Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ ПРОТИВНИКОВ ВАКЦИНАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА БОЛЬШИХ ДАННЫХ'

ПОРТРЕТ ПРОТИВНИКОВ ВАКЦИНАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА БОЛЬШИХ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ПРОТЕСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ПРОТИВНИКИ ВАКЦИНАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Батанина Ирина Александровна, Парма Роман Васильевич, Бродовская Елена Викторовна, Домбровская Анна Юрьевна

Проанализированы характеристики кластеров россиян - так называемых «антиваксеров», выявленные в ходе автоматизированного сегментирования социально-медийных аккаунтов российских Интернет-пользователей. Основой для сегментирования противников вакцинации были российские сообщества социальных медиа, критикующие организацию прививочной кампании COVID-19. Специальное ПО позволило выгрузить содержание аккаунтов участников антипрививочных сообществ. В ходе комбинированного применения когнитивного картирования и автоматизированного анализа социально-медийных документов противников вакцинации были установлены основные дискурсы и контексты критики прививочной кампании, используемые для их формирования приемы манипуляции массовым сознанием, идентифицированы половозрастные характеристики, ценностные и гражданские установки противников вакцинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Батанина Ирина Александровна, Парма Роман Васильевич, Бродовская Елена Викторовна, Домбровская Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF VACCINATION OPPONENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC: RESULTS OF BIG DATA ANALYSIS

The article analyzes the characteristics of clusters of Russians - socalled "antivaccinators", identified during automated segmentation of social media accounts of Russian Internet users. The basis for the segmentation of vaccination opponents was the Russian social media communities criticizing the organization of the vaccination campaign against COVID-19. Special software uploaded the content of the accounts of participants of antivaccination communities. During the combined application of cognitive mapping and automated analysis of social media documents of opponents of vaccination, the main discourses, and contexts of criticism of the vaccination campaign, methods of manipulation of mass consciousness used for their formation were established, gender and age characteristics, value and civic attitudes of opponents of vaccination were identified.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ ПРОТИВНИКОВ ВАКЦИНАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА БОЛЬШИХ ДАННЫХ»

ЭКОЛОГИЯ

УДК 323 DOI 10.46689/2218-5194-2022-1-1-8-18

ПОРТРЕТ ПРОТИВНИКОВ ВАКЦИНАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ СОУГО-19: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА БОЛЬШИХ ДАННЫХ

И.А. Батанина, Р.В. Парма, Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская

Проанализированы характеристики кластеров россиян - так называемых «антиваксеров», выявленные в ходе автоматизированного сегментирования социально-медийных аккаунтов российских Интернет-пользователей. Основой для сегментирования противников вакцинации были российские сообщества социальных медиа, критикующие организацию прививочной кампании СОУЮ-19. Специальное ПО позволило выгрузить содержание аккаунтов участников антипрививочных сообществ. В ходе комбинированного применения когнитивного картирования и автоматизированного анализа социально-медийных документов противников вакцинации были установлены основные дискурсы и контексты критики прививочной кампании, используемые для их формирования приемы манипуляции массовым сознанием, идентифицированы половозрастные характеристики, ценностные и гражданские установки противников вакцинации.

Ключевые слова: СОУЮ-19, пандемия, общество, социальные медиа, про-тестные установки, противники вакцинации.

В течение последних двух лет пандемия COVID-19, став одним из главных факторов, оказывающих влияние на экономическую, социальную, политическую, повседневную жизнь общества, послужила и новым триггером протестной активности граждан по всему миру. Действия власти подвергаются во многих странах острой критике и сегодня, что зачастую сопряжено с распространением «антипандемических» митингов и акций, наиболее интенсивно проявившихся, в таких странах, как Австралия, Нидерланды, Австрия, Франция и др.). Одними из причин растущей оппозиционности рядовых граждан, их протестных настроений служат социальная неопределенность, повышающая тревожность населения, усугубление чувств беспокойства и неуверенности в будущем. Следствием этого явля-

ется критическая оценка гражданами действий власти, по их мнению, допустившей негативные эффекты пандемии и «эксплуатирующей» ситуацию с ограничительными мерами.

В России усилению протестных установок способствует чрезвычайно высокий уровень активности оппозиционных акторов в цифровой среде. Деконструктивные лидеры общественного мнения, зачастую поддерживаемые внешними политическими силами, используют контексты ограничительных мер и вакцинации как средство углубления социального раскола, общественной деконсолидации, убеждая россиян в том, что интересы представителей власти и рядовых граждан в борьбе с пандемией не совпадают.

В этой связи оппозиционными цифровыми агентами могут применяться специальные приемы обострения восприятия российскими гражданами проблемы социального неравенства. Объективно обусловленное экономическим и системным кризисом в результате глобальной пандемии снижение доходов некоторых профессиональных и социальных общностей подается протестными силами в социальных медиа как целенаправленная работа власти по снижению уровня жизни населения.

Переход значительной части граждан в режим онлайн на фоне реализации ограничительных мер и в целом усилившаяся интенсивность Интернет-коммуникации россиян предопределили максимальный перенос социальной и политической активности граждан в цифровое пространство.

Россияне активно вовлекаются в сообщества с политической и гражданской повесткой, реализуют модели выражения оппозиционных установок онлайн в формате критики власти за принятие ограничительных мер, а также демонстрации своих аттитюдов в отношении вакцинации.

Пространство социально-медийных аккаунтов пользователей становится средой для извлечения больших массивов информации, отражающей гражданские настроения россиян, сегментирования российских граждан на профили по признакам поддержки или осуждения антипандемических мер, принимаемых властью, а также кластеризации противников ограничительных мер. Аккумулирование больших данных из социальных медиа позволит оценить риски деконсолидации российского общества на фоне критики населением действий власти по борьбе с пандемией и определить меры по предотвращению этого риска.

Обзор исследований

Анализ социальных эффектов пандемии в последнее время стал одним из трендов социально-политических исследований. Ф. Бетке и Дж. Вольф, а также Дж. Блумлер и С. Коулман переосмысливают концепцию гражданского общества в пандемическую эпоху и развивают идеи о том, что беспрецедентная волна протестов по всему миру из-за ограничений гражданских свобод приводит к фундаментальным изменениям в развитии гражданского общества и политических режимов [1], [2]. Х.А. Чжан

и Ю.Х. Сунг, а также Э. Борбат, С. Хунгер, С. Хаттер и И.Е. Оана отмечают, что развитие социальных сетей онлайн, объединенных общими идеями и установками, может служить единственным ресурсом для повышения устойчивости социальных сообществ [3, 4]. Вместе с тем этот механизм консолидации в рамках части социального пространства может выступать стимулом дезинтеграции социального целого [5].

Значимы труды таких исследователей, как С Уотерлосс, Дж. Де Меуленере, М. Уолрейв и К. Поннет, которые эмпирически доказали сильную положительную взаимосвязь между потреблением гражданами новостей на гражданско-политическую тематику в Сети, участием в сообществах с гражданской повесткой и общественным активизмом во время пандемии COVID-19 [6].

Еще одно весомое для изучаемой темы направление исследований представляет С. Брукс, изучающий динамику распространения в социальных медиа и общественного резонанса вокруг дезинформации и приемов стигматизации ограничительных мер в эпоху пандемии [7].

Попыток портретизации (профилизации) Интернет-пользователей, вовлеченных в антипрививочную повестку, в широкой исследовательской практике еще не наблюдалось. Настоящее исследование ставит проблему определения социальной структуры российских противников вакцинации и оценки общественных рисков деконсолидации в результате вовлечения пользователей в протестную повестку, в которой вакцинация становится триггером оппозиционности.

Методология и методы исследования

Методология исследования опирается на следующие подходы:

- сетевой подход, позволивший рассматривать процесс распространения антипрививочных установок с позиций особых механизмов интери-оризации идей и мнений в сетевом пространстве и влияния сетевых агентов на этот процесс (Ф.Н. Ховард, М.Р. Паркс) [8];

- когнитивный подход, обеспечивший возможности атрибутирования и интепретации рационных и иррациональных психо-лингвистических приемов формирования у пользователей оппозиционных установок в социальных медиа (П. Даливи, Р. Дж. Далтон)[9];

- социальный конструкционизм в дискурсивно-психологической версии, позволивший рассмотреть цифровое пространство как среду конструирования дискурсного действия, обусловленного институциональными, коммуникативными и риторическими контекстами (П. Бергер, Т. Лук-ман) [10];

- методология анализа больших данных, основанная на интеллектуальном поиске цифровых маркеров релевантных информационных потоков в цифровом пространстве, обеспечившего обоснование словарей цифровых запросов для автоматизированной выгрузки антипрививочного социально-

медийного потока (Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, Д.Н. Карзубов) [11].

Одним из ключевых методов сбора эмпирических данных служило когнитивное картирование содержания социально-медийных аккаунтов противников вакцинации. Этот метод применялся для осуществления кластерного анализа российских пользователей - противников вакцинации. Для отбора страниц пользователей применялись инструменты API социальной сети «Вконтакте». Выборка включила в себя 20 крупных сообществ антипрививочников, в которых были выделены наиболее активные пользователи. Выборка составила 260 аккаунтов, общая база исследованных документов - 26000. База когнитивного картирования была обработана в программе IBM SPSS Statistics V26 с применением осевого, кросс-табуляционного, корреляционного и кластерного видов анализа.

Для изучения масштабов распространения антипрививочных информационных потоков в Рунете и характеристик пользовательского резонанса вокруг этих потоков применялся социально-медийный анализ (объем выгрузки - 1116556 документов, глубина аккумулирования - июнь — декабрь 2021 года из 30 наиболее популярных социальных медиа). Профили противников вакцинации: «генераторы» и «ретрансляторы» антипрививочного контента в социальных медиа

Кластеризация методом К-среднего позволила выявить два базовых сегмента российских противников вакцинации. Условно эти типы анти-прививочников могут быть названы «Ретрансляторы сетевого контента», доминирующие в пространстве социальных медиа и составляющие 87,7 % всех антиваксеров и «Генераторы авторского контента», пребывающие в меньшинстве (12,3 %). Основные характеристики цифровой активности представителей обоих кластеров представлены на рис. 1.

Численно более весомые «ретрансляторы» в своих социально -медийных профилях существенно чаще, чем «генераторы» размещают контент, отражающий критику идеи «всеобщей вакцинации». В категориях сетевого анализа «ретрансляторов» можно назвать агентами повышения виральности критических по отношению к вакцинации материалов, или акторами, выполняющими роль распространителей антипрививочного контента по сетям своих социальных связей. Примечательно, что, в отличии от «генераторов», «ретрансляторы» чаще имеют дело с материалами, созданными с применением рациональных приемов воздействия на сознание реципиентов. Степень объективности и достоверности этой информации остается, как правило, «за скобками», однако фокус делается на результатах «антипрививочных исследований», мнении медиков -противников вакцинации и т.д. При этом большинство ретранслируемых документов обладает симбиотическими характеристиками, сочетающими возможности воздействия, как рациональных, так и иррациональных приемов убеждения.

«Ретрансляторы» вдвое чаще «генераторов» акцентируются на механизме дегуманизации, состоящей в «расчеловечивании» представителей власти, конструировании их образа с позиций извлечения собственной выгоды из ограничительных мер, даже в ущерб благополучию рядовых граждан. Вместе с тем, у «ретрансляторов» превалирует пассивно-нигилистический дискурс, не выходящий за пределы пассивной критики действий власти. Чаще всего представители анализируемого кластера вовлечены в оппозиционные онлайн сообщества и группы антипрививочни-ков. Социально-демографический портрет «ретрансляторов» характеризуется преобладанием женской цифровой аудитории, пользователями молодого и среднего возрастов (26-45 лет), несколько большим в сравнении с «генераторами» представленностью жителей Центрального, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.

Рис. 1. Основные характеристики цифровой активности противников вакцинации - представителей кластеров «Ретрансляторы сетевого контента» и «Генераторы авторского контента»

«Генераторы авторского контента» распространены среди противников вакцинации существенно меньше, однако их роль в формировании информационных потоков антипрививочного характера намного более весомая с содержательной точки зрения, в сравнении со значением «ретранс-

ляторов». «Генераторы» играют ведущую роль в создании оригинального авторского контента, направленного на формирование убежденности пользователей в т.наз. «теории заговора» о коронавирусе, «фальсификации властью его существования и статистики его распространения». Кроме того, существенная часть «генераторов» посвящает свои публикации критике российской медицинской системы, по их мнению, «ориентированной на следование указаниям власти». Авторский контент создается преимущественно с использованием аффективных приемов, направленных на эмоциональное убеждение. У «генераторов» отмечаются признаки онлайн и офлайн конверсии протестных настроений, в том числе активно-нигилистических установок, заключающихся в призывах к действиям, заставляющим власть отказаться от ограничительных мер и «всеобщей вакцинации». За довольно редким исключением «генераторы» — это независимые, автономные сетевые агенты, не включенные в цифровые узлы протестного дискурса. Среди представителей рассматриваемого кластера существенно больше молодых пользователей (18-25 лет), чем среди «ретрансляторов», также встречаются лица 26-35 лет. Геолокация пользователей - «генераторов» характеризуется преобладанием жителей СевероЗападного и Южного федеральных округов.

Портрет цифровой аудитории, вовлеченной в обеспечение циркуляции антипрививочного контента в социальных медиа

На рис. 2 показана динамика антипрививочного информационного потока, который создавался «генераторами» и «ретрансляторами» в период с июня по декабрь 2021 года.

25000

20000 15000 10000 5000 0

(N1 (N1 (N1 (N1

О О О О

(N1 {М {N1 (N1

ЬЧ ЬЧ ^ ^

8 2 8

(N1 (N1 (N1 (N1

О О О О

(N1 (N1 (N1 (N1

ЬЧ ЬЧ ^

М о\ ю т

СЧ

2 8

г-)

о о сч сЗ

2 8 оо

о о

сз сз

н н

о о

и и

и п

^ч 00

о о

сЗ ЙЧ

Р ю сч

и И

о о

1=4 « & &

ю ю

1=4 «

н в

и

о о

ОО 1П

о о

1=4 «

а а

ю ю

1=4 «

о о

1=4 «

а &

ю ю

1=4 «

чо т

о о

1=4 «

& а

ю ю

н н

И И

о о

о о

о о

1=4 «

а &

ю ю

1=4 «

о о

1=4 « & &

ю ю

о о

СЧ «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а &

ю ю

И И о

ч: ч

^ч 00

о о « «

& &

ю ю

<N1

Рис. 2. Динамика информационного потока противников вакцинации,

июнь - декабрь 2021 г.

Максимальное число взрывных пиков публикационной активности антипрививовчников приходится на ноябрь - месяц, в течение которого наиболее активно обсуждалась тема необходимости введения QR-кодов, и в значительной доле регионов эта мера была введена. В ответ на публичное обсуждение необходимости такого стимулирования всеобщей вакцинации противники прививок усилили циркулирование в Сети протестного контента, отражающего их оппозиционные установки по отношению к решениям власти.

Анализ социально-демографического портрета пользователей, включенных в обеспечение циркуляции антипрививочного информационного потока, показанного на рис. 2, свидетельствует о примерно равном соотношении мужчин и женщин (50,6 % и 49,4 %), а также преобладании лиц в возрасте 26-45 лет. Это возрастная категория, которая в меньшей степени охвачена мерами социальной поддержки, должна ориентироваться на собственные возможности в преодолении негативных последствий ограничительных мер, а также наиболее вовлечена в цифровую коммуникацию и активно осваивает Интернет-технологии реализации социальной, в том числе, гражданской активности.

Заключение

Кластеризация аккаунтов участников антипрививочных сообществ позволила выявить и проанализировать характеристики двух базовых стратегий цифровой активности противников вакцинации, а также установить особенности их социально-демографического портрета. Менее численно представленные «генераторы авторского контента» выполняют роль создателей оригинальных материалов и сфокусированы, главным образом, на поддержке идеи «теории заговора» о COVID-19 как о договоре мировых элит/государственной власти в интересах глобального/национального экономического передела, а также стимулировании критически ориентированного по отношению к государственным андиковидным мерам онлайн-сетевого контента. Резонанс этого авторского контента обеспечивается активным использованием «генераторами» приемов аффективного воздействия на свою целевую аудиторию. Более молодая и преимущественно маскулинная общность «генераторов» свидетельствует о большей готовности к конверсии в онлайн и офлайн среды протестных настроений российских молодых мужчин.

Стратегию «ретрансляции сетевого контента» реализуют чаще всего российские женщины молодого и среднего возрастов, стремящиеся распространить материалы, касающиеся антипрививочных идей и дискурсов, однако, эти ретранслируемые документы носят чаще характер пассивной критики решений власти, а конверсии протестных установок у «ретрансляторов» фактически не наблюдается, ни онлайн, ни офлайн.

Анализ больших данных, отразивших характеристики антипрививочного информационного потока, показал зависимость его восходящей

динамики от активизации публичных обсуждений и решений власти в отношении ограничительных мер, а также паритетную вовлеченность фе-минной и маскулинной гендерных общностей при преобладании пользователей среднего возраста среди тех, кто поддерживает циркуляцию антипрививочного контента.

Исходя из итогов анализа, отметим, что в условиях продолжающейся пандемии протестно-ориентированные сетевые лидеры общественного мнения будут продолжать использовать дискурс «неоправданности ограничительных мер» как триггер роста оппозиционных установок россиян, вовлеченных в антипрививочные информационные потоки. При этом более десятой доли противников вакцинации в социальных медиа с большой вероятностью продолжат демонстрировать признаки не только онлайн, но и офлайн конверсии своих протестных настроений. Отсутствие системы в создании конструктивных, альтернативных антипрививочным, информационных потоков в цифровой среде, на платформах, наиболее популярных среди россиян молодого и среднего возрастов и в форматах, привлекательных для этих социально-демографических общностей, грозит дальнейшим усугублением проблемы доверия власти и социальной деконсолидации российского общества.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИ-СИ в рамках научного проекта № 21-011-33041.

Список литературы

1. Bethke F., Wolff J. COVID-19 and shrinking civic spaces: patterns and consequences // Z Friedens und Konflforsch. 2020. I. 9. P. 363-374.

2. Blumler J., Coleman S. After the Crisis, A "New Normal" for Democratic Citizenship? // Javnost - The Public. 2021. V. 28. №1. P. 3-19.

3. Zhang X. A., Sung Y.H. 2021. Communities Going Virtual: Examining the Roles of Online and Offline Social Capital in Pandemic Perceived Community Resilience-Building // Mass Communication and Society. 2021. I. 1.

4. Borbath E., Hunger S., Hutter S., Oana I.-E. Civic and Political Engagement during the Multifaceted COVID-19 Crisis // Swiss Polit Sci Rev. 2021. I. 27. P. 311-324.

5. Социальные и политические эффекты пандемии COVID-19 В России: результаты исследования в рамках «Мирового Интернет-проекта -2021» / И.А. Батанина, Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, Р.В. Парма // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2021. Вып. 4. С. 3-14.

6. Tackling COVID-19 from below: civic participation among online neighbourhood network users during the COVID-19 pandemic / C. Waeterloos,

J. De Meulenaere, M. Walrave, K. Ponnet // Online Information Review. 2021. V. 45. I. 4. P. 777-794.

7. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence / Brooks S.K [and others] // The Lancet. 2020. V. 395. P. 912-920.

8. Howard Ph.N., Parks M.R. Social Media and Political Change: Capacity, Constraint and Consequence // Journal of Communication. 2012. I. 62. P. 359-362.

9. Данливи П. Политическое поведение: институциональный и эмпирический подходы // Политическая наука: Новые направления. М: Вече, 1999. С. 282

10. Далтон Р.Дж. Сравнительная политология: микроповеденческий аспек // Политическая наука: новые направления. М.: Вече, 1999. С. 330344.

11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

12. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н., Синяков А.В. Развитие методологии и методики интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов в социальных медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 5 (141). С. 79-104.

Батанина Ирина Александровна, д-р полит. наук, зав. кафедрой, batanina@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Парма Роман Васильевич, канд. полит. наук, доц. rvparma@mail. ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Бродовская Елена Викторовна, д-р полит. наук, проф., директор Центра политических исследований, brodovskaya@inbox. ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Домбровская Анна Юрьевна, д-р социол. наук, проф. [email protected], Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

PORTRAIT OF VACCINATION OPPONENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC: RESULTS OF BIG DATA ANALYSIS

E.A. Batanina, R.V. Parma, E.V. Brodovskaya, A.Y. Dombrovskaya

The article analyzes the characteristics of clusters of Russians - so-called "anti -vaccinators", identified during automated segmentation of social media accounts of Russian Internet users. The basis for the segmentation of vaccination opponents was the Russian social media communities criticizing the organization of the vaccination campaign against COVID-19. Special software uploaded the content of the accounts of participants of antivaccination communities. During the combined application of cognitive mapping and automated analysis of social media documents of opponents of vaccination, the main discourses,

and contexts of criticism of the vaccination campaign, methods of manipulation of mass consciousness used for their formation were established, gender and age characteristics, value and civic attitudes of opponents of vaccination were identified.

Key words: COVID-19, pandemic, society, social media, protest attitudes, vaccination opponents.

Batanina Irina Alexandrovna, doctor of political sciences, head o fchair, batani-na@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Parma Roman Vasilievich, candidate of political sciences, associate [email protected], Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of political sciences, professor, director of the Center for Political Studies, [email protected], Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Dombrovskaya Anna Yuryevna, doctor of social sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

Reference

1. Bethke F., Wolff J. COVID-19 and shrinking civic spaces: pat-terns and consequences // Z Friedens und Konflforsch. 2020. I. 9. P. 363-374.

2. Blumler J., Coleman S. After the Crisis, A "New Normal" for Democratic Citizenship? // Javnost - The Public. 2021. V. 28. №1. P. 3-19.

3. Zhang X. A., Sung Y.H. 2021. Communities Going Virtual: Ex-amining the Roles of Online and Offline Social Capital in Pandemic Per-ceived Community Resilience-Building // Mass Communication and Society. 2021. I. 1.

4. Borbath E., Hunger S., Hutter S., Oana I.-E. Civic and Political Engagement during the Multifaceted COVID-19 Crisis // Swiss Polit Sci Rev. 2021. I. 27. P. 311-324.

5. Social and political effects of the COVID-19 pandemic in Russia: results of a study within the framework of the "World Internet project-ta - 2021" / I.A. Batanina, E.V. Brodovskaya, A.Yu. Dombrovskaya, R.V. Parma // Izvestiya Tula State University. Earth sciences. 2021. Issue 4. pp. 3-14.

6. Tackling COVID-19 from below: civic participation among online neighbourhood network users during the COVID-19 pandemic / C. Waeter-loos, J. De Meulenaere, M. Walrave, K. Ponnet // Online Information Re-view. 2021. V. 45. I. 4. P. 777-794.

7. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence / Brooks S.K [and others] // The Lancet. 2020. V. 395. P. 912-920.

8. Howard Ph.N., Parks M.R. Social Media and Political Change: Capacity, Constraint and Consequence // Journal of Communication. 2012. I. 62. P. 359-362.

9. Dunleavy P. Political behavior: institutional and empirical approaches // Political science: New directions. Moscow: Veche, 1999. p. 282

10. Dalton R.J. Comparative political science: micropovedenchesky aspek // Political science: new directions. Moscow: Veche, 1999. pp. 330-344.

11. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge. Moscow: Medium, 1995. 323 p.

12. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Yu., Karzubov D.N., Sinyakov A.V. Development of methodology and methodology of intellectual search for digital markers of political processes in social media // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2017. No. 5 (141). pp. 79-104.

УДК 622.85 DOI 10.46689/2218-5194-2022-1-1-18-38

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА ПРИ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

К.Н. Трубецкой, Ю.П. Галченко

Бурное развитие экологического кризиса, порождённого абсолютным антагонизмом между техно- и биосферой на фоне безальтернативной необходимости сохранения естественной биоты Земли как гарантии выживания будущих поколений кардинально изменяет общественное сознание в направлении экологизации мышления во всех сферах человеческой деятельности. В области комплексного освоения недр обострение экологических проблем связано не только с очевидным несоответствием между неограниченным ростом потребностей и ограниченными ресурсами литосферы, но и с глубокими внутренними противоречиями в существующей системе экологического управления техногенным воздействием добывающих предприятий на экосистемы окружающей среды. Кроме того, в современной системе взаимодействия человека и природы полностью отсутствуют какие-либо побудительные мотивы и обоснованные стимулы, принуждающие к поиску природоохранных технологических решений и к отказу от формирования геоэкологии по остаточному принципу. Предложены пути решения этих проблем на основе экологизации технократической парадигмы перспективного развития минерально-сырьевого комплекса и применения не монетарного критерия оценки экологических последствий техногенного изменения недр с учётом функциональной структуры нарушаемых при этом экосистем.

Ключевые слова: экологический кризис, сохранение биоты, минерально-сырьевой комплекс, стимулирование, выбор критерия, методология, функциональная структура экосистемы, природоподобные технологии, экологическая цена.

Общие положения

Наша планета сформировалась в результате масштабных космических, геологических и геохимических процессов, на которые затем нало-жился процесс возникновения и развития биосферы, существующей за счет преобразования энергии Солнца. Борьба за эту энергию предопределила огромное разнообразие видов живых существ.

Появление и становление человека, как одного из компонентов биосферы, также живущего за счет солнечной энергии, первоначально не вызвало особых возмущений в окружающей его среде. На первой стадии своего развития, когда человек был собирателем и охотником (ИошоЬаЬШБ), он, так же, как и другие обитатели планеты, получал свою долю энергии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.