Научная статья на тему 'ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ К ПРАВОВЫМ СПОСОБАМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ К ПРАВОВЫМ СПОСОБАМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОПРИМЕНЕНИЕ / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ / СРЕДСТВА И СПОСОБЫ / КАССАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глущенко Петр Петрович, Жильский Николай Николаевич

В статье раскрыты порядок и особенности использования механизма обеспечения реализации и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов одной из важнейших его составляющих - правовых способов. В настоящее время в теории и практике активно применяются такие правовые способы, как административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, муниципально-правовой, конституционно-правовой и международно-правовой. Авторы статьи подробно раскрыли основания, условия, порядок и особенности обращения граждан и юридических лиц к каждому из вышеназванных правовых способов. При этом должное место отведено международно-правовому способу за щиты конституционных прав и свобод граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глущенко Петр Петрович, Жильский Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ К ПРАВОВЫМ СПОСОБАМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

УДК 342.56

П. П. Глущенко, Н. Н. Жильский

Порядок и особенности обращения к правовым способам государственно-правовой защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации

P. P. Glushchenko, N. N. Zhilskiy. Procedure and specifics in using legal methods of state legal protection of constitutional rights, freedoms and legal interests of citizens of Russian Federation

В статье раскрыты порядок и особенности использования механизма обеспечения реализации и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов одной из важнейших его составляющих — правовых способов. В настоящее время в теории и практике активно применяются такие правовые способы, как административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, муниципально-правовой, конституционно-правовой и международно-правовой.

Авторы статьи подробно раскрыли основания, условия, порядок и особенности обращения граждан и юридических лиц к каждому из вышеназванных правовых способов. При этом должное место отведено международно-правовому способу защиты конституционных прав и свобод граждан.

Ключевые слова: законность, законодательство, законоприменение, правозащитная деятельность, правовой институт, общепри-

The paper examines the procedure and specifics in applying the mechanism of execution and protection of constitutional rights, freedoms and legal interests of one of its important components, legal methods. At present, in theory and practice, use is made of legal methods such as: administrative-legal, civil-legal, criminal-legal, municipal-legal, constitutional-legal, and international-legal method.

The authors have described in detail the grounds, conditions, procedure and specifics of how citizens and legal persons can take recourse to one of the above legal methods. Special consideration was given to the international-legal method of protection of constitutional rights and freedoms of citizens.

Keywords: legitimacy, legislation, law enforcement, rights protection activity, legal institution, universally recognized princi-

Петр Петрович Глущенко — декан Санкт-Петербургской академии управления и экономики, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Николай Николаевич Жильский — прокурор Всеволожского район г. Санкт-Петербурга, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ. © П. П. Глущенко, Н. Н. Жильский, 2010

знанные принципы и нормы международного права, правовые методы, средства и способы, кассация

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

ples and norms of international law, legal methods, remedies, and cassation

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovsky pr., 44, lit. A

Как уже подчеркивалось выше, на обращение к государственно-правовой защите и особенно на ее результативность, эффективность оказывают влияние многие факторы: основание, вид, форма, последствия покушения на права, свободы и законные интересы; виды прав, свобод и законных интересов, подвергшихся нарушению; кто явился нарушителем (юридическое лицо, государство, общественное объединение, физическое лицо); где и кем рассматривалось дело о нарушении прав, свобод и законных интересов и многое другое.

Руководствуясь конкретной ситуацией и соответствующими факторами, наличие которых сказалось либо могло воздействовать на нарушение прав, свобод или законных интересов гражданина, применяется один из способов их реализации либо восстановления, защиты. Национальная и международная юридическая практика знают следующие способы государственно-правовой защиты: административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, конституционно-правовой, международно-правовой.

Административно-правовой способ защиты применяется в случаях, когда в процессе служебных, соподчиненных правоотношений допускается непредставление возможности воспользоваться законными правами, свободами или законными интересами (получение зарплаты, вознаграждения, повышения в должности, предоставление отгула, бесплатной переквалификации, получение сведений о материалах, содержащихся в личном деле, и т. д. и т. п.) либо их умышленное или неосторожное нарушение. О видах и формах возможных нарушений также частично уже упоминалось.

Потерпевший вправе, в каждом конкретном случае, определить, каким путем ему решать возникшую проблему. Идти ли сначала административно-правовым, а затем в зависимости от результатов гражданско-правовым, уголовно-правовым, конституционно-правовым, а возможно и международно-правовым способом, решать ему. Административно-правовой способ восстановления и защиты нарушенных прав, свобод и интересов является самым простым и доступным. Он не требует особых знаний и экономических, материальных затрат. Однако, как это сформулировано древними, простота бывает хуже воровства. Дело в том, что в современной ситуации, сложившейся в России, очень многие должностные лица игнорируют обращения к ним граждан с жалобами, заявлениями и предложениями. Рассмотрение задерживается либо носит поверхностный характер или передается на откуп третьестепенным лицам, прав на надлежащее принятие решения не имеющим.

В таком случае не стоит отчаиваться и опускать руки. Во-первых, потому, что не все должностные лица являются безответственными и не желающими вникать в проблемы и их разрешать. Во-вторых, на такое реагирование с их стороны имеются запасные варианты: а) обращение к вышестоящим инстанциям, должностным лицам; б) подключение для этих целей прокуратур, налоговых инспекций — при наличии, естественно, оснований и поводов; в) использование полномочий федеральных судов общей юрисдикции.

Приняв решение об обращении к административно-правовому способу защиты нарушенных прав, свобод и интересов, необходимо определить, охранялось ли нарушенное право административным законом. Для этого следует ознакомиться с содержанием ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

затем со ст. 2.1, которая позволяет определить, относится ли противоправное деяние к административному правонарушению. После этого определиться, кто есть правонарушитель, ибо административная ответственность применяется как к физическим лицам (ст. 2.5-2.6), так и к юридическим (ст. 2.10) и должностным (ст. 2.4 КоАП РФ1). Остается выяснить, кто те органы или должностные лица, которые вправе и обязаны разрешить нашу проблему. Для указанных нужд следует ознакомиться с содержанием гл. 23 КоАП РФ, в которой найдем ответ на то, кто же из них будет нами заниматься.

Процедура обращения к вышестоящим инстанциям и должностным лицам ничем не отличается от обычного обращения, за исключением обязательности представления вместе с новой жалобой копии текста предыдущей, ответ на которую не удовлетворил обратившегося либо не последовал вообще. В прокуратуру, налоговую инспекцию можно обращаться с жалобой либо заявлением. Вид обращения в данной ситуации зависит от основания подключения указанных органов. Злоупотребление властью, превышение полномочий, халатное отношение к исполнению служебных обязанностей являются основанием для обращения в прокуратуру с устным либо письменным заявлением. Неправомерные действия, повлекшие наступление проблем материального, экономического характера, дают возможность для подключения кроме прокуратуры еще и налоговой инспекции. К примеру, заработная плата не выплачивается, а кабинеты руководящего состава предприятий, организаций насыщаются дорогостоящей мебелью, оборудованием, импортным транспортом.

Гражданско-правовой способ государственно-правовой защиты используется в случае нарушения имущественных прав и интересов граждан, причинения им материального либо морального ущерба. Виды и формы нарушения имущественных прав и интересов, причинения морального и материального ущерба очень разнообразны, однако порядок применения гражданско-правового способа защиты от этого не изменяется. Восстановление либо защита нарушенных прав и интересов осуществляется на основе подачи в федеральный суд общей юрисдикции искового заявления. Оно представляет собой документ, содержащий следующие реквизиты: наименование Федерального суда соответствующего района (города), области либо как крайний случай Верховного, а затем Конституционного Суда России; обращающийся в суд именуется истцом, и он обязан указать свои полные фамилию, имя, отчество и юридический адрес прописки либо регистрации (индекс, город, улица, дом, корпус, квартира); ответчиком признается юридическое либо физическое лицо, причинившее вред истцу. Об ответчике должны быть представлены такие же данные, как и об истце (фамилия, имя, отчество, индекс, город, улица, дом, корпус, квартира); наименование искового заявления (об истребовании долга, залога; о возмещении морального и (или) материального ущерба); текст заявления, в котором необходимо подробно раскрыть содержание все тех же семи вопросов: кто, что, где, когда, как, каким способом и какие последствия. Заявление должно завершаться соответствующими требованиями (обязать, потребовать, возместить и т. д.); приложениями, если они имеются, а также подписью и датой изготовления искового заявления. Оно должно быть исполнено в таком количестве, чтобы можно было обеспечить суд, ответчика(ов), третьих лиц (если они участвуют в деле).

Обращение к гражданско-правовому способу защиты прав, свобод и интересов граждан требует знаний ст. 2, 8-9, 12, 15-16, 24-28, 37, 48-65, 151-152,

1 Сокращенное наименование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1069-1070, 1073-1080, 1083-1092, 1095-1108 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. 12-15, 17 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Так, если гражданину причинен моральный вред, который, как правило, выражается в виде физических и (или) нравственных страданий, действиями, нарушающими его неимущественные права или посягающими на принадлежащие ему иные нематериальные блага, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении ему вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушения, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Важно подчеркнуть, что суд обязан в каждом конкретном случае, определяя степень физических и нравственных страданий, исходить из индивидуальных особенностей пострадавшего (состояние здоровья, непереносимость болей, возбудимость, возникновение ассоциаций с ранее перенесенными травмами и т. д.). Моральный вред гражданину может быть нанесен посредством распространения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, и в этом случае также возникает право требовать возмещения убытков в материальном виде.

Основаниями для реализации права на компенсацию причиненного морального вреда признаются: вред, причиненный жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред, причиненный гражданину вследствие его незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения незаконной меры пресечения, наложения ареста или осуждения к исправительным работам; вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из характера причиненных гражданину физических и нравственных страданий, степени виновности причинителя вреда, а также посредством учета требований разумности и справедливости. К сожалению, понятие разумности и справедливости у каждого судьи личное, и многое зависит от убедительности доказательств потерпевшего либо виновного. Из этого следует, что прежде чем определять сумму взыскания, необходимо детально продумать, как объективнее, убедительнее представить степень страданий физических и нравственных.

Материальный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления либо должностными лицами этих органов в любом виде, в том числе и изданием противоправного акта, подлежит возмещению за счет фонда России либо субъекта Российской Федерации. Точно так же решается вопрос о возмещении материального вреда, причиненного гражданину в результате: незаконного осуждения; привлечения к уголовной ответственности; незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде; незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Расчет производится за счет фонда России или субъекта Российской Федерации либо казны муниципального образования в полном объеме, независимо от виновности должностных лиц, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Материальный ущерб в указанных выше случаях возмещается соответствующими финансовыми органами России, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. В случае причинения материального ущерба источником повышенной опасности он возмещается его владельцем, за исключением случаев, если он докажет, что его источник повышенной опасности выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц. На объем возмещаемого материального вреда влияет умысел потерпевшего, его противоправные

либо неадекватные ситуации действия, а также имущественное положение владельца источника повышенной опасности.

Причинение гражданину увечья либо повреждение его здоровья влечет необходимость возмещения ему утраченного заработка (дохода), который он имел либо мог иметь, а также дополнительно понесенных расходов, вызванных таким повреждением здоровья, в том числе расходов на лечение, приобретение лекарств, дополнительное питание, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т. д.

На определение объема утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а также иные пенсии, пособия, выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, влияния не оказывают. В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам, как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом, выплаченное пособие за период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам, доходы от предпринимательской деятельности и авторский гонорар. Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.

Важно акцентировать внимание на том, что причинение ущерба гражданам наделяет их правом на последующие изменения размеров вреда. Основаниями для этого являются: уменьшение трудоспособности либо ее повышение; улучшение материального положения виновного либо ухудшение; повышение стоимости жизни; увеличение минимального размера оплаты труда. Как видите, уважаемые держатели данной работы, тайны правовой самообороны имущественных прав ныне для вас не существует. Удачи вам и надлежащей правовой самообороны! Материальный вред здоровью может, к сожалению, быть причинен и посредством конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге). Возмещение вреда возлагается по выбору потерпевшего на продавца либо изготовителя.

Особое место в жизни подавляющей части граждан России в настоящее время занимает проблема возмещения ущерба, причиненного им различными банками, частными структурами, в которые были вложены сбережения либо с которыми были заключены имущественные договоры, соглашения, неисполнение которых повлекло значительные потери. Возможно ли взыскание вложенного, возвращение утраченного? Конечно, возможно, однако при наличии знаний содержания ст. 393-406 Гражданского кодекса Российской Федерации. Иными словами, это реально, но через суд, а в отдельных случаях и через прокуратуры, налоговую инспекцию.

Итак, гражданско-правовой способ защиты прав, свобод и интересов граждан гораздо сложнее, чем административно-правовой, но, как говорят в народе, не так страшен черт, как его малюют. Главное препятствие — неуверенность, незнание, с чего начать и как действовать. Его необходимо преодолевать и как можно быстрее, интенсивнее, без этого в нынешней России не выжить, не удержаться на плаву. Парткомов, профсоюзов, домкомов, товарищеских судов уже нет и вряд ли будут в том виде, в каком они беспрепятственно действовали в свое время.

Следующим способом государственно-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан является уголовно-правовой. Обращение к данному правовому способу защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов требует ознакомления с такими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, как ст. 2 (охраняемые уголовным законом права, свободы и интересы), ст. 8 (основание наступления

уголовной ответственности), ст. 14 (понятие уголовного преступления), ст. 20 (возраст, с которого наступает уголовная ответственность), ст. 37-42 (обстоятельства, исключающие наступление уголовной ответственности), ст. 75-78 (основания и порядок освобождения от уголовной ответственности), ст. 79-83 (порядок и условия освобождения от уголовного наказания), ст. 84 (амнистия), ст. 85 (помилование), ст. 86 (судимость) и ст. 95 (порядок, сроки погашения судимости). Он используется в случаях: совершения уголовного преступления, повлекшего причинение ущерба правам, свободам и интересам граждан (кража, обман, разбой, грабеж, телес ные повреждения, похищение человека, торговля несовершеннолетними, клевета, оскорбление, истязание и т. д.). Методика его применения особых сложностей не доставляет. Обращение в органы дознания либо в прокуратуру требует разработки заявления. Основными его реквизитами признаются: наименование органа — в верхнем правом углу листа; ниже — в этом же углу — фамилия, имя, отчество и полный юридический адрес обращающегося заявителя; в середине листа с большой буквы — Заявление; с новой строки — содержание заявления, в котором обстоятельно представляются ответы на семь вопросов: кто, что, где, когда, как, каким способом, каковы последствия, возможные причины совершения преступления. Заканчивается заявление приложениями (если они имеются), подписью заявителя и датой исполнения (число, месяц, год).

Иным образом происходит рассмотрение обстоятельств совершения преступлений так называемого частного обвинения, к которым относятся: клевета (ст. 129 УК РФ), оскорбление (ст. 130 УК РФ) и другие. По таким преступлениям граждане, имеющие основания считать себя оскорбленными или оклеветанными, обращаются с жалобой непосредственно в суд. Судья, которому передают в производство такую жалобу, выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Реквизиты жалобы те же, что были раскрыты ранее. Постановление о возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего включает в себя такие сведения, как число, месяц, год; фамилия, инициалы судьи соответствующего федерального суда; содержание рассмотренной жалобы потерпевшего (ф. и. о. полностью) на гражданина (ф. и. о. полностью), совершившего преступление; выводы о наличии возможностей для примирения и оснований для проведения судебного заседания на основе ст. 271, 274, 296 УПК РФ; избрание меры пресечения; определение вида судебного заседания (открытое, закрытое) и его даты; определение лиц, вызов в судебное заседание которых обязателен, и подпись судьи.

Конституционно-правовой способ защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Настоящий правовой способ защиты конституционных прав, свобод и интересов обязывает изучить содержание ст. 2, 6-7, 15, 17, 19, 22, 32-33, 45-46, 125 Конституции Российской Федерации. Конституционно-правовой способ защиты применяется в том случае, если все предыдущие обращения в органы и суды не увенчались успехом. Основанием для обращения в Конституционный суд является нарушение конституционного права гражданина одним из судов. Для обращения необходимо написать жалобу. В приложении к такой жалобе должны быть представлены копии жалоб, с которыми ранее обращался гражданин.

Особое значение в настоящее время имеет международно-правовой способ защиты прав, свобод и интересов граждан. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»1. Жалоба, как это усматривается из сути приведенной статьи, может быть

1 Подробнее см.: [1; 2, с. 6-20; 3-6].

подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации. Она может быть подана в Комитет по правам человека, действующий согласно Международному пакту о гражданских и политических правах. Присоединение России к Факультативному протоколу этого пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не являются злоупотреблением права на жалобу. Получив жалобу, Комитет проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные средства правовой защиты, предусмотренные национальным законодательством.

Основными международно-правовыми актами, относящимися к проблемам регламентации государственно-правовой помощи и защиты, являются: Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция о правах ребенка; многочисленные Конвенции МОТ1, ВОЗ и других международных организаций, сторонами которых является Российская Федерация.

Выше приведенные, равно как и другие международно-правовые документы, предусматривают разнообразные меры содействия реальному осуществлению соглашений по правам человека, защиты их неотъемлемых прав. Международные процедуры в области прав человека по методам осуществления и источникам получения информации подразделяются на различные группы и включают: рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в области обеспечения прав человека; рассмотрение претензий государств друг к другу за нарушения таких обязательств; изучение и расследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека; составление специальных списков, содержащих информацию о лицах, виновных в нарушениях прав человека; возбуждение вопроса об индивидуальной уголовной ответственности; рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или неправительственных организаций по проблемам нарушения прав, свобод и интересов.

В интересах реализации положений ч. 3 ст. 46 Конституции РФ наибольший интерес представляет (помимо европейских процедур) основополагающий международно-правовой документ — Международный пакт о гражданских и политических правах [9; 10-13]. В результате присоединения Российской Федерации к Факультативному протоколу этого пакта, определяющему механизм защиты индивидуальных прав, российские граждане также получили возможность использовать механизм рассмотрения индивидуальных сообщений (жалоб). В соответствии с Факультативным протоколом, Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения граждан о нарушении их прав, получивших закрепление в пакте.

Однако при обращении в Комитет по правам человека2 ООН не следует забывать, что существует ряд критериев приемлемости сообщений. Соответствие им — непременное условие, без которого обращение с жалобой (сообщением) бесполезно. Один из этих критериев закреплен в Конституции России (ст. 46, ч. 3) — исчерпанность всех имеющихся внутригосударственных средств правовой

1 См.: [7, с. 533-538; 8, с. 42-73].

2 Подробнее см.: [14, с. 120-123; 15, с. 138-149; 16, с. 54-57].

защиты. В соответствии со ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение». Это правило закреплено также в ч. 2 ст. 5 Факультативного протокола, где сказано, что Комитет не рассматривает никаких сообщений от лиц, пока не удостоверится в том, что «данное лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты».

На практике есть определенные проблемы в толковании исчерпанности «доступных внутренних средств правовой защиты», так как разные фактические и юридические ситуации предполагают неодинаковые юридические механизмы защиты в рамках отечественной правовой системы. Кроме того, многие из инстанций действительно работают порой в таком режиме, что быстрое рассмотрение вопроса не всегда доступно.

Другой критерий приемлемости рассмотрения сообщений обусловлен тем, что Комитет по правам человека принимает и рассматривает жалобы от лица или лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте. В соответствии со ст. 3 Факультативного протокола к пакту Комитет может признать неприемлемым любое сообщение, которое, по его мнению, является злоупотреблением правом на предоставление таких сообщений или несовместимо с положениями Пакта. Комитет по правам человека не рассматривает также никаких сообщений от лиц, пока не удостоверится в том, что этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования. Комитет может признать неприемлемым любое сообщение, которое является анонимным (ст. 3 Факультативного протокола к Пакту). Использование вышеуказанных критериев в практике функционирования механизма Пакта о гражданских и политических правах — объективная необходимость, обусловленная не только тем, что правоконстатация — сложнейший процесс, но и комплексностью самой работы. Поэтому-то данные критерии и закрепляются нормативно при регламентации международно-правовых (как и внутренних) правозащитных механизмов.

Особую актуальность в связи со вступлением Российской Федерации в Совет Европы, а следовательно, и с присоединением к его международно-правовому правозащитному механизму представляют процедуры Европейской конвенции прав человека и основных свобод1. Она предусматривает два типа процедур контроля за исполнением ее положений: рассмотрение докладов и рассмотрение индивидуальных сообщений. Основными контрольными органами, созданными Европейской конвенцией, является Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. В системе контроля Европейской конвенции функции Комиссии предполагают, что она выступает как бы фильтром на пути индивидуальных сообщений в Европейский суд.

Индивидуальное сообщение может быть подано в Комиссию лично или же адвокатом, по поручению. Сообщение должно содержать имя петиционера, указание ответственного за нарушение, объект претензии и, по возможности, указание на те положения Конвенции, которые, как предполагается, были нарушены и на которые опирается петиционер. Приемлемость сообщения устанавливается на пленарном заседании Комиссии. В соответствии со ст. 29 Конвенции, Комиссия может принимать решение о приемлемости сообщения на любой стадии его рассмотрения по существу. Если Комиссия считает, что сообщение приемлемо, она

1 Подробнее см.: [17; 18, с. 131-139].

устанавливает факты, относящиеся к делу, и пытается достичь положительного для сторон урегулирования вопроса. В случае неудачи Комиссия составляет доклад, содержащий как изложение фактов, так и ее мнение относительно того, указывают ли факты на нарушение соответствующим правительством положений Конвенции. Доклад передается Комитету министров Совета Европы, после чего в течение трех месяцев спор может быть передан в Европейский Суд. Правом передать спор в Суд, в соответствии с Протоколом № 9 к Конвенции от 6 ноября 1990 г., обладают: Комиссия; государство, гражданин которого предположительно является жертвой; государство, которое передало дело на рассмотрение Комиссии; государство, против которого подана жалоба; лица, неправительственные организации или группа лиц, подавшие жалобу. Если этого не происходит, Комитет министров, в соответствии со ст. 32 Конвенции, решает, имело ли место нарушение Конвенции.

Европейский суд [19, с. 61-77, 530-623] по правам человека состоит из судей, выступающих в личном качестве, число которых определяется по числу членов Совета Европы. Заинтересованные государства являются сторонами в деле. В слушаниях принимает участие и Европейская Комиссия по правам человека, направляя одного или более своих членов в суд в качестве делегатов. Однако Комиссия не является стороной в споре, она оказывает Суду содействие в плане защиты «публичных интересов». В Уставе Суда записано, что индивид может заявить о своем желании участвовать в слушаниях. Его интересы в Суде может представлять адвокат, который, как правило, уже принимал участие в данном споре на стадии рассмотрения жалобы Комиссией. Суд выносит решение большинством голосов. Решение Суда — окончательное и носит обязательный характер для заинтересованного государства.

Следует подчеркнуть, что международно-правовой механизм защиты прав человека, в том числе предусмотренный Европейской конвенцией, — достаточно сложная система, призванная быть устойчивой и постоянно демонстрирующей свои функции и правовое предназначение. В связи с этим подавляющее большинство обращений в комиссию (как и в Комитет по правам человека ООН) признаются неприемлемыми из-за несоответствия предъявляемым критериям приемлемости (ст. 25-27, 29 Европейской Конвенции). Что касается Европейского Суда, то до него по разным причинам, в том числе по причине разрешения вопроса во внесудебном порядке в соответствии с Конвенцией, доходят, в общем-то, немногие обращения.

Международно-правовые механизмы в области защиты прав человека и основных свобод в современных условиях внутренней и внешней политической жизни и межгосударственного общения требуют тесного сотрудничества на мировом уровне. Такое сотрудничество позволяет добиваться заметного прогресса в обеспечении более надежной защиты человеческих прав и содействует пресечению нарушений этих прав1. Однако международно-правовая защита прав человека — институт, практически недосягаемый для подавляющей части нуждающихся в защите и помощи. Поэтому, например, в целях содействия реальному использованию на индивидуальном уровне механизмов международно-правовой защиты гражданских прав инициативной группой российских юристов был создан Центр содействия межрегиональной общественной организации (Москва, 109147, Марксистский пер., д. 1/132) [24, с 12-18]. Основные задачи Центра были сформулированы при его создании: содействие по оказанию эффективной юридической помощи лицам, чьи права были нарушены и не восстановлены, когда все средства судебной защиты

1 Подробнее см.: [20, с. 299-369; 21, с. 170-183; 22, с. 153-176; 23, с. 87-99].

внутри страны исчерпаны; консультационная помощь гражданам по вопросам прав человека и основных свобод; помощь индивидуальным лицам в представлении их дел в международно-правовые правозащитные инстанции и т. д.

Анализ международно-правовых процедур в сфере социально-правовой защиты прав человека свидетельствует, что организации такого рода весьма необходимы, так как заявители в любом государстве, а тем более с учетом отечественных особенностей, в нашей стране, крайне нуждаются в информации, консультациях и практическом содействии при обращении в международно-правовые органы в интересах применения норм международного права во всех его аспектах — материальном, процессуальном, гражданско-правовом. Так, за первые 10 месяцев 1998 г. работы Центра было получено более 1000 писем и обращений граждан, подавляющая часть которых, с учетом адвокатской специфики Центра, касается так называемых вопросов несправедливого решения вопросов судами. Другие обращения касаются более конкретных вопросов нарушения Пакта о гражданских и политических правах, в том числе права каждого задержанного или арестованного лица быть в срочном порядке доставленным к судье (ч. 3 ст. 9 Пакта о гражданских и политических правах), по которым автоматически имеет место исчерпание внутренних средств социально-правовой защиты.

Характерно в этом смысле дело Е. Смирновой, которой было отказано в судебной проверке законности и обоснованности ее ареста под предлогом начавшейся процедуры по ст. 201 УПК РСФСР, жалоба (сообщение) по которому уже была направлена, в числе других сообщений по различным вопросам, в Комитет по правам человека ООН. Этот и многие другие примеры лишний раз подтверждают, что реализация гражданских прав — далеко не автоматический процесс, требующий соответствующей инфраструктуры, в том числе и в значительной мере для применения международно-правовых соглашений по правам человека, как и самой Конституции РФ.

Дальнейшее расширение и совершенствование механизма государственно-правовой защиты прав, свобод и законных интересов российских граждан, равно как и других лиц, находящихся на территории РФ, будет ныне, как бы кому-то ни казалось преждевременным и нежелательным с точки зрения нигилистических или тоталитарных амбиций в сфере внимания всех отечественных правовых учреждений в связи с получением РФ официального приглашения стать членом Совета Европы и присоединиться к его Уставу (резолюция Комитета министров Совета Европы от 8 февраля 1996 г.), особенно актуальным. Распоряжением президента Российской Федерации от 13 февраля 1996 г. «О первоочередных мероприятиях, связанных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы», было предусмотрено положительное решение о вступлении в силу федеральных законов о присоединении к международным договорам, касающимся участия в Совете Европы, Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.1 и протоколов к ней: № 1 от 20 марта 1952 г. (касается права беспрепятственного пользования своим имуществом; права на образование; о проведении свободных выборов); № 2 от 6 мая 1963 г. (о наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить соответствующие заключения); № 4 от 16 сентября 1963 г. (об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 3 к ней); № 7 от 22 ноября 1984 г. (права иностранцев, вопросы пересмотра приговоров, компенсации за неправосудный приговор, недопустимости вторичного осуждения; равноправие

1 Указанная Конвенция ратифицирована Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в феврале 1998 г.

супругов); № 9 от 6 ноября 1990 г. (вопросы рассмотрения докладов; процедуры подачи петиций, передачи их в Европейский Суд); № 10 от 25 марта 1992 г. и Протокола № 11 от 11 мая 1994 г., вносящих структурные изменения в созданный контрольный механизм.

Введение в действие Конвенции и протоколов к ней стало одной из важнейших юридических гарантий граждан России на реализацию своего права на социально-правовую помощь и защиту. В конституциях различных государств содержатся специальные разделы, посвященные юридическим гарантиям, в том числе гарантиям прав и свобод человека. Так, в разделе 5 Конституции Перу 1993 г. названы шесть видов таких гарантий: процесс «хабеас корпус», процесс «ампаро», процесс с требованием «представить данные», процесс о неконституционности правовых актов, так называемое «народное действие» и «исполнительный процесс».

Основной юридической гарантией прав и свобод человека выступает судебная защита. Именно правосудием обеспечивается непосредственное действие конституционных прав и свобод граждан, что является признаком их реальности и эффективности. Судебная власть осуществляется обычно посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная защита гарантируется каждому (ч. 1 и 2 ст. 46). Это означает, что право на такую защиту принадлежит каждому физическому лицу, в том числе и недееспособному [25]. Объектом обжалования в суд могут быть решения, действие или бездействие, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия для их осуществления, на гражданина возложена какая-либо обязанность или гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Право на судебную защиту, таким образом, включает право человека на рассмотрение его дела компетентным и беспристрастным судом (ст. 24 конституции Италии), в необходимых случаях судом присяжных (6-я поправка к Конституции США, ч. 2 ст. 47 Конституции РФ), право на обжалование судебных решений, на обращение за защитой конституционных прав и свобод в высшие судебные инстанции вплоть до конституционной и международной юстиции, право на защиту и помощь адвоката и т. д.

В различных государствах роль различных типов судов в защите прав и свобод не всегда одинакова [26]. Во Франции, например, значительное место в механизме социально-правовой защиты прав и свобод граждан принадлежит судам системы административной юрисдикции во главе с Государственным Советом. В США в этот механизм включены все суды общей юрисдикции. Вместе с тем повсеместно наблюдается возрастание роли специализированных судов конституционной юрисдикции как основного звена в системе обеспечения основных прав граждан. Одним из импульсов развития этих органов в Германии, Италии, Австрии, Испании и — в меньшей степени, но достаточно заметной — в Японии стал именно контроль за выполнением государственными органами и должностными лицами норм и принципов Всеобщей декларации прав человека — неотъемлемой части большинства послевоенных конституций.

Контроль за соблюдением законодательными, исполнительными и судебными органами положений конституционных деклараций прав и свобод возможен в двух формах: в форме обычной процедуры контроля за конституционностью нормативных актов и в виде процедур, предусмотренных в ряде стран специально для формально-юридического обеспечения основных прав и свобод. Такими специальными средствами социально-правовой защиты конституционных прав граждан являются «конституционная жалоба» (например, в Германии и Австрии), приказ-предписание «хабеас корпус» [27] (обязательность проверки конституционности

ареста, заключения под стражу) как в странах общего права, так и в государствах с другими правовыми системами, процедура «ампаро» (проверка обоснованности осуждения) в Испании и ряде стран Латинской Америки.

Система органов, обеспечивающих надзор за соблюдением прав человека, включает не только судебные институты. Во многих государствах создается специальная служба омбудсмена1, которая ведет свое происхождение от королевского уполномоченного в Швеции XVII в., а ныне отвечает за своевременное и адекватное реагирование законодательной власти на обращения и жалобы граждан2. В одних странах эта служба представлена единоличным должностным лицом (омбудсмен — в Намибии; уполномоченный по правам человека — в России, Польше; проведор юстиции — в Португалии; парламентский уполномоченный по делам администрации — в Великобритании; народный защитник — в Испании; посредник или медиатор — во Франции; национальный омбудсмен — в Австрии), в других — коллегиальный орган (коллегия народной правозащиты — в Австрии, комиссия — в Венгрии и т. д.).

Наконец, существуют и такие органы, которые выполняют функции «квази-омбудсмена». Это относится, например, к постоянной следственной комиссии в Танзании, выполняющей функции «коллективного омбудсмена», но лишь по отношению к определенному кругу лиц: высокопоставленным служащим государственного аппарата и только по определенным вопросам их поведения (ранее эта комиссия рассматривала дела также партийных функционеров существовавшей тогда единственной партии), к комиссиям по наблюдению за выполнением «кодекса лидера», существовавшим во многих африканских странах, к генеральным контролерам в Бангладеш, Перу, Колумбии и т. д. Нередко и посредника (медиатора) во Франции и Сенегале рассматривают как квазиомбудсмена ввиду его сильной зависимости не столько от законодательной, сколько от исполнительной власти.

Хотя омбудсмен (единоличный или коллегиальный), как правило, назначается и освобождается от должности органом законодательной власти, одной из его палат (например, Государственной Думой в России), он рассматривается как орган независимый от других публичных властей в сфере осуществления своей компетенции. Даже в том случае, когда омбудсмен назначается президентом республики (например, в Намибии), он характеризуется конституцией как независимый орган; его члены законодательного собрания и правительства не вправе вмешиваться в его функции (ст. 89 конституции Намибии). Пожалуй, наиболее широкое определение полномочий омбудсмена, учитывающее мировой опыт, дано в конституции Намибии, где этой службе посвящена гл. 10. Омбудсмен расследует жалобы о нарушении прав и свобод, о злоупотреблении властью, несправедливости, грубости, оскорблениях, о невежливом обращении с любым жителем Намибии любого должностного лица на работе (ст. 91). Он обязан вскрывать коррупцию в деятельности должностных лиц, расследовать поведение последних, если оно «является несправедливым в демократическом обществе».

Омбудсмен также расследует жалобы в отношении Комиссии публичной службы, администрации государства, тюремной службы, жалобы в отношении несбалансированности государственной службы, на неравные возможности доступа к государственной службе. Он проводит расследование по вопросам чрезмерного использования природных ресурсов, деградации экосистемы, эксплуатации не возобновляемых ресурсов, рассматривает жалобы на действия должностных

1 Подробнее см.: [28, с. 34-37].

2 Подробнее см.: [29, с. 23-28].

лиц, предприятий, организаций, а также «частных институтов» на нарушение основных прав и свобод. Омбудсмен полномочен предпринимать действия для исправлений упущений и причиненного вреда, включая организацию переговоров между сторонами. Он может обращаться с докладами к вышестоящим над сторонами должностным лицам, к органам уголовного обвинения, может начать процесс в суде, при помощи органов обвинения расследовать факты коррупции и присвоения публичных денежных средств. Омбудсмен вправе выступать с инициативой о пересмотре устаревших законов. Под угрозой наказания он вправе вызывать необходимых лиц, требовать предъявления документов, вести допрос любого лица, требовать от любых лиц сотрудничества и использования их знаний при расследовании.

Акты и решения, принимаемые омбудсменом в результате расследования жалоб граждан или проведения проверок по собственной инициативе, не обладают обязательной юридической силой и основываются главным образом на его авторитете, сложившихся традициях. Проблема эффективности службы омбудс-мена вызывает много споров, их деятельность не всегда достигает своей цели. До принятия конституционного закона 27 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [29, ст. 1011] было много сложностей, связанных с деятельностью уполномоченного по правам человека в России. Так, в 1995 г. Уполномоченный по правам человека С. Ковалев в результате справедливой критики его деятельности (главным образом в связи с военными действиями в Чечне) был освобожден Государственной Думой от должности. Теперь, с принятием Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», наиболее четко регламентирована его деятельность. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Средствами, указанными в Федеральном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их государственно-правовой защиты. Действия Уполномоченного по его решениям также подкрепляются механизмом административного воздействия, который регламентируется Федеральным Законом от 13 марта 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях».

Важной правовой гарантией защиты прав человека является ответственность за их нарушение. Эффективность этой гарантии определяется во многом тем объемом средств государственно-правовой защиты, которая имеется в распоряжении личности, человека для отстаивания своих законных прав и интересов. В этой связи нельзя не сказать о том, что объем средств государственно-правовой защиты значительно расширяется в результате подключения к национальным, внутригосударственным правозащитным институтам и органам, системам, международной юстиции. В данном случае речь идет о международно-правовых гарантиях человека, закрепленных в ряде универсальных и региональных международно-правовых документов. Спектр международно-правовых актов очень широк — от таких фундаментальных, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., до более частных, но не менее важных (Стандартные минимальные правила обращения

с заключенными 1948 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1974 г. и др.).

Таким образом, к настоящему времени не только сложилась и действует система международно-правовой защиты прав граждан, но и совершенствуется механизм юридических гарантий получения правовой помощи и защиты. Однако это не означает, что как сама система государственно-правовой помощи и защиты, так и механизм ее приведения в действие удовлетворяют потребности граждан различных государств. К сожалению, реально действует двойной стандарт подхода к определению существа нарушений прав, свобод и законных интересов граждан. В одних странах массовые нарушения не замечаются, в других достаточно лишь одного случая с тем, чтобы устроить многоходовые акции «протеста» с подключением международных, региональных механизмов, структур, способов «воздействия» на строптивые правительства, должностных лиц.

Исследование сущности и содержания национального правозащитного законодательства, международно-правовых актов, в которых закреплены основные права и свободы человека, именуемые международными стандартами, обязанность соблюдения которых возложена на государства — стороны отношений, изучение практики деятельности международных правозащитных организаций позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Международно-правовая защита прав и свобод граждан есть производная от национальной социально-правовой работы, правозащитная деятельность, воплотившая в себя наиболее прогрессивные и эффективные методики и механизмы.

2. В своем развитии и становлении международно-правовая защита прав и свобод граждан прошла несколько этапов, каждый из которых характеризовался стремлением выработать единые рамки, требования, механизмы, однако это стало возможным лишь в конце XX века, точнее после завершения Второй мировой войны.

3. Международно-правовая защита прав и свобод граждан состоит из двух направлений: а) правозащитной деятельности мирного периода и б) правозащитной деятельности кризисного, военного времени. История и практика международно-правовой защиты прав и свобод граждан в мирное и кризисное время свидетельствуют о постепенном сближении указанных направлений, поиске путей к выработке единого стандарта, способного одинаково эффективно действовать и применяться в любой ситуации.

4. Результаты международной правозащитной деятельности прямо пропорциональны уровню взаимоотношений между государствами, способности ООН, МОТ, ВОЗ, ОБСЕ и других организаций влиять на отношение государств к совершенствованию механизма реализации гражданами прав и свобод.

5. Особое место в деятельности международных правозащитных организаций занимает защита прав и свобод граждан в сфере трудовых, жилищных, семейных и уголовных правоотношений. Причем их число с каждым годом растет, а возможности и способности положительного разрешения в силу возникающих при этом проблем становятся все более эфемерными. Происходит это, прежде всего, потому, что механизм организации и осуществления международно-правовой защиты прав и свобод граждан сложен и до сих пор в Российской Федерации не отработан.

6. Значительные сложности возникают в процессе правозащитной деятельности с политическими заключенными, вынужденными переселенцами и беженцами, ибо нередко, несмотря на действующие международно-право-

вые предписания, ее невозможно осуществить из-за преград, возводимых на территориях возникновения кризиса либо чрезвычайных происшествий (землетрясение, наводнение, массовые заболевания и т. д.).

7. Жгучей проблемой остается оказание должной международно-правовой помощи гражданам, в отношении которых совершены террористические акты (угон морских, воздушных судов, захват заложников и т. д.).

8. Доводка механизма международно-правовой защиты прав и свобод граждан требует совместных действий международных и национальных правозащитных структур, межгосударственных и межправительственных организаций, политических, экономических и организационно-правовых усилий со стороны всего международного сообщества.

9. Эффективность международно-правовой защиты прав и свобод граждан не достижима без совершенствования национальных правозащитных законов и подзаконных актов, наработок методик ее осуществления, подготовки обученных кадров, создания центров переподготовки.

10. Сложившаяся система международно-правовой защиты прав и свобод граждан покоится на выработанных и закрепленных международным и национальным правом международных стандартах прав и свобод человека, отступление от которых может дорого стоить государству.

11. Особенностью международно-правовой защиты прав и свобод граждан является то, что она применяется в случае, если гражданин исчерпал возможности сатисфакции посредством обращения в национальные правоохранительные органы и не нарушил процедуру обращения в международную правозащитную инстанцию.

12. По своему содержанию международно-правовая защита прав и свобод граждан фактически переросла в самостоятельный институт международного права. Доказательством тому служат: наличие своего обособленного международно-правового правоотношения; субъектов; правосубъектности; механизма введения в действие; принципов; целевого предназначения; способов, средств и методов осуществления.

Исследованные правовые способы защиты прав, свобод и законных интересов граждан призваны заполнить тот вакуум недоверия к праву, к закону, который имел место и ранее, однако в годы так называемых реформ увеличивался значительными темпами и неслучайно, ибо в период беззакония, бесправия легко любые преступления списать на правовое новшество, несовершенство законов и уйти от полагающейся юридической ответственности. Показ нами порядка и правил государственно-правовой защиты позволит жить без множества проблем, быстрее и эффективнее пользоваться своими правами, свободами и интересами либо восстанавливать и защищать их в случае любого вида нарушения.

Итак, государственно-правовая защита (самооборона), с нашей точки зрения, есть эффективное средство надлежащей подготовки строителей будущего правового государства, ибо умение бороться с правонарушениями, защищать законные права, свободы и интересы правомерными средствами и методами будет способствовать стремлению граждан управляться законами, правами, а не эмоциями. Правовая самооборона — это набор средств и методов, на основе которых эффективнее решаются вопросы реализации, восстановления и защиты полагающихся гражданам прав и свобод. Представленные и раскрытые принципы государственно-правовой защиты прав и свобод граждан (самообороны) есть та юридическая база, основа создания, разработки конкретных норм, правил поведения, совокупность которых позволяет своевременно и в соответствии с действующим законодательством реализовывать права, свободы либо восстанавливать и защищать их в случае нарушения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юридическая практика, сложившаяся в России и не только, дает возможность утверждать, что проблемы самообороны могут разрешаться посредством использования трех национальных судебных способов реализации и защиты прав, свобод и интересов граждан и международного, а именно: административно-правового, гражданско-правового, уголовно-правового и международно-правового.

Механизм государственно-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан представляет собой систему закрепленных законами и подзаконными актами правовых способов, методов и средств воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере реализации, восстановления либо защиты прав, свобод и интересов граждан. Совершенствование механизма государственно-правовой защиты зависит от множества условий: экономических, политических, идеологических, организационных, а также от уровня правовой культуры участников правозащитной деятельности, содержания и направленности законов и подзаконных актов, регламентирующих порядок и особенности реализации, восстановления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Литература

1. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия / Всероссийская научно-практическая конференция. Нижний Новгород, 1996.

2. Лукашева Е. А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.

3. Бори Ф. Возникновение и развитие международного гуманитарного права. MOS ORDER: ODI-048.

4. Война и здоровье человека: Сборник MOS ORDER: WHH-152.

5. Крилль Ф. Международное гуманитарное право и защита женщин. MOS ORDER.

6. Мулинен Ф. Право войны: Руководство для вооруженных сил. MOS ORDER: ELW-028.

7. Применение норм международного права в судебных решениях // Конституционное право Российской Федерации: Сборник судебных решений / Сост. М. С. Саликов. Екатеринбург, 1997.

8. Сафонов В. А., Кильдеев А. Х. Правовая защита субъектов трудовых отношений. СПб., 1996.

9. Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1990.

10. Международный билль о правах человека / ООН. Нью-Йорк, 1995.

11. Дети и война: Сб. ст. MOS ORDER: CAW-096.

12. Действия Международного комитета Красного Креста в случае нарушений международного гуманитарного права. MOS ORDER: AIB-011.

13. Международное право: Ведение боевых действий: Сборник. MOS ORDER: ILC-224.

14. Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе // Защита прав человека в современном мире. М., 1993.

15. Мейер Я. Европейская Конвенция прав человека // Права человека в истории человечества в современном мире. М., 1993.

16. Европейская конвенция прав человека и основных свобод: Русская версия. Strasbung, Coancilof Europe. 1993.

17. Беака Х. Д. Нарушения прав человека: Международные механизмы их предотвращения и исправления // Росс. бюллетень по правам человека. Вып. 3. М., 1994.

18. Хартли Т. К. Основы права Европейского сообщества / Пер. с англ. М., 1998.

19. Стремоухов А. В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. СПб., 1996.

20. Дополнительный документ об осуществлении определенных положений Парижской Хартии для Новой Европы от 21 ноября 1990 г. // Сов. журнал международного права. 1992. № 1.

21. Венская декларация и Программа действий / Приняты Всемирной Конвенцией по правам человека 25 июня 1993 г. // Московский журнал международного права. 1994. № 1.

22. Глущенко П. П., Кикоть В. Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации: Учебник. М., 2002.

23. Манов Б., Манов А., Москаленко К. Обращение в международно-правовые органы как средство защиты прав и свобод человека // Законность. 1996. № 6.

24. Вестник Конституционного суда РФ. 1995. № 6-П.

25. Защита прав человека в современном мире: Сб. ст. М., 1993.

26. United States Constitution. 1789 // Historie Documents on the Presidency: 1776-1989. Wash., 1990, Am. 7.

27. Хартли Т. К. Основы права Европейского сообщества / Пер. с англ. М., 1998.

28. Бойцова В. В. Народный правозащитник. Статус и функционирование. Опыт сравнительного изучения (с авторскими комментариями). Ч. 1-2. Тверь, 1994.

29. Собрание законодательства РФ. 1997. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.