Научная статья на тему 'Портрет Антонины Пальшиной как источник для новых гипотез о её биографии'

Портрет Антонины Пальшиной как источник для новых гипотез о её биографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
362
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портрет Антонины Пальшиной как источник для новых гипотез о её биографии»

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной... Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ПОРТРЕТ АНТОНИНЫ ПАЛЬШИНОЙ

КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ НОВЫХ ГИПОТЕЗ О ЕЁ БИОГРАФИИ

Из одной статьи в другую, из книги на плакат кочует одно и то же фото, на котором, как считается, изображена Антонина Пальшина в военной форме периода Первой Мировой войны в фуражке набекрень и с наградами на груди (См. ниже). Биографы не сообщают, когда появилась эта фотография, и отчего им не удалось обнаружить Приказов о награждении Пальшиной («Антона Пальшина») Георгиевскими крестами в архивах Императорской армии. Попытаемся здесь выдвинуть собственные версии по данным вопросам.

Но сперва обратимся к обстоятельствам живописного портрета Антонины Тихоновны. Московский художник Д.А. Белюкин вспоминал, как в 1983 г. он приехал в Сарапул: «Я привёз Георгиевский крест и приколол ей на грудь, потому что, естественно, её наградной не сохранился - лихолетье, голод, серебро... Она сказала: «Зачем, ведь это же не мой!» А я ответил: «У вас ведь такой же был, только номер был другой» «Ну что ж, тогда пусть будет», и она повесила ещё медаль за Отечественную войну. Фото на стенке у неё висело, но это я пририсовал. У меня с собой была копия её фото, а у неё был оригинал.» [1, с. 168].

Что на это сказать? Сама Пальшина вспоминала, что работая в ЧК города Сычёвка Смоленской губернии с января 1918 года она участвовала в изъятии ценностей: золота в слитках, золотых наперсных крестов на цепях, жемчуга и бриллиантов (Её тогдашний супруг Г.Г. Фролов был начальником отдела по изъятию ценностей в Сычёвской уездной ЧК) [1, с. 156-158]. Биографы Пальшиной упоминают о какой-то справке, полученной ими из архива Черноморской ЧК; в ней указано, что в своей анкете Пальшина писала, что была ранее награждена Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени [1, с. 154]. С другой стороны пишут, что, по её словам, она сдала свои кресты государству в 1923 г. Что сказать на это? Никакой коллекционной стоимости данные знаки в то время не представляли: лишь Георгиевских крестов 4-й степени было выдано около 1 миллиона 300 тысяч штук! Ме-

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной... Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

талла (серебра) в кресте было менее, чем на рубль, при том, что кресты последних серий делали вообще не из золота и серебра, а из жёлтого и белого металла. Так что, какую ценность эти кресты представляли для Советского государства, и зачем их было сдавать - понять пока очень трудно...

Портрет А.Т. Пальшиной. Художник Д.А. Белюкин, 1983.

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Фото из фонда Музея истории и культуры Среднего Прикамья

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Итак, обратимся к фотографии, которая на живописном портрете висит за спиной Антонины Тихоновны.

Сама она рассказывала в каком-то интервью, что «фотограф, снимающий её на карточку, был уверен, что перед ним мужчина, и всё расспрашивал насчёт «сердечных побед среди женского полу». Но именно об это ли фотографии идёт речь? Мне трудно судить о степени портретного сходства: иных фотографий Пальшиной того периода, кажется, не сохранилось, портретная экспертиза этого снимка, кажется, никем не проводилась, а сам снимок сильно «доработан» ретушью. Поэтому, оставив в покое черты лица, посмотрим, в какой степени ясно видимые детали военной формы изображённого здесь человека соответствуют общеизвестным установочным данным «Антошки Пальшина».

Посмотрим на погоны. Во-первых, на них ясно виден кант вольноопределяющегося (в натуре он «имперских» цветов: чёрно-желто-белый). Кто же такие были вольноопределяющиеся, которых в войсках называли «вольнопёрами»?

«В 1912 году была принята новая редакция Устава о воинской повинности... Право быть вольноопределяющимися получили лица, имеющие высшее либо среднее образование, окончившие шесть классов любого среднего учебного заведения или два класса духовной семинарии. Лица, не удовлетворяющие этому цензу, могли сдать особый экзамен, соответствующий программе шести классов средних учебных заведений (без иностранных языков). Вольноопределяющиеся производились в офицеры после сдачи особого экзамена, приблизительно соответствующего курсу юнкерского училища (только специальные военные дисциплины). Срок службы вольноопределяющих, не желавших сдавать экзамен на офицерское звание (либо не выдержавших его), составлял 2 года на действительной службе и 16 лет в запасе.» [Википедия]

Во многократно изданных биографиях А.Т. Пальшиной лично я не углядел указаний на то, что она имела высшее либо среднее образование, окончила шесть классов любого среднего учебного заведения или два класса духовной семинарии или сдала экстерном соответствующие экза-

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

мены. Т.е. не ясно, на каких основаниях по Уставу она могла бы приобрести в армии права «вольнопёра» Да и в мемуарах своих она выступает как простая безграмотная девчонка: уже после участия в боевых действиях на Кавказском фронте (к слову, не подтверждаемого ни документами, ни свидетельскими показаниями) она мечтает попасть на австрийский фронт, но в какой стороне этот фронт расположен, она не знает. Но человек, изучавший географию в школе или хотя бы видевший карту Европы, должен представлять, в какой стороне находятся Австрия и Германия?

Далее о звании и наградах Пальшиной: сама героиня подчёркивает в мемуарах, что чинов она никаких не выслужила: была она ефрейтором, а ефрейтор, напомним, это не чин, а лишь почётное звание. Ефрейтор - это отличный солдат, от немецкого слова «гефрайтер» (в армиях славянских государств это звучит как «свободник»), то есть, солдат, первоначально освобождённый от телесных наказаний, а с их отменой - ещё и от нарядов по чистке сортиров и иных тяжёлых работ. Следующее за ефрейтором звание младшего унтер-офицера (капрала, младшего сержанта в современной Российской армии) уже предполагает властные полномочия. Это уже младший командир - он ведёт в бой своё отделение из 10-11 человек. Пальшина пишет в автобиографии: «За боевые заслуги награждалась 4 раза... а Георгиевский крест 3-й степени приколол сам Генерал Брусилов в прифронтовом госпитале и велел отдать приказ по полку произвести в младшие унтер-офицеры. Но в часть я больше уже не вернулась. Февральская революция застала меня в городе Киеве, где лежала я после 2-го ранения... »

Итак, по её словам, Приказ о её повышении в чине издан не был, из госпиталя она поехала в медицинский отдел Земгора, а после вернулась в Сарапул, а не в свой полк, и чина этого не получила. Напомним, что Георгиевский крест можно было получить, лишь совершив выдающийся подвиг; примерный перечень героических деяний содержится в статуте данной награды. К тому же, производство ефрейтора, награждённого уже первым крестом, в следующий чин унтер-офицера, по статуту данной награды, должно было быть произведено АВТОМАТИЧЕСКИ, без «мнения»

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной... Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

того или иного генерала и притом одновременно с награждением крестом, соответственно, оформлялось тем же самым Приказом!1 Иными словами, солдат, награжденный крестами 4-и и 3-й степеней, никак не мог бы миновать автоматического производства в унтер-офицеры; никак не мог бы он остаться рядовым или ефрейтором! Но не найдены ни Приказы о производстве Пальшиной, ни о ее награждении крестами, хотя таковые должны отложиться в делопроизводстве Юго-Западного фронта, которым и командовал генерал Брусилов с марта 1916 по май 1917 года. А с просьбой о поиске таковых документов в архивы обращались, кажется, уже неоднократно? Значит, если не состоялось тогда производство Пальшиной в унтер-офицеры, то не было в то время и награждения ее Георгиевским крестом, а уж тем более двумя крестами?

Итак, все же, в Императорской армии она была ефрейтор или младший унтер-офицер? Напомним для «гражданского» читателя, что первый имел в царской армии, а после и в Советской, на погоне одну нашитую

узкую галунную полоску (солдаты называют их лычка или сопля ©), а

2

второй - две узкие полоски, с просветом между ними.

Вот посмотрим на изображение ниже. Слева - погон вольноопределяющегося - ефрейтора; справа - младшего унтер-офицера с правами вольноопределяющегося.

1 Процитируем п. 96 Статута 1913 г. « Нижние чины, не имеющие ефрейторского или унтер-офицерского звания, при пожаловании Георгиевским крестом 4-й степени производятся в ефрейторы, а при пожаловании того же креста 3-й степени- в унтер-офицеры. [2, с. 83]

2 Автор этих строк во время службы в СА в 1983-1985 гг. был младшим сержантом. (Солдаты называли лиц, носящих это звание, капралами для краткости.) Так как цвет моего погона был чёрным, я нашивал на него одну широкую жёлтую полоску, и чёрной шариковой ручкой проводил по ней широкую черту, визуально отделяя «лычки». Так погон был гораздо прочнее, ибо от постоянной носки автомата в карауле на ремне две узкие лычки, нашитые отдельно, быстро махрились.

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

А теперь обратимся к рассматриваемой нами фотографии:

Поперёк погона с кантом вольноопределяющегося на фото мы видим одну ШИРОКУЮ лычку. (Или две узкие, которые на фото слились в одну?) На что это похоже? Уж никак не на погон ефрейтора. Посмотрите на фото ниже: слева (№ 1) погон фельдфебеля (старшего вахмистра в кавалерии, старшего сержанта в СА), справа - погон младшего унтер-офицера Императорской армии, которым, по признанию Пальшиной, она не была (!?)

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной... Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Отдельную загадку представляет собой рубаха на объекте фотографирования. Сверху на ней всё, как на военной «уставной» гимнастёрке: воротник-стойка, затем несколько пуговиц на открытой планке. На обычной гимнастёрке планка тут же, по нижнему срезу кармана, и заканчивается. А вот на рассматриваемом нами фото ниже наград и ниже кармана планка отчего-то продолжается, но она вдруг становится потайной; пуговиц на ней нет. А ниже ремня на поясе планка вообще исчезает!

Так кто же изображён на той фотографии, которая при её репродуцировании была сильно «доработана» белилами и тушью? Когда, где и при каких обстоятельствах фотография была сделана? Вот вопросы, которые ждут своего научного исследования.

*

Награды на груди объекта фотографии помещены правильно, по Статуту: кресты привешены правее медалей. Но посмотрите на воротник и планку: в отличие от военной гимнастёрки, у человека на фотографии они застёгнуты на «ЖЕНСКУЮ» СТОРОНУ!

Гимнастёрки. Слева — застёжка на правую сторону.

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Простите, друзья, но лично мне слабо верится, что «Антошка Паль-шин» мог так вот и служить в такой ЖЕНСКОЙ блузке! В чем тут дело?

Направление для исследования нам откроет наука униформология. Да просто у традиционной русской гимнастерки, как и у русской рубахи, заворот застегивался именно налево, и униформисты пишут, что рубахи с застежкой направо, т.е. на «мужскую» сторону поступили в армию лишь к концу 1 МВ!

Но когда и где все солдаты носили рубахи точно такого же покроя, как у Пальшиной на фотографии? А вот, пожалуйста, гимнастерки данного вида поступали на снабжение женских батальонов, или «батальонов смерти» который были созданы Временным правительством по инициативе Марии Леонтьевны Бочкаревой (Фролковой) в середине лета 1917 года. Причем известно, что лишь именно батальон Бочкаревой участвовал в делах против немцев и понес потери. (См. фото ниже)

У v<

1

Фото: [http://siberia-mmiatures.m/fomm/showthread.php?fid=11&tid=46]

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

На фото мы видим и воротник-стойку, и крупные пуговицы. Просто у женщины (?) на рассматриваемом фото планка ворота дошла до поясного ремня, вследствие малого роста, а одна из пуговиц прикрыта наградами.

Сама Пальшина пишет в мемуарах: «В Сарапул я приехала в конце сентября 1917 года после второго ранения...» [1, с.154]

Постойте, как же так: по ее же словам, в госпитале после второго ранения она лежала в Киеве, и там ее застала Февральская революция 1917 года. А после выписки из лазарета была направлена в управление Всероссийского союза городов в Медико-санитарный отдел [1, с. 153]. А там она, по словам биографов, некоторое время занималась эвакуацией раненых и плавала на пароходе из Одессы в Батуми. Если она сама пишет, что октябрь-ноябрь-декабрь 1917 года была в Сарапуле, с Иваном Седельнико-вым расклеивала листовки и боролась за революцию (?) [1, с. 156], то что она, все же, делала с февраля по сентябрь 1917 года?

И здесь следует сделать всего лишь одно допущение, и все в ее биографии того периода встанет на свои места. Можно предположить, что она не ограничилась работой в санитарном отделе, а вступила в один из женских батальонов, которые создавались тогда во множестве для воодушевления мужчин-солдат разваливающегося фронта. Тогда и версия с крестом, который вручил Брусилов, становится объяснима: Брусилов вручил ей крест уже после мая 1917 года, когда он был Главнокомандующим Русской армии, либо крест ей вручили все же на Юго-Западном фронте, но фамилия командующего тогда была уже не Брусилов, а Корнилов. Соответственно, тогда же она была и произведена в унтер-офицерский чин (статуты Ордена продолжали действовать), и именно тогда же она и была сфотографирована? Соответственно, и сведения о ее награждениях Георгиями и о ее производстве в чин следует искать не в делах Императорской армии, а в делах армии уже Временного правительства?!

Но в дальнейшем, А.Т. Пальшина, видимо, постаралась не афишировать факт своей службы в войсках Временного правительства, и оттого и возникли «непонятки» с ее биографией?

В начале осени 1917-го в России было около пяти тысяч жен-

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

щин-воинов. И оснований для предположения о службе Пальшиной в одном из женских батальонов Временного правительства достаточно:

%

l'vi

W-JL

У

4*

Мария Бочкарёва с погонами вольноопределяющегося.

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Женщины-солдаты женского батальона. Застёжки ворота -налево. Положение «на молитву».

«Женские батальоны начали создаваться еще с весны 1917 года. Основная задача их была - устыдить мужчин, целыми толпами дезертирующих с фронта. В батальоны входили в основном женщины из трудовых семей: портнихи, учительницы, сестры милосердия, учащаяся молодежь из провинциальных городов. Кроме них в Вятские маршевые роты приняли досрочно освобожденных из заключения женщин, чтобы дать возможность грешницам искупить вину на поле сражения.

Показательно происходило формирование сводного уездного женского отряда в городах Сарапуле, Ижевске, Воткинске Вятской губернии (ныне Удмуртия). Добровольцам в пример ставили известную женщину-офицера, георгиевского кавалера, уланского штабс-ротмистра Надежду Дурову, выросшую в Сарапуле. Её подвиг фактически повторила другая уроженка Сарапула - Антонина Пальшина, тоже георгиевский кавалер, унтер-офицер. Подвиги героических предшественниц-землячек помогли поднять дух у прекрасного пола. «Пойдем и спасем революционную ро-

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной... Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

дину!» - выступали на собраниях «орлеанские девы России». [3]

Женщины-солдаты Русской армии. Застёжки ворота как налево, так и направо.

«5 июля на общем собрании Союза председательница секции «Помощь Родине» города Вятки Л.А. Лабунская зачитала телеграмму из Генерального штаба: «Военный министр разрешил союзу женщин г. Вятки

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

приступить к формированию Вятской роты из женщин-доброволиц. В целях размещения записавшихся женщин-доброволиц генштаб предлагает Вятскому воинскому начальнику озаботиться отводом подходящих помещений и вообще оказать союзу женщин должную в этом деле поддержку».

Такое помещение было отведено в школе на Никитской улице. Каждой доброволице выдавалось от секции по 1 рублю на питание. В добро-волицы записалось 100 человек, «преобладали интеллигентные». [4]

Мария Бочкарёва и женщины-солдаты её батальона, награждённые Георгиевским крестом и медалями.

20 июля состоялись проводы Вятского женского «батальона смерти». В час дня секцией «Помощь Родине» был устроен прощальный обед, а через два часа в кафедральном соборе преосвященный архиерей Павел отслужил напутственный молебен. Представители правительственных и общественных организаций выступили с речами, пожелали «счастливого

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

пути и благополучного возвращения после победы, со славой. Доброво-лицы благодарили, обещали не быть трусами и постоять за Родину».

После митинга женский батальон под флагом с надписью: «Родина зовет женщин в окопы!» - в сопровождении военного оркестра торжественным маршем отправился на вокзал Вятка-1. Улицы были заполнены толпами любопытствующей публики. В 6 часов вечера поезд, украшенный зелеными ветками и расписанный патриотическими лозунгами, отошел от вокзала, сопровождаемый криками публики «ура». 60 вятских жен-щин-доброволиц направлялись в Петроград, чтобы пройти там военную подготовку и отправиться на фронт.» [4].

«Сарапульский уездный сводный женский отряд прибыл в Вятку, откуда его должны были перебросить сначала в Петроград и дальше на германский фронт.» [ 5].

*

Мария Бочкарёва была героиней того периода: о ее бесстрашии ходили легенды. К февралю 1917 года у нее 4 георгиевских награды (2 креста и 2 медали), на плечах погоны старшего унтер-офицера.

Разумеется, и образ «Антошки Пальшина» весьма активно использовался пропагандистской машиной того периода. Но вот что странно: мной просмотрены десятки интернет-сайтов, сотни фотографий женщин-воинов того периода. И отчего-то все женщины-воины, предъявляемые публике в то время, имели до деталей сходные черты боевой биографии: все вытаскивали и перевязывали раненых, все ходили в разведку и «таскали языков», все возглавляли атаки подразделений, когда командир выбывал из строя, все (или почти все) получили по 2 креста и по 2 Георгиевские медали.

Конечно же, скажет читатель, именно эти подвиги и описаны в Георгиевском статуте как основания для награждения крестом. Но, с другой стороны, посмотрите на постановочные фотографии и той, что считается Антониной Пальшиной, и Марии Бочкарёвой с её «штабом», и барышень в чёрных папахах: везде мы увидим «Георгиевский бант половинного объёма», т.е., именно 2 креста и 2 медали, собранные в мастерской на единую

Коробейников А.В. Портрет Антонины Пальшиной. Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал.

№ 8 (25). 2014, С. 98-113 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

колодку, обтянутую Георгиевской лентой, который повешен именно в середине груди и, на мой взгляд, смотрится несколько неестественно, что ли, как деталь студийного реквизита, который применяется в фотографическом салоне? Или все эти фото просто были сделаны по единому изобразительному канону и фотограф в 1917 году (?), как и приезжий к нам художник создавал произведение по своему усмотрению?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но, как бы то ни было, версия относительно службы Антонины Пальшиной в женских военных частях Временного правительства имеет свои основания и достойна проверки.

Библиография и источники

1. Первая Мировая в памяти Сарапула. — Сарапул, 2014. 188 с.

2. Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия. — М., 2004. 928 с.

3.

http://www.rutvet.ru/in-kto-byl-nastoyaschim-zaschitnikom-zimnego-dvorca-v-1917-godu-2114.html

4.

http://ks-gazeta.ru/index.php/sobytiya-7/238-vyatskie-zhenshchiny-letom-1917-go

5. http ://www. iz-article. ru/jenskii. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.