Научная статья на тему 'Портфолио как технология развития компетентности основных участников образовательного процесса'

Портфолио как технология развития компетентности основных участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / АКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыгина Нина Ивановна, Макаренко Ольга Викторовна, Резников Борис Самуилович

В статье описывается опыт организации образовательного процесса по высшей математике для студентов технического факультета с использованием технологии портфо-лио. Показана возможность командного и междисциплинарного применения этой технологии. Проводится анализ и обсуждение эффективности полученных результатов. Предлагаются рекомендации по организации технологии портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыгина Нина Ивановна, Макаренко Ольга Викторовна, Резников Борис Самуилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портфолио как технология развития компетентности основных участников образовательного процесса»

УДК 37.0+316.7+378

Лыгина Нина Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Автоматических систем управления Новосибирского государственного технического университета, niligina@yandex.ru, Новосибирск

Макаренко Ольга Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета, omakarenko@mail.ru, Новосибирск

Резников Борис Самуилович

Доктор технических наук, профессор кафедры Инженерной математики Новосибирского государственного технического университета, reznikovbs@yandex.ru, Новосибирск

ПОРТФОЛИО как технология развития компетентности ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье описывается опыт организации образовательного процесса по высшей математике для студентов технического факультета с использованием технологии портфолио. Показана возможность командного и междисциплинарного применения этой технологии. Проводится анализ и обсуждение эффективности полученных результатов. Предлагаются рекомендации по организации технологии портфолио.

Ключевые слова: качество образования, активные образовательные технологии, портфолио.

Lygina Nina Ivanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Automatic Control Systems, Novosibirsk State Technical University, niligina@yandex.ru, Novosibirsk

Makarenko Olga Viktorovna

Candidate of Psychological Science, Docent of the Department of Pedagogy and Ppsychology, Novosibirsk State Technical University, omakarenko@mail.ru, Novosibirsk

Reznikov Boris Samuilovich

Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Engineering Mathematics? Novosibirsk State Technical University, reznikovbs@yandex.ru, Novosibirsk

PORTFOLIO AS A TECHNOLOGY DEVELOPMENT COMPETENCY MAJOR PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Abstract. The article describes the experience of the educational process in higher mathematics for the students of the faculty using the technology portfolio. The possibility of an interdisciplinary team and the application of this technology. The analysis and discussion of the effectiveness of the obtained results are proposed recommendations on the organization of technology portfolio.

Keywords: quality of education, educational technology portfolio active.

В ФГОС ВПО третьего поколения в соот- всех уровнях образования ее использование

ветствии с требованиями рынка труда заяв- при организации образовательного про-

лены общекультурные и профессиональные цесса по дисциплинам математического и

компетенции, условия для развития которых естественнонаучного цикла в высшей школе

создаются, в частности, благодаря использо- пока ограничено, что связано, по мнению ав-

ванию активных образовательных техноло- торов, с отсутствием должной технологиче-

гий. В связи с этим организация обучения на ской проработки данного вопроса в конкрет-

основе активных образовательных техноло- ных учебных дисциплинах. В данном случае

гий является актуальной задачей. Несмотря с одной стороны, имеются инвариантные по

на использование технологии портфолио на отношению к конкретной предметной обла-

сти рекомендации по использованию технологии портфолио, а, с другой -, преподаватели, имеющие, как правило, большой опыт обучения в рамках сообщающей модели, высказывают сомнения в эффективности использования технологии портфолио, сводя ее к хорошо знакомой работе над ошибками и не сознавая ее возможности по созданию условий для рефлексивного обучения.

Характеризуя технологию портфолио, можно говорить о ней как о процессе и результате. Портфолио как процесс - это совокупность технологии самостоятельной работы обучающихся и оценки экспертами и самооценки обучающимися основных видов их учебной деятельности по предмету. Портфолио как результат - это набор учебных заданий по предмету, свидетельствующих об успешности освоения предметного материала обучающимися, и материалы об осмыслении ими процесса и результатов обучения.

В соответствии с классификациями [1] реализованную технологию портфолио,

Этапы прое

представленную в статье, можно отнести к виду процессуально-оценочных. Важными отличительными особенностями выполненного проекта, по мнению авторов, были, во-первых, организация учебного процесса по дисциплине силами междисциплинарной команды (специалист в предметной области, практикующий психолог и специалист в области оценки качества образования); во-вторых, выбор целевой группы, а именно, студенты 1-2 курса технической специальности, обучающиеся на факультете автоматики и вычислительной техники, изучающие один из базовых, объективно сложных предметов - высшую математику; в-третьих, органичное «вписывание» всех проводимых работ в рамках проекта в реальный учебный процесс всех его участников.

Проект проводился в несколько этапов, основные этапы проектной работы по организации процесса обучения с использованием технологии портфолио представлены в таблице 1.

Таблица 1

ной работы

№ Мероприятия Важность этапа для всего проекта в целом

1 2 3

1 Создание команды: определение совместных и индивидуальных целей участников проекта, распределение функций между ними, планирование основных этапов проектной работы; разработка инструкции для студентов по работе с портфолио • четкое формулирование целей является обязательным условием для получения конкретных результатов и положительной мотивации студентов, что в свою очередь приводит к уверенности преподавателей в эффективности использования технологии портфолио в образовательном процессе; • краткая и четкая инструкция по созданию портфолио для обучающихся делает процесс создания портфолио технологичным и понятным; важно в инструкции предложить студентам понятную для заполнения форму, отвечающую целям использования данной технологии, направленную, напомним, в первую очередь, на повышение достижений по предмету, ответственности за собственные достижения и осознанности в процессе обучения; инструкция должна содержать в любом виде критерии оценки качества учебной работы; форма портфолио должна обеспечивать простоту обработки результатов работы студентов

2 Организация обучения в технологии портфолио для экспериментальной студенческой группы 1 курса. Определение отношения студентов к новым условиям обучения важно, чтобы выбор способа обучения по предмету со стороны обучающихся был осознанным и добровольным, для чего необходима предварительная консультация для студентов, на которой определяются «новые правила» обучения; консультация в начале процесса обучения с использованием технологии портфолио, обсуждение и при необходимости согласование со студентами целей и критериев оценки качества работы над портфолио по предмету; следует отметить значимость мотивационной работы преподавателя со студентами, правильно понятые и вовремя принятые ими цели работы с портфолио являются обязательным условием успешности в целом данной образовательной технологии;

Окончание табл. 1

1 2 3

3 Организация обучения в технологии портфолио для контрольной студенческой группы 1 курса, которая на втором этапе проекта работала по предмету в рамках традиционной сообщающей модели обучения. Обсуждение результатов группы, которая на втором этапе проектной работы обучалась с использованием технологии портфолио • для поддержания положительной мотивации у студентов в процессе обучения необходима организация консультационной работы по предмету и обсуждение результатов рефлексивной работы; • при необходимости привлечение студентов старших курсов к проверке портфолио

4 Анализ результатов проектной работы. Определение перспектив использования технологии портфолио в реальном учебном процессе по различным дисциплинам • подведение итогов по работе с портфолио в конце процесса обучения, презентация лучших образцов студенческих портфолио; основная цель данного этапа - выделение вместе со студентами таких продуктивных приемов работы с предметным материалом, которые могут быть эффективно использованы в дальнейшем обучении по любому предмету; • определение достижений обучающихся по предмету, сравнение достижений групп, участвующих в проекте, с достижениями студентов других групп потока; • определение удовлетворенности участников проекта результатами работы

Технология портфолио создает условия для развития как профессиональных, так и общекультурных компетенций. По мнению авторов, возникает задача конкретизации общекультурных компетенций, которые «берет на себя» конкретная дисциплина, а именно, определение учебных видов деятельности, выполнение которых нужно спланировать и организовать преподавателю в процессе обучения. Профессиональный контекст выбранных видов деятельности создает дополнительные условия для достижения поставленных целей.

В таблице 2 приведены результаты конкретизации общекультурных компетенций для направления подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» для учебной дисциплины «Высшая математика». Технология портфолио «вписывалась» в учебной дисциплине в балльно-рейтинговую систему аттестации обучающихся, принятую в университете. Система аттестации включает перечень основных видов учебной деятельности, сроки их выполнения, оценочные баллы в зависимости от качества выполнения. В целом в каждом семестре учитывались от 3 до 5 обязательных видов

учебной деятельности (контрольные и расчетно-графические работы).

Портфолио включает в себя результаты выполнения различных видов учебных работ в соответствии с балльно-рейтинговой системой и комментарии (рефлексию) по каждой работе (что сделано, что не сделано, что не понято, что нужно проработать или усилить, вопросы, возникшие в процессе работы); обязательную индивидуальную работу (тематические проекты, расчетно-графические задания) и комментарии (рефлексию) по каждому виду работ. Как показал опыт использования разработанной инструкции для студентов по заполнению своего портфолио, у них не было затруднений при подготовке нужных материалов. Трудности вызывал непривычный подход к учебной работе, связанный с необходимостью явно формулировать свои цели учебной работы на данном этапе освоения материала дисциплины, выбирать средства для их достижения и оценивать не только достижения по предмету, но и использованные приемы работы [2, с. 60].

Каждый студенческий портфолио по дисциплине оценивался на основании каче-

Таблица 2

Конкретизация общекультурных компетенций

Общекультурная компетенция Виды деятельности

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1) • построение алгоритмов решения типовых задач и обобщенной схемы решения нестандартных задач на основе собственного опыта; • конкретизация целей обучения по дисциплине (студент самостоятельно может определить уровень освоения материала дисциплины и выстроить собственную траекторию освоения материала дисциплины, выбирая конкретные приемы и способы)

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11) подготовка отчета в письменной форме о проделанной работе по освоению материала предмета, что требует систематизации и структуризации предметного материала

Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6) конкретизация целей обучения на конкретном этапе освоения материала дисциплины (причем для всех студентов, независимо от уровня их достижений в предмете)

Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7) • участие в формулировании критериев оценки качества выполненной работы; • самостоятельный поиск методов и средств для достижения поставленных целей

Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11) Умение работать с учебной литературой: • находить нужный теоретический материал, при необходимости представленный разными авторами; • выделять главное и структурировать учебный материал; • давать собственную критическую оценку содержанию в различных информационных источниках

ственных характеристик, а именно, обучающемуся необходимо было показать умение ставить цели и организовывать их достижение, выбирать метод решения, описывать результаты и путь решения, формулировать выводы, проводить самоанализ и самоконтроль собственной учебной деятельности, пользоваться различными источниками информации, анализировать ошибки в работе, определять проблемное поле и намечать

план дальнейшей работы.

Студенческие группы 1 курса факультета автоматики и вычислительной техники Новосибирского государственного технического университета, принявшие участие в данном проекте, показали по результатам централизованного тестирования остаточных знаний курса математики средней школы практически одинаковые результаты, что свидетельствует о примерно одинаковом

Таблица 3

Итоги контрольной работы

Группа Доля оценок в %

2 3 4 5

Экспериментальная группа (по результатам контрольной работы/ по результатам работы с портфолио) 0,31/0,18 0,43/0,12 0,18/0,43 0,18/0,31

Контрольная группа 0,52 0,34 0,08 0,04

уровне первоначальной подготовки студенческих групп. В таблице 3 приведены данные о распределении оценок, полученных студентами первой группы за контрольную работу по математическому анализу.

Объективная сложность материала дисциплины, адаптационный период студентов, осваивающих отличные от средней школы принципы организации учебного процесса (отсутствие постоянного контроля, большая доля самостоятельной работы и личной ответственности за собственные достижения) приводят к тому, что часть студентов «проваливают» первую контрольную работу. В этой ситуации работа в технологии портфолио позволила организовать самостоятельную работу студентов с материалом дисциплины не как традиционное и подчас малоэффективное повторное написание (переписывание) контрольной работы по той же теме, а как ответственный и осмысленный большинством студентов процесс работы с тем материалом, который они сами отмечают как материал, требующий дополнительной проработки.

Отметим увеличение доли отличных и хороших оценок в экспериментальной группе с 0,36 до 0,73 при том, что в контрольной группе эта доля составила всего 0,15. Анализ студенческих портфолио показал вдумчивость, основательность и результативность проделанной учебной работы. Сами студенты отмечали удовлетворение от проделанной работы в психологически комфортных условиях отсутствия дефицита времени, что имеет место на любом контрольном мероприятии независимо от его формы.

В дальнейшем по результатам выполнения каждого вида деятельности от 70% до 80% студентов стабильно повышали свои оценки и баллы, причем 15% студентов повышали балл на 2 единицы.

В качестве организации обратной связи от студентов преподавателями была высказана просьба о написании эссе анонимно в свободной форме по теме «Портфолио» с позиции ценности и полезности использования этой технологии для самих студентов. Приводим фрагмент студенческого эссе, написанного анонимно: «Нередко случаются такие ситуации, что не можешь понять сразу те или иные моменты в решении задач. ... В итоге имеешь неудовлетворительную

оценку. Что делается обычно, чтобы исправить положение дел? Контрольная переписывается - балл немногим выше, но, по-прежнему, не все понятно. Портфолио многое меняет. Изначальное непонимание сути выполнения работы по созданию учебного портфолио, со временем сменилось осознанием огромной ценности проделанной работы. В конце концов, все сложилось в единую картину: и теоретический материал, и просмотренные примеры. Наступает понимание. ... В этом ценность, в этом смысл, в этом все портфолио. Оно дает то, чего не было раньше - целостное понимание учебного материала курса. И это важно! ... ».

Следует отметить, что незначительное количество студенческих эссе высветило и такую сторону технологии портфолио, как «потраченное время». Тем не менее, большинство размышлений студентов о ценности и полезности проделанной ими работы в технологии портфолио носили конструктивный, осмысленный характер учебного и личностного приращения. Среди наиболее часто встречаемых положительных критериев технологии портфолио студентами были заявлены следующие: осмысленность учебного материала, благодаря внутренней мотивации (уверенность в себе и ответственность за собственные учебные результаты); возможность проработать учебный материал самостоятельно, а также возможность для самораскрытия; мотивированность в получении консультаций и работе со справочной литературой при закреплении материала и углублении знаний; возможность высказать свои мысли, пожелания, чувства; стремление улучшить достижения по предмету (количественно и качественно); целостность учебной картины по предмету.

Многие студенты отмечали, что традиционная работа над ошибками менее эффективна, так как в большей степени проходит формально и без продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов.

Учебная работа по-новому создает условия для развития компетентности студентов как готовности (активно-действенного состояния человека, направленного на достижение цели) к осуществлению результативной деятельности в учебных ситуациях и приносит удовлетворение основным участ-

никам образовательного процесса за счет появления личных смыслов, что является развитием одного из компонентов компетенций, определяющего ценностно-смысловое отношение к выполняемой деятельности [3].

Применение метода портфолио дает возможность преподавателю создать дополнительные условия для результативной учебной работы обучающихся за счет активизации самостоятельной работы, повышения ответственности за собственные достижения, в том числе по предмету, развития технологии самоорганизации учебной деятельности, основанной на механизме рефлексии (осознание целей учебной работы и присвоение целей обучения, отслеживание промежуточных результатов, поиск средств реализации поставленных целей), развития взаимодействия основных участников образовательного процесса.

Использование технологии портфолио требует от преподавателя значительных усилий на проектировочном этапе, когда определяются структура и содержание портфолио, а также порядок его подготовки и оценки. Качественно спроектированные структура и содержание портфолио и продуманные рекомендации по его ведению являются обязательной основой для организации обучения.

По результатам опросов основных участников проекта на тему «Что Вам дало портфолио» студенты отметили развитие умения самостоятельно учиться (ставить цели, находить средства решения, оценивать результат), получение опыта исследовательской работы на примере анализа собственной учебной деятельности, повышение достижений по предмету; построение целостной картины материала предмета; магистранты - выход на более высокий уровень понимания материала по высшей математике, в частности, построение более целостной картины использованного материала из курса, что было использовано магистрантами в их научно-исследовательской работе, ценным было более тесное, конкретное общение со специалистами в предметной области, они также оценили наличие единого подхода при решении задач в различных предметных областях; преподаватели - осознание инварианта собственной педагогической деятельности и перенос приемов, используемых в научно-исследовательской работе в конкрет-

ной предметной области, в образовательный процесс, а также приведение образовательного процесса в соответствие с современными требованиями за счет органичного сочетания традиционных и новых методов и приемов; развитие межпредметных связей и умения привлечь (заинтересовать, мотивировать) к работе коллег на различных этапах.

По результатам выполнения проекта можно сделать следующие выводы:

• можно считать, что основные цели проекта достигнуты его участниками;

• все участники проекта отмечают удовлетворенность от условий совместной работы и появление осмысленных продуктивных приемов в их деятельности, которые они намерены использовать в будущем;

• использование активных технологий в образовательном процессе целесообразно начинать с первого семестра обучения, поскольку студентам легче принимать новые способы организации образовательного процесса и использовать их в будущем;

• образовательный процесс по дисциплине становится целостным, т. к. использование технологии портфолио создает условия для органичного воспитания и развития студентов на предметном материале (вопрос о выделении специального времени для воспитания и развития студентов в традиционном понимании снимается);

• преподаватели отмечают повышение интереса к преподавательской деятельности и появление дополнительной мотивации к ее совершенствованию в связи с изменением организации образовательного процесса; конструктивное предметное общение с коллегами и выполнение совместной проектной работы становится новым этапом в развитии их преподавательских умений.

Библиографический список

1. Григорьева О. Ю. Технология «Портфолио» в процессе обучения математике в вузе: учебно-методическое пособие. - Барнаул: АЛ-ТГПА, 2010. - 49 с.

2. Лыгина Н. И. Портфолио как технология реализации требований ФГОС ВПО третьего поколения // Современное среднее профессиональное образование: от теории к практике: Собрник статей по материалам Международной научнопрактической конференции студентов, аспирантов и преподавателей / под редакцией д. п. н.,

проф. Э. Г. Скибицкого. - Новосибирск: САФБД, 2011. - С. 57-61;

3. Лыгина Н. И. Структура компетенций выпускника вуза как инвариант деятельности в любой предметной области // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сборник научных трудов 9-й междунар. научно-практ. конф. Ч. 2. -СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2009. - С. 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.