Научная статья на тему 'Портфолио обучающегося в вузе: содержание, структура, функции'

Портфолио обучающегося в вузе: содержание, структура, функции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
портфолио / структура / содержание / функции / средство / технология / профессиональный уровень / конкурентоспособность / обучающиеся в вузе / portfolio / structure / content / functions / tool / technology / professional level / competitiveness / students in higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетова Лариса Васильевна, Остапенко Владимир Савельевич, Первушина Валентина Николаевна, Савушкин Леонид Михайлович

В образовательном процессе вузов активно используется портфолио, которое рассматривается как средство и технология, отражающие достижения в учебной, научной и творческой самореализации обучающихся, что непосредственно влияет на их востребованность на рынке труда. Содержание, структура и функции портфолио определяются направлением подготовки специалиста, спецификой обучения в вузе, требованиями к будущей профессиональной деятельности. Портфолио стимулирует познавательную активность, способствует мобилизации способностей и креативного потенциала обучающихся, что в конечном итоге ведет к усилению личностного фактора в образовательном процессе, превращении его в стимул повышения профессионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочетова Лариса Васильевна, Остапенко Владимир Савельевич, Первушина Валентина Николаевна, Савушкин Леонид Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

student's Portfolio: Content, struCture, funCtions

The portfolio is actively used in the educational process of higher education institutions, which is considered as a tool and technology that reflects the achievements in educational, scientific and creative self-realization of students, which directly affects their demand in the labor market. The content, structure and functions of the portfolio are determined by the direction of specialist training, the specifics of training at the University, and the requirements for future professional activities. Portfolio stimulates cognitive activity, helps to mobilize the abilities and creative potential of students, which ultimately leads to the strengthening of the personal factor in the educational process, turning it into an incentive to improve the professional level.

Текст научной работы на тему «Портфолио обучающегося в вузе: содержание, структура, функции»

УДК 378

ГРНТИ 14.35.07

ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВУЗЕ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

Л.В. КОЧЕТОВА, кандидат экономических наук, доцент

Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал, г. Воронеж)

В.С. ОСТАПЕНКО, доктор педагогических наук, профессор

Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал, г. Воронеж)

В.Н. ПЕРВУШИНА, доктор философских наук, профессор

Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал, г. Воронеж)

Л.М. САВУШКИН, доктор исторических наук, профессор

Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал, г. Воронеж)

В образовательном процессе вузов активно используется портфолио, которое рассматривается как средство и технология, отражающие достижения в учебной, научной и творческой самореализации обучающихся, что непосредственно влияет на их востребованность на рынке труда. Содержание, структура и функции портфолио определяются направлением подготовки специалиста, спецификой обучения в вузе, требованиями к будущей профессиональной деятельности. Портфолио стимулирует познавательную активность, способствует мобилизации способностей и креативного потенциала обучающихся, что в конечном итоге ведет к усилению личностного фактора в образовательном процессе, превращении его в стимул повышения профессионального уровня.

Ключевые слова: портфолио, структура, содержание, функции, средство, технология, профессиональный уровень, конкурентоспособность, обучающиеся в вузе.

STUDENT'S PORTFOLIO: CONTENT, STRUCTURE, FUNCTIONS

L.V. KOCHETOVA, Candidate of Economic sciences, Associate Professor

Justice Russian State University (Central Branch, Voronezh)

V.S. OSTAPENKO, Doctor of Pedagogical sciences, Professor

Justice Russian State University (Central Branch, Voronezh)

V.N. PERVUSHINA, Doctor of Philosophical sciences, Professor

Justice Russian State University (Central Branch, Voronezh)

L.M. SAVUSHKIN, Doctor of Historical sciences, Professor

Justice Russian State University (Central Branch, Voronezh)

The portfolio is actively used in the educational process of higher education institutions, which is considered as a tool and technology that reflects the achievements in educational, scientific and creative self-realization of students, which directly affects their demand in the labor market. The content, structure and functions of the portfolio are determined by the direction of specialist training, the specifics of training at the University, and the requirements for future professional activities. Portfolio stimulates cognitive activity, helps to mobilize the abilities and creative potential of students, which ultimately leads to the strengthening of the personal factor in the educational process, turning it into an incentive to improve the professional level.

Keywords: portfolio, structure, content, functions, tool, technology, professional level, competitiveness, students in higher education.

Введение. Портфолио обучающего в вузе - это своеобразная рекламная карточка, цель которой продемонстрировать достижения в освоении профессии и доказать присутствие

необходимых для получения желаемой работы знаний, навыков и умений. В портфолио отражаются учебные и научные достижения, творческие и иные заслуги, что предполагает сбор доказательств профессиональных и личностных достижений в вузе (которые подтверждаются документами) для дальнейшей презентации их будущим работодателям и повышения конкурентоспособности на рынке труда. Портфолио позволяет объективно оценить результаты, достигнутые обучающимся в вузе, и может формироваться как в бумажном, так и электронном виде. Важная задача портфолио - сбор и накопление материалов для будущего работодателя.

Не менее значимая задача создания портфолио - анализ и наглядное представление результатов учебной работы, образовательного роста, научной деятельности и творческих возможностей, и в этом аспекте - это уже технология. Поэтому портфолио - это и средство, и технология фиксации успехов в обучении и измерения сформированности профессиональных компетенций но, вместе с тем, и метод продвижения выпускников вуза на рынке труда, который помогает при будущем трудоустройстве. Данный документ может быть основой для резюме при устройстве на работу по полученной в вузе специальности. Востребованность технологии портфолио в вузе определяется запросами современного общества к выпускнику как к профессионалу, освоившим компетенции и умеющим показать свои способности и возможности по выбранной специальности. Таким образом, цель разработки и использования современной технологии портфолио не столько в сборе и представлении достижений конкретного студента (что является лишь средством), сколько в повышении качества профессиональной подготовки будущего специалиста.

Актуальность. Портфолио можно считать и средством, и технологией, повышающими образовательный и научный уровни обучающихся, что может способствовать улучшению профессиональной подготовки в вузе, оценивать и планировать ими результаты своего обучения. Технология портфолио меняет характер учебной, научной работы обучающегося и предполагает более эффективную подготовку по специальности, что в конечном итоге служит показателем его готовности к самостоятельной профессиональной деятельности и характеризует востребованность на рынке труда.

Следует отметить, что портфолио как образовательная технология зародилась в середине-конце XX века в США и странах Европы, что было обусловлено возросшими потребностями рынка труда на подготовку специалистов в различных отраслях и сферах. Преимущественно как метод данную технологию используют в США, где образовательный процесс приоритетно основывается на компетентностном подходе и трактуется как развитие необходимых профессиональных качеств у обучающихся, для чего создаются условия и ситуации, максимально приближенные к их предстоящей профессиональной деятельности [1, с. 171].

Английские специалисты в сфере образования рассматривают портфолио в качестве диагностического средства и главное внимание уделяют постоянной и последовательной оценке успехов обучающихся при помощи портфолио или «портфельного» метода («portfolio assessment» или «performance portfolio»). По их мнению, такое аутентичное оценивание, ориентированное и направленное, в первую очередь, на подготовку самого студента («student centred learning»), выглядит наиболее актуальным, эффективным и стандартизированным [2, с. 18].

В немецкой образовательной системе портфолио преимущественно трактуется как «файлы достижений» (в документальной форме с учетом их количества и качества), что свидетельствует об успехах обучающегося и характеризует реальное состояние его познавательной, учебной и научной деятельности [3, с. 48]. Такой подход позволяет предположить, что основной целью формирования портфолио является сбор документов, которые свидетельствуют об индивидуальном профессиональном росте, личностном развитии обучающегося, его стремлении к познавательной, учебной и научно-исследовательской работе и возможности представить свои достижения работодателю после окончания вуза.

Содержание портфолио. В отечественной педагогике подходы к определению понятия «портфолио», его содержанию описаны в работах Е.Н. Могилевкина [4], Н.В. Новиковой, М.А. Пинской и A.C. Прутченкова [5], Т.Г. Тихоньких [6] и др. Зарубежные достижения по данной теме достаточно полно представлены в работах Дж. Джонс [7], Л. Марби [8], С. Дж. Пейп [9] и др.

В диссертации М.А. Пинской портфолио рассматривается как инструмент оценивания образовательных достижений учащихся в условиях профильного обучения [10]. Э.Х. Тазутдинова исследует учебный портфолио как компонент профессиональной подготовки студента к предстоящей педагогической деятельности [11]. Д.В. Шестакова анализирует портфолио как средство, помогающее развивать конкурентоспособность будущего специалиста в вузе [12]. Существенное значение имеют работы, исследующие роль портфолио в образовательном процессе вуза (Г.Б. Голуб и О.В. Чуракова [13], В.А. Девисилов [14], Н.В. Зеленко и А.Г. Могилевская [15], С.И. Никитина [16], И.П. Пастухова [17]). В.А. Девисилов видит портфолио как технологию мотивации и личностно-ориентированного обучения; Г.Б. Голуб и О.В. Чуракова рассматривают портфолио в системе педагогической диагностики; особенности электронного портфолио студента и его внедрения в практику образовательного процесса исследует И.П. Пастухова; Н.В. Зеленко и А.Г. Могилевская рассматривают портфолио будущих педагогов, подготовку которых осуществляют педагогические вузы; специфику подготовки и реализации портфолио по информатике анализирует С.И. Никитина. Д.В. Шестакова считает, что «условия эффективного введения и использования портфолио определяются: а) целевой ориентацией образовательной деятельности вуза на конкурентоспособность будущего специалиста и создание индивидуальной образовательно-профессиональной траектории студента; б) возможностями практико-профессиональной и социально-образовательной среды для достижений студента в учебной и профессиональной деятельности, личностном росте, социальной активности и ответственности; в) обеспечением возможности рефлексии и самооценки» [12, с. 13]. Автор считает, что основными педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность портфолио, будут: мотивация студентов и педагогов на создание портфолио; педагогическое сопровождение процесса создания и формирования портфолио обучающимися; методическое обеспечение педагогов и студентов материалами по содержанию и оформлению портфолио.

Следует указать принципы, на основе которых формируется портфолио: регулярность и системность его формирования; постоянная и систематичная самооценка результатов в познавательной, научно-исследовательской, творческой деятельности; эстетическая привлекательность документов; логичность представленных материалов в форме определенной структуры; тематическая профессиональная направленность; возможная визуализация материалов; проверяемая достоверность; безопасность представленных персональных данных обучающихся.

Портфолио обучающегося можно представить и как комплект документов, который позволяет фиксировать и представлять индивидуальные достижения и успехи в освоении профессии. Следует особо подчеркнуть, что задачи по формированию портфолио возлагаются на обучающегося, а педагог лишь осуществляет контролирующую и оценочную функции.

Создание портфолио направлено на решение следующих основных задач:

- стимулирование мотивации обучающегося на достижения в учебной, научной, исследовательской работе, активно используя при этом методы и способы поощрения;

- мониторинг достигнутых успехов, успешности развития профессионально-значимых качеств, анализ динамики развития компетенций обучающихся на основе представленных документов, входящих в портфолио;

- оценка уровня профессионального саморазвития обучающихся по итогам изучения документальных свидетельств о результатах познавательной, исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Портфолио формируется в течении всего периода обучения в вузе: начинается на первом курсе и заканчивается на выпускном. Это позволяет обучающемуся проследить в динамике рост своего профессионального развития, оценить, насколько правильным и обоснованным был выбор профессии.

Структура портфолио. В вузах могут устанавливаться общие правила подготовки, оформления, и при необходимости размещения в электронных базах данных портфолио обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и других форм обучения. Разрабатывают и используют портфолио обучающиеся, осваивающие различные образовательные программы - студенты, слушатели, магистранты, аспиранты и др. На сегодняшний день выделяют следующие типы портфолио: портфолио документов - портфель документов, подтверждающих личные достижения; портфолио работ - сборник творческих, исследовательских работ, а так же описание направлений творческой и учебной деятельности; портфолио отзывов (преподавателей, руководителей, начальников, а также собственная оценка достижений). При желании эти типы можно объединить в одно портфолио. Сегодня используется и электронный вид портфолио как пакет документов, мобильных и удобных для хранения, представления и размещения в сети Internet с целью демонстрации достижений для будущего трудоустройства.

Структура портфолио может иметь разные разделы. Приведем примерную структуру портфолио, которая имеет свои особенности в зависимости от получаемой специальности, направления подготовки, специфики вуза. Раздел первый, как правило, включает: личные сведения (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство и др.); категория обучающегося (бакалавр, магистрант, специалист, аспирант и др.); цветное фото; контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты и др.); форма обучения: очная /заочная; сведения о получаемом уровне образования (направление подготовки / специальность, направленность / профиль / специализация); наличие дополнительного образования; владение иностранными языками и др.

Первый раздел может демонстрировать успехи в учебной работе: грамоты за отличную учебу за семестр, учебный год; приказы о поощрении; ценные подарки; сертификаты, удостоверения, дипломы о дополнительном образовании и т.п. Следует учитывать, что эти документальные свидетельства не самоцель, а средство показать реальные достижения в учебной работе: на лекциях; семинарских, практических занятиях; переаттестациях; зачетах и экзаменах; при выполнении контрольных заданий и работ; при реализации проектов и других форм учебной деятельности.

Второй раздел - это показ достижений в научно-исследовательской работе: участие в олимпиадах, конкурсах, научных кружках, выступления на конференциях, публикации в журналах, подтвержденные грамотами, сертификатами, дипломами, листами наблюдений. Здесь могут размещаться рабочие материалы по тексту выпускной квалификационной работы (диссертации), промежуточные результаты выполняемого исследования, глава (фрагмент) диссертации, проект автореферата и т.п. В этом разделе целесообразно разместить публикации по теме диссертационного исследования или по ее проблематике, отзывы и рецензии специалистов на статьи по изучаемой проблеме.

Третий раздел может включать результаты приобретения профессионального опыта при прохождении учебных и производственных практик, стажировок, участии в мастер-классах, обучении на военной кафедре и др. В качестве подтверждающих документов прилагаются отзывы с мест прохождения практик и стажировок - сертификаты, дипломы, оценочные листы. Но следует учитывать, что каждый такой документ должен показывать реальные достижения обучающегося, а не формальные документы, лишь отдаленно и опосредованно отражающие заслуги в конкретной сфере профессиональной деятельности в качестве практиканта, стажера и т.п.

Четвертый рекомендуемый раздел - вне учебная (творческая, общественная) деятельность обучающихся: работа в общественных организациях; участие в мероприятиях различного уровня

и содержания (районных, областных, региональных, всероссийских, международных); творческих площадках и конкурсах; посещение секций и т.п. Обучающийся самостоятельно определяет перечень дополнительных мероприятий, необходимых для профессионального и личностного роста и связанной с ним авторской информации, размещаемой в портфолио в соответствии с получаемой специальностью.

Как рекомендуют М.В. Бахарева, Э.В. Никитина, Е.Г. Угольникова, основные части, разделы портфолио, создаваемые обучающимися, должны формироваться и редактироваться на основании собственных представлений и установок о значимости тех или иных результатов своей учебной, научной, общественной и других видов деятельности в соответствии с выбранной профессией [18]. Портфолио создается в течение всего периода обучения и завершается его формирование вместе с завершением учебы в вузе, что позволяет обучающемуся критически оценить собственные успехи и достижения, готовность к профессиональной деятельности. Результаты, отраженные в портфолио магистрантов, аспирантов могут использоваться при допуске к защите выпускной квалификационной работы (диссертации).

В целом можно констатировать, что основным в структуре портфолио является пакет документов, характеризующий профессиональную готовность и связанные с ней индивидуальные качества выпускников, что выражает их «сильные» стороны и учитывается работодателем при определении конкурентоспособности молодых специалистов. И в этом смысле портфолио является не только набором достижений учащегося, но и может рассматриваться как продукт, содержащий системно-структурированные документы, который будет востребован при трудоустройстве.

Функции портфолио. Основными функциями портфолио могут быть: оценочная, развивающая, контрольная, модельная, управленческая.

Оценочная функция позволяет выявить реальные достижения обучающегося в вузе, их документальное подтверждение и уровень значимости для самого студента, а также субъектов образовательного процесса. Портфолио выступает средством оценки достижений студента за период обучения в вузе. Оно является важным элементом практико-ориентированного подхода к образовательному процессу в вузе и предполагает заинтересованную совместную оценочную работу с педагогом по обсуждению результатов личностного профессионального развития обучающегося с выявлением достоинств и недостатков, особенностей достижений и перспектив дальнейшего развития. Это своеобразная оценка процесса обучения, позволяющая увидеть картину конкретных образовательных результатов, осуществить контроль личностного роста обучающегося в профессиональном контексте, показать возможности применять приобретенные знания, навыки и умения на практике.

Е.В Игонина подчеркивает, что развивающая функция портфолио позволяет решать такие педагогические задачи, «как поддержание учебной мотивации обучающихся, развитие их способности самостоятельно осуществлять весь цикл деятельности, выстраивать ее с учетом итогов внешней оценки и самооценки ее процесса и результатов» [19, с. 26]. С этой точки зрения, данная функция продолжает образовательный процесс на личностном уровне, индивидуализирует его, развивает профессиональные знания, навыки и умения, исходя из способностей и интересов обучающихся.

Контрольная функция тесно связана с оценочной и предполагает: анализ успеха или неудачи в соответствии со специально разработанными критериями и их показателями в решении познавательных, научных, исследовательских, общественно-значимых задач в соответствии с тематикой портфолио; рассмотрение индивидуальных достижений обучающегося с определением результатов учебы и научной работы по семестрам и годам; осуществление преподавателем коррекционных мер, направленных на выстраивание наиболее эффективной траектории профессионально-образовательной деятельности обучающегося.

Реализация модельной функции портфолио рассматривается как выстраивание модели индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося, а так же по мнению

Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой, обеспечивается за счет накопления таких показателей и результатов, которые отражают в совокупности динамику его личностного и профессионального развития и реализуются в становлении профессионального мировоззрения специалиста [13]. Обучающийся в значительной степени самостоятельно определяет траекторию своего профессионального роста, но помочь ему в этом должен преподаватель путем создания модели личностного развития в профессии.

Логическим продолжением модельной функции портфолио является функция управления, которая при организации образовательного процесса в вузе, по мнению Т.Г. Новиковой, А.С. Прутченкова и Е.Е. Федотовой, реализуется в понимании управления как многообразия приемов, способов, форм воздействия на обучающихся с целью развития креативности познания, обучения, научных поисков, использования накопленного опыта в качестве нормы [1, с. 178]. Анализ и рефлексия успехов, достижений, их доверительное рассмотрение с преподавателями, педагогами-кураторами становится основой для дальнейшего развития профессионального и личностного роста обучающегося, оценки результатов и корректировки содержания и структуры портфолио. Посредством этого утверждаются и реализуются в вузе гуманистические формы управления и самоуправления, основанные преимущественно на субъект-субъектных отношениях. Педагоги на основе наблюдений и анализа результатов портфолио, могут вносить изменения в учебные программы и методику обучения с целью развития профессиональных навыков и умений, необходимых для работы по профессии, реализуя таким образом управленческую функцию.

Выводы. Непосредственно ответственными лицами за формирование портфолио являются обучающийся, деканы факультетов, сотрудники магистратуры, аспирантуры, научные руководители выпускных квалификационных работ, диссертаций, преподаватели-кураторы. Обучающийся лично формирует портфолио, определяет его содержание, структуру, подбирает и пополняет его разделы тематическими материалами, документами в соответствии со специальностью, несет ответственность за их достоверность.

Взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в вузе, распределение обязанностей и прав между ними является одним из основных условий формирования и развития портфолио. Ответственные руководители не только осуществляют консультационную поддержку по созданию, формированию портфолио обучающегося, но и осуществляют действенный контроль за его содержанием и достоверностью сведений и материалов, отслеживают индивидуальный профессиональный рост, дают оценку портфолио в целом.

Таким образом, формирование портфолио в вузе предполагает постановку и реализацию следующих задач: сбор, хранение и пополнение документов и материалов, подтверждающих достижения в учебной, научно-исследовательской и других видах деятельности за период обучения в вузе; свидетельства о личностном профессиональном росте в ходе учебных занятий, практик, стажировок по специальности (отзывы, рекомендации, характеристики и т.п.); контроль и оценка достижений обучающегося; документальная возможность представить работодателю конкретные достижения после окончания вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы // Школьные технологии. 2005. № 3. С. 171-180.

2. Курдюмова И.М. Оценка качества профессионального образования в Великобритании. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. 36 с.

3. Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование. Тематика: Европейские страны. 2002. № 8. С. 46-52.

ы

4. Могилевкин Е.Н. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом. М., 2006. № 5. С. 41-50.

5. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков A.C. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы // Народное образование. М., 2007. № 1. С. 170-174.

6. Тихоньких Н.В. Использование технологии «Учебный портфолио», 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/572439/ (дата обращения 10.12.2019 г.).

7. Jones J.E. Portfolio Assesment as a Strategy for Self Direction in Learning / New Directions for Adult and Continuing Education. 1994. № 64. P. 23-29.

8. Marby, L. Portfolios Plus. A critical guide to alternative assessment / Thousand Oaks, CA: Corwin Press, Inc., 1999.

9. Пейп С.Дж., Чошанов М.А. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. М., 2000. № 1. С. 76-82.

10. Пинская М.А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащихся в условиях профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 194 с.

11. Тазутдинова Э.Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010. 200 с.

12. Шестакова Д.В. Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2012. 112 с.

13. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. 2005. № 3. С. 56-81.

14. Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. М., 2009. № 2. С. 29-34.

15. Зеленко Н.В., Могилевская А.Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. М., 2009. № 1. С. 61-63.

16. Никитина С.И. Портфолио по информатике // Информатика и образование. М., 2008. № 6. С. 29-34.

17. Пастухова И.П. Электронное портфолио студента: особенности формирования и внедрения в практику образовательного процесса // Среднее профессиональное образование. Приложение. М., 2007. № 5. С. 61-66.

18. Бахарева М.В., Никитина Э.В., Угольникова Е.Г. Использование технологии «учебный портфолио». // Среднее профессиональное образование. М., 2006. № 1. С. 41-45.

19. Игонина Е.В. Студенческое портфолио в диагностике профессиональных компетенций студентов вуза: Материалы международной заочной научно-практической конференции: Проблемы и перспективы развития педагогики. М., 2011. С. 24-34.

REFERENCES

1.Novikova T.G., Prutchenkov A.S., Fedotova E.E. Portfolio kak sistema al'ternativnogo ocenivaniya v praktike zarubezhnoj shkoly // Shkol'nye tehnologii. 2005. № 3. pp. 171-180.

2. Kurdyumova I.M. Ocenka kachestva professional'nogo obrazovaniya v Velikobritanii. M.: Izdatel'skij centr NOU ISOM, 2003. 36 p.

3. Veber V. Portfolio mediagramotnosti // Informatika i obrazovanie. Tematika: Evropejskie strany. 2002. № 8. pp. 46-52.

4. Mogilevkin E.N. Portfolio kar'ernogo prodvizheniya kak sovremennaya tehnologiya planirovaniya i razvitiya kar'ery vypusknikov vuzov // Upravlenie personalom. M., 2006. № 5. pp. 41-50.

ы

5. Novikova T.G., Pinskaya M.A., Prutchenkov A.C. Portfolio uchaschihsya v profil'nom obuchenii: filosofiya, struktura, metodika raboty // Narodnoe obrazovanie. M., 2007. № 1. pp. 170-174.

6. Tihon'kih N.V. Ispol'zovanie tehnologii «Uchebnyj portfolio», 2012. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://festival.lseptember.ru/articles/572439/ (data obrascheniya 10.12.2019 g.).

7. Jones J.E. Portfolio Assesment as a Strategy for Self Direction in Learning / New Directions for Adult and Continuing Education. 1994. № 64. pp. 23-29.

8. Marby, L. Portfolios Plus. A critical guide to alternative assessment / Thousand Oaks, CA: Corwin Press, Inc., 1999.

9. Pejp S.Dzh., Choshanov M.A. Uchebnoe portfolio - novaya forma kontrolya i ocenki dostizhenij uchaschihsya // Direktor shkoly. M., 2000. № 1. pp. 76-82.

10. Pinskaya M.A. Portfolio kak instrument ocenivaniya obrazovatel'nyh dostizhenij uchaschihsya v usloviyah profil'nogo obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2007. 194 p.

11. Tazutdinova E.H. Uchebnyj portfolio v sisteme podgotovki studenta k buduschej pedagogicheskoj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2010. 200 p.

12. Shestakova D.V. Portfolio kak sredstvo formirovaniya konkurentosposobnosti buduschego specialista v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad, 2012. 112 p.

13. Golub G.B., Churakova O.V. Portfolio v sisteme pedagogicheskoj diagnostiki // Pedagogicheskaya diagnostika. 2005. № 3. pp. 56-81.

14. Devisilov V.A. Portfolio i metod proektov kak pedagogicheskaya tehnologiya motivacii i lichnostno orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole // Vysshee obrazovanie segodnya. M., 2009. № 2. pp. 29-34.

15. Zelenko N.V., Mogilevskaya A.G. Portfolio buduschego pedagoga // Standarty i monitoring v obrazovanii. M., 2009. № 1. pp. 61-63.

16. Nikitina S.I. Portfolio po informatike // Informatika i obrazovanie. M., 2008. № 6. pp. 29-34.

17. Pastuhova I.P. Elektronnoe portfolio studenta: osobennosti formirovaniya i vnedreniya v praktiku obrazovatel'nogo processa // Srednee professional'noe obrazovanie.. M., 2007. № 5. pp. 61-66.

18. Bahareva M.V., Nikitina "E.V., Ugol'nikova E.G. Ispol'zovanie tehnologii «uchebnyj portfolio». // Srednee professional'noe obrazovanie. Prilozhenie. M., 2006. № 1. pp. 41-45.

19. Igonina E.V. Studencheskoe portfolio v diagnostike professional'nyh kompetencij studentov vuza: Materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Problemy i perspektivy razvitiya pedagogiki. M., 2011. pp. 24-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Кочетова Л.В., Остапенко В.С., Первушина В.Н., Савушкин Л.М., 2020

Кочетова Лариса Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал, г. Воронеж), Россия, 394049, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95, koch90@rambler.ru.

Остапенко Владимир Савельевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал, г. Воронеж), Россия, 394049, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95, ostapenko-vl@yandex.ru.

Первушина Валентина Николаевна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал, г. Воронеж), Россия, 394049, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95, veravalen47@yandex.ru.

Савушкин Леонид Михайлович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал, г. Воронеж), Россия, 394049, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95, savushkin.lieonid@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.