Научная статья на тему 'Портреты Генриха VII и принца Уэльского Артура: легитимизация и глорификация власти в живописи'

Портреты Генриха VII и принца Уэльского Артура: легитимизация и глорификация власти в живописи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНРИХ VII / ПРИНЦ УЭЛЬСКИЙ АРТУР / АНГЛИЯ / СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО / АНГЛИЙСКОЕ ИСКУССТВО / ПОРТРЕТ / ЕВРОПЕЙСКИЕ МОНАРХИИ / ГЛОРИФИКАЦИЯ ВЛАСТИ / HENRY VII / ARTHUR / PRINCE OF WALES / ENGLAND / MEDIEVAL ART / ENGLISH ART / PORTRAIT / EUROPEAN MONARCHIES / GLORIFICATION OF POWER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Окрошидзе Лия Гурамиевна

Исторические события во все века находили отражение в изобразительном искусстве, а вступление на престол очередного правителя нередко влекло за собой определенное изменение художественных образов. Помимо того, это также являлось импульсом к появлению новых образов в искусстве, которые отвечали бы целям монарха. С этой токи зрения показательна эпоха правления английского короля Генриха VII (1485-1509) первого представителя династии Тюдоров. ему стоило огромных усилий удержаться на троне, а затем и укрепить свое положение. Монарх всячески стремился доказать легитимность своего присутствия на престоле, а также подготовить почву для последующей передачи власти своему сыну, принцу артуру, в том числе посредством произведений живописи. Правление Генриха VII ознаменовалось началом эпохи английского ренессанса. Говоря о подобном процессе в европе, мы подразумеваем возрождение идеалов античности. англия же не была свидетелем античного искусства, за исключением небольшого количества памятников, свидетельствующих о присутствии римлян на островах. Поэтому в случае англии имеет место процесс возрождения средневековых идеалов. Глорификация власти в искусстве традиционно была не только важным политическим инструментом, но и способом формирования вкусов эпохи. основная задача данной статьи выявление прямой связи между событиями английской истории в годы правления Генриха VII и произведениями искусства, которые появлялись в тот период, а также изучение процесса формирования достоверного образа короля. научная новизна исследования заключается в том, что описываемые в нем памятники никогда ранее не рассматривались вместе в контексте проблемы глорификации власти. Также впервые в отечественном искусствознании приводится описание некоторых иллюминированных манускриптов, что стало возможно благодаря доступу в архивы Британской библиотеки, а также консультации с историком оксфордского университета доктором Яниной рамирес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAITS OF HENRY VII AND ARTHUR, PRINCE OF WALES: LEGITIMIZATION AND GLORIFICATION OF POWER IN THE PAINTING

Historical events were reflected in the visual arts in all ages, and the accession to the throne of the next ruler often entailed a certain, sometimes quite radical, change in the artistic images associated with the power. In addition, it gave an impulse to the emergence of new artistic imagery that would meet the goals of the monarch. From this perspective, the era of the rule of the English King Henry VII (1485-1509), the first representative of the Tudor dynasty, is indicative. It cost him tremendous efforts to keep the throne, and then strengthen his position. The monarch endeavored to prove the legitimacy of his occupancy of the throne, and also to prepare the ground for the subsequent transfer of the power to his son, Prince Arthur, inter alia, through paintings. The reign of Henry VII was marked with the beginning of the era of English Renaissance. Speaking of a similar process in Europe, we mean the revival of the ideals of antiquity. England did not have much exposure to the art of antiquity, with the exception of a small number of monuments testifying the presence of the Romans on the islands. Therefore, in the case of England, resurgence was the revival of medieval ideals. Glorification of power in art traditionally was not only an important political tool, but also a way of shaping the tastes of the era. The main objective of this article is to identify the direct connection between the events of English history during the reign of Henry VII and the works of art that appeared at that period, as well as to study the process of forming a reliable image of the king. The scholarly novelty of the research lies in the fact that the explored works of art have never before been considered jointly in the context of the problem of glorification of power. Also for the first time in the national art history, some illuminated manuscripts have been described, which became possible due to access to the British Library archives, as well as the consultation with the University of Oxford historian Dr. Yanina Ramirez.

Текст научной работы на тему «Портреты Генриха VII и принца Уэльского Артура: легитимизация и глорификация власти в живописи»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2019. № 1

л.г. окрошидзе*

портреты генриха Ун

И ПРИНЦА УЭЛЬСКОГО АРТУРА: ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ И ГЛОРИФИКАЦИЯ ВЛАСТИ В ЖИВОПИСИ

L.G. Okroshidze

PORTRAITS OF HENRY У11 AND ARTHUR,

PRINCE OF WALES: LEGITIMIZATION

AND GLORIFICATION OF POWER IN THE PAINTING

Аннотация. Исторические события во все века находили отражение в изобразительном искусстве, а вступление на престол очередного правителя нередко влекло за собой определенное изменение художественных образов. Помимо того, это также являлось импульсом к появлению новых образов в искусстве, которые отвечали бы целям монарха. С этой токи зрения показательна эпоха правления английского короля Генриха VII (1485-1509) — первого представителя династии Тюдоров. Ему стоило огромных усилий удержаться на троне, а затем и укрепить свое положение. Монарх всячески стремился доказать легитимность своего присутствия на престоле, а также подготовить почву для последующей передачи власти своему сыну, принцу Артуру, в том числе посредством произведений живописи. Правление Генриха VII ознаменовалось началом эпохи английского Ренессанса. Говоря о подобном процессе в Европе, мы подразумеваем возрождение идеалов античности. Англия же не была свидетелем античного искусства, за исключением небольшого количества памятников, свидетельствующих о присутствии римлян на островах. Поэтому в случае Англии имеет место процесс возрождения средневековых идеалов. Глорификация власти в искусстве традиционно была не только важным политическим инструментом, но и способом формирования вкусов эпохи. Основная задача данной статьи — выявление прямой связи между событиями английской истории в годы правления Генриха VII и произведениями искусства, которые появлялись в тот период, а также изучение процесса формирования достоверного образа короля. Научная новизна исследования заключается в том, что описываемые в нем памятники никогда ранее не рассматривались вместе в

* Окрошидзе Лия Гурамиевна, аспирант отделения истории и теории искусств исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Okroshidze Liya Guramiyevna, Postgraduate Student, Department of Art History and Theory, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University +7-916-494-63-90; okroshidzelia@gmail.com

контексте проблемы глорификации власти. Также впервые в отечественном искусствознании приводится описание некоторых иллюминированных манускриптов, что стало возможно благодаря доступу в архивы Британской библиотеки, а также консультации с историком Оксфордского университета доктором Яниной Рамирес.

ключевые слова: Генрих VII, принц Уэльский Артур, Англия, средневековое искусство, английское искусство, портрет, европейские монархии, глорификация власти.

Abstract. Historical events were reflected in the visual arts in all ages, and the accession to the throne of the next ruler often entailed a certain, sometimes quite radical, change in the artistic images associated with the power. In addition, it gave an impulse to the emergence of new artistic imagery that would meet the goals of the monarch. From this perspective, the era of the rule of the English King Henry VII (1485-1509), the first representative of the Tudor dynasty, is indicative. It cost him tremendous efforts to keep the throne, and then strengthen his position. The monarch endeavored to prove the legitimacy of his occupancy of the throne, and also to prepare the ground for the subsequent transfer of the power to his son, Prince Arthur, inter alia, through paintings. The reign of Henry VII was marked with the beginning of the era of English Renaissance. Speaking of a similar process in Europe, we mean the revival of the ideals of antiquity. England did not have much exposure to the art of antiquity, with the exception of a small number of monuments testifying the presence of the Romans on the islands. Therefore, in the case of England, resurgence was the revival of medieval ideals. Glorification of power in art traditionally was not only an important political tool, but also a way of shaping the tastes of the era. The main objective of this article is to identify the direct connection between the events of English history during the reign of Henry VII and the works of art that appeared at that period, as well as to study the process of forming a reliable image of the king. The scholarly novelty of the research lies in the fact that the explored works of art have never before been considered jointly in the context of the problem of glorification of power. Also for the first time in the national art history, some illuminated manuscripts have been described, which became possible due to access to the British Library archives, as well as the consultation with the University of Oxford historian Dr. Yanina Ramirez.

Keywords: Henry VII, Arthur, Prince of Wales, England, medieval art, English art, portrait, European monarchies, glorification of power.

* * *

Правлению представителя ветви Ланкастеров Генриха VII, которое началось в 1485 г., предшествовали короткие правления некоронованного Эдуарда V и Ричарда III. Период смуты в стране не способствовал развитию портретного жанра. Местная английская школа иллюминированных манускриптов пришла в упадок, и основным центром происхождения большей части рукописных манускриптов стал фламандский город Брюгге.

Приход к власти Генриха VII и окончание Войны роз способствовали культурному подъему. После довольно долгого периода нестабильности новому королю требовалось упрочить свое положение. С этой целью было изготовлено множество манускриптов, в которых говорилось о правах Генриха на английский престол и о его великих предках, а также создавались манускрипты на астрологическую тематику, в которых предрекалось долгое правление и процветание монарха.

Главная задача данной статьи — показать на примере иллюстраций манускриптов, станковых портретов и письменных свидетельств современников, какие средства использовались для глорификации власти Генриха VII.

Одним из наиболее ранних памятников является сборник текстов по астрологии, авторство которых принадлежит Птолемею, Джону Килингсворту, Гвидо Бонатти и Плато из Тиволи1. На его страницах встречаются изображения знаков зодиака и всевозможные астрологические расчеты. Первой иллюстрацией, которая обращает на себя внимание, является красочный инициал (рис. 1), написанный с использованием кобальта и позолоты, где изображен дракон, пронзающий увенчанное короной дерево. Здесь очевидна отсылка к легенде, согласно которой Генрих VII сорвал корону Ричарда III с куста боярышника.

Среди манускриптов английского происхождения есть труд итальянского астролога Уильяма Пэррона2 "Liber de Optimo fato Henrici Eboraci ducis et optimorum ipsius parentum" («Книга о превос-

1 Arundel MS. 66. Almagest, Liber Astronomiae, Liber Arenalis, 1490. Происхождение — Англия (Лондон). Формат рукописи 440 на 300 мм (кодекс), язык французский, латинский. British Library, London.

2 Астролог итальянского происхождения Gulielmus Parronus Placentinus, в английской истории он известен под именем William Parron.

Рис. 1. Инициал с изображением дракона. Сборник текстов по астрологии, 1490 г.

ходной участи Генриха, герцога Йоркского, и благороднейших его родителях»)3. Изображение короля помещено в историзированном инициале. Идентифицировать Генриха можно лишь по королевским регалиям. Подобные иллюстрации вовсе не были нацелены на достоверную передачу облика короля, их задача сводилась к символическому его изображению в манускрипте, представлявшем для него особый интерес.

Рукопись была преподнесена Генриху VII вскоре после смерти его сына, главного претендента на трон, принца Артура. Открывает текст иллюстрация-схема, в которой представлены все стороны жизни короля. Истолкование будущего посредством такого рода схем не выглядит убедительным, однако созданные в ту эпоху дорогие и богато украшенные манускрипты свидетельствуют, что их современники оценивали эти рукописи иначе. По мнению Д.В. Ки-рюхина, «сам интерес Генриха VII к подобным авторам и предсказаниям характеризует его, с одной стороны, как человека суеверного и набожного, а с другой — стремящегося использовать все средства в качестве пропаганды новой династии»4.

То, что Генрих старательно работал над формированием собственного образа, подтверждает, например, Фрэнсис Бэкон: «В тот же самый день (как будто корона, оказавшаяся на его голове, вселила в нее мысли об угрозах) он ради большей своей безопасности ввел правило, чтобы его сопровождал отряд из пятидесяти лучников, получивший название "дворцовой стражи"; однако в этом можно было видеть скорее требование монаршего достоинства, подражание тому, что он встречал за рубежом, чем проявление осторожности, связанной с его личными обстоятельствами. он дал понять, что это установление не является временным, но должно остаться в силе на все последующие времена»5. Известный историк и социолог Норберт Элиас отмечал, что придворный этикет для короля и дистанцирование от подданных были инструментами господства6.

Попытки запечатлеть внешний облик монарха предпринимались параллельно с обожествлением его образа. Историки Полидор Вер-

3 Royal MS. 12 B VI. 1502-1503. Формат рукописи 190 на 130 мм, количество листов 63, язык латинский. British Library, London.

4 Кирюхин Д.В. Стратегия репрезентации королевской власти в культурной и интеллектуальной жизни английского двора в 1485-1533 гг.: Дис... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2014. С. 133.

5 Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII / Вступ. ст. и общая ред. М.А. Барга, комм. В.Р. Рокитянского. М., 1990. С. 11.

6 ЭлиасН. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии. М., 2002. C. 145.

гилий и Бернар Андре оставили описания облика монарха в своих работах. Так, Полидор одним из первых фиксирует черты внешности короля: «Его тело было стройным, крепким, он был ростом чуть выше среднего. Он был красив внешне. Выражение его лица приобретало приятный облик во время разговора. У него были голубые глаза, несколько зубов и негустые волосы. он был умен, стремился к познанию, его дух был стоек и смел даже перед лицом величайших опасностей, а его природа в целом была почти божественной»7. Убедиться в достоверности этого описания можно, взглянув, к примеру, на самый известный портрет Генриха VII из Национальной портретной галереи в Лондоне (рис. 2). Лицо короля полностью соответствует описанию Полидора Вергилия: впалые губы и небольшие складки вокруг рта характерны при отсутствии зубов.

Один из первых портретов Генриха (рис. 3) был написан во Франции местным художником (Музей Кальве, Франция). Эта работа выполнена незадолго до вступления графа Ричмонда на престол.

7 Vergil P. Anglica Historia. Latin text and English translation / Ed. and transl. by D.J. Sutton // Library of Humanistic Texts at the Philological Museum of University of Birmingham's Shakespeare Institute, 2005. § 50. — URL: http://www.philological.bham. ac.uk/polverg/26eng.html (дата обращения: 17.10.2018).

Будущий король изображен в повороте в три четверти, в знакомом по последующим работам берете с брошью и выпущенными из-под него волосами.

К портретам Генриха VII, созданным уже после его вступления на престол, относится работа, ныне находящаяся в Обществе антикваров в Лондоне и датирующаяся приблизительно 1500 г. Одним из доказательств датировки является имитация узорчатой рамы на живописной поверхности — прием, получивший распространение только в XVI столетии. В целом этот портрет очень напоминает произведения, где был представлен еще молодой Генрих. Важно отметить, что при наложении этих портретов мы обнаруживаем точное совпадение контуров изображений лица монарха.

Самый известный портрет Генриха VII 1505 г. (рис. 2) был заказан Эрманом Ринком, послом императора Священной Римской империи Максимилиана I. Этой работе в полной мере присущи яркость палитры, продуманность позы модели. Можно говорить о том, что автор знаком с анатомией и способен объемно воспроизводить физиогномику. Цепь с подвеской означает, что ее обладатель был рыцарем ордена Золотого руна. Генрих стремился продемонстрировать свою причастность к ордену из-за желания подражать европейским монархам. Долгое время создателем портрета считался Михель Зиттов, кисти которого приписывается портрет дочери Генриха VII Марии Тюдор, созданный в 1514 г.

При Генрихе VII придворная культура приобретает большую театрализованность как средство идеологического воздействия: огромное значение придавалось празднествам и рыцарским турнирам. По мнению Д.В. Кирюхина, это подтверждают «торжественные мероприятия, организованные в честь приезда Генриха, графа Ричмонда, перед коронацией, крещение принца Артура и его посвящение в рыцари, описанные в хрониках, а также бракосочетание принца Артура и испанской принцессы Екатерины Арагонской»8. Король всеми силами хотел войти в историю, остаться в памяти потомков и использовал для этого самые разные способы. В «Истории Англии» Полидор Вергилий упомянул о том, что Генрих незадолго до смерти, желая, чтобы по нему все горевали, опубликовал указ об амнистии нарушителей закона, за исключением убийц и воров9. Подобные методы глорификации в полной мере воплотятся уже в XVII в. при дворе французского короля Людовика XIV. Именно к его эпохе вос-

8 Кирюхин Д.В. Указ. соч. С. 119.

9 Vergil P. ЛпдНеа Ш81оиа. § 50.

ходят многие формы идеологии, пропаганды и манипуляции общественным созданием Новейшего времени10.

Генрих возлагал большие надежды на своего старшего сына Артура, которому предстояло наследовать корону, и поэтому также занимался глорификацией его личности. Даже момент его рождения был овеян легендами. Когда Генрих взошел на трон, в книгах, посвященных ему, стали часто появляться имя последнего короля бриттов Кадваладра и его символ — красный дракон, так как король считал его своим предком. А вот для своего сына Генрих выбрал легенду о короле Артуре. Придворный поэт и хронист Бернар Андре писал: «После того как яркая звезда Артура зажглась в мире, бедном на молодых принцев, все фурии ада были изгнаны прочь. На восходе звезды Арктур, который в соответствии с гороскопом происходит 12 сентября, родился Артур»11. Важно, что даже место рождения связывает принца с легендарным королем Артуром. Историк Дэвид Старки отмечал: «Он родился в Винчестере, древней столице Уэссекса, которая отождествляется с еще более древней столицей Великобритании, Камелотом. При крещении ему дали имя Артур в честь короля Камелота»12.

Один из ранних прижизненных портретов принца Уэльского, ныне хранящийся в замке Хивер в Кенте, был написан, когда ему было около 14 лет. Предположительно образ принадлежит кисти представителя англо-фламандской школы. Возможно, работа появилась после обручения принца Уэльского и Екатерины Арагонской, так как «в правой руке принц Артур держит цветок белого левкоя, символизирующего чистоту, королевскую власть и обручение с принцессой Екатериной»13.

Культ принца Артура формировался с самого его рождения, однако старания его отца оказались тщетными: юноша скончался 2 апреля 1502 г. Тем не менее, глорификация личности наследника, которая была предпринята при его жизни, дает представление о том, как английская монархия в начале XVI в. использовала сферу искусства для укрепления своего положения.

После смерти Генриха VII в 1509 г. престол занял младший брат Артура, герцог Йоркский, ставший, пожалуй, самым известным

10 Burke P. The fabrication of Louis XIV. New Haven: Yale University Press, 1992. P. 4.

11 André B. De Vita atque Gestis Henrici Septimi Historia // Irvine: The University

of California. § 48.--URL: http://www.philological.bham.ac.uk/andreas/1lat.html (дата

обращения: 17.10.2018).

12 Starkey D. Six Wives: The Queens of Henry VIII. New York, 2004. P. 23.

13 Кирюхин Д.В. Указ. соч. С. 119.

английским правителем — Генрихом VIII. Ему удалось сделать свою власть буквально безграничной.

Таким образом, на рубеже XV-XVI вв. глорификация королевской власти в английском искусстве была комплексной. К иллюминированным рукописям добавились прежде не имевшие особого распространения в стране станковые портреты. В это время была заложена основа практики задействования пропагандистского потенциала изобразительного искусства для укрепления королевской власти. Эта практика получила дальнейшее развитие уже в бурном для истории Англии XVI столетии.

References

Burke P. The Fabrication of Ьешр XIV. New Haven: Yale University Press, 1992. 242 p.

Elms N. Pridvornoye obshchertvo: Issledovaniyapo sotsiologii korolya ip^idvornoyy yrist2kratu [The Court Society:Studies on the Sociology of the King and the Aristocracy of the Court]. Mosyow: Yazyki slavyasskoykuГtury, 2002. 368 p.

Kiryukhin D.V. Strategiya reprezentatsii korolevskoy vlasti v kul'turnoy i intelle-Mud'noy zhizni anglyskogo dvyra v 1485-1533gg. [The strategy of representation of the royal power in the cultural and intellectual life ofthe Engli sh co urt in 1485- 1533]. Diss. ... kandidata istoricheskih nauk [Diss. for Candidate Degree in History]. Nizh-niy Novgorod:Nizhegorodskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni Koz'my Minina, 2014. 174 p.

Starkey D. Six Wives: The Queens of Henry VIII. New York: Harper Perennial, 2004. 852 p.

Поступила в редакцию 10 января 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.