Научная статья на тему 'Порядок ликвидации коммерческих организаций'

Порядок ликвидации коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2220
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ / ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУДЕБНО-АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА / COMMERCIAL ORGANIZATION / LIQUIDATION / LIQUIDATION PROCEDURE / LEGAL REGULATION / ARBITRATION COURT RULINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Вячеслав Геннадьевич

В статье рассматриваются некоторые особенности установленного законодательного порядка ликвидации коммерческих организаций. На основании анализа правового регулирования порядка ликвидации, а также сложившейся судебно-арбитражной практики, автор указывает на его основные недостатки и вносит предложения, направленные на совершенствование отдельных законодательных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIQUIDATION PROCEDURE FOR COMMERCIAL ORGANIZATIONS

The paper discusses some features of the established legal liquidation procedure for commercial organizations. Basing on the analysis of the legal regulation of liquidation procedure, as well as on the current arbitration court rulings, the author lists its basic shortcomings and makes suggestions to improve certain legal provisions.

Текст научной работы на тему «Порядок ликвидации коммерческих организаций»

УДК 347.72

ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В. Г. Филиппов

LIQUIDATION PROCEDURE FOR COMMERCIAL ORGANIZATIONS

V. G. Philippov

В статье рассматриваются некоторые особенности установленного законодательного порядка ликвидации коммерческих организаций. На основании анализа правового регулирования порядка ликвидации, а также сложившейся судебно-арбитражной практики, автор указывает на его основные недостатки и вносит предложения, направленные на совершенствование отдельных законодательных положений.

The paper discusses some features of the established legal liquidation procedure for commercial organizations. Basing on the analysis of the legal regulation of liquidation procedure, as well as on the current arbitration court rulings, the author lists its basic shortcomings and makes suggestions to improve certain legal provisions.

Ключевые слова: коммерческая организация, ликвидация, порядок ликвидации, правовое регулирование, судебно-арбитражная практика.

Keywords: commercial organization, liquidation, liquidation procedure, legal regulation, arbitration court rulings.

Ликвидация коммерческой организации является одной из процедур, направленных на прекращение существования данной организации и должна реализоваться в соответствии с установленными для неё требованиями, то есть в определённом законодательном порядке. В этой связи некоторые учёные полагают, что порядок ликвидации это «...определённая совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для достижения юридической цели ликвидации - прекращения юридического лица; установленная законом последовательность наступления таких фактов; срок осуществления ликвидации» [1, с. 111]. Другие, исходя из анализа правил п. 2 ст. 61 ГК РФ рассматривают порядок ликвидации в более узком содержании, разделяя его на два вида: добровольный и принудительный [2, с. 129].

При этом необходимо проводить различие между порядком и основаниями ликвидации. Соответственно отметим, что в ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации [3] (далее - ГК РФ) определены основания, по которым юридическое лицо может быть ликвидировано, то есть, указаны определённые юридические факты, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридического лица в форме ликвидации и сделано только указание на то, в каком порядке может быть осуществлена ликвидацию, а непосредственно основные требования к самому порядку, процедуре осуществления ликвидации установлены в ст. 63 ГК РФ.

Поэтому представляется, что порядок ликвидации коммерческих организаций необходимо понимать как установленную и регламентированную нормами права, процедуры осуществления ликвидации коммерческой организации.

В п. 1 ст. 63 ГК РФ сделано указание на важный момент проведения ликвидационной процедуры, поскольку после своего образования, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредито-

рами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Публикация данных о ликвидации имеет важное юридическое значение, поскольку связана с выявлением кредиторов ликвидируемой организации и последующем определением судьбы имущества такой организации.

В настоящее время официальным печатным изданием, в котором должна быть размещена публикация о ликвидации в соответствии с п. 1 Приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации», [4] является журнал «Вестник государственной регистрации».

Следует отметить, что ГК РФ не установлен срок, в течение которого должны быть опубликованы соответствующие сведения о ликвидации организации. Это в свою очередь порождает различные нарушения, выражающиеся в уклонении ликвидируемой коммерческой организации от исполнения обязательств перед своими кредиторами. Суды в данных случаях, не смотря на установление ими фактов отсутствия сведений публикации о ликвидации коммерческой организации, отказывают в удовлетворении исковых требований, мотивируя это тем, что такой способ защиты как возложение на ликвидационную комиссию (ликвидатора) выполнить действия, предусмотренные ст. 63 ГК РФ, а именно установить порядок и срок ликвидации общества, уведомить кредиторов о своей ликвидации законом не предусмотрен [5].

Таким образом, публикация информации о ликвидации является одним из юридических действий совершаемых коммерческой организацией, направленных на реализацию ликвидации и достижению поставленных данной процедурой целей, должно способствовать нормальному и последовательному осуществлению ликвидации коммерческой организации, а также обеспечению прав и законных интересов всех заинтересованных лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Промежуточный ликвидационный баланс характеризует имущественное и финансовое положение коммерческой организации, то есть её активы и пассивы по состоянию на установленную дату истечения срока для предъявления требований кредиторов.

Следовательно, до составления промежуточного баланса какие-либо расчёты с кредиторами по общему правилу запрещены.

Необходимо заметь, что ГК РФ и законодательством о коммерческих организациях не определён также срок, в течение которого должен быть составлен промежуточный ликвидационный баланс, что приводит к нарушениям, связанным с порядком его составления. Исключение здесь составляют только лишь кредитные организации. Так, согласно п. 1 ст. 50.42 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», [6] после составления и закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения об осуществлённых предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего.

Рассматривая порядок ликвидации, нельзя не упомянуть также и некоторых новеллах вносимых Проектом Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», [7] (далее - Проект Поправок в ГК РФ) связанных с установлением порядка прекращения и возобновления процедуры ликвидации. Так, согласно п. 3 ст. 63 ГК РФ в будущей редакции, в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица ликвидация прекращается, ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации при возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматриваются в порядке, уста-

новленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Помимо этого ГК РФ также будет предусматриваться и порядок возврата к процедуре ликвидации. В соответствии с п. 5 ст. 64 ГК РФ в будущей редакции, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания его несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о возобновлении (назначении) процедуры ликвидации такого юридического лица для распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очерёдности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает ликвидатора из числа арбитражных управляющих.

Возобновление (назначение) процедуры ликвидации допускается в течение трех лет с момента внесения записи в государственный реестр юридических лиц об исключении юридического лица из этого реестра при наличии достаточных средств для её возобновления (назначения) и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Как видно данные меры также направлены на обеспечение соблюдения интересов кредиторов, удовлетворение заявленных ими требований.

Вносимые изменения в ГК РФ, связанные с возобновлением процедуры ликвидации после внесения записи в Единый государственный реестр об исключении юридического лица, в некотором роде могут изменить взгляд на прекращение его как субъекта гражданских правоотношений, когда составлен и утверждён окончательный ликвидационный баланс после завершения всех расчётов с кредиторами в порядке очерёдности, установленной п. 1 ст. 64 ГК РФ, что является завершающей стадией ликвидации. Вместе с тем, как представляется в данном случае речь не идёт о восстановлении правосубъектности юридического лица, а имеет место распределение имущества прекратившей своё существование организации, которая уже была исключена из реестра юридических лиц, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 63 ГК РФ в будущей редакции, юридическое лицо считается прекратившим своё существование после внесения в единый государственный реестр сведений о его прекращении. Помимо этого, согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ в будущей редакции, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается с момента внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Положительным моментом Проекта поправок в ГК РФ на наш взгляд является установление трёхлетнего срока в течение которого может быть возобновлена процедура ликвидации. Стремление законодателя к установлению конкретных сроков, связанных с

осуществлением процедуры ликвидации представляется оправданным и должно стать ещё одной дополнительной гарантией по защите прав и законных интересов кредиторов и участников ликвидируемой организации.

В настоящий момент ГК РФ и законодательство о коммерческих организациях не устанавливает ни минимальных, ни максимальных сроков, предусмотренных на проведение процедуры ликвидации, поскольку данные сроки в силу п. 2 ст. 62 ГК РФ определяются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Исключение составляет только срок, предусмотренный п. 1 ст. 63 ГК РФ на заявление кредиторами своих требований, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Исходя из этого, Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 29.12.2012 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», [8] данный срок установлен в качестве минимального, предусмотренного для осуществления процедуры ликвидации. Так, в соответствии с п. 2 ст. 22 данного закона, ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

В связи с этим видится также обоснованным установление в ГК РФ определённых сроков при осуществлении некоторых конкретных действий по ликвидации юридического лица, которые особенно затрагивают интересы кредиторов, а возникающие наруше-

ния при их осуществлении, как было показано нами ранее, способствуют нарушению прав кредиторов, затрудняют их реализацию, затягивают саму процедуру ликвидации. Для этого целесообразно:

- в п. 1 ст. 63 ГК РФ установить срок в течение, которого ликвидационной комиссией должно быть опубликовано сообщение о ликвидации. Такой срок по аналогии с п. 1 ст. 62 ГК РФ в будущей редакции может быть установлен в течение трёх рабочих дней с момента назначения ликвидационной комиссии;

- в п. 2 ст. 63 ГК РФ определить конкретный срок, не позднее которого ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс, который подобно установленному для кредитных организаций может быть не позднее шести месяцев, исчисляемых со дня окончания установленного срока для предъявления требований кредиторами. Также следует указать на возможность продления данного срока арбитражным судом по заявлению ликвидационной комиссии.

Кроме того, в п. 1 и в п. 2 ст. 63 ГК РФ необходимо указать также на последствия, которые должны наступать в результате пропуска данных сроков, в виде признания арбитражным судом ликвидации недействительной в тех случаях, когда судом не будут признаны причины такого пропуска уважительными.

Таким образом, установление данных сроков окажет определённое воздействие на упорядочивание процедуры ликвидации, обеспечение прав всех заинтересованных лиц и в конечном итоге будет способствовать достижению главной цели проводимой процедуры - прекращение коммерческой организации в качестве субъекта гражданского права в соответствии с установленным для её реализации порядком.

Литература

1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы / А. В. Габов. - М.: Статут, 2011.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (постатейный) / под ред. О. Н. Садикова. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2005.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4. Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» // Бюллетень нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 28.

5. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.07.2011 г. № Ф09-4383/11 по делу № А07-16615/2010 // Документ опубликован не был. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.01.2006 г. по делу № А05-2887/2005-2 // Документ опубликован не был. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2007 г. по делу № А 57-30850/05-33 // Документ опубликован не был. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 г. № 07-АП3191/10 по делу № А27-918/2010 // Документ опубликован не был. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

6. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 9. - Ст. 1097.

7. Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (во втором чтении). - Режим доступа: http://komitet2-10.km.duma.gov.ru/site.xp/0510540561240-54053054.html (дата обращения: 10.04.2013 г.).

8. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 29.12.2012 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации.

- 2001. - № 33 (часть I) . - Ст. 3431.

Информация об авторе:

Филиппов Вячеслав Геннадьевич - соискатель кафедры гражданского и семейного права Саратовской государственной юридической академии, +7 (499) 744-12-52, vya8954@yandex.ru.

Viacheslav G. Philippov - post-graduate student at the Department of Civil and Family Law, Saratov State Legal Academy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.