(JC, СибАК
www.sibac.info
В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии _№ 9 (64), 2016г.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
СЕКЦИЯ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА»
ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ Б.С. УГАРОВА
Попов Алексей Валентинович
член Ассоциации искусствоведов (АИС),
РФ, г. Москва Е-mail: alespopov@yandex. ru
B.S. UGAROV PORTRAIT PAINTING
Alexey Popov
аН Critics and Art Historians Association(AIS),
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию наследия послевоенного ленинградского художника Б.С. Угарова. Утверждается, что художник использовал элементы стилистики модерна, характерные для творческого объединения «Мир искусства». Живописная манера Б.С. Угарова характеризуется использованием приема объединяющей тональности, который проявляется в приглушении ярких открытых цветовых тонов, в отсутствии цветистости, в использовании художниками достаточно узкой цветовой гаммы. Было установлено, что творческие поиски Б.С. Угарова являются актуальными для пластического развития современной портретной живописи.
В мире науки и искусства: СибАК
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии у^ J
№9 (64). 2016г_www.sibac.into
ABSTRACT
The article is devoted to the heritage of the post-war Leningrad artist B.S. Ugarov. It was found that the artist used elements of Art Nouveau style that is typical for the artist's association "World of Art". Painting style of B.S. Ugarov was characterized by the using of unifying tone approach, which appears itself in muted hues of bright open, in the absence of flamboyance, the artists used a fairly narrow range of colors muted. It was found that the searching of B.S. Ugarov is relevant to the development of modern plastic portrait painting.
Ключевые слова: Б.С. Угаров; живопись; портрет; ленинградский художник; искусство.
Keywords: B.S. Ugarov; painting; portrait; Leningrad artist; art.
Невозможно объективно оценить местоположение творческого наследия народного художника СССР, действительного члена и президента Академии художеств СССР (1983-1991) Бориса Сергеевича Угарова (1922-1991) в рамках ленинградской живописи 1950-1990-х годов без исследования произведений художника, выполненных в портретном жанре. Анализ искусствоведческой литературы показал, что такие известные отечественные искусствоведы, как Б.Д. Сурис [4], Н.С. Кутейникова [2], В.А. Леняшин [3] исследовали отдельные портреты, созданные ленинградским живописцем, однако никто не проводил формально-стилистический и сравнительный анализ корпуса произведений портретной живописи Б.С. Угарова за весь период сорокалетней творческой жизни (1951-1991). Несмотря на то, что художник написал относительно небольшое количество портретов, с научной точки зрения представляют интерес изучить особенности становления авторской манеры Б.С. Угарова в портретной живописи, понимание которых может помочь более ясно увидеть единый вектор творческих устремлений художника, характерный для всех жанров, позволит сделать вывод о единой художественной концепции творчества ленинградского живописца.
Действительно за свою творческую жизнь Б.С. Угаров написал не так много портретов, однако наиболее удачные произведения портретного жанра, в том числе находящиеся в лучших отечественных музеях, характеризуют автора, как достойного художника-портретиста: «Портрет М.О. Угаровой» (1955), «Таня. Портрет дочери» (1960), «За шитьём. Портрет мамы» (1960-е), «Таня» (1963), «Портрет народного художника СССР скульптора М.К. Анику шина» (1965), «Портрет Тани» (1971, ГТГ), «Портрет студента-биофизика (сына Андрея)» (1971, ГРМ), «Портрет композитора А.П. Петрова» (1971, ГРМ),
ССибАК ^ мире пауки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibac.mfo_Ж°9 (64). 2016г
«Портрет жены» (1974), «Портрет Оли» (1981), «Портрет сына художника А.Б. Угарова» (1981), «Портрет Ани» (1986), «Анюта» (1986), «Портрет М.О. Угаровой» (1991).
Проведенный сравнительный анализ позволяет утверждать, что в начале творческого пути Б.С. Угаров во многом повторял авторскую манеру своего учителя В.М. Орешникова, основанную преимущественно на «пластическом» видении - форма воспринималась художником прежде всего, как объем. Такие портреты Б.С. Угарова, написанные в ранний период творчества с подчеркнутым вниманием к выразительности объемной формы, как «Середняк» (1952), являющийся этюдом к картине «В колхоз. Год 1929-й», законченной в 1954 году, «Портрет скульптора С.Т. Коненкова» (1954) подтверждают сказанное. Портреты В.М. Орешникова, написанные примерно в это же время -«Портрет сталевара М.К. Мурзича» (1949), «Портрет Е.Д. Зайцевой» (1952), «Портрет скульптора С.Т. Коненкова» (1955) основываются на аналогичном «пластическом» видении.
Начиная со второй половины 1950-х годов, что совпало по времени с частичной демократизацией общественной жизни в СССР, называемой «оттепелью», в портретном творчестве Б.С. Угарова происходят принципиальные изменения - авторская манера художника претерпевает резкую трансформацию. Такие работы, как «Портрет М.О. Угаровой» (1955), «Мужичок в косоворотке» (1956), «Портрет юноши. Колхозный кузнец» (1950-е годы) свидетельствуют о том, что автор отказался от «пластического» видения - пластичность, то есть выразительность объемной формы, перестала быть для художника центральной проблемой изобразительного мастерства - не осязательный, а зрительный образ начал интересовать ленинградского художника. Б.С. Угаров начал создавать произведения основываясь на принципиально другом виде видения - на «живописном» видении, что практически проявлялось в трансформации «скульптурного» объема в «живописное» плоское цветовое пятно без ущерба для предметной реальности. В ранних портретах ленинградский художник использовал светотеневую моделировку, которая способствовала повышенной выразительности объемной формы, а в более поздних произведениях Б.С. Угаров для изображения формы использовал тончайшие переходы и градации цвета - именно в этом состоит принципиальное различие, между картинами «Портрет скульптора С. Коненкова» и «Портрет М.О. Угаровой», между портретами «Середняк» и «Мужичок в косоворотке».
Необходимо отметить стремление Б.С. Угарова в отдельных работах второй половине 1950-х годов резко увеличить декоративность, причем не утонченную, деликатную декоративность, присущую ленинградской живописи, а более явно выраженную. Возможно, появление
В мире науки и искусства: СибАК
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии
Ж°9 (64). 2016г_www.sibac.m1o
подобных работ стало ответом Б.С. Угарова критикам, которые обвиняли ленинградского художника в приверженности к земляным краскам. Именно такая декоративность, основанная на применении открытых цветовых тонов, характерна следующим портретам Б.С. Угарова: «Портрет М.О. Угаровой» (1955), «Таня. Портрет дочери» (1960).
В это же время, во второй половине 1950-х годов, художник пишет жанровую работу «Девушка с коромыслом» (1956), которая характеризуется явно выраженной декоративностью, основанной на применении открытых цветовых тонов с использованием условной, обобщенной формой. Однако, как как следует из анализа последующего творчества Б.С. Угарова, подобная стилистическая направленность не получило развития, как в портретной, так и в жанровой и исторической живописи - художник до конца своей жизни остался верен ограниченной цветовой палитре и деликатной, неброской, рафинированной декоративности, присущей в целом ленинградской живописи.
Со временем Б.С. Угаров начал постепенно расширять количество элементов стилистики мастеров объединения «Мир художников» в портретном жанре, в отличие от исторических картин, в которых расширение стилистики мирискусников не наблюдается. Имеется в виду то, что ленинградский живописец в добавлении к «живописному» видению, начал придавать самостоятельное эстетическое звучание цветовому пятну и линии, усилил плоскостность, перешел от композиции объемов к цветной композиции.
Так в картинах «За шитьём. Портрет мамы» (1960-е годы), «Таня» (1963) присутствуют все перечисленные элементы стилистики мир искусников - фигуры, изображенных на этих портретах, даны в виде плоских живописных пятен, внимание зрителя обращено на линии абриса изображенных фигур, глубина в картинах не выявлена, цветовые пятна гармонично расположены на плоскости холста.
Анализируя такие последующие произведения Б.С. Угарова, относящиеся к портретному жанру, как «Портрет народного художника СССР скульптора М.К. Аникушина» (1965), «Портрет М.О. Угаровой» (1970), «Портрет Тани» (1971), «Портрет студента-биофизика» (1971), «Портрет жены» (1974) можно убедиться в более масштабных стилистических поисках в портретном жанре, чем в официальных исторических произведениях художника. Так Н.С. Кутейникова в результате сравнительного анализа сюжетных и портретных композиций Б.С. Угарова пришла к мнению, что: «Вообще портреты, в отличие от сюжетных работ художника, более «линейны», чем живописны» [2, с. 13]. С утверждением Н.С. Кутейниковой можно согласиться в той части, что линии на портретах ленинградского художника часто имеют самостоятельное эстетическое звучание, что не просле-
ССибАК ^ мире пауки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии тги\иЬ«с.1н/о_№9 (64). 2016г
живается в исторических произведениях Б.С. Угарова, при этом линейные границы между предметами перестали быть границами между объемами, а стали границами между цветовыми массами. Для подтверждения правильности выполненных рассуждений имеет смысл процитировать мнение Г. Вельфлина, объясняющее разницу между линейностью и живописностью: «Все зависит от того, приписывается ли руководящее значение краям или оно у них отнимается, от того должны ли они или не должны читаться линейно. В первом случае контур представляет собой равномерно обегающую форму дорожку, по которой может спокойно двигаться зритель, во втором -руководящее значение в картине принадлежит светлым и темным пятнам, хотя и не вовсе лишенным границ, но, во всяком случае, не имеющим границ подчеркнутых» [1, с. 34; 35].
Необходимо отдельно остановиться на картине Б.С. Угарова «Портрет композитора А.П. Петрова», которая по мнению Н.С. Кутейниковой, является данью живописным поискам в советском искусстве 60-х годов в рамках «сурового стиля» [2, с. 13]. С мнением Н.С. Кутейниковой можно согласиться - обобщенные формы, большие цветовые пятна без модуляций цвета внутри, аскетизм цветового строя, подтверждают принадлежность портрета к «суровому стилю». Сравнение стилистических особенностей портрета А.П. Петрова, выполненного Б.С. Угаровым, с такими произведениями основоположника обсуждаемого стилистического направления Т.Т. Салахова, как «Нефтяник» (1959), «Портрет композитора Кара Караева» (1960), «Портрет композитора Фикрета Амирова» (1967) подтверждают сказанное.
Стремление Б.С. Угарова придать произведениям портретного жанра формальную красоту, присущую непосредственно живописи, наблюдается в работах «Анюта» (1986) и «Портрет М.О. Угаровой» (1991). Художник не замыкается на передаче только портретного сходства и духовного состояния портретируемых, а стремится создать у зрителя эстетические эмоции за счет формальной красоты живописи, то есть красоты от гармоничного распределения цветных пятен на плоскости холста, от рафинированной декоративности благородных цветовых сочетаний. Именно такие особенности понимания предназначения живописи, как объекта зрительского внимания, способного возбуждать эстетические эмоции непосредственно от самой живописи, было свойственны художникам объединения «Мир искусства».
И действительно на картине «Анюта» светло-охристое пятно кофточки девочки эффектно контрастирует с благородным серым фоном, самостоятельное эстетическое звучание имеет линия, отделяющую спину девушки от окружающего фона. Аналогичное самостоятельное эстетическое звучание имеет светлое пятно пиджака и блузки
В мире науки и искусства: СибАК
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии
Ж°9 (64). 2016г_www.sibac.m1o
портретируемой в центре картины «Портрет М.О. Угаровой». Можно с уверенностью утверждать, что по замыслу автора, Б.С. Угарова, обсуждаемые портреты должны радовать зрителя не только душевной красотой портретируемых и портретным сходством, но и восхищать самим формальным качеством живописи. Выводы
В начале творческого пути, в первой половине 1950-х годов живописный почерк Б.С. Угарова в портретном жанре не отличался индивидуальностью - начинающий художник следовал авторской манере своего учителя, В.М. Орешникова, основанной преимущественно на «пластическом» видении, форма воспринималась художником прежде всего, как объем.
Во второй половины 1950-х годов произошло резкое изменение стилистики портретного жанра - пластичность, то есть выразительность объемной формы перестала быть для Б.С. Угаров центральной проблемой изобразительного мастерства, ленинградского художника стал интересовать зрительный, а не осязательный образ. Художник решил использовать элементы стилистики мастеров объединения «Мир искусства», прежде всего проявившиеся в трансформации «скульптурного» объема в «живописное» плоское цветовое пятно без ущерба для предметной реальности. В дальнейшем Б.С. Угаров придавал самостоятельное эстетическое звучание цветовому пятну и линии, усиливал плоскостность произведений портретного жанра, перешел от композиции объемов к цветной композиции.
Стилистические поиски в направлении явно выраженной декоративности и условности форм в рамках портретной живописи, имевшие место во второй половине 1950-х годов, не нашли развития в дальнейшем творчестве Б.С. Угарова.
В процессе формирования авторской манеры Б.С. Угаров отказался от повышенной цветности, свойственной московской живописи, -портреты художника отличались культурой цвета, которая проявлялась в использовании благородных сочетаний ограниченного количества цветовых тонов и в способности художника выявлять утонченную, деликатную декоративность, присущую ленинградской живописи.
Список литературы:
1. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб.: изд. Мифрил, 1994. 427 с.
2. Кутейникова Н.С. О творческом методе профессора Б.С. Угарова. - Л.: Вопросы художественного образования, 1977, вып. 18, С. 9-15.
3. Леняшин В.А. Борис Сергеевич Угаров. - Л.: Художник РСФСР, 1984 192 с.
4. Сурис Б.Д. Борис Угаров. - Л.: Художник РСФСР, 1965. 63 с.