Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ ПОЛУЧАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ'

ПОРТРЕТ ПОЛУЧАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
701
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ НА ДОМУ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнилова Марина Валерьевна, Корнилова Людмила Михайловна

Рассматриваются данные об определенной группе респондентов комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых москвичей (XI волна, 2016 год). Социальные услуги для старшего поколения предоставляются как непосредственно в учреждении социального обслуживания, так и на дому. Поскольку «надомников» принято относить к наиболее уязвимым и слабым категориям нуждающихся, анализируются социально-демографические характеристики пожилых участников опроса, состоящих на надомном социальном обслуживании, чтобы оценить, так ли это на самом деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Корнилова Марина Валерьевна, Корнилова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF A RECIPIENT OF SOCIAL SERVICES AT HOME

The paper considers data on a certain group of respondents of the complex monitoring of the level and quality of life of elderly Moscovites (XI wave, 2016). Social services for the older generation are provided both directly in the Social Services Centers and at home. Since elderly people who receive home services are considered to be the most vulnerable and weak categories of people in need, this article analyzes the socio-demographic characteristics of elderly respondents in the survey, consisting on home-based social services to assess whether this is so in fact.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ ПОЛУЧАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ»

нормальное и патологическое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://basw-ngo-by.net/File/library/basw_library_01088.rar.

12. Риккерт Г. Естествоведение и культуроведение. - СПб., 1913. - С. 1-79.

13. Сорокин П. А. Система социологии. Т. 2. Социальный анализ. Ч. 2. Учение о строении сложных агрегатов. - Сыктывкар: Коминвест, 1992. - 189 с.

14. Сорокин П. Человек. Цивилизация. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

Сведения об авторах Кононова Татьяна Михайловна, д. с. н.,

доцент, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 8(3452)297980, e-mail: tatyana-kononova@rambler.ru

Капеко Михаил Анатольевич, к. филос. н., профессор, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 8(3452)297077, e-mail: tatyana-kononova@rambler.ru

Горева Ольга Михайловна, к. социол. н., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 9044944939, e-mail: ogore-va@yandex.ru

Соколов Александр Николаевич, к. филол.н., доцент, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 8(3452)297980, e-mail: alex_zander77@mail.ru

Information about the authors Kononova T. M., Doctor of Sociology, Associate Professor, Tyumen State Institute of Culture, phone: 8(3452)297980, e-mail: tatyana-kononova@rambler.ru

Kapeko M. A., Candidate of Philosophy, Professor, Tyumen State Institute of Culture, phone: 8(3452)297077, e-mail: tatyana-kononova@rambler.ru

Goreva O. M., Candidate of Sociology, Industrial University of Tyumen, phone: 89044944939, e-mail: ogoreva@yandex.ru

Sokolov A. N., Candidate of Philology, Tyumen State Institute of Culture, phone: 8(3452)297980, e-mail: alex_zander77@mail.ru

УДК 316.4

ПОРТРЕТ ПОЛУЧАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ

PORTRAIT OF A RECIPIENT OF SOCIAL SERVICES AT HOME

М. В. Корнилова, Л. М. Корнилова

М. V. Kornilova, L. M. Kornilova

Ключевые слова:

социальный работник; пожилой возраст; социальные услуги на дому; социальная активность; материальное положение; состояние здоровья; физические возможности

Key words:

social worker; old age; social services at home; social activity; financial situation; health status; physical possibilities

Долгое время в практике работы социозащитных учреждений (Территориальных центров социального обслуживания и их филиалов) все обслуживаемые граждане, состоящие на обслуживании и получавшие различную помощь, назывались «клиентами». Но, в силу изменения законодательства — вступления в законную силу с 1 января 2015 года нового Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ вместо термина «клиент социальной службы» [5] было введено понятие «получатель социальных услуг» [6]. Согласно

новому закону, получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги [6].

Помимо введения понятия «получатель социальных услуг» в законе также расшифровывается термин «поставщик социальных услуг», изменен порядок получения социальных услуг/признания нуждающимися, введены тарифы на оказание платных услуг. Социальное обслуживание осуществляется по новым правилам уже два года. Предпосылки данного нововведения в сфере предоставления социальных услуг были озвучены действующим на тот момент президентом России Д. А. Медведевым на заседании президиума Госсовета о социальной политике в отношении граждан пожилого возраста и повышении качества их жизни: «... в области законодательства. <...> нужно подумать о его совершенствовании. Возможно, это тоже следует обсудить — и подготовку нового закона о социальном обслуживании, причем он может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны» [3].

Новый действующий Федеральный закон о социальном обслуживании действительно затрагивает не только старшее поколение, но и другие социальные группы. Однако, наиболее многочисленной группой получателей социальных услуг является когорта пожилых. Только в Москве проживает более 3 млн пожилых москвичей [4], треть из которых получает социальные услуги.

Один из инструментов эффективности оценки получения социальных услуг — социологический опрос пожилых получателей услуг. Например, в Москве, по поручению Департамента труда и социальной защиты населения, уже шестой год Институтом дополнительного профессионального образования работников социальной сферы проводится Комплексный мониторинг уровня и качества жизни пожилых москвичей, в котором автор статьи принимает непосредственное участие. Результаты данного исследования позволяют сделать вывод об образе жизни пожилого населения столицы, о проблемах и трудностях старшего поколения, о востребованности социальных услуг и удовлетворенности ими [1].

На основе вторичного анализа данных мониторинга автором подготовлен материал о характеристиках получателей услуг. Полученные выводы являются основой лекционных и семинарских занятий «Портрет получателя социальных услуг», которые читаются автором статьи для слушателей факультета кадрового резерва Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы.

Однако даже среди получателей социальных услуг пожилого возраста существует важное разделение на получающих социальные услуги непосредственно в Центре социального обслуживания и обслуживающихся на дому. В статье предполагается кратко рассмотреть информацию о получателях надомного социального обслуживания, собранную в ходе проведения мониторинга. Данная группа была выбрана неслучайно. Как правило, социальные услуги на дому получают одинокие пожилые люди, наиболее слабые и уязвимые категории старшего поколения, инвалиды, которые в силу возраста и состояния здоровья испытывают сложности с передвижением и самостоятельным ведением домашнего хозяйства. Помогать таким категориям населения призваны социальные работники Территориальных центров социального обслуживания (и их филиалов) Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

Всего в ходе 21 волны мониторинга уровня и качества жизни пожилых москвичей (2016 г.) было опрошено 7 000 представителей старшего поколения столицы. Выборка квотная, 5-ти ступенчатая. Квотирование респондентов было выполнено по трем основным признакам (пол, возраст, место проживания) и двум дополнительным (продолжают работать или нет, получают социальные услуги или не получают) [2]. Согласно статистическим данным Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, общее количество пожилых жителей города, получающих социальные услуги, составляет около

1,2 млн чел., из них порядка 130 тыс. чел. получают социальные услуги на дому. Неработающих, не получающих социальные услуги, около 1 млн человек. Работающих, не получающих социальные услуги, примерно 900 тыс. чел.

Согласно принципу пропорциональности целевая подвыборка получателей услуг на дому составила 333 респондента. В данной группе получателей услуг 8,4 % — молодые пенсионеры (55-59 лет); 28,5 % — пенсионеры средней возрастной группы (60-69 лет); 39,3 % — пожилые москвичи старшей возрастной группы (70-79 лет); 23,7 % — долгожители (80 лет и старше). Средний возраст респондентов, состоящих на надомном обслуживании, составляет 74 года. Среди «надомников» 70,3 % — женщины, 29,7 % — мужчины. Большинство надомников (82,6 %) являются инвалидами (1 группа инвалидности — 14,4 %, 2 группа — 56,2 %, 3 группа — 12,0 %). Не имеют группу инвалидности — 17,4 % респондентов.

Больше 70 % опрошенных действительно являются одинокими (по причине вдовства — 42,0 %, в связи с разводом/разрывом отношений — 17,1 %, никогда не вступавшие в брак — 12 %). Пожилых людей, состоящих в браке и находящихся на надомном социальном обслуживании — 28,8 %. Такая форма социального обслуживания на дому очень распространена: один и тот же социальный работник приходит сразу к семейной паре пенсионеров и помогает им в быту, приносит продукты, лекарства. Такие семейные пары называются «одиноко проживающими». Кроме того, согласно особенностям проживания респондентов, больше 10 % «надомников» совместно проживают с близкими (7,8 %) и дальними родственниками (0,6 %) а также с родителями (3,0 %) и находятся на обслуживании целыми семьями. И с каждым годом таких семей становится больше, поэтому такая помощь и семейные виды ухода очень востребованы как особые разновидности социальной работы с пожилыми.

Тем не менее большинство «надомников» проживают одни — 63,1 %, а это значит, что они могут рассчитывать только на помощь социального работника. Такая поддержка по сути позволяет продлить жизнь одинокого пожилого человека на несколько лет. Интересно, что, при ответе на вопрос об источниках доходов 36,6 % опрошенных, состоящих на надомном социальном обслуживании отметили, что получают помощь от детей. Но собственное материальное положение пожилые люди характеризуют как затруднительное: 60,7 % — хватает денег на питание, но покупка одежды вызывает затруднения; 28,2 % — могут приобретать одежду и продукты, но предметы длительного пользования (холодильник, кухонная плита, стиральная машина) им недоступны. Доля тех, кому не хватает денег даже на еду, составляет 8,1 %. Материально обеспеченных среди опрошенных «надомников» — не более 3 %.

Чтобы улучшить свое материальное положение, большинство пожилых респондентов, состоящих на надомном обслуживании, признались, что просто сокращают расходы на питание, выбирая более дешевые продукты (80,8 %). Несмотря на оценку себя как низкодоходной группы, 89,5 % респондентов стремятся правильно питаться и оценивают свое питание как удовлетворительное (79,3 %). Кроме того, среди способов адаптации в условиях экономического кризиса респонденты традиционно трудятся на приусадебном участке, откладывают деньги на банковский депозит, берут в долг или пользуются кредитами, распродают ненужные вещи. Почти половина «надомников» имеют высшее образование

(45,9 %), и несмотря на уже слабое здоровье, есть и такие, кто пытается подрабатывать, и те, кто ищут возможности для открытия собственного бизнеса.

Состояние здоровья данная категория обслуживаемых оценивает либо как удовлетворительное — 56,8 %, либо как плохое — 42,3 %. И это закономерно. Отвечая на вопрос о ежедневных физических действиях, большинство опрошенных «надомников» вынуждены признать, что им сложно подниматься по лестнице (даже на один этаж) —

80,8 %; пройти расстояние в 1 км — 82,9 %; вести домашнее хозяйство — 68,8 %; стирать, гладить, застилать постельное белье — 63,1 %.

Тем не менее граждане, состоящие на надомном социальном обслуживании, проявляют социальную и политическую активность, особенно в период выборов. Так, 88,3 % от общего количества опрошенных «надомников» отметили, что голосуют на выборах, 39,3 % принимают участие по своей инициативе в опросах, пишут обращения в государственные организации — 31,5 %.

И все же большую часть своего свободного времени данная категория обслуживаемых в большинстве случаев проводит пассивно: за чтением (книг, газет, журналов), просмотром телевизионных каналов и прослушиванием радиопередач (от 70 до 90 % в зависимости от параметра). Хотя есть и такие, кто старается каждый день вести активный образ жизни: гулять, ходить в театр, заниматься физкультурой, посещать мероприятия в Центрах социального обслуживания (от 38 до 45 %). Общение и поддержание контактов с близким окружением также играет не последнюю роль в жизни пожилых, находящихся на надомном социальном облуживании. Так, встречаются с родственниками и друзьями 62,5 и 70,6 % опрошенных соответственно.

Таким образом, вся вышеобозначенная информация о пожилых людях, получающих помощь на дому, наглядно показывает как возможности, так и трудности данной категории получателей социальных услуг. Более 20 лет назад отделения социального обслуживания на дому создавались именно для помощи одиноким, немощным пенсионерам, в основном самых старших возрастных групп. Анализируя социально-демографические характеристики «надомников» сегодня, необходимо отметить, что одиночество, утрата здоровья, сложности с передвижением и самостоятельном ведением домашнего хозяйства — это по-прежнему основные проблемы, которые испытывают люди данной категории получателей социальных услуг. В преодолении жизненных трудностей пожилых, состоящих на надомном социальном обслуживании, не последнюю роль играет социальный работник. Очень часто именно он, социальный работник, является единственным помощником одинокого и больного пожилого человека. И это лишний раз доказывают важность и необходимость такого направления социальной работы, как помощь на дому.

Библиографический список_

1. Комплексный мониторинг уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в городе Москве: информационно-аналитический доклад. 11 этап. / [Бобровский В. А. [и др.]. - М., 2016. - 262 с.

2. Корнилова М.В. Социологический мониторинг уровня и качества жизни пожилых москвичей: новые методические и организационные подходы // Научный результат. Серия Социология и управление. - 2016. - Т. 2, № 1(7). - С. 12-19.

3. Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении граждан пожилого возраста и повышении качества их жизни. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru /events/president/transcripts/9332 (дата обращения: 18.03.2017).

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве. Официальная статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru/statistics/ population/ (дата обращения: 29.04.2017).

5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/105642/1/#block_2#ixzz4W7avf1qW (дата обращения: 25.04.2017).

6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ст. 3, п.3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70552648/1/ (дата обращения: 25.04.2017).

Сведения об авторах Корнилова Марина Валерьевна, к. соци-ол. н., методист Центра мониторинговых исследований, Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, научный сотрудник, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, г. Москва, тел. 89262376500, e-mail: mmrr@mail.ru

Корнилова Людмила Михайловна, социальный работник, государственное бюджетное учреждение города Москвы «Территориальный центр социального обслуживания (ГБУ ТЦСО) «Алексеевский», тел. 89164503396, e-mail: mimikor@mail.ru

Information about the authors Kornilova М. V., Candidate of Sociology, Educational Supervisor of Center of the Monitor Studies, Institute of Additional Profession-al Education of the Workers of Social Sphere, Researcher, Federal Scientific Research Sociology Center of RAS, Moscow, phone: 89262376500, e-mail: mmrr@mail.ru

Kornilova L. M., Social Worker, State-Funded Institution of the City of Moscow «Territorial Center of Social Services «Alekseevskiy», phone: 89164503396, e-mail: mimikor@mail.ru

УДК 330

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

МИРОВЫХ РЫНКОВ

INFLUENCE OF CULTURAL PHENOMENA OF GLOBALIZATION ON THE BEHAVIOR OF SOCIAL AND ECONOMIC ENTITIES OF WORLD MARKETS

О. И. Попова, Г. С. Тимохина, З. В. Нестерова

O. I. Popova, G. S. Timokhina, Z. V. Nesterova

Ключевые слова:

феномены глобализации; поведение социально-экономических субъектов; кросс-культурные исследования; маркетинго

Key words:

phenomena of globalization; behavior of social and economic entities; cross-cultural studies; marketing

В условиях глобализации маркетинг-менеджмент транснациональных корпораций нуждается в обоснованных ответах на следующие вопросы:

• Сходное или разное поведение на глобальном рынке проявляют потребители из разных культур в процессе принятия решений?

• Какие маркетинговые стратегии нужно применять маркетинг-менеджменту транснациональных корпораций в условиях глобальных рынков: стратегии стандартизации или дифференциации?

Для ответа на эти вопросы важно понимать влияние на поведение социально-экономических субъектов (потребителей и производителей/продавцов экономического продукта) таких феноменов глобализации, как взаимопроникновение, детерриторизация,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.