Научная статья на тему 'Порталы как элемент единого информационного пространства организации'

Порталы как элемент единого информационного пространства организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТАЛ / ИНФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИЗНЕС-ФОРУМ / САЙТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются возможности использования управленческих порталов в деятельности организации, в качестве основного средства информационного обеспечения управления, способствующего повышению качества управления и уровня знаний специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порталы как элемент единого информационного пространства организации»

4. Malyshko O.F. Obespechenie dostupnosti kraevedcheskih informatsionnyh resursov udalennym polzovatelyam: iz opyta raboty Altayskoy kraevoy universalnoy nauchnoy biblioteki im. V.Ya. Shishkova [Ensuring the availability of local history information resources to remote users: from the experience of the Altai regional universal scientific library named after V.Ya. Shishkova]. URL: http://www.altlib.ru/component/content/article/84-verkhnyaya-panel/ bibliotechnoe-kraevedenie/945-malyshko-o-f-ufa.html

5. Sazhenina E.V. The user of the local history portal: needs, goals, experience of interaction // Problems of local history of libraries. Saint Petersburg, 2016. Pp. 488-491.

УДК 659.3 А.С. МАТВЕЕВА

ПОРТАЛЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

Матвеева Анастасия Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры документоведения и проектной деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования управленческих порталов в деятельности организации как основного средства информационного обеспечения управления, способствующего повышению качества управления и уровня знаний специалистов. Ключевые слова: портал, информация, управление, деятельность, бизнес-форум, сайт.

UDС 659.3 А^. MATVEEVA

PORTALS AS AN ELEMENT OF THE SINGLE INFORMATION SPACE OF THE ORGANIZATION

Matveeva Anastasiya Sergeevna, candidate of pedagogical science, senior lecturer of the document management and project activities cathedra of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]

Abstract. The article discusses the possibilities of the management portals using in the activities of the organization, as the main means of information management, which contributes to improving the quality of management and the level of knowledge of specialists. Keywords, portal, information, management, activity, business forum, website.

Одной из главных проблем, стоящих перед организациями, является проблема поиска, подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов. И одним из основных условий организации информационного и методического обеспечения эффективного управления кадровым составом на предприятии служит создание и использование различных порталов, основной функциональной нагрузкой которых является предоставление разнообразной информации [1].

Обращение к данной проблеме обогащает теоретико-методологическую базу доку-ментоведения, поскольку в общей структуре портала изучается создание порталов организации, имеющее большое практическое значение. В данном исследовании особое значение имеет аксиологический подход, позволяющий оценить документационное обеспечение деятельности организации средствами создаваемого портала. Теоретическая разработка проблемы, к сожалению, фрагментарна, более изучены вопросы образовательного портала (П.В. Веденеев [1], Г.Г. Тупикина [2]). Практика составления управленческих порталов является прерогативой самих организаций.

№ 2 (69), 2018

"Библиотековедение и документальная информация"

В связи с этим сегодня управленческие порталы становятся важным и необходимым элементом единого информационного пространства предприятия и все активнее внедряются в деятельность организаций и учреждений.

Практически все толкования понятия «портал» определяются как сайт, организованный для системного многоуровневого объединения различных ресурсов и сервисов, которые дают пользователю информацию и помогают осуществить мгновенный доступ к различным сервисам [3]. В этой связи основополагающей функцией портала становится управление информационными (в том числе и кадровыми) ресурсами предприятия.

Процесс планирования информационного обеспечения тесно связан с учетом информационных потребностей сотрудников компании, занятых в том или ином бизнес-процессе, и с организацией соответствующих рабочих мест. Планирование информационного обеспечения является ключевой и вместе с тем наименее очевидной функцией управления, реализуемой при помощи портала. Для того чтобы собрать информацию, необходимую для планирования, нужно провести масштабное системно-аналитическое обследование деятельности компании, что является достаточно затратным делом. И в этой ситуации наиболее оптимальным решением является создание управленческого портала, который будет включать в себя наиболее полную информацию об организации, с которой каждый пользователь может ознакомиться самостоятельно и так же самостоятельно при необходимости провести анализ этих данных.

Управленческая деятельность особое внимание уделяет созданию порталов по вопросам подготовки и развития резерва управленческих кадров, которые на основе имеющейся информационной составляющей обеспечивают взаимодействие потенциальных работодателей и работников, заинтересованных в поступлении на службу в организацию.

Порталы, создаваемые для кадровых служб предприятия, должны способствовать реализации следующих направлений деятельности:

1. Оптимизировать процессы кадрового обеспечения организации (централизованное размещение информации о вакантных должностях, поиск, предварительный отбор и взаимодействие с кандидатами);

2. Обеспечить создание единого информационно-методического ресурса о состоянии и путях развития кадровой деятельности предприятия;

3. Обеспечить организационно-методическое и аналитическое сопровождение работы с резервом управленческих кадров и других процессов управления кадровым составом организации.

В перспективном развитии предусматривается автоматизация кадровой работы предприятия, которая будет включать внедрение электронного взаимодействия по различным вопросам, в том числе и работы с кадровым составом и создание единой базы сведений, подлежащих хранению и обработке в электронном виде [4]. Для кадровых служб организаций в идеале порталы должны образовать единую информационную составляющую, обеспечивающую технологическую и методическую поддержку кадровых решений, способствующую формированию базы лучших кадровых практик, в том числе обмен опытом.

Портал кадровой службы организации может содержать следующую примерную структуру: новости (новостные заметки о важных событиях, связанных с функционированием и развитием кадровой деятельности), вакансии (актуальная, постоянно пополняемая база вакантных должностей организации), где пользователи могут не только узнать об открытых вакансиях, но и заполнить анкету, которая будет доступна сотрудникам кадровых служб (для заполнения анкеты необходимо зарегистрироваться на портале), аналитика (информация о динамике количественного и качественного состава кадров организации и наиболее заметных тенденциях в работе с кадрами в организационной системе управления), кадровый резерв (актуальная информация о порядке формирования и работы с резервом управленческих кадров предприятия).

Особую популярность набирают административно-управленческие порталы и порталы государственной службы и управленческих кадров. Они являются достаточно информативными с точки зрения разнообразных сфер государственного обеспечения: бизнес-планирования, консалтинговых услуг, управления кадровыми ресурсами, персоналом организации, а также содержат большой объем вспомогательной литературы, документации, аналитики и пр.

Основой административно-управленческих порталов является электронная библиотека деловой литературы и документов, а также различные бизнес-форумы по различным аспектам теории и практики организации, планирования и управления деятельностью организации.

В качестве основных разделов данных порталов могут выступать следующие: финансы, бизнес-планы, персонал, менеджмент, маркетинг, экономика и т.д. Каждый из выделенных разделов имеет свою внутреннюю структуру, содержащую информацию по важнейшим вопросам этого направления (новостная политика, бизнес-форум, библиотека, исследования рынков, консалтинговые услуги, различные информационные программы и программные продукты), с которыми пользователь может ознакомиться в любой момент.

Главным преимуществом информационных порталов является обеспечение бесплатного, свободного, оперативного доступа к информационным ресурсам сайта, наглядного демонстрационного материала, доступа к достоверным, официальным документам, возможность обмена опытом и поиска ответов на интересующие вопросы посредством форумов. Информационный ресурс не требует дополнительной регистрации и доступен для широкого круга пользователей.

Таким образом, внедрение портального решения и обращение к нему не только дает преимущества при работе с информацией, но и повышает качество управления и контроля деятельности компании, позволяет сократить расходы на сопровождение пользователей и администрирование. Благодаря возможности организовать на портале внутрикорпоративное обучение сотрудников и простоте и наглядности работы повышается уровень знаний пользователей в области информационных систем.

Литература

1. Веденеев П. В. Роль и возможности образовательного портала в системе подготовки и повышения квалификации специалистов. URL: http://www.orenport.ru/?doc=66

2. Тупикина Г. Г. Образовательный портал как способ доступа к информационным ресурсам // Вестник КемГУ. 2011. № 2.

3. Адаменко Е. Управленческие процедуры. Функции менеджера. URL: http://www.hr-portal. ru/article/upravlencheskie-procedury-funkcii-menedzhera

4. Ханмагомедов А. С. Портал повышения компетентности госслужащих - управленческая новация // Социум и власть. 2010. № 3.

5. Чечель И.Д. Формирование управленческого резерва для общеобразовательных организаций // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 4.

6. Архипова О.И. Публичный аудит управления знаниями в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений // Государственное и муниципальное управление. 2015. № 4.

References

1. Vedeneev P.V. Rol i vozmozhnosti obrazovatelnogo portala v sisteme podgotovki i povysheniya kvalifikatsii spetsialistov [A role and possibilities of the educational portal in the system of preparation and professional development of experts]. URL: http://www.orenport.ru/ ?doc=66

2. Tupikina G.G. Educational portal as a way to access information resources // Vestnik KemGU. 2011. № 2.

3. Adamenko E. Upravlencheskie protsedury. Funktsii menedzhera [Administrative procedures. Functions of the manager]. URL: http://www.hr-portal.ru/article/upravlencheskie-procedury-funkcii-menedzhera

№ 2 (69), 2018 "Библиотековедение и документальная информация" ^^

4. Hanmagomedov A.S. The portal of increase in competence of government employees - an administrative innovation // Sotsium i vlast. 2010. № 3.

5. Chechel I.D. Formation of an administrative reserve for the general education organizations // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2014. № 4.

6. Arhipova O.I. Public audit of management of knowledge in the course of development, acceptances and implementation of administrative decisions // Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. 2015. № 4.

УДК 023.5 +174 Е.В. БРУЙ

БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ КАК ОСОБАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Бруй Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, свободный исследователь (Химки, ул. Библиотечная, 7), [email protected]

Аннотация. В статье раскрываются основные положения библиотечной деонтологии как научной дисциплины. Названы факторы, обусловливающие необходимость и возможность выделения этого важного сегмента библиотечной этики, изучающего поведение библиотекаря в соответствии с требованиями профессионального долга, в самостоятельную дисциплину. Сформулированы ее принципы и функции. Обозначены причины поведенческих девиаций, пути их предупреждения и преодоления. Ключевые слова: деонтология, библиотечная деонтология, библиотечная этика, долг.

UDC 023.5 + 174 E.V. BRUY

LIBRARY DEONTOLOGY AS SPECIAL SCIENTIFIC DISCIPLINE

Bruy Elena Vladislavovna, candidate of psychological science, free researcher (Khimki, Bibliotechnaya str., 7), [email protected]

Abstract. The article reveals the main provisions of library deontology as a scientific discipline. The factors that make it necessary and possible to identify this important segment of the library ethics, which studies the behavior of the librarian in accordance with the requirements of professional duty, into an independent discipline. Its principles and functions are formulated. The causes of behavioral deviations, ways of their prevention and overcoming are indicated. Keywords: deontology, library deontology, library ethics, duty.

Современная ситуация в библиотечном деле, детерминированная его модернизацией, включает различные подходы к определению миссии библиотеки, а значит, предполагает комплементарные ориентации на нормы профессионального поведения. Поэтому очевидна насущная потребность в универсализации поведенческих регулятивов, в исследовании феномена профессионального поведения, всех его аспектов. Реализация этого социального запроса требует деонтологического взгляда на существующие профессионально-поведенческие проблемы библиотечных специалистов.

Деонтология (от греч. deontos - должное и logos - учение) - это наука о нравственном, интеллектуальном и эстетическом облике специалиста, его профессиональном поведении, ориентированном на соблюдение требований профессионального долга, служебных и нравственных обязанностей. Деонтология исследует комплекс профессионально-этических принципов, норм и правил поведения, их реализацию в практической профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.