся к потенциально опасным объектам инфраструктуры РФ.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения (п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3).
Кроме того, п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности (см., например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2010 № 47-Впр10-1, кассационное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 24.06.2011 по делу № 33-8531, кассационное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18.05.2011 по делу № 33-3041/2011).
Отметим, что в судебной практике признается незаконность бездействия администрации муниципального образования по постановке на учет бесхозяйного имущества, ГТС (например плотин), находящихся на территории этого муниципального образования. На администрацию муниципального образования возлагается обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества ГТС (см., например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.04.2010 № 47-ВПР10-1).
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Таким образом, под бесхозяйным ГТС следует понимать ГТС, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен, а также ГТС, от права собственности на которое собственник отказался.
Вопросы эксплуатации и обеспечения безопасности ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался, регулируются Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237 (далее - Положение).
Согласно п. 6 Положения обеспечение безопасности, в том числе капитальный ремонт, бесхозяйных ГТС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности ГТС, на территории которых расположены эти гидротехническое сооружение.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности ГТС разрабатывает и выполняет согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
В соответствии с п. 1 постановления Губернатора Курской области от 25.10.2012 № 406-пг уполномоченным органом исполнительной власти Курской области на осуществление взаимодействия по вопросам капитального ремонта ГТС в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350 (далее - Федеральная целевая программа), является департамент экологической безопасности и природопользования Курской области.
Федеральная целевая программа включена в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 2 Приложения 10 к Федеральной целевой программе (далее - Приложение 10) в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС посредством осуществления их капитального ремонта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии.
Условия предоставления субсидий перечислены в п. 3 Приложения 10. В их числе согласование с Федеральным агентством водных ресурсов пообъектного распределения субсидий.
В соответствии с подп. «а» п. 4 Приложения 10 в целях согласования пообъектного распределения субсидий уполномоченные органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в Федеральное агентство водных ресурсов выписки из реестра имущества субъекта Российской Федерации либо муниципального образования об объектах, подлежащих капитальному ремонту за счет субсидий.
По бесхозяйным гидротехническим сооружениям представляются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке бесхозяйного гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного объекта недвижимости на уче т о р ганом, о с ущ е с твляющ им государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, а при отсутствии выписок -заверенные в установленном порядке копии документов, предусмотренных пунктом 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 5801.
Иными словами, расходы за счет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета, не могут осуществляться без пообъектного согласования направления расходов.
В случае если субъектом Российской Федерации в установленный срок не представляются документы, указанные в п. 4 Приложения 10, и (или) не выполнены условия предоставления субсидии, средства, предусмотренные этому субъекту Российской Федерации,
1 Утратило силу с 01.01.2015.
перераспределяются между субъектами Российской Федерации (п. 5 Приложения 10):
— имеющими дополнительную потребность в бюджетных ассигнованиях для завершения капитального ремонта или ликвидации гидротехнических сооружений и бесхозяйных гидротехнических сооружений, работы на которых начаты в текущем и предыдущих финансовых годах, либо осуществления капитального ремонта или ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии;
— представившими необходимые документы;
— выполнившими условия предоставления субсидий при сохранении установленного уровня софинансирования расходного обязательства.
В случае непринятия бесхозяйных ГТС на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не сможет согласовать возможность осуществления капитального ремонта такого объекта за счет средств, предоставленных из федерального бюджета на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС, и, как следствие, такие средства будут перераспределены другим субъектам, что исключает возможность осуществления за счет таких средств капитального ремонта бесхозяйных ГТС, не принятых на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В заключение отметим, что при поступлении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС посредством осуществления их капитального ремонта порядок учета расходов областного бюджета может регламентироваться на уровне публично-правового образования. Бухгалтерский учет произведенных расходов осуществляется в общем порядке в соответствии с требованиями Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Кассационное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 24.06.2011 по делу № 33-8531.
4. Кассационное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18.05.2011 по делу № 33-3041/2011.
5. Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ: одобрена распоряжением Правительства РФ от 27.08.2005 № 1314-р.
6. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ.
7. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
8. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2010 № 47-Впр10-1.
9. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.04.2010 № 47-ВПР10-1.
10. Положение: утверждено постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237.
11. Постановление Губернатора Курской области от 25.10.2012 № 406-пг.
12. Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»: утверждена постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350.