Научная статья на тему 'ПОРТРЕТЫ В ПИСАТЕЛЬСКОМ ДНЕВНИКЕ (на основе дневников К. Чуковского и М. Карима)'

ПОРТРЕТЫ В ПИСАТЕЛЬСКОМ ДНЕВНИКЕ (на основе дневников К. Чуковского и М. Карима) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
333
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
писательский дневник / портрет / конструктивный прием / эго-тексты / символическая деталь. / writing diary / portrait / of constructive technique / ego-texts / symbolic detail

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Латыпова Алия Айратовна

Рассматриваются писательские дневники К. Чуковского и М. Карима как материал для создания портретов современников — А. Блока и Р. Гамзатова. Выбор дневниковых записей К. Чуковского и М. Карима для анализа литературного портрета писателей обусловлен необходимостью определить общие принципы портретирования и выявить различия, которые определяются позицией автора-повествователя. К общим принципам создания портрета в дневниках М. Карима и К. Чуковского можно отнести использование конструктивного приема. Основным отличием является то, что М. Карим при создании портрета описывает психологические особенности Р. Гамзатова, а К. Чуковский включает в описание как черты характера, так и внешний облик поэта. Портрет А. Блока формируется на основе дневниковых записей К. Чуковского, которые сделаны непосредственно после встреч с поэтом. М. Карим создает портрет Р. Гамзатова на основе воспоминаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAITS IN THE WRITER’S DIARY (Based on the Texts of Diaries K. Chukovsky and M. Karim)

The article discusses the writer’s diaries by K. Chukovsky and M. Karim as the material to create portraits of his contemporaries — A. Block and R. Gamzatov. Portrait is a direct means of portraying a person’s appearance. In this way we get a variety of information about the individual. The election of diary entries by K. Chukovsky and M. Karim for the analysis of the literary portrait of writers is motivated by the need to prove the existence of General principles of portraiture and, of course, to identify differences that are determined by the presence of the author’s point of view-narrator. According to the diary entries of K. Chukovsky and M. Karim, it is possible to identify the General principles of portraiture. M. Karim and K. Chukovsky in describing the images using a constructive method of creating portraits. Portraits of A. Blok and R. Gamzatov are characterized by the presence of the element of author’s subjectivity. Verbal portraits of writers help to reveal the characters of individuals. You must specify and differences. M. Karim diary portraits wrote exclusively in psychological terms. According to these records, we can judge the qualities of human nature. K. Chukovsky portraits characterizes wider: in parallel describes the appearance and inner world of man. Curious fact that K. Chukovsky images are created during meetings, and M. Karim, on the basis of memories. Diary meetings are formed by a sequence, i.e. events develop in the coordinate “day by day”. M. Karim often resorts to the memories, and therefore, the events are arranged in a “disorderly” situation. M. Karim character R. Gamzatova does not describe in detail, limited to hints, which later the reader himself analyzes the experience and the visible. But the texts of the diary reader receives accurate and complete information about the events. K. Chukovsky does not allow any cuts, omissions, describes in detail the appearance, gait, manner to hold, manner to speak and at the same time gives a psychological assessment. Portrait of R. Gamzatov contains a symbolic detail.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТЫ В ПИСАТЕЛЬСКОМ ДНЕВНИКЕ (на основе дневников К. Чуковского и М. Карима)»

Вестник Челябинского государственного университета.

2018. № 6 (416). Филологические науки. Вып. 113. С. 107—112.

УДК 8.80

ББК 80/84. 81

ПОРТРЕТЫ В ПИСАТЕЛЬСКОМ ДНЕВНИКЕ (на основе дневников К. Чуковского и М. Карима)

А. А. Латыпова

Башкирский государственный университет, Уфа, Россия

Рассматриваются писательские дневники К. Чуковского и М. Карима как материал для создания портретов современников — А. Блока и Р. Гамзатова. Выбор дневниковых записей К. Чуковского и М. Карима для анализа литературного портрета писателей обусловлен необходимостью определить общие принципы портрети-рования и выявить различия, которые определяются позицией автора-повествователя. К общим принципам создания портрета в дневниках М. Карима и К. Чуковского можно отнести использование конструктивного приема. Основным отличием является то, что М. Карим при создании портрета описывает психологические особенности Р. Гамзатова, а К. Чуковский включает в описание как черты характера, так и внешний облик поэта. Портрет А. Блока формируется на основе дневниковых записей К. Чуковского, которые сделаны непосредственно после встреч с поэтом. М. Карим создает портрет Р. Гамзатова на основе воспоминаний.

Ключевые слова: писательский дневник, портрет, конструктивный прием, эго-тексты, символическая деталь.

Общественная значимость дневника писателя заключается в том, что в нем описываются важные события в области политики, экономики, культуры, истории, литературы и др. Как отмечал Ф. Достоевский, дневник — это «отчет о виденном, прочитанном, слышанном». Читатель всегда уверен в объективности изложения, так как тексты дневника характеризуются достоверностью фактического материала и записи создаются по «горячим следам».

Писательскому дневнику свойственно столкновение личного и социального, общего и конкретного. На страницах дневника всегда будет присутствовать авторская точка зрения, так как писатель пропускает внешнюю информацию через свое сознание. Это, в свою очередь, дает право называть тексты дневника «эго-текстами». Этот термин ввел профессор Амстердамского университета Жак Прессер для того, чтобы объединить в одну группу документальные произведения: автобиографии, мемуары, личные дневники, письма. По мнению исследователя, в дневнике наличие «Я» следует рассматривать как субъект описания, который одновременно пишет и присутствует в тексте.

Дневник не только отображает социально значимые явления, но и знакомит читателя с известными людьми: писателями, актерами, политиками, учеными и т. д. Другими словами, писательский дневник следует рассматривать как материал для создания портретов. В дневнике портреты создаются на основе личных встреч и воспоминаний автора. Писатель во время встреч отмечает как

внешние черты, так и внутренние качества своих собеседников. В словаре литературоведческих терминов указано, что портрет — это средство создания образа в литературе, где внешний вид рассматривается как способ характеристики героя. Составляющими элементами образа являются описание лица, одежды, действий и состояний героя, манера поведения [4. С. 75].

Исследователи Н. Дмитриева, Б. Галанов, С. Соловьев рассматривали портрет как важнейший способ характеристики персонажа, где внешность героя связана с его внутренним миром. Р. Якобсон, Л. Лотман, Е. Фарино изучали портрет как часть знаковой системы. Е. Хализев в понятие «портрет» включает не только внешний облик, но и качества характера героя, сформированные социальной средой, культурной традицией. По мнению Е. Фарино, описание наружности — это одно из самых интенсивных семиотических явлений. Для А. Сидорова, Н. Гудзий, Н. Наумовой портрет — это форма психологического анализа, которая соотносится с индивидуальным стилем писателя. В особенностях портрета обнаруживается отражение литературного направления, способ изображения внешнего облика человека соотносится с родом и жанром произведения.

Через изображение внешности героя автор выражает свое отношение к нему.

Следует отличать литературный образ от дневникового образа. Во-первых, описываемый в дневнике образ не является фотографическим отражением оригинала. При создании дневникового портрета велика роль автора: здесь всегда

будет присутствовать элемент субъективности. Во-вторых, писатель пытается создать образ литературного героя так, чтобы он был понятен читателю, а автор дневника раскрывает личность героя в первую очередь для себя.

Писательские дневники знамениты галереями «портретов». Портрет является прямым средством изображения внешности человека. На основе таких портретов мы получаем разнообразную информацию о личности: о его национальности, происхождении, социальном положении, чертах характера, психологическом состоянии.

Проанализируем создание словесных портретов в дневниках М. Карима и К. Чуковского. Выбор дневниковых записей К. Чуковского и М. Кари-ма для анализа средств создания литературного портрета писателей обусловлен необходимостью доказать существование общих принципов пор-третирования и выявить различия, которые определяются позицией автора-повествователя.

Имя К. Чуковского широко известно в русской литературе. Его воспоминания, содержащиеся в его дневниках, имеют для нас большое значение. Знакомясь с его дневниковыми записями, мы не только узнаем о его известных современниках, но и получаем материал об их творчестве. Корней Чуковский дневник вел почти 70 лет, с 1901 по 1969 г.

А М. Карима мы знаем как башкирского советского поэта, писателя и драматурга. Он народный поэт Башкортостана, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Герой Социалистического Труда. В дневнике Мустая Карима можно найти много портретов его современников. Башкирский писатель дневник начал вести в Муромском военном училище связи в первые месяцы войны. Его он назвал «первой тетрадью». Впоследствии пишет, что ни на фронте, ни в госпиталях дневник не вел, а лишь спустя много времени стал записывать свои наблюдения мысли. Эти записи в течение двух десятков лет и составили то, что он назвал «второй тетрадью». Далее будут представлены материалы именно из «второй тетради».

Дневник К. Чуковского содержит богатую информацию о биографии и творчестве Горького, Блока, Сологуба, Замятина, А. Толстого, Репина, Маяковского, в дневнике М. Карима созданы портреты Р. Гамзатова, Н. Устюна, М. Гали, Н. Над-жми и др.

В предисловии к дневнику К. Чуковского Вениамин Каверин отмечает, что писатель при создании портретов ничего не упускает, подробно описывает внешность, походку, манеру держаться, манеру говорить и одновременно дает психоло-

гическую оценку, которая связана с положением, статусом писателя в литературном кругу.

Согласно классификации О. Г. Егорова, в дневниковом жанре есть несколько приемов создания портрета: конструктивный, репродуктивный, ико-нический. Репродуктивный прием — это создание портрета со слов других лиц, а не самим автором. Иконический портрет — это образ, который создается после смерти человека. Конструктивный образ — это, с точки зрения эстетики дневникового жанра, наиболее полноценный тип воспроизведения человека. Он отличается целостностью, несмотря на некоторые, порой значительные негативные суждения автора. Он в большей степени, чем другие разновидности, претендует на объективность [2. С. 25].

При конструктивном приеме портрет создается путем последовательного прибавления черт характера. Образ постепенно усложняется, обогащается новыми элементами. Автор дневника создает образ из последовательных наблюдений. Конструктивный портрет (образ) — наиболее полноценный тип воспроизведения человека. Портреты, созданные с помощью данного приема, преобладают в дневниках писателей XIX в. и отражают реалистическую тенденцию жанра.

В богатейшей галерее портретов дневника К. Чуковского видное место занимает образ А. А. Блока. В дневниковых записях А. А. Блок описан очень подробно. К. Чуковский создавал портрет Блока не сразу, а постепенно. В течение нескольких лет он наблюдал за поведением этого яркого представителя Серебряного века. В записях разных лет мы наблюдаем какие-то новые детали, которые в дальнейшем помогают создать цельный образ.

В дневнике 5 марта 1919 г. К. Чуковский подчеркивает способность А. Блока молчать при любых обстоятельствах жизни. Чуковский описывает встречу Блока с Мережковским, где наблюдает за поведением писателей. Писатель при встрече со своим неприятелем был очень спокоен: «...Мережковские объявили Блоку бойкот, у них всю зиму только и было разговоров, что "долой Блока", он звонил мне:

— Как же я встречусь с Блоком! — и вот встретились и оказались даже рядом. Блок молчалив, медлителен, а Мережковский... С утра он тормошил меня по телефону» [9. С. 27].

Чуковский, описывая лицо писателя, отмечает, что это не только внешнее спокойствие, но и внутреннее. В 1919 г. 30 марта пишет: «Замечательно — у Блока лицо непроницаемое — и только движется, все время, зыблется, "реагирует" что-то неуловимое вокруг рта. Не рот, а кожа

возле носа и рта... Встретившись, они ни глазами, ни улыбками ничего не выразили, но там было высказано много» [Там же. С. 29]; 26 марта: «Он был прекрасен — словно гравюра какого-то германского поэта. Лицо спокойно-мудрое» [Там же. С. 28]. Несмотря на то что душа у А. Блока кипела, лицо никаких признаков не выдавало. Это говорит о его способности всегда держать себя под контролем. Писатель редко выходил из себя, был не склонен к конфликтам. По оценке К. Чуковского, А. Блоку были свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безразличие к окружающим. Например, в тексте дневника 1 апреля 1920 г. К. Чуковский отмечает в поведении А. Блока «пассивизм». Однажды дневнико-вед поинтересовался, почему Блок стихотворение «Шар раскаленный золотой» посвятил Борису Садовскому. Тот ответил, что «Садовской попросил, чтобы я посвятил ему, нельзя было отказать. Обычный пассивизм Блока» [Там же. С. 39]. При создании психологического портрета А. Блока вполне оправданно использование К. Чуковским определения «замкнутый». Для А. Блока были характерны отгороженность от внешнего мира, закрытость, нежелание делиться собственными переживаниями. Писатель был сдержанным и скрытным. По нему нельзя было сказать, что происходит в его душе.

Например, 1920 г. для А. Блока было тяжелым периодом в семейных отношениях. В это время К. Чуковский всячески хотел поддержать его. В записях, сделанных 1 мая 1920 г., К. Чуковский подчеркнул замкнутость писателя: «Дело в том, что дома у него плохо: он знает об измене жены! И я хотел его вытащить из этой атмосферы. Мы сидели с ним на моем чемодане, а на площади шло торжество — 1-го мая. Ораторы. Уланы. Он встал и пошел посмотреть — вернулся: нога болит. В вагоне мы говорили про его стихи» [Там же. С. 40]. Все попытки К. Чуковского поговорить с А. Блоком по поводу его проблемы были безуспешными. А. Блок все свои переживания держал внутри себя.

К. Чуковский характеризует А. Блока как очень аккуратного человека. Эта черта характера отражает прежде всего отношение человека к труду, к себе, к вещам и к людям. Аккуратность как качество личности возможна также и в мыслях, когда человек старается навести такой же порядок у себя в голове. В записях 16 ноября 1919 г. дневниковед пишет: «Блок патологически-аккуратный человек. ...Самая растрепанная книга, побывавшая у него в руках, становится чище, приглаженнее. . Все, что он слышит, он норовит зафиксировать в записной книжке — вынимает ее раз двадцать во время заседания, записывает

(что? что?) — и, аккуратно сложив и чуть не дунув на нее, неторопливо кладет в специально предназначенный карман» [Там же. С. 33]. А. Блок был аккуратен во всех отношениях: тщательно и своевременно выполнял свою работу, проявлял внимание ко всему, что он делает.

7 августа 1921 г. А. Блок скончался. Его смерть К. Чуковский переживал очень тяжело. Для Чуковского Блок был очень близким человеком. Он ценил в нем как в друге прочность, то есть Блоку при любых обстоятельствах можно было довериться. Эту прочность, стойкость характера можно было увидеть в чертах его лица: «Я вспомнил, как он загорал, благодатно, как загорают очень спокойные и прочные люди, какое, у него было — при кажущейся окаменелости? — восприимчивое и подвижное лицо — вечно было в еле заметном движении, зыблилось, втягивало в себя впечатления» [Там же. С. 49].

Наряду с твердостью К. Чуковский, описывая движения, манеру держаться, отмечает у А. Блока такую черту характера, как вежливость, приветливость: «За три или четыре шага, прежде чем подать руку, он делал приветливые глаза — прежде чем поздороваться и вместо привета просто констатировал: ваше имя и отчество: "Корней Ив.", "Николай Степ.", произнося это имя как здравствуйте...» [Там же. С. 52].

По оценке К. Чуковского, поэту была свойственна «величавость» — чувство собственного достоинства, торжественная красота, благородство: «И эту обреченную походку — и всегдашнюю невольную величавость — даже когда забегал в "Дом Лит." перехватить стакан чаю или бутерброд — всю эту непередаваемую словами атмосферу Блока я вспомнил — и мне стало страшно, что этого нет» [Там же. С. 54].

Таким образом, словесный портрет писателя помогает раскрыть личность А. Блока. По дневниковым записям К. Чуковского можно представить не только внешний облик, но и психологический портрет поэта. К. Чуковский создает портрет, в котором сочетаются внешние и внутренние качества А. Блока, а также отражено отношение к поэту литературного сообщества. К. Чуковский в своих дневниковых записях часто прибегает к описанию внешности поэта, чтобы показать его внутренние качества. К. Чуковский отмечает строгость черт лица, изгиб губ, маленькие уши, статную фигуру, густые волосы, обращает внимание на его походку, манеру общения, умение держаться. Его холодное, ясное, спокойное лицо — это лицо человека, который имеет надежную память и высокий интеллект, принимает продуманные и взвешенные решения.

В дневнике М. Карима видное место занимает портрет Р. Гамзатова — советского и народного дагестанского поэта, прозаика, переводчика, участника Великой Отечественной войны, публициста М. Карима и Р. Гамзатова связывали дружеские отношения.

При создании портрета Р. Гамзатова М. Карим, как и К. Чуковский, прибегает к конструктивному приему. Портрет дагестанского поэта создается постепенно. Образ Р. Гамзатова то появляется на страницах дневника, то исчезает на долгие месяцы. Если К. Чуковский в дневнике пишет не только психологический портрет, но и описывает внешний облик современников, то М. Карим акцентирует внимание только на создании психологического образа.

В дневниковых записях 1 августа 1995 г. писатель вспоминает несколько случаев, связанных с Расулом Гамзатовым. Проанализировав словесный портрет, мы пришли к выводу о том, что М. Карим в Р. Гамзатове особенно ценил смекалку, чувство юмора, выносливость, смелость. Рассмотрим несколько записей, где подчеркивается чувство юмора дагестанского писателя:

1) «Как-то, много лет назад, едем с Расулом на машине по Калининскому проспекту. Возле Библиотеки имени Ленина рядами стоят припаркованные большие машины, на которых ездят только министры и другие крупные чиновники.

— Интересно, — говорю, — столько черных машин стоит — может, какое-то совещание поблизости?

— Это большое начальство в обеденный перерыв сюда, в Ленинскую библиотеку, приезжает, новые книги проглядеть, журналы-газеты почитать, — отвечает Расул.

— Иди ты! Правда?! — удивляюсь я по своей простоте. — Конечно, правда! — и посмеивается: — Вон за тем углом, на улице Грановского, — кремлевская столовая. Сюда на обед съехались. Я прежде тоже думал, что приезжают газеты читать, чтобы от жизни не отставать» [5. С. 6].

2) «Два-три года назад в Переделкино, в Доме творчества, одна женщина сказала: "...Вы, Ра-сул Гамзатович, держитесь молодцом, все такой же!" "Не такой же! — отвечает он. — Раньше я был молодой и красивый, а теперь только красивый "» [Там же].

Из этих дневниковых записей следует, что М. Кариму нравилось умение Р. Гамзатова видеть в ситуации смешное. Ему были свойственны остроумие и самоирония. Человек с тонким чувством юмора, он мог с легкостью решить любую проблему. Чувство юмора, подчеркивает в нем еще одно качество — уверенность в себе.

Адекватная самооценка и уверенность в своих силах позволяют человеку смеяться над собой без какого-либо внутреннего дискомфорта. Человек, уверенный в себе, может пошутить над собой, сохраняя чувство собственного достоинства.

Портрет Р. Гамзатова имеет символическую деталь. Например, в дневниковых записях М. Карим не раз сравнивает Р. Гамзатова с орлом: «19 ноября в Москве с Булатом навестили в ЦКБ Расула. Ушли с тяжелым чувством. Гордый орел теперь еле переступает. Нашему приходу очень обрадовался. Булату подарил только что вышедшую книгу. Проводил нас до лифта. Мы все же проводили его обратно, отпустить одного побоялись. У него голова кружится, руки дрожат. Однако лежит на столе белая бумага, на ней стихотворные строчки. Попрощались спокойно, словно впереди у нас еще многие годы...» [4. С. 149].

Орел всегда являлся возвышенным образом. Такое сравнение подчеркивает свободолюбие и выносливость человека.

Р. Гамзатов до последнего был предан своей работе: «... на столе лежит белая бумага, на ней стихотворные строчки». В этом можно увидеть его жизненную силу, смелость, гордость, отвагу. Эти качества являются основными чертами менталитета кавказского народа. Для М. Карима сравнение Р. Гамзатова с орлом является символом величия. Подтверждением является запись 2 января 1978 г.: «Говорят, что смерть уравнивает смертных. А ведь и случается и наоборот: уже смерть определяет каждому его место. Вот мы с Расулом, пока живые, друзья на равных. Но после смерти он попадает во дворец для великих, я, скорее всего, в какое-то другое место. Таким образом, смерть расценит нас по-разному. С современниками это случается часто» [Там же. С. 120].

Сравнивая Р. Гамзатова с орлом, М. Карим хотел подчеркнуть отвагу, любовь к жизни, выносливость писателя. Это символическая деталь портрета Р. Гамзатова.

Таким образом, писательский дневник является жанром литературы, который знакомит читателей с фактами внешней и внутренней жизни интересной личности.

Психологический портрет, созданный на основе дневниковых записей, получается достоверным, так как соотносится с жизненными фактами.

Дневниковые записи К. Чуковского и М. Ка-рима имеют общие принципы портретирования:

1. М. Карим и К. Чуковский при создании портретов используют конструктивный прием.

2. Портреты А. Блока и Р. Гамзатова создаются на основе субъективной авторской позиции

писателей-повествователей. К. Чуковского и А. Блока, М. Карима и Р. Гамзатова связывали дружеские отношения, поэтому писатели описывают А. Блока и Р. Гамзатова только с положительной стороны.

3. Словесные портреты писателей помогают раскрыть характеры А. Блока и Р. Гамзатова.

Необходимо указать и отличия:

1. М. Карим при создании портрета описывает психологические особенности Р. Гамзатова, а К. Чуковский включает в описание как черты характера, так и внешний облик А. Блока.

2. Портрет А. Блока формируется на основе дневниковых записей К. Чуковского, которые сделаны непосредственно после встреч

с поэтом, то есть события развиваются последовательно, «день за днем». М. Карим создает портрет Р. Гамзатова на основе воспоминаний, поэтому события располагаются не в хронологическом порядке.

3. М. Карим не описывает характер Р. Гамзатова в подробностях, ограничивается намеками, по которым впоследствии читатель сам восстанавливает недостающие детали портрета на основе точной и полной информации о событиях. К. Чуковский не допускает никаких умолчаний, подробно описывает внешность, походку, манеру держаться, манеру говорить и одновременно дает психологическую оценку.

4. Портрет Р. Гамзатова содержит символическую деталь.

Список литературы

1. Егоров, О. Г. Дневники русских писателей 19 века: Исследование / О. Г. Егоров. — М., 2002.

2. Егоров, О. Г. Литературный дневник XIX века: история и теория жанра : дис. ... д-ра филол. наук / О. Г. Егоров. — М., 2003.

3. Егоров, О. Г. Русский литературный дневник 19 века. История и теория жанра / О. Г. Егоров. — М., 2004.

4. Каримов, И. М. Год без Мустая / И. М. Каримов, А. М. Каримова. — Уфа, 2006.

5. Каримов, И. М. Без поэзии сердце остынет [Электронный ресурс] / И. М. Каримов, А. М. Каримова // Респ. Башкортостан : республикан. обществ.-полит. газ. — 2012. — № 204. — С. 10. — URL: http://agidel.ru (дата обращения 9.02.2018).

6. Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 1—2 / ред. сост. Г. В. Краснов. — Коломна, 1997—1999.

7. Михеев, М. А. Дневник в России XIX—ХХ века — эго-текст, или пред-текст [Электронный ресурс] / М. А. Михеев. — URL: http://uni-persona.srcc.msu.su/research.htm (дата обращения 1.02.2018).

8. Хусаинов, Г. Б. Народный поэт — Мустай Карим / Г. Б. Хусаинов. — Уфа, 1965.

9. Чуковский, К. И. Дневник 1901—1929 / К. И. Чуковский. — М., 1992.

10. Чуковский, К. И. Дневник 1930—1969 / К. И. Чуковский. — М., 2003.

11. Dekker, R. M. Jacques Presser's heritage. Egodocuments in the study of history / R. M. Dekker // Memoria y Civilización. Anuario de Historia. — 2002. — № 5. — P. 13—14.

12. Khaybulina, G. N. Antropocentric characters of phraselogical units / G. N. Khaybulina, F. G. Fatkul-lina // Философская мысль башкирского народа : сб. науч. ст. — Уфа, 2016. — С. 277—280.

Сведения об авторе

Латыпова Алия Айратовна — аспирантка кафедры башкирской филологии и журналистики, Башкирский государственный университет. Уфа, Россия. kaipkulova1990@mail

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 6 (416). Philology Sciences. Iss. 113. Pp. 107—112.

PORTRAITS IN THE WRITER'S DIARY (Based on the Texts of Diaries K. Chukovsky and M. Karim)

A.A. Latypova

Bashkir State University. Ufa, Russia. [email protected]

The article discusses the writer's diaries by K. Chukovsky and M. Karim as the material to create portraits of his contemporaries — A. Block and R. Gamzatov. Portrait is a direct means of portraying a person's appearance. In this way we get a variety of information about the individual. The election of diary entries by K. Chukovsky

112

A. A. flamunoBa

and M. Karim for the analysis of the literary portrait of writers is motivated by the need to prove the existence of General principles of portraiture and, of course, to identify differences that are determined by the presence of the author's point of view-narrator. According to the diary entries of K. Chukovsky and M. Karim, it is possible to identify the General principles of portraiture. M. Karim and K. Chukovsky in describing the images using a constructive method of creating portraits. Portraits of A. Blok and R. Gamzatov are characterized by the presence of the element of author's subjectivity. Verbal portraits of writers help to reveal the characters of individuals.

You must specify and differences. M. Karim diary portraits wrote exclusively in psychological terms. According to these records, we can judge the qualities of human nature. K. Chukovsky portraits characterizes wider: in parallel describes the appearance and inner world of man. Curious fact that K. Chukovsky images are created during meetings, and M. Karim, on the basis of memories. Diary meetings are formed by a sequence, i.e. events develop in the coordinate "day by day". M. Karim often resorts to the memories, and therefore, the events are arranged in a "disorderly" situation. M. Karim character R. Gamzatova does not describe in detail, limited to hints, which later the reader himself analyzes the experience and the visible. But the texts of the diary reader receives accurate and complete information about the events. K. Chukovsky does not allow any cuts, omissions, describes in detail the appearance, gait, manner to hold, manner to speak and at the same time gives a psychological assessment. Portrait of R. Gamzatov contains a symbolic detail.

Keywords: writing diary, portrait, of constructive technique, ego-texts, symbolic detail.

References

1. Yegorov O.G. Dnevniki russkikh pisateley 19 veka: Issledovaniye [The Diaries of Russian writers of the 19th century: a Study]. Moscow, 2002. (In Russ.).

2. Yegorov O.G. Literaturnyy dnevnikXIXveka: istoriya i teoriya zhanra [Literary journal of the nineteenth century: history and theory of the genre. Thesis]. Moscow, 2003. (In Russ.).

3. Yegorov O.G. Russkiy literaturnyy dnevnik 19 veka. Istoriya i teoriya zhanra [Russian literary diary of the 19th century. History and theory of the genre]. Moscow, 2004. (In Russ.).

4. Karimov I.M., Karimova A.M. God bezMustaya [Year without Mustay]. Moscow, 2006. (In Russ.).

5. Karimov I.M., Karimova A.M. Bez poezii serdtse ostynet [Without poetry the heart cool]. Respublika Bashkortostan: respublikanskaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta [The Republic of Bashkortostan: the Republican public-political newspaper], 2012, no. 204, p. 10. Available at: http://agidel.ru, accessed 9.02.2018. (In Russ.).

6. Krasnov G.V. (ed.). Literaturovedcheskiye terminy (materialy k slovaryu). Vyp. 1—2 [Literary terms (materials for the dictionary). Iss. 1—2]. Kolomna, 1997—1999. (In Russ.).

7. Mikheev M.A. Dnevnik v Rossii XIX—XXveka — ego-tekst, ili pred-tekst [Diary in Russia XIX—XX century — ego-text or pre-text]. Available at: http://uni-persona.srcc.msu.su/research.htm., accessed 1.02.2018. (In Russ.).

8. Khusainov G.B. Narodnyy poet — Mustay Karim [People's poet Mustai Karim]. Ufa, 1965. (In Russ.).

9. Chukovsky K.I. Dnevnik 1901—1929 [Diary 1901—1929]. Moscow, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Chukovsky K.I. Dnevnik 1930—1969 [Diary 1930—1969]. Moscow, 2003. (In Russ.).

11. Dekker R.M. Jacques Presser's heritage. Egodocuments in the study of history. Memoria y Civilización. Anuario de Historia, 2002, no. 5, pp. 3—14.

12. Khaybulina G.N., Fatkullina F.G. Antropocentric characters of phraselogical units. Filosofskaya mysl' bashkirskogo naroda [Philosophical thought of the Bashkir people]. Ufa, 2016. Pp. 277—280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.