Научная статья на тему 'Порядок и практика применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций'

Порядок и практика применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудиторская деятельность / аудиторская организация / внешний контроль качества работы аудиторских организаций / мера воздействия / auditor activity / audit organization / external quality control of audit organizations / disciplinary measure
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок и практика применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций»

Севастьянова Е.В?

ПОРЯДОК И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ключевые слова: аудиторская деятельность, аудиторская организация, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, мера воздействия.

Keywords: auditor activity, audit organization, external quality control of audit organizations, disciplinary measure.

Мировой финансовый кризис позволил выявить определенные проблемы, связанные с качеством предоставления аудиторскими организациями аудиторских услуг. Такие проблемы не обошли стороной и Россию. Более того, в последнее время все чаще выявляются факты искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности так называемыми общественно значимыми организациями, являющимися основой экономической стабильности России. Особенно остро такие проблемы проявились в банковском секторе и в сфере страховых услуг. Все это создает определенные предпосылки для угрозы стабильности в социально-экономической сфере.

Проблемы регулирования аудиторской деятельности актуальны не только для России, но и для мирового сообщества в целом. Отсутствие четких методологий, проблемы оценки компетенций и профессиональных навыков аудитора, недостаточное использование данных, информационных технологий и методов экономического анализа в разработке стандартов и других направлениях деятельности - все эти проблемы ведут к ухудшению качества аудита, что отмечает регулятор аудиторской деятельности PCAOB. В таких условиях контрольная деятельность играет еще более важную роль.

Основы деятельности Росфиннадзора приведены в [1]. Росфиннадзор за период осуществления ВККР АО с 2011 г. реализует стратегию и тактику эффективного государственного надзора в области внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (далее - ВККР АО). За период с 2011 по 2015 гг. Росфиннадзор реализовал разработку и внедрение основных нормативных актов в сфере регулирования данного вида деятельности, а также документов, более детально разъясняющих рассматриваемые вопросы; осуществляет с 2012 года как плановые, так и внеплановые внешние проверки контроля качества работы аудиторских организаций (далее - АО); осуществляет сотрудничество с саморегулируемыми организациями аудиторов (далее - СРОА), Минфином России, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», Центральным банком России и иными заинтересованными организациями, а также международное сотрудничество в области ВККР АО.

В части дисциплинарного производства Росфиннадзор руководствуется следующими документами: Приказом Минфина России от 11.01.2013 № 3н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (далее - АР) и Порядком применения Росфиннадзором мер воздействия в отношении аудиторских организаций [2].

АР регламентирует сроки и последовательность административных процедур (административных действий), осуществляемых Росфиннадзором, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росфиннадзора, его территориальными органами (далее - ТО), должностными лицами, порядок взаимодействия Росфиннадзора и его ТО с АО, органами прокуратуры, иными органами государственной власти, экспертами, экспертными организациями, СРОА при исполнении государственной функции, содержит блок-схему исполнения государственной функции и перечень типовых вопросов программы проверки качества работы АО.

В соответствии с п. 131 АР при определении мер дисциплинарного воздействия (далее - МВ), принимаемых в отношении АО, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, учитываются следующие обстоятельства:

1) содержащийся в акте проверки вид заключения о результатах качества работы проверенной АО в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержденным приказом Минфина России от 24.02.2010 г. № 16н;

2) системный характер нарушений правил аудиторской деятельности;

3) умышленный характер нарушений правил аудиторской деятельности;

4) негативные последствия (угроза наступления негативных последствий) в результате действий (бездействия) АО при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

1 Севастьянова Елена Вячеславовна - к.э.н., главный специалист-эксперт Управления по надзору за аудиторской деятельностью Росфиннадзора, старший преподаватель кафедры экономического анализа и аудита ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева». Эл. почта: sevaselena@rambler.ru.

5) результаты рассмотрения письменного ответа проверенной АО на акт проверки;

6) отсутствие письменного ответа проверенной АО на акт проверки в части действий по устранению выявленных нарушений правил аудиторской деятельности и сроков осуществления таких действий;

7) другие обстоятельства, имеющие значение для вынесения объективного решения.

В отношении АО, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, могут быть применены следующие МВ: предписание, предупреждение, приостановление членства АО в СРОА, исключение АО из СРОА [2, 3]. Подробное описание МВ приведено в таблице 1.

Таблица 1

Описание мер воздействия

Наименование и содержание меры воздействия Форма выражения меры воздействия Основания применения меры воздействия

Предписание - обязательство АО устранить выявленные по результатам ВККР нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений Официальное уведомление АО о ее обязанности устранить выявленные по результатам ВККР АО ее работы нарушения в установленный срок, вынесенное в письменной форме Впервые либо повторно совершенные нарушения, которые АО может устранить в течение установленного срока

Предупреждение АО в письменной форме о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности Официальное письменное порицание АО и содержащее указание на недопустимость нарушения правил аудиторской деятельности, вынесенное в письменной форме Впервые либо повторно совершенные нарушения, которые АО не может устранить

Предписание о приостановлении членства АО вынесение обязательного для исполнения СРОА, членом которой является АО, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания о приостановлении членства такой АО в СРОА Временное прекращение права АО заключать договоры оказания аудиторских услуг, а также вносить влекущие увеличение обязательств АО изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия данной меры воздействия. - Невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений; - повторное совершение нарушений, явившихся основанием применения мер воздействия в виде предписания или предупреждения; - нарушение установленных правилами аудиторской деятельности требований к членству АО в СРОА, если указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности и при условии, что указанные нарушения могут быть устранены в течение срока приостановления членства; - иные впервые либо повторно совершенные нарушения, которые АО не может устранить или может устранить в течение установленного срока

Вынесение обязательного для исполнения СРОА, членом которой является АО, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания об исключении такой АО из СРОА (далее - исключение АО из СРОА). Прекращение членства АО в СРОА и исключении сведений об этой АО из реестра аудиторов и аудиторских организаций СРОА. - Неустранение в установленный срок выявленных нарушений после приостановления членства; - выдача аудиторского заключения без проведения аудита и/или для использования его в качестве прикрытия противоправных действий; - уклонение от проведения ВККР АО, повлекшее невозможность проведения или завершения такой проверки; - систематическое несоблюдение правил аудиторской деятельности; - иные впервые либо повторно совершенные нарушения, которые АО не может устранить, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия и/или указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности

Результативность деятельности Росфиннадзора и его ТО в части осуществления ВККР АО представлена в табл. 2.

Таблица 2

Результаты проведения Росфиннадзором и его ТО ВККР АО в 2012-2014 гг. [4]

№ п/п Наименование показателя Период проведения проверок Итого за 20122014 гг.

2012 г. 2013 г. 2014 г.

11 Количество запланированных проверок*, в т.ч.: 123 305 320 748

1.1 - количество проведенных плановых проверок 113 296 287 696

1.2 - количество проведенных внеплановых проверок 2 4 6 12

1.3 - количество проверок, исключенных из плана проверок 8 9 33 50

2 Количество АО, в отношении которых были приняты МВ, всего, в т.ч.: 103 262 247 612

22.1 Предупреждений в % к общему количеству МВ (по видам) 87/85% 181/69% 209/85% 477/78%

2.2 Предписаний в % к общему количеству МВ (по видам) 9/8% 37/14% 28/11% 74/12%

2 2.3 предписаний в СРОА о приостановлении членства АО в % к общему количеству МВ (по видам) 5/5% 32/12% 5/2% 42/7%

22.4 предписаний в СРО об исключении АО из СРОА в % к общему количеству МВ (по видам) 2/2% 12/5% 5/2% 19/3%

* По данным Минфина РФ, количество АО, осуществлявших обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в 2012 году составило 1033, в 2013 году - 924, за 2014 год - 800.

Из таблицы видно, что в ходе ВККР АО МВ применялись в отношении большинства (до 85%) проверяемых субъектов.

Результативность деятельности СРОА в части осуществления ВККР АО представлена в таблице 3.

Таблица 3

Результаты проведения СРОА ВККР АО в 2012-2014 гг.** [4]

№ п/п Наименование показателя Период проведения проверок Итого за 20122014 гг.

2012 г. 2013 г. 2014 г.

11 Количество проведенных проверок (по всем СРОА) 859 934 1073 2866

2 Количество АО, в отношении которых были приняты меры М (по всем СРОА) 930 87 65 1288

** Проведение ВККР АО в отношении всех АО. По данным Минфина РФ количество АО составило в 2012 году 5200, в 2013 году - 4800, в 2014 году - 4700.

Из таблицы видно, что в ходе ВККР АО МВ применялись (за исключением 2012 года) в отношении на порядок меньшего количества проверяемых субъектов. Сравнивая результаты применения МВ, можно сделать вывод, что подходы к проведению ВККР АО со стороны Росфиннадзора и его ТО и СРОА различны и необходима выработка единых подходов к его осуществлению.

В 2015 году дальнейшее осуществление ВККР АО Росфиннадзором ввиду наступления финансово-экономического кризиса было поставлено под угрозу - общественное обсуждение проходил проект Федерального закона «Об особенностях организации и проведения в 2015-2018 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [5], основной целью которого явился запрет на проведение в период с 2015 по 2018 годы органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства и микропредприятиями. С учетом того, что более 80 % аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, относится к категории субъектов малого предпринимательства и микропредприятиям, дальнейшее осуществление рассматриваемой функции находилось под вопросом. В марте 2015 года Росфиннадзором были направлены предложения по внесению изменений в законопроект и в результате функция по ВККР АО была сохранена на этот период.

По нашему мнению, сохранение функции ВККР не позволит вывести из-под государственного контроля практически весь спектр АО, предоставляющих аудиторские услуги по обязательному аудиту отчетности общественно значимых организаций, вносящих существенный вклад в модернизацию современной экономики России и затрагивающих финансовые и экономические интересы неограниченного круга лиц (вкладчики банков, страхователи, инвесторы, в том числе и иностранные). Учитывая изложенное, в случае отмены ВККР АО потенциальная возможность совершения АО недобросовестных действий увеличится, что соответственно отразится на уровне достоверности выдаваемых аудиторских заключений.

Список литературы и источников

1. Севастьянова Е.В. Современные проблемы развития аудиторской деятельности и ее регулирования в России и за рубежом // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7 часть 2 / Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - С. 735-739.

2. Порядок применения Росфиннадзором мер воздействия в отношении аудиторских организаций (одобрены протоколом САД при Минфине России от 19.06.2014 г. №13). [Электрон. ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2015].

3. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»: Приказ Минфина России от 11.01.2013 № 3н // Консультант Плюс. [Электрон. ресурс]. -Электрон. дан. - [М., 2015].

4. Доклад об осуществлении Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» за 2014 год. - http://rosfinnadzor.ru/work/audit/sobitiua/

5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. 13.07.2015). // Консультант Плюс. [Электрон. ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2015].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.