Научная статья на тему 'Портрет в голубом зале: человек непростой судьбы (к юбилею В. В. Карпова)'

Портрет в голубом зале: человек непростой судьбы (к юбилею В. В. Карпова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портрет в голубом зале: человек непростой судьбы (к юбилею В. В. Карпова)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 159

В. А. Мазилов

Портрет в Голубом зале: человек непростой судьбы (к юбилею В. В. Карпова)

_SCIENTIFIC LIFE_

V. A. Mazilov

A portrait in the Blue Hall: the Person of Difficult Destiny (to V. V. Karpov's anniversary)

Внимание каждого, кто впервые входит в зал заседаний ученого совета Ярославского государственного педагогического университета в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского - Голубой зал, привлекают висящие по стенам портреты. Это портреты заслуженных профессоров, которые деятельностью и существенным вкладом в развитие родного вуза прославили свое имя. Среди этих картин и портрет Виктора Васильевича Карпова, о котором мы хотим сегодня рассказать. С портрета на нас смотрит сильный, коренастый человек располагающей внешности, с высоким лбом, ямочкой на подбородке, выразительным лицом, внимательным взглядом... Возникает устойчивое впечатление, что это человек основательный, серьезный, но вместе с тем удивительно обаятельный. Обаяние - существенная характеристика В. В. Карпова. Его коллега, известный ярославский психолог профессор В. В. Новиков, хорошо знавший В. В. Карпова и работавший вместе с ним, писал: «В. В. был моим старшим товарищем, безмерно обожаемым примером буквально во всем, чем пришлось мне заниматься рядом с ним и без него. Это был человек редчайшего обаяния и, говоря профессионально, необычайной аттракции и абсолютной толерантности. Его креативность не имела границ. Именно о таких говорят: человек талантливый - талантлив во всем! Вокруг него всегда "роились" люди» [4, с. 232].

20 января 2017 г. исполнилось 90 лет со дня рождения человека, вся жизнь которого была неразрывно связана с Ярославским педагогиче-

ским институтом. В нем он был студентом заочного отделения, работал лаборантом на кафедре на естественно-географическом факультете, секретарем многотиражной газеты «За педагогические кадры», заведующим учебной частью института, деканом, заведующим кафедрой, проректором по научной и учебной работе, ректором ЯГПУ... Как говорят в подобного рода случаях, и совершенно справедливо, - «прошел путь от лаборанта до ректора». Причем своей стремительной и блестящей карьерой он был обязан исключительно себе, собственному пытливому уму и настойчивому характеру. Но правда и то, что путь его не был устлан розами, что, увы, нередко случалось в бурном двадцатом столетии в нашем многострадальном Отечестве. Шипов и терний оказалось в избытке.

Виктор Васильевич Карпов (1927-1993) был заметной фигурой в жизни Ярославского педагогического института, много сделал для развития и процветания родного вуза.

В. В. Карпов - коренной ярославец, родился 20 января 1927 г. в семье работников текстильной фабрики «Красный Перекоп». На Перекопе прошло и детство Виктора Васильевича, в 1945 г. он окончил школу № 40 и поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Проучившись в Ленинграде год, он перешел в только что открытый Ярославский технологический институт1.

Далее я цитирую биографа В. В. Карпова: «.в это время в ряде областей Советского Сою-

© Мазилов В. А., 2017

за были сфабрикованы дела о "контрреволюционных организациях" в среде молодежи. К одной из таких мнимых "организаций" был причислен и В. В. Карпов. В мае 1948 г. состоялся судебный процесс, в результате которого шесть студентов и инженер завода "Пролетарская свобода" были осуждены по печально известной 58-й статье УК РСФСР. Студент технического института Карпов был приговорен к 10 годам лишения свободы. Долгие годы он был оторван от Ярославля, от родных и близких, от института. Виктор Васильевич был направлен на шахты "Интауголь" в Заполярье, где работал машинистом электровоза и горным мастером. Смерть И. В. Сталина ускорила его освобождение осенью 1954 г. Судимость была снята, В. В. Карпов был восстановлен в правах, а четыре года спустя полностью реабилитирован» [1, с. 96].

И еще раз дадим слово В. В. Новикову: «Разумеется, по выходу из лагеря Виктору Васильевичу пришлось испытать немало недоверия, подозрительности, да и просто боязливости других людей. Но находились среди них и сочувствующие, и участливые, и добропорядочные, которые брали на себя ответственность за помощь бывшему заключенному по пугающей всех статье 58 УК РСФСР. И снова судьба резко повернула технически грамотного и опытного, но "недоучившегося" специалиста. При активном содействии близких знакомых из пединститута его устроили на должность лаборанта кафедры физической географии. Это случилось осенью 1954 г. и навсегда связало его с Ярославским педагогическим институтом имени К. Д. Ушинского» [4, с. 237].

Выпавшие на его долю испытания не испортили характера, не поколебали веру в человечество. Уже цитированный нами В. В. Новиков вспоминал о В. В. Карпове: «Надо уметь ждать! -повторял он. - Не заводи себя сам, не изнуряй свою психику. В конце концов, твои гонители будут завидовать твоей стойкости и удачливости...! Ты, знай, работай, делай свое дело...» [1, с. 235]. «Уметь ждать!» - стало моим жизненным кредо, и я нередко повторял это наставление своим ученикам и соратникам. Сколько раз мы убеждались в правоте Виктора Васильевича.» [4, с. 236].

Здесь же, в пединституте, произошло самоопределение Виктора Васильевича в профессии. Его внутренняя тяга к писательству, знание человеческих характеров привели на факультет русского языка и литературы и, уже

как следствие, на кафедру психологии. Его техническая грамотность определила интерес к инженерной психологии, в которой он стал не только «отцом ярославского направления в этой отрасли науки», но и одним из самых ярких ее представителей [4, с. 236].

В. В. Карпов совмещал учебу с работой литературного сотрудника газеты «Северный рабочий» и ответственного секретаря редакции газеты «За педагогические кадры». В 1959 г. В. В. Карпов окончил заочное отделение историко-филологического факультета ЯГПИ по специальности «Русский язык и литература», по окончании стал работать заведующим учебной частью института.

В 1960 начинается новый этап жизни В. В. Карпова. Он приходит на кафедру психологии и становится аспирантом создателя ярославской психологической школы профессора В. С. Филатова.

Для работы аспиранта В. В. Карпова была выбрана тема сигнального программирования: «Сигнальное программирование и формирование оптимального темпа работы». Под сигнальным программированием понималась такая форма комплексного кодирования, когда в основной сигнал или сигнальную ситуацию вводятся дополнительные модальности или элементы, способствующие приему и переработке информации, направляющие сам ход решения проблемной ситуации, санкционирующие применение того или иного алгоритма по обработке данных и тем самым оптимизирующие деятельность человека. В 1964 г. диссертация «Сигнальное программирование и формирование оптимального темпа работы» была успешно защищена в Москве в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии АПН СССР.

Нужно сказать, что психология труда в то время была очень актуальным и передовым направлением. Эта дисциплина, которая фактически была уничтожена вместе с психотехникой осенью 1936 г., только начинала возрождаться в СССР [2], а новая дисциплина - инженерная психология -только делала первые шаги в нашей стране. С развитием автоматизации производства широкое распространение получало дистанционное управление, осуществлявшееся на основе информации, поступающей к человеку-оператору по техническим каналам связи в закодированном виде. В этих условиях, очевидно, эффективность выполнения человеком производственных задач во многом определяется особенностями декодирования

поступающих к нему сведений, что, понятно, ставит проблему способов кодирования информации в число важнейших в инженерной психологии. Этими перспективными вопросами занимались В. В. Карпов, а также его последователи - другие молодые представители ярославской психологической школы: «Разработанная им концепция сигнального программирования трудовой деятельности и сегодня используется в качестве теоретической основы для совершенствования организации труда в самых разных профессиях. Он и его ближайшие ученики: А. В. Филиппов, В. Д. Шадриков, М. М. Князев - стали всемирно известными пионерами широкой палитры управленческой науки, подлинной славой Ярославской психологической школы [4, с. 238].

Отметим, что кандидатская диссертация «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору» (научный руководитель В. С. Филатов, оппоненты Б. Ф. Ломов и В. Ф. Рубахин) В. Д. Шадрикова, будущего академика РАО, была посвящена сходной проблематике и успешно защищена в 1968 г.

Благодаря авторитету руководителя ярославской школы В. С. Филатова, в 1964 г. в Ярославле создается головная для Министерства просвещения РСФСР лаборатория психологии труда, трудового обучения и воспитания. «Первым заведующим лабораторией стал А. В. Филиппов. Открытие же ее было подготовлено исследованиями В. В. Карпова по сигнальному программированию. Избранное им направление работы в области психологии труда и инженерной психологии, создание необходимой экспериментальной базы, поначалу очень скромной, послужило основой для исследований, проведенных позднее на кафедре ее многочисленными сотрудниками и аспирантами» [3, с. 36]. Как отмечает тот же автор, «кафедра становится межвузовским центром психологии и приобретает заслуженный авторитет в этой области... Начиная с 1963 г., каждые последующие два-три года здесь состоялись межвузовские, а по существу, Всесоюзные и даже международные конференции по проблемам психологии труда, трудового обучения и воспитания. Бесспорными лидерами в организации хоздоговорных исследований были А. В. Филиппов и В. Д. Шадриков. За ними тянулись другие молодые сотрудники» [3, с. 37].

В жизни кафедры В. В. Карпов принимает активное участие. С 1963 г. он преподаватель кафедры психологии педагогического института, также ведет большую лекционную работу среди руководителей, инженеров и техников многочисленных

ярославских предприятий по проблемам новой науки - инженерной психологии, активно пропагандирует психолого-педагогические знания среди учителей, педагогов, воспитателей.

Предоставим слово официальному биографу: «Серьезная жизненная закалка, положительные деловые качества, развитое чувство ответственности, постоянное стремление к пополнению знаний определили последовательное возложение на В. В. Карпова в конце 1960-х гг. новых должностных поручений: он работал деканом историко-филологического факультета, а потом -проректором по учебной работе» [1, с. 97].

В январе 1970 г. В. В. Карпов назначается ректором Ярославского педагогического института. Обязанности ректора В. В. Карпов выполнял в течение десяти лет. За эти годы институтом были достигнуты значительные успехи.

В рамках настоящей статьи нет возможности проанализировать хотя бы основные труды В. В. Карпова. Но об одном не упомянуть нельзя. Совместно с женой, Т. В. Карповой, Виктор Васильевич написал несколько книг о жизни и деятельности великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского, которые получили высокую оценку. Как писал об этом В. В. Новиков, «В. В. Карпов вместе с женой Тамарой Васильевной написали и издали несколько, на мой взгляд, лучших книг, посвященных великому русскому педагогу, за что были награждены золотой "Медалью Ушинского", высоко ценимой в психолого-педагогических кругах» [4, с. 238].

С 1979 по 1990 г. В. В. Карпов был проректором по научной работе. Оставить должность ректора Виктора Васильевича заставили «рокировки» в партийных эшелонах: один из секретарей Ярославского обкома партии был направлен на работу в качестве ректора ЯГПИ, а Виктор Васильевич продолжил свою работу в родном вузе в качестве проректора по научной работе. .Еще одна несправедливость в жизни В. В. Карпова, но и к ней он относился философски.

Еще одна ипостась нашего юбиляра достойна упоминания в настоящем тексте: «С января 1967 г. Ученому Совету Ярославского педагогического института им К. Д. Ушинского за большие заслуги в подготовке научных кадров высшей квалификации ВАК СССР разрешил защиту кандидатских диссертаций по психологии и политэкономии. Председателем этого Совета был в то время ректор института Л. В. Сретенский. Мой кандидатский диплом от марта того же года был подписан именно Львом Владимировичем. С

осени 1970 г. (в январе 1970-го, В. В. Новиков ошибается. - В. М.) ректором института, а следовательно, и председателем того ученого совета стал В. В. Карпов. Именно его подпись стоит в кандидатских дипломах Ю. П. Вавилова, Н. П. Воронина, В. Н. Шеминова (называю только тех, у кого выступал официальным оппонентом) и других выпускников нашей славной кафедры... Потом ВАК стал создавать собственные узкоспециализированные Советы в Москве и на периферии.» [4, с. 241].

22 ноября 1993 г. Виктор Васильевич Карпов ушел из жизни. «После себя он оставил значительное творческое наследие - около 40 научных и научно-методических работ общим объемом более 80 печатных листов, в том числе 6 монографий. Четыре его работы посвящены жизни и педагогическому наследию К. Д. Ушинского... В. В. Карпов - один из немногих ученых, награжденных золотой медалью

К. Д. Ушинского, а также одной из высших зарубежных педагогических наград - медалью Яна Амоса Коменского за выдающийся вклад в развитие педагогики и психологии. Он был избран почетным действительным членом Международной академии психологических наук. Отличник народного просвещения, В. В. Карпов награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд», несколькими почетными значками, грамотами. Но главной наградой для Виктора Васильевича Карпова стало искреннее уважение преподавателей, сотрудников и студентов института. Ему были присущи скромность, доброжелательное и отзывчивое отношение к людям, готовность оказать деловую поддержку и помощь товарищам и коллегам» [1, с. 100].

Библиографический список

1. Ермаков, А. М. Ректоры ЯГПУ (1908-2013) [Текст] / А. М. Ермаков. - Ярославль : ЯГПУ, 2003.

2. Мазилов, В. А., Стоюхина, Н. Ю. Ликвидация -1936: Последняя осень советской психотехники [Текст] / В. А. Мазилов, Н. Ю. Стоюхина // Человеческий фактор: Социальный психолог. - Выпуск 1(27), 2014. - С. 25-41.

3. Мурашов, Г. А. Из истории Ярославской психологии [Текст] / Г. А. Мурашов // Психологический пульс Ярославля / под ред. В. В. Новикова. - М. ; Ярославль : МАПН, 1998. - С. 21-47.

4. Новиков, В. В. Социальная психология и экономика. Избранные произведения [Текст] / В. В. Новиков ; в 12-ти томах. - Т. 12. - Ярославль : МАПН, ЯрГУ, 2015.

Bibliograficheskij spisok

1. Ermakov, A. M. Rektory JaGPU (1908-2013) [Tekst] / A. M. Ermakov. - Jaroslavl' : JaGPU, 2003.

2. Mazilov, V. A., Stojuhina, N. Ju. Likvidacija -1936: Poslednjaja osen' sovetskoj psihotehniki [Tekst] / V A. Mazilov, N. Ju. Stojuhina // Chelovecheskij faktor: Social'nyj psiholog. - Vypusk 1(27), 2014. - S. 25-41.

3. Murashov, G. A. Iz istorii Jaroslavskoj psihologii [Tekst] / G. A. Murashov // Psihologicheskij pul's Jaro-slavlja / pod red. V. V Novikova. - M. ; Jaro-slavl' : MAPN, 1998. - S. 21-47.

4. Novikov, V V Social'naja psihologija i jekono-mika. Izbrannye proizvedenija [Tekst] / V V. Novikov ; v 12-ti tomah. - T. 12. - Jaroslavl' : MAPN, JarGU, 2015.

1 Совместным приказом от 22 июня 1944 г. за № 263/181 Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР и Народный Комиссар Резиновой промышленности Союза СССР установили дату открытия Ярославского технологического института резиновой промышленности (ЯТИРП) - 1 июля 1944 г. В составе института утверждены два факультета: технологический со специальностями: «Технология резины» и «Технология синтетического каучука» и механический факультет со специальностями: «Механическое оборудование заводов резиновой промышленности» и «Машины и аппараты химического машиностроения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.