Научная статья на тему 'Портрет в творчестве М. В. Веревкиной'

Портрет в творчестве М. В. Веревкиной Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
560
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРЕВКИНА / ЯВЛЕНСКИЙ / МЮНХЕН / ШВЕЙЦАРИЯ / АСКОНА / МОНТЕ ВЕРИТА / СИМВОЛИЗМ / МОДЕРНИЗМ / WEREFKIN / JAWLENSKY / MüNCHEN / SWITZERLAND / ASCONA / MONTE VERITà / SYMBOLISM / MODERNISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Олейник Мария Сергеевна

В ранние годы творчества Веревкина пишет портреты в реалистической манере. Данное исследование на примере ряда портретов показывает, как художник переосмысливает понятие пре- красного, отказываясь от реалистической манеры изображения в пользу абстрактной «красоты иде- ала». Оставив живопись, на протяжении десяти лет Веревкина рисует в записных книжках. Эти книжечки наполнены портретами друзей, музыкантов, дам и кавалеров в кафе и на танцплощадках. Многочисленные зарисовки из этих тетрадей никогда не публиковались. Они стали переходным эта- пом к модернизму. В 1906 г. Веревкина возвращается к живописи. Перед зрителем возникает череда новых экспрессионистических портретов. В результате изучения архивного материала, мемуаров и писем художника стало очевидно переосмысление ею художественных классических идеалов красоты. Философский подтекст, богатство цвета и пластических решений несут в себе новизну живописного языка. В позднем периоде творчества Веревкиной происходит символизация экспрес- сионистического портрета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portrait in the Creative Work of Mariana von Werefkin

In the early years of her artistic career Marianna von Werefkin created portraits in a realistic manner. Taking the number of portraits as examples, this research shows how the artist reconsiders the notion of beauty denoting the principles of classical art in favour of the abstract ideal beauty. Then she ceased painting for ten years and started drawing portraits in notebooks instead. These notebooks are filled with portraits of her friends, musicians, ladies and gentlemen at the cafes and dance floors. Numerous sketches from these small albums have not yet been published. They mark a transition to modernism in von Werefkin’s art. In 1906 von she shifted back to painting. Portraits of this period A are clearly expressionistic. As a consequence of a thorough study of the artists’ archives, memoirs and correspondence we reached the vivid understanding of her reconsideration of the classical ideals of beauty. The philosophical implications, the richness of color, the complexity of plastical solutions bring up the renewal of the pictorial language. In her later works the symbolization of the expressionistic portrait took place.

Текст научной работы на тему «Портрет в творчестве М. В. Веревкиной»

КЛАССИКА В ИСКУССТВЕ СКВОЗЬ ВЕКА. СПб., 2015.

М.С. Олейник

ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ М.В. ВЕРЕВКИНОЙ

В России, а тем более в Советском Союзе имя Марианны Владимировны Веревкиной (1860-1938) малоизвестно. Ее искусство обращено не только к русской, но и европейской культуре. Веревкина занимает важное место среди художников, творивших в Германии и Швейцарии в начале ХХ в. Большой интерес представляет насыщенная и яркая общественная жизнь этой интересной, умной женщины. Сама художница, однако, считала, что ее существование является её личным делом. Она, прежде всего, ценила свое искусство, бывшее неотъемлемой частью ее жизни.

В результате изучения мемуаров и эпистолярного наследия художника, архивных материалов в Швейцарии1 и России1 2 стало очевидно переосмысление ею художественных классических идеалов красоты. Философский подтекст, богатство цвета и пластических решений несут в себе новизну живописного языка.

Творчество Марианны Веревкиной ее значение в общественной и культурной жизни Германии и Швейцарии в западноевропейском искусствознании широко исследовано. В 1967 г. издательство Отто Загнера опубликовало книгу Елены Халц-Кох «Марианна Веревкина и русский символизм»3. Это первое исследование русского символизма в контексте творчества Веревкиной. Наиболее полной монографией является книга Бернда Фетке «Марианна Веревкина»4, дополненная и переизданная в 2001 г.; в 2007 г. Институтом философии и истории Вильнюса была опубликована книга Лаймы Лаукайте - «Экспрессионизм Марианны Веревкиной». Бриджит Росбек в 2010 г. опубликовала книгу - «Марианна фон Веревкина. Россия и круг Синего всадника»5; в 2012 г. вышло биографическое исследование «Марианна фон Веревкин. Жизнь в искусстве» Бриджит Салмен6.

В российской специальной литературе творчество Веревкиной описано эпизодически и рассматривается традиционно в контексте экспрессионизма. В 2010 г. впервые на русском языке были опубликованы мемуары художницы - «Письма к неизвестному»7. Издательством «Наука» в серии «Искусство авангарда 1910-1920-х годов» опубликован ряд статей, посвященных творчеству Веревкиной. В статье Джона Э. Боулта - «Воскресный день»: Марианна Веревкина и русский Серебряный век»8, автор подробно анализирует

1 Фонд Марианны Веревкиной (FMW). Аскона, Швейцария.

2 Отдел рукописей ГРМ. Фонд В.К. Станюковича.

3 Hahl-Koch J. Marianne Werefkin und der russische Symbolismus. Studien zur Arthetik und Kunsttheorie. Munchen, 1967.

4 Fathke B. Mariana Werefkin. Munchen, 2001.

5 RofibeckB. Marianna von Werefkin. Die Russin aus dem Kreis des Blauen Reiters. Berlin, 2010.

6 Saimen B. Marianna von Werefkin. Leben fur die Kunst. Munchen, 2012.

7 ВеревкинаМ.В. Письма к неизвестному / Сост. Елена Шаронкина-Витек. М., 2011.

8 Боулт Дж. Э. «Воскресный день»: Марианна Веревкина и русский Серебряный век // Амазонки авангарда. М., 2004. С. 69-80.

© М.С. Олейник, 2015

161

М.С. Олейник

творчество Веревкиной, ищет символический подтекст ее живописи. В этой серии интересен сборник статей - «Символизм в авангарде». Е. Шаронкина рассматривает проблему - «Символизм и экспрессионизм в живописи Марианны Веревкиной. 1906-1914 гг.»9; в статье «Марианна Веревкина: между русским символизмом и мюнхенским авангардом», Елены Халь-Фонтэн освещена роль Веревкиной в художественной жизни Мюнхена. В 2010 г. в рамках проекта «Неделя швейцарского кантона Тичино» Третьяковская галерея (Москва) представила выставку «Художники русского зарубежья. Марианна Веревкина. 1860-1938». К выставке был приурочен выпуск каталога с рядом статей посвященных творчеству художника.

Целью данного исследования является изучение графических и живописных портретов на примере которых легко заметить, как меняется портрет от классического реалистического изображения к картинам символистского толка, характерной чертой становится экспрессионизация портретов. В своих дневниках10 11 Веревкина объясняет отказ от реалистического искусства, рассматривает философию Аристотеля и Платона, обращенную к идеалам калокагатии. Символический язык одного из «писем» обращается к ветхозаветной мифологии, а в живописи прослеживается религиозный подтекст.

Происхождение Веревкиной было аристократическим, ее отец служил комендантом Петропавловской крепости, что приближало семью к императорскому двору. Мать - Елизавета Петровна (урожд. Дараган), не имела профессионального художественного образования, но занималась иконописью. В своем завещании, мать просила Веревкину посвятить свою жизнь изобразительному искусству, на что оставляла небольшой капитал. М.Веревкина получила классическое художественное образование в Москве, а в Санкт-Петербурге в течение десяти лет брала частные уроки у И.Е.Репина. В одном из писем адресованном Веревкиной, он пишет: «Многоуважаемая Мариамна Владимировна, если бы вы знали сколько сегодня похвал и восторгов стяжал ваш этюд <...> Пока все еще были только художницей и любительницей. Посмотрим как запляшут теперь эти гордые художники и любители! Браво! Браво!.. Я только руки потираю отъ зависти. Из самой души, это превосходная вещь!...» 11.

Портрет в творчестве Веревкиной разрабатывается на протяжении всей жизни. В России она создает череду реалистичных портретов, в том числе Портрет Веры Репиной (урожд. Шевцовой, 1881); Портрет «Адама» (1883); «Софии Веревкиной» (1885); Портрет «Матери» (1886). Каждый из них передает не только внешнее сходство, но и настроение модели.

Мировоззрение Веревкиной находило отражение и в отношениях с людьми, и в ее внешнем облике. С юных лет Веревкина отрицала кокетство, о чем свидетельствуют письма отцу и старшему брату. Находясь в Москве во время коронации императора Александра III, она готова была отказаться от приглашения на праздник. Женские хлопоты по подготовке к балу, напоминавшие ритуал, казались ей неоправданными. В имении отца «Благодать» она распорядилась перешить форму юнги с большим матросским воротником в женский костюм. Именно в нем Веревкина предстает на «Автопортрете» (FMW, 1893), написанном также в репинской манере.

Ряд портретов 1880-1890-х гг. еще раз подчеркивает схожесть с манерой письма учителя, которому внутренне она оставалась чужда. В 1930 г. Веревкина вспоминала: «Я очень

9 Шаронкина Е.В. Символизм и экспрессионизм в живописи Марианны Верёвкиной. 1906-1914 гг. // Символизм в авангарде. М., 2003. С. 167-176.

10 Веревкина М.В. Письма к неизвестному / Сост. Елена Шаронкина-Витек. М., 2011.

11 Fathke B. Мапаппе Werefkin. Munchen, 2001. S. 31.

162

Портрет в творчестве Марианны Веревкиной

восхищалась им (Репиным), но мы никогда не были единодушны. Меня тогда называли русским Рембрандтом. Я выставлялась на известной передвижной выставке, Академия также брала мои работы для своих выставок. Я получала блестящие отзывы на свои работы и приходила в отчаяние»12. Веревкина, рассматривая классические примеры «красоты и идеала», отвергает их: «Реалистический мир был мне столько же чужд, как и романтический. Мне виделись мои собственные цели»13.

В 1880-х - начале 1890-х гг. Веревкиной уже виделся новый идеал, иная живопись, образный язык небывалой эмоциональной силы. Она признавалась: «Дело не в реализме, дело в искренности. Произведение искусства должно быть искренним, иногда даже наивно искренним, но прежде всего намеренно и сознательно искренним. Именно эта искренность заставляет нас браться за оружие против традиции школы. Именно она вынуждает художника становиться таким строгим в выборе выразительных средств. Правда связана только с впечатлением и его выражением. Правда искусства охватывает, таким образом, и полученное впечатление, и найденную форму»14.

В своей мастерской в Петербурге Верёвкина знакомится с молодым офицером и художником Алексеем Явленским. Это знакомство стало знаковым для Верёвкиной, а дружба с Явленским продлится более двадцати лет. В 1896 г. они вместе уезжают в Мюнхен, на рубеже веков центр интенсивных творческих поисков.

Уже в Германии в 1896 г. она отказалась от живописи, чтобы целиком посвятить себя Явленскому, избрав его своим учеником. Веревкина хотела, чтобы именно он реализовывал на холсте ее замыслы и мечты. В «Записках к неизвестному» она ссылается на отсутствие внутренней силы и уверенности воплотить в живописи «картины будущего». Отныне ее сопровождала только небольшая записная книжка, которая заполнялась портретами друзей, музыкантов, дам и кавалеров в кафе и танцплощадках (Илл. 1). Портреты в блокнотах Веревкиной решены в примитивной, несколько наивной манере, в них присутствует уравновешенная композиция, выразительность линии и образа. Большая часть зарисовок и эскизов из этих тетрадей не опубликованы и составляют Фонда Марианны Веревкиной в Асконе (FMW). Некоторые тетради были представлены на выставке «Художники русского зарубежья. Марианна Веревкина» в Третьяковской галереи в 2010 г. Записные книжки Веревкиной стали тем местом, где созревали новые идеи, формировался новый пластический язык.

В 1906 г. Веревкина возвращается к живописи. Из-под ее кисти выходят совершенно новые произведения, максимально экспрессивные и полные метафизического смысла. В своих дневниках Веревкина объясняет эту перемену. Символический язык одного из «писем» обращается к Ветхому Завету - «При столкновении с реальностью я страдаю физически. Будто все стены, что раздвигают мои руки - руки Самсона, - обрушивается на меня. Мои длинные волосы - это мое воображение; всякий раз, когда реальность - Далила -отстригает мне их, я делаюсь слабой, несчастной, злой»15.

Создается череда новых экспрессионистических портретов - «У бильярда» (1907, Collezione Till Neuburg, Milano Katrin Muzik, Pfaffhausen), «В кафе» (Илл. 3-4. 1909, FMW), «Портрет танцора А. Сахарова» (Илл. 2. 1909, FMW), «Автопортрет» (1910, FMW). Изменился изобразительный язык, техника - теперь Веревкина использует темперу,

12 Там же. С. 32.

13 Там же.

14 Fathke B. Mariannе Werefkin. Munchen, 2001. S. 57.

15 ВеревкинаМ.В. Письма к неизвестному. C. 36.

163

М.С. Олейник

совмещая ее с пастелью, карандашом и тушью. Художник создает плоскостные изображения, как будто бы отрешая образы от реального мира. Метод Веревкиной того периода представляет синтез национальных культур - русской, немецкой, французской. Заимствованные художественные средства Гогена, Ван Гога, Мунка, Ходлера, группы Наби, немецких экспрессионистов впоследствии перерабатываются и через заимствование формируется самобытный художественный язык.

19 июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила России войну. Российских граждан, как «нежелательных лиц», немецкое правительство стало планомерно выдворять из страны. Конвоируемые солдатами, взяв с собой только самое необходимое, М.В. Веревкина, А.Г. Явленский и Е. Незнакомова с двенадцатилетним Андреем (незаконнорожденный сын А.Г. Явленского и Е. Незнакомовой) последним поездом уехали в Швейцарию. В один момент закончилась благополучная жизнь со свободой передвижения, коллекционированием дорогих картин и предметов искусства. Огромная «царская» пенсия Веревкиной с началом войны уменьшилась вдвое и поступала нерегулярно, то же произошло и со скромной пенсией Явленского. Беззаботная жизнь, ставшая привычной и продолжавшаяся долгие годы, осталась позади. К началу Первой мировой войны Веревкиной было около пятидесяти пяти лет, Явленскому - пятьдесят. В Швейцарии они столкнулись с другой жизнью, в которой, наряду с бытовыми неурядицами, их не оставляла тревога за судьбы близких людей в России.

Революция 1917 г. в России полностью лишила Веревкину ежегодной ренты, наступила нужда, не оставившая ее до конца дней. В 1921 г. произошел окончательный разрыв с Явленским: он уехал в Висбаден, женился на Незнамовой, официально признав своего взрослого сына. Оставшись в одиночестве, Веревкина болезненно переживала разрыв с Явленским. Единственной отдушиной стало ее искусство, наполненное символическим смыслом. Поиски «истиной красоты» в позднем периоде творчества пропускается, через призму божественного. Образы, возникающие у Веревкиной, обращены к Ветхому Завету, она пишет «Саломею» (1930, FMW). Возникает череда портретов старцев, священников, монахов - «Старик» (1932, FMW), «Монах» (1932, FMW), говорящих о бренности существования. В портретах Веревкиной формируется определенный тип модели, в котором явно прослеживается отсылка к образам святых в византийской живописи.

В позднем периоде происходит символизация экспрессионистического портрета. Душевное смятение, тоска пробивается всюду, что позволяет появиться неземному свету в ее картинах. Художник говорит о неразрывной связи с божественным: «Я, человеческое, я и божественное ты не уничтожены, а неразрывно связанны. Последнее единство человека первопричины вещи изображаются, реализуются. Наше участие. Наш интерес лежит на произведение формы и творческой эффективности, на преобразовании последней земной жизни в произведение искусства, которое указывает на бесконечную цель»16. В одной из записных книжек Веревкиной встречается изображения ликов святых (Илл. 5)17, эти зарисовки не имеют подписи, но в особняке Перуччи недалеко от Асконы Веревкина прорисовывает лики святых (Илл. 6). Сопоставление изображений позволяет предположить, что зарисовки 1914 г. из записной книжки послужили эскизами для рисунков в особняке Перуччи.

Художник переосмысливает понятие прекрасного, отказываясь от реалистической манеры изображения в пользу «абстрактной жизни»18. В одном из писем И.Е. Репину

16 Веревкина М.В. Письма к неизвестному. С. 31.

17 Helf blau 20 /8/9. FMW.

18Веревкина М.В. Письма к неизвестному. С. 32.

164

Портрет в творчестве Марианны Веревкиной

Веревкина обосновывает отказ от реализма, а на страницах своего дневника она объясняет отказ от реалистического искусства, как чуждого его творческого метода19. Изобразительный язык художника формируется на протяжении всей жизни проходя путь от символизма к экспрессионизму. Последним из произведений Веревкиной является - «Старик» (Илл. 7-8, 1932. FMW; 1933, FMW), картина, в которой главным героем предстает путник с собакой. Этот человек прошел огромный путь со своим верным другом и вот стоит перед концом. Вероятно, Веревкина пишет свой аллегорический автопортрет.

Марианна Веревкина прожила в Швейцарии до конца своих дней. В тихой и спокойной Асконе она была почитаема местными жителями. Баронесса стояла в центре культурной жизни этого городка, где ей было предложено создать городской художественный музей. Она с радостью согласилась и стала его директором. Подобно русским меценатам XIX -начала ХХ века, она передала в дар свои картины и вела активную переписку, убеждая художников-модернистов передать в коллекцию музея свои картины.

Информация о статье

ББК 85.14; УДК 75; 7.041.5

Автор: Олейник Мария Сергеевна - аспирант, Государственный Русский музей, Российская Федерация, Frauolevnik@vandex.ru.

Название: Портрет в творчестве Марианны Веревкиной

Аннотация. В ранние годы творчества Веревкина пишет портреты в реалистической манере. Данное исследование на примере ряда портретов показывает, как художник переосмысливает понятие прекрасного, отказываясь от реалистической манеры изображения в пользу абстрактной «красоты идеала». Оставив живопись, на протяжении десяти лет Веревкина рисует в записных книжках. Эти книжечки наполнены портретами друзей, музыкантов, дам и кавалеров в кафе и на танцплощадках. Многочисленные зарисовки из этих тетрадей никогда не публиковались. Они стали переходным этапом к модернизму. В 1906 г. Веревкина возвращается к живописи. Перед зрителем возникает череда новых экспрессионистических портретов. В результате изучения архивного материала, мемуаров и писем художника стало очевидно переосмысление ею художественных классических идеалов красоты. Философский подтекст, богатство цвета и пластических решений несут в себе новизну живописного языка. В позднем периоде творчества Веревкиной происходит символизация экспрессионистического портрета.

Ключевые слова: Веревкина, Явленский, Мюнхен, Швейцария, Аскона, Монте Верита, символизм, модернизм

Литература, использованная в статье

Веревкина М.В. Письма к неизвестному / Сост. Елена Шаронкина-Витек. М.: Искусство-XXI век, 2011. 248 с.

Bleuler, E. Marianne von Werefkin. Das ideale Heim. Eine Schweizer. Monatsschrift fur Kunst und Leben. № 1/1933, S. 25-27.

Das Auge und sein Henker. Der Spiegel. Kultur. 1998. № 12, S. 262-267.

Fathke, Bernd. Mariannе Werefkin. Munchen: Hirmer, 2001.272 S.

Fathke, Bernd. Mariana Werefkin. Vita e opera. Monaco: Monte Verita S.A. e Preste-Verlag, 1988. 238 S. Federer, Konrad. Marianne von Werefkin. Zeugnis und Bild. Zurich: Verlag der Arche. 1975. 112 S. Lauckaite, Laima. Ekspresionizmo raitele Mariana Veriovkina. Vilnius: Kulturos, filosofijos ir meno institutes, 2007. 442 S.

Merges-Knoth, Annekathrin. Marianne Werefkin russische Wurzeln. Neuansatze zur Interpretation ihres kunstlerischen Werkes. Diss. Trier: Universitat Trier, 1996. 250 S.

Peyer, М. Gastfreundschaft. Das ideale Heim. Eine Schweizer. Monatsschrift fur Kunst und Leben. 1933. № 1. S. 28-32.

Rofibeck, Brigitte. Marianna von Werefkin. Die Russin aus dem Kreis des Blauen Reiters. Berlin: Siedler, 2010. 336 S.

19 Там же. С. 36.

165

М.С. Олейник

Saimen, Bridgette. Marianna von Werefkin. Leben fur die Kunst. Munchen: Hirmer Verlag GmbH, 2012. 132 S.

Information about the article

Author: Oleynik, Maria Sergeevna - Ph.D. student, The Russian State Museum, St. Petersburg, Russian Federation, Frauoleynik@yandex.ru

Title: Portrait in the Creative Work of Mariana von Werefkin

Summary: In the early years of her artistic career Marianna von Werefkin created portraits in a realistic manner. Taking the number of portraits as examples, this research shows how the artist reconsiders the notion of beauty denoting the principles of classical art in favour of the abstract ideal beauty. Then she ceased painting for ten years and started drawing portraits in notebooks instead. These notebooks are filled with portraits of her friends, musicians, ladies and gentlemen at the cafes and dance floors. Numerous sketches from these small albums have not yet been published. They mark a transition to modernism in von Werefkin’s art. In 1906 von she shifted back to painting. Portraits of this period A are clearly expressionistic. As a consequence of a thorough study of the artists’ archives, memoirs and correspondence we reached the vivid understanding of her reconsideration of the classical ideals of beauty. The philosophical implications, the richness of color, the complexity of plastical solutions bring up the renewal of the pictorial language. In her later works the symbolization of the expressionistic portrait took place.

Keywords: Werefkin, Jawlensky, Munchen, Switzerland, Ascona, Monte Verita, symbolism, modernism

References

Bleuler E. Marianne von Werefkin. Das ideale Heim. Eine Schweizer. Monatsschrift fur Kunst und Leben. 1933. № 1. P. 25-27.

Das Auge und sein Henker. Der Spiegel. Kultur. 1998. № 12. P. 262-267.

Fathke, Bernd. Marianne Werefkin. Munchen: Hirmer Publ., 2001. 272 p.

Fathke, Bemd. Marianne Werefkin. Vita e opera. Monaco: Monte Verita S.A. e Preste-Verlag Publ., 1988. 238 p.

Federer, Konrad. Marianne von Werefkin. Zeugnis undBild. Zurich: Verlag der Arche Publ., 1975. 112 p. Lauckaite, Laima. Ekspresionizmo raitele Mariana Veriovkina. Vilnius: Kulturos, filosofijos ir meno insti-tutas Publ., 2007. 442 p.

Merges-Knoth, Annekathrin. Marianne Werefkin russische Wurzeln. Neuansatze zur Interpretation ihres kunstlerischen Werkes. (Unveroffentlichte Dissertation). Trier: Universitat Trier Publ., 1996. 250 p.

Peyer М. Gastfreundschaft. Das ideale Heim. Eine Schweizer. Monatsschrift fur Kunst und Leben. 1933. № 1. P. 28-32.

RoBbeck, Brigitte. Marianna von Werefkin. Die Russin aus dem Kreis des Blauen Reiters. Berlin: Siedler Publ., 2010. 336 p.

Saimen, Bridgette. Marianna von Werefkin. Leben fur die Kunst. Munchen: Hirmer Verlag GmbH Publ., 2012. 132 p.

Werevkina Marianna. Pis’ma k neizvestnomu [Letters to the unknown]. Moscow: Iskusstvo-XXI vek Publ., 2011. 248 p.

166

Портрет в творчестве Марианны Веревкиной

Илл. 1. М.В. Веревкина. Портрет неизвестной из записной книжки. 1900-е гг. Бумага, карандаш. Фонд Марианны Веревкиной, Аскона.

Илл. 2. М.В. Веревкина. Портрет танцора Александра Сахарова. 1909. Картон, темпера. Фонд Марианны Веревкиной, Аскона.

167

М.С. Олейник

Илл. 3. М.В. Веревкина. Эскиз к картине «В кафе». 1909. Бумага, темпера. Фонд Марианны Веревкиной, Аскона.

Илл. 4. М.В. Веревкина. В кафе. 1909. Картон, темпера. Фонд Марианны Веревкиной, Аскона.

168

Портрет в творчестве Марианны Веревкиной

Илл. 5. М.В. Веревкина. Лики. Лист из записной книжки. Бумага, карандаш. Фонд Марианны Веревкиной, Аскона.

Илл. 6. Интерьер одной из комнат в особняке Перуччи. Аскона. 1930-е гг. Фото. Частное собрание.

169

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.С. Олейник

Илл. 7. М.В. Веревкина. Старик.1932. Картон, темпера. Фонд Марианны Веревкиной, Аскона.

170

Портрет в творчестве Марианны Веревкиной

Илл. 8. М.В. Веревкина. Старик. Лист из записной книжки. Бумага, карандаш. Фонд Марианны Веревкиной, Аскона.

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.