Научная статья на тему 'ПОРТОВЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ АРАВИЙСКИХ МОНАРХИЙ'

ПОРТОВЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ АРАВИЙСКИХ МОНАРХИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / ПОРТОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / PORT ZONES / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / FREE TRADE ZONES / ОАЭ / UAE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Е.С.

В статье рассматривается политика четырех аравийских монархий (Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман) по развитию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Подробно описаны крупнейшие портовые зоны региона - зоны Дубая, Рас эль-Хайма, Кувейта, Абу-Даби. На примере Объединенных Арабских Эмиратов показано, что ПОЭЗ оказывают важное влияние на диверсификацию экономики. Проанализированы тенденции по развитию других особых экономических районов на Аравийском полуострове, заключающиеся в создании специализированных зон и промышленных городов. Дано сравнение политики в сфере развития ПОЭЗ в аравийских монархиях и России, даны рекомендации по возможностям применения зарубежного опыта в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC PORT ZONES OF THE ARABIAN MONARCHIES

The article examines the policy of four Arabian monarchies (Bahrain, Kuwait, UAE, Oman) in development of free trade port zones (PZ). The region's largest PZs - zones of Dubai, Ras Al Khaimah, Kuwait, Abu Dhabi - are described in detail. It is shown that PZs have an important impact on the diversification of the economy of the United Arab Emirates. The development trends of other special economic regions of the Arabian Peninsula are considered, such as creation of specialized zones and industrial cities. The policy in PZ development in the Arabian monarchies and Russia is compared. The article contains recommendations for usage of foreign experience in Russia.

Текст научной работы на тему «ПОРТОВЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ АРАВИЙСКИХ МОНАРХИЙ»

Таким образом, определяем, что система внутреннего контроля работает слабо, имеются риски.

По результатам проверок даются рекомендации по взысканию необоснованно выплаченных сумм и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в незаконных выплатах с возмещением нанесенного ущерба.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Афиногенова Т.Д., Набоких Г.М. Актуальность и проблемы организации системы внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта в современных условиях // Вестник ВГАВТ. - № 42. - С. 151-156.

[3] Вандина О.Г. Методы анализа при оценке качественных характеристик системы внутреннего контроля // Управленческий учет. - 2012. - № 6. - С. 102-107.

[4] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

ANALYTICAL METHODS IN CONDUCTING INTERNAL MONITORING OF THE LABOUR USE AND REMUNERATION

T.D. Afinogenova, G.M. Nabokikh

Keywords: monitoring, internal monitoring, the average number of employees, labour productivity, payroll, average wage, economic analysis

One of the effective methods of monitoring is economic analysis, and the main source of information for management is accounting and statistics. The article covers the internal monitoring content, stages, procedures and methods in one of the time consuming areas of accounting and monitoring in organizations, which is labour use and remuneration. Scientific methods of statistics and economic analysis can be adapted in external monitoring and audit. Their application in practice will increase the efficiency and effectiveness of monitoring and audit.

УДК 339.5

Е.С. Бирюков, к.э.н., доцент ФГАОУ ВО «МГИМО МИД России» 119454, г. Москва, пр. Вернадского, 76

ПОРТОВЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ АРАВИЙСКИХ МОНАРХИЙ

Ключевые слова: Особые экономические зоны, портовые экономические зоны, свободные экономические зоны, ОАЭ.

В статье рассматривается политика четырех аравийских монархий (Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман) по развитию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Подробно описаны крупнейшие портовые зоны региона - зоны Дубая, Рас эль-Хайма, Кувейта, Абу-Даби. На примере Объединенных Арабских Эмиратов показано, что ПОЭЗ оказывают важное влияние на диверсификацию экономики. Проанализированы тенденции по развитию других особых экономических районов на Аравийском полуострове, заключающиеся в создании специализированных зон и промышленных городов. Дано сравнение политики в сфере развития ПОЭЗ в аравийских монархиях и России, даны рекомендации по возможностям применения зарубежного опыта в РФ.

Монархии Аравийского полуострова для снижения зависимости от развития нефтегазовой отрасли разрабатывают и реализуют программы модернизации и диверсификации экономики. Важное место в данных стратегиях принадлежит портовым особым экономическим зонам (ПОЭЗ) - одной из разновидностей свободных экономических зон (СЭЗ). Согласно определению Киотской международной конвенции 1973 г. СЭЗ - «часть территории страны, где товары рассматриваются как объекты, выведенные за пределы национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются общепринятому таможенному контролю и налоговому регулированию». Как правило, СЭЗ создаются на базе морских портов или аэропортов, поскольку одним из ключевых факторов, привлекающих инвесторов в эти районы, является легкость осуществления экспортно-импортных операций.

С терминологической точки зрения портовые зоны и свободные экономические зоны являются особыми экономическими зонами (ОЭЗ). В мировой практике существует более 25 видов зон, различающихся по своим функциям, отраслям, степени ин-тегрированности в национальную экономику и другим функциям - свободные экономические, производственные, технико-внедренческие, офшорные, туристические, сервисные и другие [1, с. 46]. Их точная типологизация является достаточно сложной, и единой стандартизированной классификации не выработано. Эксперты Всемирного банка проводят ранжирование, по которому ОЭЗ разделяются на свободные, экспортно-промышленные, смешанные, портовые, районные, специализированные зоны [2, с. 10]. Однако данная типология не является оптимальной, поскольку в ней свободные и портовые зоны трактуются как два различных типа зон. И, напротив, в данную классификацию не внесены производственные зоны, ориентированные не на экспорт, а на интеграцию в национальную экономику. В российском законодательстве выделены четыре типа ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, турист-ско-рекреационные, портовые [3]. В данной статье рассматриваются только портовые особые экономические зоны аравийских монархий. Поскольку они действуют в форме свободных экономических зон, то термины ПОЭЗ и СЭЗ здесь используются как синонимы.

Процесс создания особых экономических зон в мировой экономике активизировался в 80-90-х гг. XX в. Этому способствовали успехи ирландского аэропорта Шэн-нон, китайского порта Шэньчжэнь и ряда других районов. Если в середине в 1986 г. в мире насчитывалось 176 таких зон, то к 2015 г. их число увеличилось до 4300 [4, с. 20]. В аравийских монархиях тенденции развития СЭЗ соответствуют общемировым процессам.

Среди аравийских монархий пионером и лидером в создании свободных экономических зон являются Объединенные Арабские Эмираты. Ключевым отличием режима в свободных зонах от основной территории ОАЭ является возможность полного контроля иностранцев над компанией. Также регистрация в СЭЗ ОАЭ предусматривает такие льготы как полное освобождение от экспортных и импортных пошлин, возможность 100% репатриации капитала и прибыли, отсутствие корпоративного налога сроком на 15 лет с возможностью продления еще на 15 лет, отсутствие налогов на доходы физических лиц. Многие компании, работающие в СЭЗ ОАЭ, ориентируются не на рынок данной страны, а на экспортную и реэкспортную деятельность, и могут быть привлечены только при создании максимально качественных и льготных условий работы. Таким образом, при либерализации экономики и развитии СЭЗ страны вынуждены конкурировать на мировом уровне с другими странами по качеству управления, издержкам на ведение бизнеса, предоставляемым льготам.

В настоящее время в ОАЭ действуют более 20 СЭЗ. Лидером в создании данных районов является Эмират Дубай. На него приходится только 3% запасов нефти ОАЭ, тогда как основной объем сосредоточен в Абу-Даби [5, с. 659]. Таким образом, развитие не нефтяной экономики - естественная необходимость для Дубая. При этом можно утверждать, что эффективность политики Дубая оказывает положительное воздей-

ствие и на экономику других эмиратов ОАЭ, а также ряда соседних стран. В том числе ими перенимается институциональный опыт Дубая.

Крупнейшая по товарообороту СЭЗ аравийских монархий, Джебель Али, была создана в Дубае на базе одноименного морского порта. Порт Джебель Али строился в 1976-1979 гг., занимает площадь в 134 км2, имеет 67 причалов, считается крупнейшей в мире искусственной гаванью. В 1985 г. власти Дубая приняли решение создать на территории, прилегающей к порту, свободную экономическую зону. Ее развитие оказалось успешным и придало импульс развитию других СЭЗ. В данную зону направляется 20% всех прямых иностранных инвестиций, поступающих в ОАЭ в целом, более 50% экспорта из Эмирата Дубай поступает из Джебель Али [6, с. 6]. Внешнеторговый оборот Джебель Али составляет 69 млрд. долл. [7]. По состоянию на 2014 г. в зоне зарегистрировано 7300 компаний [8, с. 4], среди них - более 100 компаний с российским капиталом [9, с. 51]. Таким образом, политика Дубая по развитию СЭЗ позволила достигнуть значимых результатов и оказать реальное влияние на диверсификацию экономики.

Кроме Джебель Али в Дубае действует несколько нишевых отраслевых СЭЗ: Автомобильная зона Дубая, Зона Дубая по автокомплектующим, Зона Дубая по строительным материалам, Дубайская свободная зона по коврам, Дубайский текстильный город, Дубайский центр цветов, Дубайский парк золота и бриллиантов. Данные зоны специализируются на реэкспортных операциях и позволяют привлекать производителей и торговцев из десятков стран.

Крупными СЭЗ Объединенных Арабских Эмиратов являются Международная свободная зона аэропорта Шарджи (МСЗАШ) и Зона свободной торговли Эмирата Рас эль-Хайма. МСЗАШ была создана в 1995 г., в настоящее время в ней зарегистрировано более 6500 компаний из 185 стран [10]. Зона свободной торговли Эмирата Рас эль-Хайма была открыта в 2000 г., в ней к настоящему времени зарегистрировано самое большое число компаний по сравнению с другими зонами ОАЭ - 8 600 [11]. Данная зона использует свое географическое положение - близость к Дубаю и стремится конкурировать с зонами этого эмирата по издержкам и качеству услуг. Она опирается на два узловых объекта транспортной инфраструктуры - порт и аэропорт Рас эль-Хайма. Ее основное преимущество в том, что стоимость жизни в Эмирате Рас эль-Хайма ниже, чем в Дубае, кроме того, в рамках режима одного окна СЭЗ предоставляет больший спектр услуг.

В настоящее время власти эмирата Абу-Даби занимаются созданием самой крупной с точки зрения территории зоны в аравийских монархиях, ее площадь составляет 418 км2. Для данного эмирата ОАЭ характерно то, что он отстает от Дубая в различных сферах, связанных с диверсификацией экономики, однако при развитии новых направлений создает по-настоящему крупные проекты. Новая зона состоит из двух частей, одна из которых действует как портовая особая экономическая зона, а другая - как промышленная зона. Это Порт Халифа (открылся в 2012 г.) и Промышленная зона Абу Даби Халифа (открылась в 2014 г.). Таким образом, власти стимулируют развитие производства и одновременно обеспечивают возможности экспорта. Власти Абу Даби декларируют планы, что 60-80% производства из зоны будет отправляться на экспорт, к 2030 г. 15% не нефтяного ВВП Абу Даби будет производиться в Зоне Халифы. Этот район расположен посередине между Абу Даби и Дубаем, чтобы использовать преимущества от близости к СЭЗ Джебель Али и освоить пустынную территорию. В проект уже сделаны инвестиции в размере 7,2 млрд. долл. Предполагается, что в 2016-2017 гг. емкость порта составит 2,5 млн. контейнеров, а грузооборот -12 млн т. [12, с. 1] В дальнейшем предполагается, что рядом с территорией зоны пройдет железная дорога Иттихад, которая будет соединять всю территорию ОАЭ, а также иметь продолжение в Саудовской Аравии и Омане. Серьезность властей Эмирата подтверждает то, что в Порт Халифы была переведена вся контейнерная торговля Абу Даби из Порта Зайеда.

Следует отметить, что во многом зоны ОАЭ специализируются на реэкспорте. Таким образом, страна получила дополнительный источник прибыли, основывающийся не на освоении новыми технологиями производства, а на качественном административном управлении свободными экономическими зонами и их выгодном экономико-географическом положении - т.е., с одной стороны, можно сказать, что прибыль получается «из воздуха», а с другой стороны, причина успеха может быть объяснена на основе конкретных экономических терминов и понятий - таких как использование нематериальных активов и создание кластеров, дающих мультипликативный синергетический эффект.

Развитие СЭЗ может использоваться в качестве одного из инструментов стимулирования экспорта, в том числе рационализации его структуры с целью повышения доли не сырьевых отраслей [13, а 246]. Статистические данные подтверждают, что ОАЭ добились крупных успехов в развитии СЭЗ. Значимость этих показателей подтверждается следующими фактами. Во-первых, по данным Государственного статистического центра ОАЭ, суммарный экспорт страны за 2014 г. составил 292 млрд. долл., из них 66 млрд. долл. пришлось на реэкспорт (23% от всего экспорта), стоимость которого значительно превысила не нефтяной экспорт, составивший 36 млрд. долл. (12% от всего экспорта) [14, а 6-9]. Отношение реэкспорта к сырьевому экспорту ОАЭ (крупного экспортера сырья) составляет 35%. Такая суммарная доля не сырьевого экспорта - это очень высокий и значимый показатель по сравнению с другими странами ССАГПЗ, во многом объясняющий, почему экспорт ОАЭ является значительно более диверсифицированным по сравнению с их географическими соседями: в экспорте Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта и Катара 80-90% приходится на сырьевые товары [15, а 38]. Во-вторых, по данным ВТО, и экспорт, и импорт ОАЭ превышают эти показатели у Саудовской Аравии, несмотря на то, что Королевство является крупнейшим экспортером нефти на мировой рынок, а его ВВП значительно выше ВВП ОАЭ. В-третьих, крупнейшими группами реэкспорта являются: драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них - 25 млрд. долл., машины и оборудование - 14,7 млрд. долл., транспортные средства - 12,2 млрд. долл. [14, а 8]. Для сравнения, российский Госкомстат в статистике внешней торговли приводит объединенную группу «машины, оборудование и транспортные средства», показатель российского экспорта данных товаров составляет 26,3 млрд. долл. [16], что меньше, чем у ОАЭ.

В других аравийских монархиях, кроме ОАЭ, свободные экономические зоны функционируют в Бахрейне, Омане и Кувейте. В Саудовской Аравии и Катаре свободные экономические зоны не созданы. СЭЗ позволяют странам дифференцировать внешнеэкономическую политику и осуществить либерализацию внешнеторгового и инвестиционного режима на части территории, сочетая более открытый режим в данных районах с протекционистскими мерами на основной территории [17, а 72].

Бахрейн является страной с наиболее диверсифицированной экономикой среди всех аравийских монархий. Это объясняется историческими и экономическими причинами, поскольку Бахрейн традиционно играл роль торгового порта в Персидском заливе. Кроме того, Бахрейн является нетто-импортером нефти и в этой связи по объективным причинам вынужден опираться на несырьевые сектора в своем экономическом развитии. В Бахрейне действуют всего три СЭЗ, что объясняется небольшими размерами его территории. С целью стимулирования участия страны в международных экспортно-импортных операциях режим свободной экономической зоны создан и в основном аэропорту страны, и в основном морском порту. Бахрейнская логистическая зона была создана в 2008 г. возле порта Халифы бин Салмана, занимает площадь 1 км2 (при общей площади Бахрейна в 780 км2). СЭЗ в Международном аэропорту Бахрейна предоставляет инфраструктуру для хранения и перевалки грузов, офисы и традиционные для аэропортовых беспошлинных зон площади для розничной торговли. Третья зона - Бахрейнский международный инвестиционный парк находится в

5 км от аэропорта и занимает площадь в 2,5 км2. Учитывая, что площадь Бахрейна составляет только 718 км2, можно отметить, что на 0,5% территории страны действует режим СЭЗ.

В Омане четыре свободные зоны и 8 промышленных зон. При размещении СЭЗ Оман уделяет основное внимание их равномерному распределению по территории страны. Таким образом, более половины зон находятся во внутренних пустынных районах или возле границ с соседними государствами. Только часть зон имеют выход к морю. Первый в Омане промышленный район, созданный на основе режима СЭЗ, был создан в 1983-1985 гг. в порте Русайл. Этот регион является наиболее удаленным от столицы страны Маската, поэтому власти предприняли особые меры, чтобы стимулировать его развитие. Планы государства были успешно реализованы, и к настоящему времени данная зона является самой крупной в Омане. В СЭЗ Русайла действуют 154 предприятия, ведется строительство более 10 новых заводов. Русайл не специализируется на какой-то одной отрасли - производятся потребительские товары, продукция химической промышленности, текстиль, строительные материалы. Другая портовая особая экономическая зона Омана, Сухар, находится возле одноименного города на севере страны. В ней зарегистрированы 14 иностранных компаний, что является небольшим количеством. Они занимаются металлургией, минеральными ресурсами и логистикой. В центральной прибрежной части Омана в глубоководном порту Сур действует СЭЗ, специализирующаяся на экспорте газа и удобрения, рядом с ней с февраля 2013 г. создается свободная зона в городе Дукм. Возле южного порта Салала действуют совмещенные свободная портовая зона и аэропортовая свободная зона [18, с. 4].

Перед Оманом, в отличие от других стран, более остро стоит проблема исчерпания нефтегазовых месторождений - при сохранении нынешних уровней добычи прогнозируется, что добыча нефти прекратится в 2035 г. Поэтому Оман реализует программу диверсификации экономики, что приведет к активизации работы по созданию свободных и промышленных зон. Основная их функция - обеспечить либеральный режим инвестирования для привлечения зарубежных компаний и диверсификации экономики.

В Кувейте существует одна СЭЗ - Кувейтская зона свободной торговли. Она была создана в 1999 г. на территории площадью 50 кв. км. В состав зоны входит морской порт Шувейх. Традиционно кувейтская экономика является достаточно зарегулированной, поэтому создание зоны привело к тому, что в течение нескольких лет 90% ее обширной территории было законтрактовано компаниями, в основном - кувейтскими. Кувейт входит в пятерку мировых лидеров по запасам нефти, при этом население страны составляет 3,1 млн. чел. (включая иностранных рабочих). Золотовалютные резервы страны, аккумулированные в суверенном инвестиционном фонде Кувейте, составляют около 600 млрд. долл. [19, с. 72]. По этим причинам у страны не так много стимулов для реальной диверсификации экономики, и Кувейт не осуществляет активной политики по диверсификации, в том числе, в сфере развития СЭЗ. Инвестиционный режим в Кувейтской зоне свободной торговли является менее либеральным, чем в СЭЗ других стран региона.

При анализе свободных экономических зон аравийских монархий следует выделить два ключевых момента. Во-первых, три страны из шести - ОАЭ, Бахрейн и Оман - уделяют важное значение развитию СЭЗ. Данные страны в наибольшей степени по сравнению с другими странами региона вовлечены в международную торговлю, их внешнеторговый оборот превышает 100% ВВП - в ОАЭ этот показатель составляет 170% ВВП, в Бахрейне - 124%, в Омане - 119%, и формируется не только за счет экспорта сырья, но и благодаря реэкспортным операциям. Тогда как в Катаре, Саудовской Аравии и Кувейте отношение внешнеторгового оборота к ВВП значительно ниже - 104, 92 и 82% [15, с. 40], соответственно, хотя и является высоким по сравнению

с общемировым показателем (62%). Внешняя торговля последних трех стран формируется в основном за счет экспорта сырья.

Во-вторых, в мировой практике в последние годы наблюдается тенденция к созданию видов особых экономических зон, отличающихся от СЭЗ, и использующих не экономико-географическое положение, а другие факторы. Другие типы особых экономических зон можно считать более поздним для мировой экономики этапом в создании районов со специальным экономическим статусом. Такие зоны позволяют более дифференцированно подходить к экономическому планированию и развивать инновационные и обрабатывающие отрасли национальной экономики. Процессы создания отличающихся от СЭЗ типов особых экономических зон характерны и для аравийских монархий. Так, Саудовская Аравия с начала XXI в. приступила к созданию специальных промышленных районов, ориентированных, в отличие от СЭЗ, на национальную экономику. В 2001 г. было создано Саудовское агентство по промышленной собственности - Мудун [ар. - города]. Под управление Мудун было передано 28 районов, в которых действуют 3 тыс. компаний, обеспечивающие 300 тыс. рабочих мест. С 2005 г. государство создает шесть так называемых промышленных городов. Аналогичную стратегию реализует Оман. В Катаре действуют четыре промышленные зоны, статус которых отличается от режима, распространяющегося на остальную территорию страны; правительством запланировано создание еще трех районов.

Опыт аравийских монархий в сфере создания свободных экономических зон может быть интересен для России. В нашей стране различные виды особых экономических зон развиваются с 1988 г. - первой ОЭЗ стал порт Находка. Однако на протяжении долгого времени комплексной политики в сфере развития данных зон в России не проводилось. В 2005 г. был принят Федеральный закон N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах», который упорядочил деятельность в этой сфере. Не подпадают под данный закон две зоны, которые были созданы до принятия закона - в Калининградской и Магаданской областях и одна ОЭЗ, созданная после принятия закона - в Крыму и Севастополе. Согласно закону в России возможно создание четырех типов данных районов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые [3]. В настоящее время в стране функционируют 29 так называемых федеральных ОЭЗ, а также ОЭЗ в Калининградской области, Магадане и Крыму и Севастополе. При этом по данным Минэкономразвития РФ, во всех российских ОЭЗ суммарно зарегистрировано более 350 резидентов (что является достаточно низким показателем). Наихудшая ситуация - в сфере именно портовых зон. В настоящее время развиваются 3 ПОЭЗ - в Хабаровском крае (морской порт Ванино), в Мурманской области (морской порт Мурманск) и в Ульяновской области (аэропорт Ульяновск). Всего в данных портовых зонах зарегистрировано 6 резидентов [20, а 4]. Размер этого показателя является весьма красноречивым и не требует дополнительного анализа. В первые годы после принятия закона было отобрано три заявки на создание портовых зон - Ульяновской области и Хабаровского и Красноярского краев (аэропорт «Емельяново»), однако заявка последнего в итоге была аннулирована в связи из-за проблемам одного из т.н. «якорных резидентов» - компании «КрасЭйр» [21, а 12].

В России участники создания портовых особых экономических зон сталкиваются с рядом существенных проблем. Во-первых, инвесторы, желающие стать резидентами ПОЭЗ, должны вложить в них не менее 50-100 млн евро (в зависимости от статуса порта). По этому аспекту наблюдается значительное расхождение с мировой практикой. Одной из узловых проблем развития российской экономики является значительное число барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса, при том развитие данных компаний является ресурсом, позволяющим обеспечить более высокие темпы экономического роста [22, с. 52]. Свободные экономические зоны могли бы стать инструментом развития малого и среднего бизнеса, однако в настоящее время в российские портовые зоны может прийти только крупный бизнес. Во-вторых, в мире основ-

ная сфера, обеспечивающая развитие портовых зон, - это сборочное производство, однако в России основной целью портовых зон является развитие транспортной инфраструктуры. Закон разрешает только «простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара». В-третьих, масштаб предоставляемых инвесторам льгот меньше, чем во многих зарубежных зонах, т.к. за рубежом основной выигрыш от ПОЭЗ регионы получают не в виде налогов, а за счет массового прихода новых компаний, найма рабочей силы, участия компаний в торговле, осваивания новых технологий - тогда как в российских портовых зонах предусматривается, что по истечении переходного периода уровень налогообложения повышается до обычного показателя [23]. Важно подчеркнуть, что в России существует несколько эффективных ОЭЗ - это зоны в Калининградской и Калужской областях и Республике Татарстан. Основной фактор их успеха - эффективность и внимание к проблемам данных зон со стороны местных властей. В целом, у портовых экономических зон в России существует потенциал развития - это касается как аэропортов, так и самых различных морских портов - тихоокеанских, балтийских, беломорских, черноморских. Однако ключевыми стимулами их развития должны были бы стать, во-первых, возможность сборочного производства, во-вторых, политика региональных властей. Опыт развития ПОЭЗ в аравийских монархиях показывает значительный потенциал и возможности данного направления экономической политики.

В целом режим свободных экономических зон является одним из инструментов обеспечения диверсификации экономики, ускоренного развития определенных районов или отраслей [24, с. 22]. Одним из преимуществ режима СЭЗ является возможность осуществлять внешнеэкономическую либерализацию только на части территории страны, при продолжении использования протекционистского режима на основной территории страны. Ряд аравийских монархий в условиях отсутствия развитой обрабатывающей промышленности, но одновременно - насущности задач диверсификации экономики - активно используют портовые экономические зоны для ускорения экономического развития. Начиная с 1990-2000-х гг. данным странам удалось добиться значимых успехов в развитии ПОЭЗ. Некоторые аспекты опыта данных стран могут быть использованы в России.

Список литературы:

[1] Веселкова Е.Е. Правовые аспекты функционирования особых экономических зон в инфраструктуре инновационной деятельности / Е.Е. Веселкова // Законодательство и экономика. -2012. - № 5. - С. 46-50.

[2] Special Economic Zones [Electronic Resource]. // The World Bank. - 2008. - Mode of access: https://www.wbginvestmentclimate.org/uploads/SEZs%o20%o20Performance,%o20Lessons%o20Learned % 20and0/o20Implications0/o20for°/o20Zone%20Development.pdf

[3] Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

[4] Not so special [Electronic Resource] // The Economist. - April 4. - 2015. - Mode of access: http://www.economist.com/news/leaders/21647615-world-awash-free-trade-zones-and-their-offshoots-many-are-not-worth-effort-not (accessed 15-01-2016)

[5] Бирюков Е.С Управление валютным курсом экспортеров ресурсов / Е.С. Бирюков // Научное обозрение. 2014. - № 8-2. - С. 659-665.

[6] A guide to Middle East Economic Zones 2013 / Special Report. L.: MEED, 2013. - P. 6.

[7] jafza.ae [Electronic resource] : Our History / Web-site of Special Economic Zone Jebel Ali. - Electronic data. - Dubai, 2016. - Mode of access: http://jafza.ae/about-us/our-history/ (accessed 15-012016).

[8] Bin Hareb A. Sights set on a brighter future [Electronic Resource] / Ali Said Bin Hareb // The Zone. - Issue 38. - 2014. - Mode of access: http://jafza.ae/wp-content/uploads/2014/03/Thezone _Issue-380small.pdf (accessed 30-11-2015).

[9] Бирюков Е.С. Россия и страны ССАГПЗ - наращивание экономического сотрудничества / Е.С. Бирюков // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 9. - С. 49-54.

[10] http://www.saif-zone.com [Electronic resource] : Chairman's message / Web-site of Sharjah Air-

port International Free Zone. - Electronic data. - Sharjah, 2016. - Mode of access: http://www.saif-zonexom/en/About/Pages/ChairmansMessage.aspx (accessed 30-11-2015).

[11] http://rakftz.com [Electronic resource] : Web-site of Ras al-Khaima Free Trade Zone. -Electronic data. - Sharjah, 2016. - Mode of access: http://rakftz.com/ (accessed 30-11-2015).

[12] The Economic Review [Electronic Resource] // Abu Dhabi Council for Economic Development. - Electronic data. - 2014. - Issue 16. - Mode of access: https://www.adced.ae/sites/EN/mediacenter/ EconomicReviewIssuesPDF/TER160/o20Final0/o20English°/o20combined.pdf (accessed 31 -01-2016).

[13] Бирюкова О.В. Торгово-политический инструментарий в международной торговле услугами / О.В. Бирюкова. - М.: Экономика, 2013. - 287 c.

[14] Тахрир тахлилий. Ихсаат ат-тиджара аль-хариджийя ли даулят аль-имарат аль-муттахида хиляля аам 2014 [Электронный ресурс] // Абу Даби: Марказ уатаний ли ихсаа, 2015. - Режим доступа:

https://gccstat.org/en/elibrary/publications/uae/item/are-foreign-trade-bulletin-june-2015 [ар. - Аналитический доклад. Статистика внешней торговли Объединенных Арабских Эмиратов в 2014 году. - Абу Даби: Государственный статистический центр, 2015].

[15] Бирюков Е.С. Механизмы структурной перестройки экономики в странах Залива Энергетика: настоящее и будущее/ Е.С. Бирюков //Азия и Африка сегодня. - 2015. - № 1 (690). -C. 38-45.

[16] Россия в цифрах 2015. - М.: Госкомстат, 2015. - Табл. 27.8.

[17] Бирюкова О.В. Зарубежный опыт создания региональных рынков услуг / О.В. Бирюкова // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 11. - 71-79.

[18] Oman economic zones. MEED Supplement // L.: MEED. - 2013. - August 21.

[19] Бирюков Е.С. Инвестирование средств суверенных инвестиционных фондов: опыт стран Аравийского полуострова и рекомендации для России / Е.С. Бирюков // Экономика и предпринимательство. - 2015. № 6-2 (59-2). - С. 70-75.

[20] Ахмеева Э.А. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Презентация [Electronic resource] / Э.А. Ахмеева, В.Е. Галкина. - Москва, Министерство экономического развития Российской Федерации. - 2014. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity /sections/sez/main/

[21] Фурщик М.А. Портовые особые экономические зоны в России, или ПОЭЗ по-русски / М.А. Фурщик, К.Е. Лысенко // Транспорт Российской Федерации. - 2010. - №2 (27). - С. 12-16.

[22] Бирюков Е.С. 20 мер по выводу российской экономики на траекторию экономического роста / Е.С. Бирюков // Банковское дело. - 2015. - №2. - С. 50-54.

[23] Цит. по: http://www.vegaslex.ru [Электронный ресурс] : Сайт Адвокатского бюро «Вегас-Лекс». - Электрон. дан. - 2015. - 24 октября. - Режим доступа : http://www.vegaslex.ru/ analyt-ics/publications/32240/

[24] Макаров А.И. Поддержка экспорта высокотехнологичной продукции и развитие инновационного сектора России / А.И. Макаров, А.А. Пахомов, О.В. Бирюкова // Сер. Инновационная экономика: регулирование. - Москва, 2014.

SPECIAL ECONOMIC PORT ZONES OF THE ARABIAN MONARCHIES

E.S. Birukov

Keywords: Special economic zones, port zones, free trade zones, UAE.

The article examines the policy of four Arabian monarchies (Bahrain, Kuwait, UAE, Oman) in development offree trade port zones (PZ). The region's largest PZs - zones of Dubai, Ras Al Khaimah, Kuwait, Abu Dhabi - are described in detail. It is shown that PZs have an important impact on the diversification of the economy of the United Arab Emirates. The development trends of other special economic regions of the Arabian Peninsula are considered, such as creation of specialized zones and industrial cities. The policy in PZ development in the Arabian monarchies and Russia is compared. The article contains recommendations for usage of foreign experience in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.