Серия: психология и педагогика
57
Ракина Н.Н.,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 127», г. Пермь
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
В настоящее время образовательная технология «Портфолио» приобрела большую популярность. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в нашей школе: все ученики нашего класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном Портфолио. Теперь наличие Портфолио становится обязательным требованием.
Работа над Портфолио (обязательно - бумажный вариант, по желанию - электронный вариант) начинается с 1 класса. Чтобы привлечь родителей к созданию Портфолио ребенка, проводится родительское собрание на тему: «Портфолио ученика начальной школы».
Ниже приводятся материалы, которые обсуждаются с родителями на собрании.
Цели: способствовать формированию у родителей потребности в оформлении Портфо-лио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных способностей ребенка.
Вопросы для обсуждения:
Портфолио в школе.
Нужно ли оформлять Портфолио нашим детям?
Каким мы его видим?
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основные задачи ведения Портфолио в начальных классах:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения указанных задач необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на Портфолио документов, а на Портфолио творческих работ.
Девизом работы с Портфолио ученика начальной школы должна стать фраза «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
58
Вестник АНО ВПО «Прикамский социальный институт» № 3(71) 2015
Работа над Портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к решению задачи, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы Портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» и чтобы не выводился на первый план раздел, документально подтверждающий эти достижения (грамоты и сертификаты).
Возможный вариант составления Портфолио:
Титульный лист. Содержит основную информацию (ФИО ребенка, учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Необходимо дать возможность ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Нужно дать возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
I. Раздел «Мой мир». Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» - рассказ о родном городе (поселке), о его интересных местах.
«Мой маршрут» - нарисованная вместе с ребенком схема маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
«Моя школа», «Мои педагоги» - рассказ о школе и о педагогах.
II. Раздел «Моя учеба». В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения и т. д.
III. Раздел «Мое творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), можно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
VI. Раздел «Мои впечатления». В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершении экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
V. Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе и успехи в спорте. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а в хронологическом порядке.
VI. Раздел «Отзывы и пожелания». В Портфолио ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Также стоит добавить лист отзывов, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
Серия: психология и педагогика
59
Важно помнить. В самом начале, когда ребенок начинает работать над составлением Портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Необходимо с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию Портфо-лио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить Портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «Работы, которыми я горжусь». Портфолио помогает проследить индивидуальный прогресс ученика, осознать свои сильные и слабые стороны. Это происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в Портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматриваются не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
В этом случае положительно решаются следующие педагогические задачи:
- поддержка высокой мотивации школьников во всех областях их деятельности;
- поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков самоанализа и самооценки;
- формирование умения планировать и организовывать свою деятельность.
Чтобы добиться их выполнения, работа с Портфолио должна быть организована и системна. Но это должно сочетаться с принципом добровольности при сборе информации. Данный принцип позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом для собственного развития.
Безусловная ценность Портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление Портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Литература
1. Большая книга о маленькой школе / под ред. Т.В. Светенко, И.В. Галковской. - Псков, 2003.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. -М., 2000.
3. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. - 2005. - № 3. - С. 45-56.
4. Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио // Профильная школа. - 2006. - № 3. - С. 51-53.
5. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. - М., 2008.
6. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 76.
7. Портал «Солнышко» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.solnet.ee.
8. Сеть творчески работающих учителей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.it-n.ru.