Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКА'

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ИЛИ УДАЛЕННАЯ РАБОТА / КОМБИНИРОВАННОЕ ВРЕМЯ РАБОТЫ / ПРОСТАЯ И УСИЛЕННАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКА И ОРГАНИЗАЦИИ / КОМПЕНСАЦИЯ ЗАТРАТ СОТРУДНИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Д. К., Каштанова Е. В.

В данной статье рассматриваются особенности организации и оформления дистанционной работы сотрудника. Определены общие положения оформления сотрудников. Описаны формы необходимой организации взаимодействия сотрудника и организации в виде электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, усиленной неквалифицированной электронной подписи, простой электронной подписи, а также с использованием почтовой (курьерской) связи в зависимости от видов и форм пересылаемых документов. Рассмотрены вопросы собственности на интеллектуальные результаты деятельности сотрудников, а также возможность и правомерность компенсации расходов сотрудников на необходимое оборудование и канцелярские товары во время работы дома. Определены правила организации труда работников, находящихся на дистанционной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORDER OF ORGANIZATION AND REGISTRATION OF REMOTE WORK OF THE EMPLOYEE

This article discusses the features of the organization and design of remote work of an employee. The general provisions of registration of employees are defined. The forms of the necessary organization of interaction between the employee and the organization are described in the form of electronic document management with the use of an enhanced qualified electronic signature, an enhanced unqualified electronic signature, a simple electronic signature, as well as with the use of postal (courier) communication, depending on the types and forms of documents sent. The issues of ownership of the intellectual results of employees 'activities, as well as the possibility and legality of compensation of employees' expenses for necessary equipment and office supplies during work at home are considered. The rules of the organization of work of employees who are on remote work are defined.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКА»

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКА

THE ORDER OF ORGANIZATION AND REGISTRATION

ПОЛУЧЕНО 14.04.2021 ОДОБРЕНО 16.04.2021 ОПУБЛИКОВАНО 30.06.2021

ЗАХАРОВ Д.К.

Д-р экон. наук, профессор кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

ZAKHAROV D.K.

Doctor of Economic Sciences,

Professor, Department of Human

Resource Management,

State University of Management,

Moscow

OF REMOTE WORK OF THE EMPLOYEE

УДК 331.108.2 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-3-73-77 КАШТАНОВА Е.В.

Канд. экон. наук, доцент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

KASHTANOVA E.V. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Human Resource Management, State University of Management, Moscow

e-mail: zakharov_dk@mail.ru

e-mail: kashtanovae@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности организации и оформления дистанционной работы сотрудника. Определены общие положения оформления сотрудников. Описаны формы необходимой организации взаимодействия сотрудника и организации в виде электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, усиленной неквалифицированной электронной подписи, простой электронной подписи, а также с использованием почтовой (курьерской) связи в зависимости от видов и форм пересылаемых документов. Рассмотрены вопросы собственности на интеллектуальные результаты деятельности сотрудников, а также возможность и правомерность компенсации расходов сотрудников на необходимое оборудование и канцелярские товары во время работы дома. Определены правила организации труда работников, находящихся на дистанционной работе.

Ключевые слова: дистанционная или удаленная работа, комбинированное время работы, простая и усиленная электронная подпись, взаимодействие сотрудника и организации, компенсация затрат сотрудников.

Abstract

This article discusses the features of the organization and design of remote work of an employee. The general provisions of registration of employees are defined. The forms of the necessary organization of interaction between the employee and the organization are described in the form of electronic document management with the use of an enhanced qualified electronic signature, an enhanced unqualified electronic signature, a simple electronic signature, as well as with the use of postal (courier) communication, depending on the types and forms of documents sent. The issues of ownership of the intellectual results of employees 'activities, as well as the possibility and legality of compensation of employees' expenses for necessary equipment and office supplies during work at home are considered. The rules of the organization of work of employees who are on remote work are defined.

Keywords: remote or remote work, combined working hours, simple and enhanced electronic signature, employee-organization interaction, employee cost compensation.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОФОРМЛЕНИЯ СОТРУДНИКА

Отметим, что под дистанционной или удаленной работой (ДР) понимается выполнение работником тех функций, которые определены трудовым договором (ТД), вне стационарного, постоянного рабочего места, вне места нахождения работодателя, его представительств, филиалов, иных обособленных структурных подразделений организации (включая те, которые расположены в иной местности). Однако при ДР обязательно должно соблюдаться условие использования информационных и телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, сетей связи общего пользования для выполнения самих трудовых функций, а также в целях реализации взаимодействия сотрудника и его руководителя по различным вопросам, касающимся выполнения трудовых функций.

В соответствии с законодательством Российской Федерации работник может заключить трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору), определив для себя один из режимов выполнения ДР:

- постоянное время работы;

- временное (продолжительностью до 6 месяцев) время работы;

- комбинированное время работы [6].

Сотрудник должен выполнять ДР вне места расположения организации, ее представительств и филиалов, иных структурных подразделений, вне постоянного рабочего места, за территорией, находящейся под контролем данной организации. Кроме того, сотрудник вправе самостоятельно определять рабочее место, на котором он будет выполнять ДР. Это место должно располагаться в пределах границ Российской Федерации. Адрес конкретного места ДР сотрудник должен указать в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к трудовому договору. При этом в случае комбинированного режима работы указывается также адрес офиса, наименование и количество дней недели, во время которых сотрудник будет осуществлять свою работу дистанционно и на рабочем месте — в офисе. При комбинированном и временном режимах работы сотрудник должен определить будущее расположение ДР так, чтобы нивелировать

фактор удаленного расположения этого места. У сотрудника должна быть возможность быстро выйти в офис для реализации своих функций на основном рабочем месте в организации.

При принятии сотрудника на дистанционную работу в организацию отдел найма и подбора персонала должен сообщить в отдел кадров сведения о режиме ДР данного сотрудника в срок не позднее конкретной даты оформления сотрудника на ДР. Отдел кадров обязан осуществить оформление данного сотрудника на работу в организацию в порядке, установленном законодательством РФ и внутренними организационно-правовыми актами компании.

В этом случае трудовой договор (ТД) и дополнительное соглашение к ТД заключаются с помощью обмена сотрудником и организацией соответствующими документами в электронном виде. По желанию сотрудника и при наличии от него соответствующего заявления в письменном виде ТД или дополнительное соглашение о ДР оформляются на бумажном носителе в срок не позднее трех рабочих дней с момента предоставления заявления.

Изменение действующих условий ТД или дополнительного соглашения к ТД осуществляется по необходимости в любое время путем заключения очередного допсоглашения к ТД. Исключением является переход сотрудника с постоянного режима ДР на другой режим, который оформляется с помощью заключения нового ТД с сотрудником.

Сотруднику, находящемуся на ДР, устанавливается должностной оклад, премии по результатам текущей деятельности, квартальные и ежегодное вознаграждения, утвержденные организационными нормативными актами конкретной компании.

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКА И ОРГАНИЗАЦИИ

В случае осуществления ДР необходимо организовать взаимодействие сотрудника и организации в виде электронного документооборота. При этом важным моментом является оформление и использование электронной подписи (ЭП) — усиленной квалифицированной электронной подписи, усиленной неквалифицированной электронной подписи, простой электронной подписи.

При взаимном обмене электронными документами сотрудник и организация должны присылать необходимые подтверждения в получении электронных документов не позднее одного рабочего дня с момента отправления электронного документа адресату.

Работник при необходимости может обратиться в организацию для предоставления ему необходимых документов, их заверенных копий в различных форматах, необходимых для выполнения конкретных заданий: в электронном виде, в бумажном виде по почте заказным письмом и пр.

Для реализации программы обязательного государственного социального страхования в случае временной нетрудоспособности, в связи с материнством сотрудник отправляет в организацию заказным письмом с уведомлением по почте РФ оригиналы документов, необходимых в соответствии с законодательством РФ, или представляет в организацию информацию о серии и номере листка нетрудоспособности, оформленного медицинской организацией в электронном виде [6].

С использованием почтовой (курьерской) связи сотрудник должен направлять в организацию следующие документы:

- подлинники документов, которые предусмотрены законодательством РФ, связанные с предоставлением обязательного страхового обеспечения по обязатель-

ному страхованию на случай временной нетрудоспособности;

- копии документов, заверенные нотариусом и прописанные в статье 65 ТК РФ;

- трудовую книжку в течение трех рабочих дней со дня получения электронной версии трудового договора с организацией;

- оформленный надлежащим образом и подписанный сотрудником трудовой договор с организацией на бумажном носителе.

В свою очередь, организация направляет работнику с использованием почтовой (курьерской) связи следующие документы:

- заверенные надлежащим образом копии документов, связанные с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводе на другую работу, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, справки о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, справки о периоде работы у данного работодателя и др.) при наличии условия в заявлении сотрудника о выдаче копий документов на бумажном носителе;

- трудовую книжку сотрудника для предоставления в государственные органы;

- оформленный надлежащим образом трудовой договор на бумажном носителе;

- копию приказа (распоряжения) о прекращении ТД на бумажном носителе в день прекращения трудового договора.

С использованием электронных средств связи, посредством сети Интернет в форме электронного документооборота, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (что обязательно для организации и допустимо для сотрудника) и усиленной неквалифицированной электронной подписью (допустимо для сотрудника, недопустимо для организации), могут быть отправлены следующие документы [7]:

- дополнительные соглашения к ТД;

- внутренние нормативные документы организации;

- распоряжения и приказы по организации;

- различные уведомления о проводимых в организации мероприятиях и встречах;

- распорядительные документы организации, обязательные к исполнению;

- требования, объяснительные и пояснительные записки сотрудника;

- другие документы, которые допустимо направлять в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.

Важно отметить, что иное письменное взаимодействие сторон (организации и сотрудника) возможно в форме обычной электронной переписки с использованием сети Интернет, с применением простой электронной подписи (ЭП).

При этом необходимо применение усиленной квалифицированной (неквалифицированной) электронной подписи (УКЭП), которая определяется как информация в электронной форме, присоединенная к другой информации в электронном виде. УКЭП должна быть оформлена в соответствии с требованиями закона РФ об электронной подписи. УКЭП должна удовлетворять следующим параметрам [8]:

- получение УКЭП в результате криптографического преобразования информационных данных с применением ключа ЭП;

- УКЭП должна давать возможность определить должностное лицо, завизировавшее электронный документ или информацию;

- с помощью УКЭП должно быть возможным установить факт осуществления изменений в электронном документе после его визирования;

- необходимо указание ключа проверки УКЭП в квалифицированном сертификате.

В случае необходимости применения УКЭП ее получение реализуется за счет средств организации.

При использовании простой электронной подписи (ПЭП) организация в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового договора выдает сотруднику учетную запись и адрес электронной почты в компании, которые сотрудник будет использовать в период реализации своих трудовых функций. Кроме того, организация также может выдать сотруднику официальный доступ к специализированным информационным средствам для осуществления регистрации заданий в рамках выполнения функций. Сотрудник обязуется не использовать информационные средства, адреса электронной почты в личных целях.

Официальная информация, получаемые и передаваемые сотруднику сведения, файлы, электронные письма, подписанные ПЭП, являются электронными документами, которые должны исполняться сотрудником с учетом требований внутренних организационных документов. Вся информация, отправленная и полученная с применением учетной записи сотрудника в программах организации, считается официально переданной и полученной им персонально. Также все задания и приказы руководства организации, отправленные сотруднику, находящемуся на ДР, по организационной электронной почте, считаются электронными документами, подписанными ПЭП.

Каждая из сторон электронного общения обязана подтверждать получение электронных организационных документов не позднее десяти часов утра на следующий после получения рабочий день.

В том случае, когда необходимые технические средства и электронное оборудование выходят из строя либо программное обеспечение функционирует некорректно, а у сторон в связи с этим нет возможности своевременной отправки документов, сторона, которая имеет вышеуказанные обстоятельства, обязана осуществить уведомление другой стороны в течение одного рабочего дня с периода наступления данных обстоятельств. Кроме того, данной стороной должны быть предприняты все необходимые мероприятия по устранению обстоятельств, нарушающих нормальное взаимодействие сотрудника и организации. В частности, уведомлением считается отправление смс-сообщения, сообщения в любом мессенджере.

В случае если в период реализации трудовых функций сотрудник, находящийся на ДР, без уважительной причины не осуществляет прописанного выше взаимодействия с непосредственным руководителем, другими сотрудниками организации более двух рабочих дней с момента поступления к нему соответствующего запроса, ТД может быть расторгнут организацией в одностороннем порядке. ТД также может быть расторгнут по инициативе организации:

1. в случае установления организацией факта разглашения сотрудником информации, являющейся конфиденциальной либо включающей персональные данные других сотрудников [1];

2. в случае систематического (более трех раз) невыполнения поручений и заданий организации в установленный непосредственным руководителем срок.

По инициативе, а также после написания соответствующего заявления сотрудником ТД может быть расторгнут с выплатой льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством РФ.

Отдельным моментом взаимодействия организации и работника на ДР является собственность на интеллектуальные результаты деятельности сотрудников. Исключительное право на определенные законодательно результаты интеллектуальной деятельности сотрудников, находящихся на ДР, созданные в связи с выполнением трудовых функций и конкретных заданий непосредственных руководителей, принадлежат организации. К таким результатам трудовой деятельности относятся: служебные изобретения, служебные модели, служебные образцы, служебные достижения, служебные секреты производства, служебные исполнения конкретных заданий. Кроме того, организации принадлежат также результаты деятельности, созданные сотрудниками с использованием материальных, технических средств организации, а также информации, собственником которой является компания.

Зафиксированная в ТД заработная плата сотрудников является их вознаграждением за использование результатов их интеллектуальной деятельности.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКА

Особенной трудностью при организации ДР сотрудника является отслеживание местонахождения и времени, которое сотрудник проводит на дистанционном рабочем месте. Ряд организаций уже оснащены специальными средствами, оповещающими руководителей подразделений, информационные службы и службы безопасности о том, сколько времени сотрудник провел на рабочем месте, непосредственно в рабочей сети или программе. Ряд организаций все еще полагаются на порядочность сотрудников и ориентиром для них служат выполненные в срок задания.

Для того чтобы контроль за нахождением сотрудников на удаленном рабочем месте осуществлялся должным образом, работник должен сообщать в службу управления персоналом и своему непосредственному руководителю информацию об изменении места выполнения ДР для составления дополнительного соглашения к трудовому договору. При необходимости и наличии соответствующего распоряжения непосредственного руководителя сотрудник обязан выйти из режима ДР в офис для дальнейшего выполнения своих трудовых функций на рабочем месте в пределах территории конкретной организации [9, 10]. Организация, в свою очередь, должна своевременно уведомить сотрудника о необходимости выхода на работу. Сотрудник должен выйти на работу не позднее, чем через три рабочих дня с даты получения уведомления от организации. Организация должна компенсировать сотруднику затраты, связанные с выполнением трудовых функций на ДР. Расходы должны быть документально подтверждены сотрудником чеками и иными документами об оплате.

Затраты организации, связанные с выполнением трудовых функций на ДР, будут обоснованы в том случае, когда соответствующие сотрудники организации заранее определят следующие ключевые параметры, связанные с ДР сотрудников (табл. 1).

В статье 188 Трудового кодекса РФ отмечено, что при использовании сотрудником своего имущества с согласия и ведома руководства организации работнику выплачивается компенсация, в том числе за амортизацию (износ) технических средств и оборудования. Согласно классификации, компьютеры и другие технические устройства (в том числе принтеры) относятся к коду ОКОФ «Машины офисные прочие», они входят во вторую амортизационную группу в качестве имущества со сроком полезного использования от двух до трех лет включительно. Проблемой в данном слу-

Таблица 1

Параметры перехода сотрудников на ДР

Наименование параметра Подразделения и должности лиц, отвечающие за определение параметра в организации

1. Обстоятельства, ставшие основанием для перевода сотрудников на режим ДР Руководство организации, руководители структурных подразделений

2. Список сотрудников, переводимых на режим ДР Руководители структурных подразделений

3. Срок перевода на режим ДР (не более шести месяцев с возможностью продления данного срока, но не более чем на период возникновения конкретного обстоятельства) Руководство организации

4. Определение необходимых технических средств, оборудования, программного обеспечения, канцтоваров, средств защиты информации. Установление размера и сроков выплаты сотрудникам расходов, связанных с использованием собственных технических средств, и других расходов, связанных с выполнением трудовых функций в режиме ДР Руководители структурных подразделений,хозяйствен-ные службы организации, отдел информационного обеспечения, финансовые подразделения компании.

5. Параметры, связанные с особенностью ДР организаций конкретных сфер деятельности Руководство организации, руководители структурных подразделений

чае является то, что, находясь на ДР, сотрудник обычно использует домашнюю оргтехнику не только для организационных нужд, но и для личных целей. Поэтому вариантом решения данного вопроса является выплата компенсации амортизации техники, приходящейся на рабочее время [4].

Кроме того, дистанционные работники несут затраты на оплату сети Интернет, мобильную связь, электроэнергию. Данные расходы также необходимо учитывать за период рабочего времени. Что касается затрат на покупку бумаги, картриджей для принтера, канцелярских товаров, необходимых для выполнения трудовых функций, сумма компенсации может быть установлена в фиксированной ежемесячной сумме с учетом организационной необходимости в расходовании указанных материальных средств [2].

Для того чтобы работодателю выплатить сотруднику компенсацию за потраченные расходы и при этом не осуществлять лишние налоговые выплаты, важно собрать комплект документов, которые будут обоснованием необходимости этих выплат, их размера, непосредственной взаимосвязи с выполнением трудовых функций. В других случаях такая компенсация расходов признается частью заработной платы или другой части дохода сотрудника, который облагается НДФЛ и страховыми взносами [3].

4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДИРОВОК

Вызов сотрудника, находящегося на постоянном режиме ДР, в офис организации является командировкой [6]. Порядок направления и оплата расходов на командировку прописаны в соответствующих законодательных актах РФ [5], а также определяются в отдельных внутренних нормативных актах конкретной организации.

В том случае, когда сотрудника организации вызвали в офис при режиме временной или комбинированной ДР, данный вызов не считается командировкой, и расходы, связанные с приездом в офис компании, сотруднику не компенсируются.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р 34.11—2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширова-

ния» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 августа 2012 г. № 216-ст.).

2. Дистанционная работа: возмещаем работникам расходы / Самарский региональный информационный центр КонсультантПлюс «Дельта-Информ» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.delta-i.ru/print/articles/ rukovoditelyu/distantsionnaya-rabota-vozmeshchaem-rabotnikam-raskhody/ (дата обращения: 01.04.2021).

3. Как обосновать компенсации сотрудникам на удаленке в 2020 и в 2021 году? /IPT Group. Юридический и финансовый консалтинг [Электронный ресурс]. — URL: https://iptg.ru/press/articles/kak-obosnovat-kompensatsii-sotrudnikam-na-udalenke-v—2020-i-v—2021-godu/ (дата обращения: 25.03.2021).

4. Положена ли компенсация расходов дистанционному работнику // Клерк. Трудовые отношения. — [Электронный ресурс]. — URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/503823/ (дата обращения: 28.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Положение «О порядке проведения эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой», утвержденное Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2020 г. № 240н.

6. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» от 08.12.2020 № 407-ФЗ.

7. Федеральный закон «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой» от 24.04.2020 № 122-ФЗ.

8. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ.

9. Balle M. The Business Process Reengeneering, Action Kit. — Kogan Page Liminet. London, 2020. — 238 pp, SBN: 9781867353300.

10. Phil Carpenter. Building an Internet Business at Breakneck. — USA: Harvard Business School Press, 2020. — 301 pp, ISBN: 0-87584-929-6.

REFERENCES

1. GOST R 34.11—2012 "Informacionnaya texnologiya. Krip-tograficheskaya zashhita informacii. Funkciya xe'shirovaniya" Utverzhden i vveden v dejstvie Prikazom Federalnogo agentstva po texnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 7avgusta 2012 g. № 216-st [GOST R 34.11-2012 "Information technology. Cryptographic protection of information. Hash function" Approved and put into effect by the Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated August 7, 2012. No. 216-st].

2. Distancionnaya rabota: vozmeshhaem rabotnikam rasxody' [Remote work: we reimburse employees for expenses]. Samar-skij regional'ny'j informacionnyj centr Konsul'tant Plyus "Del'ta-Inform" [Samara Regional Information Center ConsultantPlus "Delta-Inform"]. Available at: https://www.delta-i.ru/print/ articles/rukovoditelyu/distantsionnaya-rabota-vozmeshchaem-rabotnikam-raskhody/ (accessed 01 April 2021).

3. Kak obosnovat' kompensacii sotrudnikam na udalenke v 2020 i v 2021 godu? [How to justify compensation for telecommuting employees in 2020 and 2021?]. IPT Group. Yuridicheskij i finansovyj konsalting [IPT Group. Legal and financial consulting]. Available at: https://iptg.ru/press/articles/kak-obosnovat-kompensatsii-sotrudnikam-na-udalenke-v-2020-i-v-2021-godu/ (accessed 25 March 2021).

4. Polozhena li kompensaciya rasxodov distancionnomu rabotniku [Whether the teleworker clerk is entitled to reimbursement

of expenses]. Klerk. Trudovye otnosheniya [Labor Relations]. Available at: https://www.klerk.ru/buh/articles/503823/ (accessed 28 March 2021).

5. Polozhenie «O poryadke provedeniya e'ksperimenta po ispol'zo-vaniyu e'lektronny'x dokumentov, svyazannyxs rabotoj», utverzh-dennoe Prikazom Ministerstva truda i socialnoj zashhity' RF ot 14 maya 2020g. № 240n [Regulation "On the procedure for conducting an experiment on the use of electronic documents related to work", approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated May 14, 2020 No. 240n].

6. Federalnyj zakon «O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Ros-sijskoj Federacii v chasti regulirovaniya distancionnoj (udalennoj) raboty' i vremennogo perevoda rabotnika na distancionnuyu (udalennuyu) rabotu po iniciative rabotodatelya v isklyuchitelnyx sluchayax» ot 08.12.2020g. № 407-FZ[Federal Law "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation regarding

the regulation of remote (remote) work and temporary transfer of an employee to remote (remote) work at the initiative of the employer in exceptional cases" dated 08.12.2020. No. 407-FZ].

7. Federalnyj zakon «Oprovedenii e'ksperimenta po ispol'zovaniyu e'lektronny x dokumentov, svyazannyx s rabotoj ot 24.04.2020g. № 122-FZ [Federal law "On conducting an experiment on the use of electronic documents related to work from 24.04. No. 122-FZ].

8. Federalnyj zakon «Ob elektronnoj podpisi» ot 06.04.2011 № 63-FZ [Federal Law "On Electronic Signatures" dated 06.04.2011 No. 63-FZ].

9. Balle M. The Business Process Reengeneering, Action Kit. — Kogan Page Liminet. London, 2020. — 238 pp, SBN: 9781867353300.

10. Phil Carpenter. Building an Internet Business at Breakneck. — USA: Harvard Business School Press, 2020. — 301 pp, ISBN: 0-87584-929-6.

Деграндис Д., Чомахидзе-Доронина М.

ВИЗУАЛИЗИРУЙТЕ РАБОТУ. КАК ВЫЯВИТЬ РАСХИТИТЕЛЕЙ ВРЕМЕНИ И ОПТИМИЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021, 240 с.

«Бесплатное» и неощутимое время — самый ценный ресурс, которым мы располагаем. Но мы часто его не бережем, причем это относится не только к индивидуумам, но и к организациям. На работе мы вроде бы все время чем-то заняты, постоянно над чем-то работаем, возвращаемся домой усталыми и выжатыми, как лимон, но при этом не добиваемся нужного результата и нашу работу нельзя назвать эффективной. Мы не понимаем, кто (или что) крадет наше время, куда пропадают драгоценные часы, отпущенные на выполнение определенных задач? Решить эту проблему и призвана книга.

Автор подчеркивает важность визуализации работы (две трети населения предполагают зрительно-пространственное восприятие). Только увидев воочию рабочие процессы, мы сможем настроить их должным образом и работать качественнее и быстрее.

Основная часть книги представляет собой объяснение, руководство и бизнес-аргументацию для ускорения рабочего процесса с помощью методов бережливого производства, Канбан и потока.

Батырев М.

СЛОЖНЫЕ ПОДЧИНЕННЫЕ. ПРАКТИКА РОССИЙСКИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

М.: МИФ. Бизнес. 2021, 352 с.

5 типов проблемных подчиненных. Истории из опыта разных компаний и общие рекомендации руководителям от Максима Батырева в удобном формате покетбука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.