Научная статья на тему 'Порядок и правовые основания оформления дела об административном правонарушении в отношении водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения'

Порядок и правовые основания оформления дела об административном правонарушении в отношении водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / ПРИЗНАКИ ОПЬЯНЕНИЯ / ЗАДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгих И.П.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной России практике применения административно-правовых норм в отношении водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Долгих И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок и правовые основания оформления дела об административном правонарушении в отношении водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения»

ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ВОДИТЕЛЯ, УПРАВЛЯЮЩЕГО ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ

© Долгих И.П.*

Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной России - практике применения административно-правовых норм в отношении водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения.

Ключевые слова освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование, признаки опьянения, задержание транспортного средства, отстранение от управления транспортным средством.

Вступивший в силу с 01 июля 2002 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в своей первоначальной редакции предусматривал обязательное медицинское освидетельствование на состояние опьянения, проводимое организациями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление этого вида медицинской деятельности. Однако уже спустя пять лет Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ [1] право проводить освидетельствование на состояние опьянения было вновь, как и в союзные времена, делегировано должностным лицам, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

Согласно части 6 статьи 27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного законодательного положения постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 [2] утверждены правила применения указанных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые содержат ряд принципиальных положений.

Во-первых, освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения подлежат только те водители транспортных средств, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии

* Заместитель начальника кафедры Административного права.

опьянения. В качестве таких оснований установлено наличие одного или нескольких следующих признаков:

- запах алкоголя изо рта;

- неустойчивость позы;

- нарушение речи;

- резкое изменение окраски кожных покровов лица;

- поведение, не соответствующее обстановке.

Во-вторых, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, как уже было сказано выше, осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В-третьих, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип, который внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений. В их числе - алкотестеры «АКПЭ-01М», «Алкотектор PRO-100 сотЫ», «Alcotest 6810» и др., позволяющие с точностью установить количественное содержание этанола в выдыхаемом воздухе.

Административная ответственность, предусмотренная статьями 12.8 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме.

Если лицо согласно с результатами освидетельствования, расписалось в акте освидетельствования, в отношении него составляется протокол об административном правонарушении. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

При составлении протокола о направлении на медицинское освидетельствование копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В протоколах об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются:

- дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- фамилия, имя, отчество лица;

- сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

- сведения о понятых.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения подробно регламентирован разделом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 [2].

Уклонением лица от прохождения освидетельствования можно признать следующие действия: отказ лица от проведения отбора пробы выдыхаемого воздуха, попытка к бегству.

В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. №18 [3], основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу ГИБДД, так и медицинскому работнику. При этом в постановлении подчеркивается, что в качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках медицинского освидетельствования.

В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ лица, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины задержания. При этом составляется протокол об отстранении данного лица от управления транспортным средством в присутствии двух понятых. Названная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является правом, а не обязательностью уполномоченных должностных лиц и полностью зависит от их усмотрения.

При задержании транспортного средства уполномоченные на то должностные лица выполняют следующие процессуальные действия:

1. Сотрудник органов внутренних дел в присутствии понятых составляет протокол задержания транспортного средства, излагая в нем опись внешних повреждений транспортного средства и находящегося в нем имущества, а также иные сведения следующего содержания:

- дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- сведения о лице, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

- дата, время, место совершения и фабула совершения нарушения ПДД, например: «управление транспортным средством без водительского удостоверения»;

- сведение о транспортном средстве, марка, государственный регистрационный знак, номер кузова;

- какие на момент задержания транспортное средство имело механические повреждения, что находилось в салоне, кому передано транспортное средство на хранение и на какую стоянку;

- данные о понятых;

- подпись лица, составившего протокол и физического лица;

- в протоколе о задержании транспортного средства указываются наименование органа (учреждения, организации), должность фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

После составления процессуальных документов должностное лицо передает информацию о задержании транспортного средства и необходимости его помещения на специализированную стоянку (или прекращения движения при помощи блокирующих устройств) в дежурную часть территориального отдела МВД России, указывая причину задержания, место задержания, марку, модель, государственный регистрационный знак ТС, его техническое состояние, Ф.И.О. лица, управлявшего транспортным средством, свой позывной и номер нагрудного знака.

2. Сотрудник дежурной части, принявший информацию, фиксирует ее в рабочем журнале дежурного и по телефону передает заявку диспетчеру или на специализированную стоянку.

3. Водитель эвакуатора сообщает сотруднику органа внутренних дел о месте хранения задержанного транспортного средства.

4. О месте хранения задержанного транспортного средства сотрудник органа внутренних дел сообщает водителю при вручении копии протокола о задержании транспортного средства.

5. О задержании транспортного средства в отсутствие водителя сотрудник ОВД незамедлительно сообщает в дежурную часть подразделения. Оперативный дежурный территориального органа внутренних дел информирует владельца (представителя владельца) о задержании транспортного средства, принимая в случае необходимости меры для установления владельца (представителя владельца) транспортного средства.

6. Сотрудник подразделения ОВД находится на месте задержания до полной погрузки задержанного транспортного средства на эвакуатор или установки блокирующего устройства.

7. Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, Внутренних Войск МВД России и других ведомств, упомянутых в части 9 статьи 27.13 КоАП РФ, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №210-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.base.con-sultant.ru (дата обращения: 17.09.2014).

2. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 г. №475 (ред. от 18.11.2013) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.base.consultant.ru (дата обращения: 17.09.2014).

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. № 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ba-se.consultant.ru (дата обращения: 17.09.2014).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ

И ПРАКТИКИ. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ И СТРУКТУРНЫЙ ВНУТРИФАКТОРНЫЙ АСПЕКТ

© Писарев А.С.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В докладе автор кратко рассматривает связь проблемы эффективности права с фазой этногенеза, а также раскрывает структуру внутренних факторов, влияющих на эффективность права.

Ключевые слова соотношение теории и практики, этногенез, структура внутренних факторов эффективности права.

* Студент Юридического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.