Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – 2023'

ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – 2023 Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
министр здравоохранения / РОИВ / руководитель / региональная система здравоохранения / квалификационные требования / компетенции. / minister of health care / regional executive authorities in the sphere of health protection / manager / regional health care system / qualification requirements / competences.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Ходакова О. В., Кунгурцев О. В., Павленко О. Б., Стародубов В. И., Кобякова О. С.

Руководители региональных органов исполнительной власти (далее РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Для эффективного управления системой здравоохранения, а также достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов требуются высококвалифицированные управленческие кадры. Ежегодное изучение уровня знаний, умений, опыта работы и профессиональных навыков региональных министров позволяет актуализировать информацию о кадровом потенциале первых лиц региональных систем здравоохранения, оценить происходящие изменения и своевременно разработать мероприятия и программы, направленные на его повышение. Цель исследования: оценка изменений кадрового потенциала руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2021–2023 гг. Материалы и методы. Спланировано и проведено сплошное, социологическое исследование, с использованием унифицированной анкеты, разработанной экспертами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (далее – ЦНИИОИЗ), позволяющей оценить изменения таких учетных признаков, как: возрастно-половой состав респондентов, уровень базового и дополнительного образования, наличие профессиональных компетенций, стаж работы на должностях управленческого профиля. Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 86 региональных министров. Установлено, что в течение последних трех лет отмечается значительное снижение темпов ротации кадрового состава руководителей региональных систем здравоохранения с одновременным ростом уровня их профессиональной квалификации. Выявленные тенденции отражаются в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. – 2,1+1,9 лет, 2022–2,3+2,5 лет, 2023 г. – 2,9+2,2 лет), сокращении в три с половиной раза числа респондентов в группе со стажем работы в должности регионального министра до одного года, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Выводы. Проведенное исследование позволило выявить ключевые тенденции и произошедшие за последние три года изменения в части качественных характеристик управленческого кадрового потенциала региональных систем здравоохранения. Руководители РОИВ в сфере охраны здоровья представляют собой важнейший ресурс отрасли. Последовательное и достоверное снижение ротации кадрового состава руководителей региональных систем здравоохранения отражается в росте профессиональных навыков, знаний и опыта представителей управленческого пула отрасли и эффективном достижении национальных целей, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Ходакова О. В., Кунгурцев О. В., Павленко О. Б., Стародубов В. И., Кобякова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF REGIONAL HEALTH AUTHORITY MANAGER – 2023

The heads of regional executive authorities in the sphere of health protection are key figures in the implementation of the health care development strategy of the Russian Federation. The effective management of the healthcare system, as well as the achievement of national goals and target indicators of federal projects, requires highly qualified managerial staff. The annual study of the level of knowledge, skills, work experience and professional skills of regional ministers makes it possible to update information on the human resource potential of the top managers of regional health care systems, assess the changes and timely develop measures aimed at its improvement. The aim of the study was to assess the changes in human resource potential of the heads of regional executive authorities in the sphere of health protection of the Russian Federation in 2021–2023. Materials and methods. A single-stage, continuous sociological study was planned and conducted using a questionnaire developed by the experts of the Institute, which allows to assess changes in such characteristics as: age and gender composition of respondents, the level of higher and additional education, the professional competencies, and length of service in managerial positions. Results. We achieved a response from 86 respondents. It was found that during the last three years, there has been a significant decrease in the rate of rotation of the heads of regional health protection systems with a simultaneous increase in the level of their professional qualifications. The revealed trends are reflected in the growth of the average length of service as a regional minister (2021–2.1+1.9 years, 2022–2.3+2.5 years, 2023–2.9+2.2 years), 3,5 reduction in the number of respondents in the group with a length of service as a regional minister up to one year, an increase in the proportion of managers with professional qualification «Health Care Organization and Public Health». Conclusions. The study allowed to identify the key trends and changes that have occurred over the past three years in terms of the qualitative characteristics of the managerial human resource potential of regional health care systems in the Russian Federation. The heads of regional executive authorities in the sphere of health protection represent the most important resource of the field. Consistent and reliable decrease in the rotation of regional health care system managers is reflected in the growth of their professional skills, knowledge and experience, which allows to achieve the national goals in healthcare set by the President and the Government of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – 2023»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2024-2-64-72 УДК: 614.2

ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - 2023

О.В. Ходакова а, О.В. Кунгурцев ь : , О.Б. Павленко с,

В.И. Стародубов л, О.С. Кобякова е, Д.С. Тюфилин ', И.А. Деев 9

а, ь, с, а, е, ( фгбу «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия;

9 ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

а https://orcid.org/0000-0001-8288-939X; ь https://orcid.org/0000-0003-0612-5878; с https://orcid.org/0009-0001-2594-8995; а https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; е https://orcid.org/0000-0003-0098-1403; ' https://orcid.org/ 0000-0002-9174-6419; 9 https://orcid.org/0000-0002-4449-4810.

И Автор для корреспонденции: Кунгурцев О.В.

АННОТАЦИЯ

Руководители региональных органов исполнительной власти (далее РОИВ) в сфере охраны здоровья являются ключевыми фигурами в реализации стратегии развития здравоохранения Российской Федерации. Для эффективного управления системой здравоохранения, а также достижения национальных целей и целевых показателей федеральных проектов требуются высококвалифицированные управленческие кадры. Ежегодное изучение уровня знаний, умений, опыта работы и профессиональных навыков региональных министров позволяет актуализировать информацию о кадровом потенциале первых лиц региональных систем здравоохранения, оценить происходящие изменения и своевременно разработать мероприятия и программы, направленные на его повышение.

Цель исследования: оценка изменений кадрового потенциала руководителей РОИВ субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2021-2023 гг.

Материалы и методы. Спланировано и проведено сплошное, социологическое исследование, с использованием унифицированной анкеты, разработанной экспертами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (далее - ЦНИИОИЗ), позволяющей оценить изменения таких учетных признаков, как: возрастно-половой состав респондентов, уровень базового и дополнительного образования, наличие профессиональных компетенций, стаж работы на должностях управленческого профиля. Результаты. В исследовании на добровольной основе приняли участие 86 региональных министров. Установлено, что в течение последних трех лет отмечается значительное снижение темпов ротации кадрового состава руководителей региональных систем здравоохранения с одновременным ростом уровня их профессиональной квалификации. Выявленные тенденции отражаются в росте показателя среднего стажа работы в должности регионального министра (2021 г. - 2,1+1,9 лет, 2022-2,3+2,5 лет, 2023 г. - 2,9+2,2 лет), сокращении в три с половиной раза числа респондентов в группе со стажем работы в должности регионального министра до одного года, увеличением удельного веса руководителей, имеющих профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Выводы. Проведенное исследование позволило выявить ключевые тенденции и произошедшие за последние три года изменения в части качественных характеристик управленческого кадрового потенциала региональных систем здравоохранения. Руководители РОИВ в сфере охраны здоровья представляют собой важнейший ресурс отрасли. Последовательное и достоверное снижение ротации кадрового состава руководителей региональных систем здравоохранения отражается в росте профессиональных навыков, знаний и опыта представителей управленческого пула отрасли и эффективном достижении национальных целей, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации.

Ключевые слова: министр здравоохранения, РОИВ, руководитель, региональная система здравоохранения, квалификационные требования, компетенции.

Для цитирования: Ходакова О.В., Кунгурцев О.В., Павленко О.Б., Стародубов В.И., Кобякова О.С., Тюфилин Д.С., Деев И.А. Портрет регионального министра здравоохранения - 2023. Менеджер здравоохранения. 2024; 3:64-72. DOI: 10.21045/ 1811-0185-2024-2-64-72

© Ходакова О.В, Кунгурцев О.В., Павленко О.Б, Стародубов В.И., Кобякова О.С, Тюфилин Д.С, Деев И.А, 2024 г.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №3

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024

ВВЕДЕНИЕ

Успешная реализация государственной политики в области здравоохранения по обеспечению доступной и качественной медицинской помощи для населения невозможна без наличия у руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья высокого уровня профессиональных, управленческих и личностных компетенций [1]. Постоянные трансформационные процессы в здравоохранении Российской Федерации, основанные на стремительном росте технологий, новейших научных открытиях и цифровизации отрасли в сочетании с тиражированием лучших практик регионов требуют подготовки современных и квалифицированных руководителей, ориентированных на перманентную профессиональную подготовку и развитие компетенций [2].

Повышение эффективности управления отраслью здравоохранения и обеспечение качества медицинской помощи невозможно без внедрения современных технологий управления. В связи с этим повышение квалификации управленческих кадров, готовых решать сложные задачи в условиях неопределенности и владеющих современными знаниями в области организации здравоохранения становится актуальной задачей.

Единый подход к формированию перечня компетенций, необходимых руководителям региональных систем здравоохранения, может стать основой для системного повышения качества управления в отрасли. В отечественной литературе в основном представлен локальный опыт разработки моделей компетенций, для отдельных региональных систем [3, 4, 5]. Публикации зарубежных авторов чаще носят ещё более узконаправленный характер, чем отечественные. Например, описывают компетенции врачей-терапевтов, старших медсестер и др. [6]. Формирование универсальной модели, включающей компоненты личностных, управленческих и профессиональных компетенций представляет собой актуальную задачу, позволяющую определить единые требования для осуществления эффективной управленческой деятельности, как для уровня отдельных медицинских организаций, так и региональных систем здравоохранения в целом. Экспертами ЦНИИОИЗ разработана универсальная модель компетенций, которая может быть использована для более глубокого исследования кадрового потенциала руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья в целях своевременной реализации мероприятий по повышению его функционирования

[7, 8], а также для комплексной оценки уровня ква лификации кандидатов на должность регионального министра здравоохранения при согласовании кандидатуры на уровне Минздрава России [9, 10].

Пул руководителей региональных систем здравоохранения составляет ключевую когорту управленческих кадров, обеспечивающих реализацию государственной политики в области охраны здоровья населения совместно с федеральными, государственными и муниципальными органами исполнительной и законодательной власти. Ежегодно проводимое исследование в рамках совместной работы Минздрава России и ЦНИИОИЗ по повышению качества управленческих кадров позволяет описать не только портрет регионального министра здравоохранения, но и оценить динамические изменения кадрового потенциала руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Оценка кадрового потенциала региональных министров здравоохранения произведена путем сплошного социологического исследования в соответствии с унифицированной анкетой, разработанной экспертами ЦНИИОИЗ. В структуру анкеты входят три блока вопросов, позволяющих оценить возрастно-половой состав респондентов, базовое и дополнительное образование, индивидуальную образовательную траекторию в течение последних десяти лет, наличие дополнительных компетенций, а также профессиональный опыт в качестве руководителя и стаж работы на должностях управленческого профиля. Основным критерием включения, как и в предыдущих исследованиях, являлся статус руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя регионального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья.

Для представления качественных данных использовались абсолютные или относительные (%) показатели. Количественные представлены в виде M±m, где M - среднее арифметическое, m - стандартное отклонение. При p <0,05 нулевая гипотеза (об отсутствии различия значений между группами) отвергалась. Анализ полученных данных и их последующая статистическая обработка проведены с использованием пакета программ Microsoft Office 2021, полнофункциональной статистической системы IBM SPSS Statistica 10.0 с применением методов параметрической и непараметрической статистики.

С

•КС

№ 3 Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

РЕЗУЛЬТАТЫ

В проведенном исследовании на добровольной основе приняли участие 86 руководителей региональных систем здравоохранения Российской Федерации.

Последовательно сокращается доля руководителей, временно исполняющих обязанности в занимаемой должности. Если в 2021 г. доля таких руководителей составляла 16,0% (13 чел.), то в 2023 г. - 11,6% (10 чел.). Всего в 2023 г. в 14 регионах произошла смена руководителя, что свидетельствует о снижении ротации управленческих кадров (2021 г. - 24 чел., 2022 г. - 19 чел.). В 9 субъектах РФ руководители совмещают должность с должностью заместителя главы региона (заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства).

Различия в стаже работы региональных министров находятся в диапазоне от 2 мес. до 11,7 лет. Средний стаж работы в должности с начала проведения исследования планомерно растет (2021 г. -2,1+1,9 лет, 2022-2,3+2,5 лет, 2023 г. - 2,9+2,2 лет; р < 0,05), что еще раз подтверждает выраженную тенденцию по снижению ротации управленческих кадров. Средний стаж работы руководителей-мужчин (2023 г. - 3,2+2,3 лет) и руководителей-женщин (2,2+1,5 лет) достоверно не различается.

Традиционный анализ распределения руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья по группам в соответствии с фактическим стажем работы показал, что как и в предыдущие два года, продолжилось сокращение числа министров в группе наименее опытных - со стажем до одного года (темп

убыли в 2022 г. - 48,8%, в 2023 г. - 45,5%). В то же время в группах более опытных руководителей отмечена тенденция к росту числа респондентов: от одного года до трех лет (темп прироста в 2022 г. -69,6%, в 2023 г. -7,7%) и от трех до пяти (темп прироста в 2022 г. - 20,0%, в 2023 г. - 58,3%). Число наиболее стажированных министров также имеет тенденцию к росту (темп прироста в 2022 г. -140%, в 2023 г. - 8,3%) - рис. 3. Указанные тенденции положительным образом сказываются на общем уровне квалификации управленческих кадров - рис. I.

Последовательный профессиональный путь: главный врач - сотрудник РОИВ - руководитель РОИВ предполагает постепенное приобретение опыта работы и позволяет получить более широкий спектр знаний и навыков для понимания всех аспектов функционирования региональной системы здравоохранения. Поэтому традиционно мы провели исследование числа руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья, прошедших последовательный профессиональный путь за последние десять лет. В 2023 г. сохраняется тенденция прошлого года к преобладанию числа респондентов, назначенных на должность регионального министра с позиции главного врача (2022 г. - 63 чел., 2023 г. - 59 чел.). При этом число руководителей, прошедших последовательный профессиональный путь возросло (2022 г. - 22 чел., 2023 г. -27 чел.). Среди респондентов данной группы отмечается сокращение среднего стажа работы на должности главного врача (2022 г. - 6,1+5,1 лет,

Рис. 1. Распределение руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации по стажу работы в должности, чел.

70

60

50

40

30

20 10

64

57

63

2021 п=81

2022 п=85

Мужчины ■ Женщины

2023 п=86

Рис. 2. Тендерный состав руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации, чел.

2023 - 5,6+4,4 лет), рост среднего стажа на должности сотрудника РОИВ (2022 г. - 3,5+2,8 лет, 4,3+3,6 лет) и на должности руководителя РОИВ (2022 г. - 2,2+2,0 лет, 2023 г. - 2,5+1,5 лет).

Гендерный состав участников исследования в 2023 г. остается относительно неизменным по сравнению с предыдущими периодами и характеризуется преобладанием мужчин на должности руководителя регионального РОИВ в сфере охраны здоровья - рис. 2.

Возрастной диапазон респондентов также остаётся стабильным (2021 г. - 30-64 года; 2023 г. -33-64 года). Средний возраст руководителя РОИВ в 2023 г. составил 48,8+6,8 лет. (2021 г. -47,9+6,9 лет). При этом средний возраст руководителей-женщин несколько выше (50,4+5,9 лет), чем руководителей-мужчин (48,2+6,9 лет). Как

Рис. 3. Возрастная структура руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации, %

и в прошлые годы, самой многочисленной группой является группа руководителей в возрасте от 41 года до 50 лет. Вторая по численности - группа руководителей в возрасте от 51 года до 60 лет. На третьем месте - от 30 до 40 лет. Группа наиболее возрастных руководителей - старше 61 года замыкает возрастной строй - рис. 3.

В 2023 году в анкету для руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья были добавлены два вопроса, направленные на выяснение соответствия места рождения и места профессионального образования респондентов с возглавляемым РОИВ субъекта Российской Федерации. Чуть меньше половины (45,4%) региональных министров возглавляют РОИВ субъекта, уроженцами которого они являются. Примерно столько же руководителей (44,1%) получили профессиональное образование

0

->

Место рождения

Место получения проф. образования

Соотносится ■ Не соотносится

Соотносится ■ Не соотносится

Рис. 4. Распределение региональных министров по совпадению места рождения и места получения профессионального образования с возглавляемыми РОИВ субъекта РФ, чел.

в том же регионе, в котором работают в настоящее время - рис. 4.

При изучении базового образования министров, обращает на себя внимание преобладание руководителей, имеющих медицинское образование (2021 г. - 74 чел., 2022 г. - 82 чел., 2023 г. -84 чел.). Как и прежде, преобладают выпускники по специальности «Лечебное дело» - 67 чел. (2021 г. -57 чел., 2022 г. - 63 чел.). Далее идут выпускники по специальности «Педиатрия» - 13 чел. (2021 г. -14 чел., 2022 г. - 15 чел.). И замыкают тройку выпускники по специальности «Стоматология» - 4 чел. (2021 г. - 0 чел., 2022 г. - 4 чел.). Из двух руководителей, не имеющих базового медицинского образования, - один имеет подготовку по специальности «Биотехнологические и медицинские аппараты и системы», а второй - «Финансы и кредит».

В 2023 г. отмечается небольшое снижение доли региональных министров, имеющих второе высшее образование. Из числа опрошенных 38,4% (33 чел.) сообщили о его наличии (2021 г. - 40,7%, 2022 г. -43,5%). По-прежнему, наиболее популярными специальностями остаются те, которые ориентированы в первую очередь на выполнение административно-управленческой деятельности: «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент» -20 чел., «Юриспруденция» - 9 чел., прочие специальности - 4 чел.

При оценке наличия у руководителей учёной степени, отмечена относительная стабильность числа респондентов, имеющих учёную степень кандидата или доктора наук - рис. 5.

Сохраняется интерес руководителей региональных систем здравоохранения к образовательной

45 40 40

40 Н 35 Н 37

.11 ■

44

2021

2022

2023

доктора наук

Рис. 5. Распределение руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации по наличию учёной степени, чел.

Менеджер / Мападег № 3

здравоохранения / Zdrв\/oochranвг^¡a 2024

Б8

активности по смежным дисциплинам. По таким специальностям, как: «Психология управления», «Управление проектами», «Процессное управление», «Цифровая трансформация» за последние 5 лет прошли обучение более трети респондентов (2022 г. - 31,8%, 2023 г. - 36,0%).

Доля руководителей, сообщивших о наличии ведомственных наград (звание «Отличник здравоохранения», «Заслуженный врач Российской Федерации», почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации) достигла в 2023 г. - 87,2% (в 2021 г. - 56,7%, 2022 г. -75,3%), что также свидетельствует о положительном влиянии снижения ротации и стабилизации кадрового состава региональных министров.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Проведённое в 2023 году исследование позволило актуализировать портрет регионального министра здравоохранения: это мужчина в возрасте 48,8 лет, с высшим медицинским образованием и прошедший профессиональную подготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», со средним стажем работы в должности руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья - 2,9 лет, без учёной степени, имеющий отраслевые награды.

Главной тенденцией за период исследования (2021-2023 гг.) стало выраженное замедление ротации и стабилизация кадрового состава руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья, повышение уровня их профессиональной квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Полученные результаты свидетельствуют, что система здравоохранения вышла из режима «чрезвычайной ситуации», вызванной пандемией коронавирусной инфекции и работает более стабильно. Последовательное уменьшение доли региональных министров, исполняющих обязанности в статусе ВРИО, положительным образом сказывается на объеме их полномочий, легитимности и свободе действий при осуществлении должностных обязанностей.

Выявленный устойчивый рост среднего срока работы в должности руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья отражает качественные изменения кадрового состава региональных министров и позитивно влияет на развитие и функционирование отрасли. Сокращение за период исследования в три с половиной раза числа респондентов

в группе со стажем работы в должности регионального министра до одного года с одновременным ростом в два раза числа министров со стажем работы от одного года до трех лет и от трех до пяти лет, свидетельствует о росте доли более опытных и квалифицированных руководителей.

Возрастной диапазон региональных министров остаётся относительно стабильным на протяжении последних трех лет с легким смещением в сторону увеличения возраста на один год как самого молодого, так и самого стажированного руководителя. При этом средний возраст также вырос почти на год (с 47,9 в 2021 г. до 48,8 лет в 2023 г.).

Новым направлением исследования в 2023 г. стало изучение соответствия места рождения и места профессионального образования региональных министров с местом их работы на момент проведения опроса. Было интересно выяснить, насколько в современных условиях актуален принцип «Где родился, там и пригодился», который предполагает, что специалист наиболее востребован в том месте, где он родился и вырос, получил профессионально становление и может более эффективно применить свои способности для развития родного региона. Современные подходы к управлению кадрами рассматривают межрегиональную ротацию как один из инструментов развития потенциала государственных служащих, способствующий формированию эффективной системы управления отраслью в интересах граждан, общества и государства [11, 12]. Полученные нами результаты отражают эту тенденцию. Более половины руководителей региональных систем здравоохранения являются уроженцами других субъектов или получили профессиональное образование в вузах, расположенных на территории других регионов. Назначение на должность стороннего руководителя позволяет обеспечить обновление кадровой политики с учетом иного восприятия проблем региональной системы здравоохранения, привнести новые идеи и применить нестандартные приемы для их решения. Следует учитывать при этом, что назначение руководителя извне может иметь и определенные сложности в виде недоверия и сопротивления представителей местного медицинского сообщества и населения, а отсутствие знаний особенностей региона, его актуальных потребностей и проблем может снизить эффективность принимаемых управленческих решений в период адаптации в новой должности.

Преобладание среди руководителей региональных систем здравоохранения респондентов,

С

•КС

№ 3 Мападег

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

имеющих базовое медицинское образование и последующую профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», несмотря на отсутствие таких формальных требований к квалификации руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья, отражает объективную потребность наличия глубоких знаний и понимания специфики функционирования отрасли, вопросов организации здравоохранения, включая разработку планов и стратегии по предоставлению медицинских услуг населению, управление финансами, персоналом, внедрение программ по профилактике заболеваний и улучшению общественного здоровья [13].

Наличие у трети руководителей второго высшего образования в области управления является важным преимуществом, поскольку помогает лучше понимать основополагающие принципы управления и применять их на практике для более эффективного достижения актуальных целей и задач, стоящих перед региональными системами здравоохранения. Образовательная активность по смежным специальностям также способствует профессиональному и личностному развитию, а также помогает оставаться в курсе последних тенденций и инноваций отрасли здравоохранения.

Преобладание числа региональных министров, имеющих отраслевые награды, свидетельствует о высокой квалификации, профессионализме и эффективности действующего состава руководителей РОИВ в сфере охраны здоровья, признании Министерством здравоохранения Российской Федерации их достижений и вклада в развитие отрасли.

В качестве инструментов совершенствования управленческих компетенций ЦНИИОИЗ предлагает образовательные проекты для руководителей региональных систем здравоохранения: «Клуб министров здравоохранения» и «Школа молодого министра». Темы заседаний и образовательные программы семинаров формируются с учетом интересов региональных министров и актуальных отраслевых задач, касающихся вопросов организации и финансирования здравоохранения, медицинского права, цифровой трансформации. В текущем году проведено шесть заседаний клуба и девять образовательных вебинаров. Также в 2023 г. в рамках «Школы молодого министра» 27 руководителей прошли очное обучение на базе института. В работе «Школы» принял личное участие Министр здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очередное ежегодное исследование портрета руководителя РОИВ в сфере охраны здоровья позволило выявить тенденции в формировании управленческой когорты, характеризующиеся ростом профессионализма и уровня компетенций региональных министров. Полученные результаты свидетельствуют о положительных трендах, направленных на успешное достижение национальных целей по обеспечению устойчивого развития численности населения Российской Федерации и повышение продолжительности жизни, а также всех целей и задач национального проекта «Здравоохранение».

1. Найговзина Н.Б., Зимина Э.В., Титкова Ю.С., Васильева Е.П., Гончаревская З.Л., Патрушев М.А. Технология интегральной оценки компетенций управленческих кадров здравоохранения // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2021. - № 4. - С. 641-652. DOI 10.24412/2312-2935-20214-641-652.

2. Пугачев П.С., Гусев А.В., Кобякова О. С., Кадыров Ф.Н, Гаврилов Д.В., Новицкий Р.Э., Владзимирский А.В. Мировые тренды цифровой трансформации отрасли здравоохранения // Национальное здравоохранение. -2021. - № 2 (2). - С. 5-12. https://doi.Org/10.47093/2713-069X.2021.2.2.5-12

3. Абрамов А.Ю., Кича Д.И., Комиссаров Е.Е, Рукодайный О.В, Голощапов-Аксенов Р.С. Формирование прототипа «идеальной» модели компетенций руководителя-менеджера в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины - 2021. - 29 (3). - С. 525-530. DOI: http://dx.doi. org/10.32687/0869-866X-2021-29-3-525-530

4. Каримова Д.Ю., Закальский В.А. Изучение управленческих компетенций руководящих кадров здравоохранения среднего звена на примере заведующих отделениями анестезиологии и реанимации многопрофильных стационаров // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ - 2019 - Т. 5. - № 3. - С. 4-14. DOI: 10.24411/2411-8621-2019-13001

5. Михайлова Ю.В. Теоретические и прикладные аспекты формирования должностной модели руководителя медицинской организации / Ю.В. Михайлова, Т.А. Сибурина, Ю.В. Мирошникова // Социальные аспекты здоровья населения. - 2016. - № 2 (48). - С. 1. DOI: 10.21045/2071-5021-2016-48-2-1

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochreneniB 2024

6. KumarR. Leadership in healthcare. Clinics in Integrated care. Van Loo J, Semeijn J. Defining and measuring competencies: an application to graduate surveys. Quality Quantity. 2004; 38: 331-49. DOI: 10.1023/B: QUQU.0000031320.86112.88

7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» КонсультантПлюс [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

8. «Перечень поручений по итогам совещания о модернизации первичного звена здравоохранения» [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/61434

9. Кобякова О.С., Деев И.А., Ходакова О.В, Стародубов В.И., Чигрина В.П. Портрет регионального министра здравоохранения // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 1. - С. 6-15. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-1-6-15.

10. Ходакова О.В, Кунгурцев О.В, Чигрина В.П, Стародубов В.И, Деев И.А., Кобякова О.С. Портрет регионального министра здравоохранения - 2022 // Менеджер здравоохранения. - 2023. - № 3. - С. 4-12. DOI: 10.21045/18 11-0185-2023-3-4-12

11. Ноздрачев А.Ф. Институт ротации в системе государственной гражданской службы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2019. - № 5. - С. 5-22. DOI: 10.12737/jflcl.2019.5.1

12. Фоломеев Ю.Н. Межрегиональная ротация как инструмент развития потенциала государственных служащих / Ю.Н. Фоломеев, И.А. Щукин, А.С. Абрамян // Вестник Академии. - 2014. - № 3. - С. 138-140.

13. Антонова С.С., Хальфина Р.А. И в медицине кадры решают все, особенно руководители здравоохранения / С. Антонова, Р. Хальфин // Менеджмент качества в медицине. - 2019. - № 4. - С. 58-61.

ORIGINAL PAPER

PORTRAIT OF REGIONAL HEALTH AUTHORITY MANAGER - 2023

O.V. Khodakova a, O.V. Kungurtsev ь O.B. Pavlenko c, V.I. Starodubov d, O.S. Kobyakovae, D.S. Tyufilin', I.A. Deev g

a b c d e f Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia;

g Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «N. I . Pirogov Russian National Research Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. a https://orcid.org/0000-0001-8288-939X; b https://orcid.org/0000-0003-0612-5878; c https://orcid.org/0009-0001-2594-8995; d https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; e https://orcid.org/0000-0003-0098-1403; f https://orcid.org/ 0000-0002-9174-6419; g https://orcid.org/0000-0002-4449-4810.

И Corresponding author: Kungurtsev O. V.

ABSTRACT

The heads of regional executive authorities in the sphere of health protection are key figures in the implementation of the health care development strategy of the Russian Federation. The effective management of the healthcare system, as well as the achievement of national goals and target indicators of federal projects, requires highly qualified managerial staff. The annual study of the level of knowledge, skills, work experience and professional skills of regional ministers makes it possible to update information on the human resource potential of the top managers of regional health care systems, assess the changes and timely develop measures aimed at its improvement. The aim of the study was to assess the changes in human resource potential of the heads of regional executive authorities in the sphere of health protection of the Russian Federation in 2021-2023.

Materials and methods. A single-stage, continuous sociological study was planned and conducted using a questionnaire developed by the experts of the Institute, which allows to assess changes in such characteristics as: age and gender composition of respondents, the level of higher and additional education, the professional competencies, and length of service in managerial positions.

Results. We achieved a response from 86 respondents. It was found that during the last three years, there has been a significant decrease in the rate of rotation of the heads of regional health protection systems with a simultaneous increase in the level of their professional qualifications. The revealed trends are reflected in the growth of the average length of service as a regional minister (2021-2.1 + 1.9 years, 2022-2.3+2.5 years, 2023-2.9+2.2 years), 3,5 reduction in the number of respondents in the group with a length of service as a regional minister up to one year, an increase in the proportion of managers with professional qualification «Health Care Organization and Public Health». Conclusions. The study allowed to identify the key trends and changes that have occurred over the past three years in terms of the qualitative characteristics of the managerial human resource potential of regional health care systems in the Russian Federation. The heads of regional executive authorities in the sphere of health protection represent the most important resource of the field. Consistent and reliable decrease in the rotation of regional health care system managers is reflected in the growth of their professional skills, knowledge and experience, which allows to achieve the national goals in healthcare set by the President and the Government of the Russian Federation.

Key words: minister of health care, regional executive authorities in the sphere of health protection, manager, regional health care system, qualification requirements, competences.

For citation: Khodakova O.V., Kungurtsev O.V, Pavlenko O.B., Starodubov V.I., Kobyakova O.S, Tyufilin D.S., Deev I.A. Portrait of regional health authority manager - 2023. Manager Zdravoohranenia. 2024; 3:64-72. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-2-64-72

REFERENCES

1. Naygovzina N.B., Zimina E.V., Titkova Y.S, Vasilieva E.P, Goncharevskaya Z.L, Patrushev M.A. Technology of integral assessment of competences of health care management personnel // Modern problems of health care and medical statistics. 2021 (4). P. 641-652.

№ 3 Manager

2024 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

т

эхо зЯо

зио

2. Pugachev P.S., Gusev A.V., Kobyakova O.S., Kadyrov F.N, Gavrilov D.V., Novitsky R.E, Vladzimirsky A.V. World trends of digital transformation of the healthcare industry // National Health. 2021. № 2 (2). P. 5-12.

3. Abramov A. Y, Kicha D.I, Komissarov E.E., Rukodainy O. V, Goloshchapov-Aksenov R.S. Formation of the prototype of the «ideal» model of competences of the head-manager in public health // Problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2021. 29 (3). P. 525-530.

4. Karimova D.Y., Zakalsky V.A. Study of managerial competences of middle-level health care managers on the example of heads of anaesthesiology and resuscitation departments of multidisciplinary hospitals // ORGZDRAV: news, opinions, training. Herald of VSHOUZ. 2019 Vol. 5. No. 3. P. 4-14.

5. Mikhailova Y.V. Theoretical and applied aspects of the formation of the job model of the head of a medical organisation / Y.V. Mikhailova, T.A. Siburina, Y.V. Miroshnikova // Social aspects of public health. 2016. № 2 (48). P. 1.

6. Kumar R. Leadership in healthcare. Clinics in Integrated care. Van Loo J, Semeijn J. Defining and measuring competencies: an application to graduate surveys. Quality Quantity. 2004 (38). P. 331-349.

7. Federal law from 21.11.2011 № 323-FZ «About bases of health protection of citizens in the Russian Federation» ConsultantPlus [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

8. List of instructions following the meeting on the modernisation of primary health care [Electronic resource] - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/61434

9. Kobyakova O.S., Deev I.A., Khodakova O.V., Starodubov V.I, Chigrina V.P. Portrait of regional health authority manager // Manager Zdravoohranenia. 2022 (1). P. 6-15.

10. Khodakova O.V., Kungurtsev O.V., Chigrina V.P, Starodubov V.I, Deev I.A., Kobyakova O.S. Portrait of regional health authority manager - 2022 // Manager Zdravoohranenia. 2023 (3). P. 4-12.

11. Nozdrachev A.F. Institute of rotation in the system of state civil service // Journal of foreign legislation and comparative jurisprudence. 2019 (5). P. 5-22.

12. Folomeev Y.N. Interregional rotation as a tool for developing the potential of civil servants / Y.N. Folomeev, I.A. Shchukin, A.S. Abramyan // Bulletin of the Academy. 2014 (3). P. 138-140.

13. Antonova S.S.; Khalfin R.A. Personnel is everything, in medicine too, especially health care managers / S. Antonova, R. Khalfin // Quality Management in Medicine. 2019 (4). P. 58-61.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Ходакова Ольга Владимировна - д-р мед. наук, доцент, начальник отдела научных основ организации здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Olga V. Khodakova - D.Sc. (Medicine), Professor, Head of the Scientific Foundation of Health Organization of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. Email: khodakova@mednet.ru, ORCID: 0000-0001-8288-939X

Кунгурцев Олег Владимирович - ведущий специалист управления стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Oleg V. Kungurtsev - Leading specialist the Department of Strategic Development of Health Organization of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. Email: kungurtsevov@mednet.ru, ORCID: 0000-0003-0612-5878

Павленко Ольга Борисовна - главный специалист управления стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Olga B. Pavlenko - Chief specialist the Department of Strategic Development of Health Organization of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. Email: pavlenkoob@mednet.ru, ORCID: 0009-0001-2594-8995

Стародубов Владимир Иванович - д-р мед. наук, академик РАН, профессор, научный руководитель ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Vladimir I. Starodubov - D.Sc. (Medicine), Academician of RAS, Professor, Academic Adviser of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. Email: starodubov@mednet.ru, ORCID: 0000-0002-3625-4278

Кобякова Ольга Сергеевна - д-р мед. наук, профессор, директор ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Olga S. Kobyakova - D.Sc. (Medicine), Professor, Head of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. Email: kobyakovaos@mednet.ru, ORCID: 0000-0003-0098-1403

Тюфилин Денис Сергеевич - начальник управления стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Denis S. Tyufilin - Head of the Department of Strategic Development of Health Organization of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. Email: tyufilinds@mednet.ru, ORCID: 0000-0002-9174-6419

Деев Иван Анатольевич - д-р мед наук, профессор, директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Ivan A. Deev - D.Sc. (Medicine), Professor, Director of the Department for Monitoring, Analysis and Strategic Development of Health Care of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. Email: ivandeyev@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4449-4810

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochreneniB 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.