Научная статья на тему 'Портовый сбор'

Портовый сбор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панеш Саида

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портовый сбор»

В 2006 году акционеры ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (ОАО «НМТП») приняли решение о создании холдинга, в который вошли семь крупных стивидорных и сервисных компаний Новороссийска и Калининградской области. О задачах, которые ставились при создании холдинга, новых инвестиционных проектах, проблемах российских портов рассказывает генеральный директор ОАО «НМТП» Игорь Вилинов.

Саида ПАНЕШ

Портовый сбор

«Российским портам — российские грузы»

— Владимир Путин включил ОАО «Новороссийский морской торговый порт» в перечень стратегических акционерных обществ. Почему?

— Экономическая политика государства сегодня направлена на поддержку отечественных портовиков. «Российским портам — российские грузы» — это слова Владимира Путина. Выполнение мероприятий по Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2006-2010 годы)», возможно, позволит к 2010 году переваливать в отечественных портах до 90% российских внешнеторговых грузов.

Новороссийск — один из крупнейших

морских портов России, универсальный незамерзающий глубоководный, позволяющий осуществлять круглогодичную навигацию. Новороссийск находится на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со Средиземноморьем, Ближним Востоком, Африкой, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной и Южной Америкой. Новороссийский порт связан сетью железных дорог и автомагистралей с важнейшими промышленными и административными центрами в России, Закавказье и Средней Азии. Новороссийск также включен в международный транспортный коридор №9 Север-Юг (транспортная ветвь: граница с Финляндией — Санкт-Петербург — Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск).

— Кто ваши конкуренты?

— Основные — украинские порты Азово-Черноморского бассейна, а их более десяти. Это достаточно серьезные конкуренты. В целом выбор порта экспортером или импортером зависит от совокупности многих составляющих, в частности железнодорожных тарифов, ставок фрахта, уровня портового сервиса и т.д.

— Насколько соответствует уровень предоставляемых НМТП услуг мировым стандартам?

— Одним из основных показателей, определяющих уровень портового сервиса, является интенсивность грузообработки. При определении стоимости доставки груза его владелец просчитывает время, которое судно будет находиться в порту, ведь фрахт

судна — услуга дорогостоящая. Скорость обработки судов в НМТП в среднем такая же, как и в европейских портах. Так, танкеры грузоподъемностью 1 50 тысяч тонн находятся под погрузкой примерно 24 часа, а время обработки судов типа Panamax при погрузке зерновыми грузами составит около 72 часов — и это от прихода судна в порт до его отхода, с выполнением всех портовых формальностей. Высокая интенсивность погрузки, разумеется, непосредственно влияет и на показатели грузооборота порта. По данным годовых отчетов предприятий холдинга «НМТП», в 2006 году грузооборот составил 80,2 млн. тонн. В мае 2007 года ОАО «НМТП» были присвоены следующие рейтинги: долгосрочный кредитный BB+ и рейтинг по национальной шкале ruA A+ агентства Standard & Poors, а также корпоративный рейтинг Moody's — Bal. Прогноз всех рейтингов — стабильный.

Большому кораблю — большое плавание

— В чем основная цель создания холдинга «НМТП»?

— В 2006 году акционеры ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (ОАО «НМТП») приняли решение о создании холдинга, в который вошли семь крупных стивидорных и сервисных компаний Новороссийска и Калининградской области: ОАО «НМТП» как основное общество, ОАО «Но-ворослесэкспорт», ОАО «ИПП», ОАО «Новороссийский зерновой терминал» (ОАО «НЗТ»), ОАО «Флот Новороссийского морского торгового порта» (ОАО «Флот НМТП»), ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» (ОАО «НСРЗ») и ООО «Балтийская стивидорная компания» (ООО «БСК») — как дочерние общества ОАО «НМТП». Мы рассчитываем, что создание холдинга позволит решить несколько стратегических задач, главная из которых — повышение объемов перевалки грузов. Консолидация активов компаний, входящих в холдинг, также позволяет в достаточно сжатые сроки реализо-вывать инвестиционные проекты на основании одних и тех же методик бизнес-планирования, единой базы нормативных документов.

В качестве примера такого сотрудничества можно привести реализуемый двумя

предприятиями холдинга — ОАО «НЗТ» и ОАО «НМТП» — проект строительства комплекса по хранению и перевалке зерна в Новороссийском морском порту. ОАО «НЗТ» осуществляет «наземную часть» проекта (строительство подъездных путей, мест выгрузки вагонов и автомобильного транспорта накопления грузов, емкостей для хранения), а ОАО «НМТП», соответственно, — «морскую составляющую» (строительство транспортной галереи на гидротехнических сооружениях). Реализация этого проекта приведет к созданию специализированного глубоководного зернового терминала, оснащенного современным перегрузочным оборудованием пропускной способностью ориентировочно 4 млн. тонн грузов в год и способного принимать суда класса Рапатах. Мы планируем, что технологические способности терминала позволят принимать авто- и железнодорожный транспорт на территории этого сооружения.

Сравнение данных годовых отчетов наших предприятий со среднестатистическими подтверждает, что в настоящее время холдинг уже обеспечивает более 20% экспорта Российской Федерации, проходящего через морские порты, и более 95% объема перевалки грузов порта Новороссийск.

— ОАО «НМТП» как крупная стивидорная компания является практически монополистом на юге страны. Не приведет ли создание холдинга к необоснованному завышению цен на предоставляемые услуги?

— Не вижу оснований для таких предпо-

Игорь Вилинов родился 30 сентября 1962 года в Ростове-на-Дону. Окончил с отличием Одесский институт инженеров морского флота. Трудовую деятельность после окончания института начал в Новороссийском морском торговом порту старшим тальманом и затем последовательно занимал должности заместителя начальника грузового склада, инженера по оснастке, инженера-технолога, начальника грузового склада, руководителя группы по анализу, маркетингу и прогнозированию отдела труда, начальника отдела ценных бумаг директора по экономике, первого зама гендиректора. 1 июля 2005 года назначен гендиректором ОАО «НМТП».

ложений. Все тарифы на услуги ОАО «НМТП» как субъекта естественной монополии подпадают под государственное регулирование еще с 1998 года. Для их изменения в Федеральную службу по тарифам должны быть представлены веские экономические обоснования и расчеты, произведенные по установленной методике.

— Какую функцию выполняет ООО «Балтийская стивидорная компания»?

— Калининград — другой транспортный коридор, северно-западное направление грузопотоков. ООО «Балтийская стивидорная компания» обрабатывает суда типа ро-ро с грузами («ро-ро» — паромные накатные перевозки, от англ. гоН-оп-гоН-оА букв. «вкатывай-выкатывай», в отличие от контейнерной технологии «ло-ло» — ПЛ-оп-ПЙ;-оА, «поднимай-опускай». — «ВЕСТИ»), включая негабаритные, тяжеловесные автомобили, ролл-трейлеры, контейнеры.

— Насколько актуальна сегодня проблема накопления судовых партий в случае непогоды и что планируется делать для ее решения?

— Проблема снижения интенсивности грузообработки во время непогоды достаточно серьезна. В условиях сильного северозападного ветра и пониженной температуры, которые в Новороссийске приравниваются к стихийному бедствию, проведение погрузоч-но-разгрузочных работ усложняется, а иногда их приходится приостанавливать. Так, в I квартале прошлого года из-за непогоды мы потеряли почти 20 дней в январе и 10 — в феврале. Проблема снижения интенсивности выгрузки вагонов в такие периоды решается в рамках реализации инвестиционной программы холдинга путем строительства так называемых специализированных «всепогодных комплексов». Например, после ввода в эксплуатацию зернового терминала ОАО «НЗТ» на нем, по нашим предположениям, сможет ежесуточно при любой погоде выгружаться до 200 вагонов с зерном. На ОАО «НСРЗ» завершено строительство крытой эстакады, позволяющей независимо от по-

¡прямые инвестиции /№08 (64) g007 | реальный сектор

о

п ш а

о 3 л с о ю

« Проблема снижения интенсивности выгрузки вагонов в период непогоды решается путем строительства так называемых специализированных всепогодных комплексов»

годных условий выгружать вагоны с черными металлами. Такой же проект крытой эстакады для выгрузки пиломатериалов сегодня реализуется в ОАО «Новорослесэкспорт», а в восточном районе Новороссийского морского торгового порта приступили к возведению второй очереди комплекса по перевалке сухих минеральных удобрений со строительством склада ориентировочной емкостью 60 тыс. тонн, который по окончании строительства даст возможность в любых погодных условиях осуществлять разгрузку вагонов-минераловозов.

Грузите больше

— Каковы перспективы дальнейшего развития морского порта Новороссийск?

— Реализуемые холдингом инвестиционные проекты направлены на привлечение новых видов грузов и расширение имеющихся мощностей по традиционным грузам. Программа рассчитана на пять лет с объемом инвестиций более 20 млрд. руб. Программой также предусмотрено создание в будущем современных объектов портовой инфраструктуры, отвечающих международным портовым стандартам технологии перевалки грузов и современным требованиям потребителей стивидорных услуг.

—Какой объем общего экспорта российской нефти и нефтепродуктов проходит через терминалы ОАО «НМТП»?

— По данным годовых отчетов предприятий холдинга, за первое полугодие этого года объем сырой нефти, переваленной через терминалы ОАО «НМТП», достиг 22,325 млн. тонн, нефтепродуктов — 4,5 млн. тонн, что составляет около 30% от общего экспорта российской нефти и нефтепродуктов.

— Какой проект реализуется НМТП совместно с ОАО «Черномортранс-нефть»?

— Одним из основных проектов в инвестиционной программе холдинга является реконструкция нефтеналивного терминала «Шесхарис», который способен принимать танкеры грузоподъемностью до 150 тыс. тонн. Основной причал был построен в 1978 году и эксплуатировался без капитального ремонта в течение 28 лет. Этот проект вклю-

чает несколько подпроектов. В первую очередь это полная замена технологического оборудования нефтегавани: трубопроводов, стендеров, задвижек. Во-вторых, это реконструкция причала №1 с технологической площадкой «А», что, как мы предполагаем, создаст возможность увеличения пропускной способности причального фронта неф-терайона. Кроме того, проект предусматривает реконструкцию автономной системы управления учетом погрузки нефтепродуктов. Проект реализуется в тесном контакте с ОАО «Черномортранснефть». Его успешное завершение позволит сохранить экспортные мощности ОАО «НМТП», обеспечить перевалку сырой нефти в имеющемся объеме. А в случае повышения пропускной способности трубопроводной системы ОАО «Чер-номортранснефть» дополнительно увеличить объемы перевалки. Предполагаемый срок реализации проекта — три года.

—Какие задачи решает строительство комплекса по перевалке бункеро-вочного мазута и дизельного топлива?

— Реализация проекта, осуществляемого ОАО «НМТП» и ОАО «ИПП», — еще один пример сотрудничества предприятий холдинга. Этот комплекс позволит принимать груз с железнодорожного транспорта, накапливать, хранить и отгружать на причал

Скорость обработки судов в НМТП в среднем такая же, как и в европейских портах: погрузка танкера грузоподъемностью 150 тыс. тонн длится примерно 24 часа, а судна типа Panamax (перевозка зерна) — около 72 часов

бункеровочное топливо в объемах до 600 тыс. тонн в год. Использование автотранспорта для доставки топлива к судам-бункеровщикам связано со значительными экологическими рисками — проливами и выбросами паров разогретого мазута. Технология, которую мы планируем применять на терминале, позволит доставлять бункеро-вочное топливо непосредственно на причал по трубопроводу, без использования автоцистерн. Реализация этого проекта позволит нам привлекать новых крупных клиентов в порт Новороссийск.

— В числе инвестиционных проектов холдинга — возведение второй очереди комплекса по перевалке сухих минеральных удобрений в восточном районе Новороссийского порта. Какова планируемая пропускная способность?

— При условии успешной реализации проекта — около 2 млн. тонн. Терминал будет в основном предназначен для перегрузки минеральных удобрений навалом (в том числе карбамида, сложных азотно-фос-форных удобрений).

реальный сектор | прямые инвестиции / №08 (64) дрр7|

— Планируете ли вы увеличение мощностей по перевалке на экспорт темных нефтепродуктов?

— Увеличение мощностей предусмотрено проектом строительства на новой территории ОАО «ИПП» перегрузочного комплекса по приему темных нефтепродуктов, их временному хранению, накоплению судовых партий и отгрузке на суда. Применение современных технологий при строительстве комплекса станет гарантией сохранения высокого качества мазута. Технология гидроразмыва холодного груза горячим исключает обводнение груза. Кроме того, это будет способствовать сохранению высокой скорости слива/перелива/погрузки мазута, не снижаемой в зимних условиях, что, как мы предполагаем, ускорит оборот железнодорожных цистерн и уменьшит время стоянки судов под погрузкой.

— Реализация инвестиционных проектов невозможна без инфраструктурного развития Новороссийского транспортного узла. Как вы оцениваете имеющиеся транспортные связи порта?

— ОАО «НМТП» выиграло конкурс на разработку и обоснование инвестиций по проекту «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (НТУ)». Проект предусматривает комплексное развитие транспортной составляющей Новороссийского узла: строительство новых и реконструкцию существующих автодорог, железнодорожных подходов к порту и реконструкцию ряда объектов станции «Новороссийск» с целью увеличения пропускной способности, автоматизацию логистических процессов в порту. Проектом предусмотрено, что к 2013-2014 годам оборот НТУ по всем видам грузов и всем видам транспорта может вырасти до 117 млн. тонн, а к 2015-2020 годам — до 121 млн. тонн.

Безусловно, эти прогнозы станут реальностью при условии, что макроэкономические факторы (такие как мировые цены на нефть, зерно, металл или лес и лесоматериалы и пр.) будут благоприятными для спроса на услуги ОАО «НМТП» и предприятий его группы; что наша компания сможет получить необходимое внешнее финансирование, успешно реализовать инвестиционные проекты; что внешние ус-

ловия в России и мире будут способствовать реализации наших планов по развитию бизнеса.

— Расскажите про ваше сотрудничество со Сбербанком.

— Это один из наших основных партнеров в реализации инвестиционной программы. Сбербанк участвовал на конкурсных условиях в финансировании целого ряда проектов холдинга и предоставил нам кредиты на приемлемых условиях.

— Как решить проблему обхода грузополучателем (отправителем) многочисленных госслужб (налоговой, таможенной и т.п.) быстро и без проблем?

— Мы надеемся, что внесение изменений в Закон о специальных экономических зонах, принятие которых ожидается осенью этого года, упростит процедуры таможенного оформления и различного рода контроля.

— Будет ли порт подавать заявку на создание свободной экономической зоны (СЭЗ)? Как изменятся условия работы порта в результате создания такой зоны?

— В конкурсе участвовать будем. В случае принятия решения по созданию СЭЗ в нашем порту изменятся условия изменятся в первую очередь для российских экспортеров и импортеров, которые, как мы предполагаем, получат возможные преимущества в части таможенных и налоговых платежей,

Согласно проекту «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла» к 2013— 2014 годам оборот по всем видам грузов и транспорта достигнет 117 млн. тонн, а к 2015—2020 годам — 121 млн. тонн

упрощения процедуры оформления грузов и сокращения времени на эти операции.

— Сегодня власти часто говорят о государственно-частном партнерстве. В какой форме оно могло бы осуществляться с вашей стороны?

— Часть проектов, непосредственно связанных с портовыми перегрузочными комплексами, осуществляет ОАО «НМТП» и его дочерние компании, это и есть частная составляющая, а государственная — развитие инфраструктуры НТУ, то есть увеличение пропускной способности железнодорожных и автомобильных подходов к Новороссийскому порту.

— До недавнего времени про портовый бизнес говорили, что он — один из самых криминализованных. Как удалось решить проблему у вас в порту?

— Здесь речь идет скорее об околопортовой криминальной деятельности во времена челночного бизнеса, когда допускались различного рода нарушения. Решение этой проблемы в первую очередь сводится к контейнеризации грузов и укрупнению внешнеторговых компаний.

— Каким образом отразится на деятельности порта проведение зимней

« Все тарифы на услуги ОАО «НМТП» как субъекта естественной монополии подпадают под государственное регулирование еще с 1998 года»

¡прямые инвестиции /№08 (64) £007 | реальный сектор

а о

п ш а

о 3 л с о ю

« Холдинг уже обслуживает более 20% экспорта Российской Федерации, проходящего через морские порты, и более 95% объема перевалки грузов порта Новороссийск»

Олимпиады 2014 года в Сочи?

— В связи со строительством олимпийских объектов и соответствующей инфраструктуры, возможно, увеличится объем перевалки грузов, следующих каботажем в порт Сочи, к таким грузам в первую очередь относятся строительные материалы: цемент, пиломатериалы, металлы, а также контейнерные грузы: машины, оборудование.

— Какие мероприятия осуществляются портом для обеспечения экологической безопасности?

— Программа развития холдинга и каждый инвестиционный проект в отдельности разработаны в соответствии с международными экологическими стандартами. На каждом предприятии холдинга действуют отделы производственного контроля и экологические службы, созданные для соблюдения нормативных требований в области экологической безопасности.

— Недавно закончился ежегодный международный музыкальный фестиваль молодых исполнителей «Морской узел», «НМТП» был главным спонсором

КАЧЕСТВО

мероприятия. Довольны ли вы результатами конкурса и кто из его участников понравился вам лично?

— На фестивале «Морской узел» ОАО

Компания «Элитстрой»

тел. /495/772-40-65

Через НМТП проходит около 30% общего экспорта российской нефти и нефтепродуктов

«НМТП» выступает в качестве генерального спонсора уже не первый год. Это крупное мероприятие приурочено к профессиональному празднику работников морского и речного флота, оно проводится ежегодно в течение шести лет.

Результатами последнего конкурса остался доволен: гостей города, зрителей и участников не только из Краснодарского края, но из дальнего и ближнего зарубежья было еще больше, чем в прошлом году. Гран-при присудили вокалисту из Италии Массимо Бертаччи, первое место у вокалиста из Израиля, Алона Гутмана, второе разделил дуэт из Белоруссии — Игорь Долгих и Татьяна Ушкевич, третье место занял Размик Амян из Армении, приз зрительских симпатий получил очень талантливый конкурсант из Анапы с неповторимым голосом — Игнат Каменнобродский. Конкурсант из Кабардино-Балкарии Азамат Цавкилов после участия в конкурсе получил возможность записать песню с шоу-группой «Бала-ган-Лимитед». Мне понравились все конкурсанты, а жюри выбрало самых достойных. ш

реальный сектор | прямые инвестиции / №08 [64] £007|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.