Научная статья на тему 'Порядок и методика проведения испытаний грузоподъемных машин'

Порядок и методика проведения испытаний грузоподъемных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
3042
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЕ / ДИНАМИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ / ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / НАДЕЖНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ / STATIC TESTING / DYNAMIC TESTS / LOAD-LIFTING MECHANISMS / RELIABILITY OF MECHANISMS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хлиманок А. И.

Исследуется порядок и методика проведения испытаний грузоподъемных машин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хлиманок А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE AND METHODS OF TESTING LIFTING EQUIPMENT

In this paper, the order and methodology of carrying out tests of load-lifting machines will be investigated.

Текст научной работы на тему «Порядок и методика проведения испытаний грузоподъемных машин»

УДК 62-1/9

ПОРЯДОК И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

А. И. Хлиманок Научный руководитель - В. Ю. Журавлев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Исследуется порядок и методика проведения испытаний грузоподъемных машин.

Ключевые слова: статические испытание, динамические испытания, грузоподъемные механизмы, надежность механизмов.

THE PROCEDURE AND METHODS OF TESTING LIFTING EQUIPMENT

A. I. Hlimanok Scientific Supervisor - V. Yu. Zhuravlyov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

In this paper, the order and methodology of carrying out tests of load-lifting machines will be investigated.

Keywords: static testing, dynamic tests, load-lifting mechanisms, reliability of mechanisms.

Мостовой кран уже давно и верно служит человечеству на промышленных предприятиях, в строительной индустрии, на гидроэлектростанциях, для погрузочно-разгрузочных работ в складах, доках, терминалах. Само название «Кран мостовой» указывает на их главную конструкционную особенность - наличие моста, т. е. подвижной пролетной конструкции, по которой двигается тележка с грузоподъемным механизмом. Сам мост передвигается по путям, которые непосредственно смонтированы на специальных консолях, опорах и колоннах зданий, что позволяет полностью использовать заданную строительную высоту, работать при температурах от -40 до +300° (применимо в литейном производстве). Кран мостовой можно использовать даже в зонах повышенной сейсмичности. Это очень эффективная подъемная конструкция, которая позволяет на большую высоту - до 500 м поднимать грузы - до 600 т, и приспособленная работать с укомплектованность грузоподъемной машины запасными частями, инструментом, инвентарем и эксплуатационной документацией в соответствии с комплектовочной ведомостью.

Мостовой кран имеет очень широкий диапазон применения. Они рассчитаны для работ на закрытых и открытых площадях, могут работать в разных режимах, самыми сложными грузами: взрывоопасными материалами, расплавленным металлом, сыпучими и остальными опасными материалами. Так, к примеру, в ракетно-космической отрасли, а в частности в КБ «Энергомаш» при производстве РД-170 - советского жидкостного ракетного двигателя, использовался кран мостовой однобалочный грузоподъемностью 12 т. РД-170 - это четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работающий на паре кислород-керосин, он является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных. Его габаритные размеры (3,6x4 м), и масса (9 750 кг) требуют использования мостового крана большой грузоподъемности, поэтому разработчиками был выбран мостовой однобалочный кран грузоподъемностью 12 т.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 1

Для ракетной отрасли надежность грузоподъемной машины должна быть высокой, поэтому неотъемлемой частью являются испытания крана [1].

Порядок подготовки и проведения испытаний грузоподъемных машин определен соответствующими правилами, государственными (международными) стандартами, руководящими и нормативными документами.

Участие государственного инспектора в предварительных (заводских), приемочных, сертификационных, периодических, типовых, квалификационных испытаниях обязательно.

Государственный инспектор должен принимать непосредственное (обязательное) участие при проведении наиболее значимых видов испытаний грузоподъемных машин, таких, как:

- внешний осмотр (визуальный контроль);

- статические;

- динамические испытания.

Внешний осмотр (визуальный контроль) грузоподъемной машины включает проверку требований правил, государственных (международных) стандартов и других нормативных документов, а также проверку состояния всех особо важных элементов грузоподъемной машины.

Внешний осмотр (визуальный контроль) проводят на месте испытаний без разборки сборочных единиц грузоподъемной машины.

Допускается проведение контроля при снятии кожухов, быстросъемных элементов ограждений, препятствующих визуальному контролю.

Проверке подлежат следующие элементы грузоподъемной машины:

- механизмы (коробка отбора мощности, лебедки, механизмы поворота и т. п.);

- электрооборудование;

- гидрооборудование;

- приборы и устройства безопасности;

- тормоза;

- аппараты управления, освещения и сигнализации:

- крюки и детали крюковой подвески;

- канаты и места их крепления;

- блоки, оси и места их крепления;

- стрелы и гуськи;

- металлоконструкции крана;

- системы управления, другие узлы и механизмы.

Внешним осмотром (визуальным контролем) грузоподъемной машины устанавливают:

- отсутствие видимых повреждений элементов грузоподъемной машины;

- качество выполнения сборочных и сварочных работ (неразрушающий контроль сварных соединений по представленным документам);

- отсутствие подтекания рабочей гидравлической жидкости;

- наличие пломб на механизмах и предохранительных устройствах, подлежащих пломбированию;

- наличие предупредительных знаков и надписей.

Результаты внешнего осмотра (визуального контроля) грузоподъемной машины оформляют протоколом, в котором указывают: отступления от рабочей документации, не учтенные в перечне разрешенных разработчиком изменений; видимые повреждения и дефекты; качество сборки узлов и деталей; наличие на грузоподъемной машине требуемых устройств и приборов безопасности, фирменных табличек, пломб, клейм сварщиков и ОТК на сборочных единицах, а также укомплектованность грузоподъемной машины запасными частями, инструментом и эксплуатационными документами. [2]

Статические испытания грузоподъемных машин проводят согласно методикам и программам, составленным с учетом их типов, конструктивных особенностей, условий установки (монтажа) и эксплуатации.

Статические испытания крана мостового типа проводят грузом массой 1,25 Q1Í0M, где 2ном -номинальная грузоподъемность кранов (для грейферных и магнитных кранов с учетом массы грейфера и магнита). Груз подвешивается на крюке или на грузозахватном органе в соответствии с разработанной схемой строповки контрольного груза.

Статические испытания проводят в такой последовательности.

1. Кран устанавливают над опорами подкрановых путей, а тележку располагают в середине пролета. У крана с консолями каждую консоль испытывают отдельно.

2. К месту измерения прогиба - середине одной из балок моста (консоли) на струне подвешивают отвес, скользящий по направляющей вдоль металлической линейки, и делают замер. Затем поднимают испытательный груз на высоту 100-200 мм и производят отсчет по линейке. В поднятом состоянии груз выдерживают в течение 10 мин, контролируя величину прогиба. При нарастании прогиба груз немедленно опускают на землю и испытания прекращают до выяснения причин. Если величина прогиба не увеличивается, то по истечении 10 мин груз опускают и проверяют положение отвеса.

Динамические испытания проводят в целях проверки действия механизмов грузоподъемной машины при установке на выносных опорах или без них и придвижении ее с грузом.

Динамические испытания грузоподъемной машины проводят с грузом, превышающим паспортную грузоподъемность на 10 %, на одной или нескольких расчетных грузовых характеристиках и скоростях перемещений. Испытания проводят для каждого механизма и при совместной работе механизмов, предусмотренной эксплуатационными документами. Испытания должны включать повторный пуск и остановку при каждом движении во всем диапазоне данного движения и продолжаться не менее 1 ч. Испытания должны включать пуск механизмов из промежуточного положения с подвешенным испытательным грузом, при этом недолжно происходить возвратного движения.

Грузоподъемную машину считают выдержавшей динамические испытания, если будет установлено, что все элементы выполняют свои функции, а в результате последующего внешнего осмотра (визуального контроля) не будет обнаружено повреждений механизмов или элементов конструкций и ослабления болтовых соединений.

Результаты динамических испытаний грузоподъемной машины оформляют протоколом, в котором указывают: вид установленного оборудования и грузозахватных органов (крюк, грейфер, электромагнит); паспортную грузоподъемность; вылет; испытательную нагрузку; опорный контур; вид работ (подъем, опускание, вращение, передвижение, телескопирование, совмещение операций и др.). В протокол испытаний заносят выводы и рекомендации комиссии по устранению замечаний, выявленных при динамических испытаниях грузоподъемной машины [3].

Библиографические ссылки

1. Семенов Ю. П. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева. 1946-1996 гг. М. : Изд-во РКК «Энергия», 1996. С. 12-14.

2. ИСО 4310/81. Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний. С. 3-4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».

3. ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. С. 4-6. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».

© Хлиманок А. И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.