Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК ИСТОЧНИКА РОССИЙСКОГО ПРАВА'

ПОРЯДОК ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК ИСТОЧНИКА РОССИЙСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
563
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юрислингвистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ОПУБЛИКОВАНИЕ / ОБНАРОДОВАНИЕ / ИСТОЧНИК ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанцева Олеся

Статья посвящена исследованию порядка опубликования нормативных правовых актов в соответствии с российским законодательством. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, представляют собой важнейший источник российского права и должны быть официально опубликованы. Именно с данным фактом закон связывает вступление их в силу. Учитывая, что отсутствуют легальные определения нормативного правового акта, официального текста, обнародования, возникают проблемы в правоприменительной практике. Кроме того, разнообразие нормативных актов по уровню их принятия свидетельствует о многообразии источников их официального опубликования. В целях определения правил опубликования законов и иных нормативных актов, национальных и международных документов подготовлена данная научная статья. Автором сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере и легального определения исследуемых понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE FOR THE OFFICIAL PUBLISHING OF REGULATORY LEGAL ACTS AS A SOURCE OF RUSSIAN LAW

The article is aimed at the study of the procedure for publishing of regulatory legal acts in accordance with Russian legislation. Normative legal acts affecting the rights, freedoms and duties of man and citizen are the most important source of Russian law and should be officially published. It is with this fact that the law connects their entry into force. Given that there are no legal definitions of a regulatory legal act, official text, publication, problems arise in law enforcement practice. In addition, the diversity of normative acts by the level of their adoption indicates the diversity of sources of their official publication. This scientific article has been delivered in order to determine the rules for the publishing of laws and other regulations, national and international documents. The author concludes that it is necessary to improve legislation in field and the legal definition of the concepts under study.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК ИСТОЧНИКА РОССИЙСКОГО ПРАВА»

11

Правовая коммуникация

властей от поддержки создания опорных университетов под опасением объединения и оптимизации региональных вузов, а также их перевода на региональное финансирование (Иркутская область).

Новый федеральный проект «Наука и университеты» 2020-2021 гг. вновь продолжает линию введения видов университетов «национальных исследовательских» и «национальных опорных» и инструментов их поддержки без четкой опоры в федеральных законах, что создает неопределенность их положения и волюнтаризм федеральных органов исполнительной власти.

Наконец, нормативная фиксация научно-инновационной деятельности как одного из ведущих направлений университетской миссии и фактический рост значения вузовской науки в общем развитии научного сектора в России свидетельствует, что образовательные организации высшего образования являются субъектами научного права. Очевидно, что законодательство о науке должно формально отнести университеты к субъектам научного права, чтобы привести законодательство в соответствие с фактом.

Литература

«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» : постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642 / СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ Дежина И. Развитие науки в России. Париж, 2011.

Захаров В.В. Основные этапы эволюции правового статуса университета в России (историко-юридический очерк) / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 1 (25). - С. 122-130.

Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1993.

Индикаторы науки 2020 : статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др. М., 2020. С. 36 - 38.

Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет / Вопросы образования. - 2007. -№ 1. - С. 49-63.

Наука в Российской Федерации в 1991 г. : статистический сборник. М., 1992. С. 38-39.

О взаимодействии органов государственной власти Ростовской области и опорного университета Ростовской области : областной Закон Ростовской области от 19 февраля 2018 г. №1328-ЗС / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/446638019

О доктрине развития российской науки : указ Президента РФ от 13 июня 1996 №884 / Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - С. 3005.

О проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета в 2016-2018 годах : приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2015 г. №811 / Информационно-правовое обеспечение Гарант. URL: http://base.garant.ru/71244466/

О реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. №3697-р / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 №273 / СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №295 / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/499091784

Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций»: Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам / утв. протоколом от 25 октября 2016 г. №9.

References

Dezhina, I. (2011). Development of science in Russia. Paris (in Russian).

Ilyin, I.A. (1993). Collected works: in 10 volume. Moscow (in Russian).

Indicators of science 2020: statistical collection. (2020). Moscow, 36-38 (in Russian).

Konstantinov, G.N., Filonovich, S.R. (2007). What is an entrepreneurial university. Education Issues, 1, 49-63 (in Russian). On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).

On the approval of the state program of the Russian Federation Development of education: Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (in Russian).

Legal Linguistics, 22, 2021

On the approval of the state program of the Russian Federation Development of education for 2013-2020: Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 295. Available from: https://docs.cntd.ru/document/499091784 (in Russian).

On the competitive selection of educational institutions of higher education for the financial support of programs for the development of federal state educational institutions of higher education at the expense of the federal budget in 20162018: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 7, 2015 No. 811. Available from: http://base.garant.ru/71244466/ (in Russian).

On the doctrine of the development of Russian science: decree of the President of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 884. Collected Legislation of the Russian Federation, 1996, 25, 3005 (in Russian).

On the implementation of the program of strategic academic leadership Priority-2030: order of the Government of the Russian Federation of December 31, 2020 No. 3697-r. Available from: http://pravo.gov.ru (in Russian). On the interaction of public authorities of the Rostov region and the pivotal university of the Rostov region: the regional law of the Rostov region of February 19, 2018 No. 1328-3C. Available from: https://docs.cntd.ru/document/446638019 (in Russian).

Passport of the priority project Universities as centers of space for creating innovations: Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects / approved. Minutes dated October 25, 2016 No. 9 (in Russian).

Science in the Russian Federation in 1991: statistical collection. (1992). Moscow, 38-39 (in Russian).

Zakharov, V.V. (2013). The main stages of the evolution of the legal status of the university in Russia (historical and legal

sketch). Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University, 1 (25), 122 - 130 (in Russian).

Citation:

Васильев А.А., Шпоппер Д., Печатнова Ю.В. Университеты как субъекты научного права. // Юрислингвистика. - 2021. - 22. - С. 5-12. Vasiliev, A.A., Schopper, D., Pechatnova, Yu. V. (2021). Universities as Subjects of Scientific Law. Legal Linguistics, 22, 5-12. I ("ОЕ^^^ИтИк work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0. License

Юрислингвистика, 22, 2021

Юрислингвистика

Legal Linguistics, 2021, 22, 1 3-1 7 doi: https://doi.org/10.14258/leglin(2021)2202

ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ УДК 342, ББК 67.400, ГРНТИ 10.15., Код ВАК 5.1.1

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов как источника российского права

О.Л. Казанцева

Алтайский государственный университет пр. Ленина, 61, 656049, Барнаул, Россия. E-mail: verwaltuns@mail.ru

Статья посвящена исследованию порядка опубликования нормативных правовых актов в соответствии с российским законодательством. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, представляют собой важнейший источник российского права и должны быть официально опубликованы. Именно с данным фактом закон связывает вступление их в силу. Учитывая, что отсутствуют легальные определения нормативного правового акта, официального текста, обнародования, возникают проблемы в правоприменительной практике. Кроме того, разнообразие нормативных актов по уровню их принятия свидетельствует о многообразии источников их официального опубликования. В целях определения правил опубликования законов и иных нормативных актов, национальных и международных документов подготовлена данная научная статья. Автором сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере и легального определения исследуемых понятий.

Ключевые слова: нормативный правовой акт, опубликование, обнародование, источник официального опубликования.

The Procedure for the Official Publishing of Regulatory Legal

Acts as a Source of Russian Law

Kazantseva O.L.

Altai State University 61 Lenin St., 656049, Barnaul, Russia. E-mail: verwaltuns@mail.ru

The article is aimed at the study of the procedure for publishing of regulatory legal acts in accordance with Russian legislation. Normative legal acts affecting the rights, freedoms and duties of man and citizen are the most important source of Russian law and should be officially published. It is with this fact that the law connects their entry into force. Given that there are no legal definitions of a regulatory legal act, official text, publication, problems arise in law enforcement practice. In addition, the diversity of normative acts by the level of their adoption indicates the diversity of sources of their official publication. This scientific article has been delivered in order to determine the rules for the publishing of laws and other regulations, national and international documents. The author concludes that it is necessary to improve legislation in field and the legal definition of the concepts under study.

Key words: regulatory legal act, publishing, publication, source of official publication.

Понятие «нормативный правовой акт» в российском законодательстве не раскрывается, но часто используется. Ввиду этого на практике возникают вопросы разграничения нормативного и ненормативного правового акта.

Попытка дать определение нормативного правового акта была предпринята 11 ноября 1996 года в Постановлении Государственной думы РФ № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», в котором под таким актом понимался письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Похожая норма использовалась и в «Разъяснениях о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88, которые утратили силу в связи с принятием новых от 23 апреля 2020 г. № 105.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» тоже поучаствовал в формировании дефиниции, определив в качестве существенных признаков нормативного правового акта: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В настоящее время действует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в котором ранее изложенные признаки нормативного правового акта сохраняются.

Таким образом, все вышеуказанные документы определили существенные признаки нормативного правового акта, которые кладутся за основу при определении его понятия, но законодатель данное понятие так и не сформулировал.

Вопросам опубликования нормативных актов посвящен ряд работ, в которых учеными поднимались и рассматривались различные аспекты [Абрамова, Рахманина 1998; Артамонов 2008]. Проблемы электронного опубликования также поднимались российскими авторами [Червяковский 2016; Смышляев 2014].

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ официальному опубликованию подлежат любые законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты не должны применяться. По смыслу данной конституционной номы остальные нормативные правовые акты органы государственной власти и местного самоуправления не обязаны официально публиковать.

При официальном опубликовании в официальном издании размещается сам текст нормативного правового акта со всеми имеющимися к нему приложениями, которые являются его составной частью, а не факсимиле оригинала документа с подписью и печатью, как многие ошибочно думают. Следовательно, отсутствие подписи и печати на опубликованной версии нормативного акта не свидетельствует о том, что данный акт не подписан и не действует. Официальному опубликованию всегда предшествует этап его принятия и подписания должностным лицом.

Анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что и печать не является обязательным реквизитом нормативных правовых актов. Например, ст. 20 Закона Костромской области от 11 января 2007 г. № 106-4-ЗКО «О нормативных правовых актах Костромской области», ст. 12 Закона г. Москвы от 8 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы», ст. 43 Закона Алтайского края от 9 ноября 2006 года № 122-ЗС «О правотворческой деятельности» устанавливают перечень обязательных реквизитов таких правовых актов. Подпись должностного лица среди них имеется, а вот печать отсутствует.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, если иное не установлено специальной нормой закона. На сегодняшний день такие нормы не приняты. Следовательно, соблюдение ГОСТов, предусматривающих наличие подписи и печати в документах, при принятии и опубликовании нормативных правовых актов не обязательно, они носят рекомендательный характер.

Законодатель наряду с понятием «официальное опубликование» использует другое - «официальное обнародование», что может свидетельствовать об их синонимичности. Однако это не так.

Официальное опубликование - это размещение полного текста закона или иного нормативного акта в официальном источнике, который для этого предназначен и указан в специальной норме. Зачастую нормы предусматривают несколько источников официального опубликования, в этом случае официальным опубликованием будет считаться первое размещение полного текста в одном из этих источников. Источник, в котором произошло официальное опубликование, всегда будет один. А источников, в которых размещенный текст будет считаться официальным, может быть несколько.

Поскольку нормативные правовые акты принимаются органами разных уровней (федерального, регионального и муниципального), то и источники их официального опубликования будут различными.

Непосредственно сам порядок опубликования Конституция РФ не предусматривает, он определяется иными нормативными документами.

Важно отметить, что источники официального опубликования со временем могут меняться, что тоже находит свое отражение в законодательстве. Для каждого документа значение имеют те нормы, которые действовали на момент его официального опубликования.

Юрислингвистика, 2021, 22

15

Правовая коммуникация

Для опубликования федеральных конституционных и федеральных законов порядок их официального опубликования и вступления в силу устанавливается специальным федеральным законом от 14 июня 1994 года №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и конкретизируется указом Президента РФ от 05.04.1994 № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов».

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в Парламентской газете, Российской газете, Собрании законодательства РФ или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). На союз «или» вполне обоснованно обратили внимание Н.Я. Соколов и К.С. Кармадонов, отмечая, что сама формулировка нормы выглядит неоднозначно, поскольку в случае опубликования указанных актов в электронном виде обязанность публиковать их в печатном издании отсутствует. Это, с одной стороны, затрудняет процесс ознакомления граждан с принятыми законами, Интернет присутствует не везде. С другой стороны, отсутствие официальной версии печатного текста нормативного акта может влечь изменение норм в электронном виде, и доказать, что текст претерпел изменения по сравнению с первоначальным вариантом, не будет возможности [Соколов, Кармадонов 2018].

Законодательно предусмотрена возможность публиковать федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, а также доводить до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, рассылать государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передавать по каналам связи, распространять в машиночитаемой форме.

Обнародование, в отличие от официального опубликования, представляет собой доведение информации о принятом нормативном правовом акте или его основных положениях до всеобщего сведения, при этом способы и формы доведения информации могут быть различными.

Для вступления в силу нормативного акта имеет значение его официальное опубликование, а не обнародование.

Порядок официального опубликования нормативных актов Президента РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Порядок официального опубликования нормативных актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств федерального уровня) определяется также вышеназванным указом Президента от 23 мая 1996 года № 763 и, в некоторой части, постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (п. 17).

Акты Президента РФ и Правительства РФ в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в Российской газете, Собрании законодательства РФ и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Официальным опубликованием актов Президента РФ и Правительства РФ считается первая публикация их полных текстов в вышеуказанных источниках. Официальными являются также тексты актов Президента РФ и Правительства РФ, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны РФ, а также органами государственной охраны.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Министерство юстиции РФ в течение 5 дней после государственной регистрации направляет их электронные копии (электронные образы) в федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты» и в Федеральную службу охраны РФ.

Что касается региональных законов и нормативных актов субъектов РФ, то общие принципы их опубликования установлены федеральным законом в части, касающейся нормативных актов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и регионов. Так, Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ч. 5 ст. 8 закрепляет, что Конституция (устав) и законы субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

В свою очередь, пп. 38 п. 2 ст. 26.3 названного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопроса учреждения печатного средства массовой информации и сетевого издания для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, иной официальной информации.

За регионами закрепляются и собственные полномочия, при осуществлении которых они не зависят от центра и

Ьгда1 Linguistics, 22, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.