Научная статья на тему 'ПОРТ ШАНХАЙ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ'

ПОРТ ШАНХАЙ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
906
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТ ШАНХАЙ / ЭКОНОМИКА / ПОРТОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенова Н.К., Аристова Л.Б.

Шанхайский порт уже десятилетие сохраняет мировые лидерские позиции не только по экономическим показателям, но и по оснащенности портового хозяйства новейшими достижениями науки и техники. Благодаря выгодному географическому положению с древних времен здесь находился важный порт для внешних перевозок и внутренней торговли Китая. Шанхаю исторически было предначертано стать самой крупной перевалочной базой. Но природные факторы дают плоды только при наличии грамотной и планомерной экономической политики. Экономический успех порта последних лет готовился многие десятилетия. Антропогенные факторы, а именно реформа и реструктуризация экономической системы, привлечение иностранного капитала, передовые зарубежных технологии и методы управления ускорили развитие порта. Технический прогресс, глобализация и политическая воля способствовали превращению порта в крупнейший в мире портово- промышленный комплекс. Анализу современных достижений и перспективам дальнейшего развития порта Шанхай посвящена эта статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHANGHAI PORT: FACTORS OF DEVELOPMENT

For a decade, the Shanghai port has retained the world’s leading positions not only in terms of economic indicators, but also in terms of equipping the port facilities with the latest achievements of science and technology. Due to its advantageous geographical position since ancient times, it has been an important port for external transport and internal trade of China. Shanghai was historically destined to become the world’s largest transshipment base. But natural factors bear fruit only in the presence of a competent and planned economic policy. The economic success of the port in recent years has been preparing for many decades. Anthropogenic factors, namely the reform and restructuring of the economic system, attracting foreign capital, advanced foreign technologies and management methods, accelerated the development of the port. Technological progress, globalization and political will have made the port the world’s largest industrial port complex. This article is devoted to the analysis of modern achievements and the prospects for the further development of the port of Shanghai.

Текст научной работы на тему «ПОРТ ШАНХАЙ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ»

Семенова Н. К., Аристова Л. Б. *

ПОРТ ШАНХАЙ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Semenova Nelli, Aristova Ludmila** SHANGHAI PORT: FACTORS OF DEVELOPMENT

DOI: 10.31696/2227-5568-2020-03-154-178

Аннотация: Шанхайский порт уже десятилетие сохраняет мировые лидерские позиции не только по экономическим показателям, но и по оснащенности портового хозяйства новейшими достижениями науки и техники. Благодаря выгодному географическому положению с древних времен здесь находился важный порт для внешних перевозок и внутренней торговли Китая. Шанхаю исторически было предначертано стать самой крупной перевалочной базой. Но природные факторы дают плоды только при наличии грамотной и планомерной экономической политики. Экономический успех порта последних лет готовился многие десятилетия. Антропогенные факторы, а именно реформа и реструктуризация экономической системы, привлечение иностранного капитала, передовые зарубежных технологии и методы управления ускорили развитие порта. Технический прогресс, глобализация и политическая воля способствовали превращению порта в крупнейший в мире портово-промышленный комплекс. Анализу современных достижений и перспективам дальнейшего развития порта Шанхай посвящена эта статья.

Ключевые слова: порт Шанхай, экономика, портовое хозяйство, перспективы развития.

Abstract: For a decade, the Shanghai port has retained the world's leading positions not only in terms of economic indicators, but also in terms of equipping the port facilities with the latest achievements of science and technology. Due to its advantageous geographical position since ancient times, it has been an important port for external transport and internal trade of China. Shanghai was historically destined to become the world's largest transshipment base. But natural factors bear fruit only in the presence of a competent and planned economic policy. The economic success of the port in recent years has been preparing for many decades. Anthropogenic factors, namely the reform and restructuring of the economic system, attracting foreign capital, advanced foreign technologies and management methods, accelerated the development of the port. Technological progress, globalization and political will have made the port the world's largest industrial port complex. This article is devoted to the analysis of modern achievements and the prospects for the further development of the port of Shanghai.

Keywords: port of Shanghai, economy, port facilities, development prospects.

* Семенова Нелли Кимовна - к.полит.н., ст.н.с. Отдела экономических исследований ИВРАН; e-mail: semenovanelli-2011@mail.ru. ORCID: 00 00-0 001-7872-8972.

Аристова Людмила Борисовна - к.э.н., ст.н.с. Отдела экономических исследований ИВРАН; e-mail: aristova3@gmail.com. ORCID: 0 000-0001-7583-7452.

** Semenova Nelli - PhD (Political Science), Senior Research of Economic Research Department, IOS RAS; e-mail: semenovanelli-2011@mail.ru. ORCID: 0000-0001-7872-8972.

Aristova Ludmila - PhD (Economic), Senior Research of Economic Research Department, IOS RAS; e-mail: aristova3@gmail.com. ORCID: 000 0-0001-7583-7452.

Порты являются очень важными транспортными узлами в международной логистике. Несмотря на то, что международные морские грузовые перевозки имеют недостатки, связанные с низкой скоростью и высоким риском, их преимущества, такие как большая пропускная способность, большой объем, низкий фрахт и высокая приспособляемость к грузам делают его основным видом транспорта в международной торговле.

Таблица 1

ТОП-Ю морских портов по объему контейнерных перевозок в 2019 гг.

Место Название морского порта Гузооборот, млн TEU Изменения в %

2018 2019 2019 г. к 2018 г.

1 Шанхай / Shanghai (Китай) 42,0 43,3 +3,1

2 Сингапур / Singgapore (Сингапур) 36,6 37,2 +6,1

3 Нинбо / Ningbo (Китай) 26,4 27,5 +4,2

4 Шэньчжэнь / Shenzhen (Китай) 25,7 25,8 +0,4

5 Гуаньчжоу / Guangzhou (Китай) 21,9 23,2 +5,9

6 Пусан / Busan (Южная Корея) 21,7 22,0 +1,4

7 Гонконг / Hong Kong (Китай) 19,6 21,0 +7,1

8 Циндао / Qingdao (Китай) 19,3 18,3 -5,2

9 Тяньцзинь / Tianjin (Китай) 16,0 17,3 +8,1

10 Роттердам / Rotterdam (Нидерланды) 14,9 14,8 -0,7

Источник: infotrans.by

В Китае насчитывается около 2 тыс. морских и речных портов, 130 из которых открыты для судов иностранных государств. По итогам 2019 г. 7 из 10 самых загруженных портов мира находятся в Китае (Таб.1). С 2010 г. бессменным лидером по загруженности в мире является порт Шанхая (КНР)1. Контейнерооборот порта Шанхай составил 43,30 млн TEU2 (2019 г.), сохранив мировое первенство. По состоянию на 31 декабря 2019 г. общие активы компании Shanghai International Port (Group) Co., Ltd. составляли 142,18 млрд юаней, чистая прибыль, приходящаяся на материнскую компанию, составляла 9,06 млрд юаней, а общая рыночная стоимость акций категории А составляла 133,71 млрд юаней3.

1 Единого и согласованного метода измерения производительности и трафика портов не существует. Используется либо TEU, либо «двадцатифутовый эквивалент», который оценивает количество стандартных морских контейнеров длиной 6,1 метра, проходящих через порт. Другой метод - это измерение веса грузового объема. В 2010 г. Шанхай превзошел все другие порты по обоим критериям оценки и стал самым загруженным портом в мире // Container dimensions and weights. URL: http:// www.containerhandbuch.de/chb_e/stra/index.htmlP/chb_e/stra/stra_03_02_00.html (дата обращения -20.08.2020).

Профильное логистическое издание Supply Chain предложило собственные критерии оценки крупнейших портов. При анализе учитывался не только грузооборот, но и площадь территории объектов, а также роль гаваней, которую они играют в обеспечении торгового баланса своих стран, региона и в международной торговле. И по этому критерию Шанхайский порт обеспечивает себе статус крупнейшего и самого загруженного порта в мире // URL: https://info-food.ru/porty-mira-i-ih-oborot-samyi-bolshoi-port-v-mire.html (дата обращения - 20.08.2020).

2 TEU - условная единица или эквивалент полезного объема грузового контейнера: длиной 6,1 м, шириной 2,44 м и высотой 2,59 м. Ориентировочно: 1 TEU = 1 контейнеру = 23 т = 38 м3 (прим.авт.).

3 Shanghai International Port (Group) Co., Ltd. («Shanghai SIPG»). URL: https://www.portshanghai.com.cn/

Шанхайский порт считается наиболее важным международным центром Китая. Данные Шанхайской международной портовой группы (SIPG) до декабря 2019 г. отражали устойчивый рост экспорта и перевалки грузов, в т.ч. проходящих через терминалы ее глубоководного порта Яншань (Рис. 1).

Рисунок 1

Грузооборот и объем контейнерных перевозок порта Шанхай 2007-2019 гг.

2007 -

2009 —

2011 —

2013 —

2015 ^^ 2017

0 100 200 300 400 500 600

2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

■ Грузооборот млн т. 538 561 561 514 513 539 543 502 484 428 365 369 353

■ Пропускная способность, млн. TEU 43 42 40 37 37 35 34 33 32 29 25 28 26

Источник: составлено автором по данным Shanghai International Port (Group) Co., Ltd.4 (данные округлены).

Ослабление китайской экономики из-за пандемии COVID-19 оказало сдерживающий эффект на объемы контейнерных перевозок порта Шанхай. Контейнерооборот за январь-июнь 2020 г. снизился на 6,84% - до 20,6 млн TEU, а грузооборот за этот же период потерял свои позиции на 13,52% в сравнении с показателем соответствующего периода прошлого года. Но за июль-август 2020 г. удалось переломить негативные тенденции. Экономика страны во втором квартале восстанавливалась быстрее, чем ожидалось, что отразилось на результатах перевалки. Показатели по контейнерообороту и грузообороту отыграли в плюс 3,38% и 4,87% соответственно. По данным администрации порта, за июль было перегружено более 3,9 млн TEU5, что является месячным рекордом. По результатам восьми месяцев 2020 гг., с учетом наметившейся позитивной динамики объем контейнерных перевозок порта Шанхай составил 27,81 млн TEU (-4,62% к 2019 г.), а грузооборот составил 327,44 млн т (-9,56% к 2019 г.) (Таб.2). При этом источник в администрации шанхайского порта сообщает, что «корпорация приняла глобальные меры для сохранения стабильного грузооборота, в том числе, и при перевалке грузов через портовую зону... Июль этого года показал результат, превысивший на 20% оборот

jtjj/209.jhtml (дата обращения 20.08.2020).

4 Zhüyäo shuju: Zöng tuntu liang he jfzhuängxiäng tuntu liang (Основные данные: общая пропускная способность и пропускная способность контейнера). URL: https://www. portshanghaLcom.cn/tjsj/index.jhtml# (дата обращения - 21.08.2020).

5 i^ii^^.Töngji shuju. Статистические данные. URL: https://www.portshanghai.com.cn/tjsj/index.jhtml

за июль прошлого года по перегрузке контейнеров с железнодорожного на морской транспорт. В этом режиме обработано 24 тысячи единиц. Если брать оборот грузов внутри страны, то по этому показателю с начала года через порт прошло 487 тысяч контейнеров, что на 66% больше показателей за аналогичный период прошлого года»6. При сохранении существующего уровня позитивной динамики есть основания предположить, что к концу 2020 г. удастся восстановить ключевые экономические показатели порта Шанхай, по крайней мере, до уровня 2019 г.

Таблица 2

Объем контейнерных перевозок и грузооборот порта Шанхай за восемь месяцев 2019 и 2020 гг.

Месяц Объем, млн.TEU Изменение в % 2019 г. к 2020 г. Грузообо эот, млн т Изменение в % 2019 г. к 2020 г.

2019 2020 2019 2020

январь 3,75 3,61 -3,89 48,11 41,75 -13,21

февраль 2,86 2,30 -19,51 34,72 26,32 -24,20

март 3,81 3,43 -9,80 49,39 40,26 -18,49

апрель 3,61 3,51 -2,91 46,38 41,15 -11,27

май 3,76 3,62 -3,70 47,32 43,10 -8,93

июнь 3,76 3,60 -4,10 46,37 42,92 -7,45

июль 3,86 3,90 1,25 45,68 46,62 2,07

август 3,76 3,84 2,13 44,10 45,33 2,80

Итого за 8 мес. 29,15 27,81 -4,62 362,07 327,44 -9,56

Источник: составлено автором по данным Shanghai International Port (Group) Co., Ltd. (данные округлены)7.

Шанхаю исторически было предначертано стать самой крупной перевалочной базой. С древних времен здесь находился важный порт для внешних перевозок и внутренней торговли Китая. После реконструкции русла реки Хуанпу в 1404 г. позиции Шанхайского порта усилились благодаря прекрасному водному пути. В 1685 г., во времена династии Цин (1644-1911 гг.), в Шанхае была основана таможня. С 1853 г. Шанхай превзошел Гуанчжоу и стал крупнейшим портом внешней торговли страны, а после 1870-х гг.-центром отечественного судоходства. В 1930-х гг. порт Шанхай стал ядром судоходства на Дальнем Востоке с годовым грузооборотом до 14 млн т. По тоннажу импортированных судов он занимал седьмое место в мире, а Шанхай стал важным портовым городом мирового значения. До 1970-х гг. турбулентные исторические события оказывали сдерживающее воздействие на развитие порта и глобальное влияние города снизилось. После объявления реформ и открытости Китая в 1978 г. Шанхай извлек большую выгоду из собственных преимуществ и благоприятной национальной политики. Благодаря реформе и реструктуризации экономической системы, город развил местную

6 Шанхайский порт опять оказался лучшим в мире. URL: https://bigasia.ru/content/news/businness/ shankhayskiy-gruzovoy-port-opyat-okazalsya-luchshim-v-mire/ (дата обращения - 22.08.2020).

7 Zhüyäo shuju: Zong tuntu liang he jfzhuängxiäng tuntu liang (Основные данные: общая пропускная способность и пропускная способность контейнера). URL: https://www. portshanghai.com.cn/tjsj/index.jhtml# (дата обращения - 30.08.2020).

экономику и повысил уровень жизни своего населения. Открытое привлечение иностранного капитала, передовых зарубежных технологий и методов управления ускорило его развитие8. После начала экономических реформ в Китае в начале 1990-х гг. город быстро восстановил свою рыночную экономику, и сегодня он считается одним из важнейших городов Китая и одним из ведущих финансовых центров мира, а порт Шанхая вырос в комплексный, многофункциональный и современный международный судоходный центр.

В Шанхае 210 внутренних водных путей с судоходной протяженностью 209 км и пропускной способностью 800 тыс.т. С востока порт Шанхай омывается Восточно-Китайским морем Dong Häi), с севера - водами реки Янцзы (^/I, Changjiang) с ее притоком Хуанпу (м/ШХ, Huang püjiäng), с юга - залив Ханчжоувань (fö'JJI/'^, Hangzhöuwän) и впадающая в него река Цяньтан Qiantang jiäng). Объем грузов по реке Янцзы составляет 80% объема внутреннего судоходства. Это «золотой водный путь» Китая и главная артерия китайского судоходства с востока на запад. Во время высокого уровня воды морские суда могут идти прямо в Ухань.

По реке Янцзы Шанхай связан с другими экономическими регионами Китая, по другим водным артериям - с северной и южной акваториями КНР. Посредством внутренних речных путей по Янцзы портовые грузы доставляются в Цзянсу, Чжэдзян, Аньхой, Цзянси, Хубэй, Хунань, Сычуань, Фуцзянь, Хэнань, Шэньси, Цинхай, Ганьсу, Нинся и Синьцзян9.

В Шанхае сформирована трехмерная транспортная сеть, которая сочетает в себе морское, наземное и воздушное пространство с соответствующей инфраструктурой с портом в качестве центра. Автомобильная и железнодорожная система объединяет порт со всеми регионами страны. Шанхай также является крупной судостроительной базой. Здесь строится почти 50% всех судов в стране, что соответствует примерно 5% мирового выпуска.

Внешнеторговая транспортная сеть Шанхайского порта охватывает более 500 портов в более чем в 200 странах и регионах мира. Более 70 судоходных компаний в стране и за рубежом присоединились к международным рейсам контейнерных лайнеров из шанхайского порта. Из порта Шанхай осуществляются более 500 океанских, почти 600 морских и более 1000 внутренних фидерных и торговых маршрутов10.

8 --//ФФАК^ШР. Llshi de kuäyue-shänghai

gang guoji jfzhuängxiäng hangxiän fazhan gäishu Zhonghua renmfn wei jiaotong bu (Исторический скачок -Обзор развития международной контейнерной линии Шанхайского порта// Министерство транспорта Китайской Народной Республики) URL: https://web.archive.org/web/20130205144447/http://www.moc. gov.cn/zhuantizhuanlan /shuilujiaotong/zhongguodalu_GKTP1YT/gangkoufengcai/gangkoujieshao/200712/ t20071204_450365.html (дата обращения - 21.08.2020).

9 ±.ШШ. Shänghai gang. (Порт Шанхай). URL: https://baike.baidu.com/reference/2296018/052btWdIy 96iR2 ZItuOxvlH GBxU4AwrPPCv3qGJEZ1F_yIUJBuljCRG8kJWOGMqVMbiZlzhWYiShSyb_ 4h1q6gqqVuT_ EmGIuiAEkVSn6jUz7YvmwuD9rzA (дата обращения - 28.08.2020).

10 ШШШШ. Zhöngyäo hangxiän. (Важные маршруты). https://www.portshanghai.com.cn/zyhx/357.jhtml (дата обращения - 28.08.2020).

Рисунок 2

Трансокеанские маршруты порта Шанхай

Источник: http://mail.tlsh.tp.edu.tw/~t127/trafficchina/traffic02.htm.

Международные океанские маршруты порта Шанхай следуют в порты Северо-Западной Европы, Средиземноморья, западного и восточного побережья Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Персидского залива, Африки, Австралии, Дальнего Востока, а также к портам России (Рис. 2)11. Отсюда суда отправляются во Владивосток, Восточный, Новороссийск, Санкт-Петербург и другие порты РФ.

Самые дешевые маршруты в РФ: Шанхай-Санкт-Петербург и Шанхай-Владивосток. Груз в российских портах транспортируется железнодорожным и автомобильным транспортом. Второй по величине грузовой транспорт из Шанхая (в том числе в контейнерах) в Россию - это железнодорожный транспорт. На третьем месте - автомобильный транспорт (Рис. 3).

Доставка грузов из Шанхая в Москву осуществляется по нескольким маршрутам. Один из них связывает морской транспорт с железными и автомобильными дорогами России. Москва потребляет практически весь спектр продукции, импортируемой из Китая. Оптимальным способом доставки, и самым востребованным на этом направлении, считается мультимодаль-ная перевозка генеральных грузов в контейнерах. Такой способ доставки значительно снижает затраты, связанные с перевалкой и промежуточным хранением. Второй по величине грузопоток из Шанхая в Москву - это транспортировка новой техники. Помимо судоходства, для этих целей активно используются и специализированные железнодорожные платформы, не требующие дополнительной перевалки в порту.

11 ФЙЭД^ЖЙШ. Zhongguo de jiaotong fazhan. (Развитие транспорта Китая). URL: http://mail.tlsh.tp.edu. tw/~t127/trafficchma/traffic02.htm (дата обращения - 01.09.2020).

В Санкт-Петербург основная часть грузов из Китая транспортируется по морю. По загруженности эта линия считается самой насыщенной т. к. через нее проходит не только непосредственно импорт из Китая, но и транзитные грузы для стран Европы.

В направлении Екатеринбурга действуют два основных транспортных маршрута. Первый - морской путь из Шанхая во Владивосток или порт Находка, оттуда по железной дороге или автомобильным транспортом в Екатеринбург. Второй способ, более быстрый - прямое железнодорожное сообщение с Екатеринбургом. Также активно используется на Екатеринбургском направлении и автомобильный транспорт12.

Рисунок 3

Морские, сухопутные и авиационные маршруты порта Шанхай в Россию

Лвтддостаа*а - Железнодорожные перевозки ■ Морские перееоки Авиаперевозки

Составлено по: https://globalrustrade.com/zh/services/delivery-of-goods-from-shanghai-to-russia-moscow-novosibirsk-yekaterinburg-/

Экономическому успеху порт Шанхай обязан, в числе других факторов, так же своему выгодному географическому положению, благоприятным климатическим и гидрологическим условиям. Воды порта Шанхай включают: шанхайский участок и устье реки Янцзы (от западной границы до восточной оконечности острова Чансин 43 морские мили, и далее до границы устья 25 морские мили13): порт Вайгаоцяо, порт Баошань, портовая зона Чонмин Сандао; воды реки Хуанпу (внутренний навигационный канал 67,2 км): портовые зоны в нижнем, среднем и верхнем течении; воды залива Ханчжоу

12

Ш. Cong shanghai dao eluösi de huöwu yunshu: Mösike, xin xiböliya, yekajielfnbao, fü la di wo si tuo ke, shengbidebao. (Грузоперевозки из Шанхая в Россию: Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток, Санкт-Петербург). URL: https://globalrustrade.com/zh/services/delivery-of-goods-from-shanghai-to-russia-moscow-novosibirsk-yekaterinburg-/(дата обращения - 01.09.2020).

13 i^S. Shanghai gang. (Шанхайский порт). URL: http://www.chinaports.com/ports/f1ee3163-0ebd-492b-ba8e-42d63ec3efe5(дата обращения - 03.09.2020).

(северный берег): химические портовые зоны Цзиньшань и Цзаоцзин, порт Линган Сичэн, портовая зона Лучао, порт Яншань14 (Рис. 4).

Порт Шанхай состоит из трех основных зон: Усонкоу (Wusongkou)15 - самый старый порт в Шанхае, Вайгаоцяо (Waigaoqiao)16 и Яншань (Yangshan)17 -недавно построенный порт к югу от города (Рис. 4). Контейнерные терминалы порта Шанхай в основном распределены в этих трех портовых зонах, где, в общей сложности действуют 49 контейнерных причалов, 176 контейнерных кранов и контейнерная площадка площадью 7,58 млн м218.

Рисунок 4

Основные терминалы порта Шанхай на административной карте города

Условные обозначении: О ПарТ ЯНшйньГ&н ф

(^Р) Терминал Пудун (?) Терминал Чжйнхуа&йн (4) Терминал Цланьгун/гу ф

(.5} Терминал Баошань ..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X о.Чонмин

НЛ Терминал Луи V р.Янцзы

© Терминал Луацзин ^^

© Терминал ЧжуцммйНь © Терминал Хайтун (]о| Терминал Миньш

© Терминал Гунцын ^^^^^

© Тем иная Гааянлу © Терминал Сииысуа ЦЗЯ!ДИ Н © Причал Дунчлн © Причал Гунпинлу © Причал Хуачжа»* Ш ••••.

© Причал Цичан

©ПР.ЩЛИЩВД, Цинпу "^¡^ОивБый район

Бэошань^З)

Я©Д

ГутуоЁЦщжоу**

Цзинонй

ЧйНиигТМ " _

Цинпу Хуанпу^ ©

Сюнуэи

о

о.Чансин

UIJiixj,- Лии Ган ]-ч Vuuhkov

20 МсмД*НЛрОД.ИЫЙ ЦЕНТР лассгжмрскнк переценен

© Вайгаацяв

© ЦзиныиайД

Чеиллим Сандап

© Лучаа Линган

Минхан

Пудун

Сунцзян

Фэнсянь

Цзиньшань

©

э

Залип Ханчжоувань восточно-китайское море

Составлено автором по: https://baike.baidu.com

14 ЖЙ. ^Т^Ж^га^^Ж^-К^^Шр]. ФВ^Р, 2013(1):27-28. Dong gang. Guanyii shanghai gang huowu tuntu liang zeng chang kongjian de tantao [J]. Zhongguo gangkou, 2013(1):27-28. (Дон Ган. Дискуссия о росте грузооборота Шанхайского порта. China Ports, 2013. С. 27-28).

15 Район Усонкоу находится под управлением Shanghai Container Terminals Company (SCT), совместного предприятия Hutchison Port Holdings Limited (HPH) и SIPG (прим.авт.).

16 Район Вайгаоцяо находится в ведении Шанхайских международных контейнерных терминалов Пудун, филиала контейнерных терминалов SIPG Zhendong, Shanghai East Container Terminal Company и Shanghai Mingdong Container Terminals Limited (прим.авт.).

17 Глубоководный порт Яншань находится в ведении компании Shanghai Shengdong International Container Terminal Company (прим.авт.).

18 Jizhuangxiang matou. (Контейнерный терминал). URL: https://www.portshanghai.com.cn/ zyyw/index.jhtml (дата обращения - O4.09.2020).

Порт Яншаньган19 Yangshangang) является крупнейшим кон-

тейнерным глубоководным портом в Китае. Его открытие оказало большое влияние на существующие порты в Шанхае, которые в последние годы работали с избыточной пропускной способностью. Он поглотил повышенный спрос расширяющегося рынка и растущего экспорта Китая и стал координатором Шанхайского международного центра судоходства, определив четкие роли для всех трех зон порта Шанхай, что позволило добиться большей эффективности20. Порт Яншань на внешних маршрутах стал обслуживать грузы в Европу и США, а порт Вайгаоцяо (Waigaoqiao), в основном, обслуживает контейнерные маршруты для Юго-Восточной Азии и др. (Табл. 3, Рис. 4, Рис. 5).

Рисунок 5

Порт Яншань на карте (Шанхай, КНР)

Сучхоу (Усйнь. Цэяньсу)

и . * Шанхай

■ ■ - г Лингзн

ПортЯншзнь

Залив Ха ньчжоу

Санла (Л!****) Я

Хднчж'оу

1 *

Источник: http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=20625.

Глубоководный порт Яншань расположен на островах Цицюань21 в Шэнси, провинция Чжэцзян (Рис. 5), за пределами устья залива Ханчжоу

19 ;$^SE.Yáng shan gang qu. (Глубоководный порт Яншань). URL: https://baike.baidu.com/item/;$^ SÉ (дата обращения - 04.09.2020).

20 Порт Шанхай. URL: https://ruchina.org/portshanghai.html (дата обращения - 04.09.2020).

21 Район порта Яншань состоит из более, чем десяти островов, включая остров Даянгшань и остров Сяояншань в уезде Шэнси в северной части архипелага Чжоушань, состоящего из 404 островов //;$ Ш^Й^ЖЭДЙЙЖШЙ? Yáng shan gang shi shanghai de háishi zhejiang de? (Порт Яншань из Шанхая или Чжэцзяна?) URL: https://baike.baidu.com/tashuo/browse/content?id=cf1d6ae7ccc31ad970d36da0&le

примерно в 32 км к юго-востоку от порта Шанхай Лучао и соединен с континентом вторым в мире по величине трансморским мостом Дунхай (Рис. 6).

Рисунок 6

Мост Дунхай (Шанхай, КНР)

11

Источник: http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=20625.

Задача строительства глубоководного порта в Шанхае была поставлена в 1992 г.22 В общей сложности около 200 профессиональных исследовательских институтов и более 6 тыс. исследователей из высших учебных заведений в КНР и за рубежом приняли участие в предварительной работе над проектом, а также выполнили более 200 специальных исследований. Общий объем инвестиций в проект превышает 70 млрд юаней, из которых две трети - инвестиции в проекты рекультивации23, и более 20 млрд юаней инвестировано в сверхсовременное портовое оборудование. В 1995-2002 гг. проводились проектно-изыскательские работы, 2002-2012 гг.- строительство 1-3 очереди нового порта, в 2014-2017 гг.- 4 очереди порта Яншань, первого полностью автоматизированного контейнерного терминала в Китае (объем

mmaId=7007495&fromLemmaModule=pcRight (дата обращения - 05.09.2020).

22 Zhongguó guóhui shanghai shi shanghai shi di liu ci daibiao dahui. (Шестой городской конгресс Коммунистической партии Китая в Шанхае). URL: https://baike.baidu.com/ item/+l£^^±;SÍMA//(^:#/6020529 (дата обращения - 05.09.2020).

23 Рекультивация проведена методом выдувания песка и мелиорации моря, вследствие чего акватория между небольшими островами заполнилась грунтом. В результате рекультивации исходная площадь в 1,7 км2 в новом порту Яншань была расширена и образована рабочая площадка длиной 6 км, шириной 1-1,5 км и общей площадью 8 км2. Это эквивалентно укладке песка на высоту семиэтажного дома на площади 1000 футбольных полей, а общий объем отсыпки песка и гравия превышает 100 млн м3//

: Yáng shan gang de qiánshi jrnsheng: Cóng

3000 duo rén de xiao dao dao rújin de chaojí dagang. (Прошлое и настоящее порта Яншань: от небольшого острова с населением более 3000 человек до современного суперпорта). URL: https://www.sohu. com/a/338580869_120044203 (дата обращения - 06.09.2020).

инвестиций около 13,9 млрд юаней), который может работать круглосуточно, благодаря дистанционному и автоматическому управлению (Рис. 6). Разработкой и исследованием всех систем управления занимаются китайские компании. По состоянию на 2018 г. это крупнейший в мире интеллектуальный контейнерный терминал24. 1-3 очередь нового порта имеет 30 глубоководных причалов с годовой пропускной способностью 15 млн ТЕи, 60 контейнерных кранов25; 4 очередь - 26 мостовых кранов, 120 рельсовых кранов, 130 AGV26,27. В целом: 56 глубоководных причала, более 5 тыс. производственных машин, около 3,4 тыс. единиц специального оборудования.

Рисунок 7

Четвертая очередь порта Яншань - интеллектуальный контейнерный терминал -эффект «пустого». (Шанхай, КНР)

Источник: https://baike.baidu.com.

24 ?Zhongguóyou jianchéngyige quánqiú zulda! Shanghai zhlnéng matóu rúhé zuo dao "kong wú yirén"? (Китай построил самый большой в мире! Каким образом Shanghai Smart Terminal достигает эффекта «пустого»?). URL: http://www.xinhuanet.com// fortune/2017-12/10/c_1122086859.htm (дата обращения - 06.09.2020).

25 Yáng shan gang de qiánshl jlnsheng: Cóng 3000 duo rén de xiao dao dao rújin de chaojí dagang. Прошлое и настоящее порта Яншань: от небольшого острова с населением более 3000 человек до современного суперпорта. URL: https://k.sina.cn/ article_1700648435_v655dd5f302000ju95.html (дата обращения - 08.09.2020).

26 М—йЩ/Ш^ё^^й^- jiandan shGÍTyáng shan gang zldonghua matóu- zh! hü. (Простой обзор автоматизированного терминала порта Яншань). URL: https://zhuanlan.zhihu.eom/p/31952885 (дата обращения - 06.09.2020).

27 AGV - Automatic guided vechicle- автоматически управляемая тележка - транспортер с электроприводом, предназначенный для перемещения грузов по заданной траектории в автономном режиме без участия человека. Грузоподъемность одной AGV в порту Яншаньган 61 т, скорость 40 км/ч //Ф

? Zhongguó you jianchéng yige quánqiú zulda! Shanghai zhlnéng matóu rúhé zuo dao "kong wú yirén"? (Китай построил самый большой в мире! Каким образом Shanghai Smart Terminal достигает эффекта «пустого»?). URL: http://www.xinhuanet.com// fortune/2017-12/10/c_1122086859.htm (дата обращения - 06.09.2020).

Сообщается, что общая планируемая площадь района порта Яншань превышает 25 км2 (с перспективой расширения), включая четыре портовых района на востоке, западе, юге и севере в т. ч. район энергетического порта Дунган - крупнейшей базы для перевалки нефтепродуктов на Дальнем Востоке (национальное стратегическое нефтехранилище КНР), соединенной с Шанхаем 40-километровым трубопроводом вдоль моста Дунхай.

Представленные выше достижения стали возможны во многом благодаря грамотной государственной политике. Шанхайский международный порт - типичная китайская модель частно-государственного партнерства, при котором государство является инициатором развития. Частный бизнес преобладает количественно и имеет полную хозяйственную самостоятельность в выполнении поставленных задач. В АО «Группа Шанхайский международный порт» у государства контрольный пакет. В свою очередь SIPG и государственная китайская компания океанского судоходства Cosco являются главными акционерами многочисленных специализированных компаний, имеющих собственность и бизнес в Шанхайском порту[Никулина, 2010, 143].

Шанхайский участок и устье реки Янцзы. Порт Вайгаоцяо28 (^Ьга

Wáigaoqiáo): расположен на южном берегу реки Янцзы к югу от Усонкоу (Табл. 3, Рис. 4). Это один из основных портов Шанхайского международного судоходного центра контейнерных перевозок. Это большой глубоководный портовый район, специализирующийся на транспортировке контейнеров и нефти, а также на перевозках навалочных и генеральных грузов. Обслуживает основные контейнерные маршруты в Европу и США. Здесь находится один из трех пассажирских терминалов Шанхая Waigaoqiao Port Cruise Terminal29 (^Й^и^^ЕЙ^, Shánghai wái gao qiáo gang qü matóu), но он не часто используется круизными компаниями, т. к. находится в контейнерном грузовом порту и предназначен для очень больших пассажирских лайнеров.

Район порта Баошань30 (5Ш, Baoshan), расположенный в устье Усонкоу на южном берегу реки Янцзы до устья реки Синьчуаньша. Представляет собой портовый район для обработки навалочных грузов, угля, руды, стали и др., транзита и водных пассажирских перевозок (Табл. 3, Рис. 4). Он так же включает в себя крупные портовые предприятия, такие как Баостил (5 Baogang güfen)31 и электростанция Шидункоу (5 МП ^^Р, Shí

28 ^iS^S. Waigaoqiao gang. Порт Вайгаоцяо. URL: https://baike.baidu.com/item/£bl^S/2885122 (дата обращения - 09.09.2020).

29 Shanghai Waigaoqiao Port Cruise Terminal. URL: http://www.tour-beijing.com/shanghai_travel_guide/ waigaoqiao_international_cruise_terminal/ (дата обращения - 10.09.2020).

30 ^Шй^. Baoshan matou. (Пристань Баошань). URL: https://baike.baidu.com/item/^^5§^ (дата обращения - 09.09.2020).

31 Baoshan Iron and Steel Co., Ltd. (сокращенно «Baosteel») - ведущий мировой сталелитейный конгломерат, одна из сталелитейных компаний с наиболее полным ассортиментом углеродистой стали в мире, мировой лидер по производству электротехнической стали // iffl^föBäogang güfen. (Баостил). URL: https://www.baosteel.com/home (дата обращения 11.09.2020).

dongkou fadian chang)32. Здесь находится один из трех пассажирских терминалов Шанхая Wusongkou International Cruise Terminal33 ( Wusongkou guoji youlun gang).

Рисунок 8

Круизный терминал Усонкоу (Шанхай, КНР)

Источник: https://baike.baidu.com

Район порта Чонмин34 (ШВД^, Сh6ngmíng) строящийся и развивающийся портовый район. Портовые сооружения в основном распределены на трёх островах Чонмин, Чансин и Хэнша. Помимо имеющихся верфей: порт Наньмэнь35 (ШГЖ Шптёп gang), порт Баочжэнь36(МШ^, Baozhën gang), порт Синьхэ37(Ш^, XTnhë gang), порт Нюпэн38(^||й^, Niйpëng gang), порт Мацзя39(^^^, Majia gang), пристань Хэнша40 (ÍШ^fi^^Hëngsha mat6u) на островах зарезерваны зоны развития портового хозяйства. В перспективе портовая зона Чонмин станет крупнейшей судостроительной базой Китая (Табл. 3, Рис. 4).

32 Shidongkou Power Plant - одна из основных генерирующих компаний в рамках Huaneng International Power Co., Ltd. и одна из трех основных энергетических баз Шанхая // 5 ^ЙГ. Shí döngköu fadian chang (Электростанция Шидункоу). URL: https://baike.baidu.com/item/5 ^Ärifflfixfö (дата обращения - 11.09.2020).

33 МЖПШЦЙЙб®. Wúsong köu guójl yóulún gang (Международный круизный порт Усонкоу). URL: https://baike.baidu.com/item/M^PHl№$6S/431814 (дата обращения - 11.09.2020).

34 ШВД®. Chóngmíng gang. (Порт Чонмин). URL: https://www.ufsoo.com/port/chongm¡ng/(дата обращения - 12.09.2020).

35 ffilHS. Nánmén gang. (Порт Наньмэнь). URL: https://baike.baidu.com/item/ffiHS (дата обращения -11.09.2020).

36 ШШ®. Baozhen gang. (Порт Форт-Таун- Баочжэнь). URL: https://baike.baidu.com/item/S^ S/2808729?fr=aladdin (дата обращения 11.09.2020).

37 ii/S. X!nhé gang. (Порт Синьхэ). URL: https://baike.baidu.com/item/ii/S (дата обращения -12.09.2020).

38 ФАЯ®. Niúpéng gang. (Порт Нюпэн). URL: https://baike.baidu.com/item/^flflS (дата обращения -11.09.2020).

39 ^^S. Ma jia gang. (Порт Мацзя). URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_5f33d9e30102e6yf.html (дата обращения - 11.09.2020).

40 ШЖЙ®. Héng sha yúgang. (Рыбный порт Хэнша). URL: http://www.shchangxing.gov.cn/cxd_website/ HTML/cxd/cxd_zsfw_hsyg/List/list_0.htm (дата обращения - 13.09.2020).

Портовый район в низовьях реки Хуанпу. Расположен на берегу реки Хуанпу между мостом Янпу и Усонкоу (Табл. 3, Рис. 4). Основные общественные терминалы, такие как Чжанхуабан41 Zhanghuabang),

Джунгонг Роуд42,43 (Цзюньгунлу, 'ЩХШ, Jungonglu), Чжуцзямэнь44(^^П, Zhujiamen), в основном обслуживают внешнюю торговлю: генеральные, навалочные, контейнерные грузы, нефтепродукты (Табл. 3, Рис. 4). Погрузочно-разгрузочные работы и водно-пассажирские перевозки составляют общую схему совместной застройки общественных и грузовых причалов.

Портовый район в среднем течении реки Хуанпу. Расположен в центральной городской зоне по обе стороны реки Хуанпу между мостом Лупу и мостом Янпу (Рис. 4, Табл. 3). Здесь, на западном берегу, находится Международный пассажирский терминал Shanghai International Cruise Terminal45 (^ ШШШШШШФ'Ь, Shanghai gang guoji keyun zhongxin), включающий здание порта, офисное здание, художественную галерею, музыкальный и культурный центр и др. (Рис. 9). Здесь швартуются суда среднего и малого размера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 9

Международный центр пассажирских перевозок Шанхайского порта в среднем течении реки Хуанпу (Шанхай, КНР)

Источник: https://baike.baidu.com.

41 З&^Ей^. Zhang hua bang matou (Пристань Чжанхуабанг). URL: https://baike.baidu.com/item/^^ /йй^(дата обращения - 11.09.2020).

42 ЩХ^й^. JUngong lu matou (Пристань Джунгонг Роуд). URL: https://baike.baidu.com/item/^XK й^ (дата обращения - 13.09.2020).

43 iÄS^X^S^Ä^. Shanghai gang jUngong lu gangwu gongs! (Шанхайский порт Jungong Road Port Affairs Company). URL: https://baike.baidu.com/item/iЖSЩХЙS^Ä^(дата обращения -13.09.2020).

44 ^ШПй^. ZhU jiamen matou. (Пристань Чжуцзямен). URL: https://baike.baidu.com/item/^^ni§ ^/23344865?fr=aladdin (дата обращения - 13.09.2020).

45 ^Ж^ВЦ^ЙФ'^. Wüsöng kou guoji youliin gang. (Международный центр пассажирских перевозок Шанхайского порта). URL: https://baike.baidu.com/item/iЖSВ|§feФ^(дата обращения -13.09.2020).

Портовые терминалы, такие как Янцзяду46 (ШШШ, Yangjiadu), Дунчан47 (^ШЙ, Dongchang) и др. (Табл. 3, Рис. 4). в основном обрабатывают навалочные и генеральные грузы. С 2003 г. грузовые функции этого портового района постепенно отменяются в соответствии с требованиями городского развития, уделяя особое внимание развитию пассажирского транспорта, туризма, выставок и общественных услуг.

Портовый район в верхнем течении реки Хуанпу. Расположен на обоих берегах реки Хуанпу от верховьев моста в Лупу до электростанции Минхан (Табл. 3, Рис. 4, Рис. 10). Производственные зоны порта Лун У48 (^^Й^, Longwu) в качестве ядра формируют совместную модель развития доков для конкретных предприятий и общественных верфей для обслуживания генеральных грузов, погрузки / разгрузки, хранения и складирования стали, зерна, строительных материалов, контейнеров и т.д.

Рисунок 10

Грузовые терминалы в верхнем течении реки Хуанпу (Шанхай, КНР)

Источник: https://baike.baidu.com.

Портовая зона залива Ханчжоу Восточно-китайского моря. Районы химического порта Цзиньшань и Цаоцзин49 /Ш//, Jînshan, Câojîng)

46 Yangjiadù matou. (Верфь Янцзяду). URL: https://baike.baidu.com/item/%^^J^55^UaTa обращения - 14.09.2020).

47 ^sfêfê^. Dongchang Matou. (Пристань Дунчан). URL: 1пНр5://Ьа!ке.ЬаИи.сот/^ет/;^Щ^Й^ (дата обращения - 14.09.2020).

48 Shanghai guoji gângwù-jftuân-gùfèn youxiàn gôngsï long wù fen gongsi. (Шанхайская международная группа портов. Филиал в Лун У). URL: http://sh.gsdpw.com/

Shanghai Longwu Harbor Companywww.4184.tradebig.

com (дата обращения - 14.09.2020).

49 - Shànghai huàxué gongyè qû matou jianjiè jf jinchû gang zhùyi shixiàng - shànghai gang. (Знакомство с пристанью Шанхайского химического

на северном берегу залива Ханчжоувань (Рис. 4, Табл. 3) и Шанхайская химическая промышленная зона являются специализированными портовыми районами. Причалы порта в основном представляют собой нефтехимические терминалы, предназначенные для погрузки/разгрузки жидких химических веществ в т.ч. опасных, угля и крупногабаритных грузов (Рис. 11).

Рисунок 11

Химический порт Цзиньшань (Шанхай, КНР)

Источник: https://baike.baidu.com.

Береговая линия порта Цзиньшань расположена примерно в 6 км к западу от электростанции Цаоцзин. Портовые терминалы имеют протяженность 2,4 км, площадь - 16,7 км250. Комбинированные транспортные проекты река-море делает район порта Цзиньшань одним из важных портовых районов для развития коммунальных услуг и портовой индустрии Шанхайского порта. Порт сопряжен с железнодорожным транзитом и водным каналом внутренних речных контейнерных перевозок Шанхая.

Портовая зона Линган. Район нового городского порта Линган расположен рядом с мостом Дунхай и Китайской (Шанхайской) экспериментальной зоной свободной торговли «Новая зона Линган»51 в юго-восточной части

промышленного парка и мерами предосторожности при входе и выходе). URL: https://www.sh-pilots. com.cn/news/news_detail.aspx?nid=57(дата обращения - 15.09.2020).

50 Bei shou guanzhu de hangzhou wan bei'an j!nshan gang qU jianshe gu!hua zhengshi qidöng. (Официально запущен план строительства района порта Цзиньшань на северном берегу залива Ханчжоу, которому уделялось много внимания). URL: http://www.gov. cn/gzdt/2011-07/02/content_1898008.htm (дата обращения (дата обращения - 15.09.2020).

51 Zhongguo (hanghai) ziyou maoyi shiyan qU lin gang x!npian qU zöngti fang'an. (Общий план новой зоны Линганг экспериментальной зоны свободной торговли Китая (Шанхай). URL: https://baike.baidu.com/item/H^^^TffiS^B(±Ä)§äS^a^

Шанхая, на пересечении устья реки Янцзы и залива Ханчжоу. Развитие порта тесно связано с Промышленной зоной Шанхай Линганг площадью 247 км2, включая зону бондового порта и логистический парк. Обладая уникальным местоположением, это территория объединяет пять транспортных функций, включая авиацию, судоходство, железные дороги, автомагистрали и внутренний водный транспорт52. В этом районе уже имеется действующий порт Лучао53 Lй Лао) (Табл. 3, Рис. 4., Рис. 11).

Рисунок 12

Особый район Линган. Аэрофотосъемка (Шанхай, КНР)

Источник: https://baike.baidu.com.

Это важный узел прибрежных коридоров Шанхая. В Шанхайском особом районе Линган создаются новые районы на юге реки Шанхай Дачжи, к востоку от порта Цзиньхуэй, острова Сяояншань и к югу от международного аэропорта Пудун, площадью 873 км2. В соответствии с принципом «общего планирования и поэтапной реализации», в 2017 г. был сдан новый город Наньхуэй54, запущены промышленная зона Lingang Equipment, остров

^&fromid=23654822 (дата обращения - 15.09.2020).

52 i^llrnS^^E. Shanghai lin gang chanye qQ. (Шанхайская промышленная зона Линган). URL: https:// baike.baidu.ram/item/±SllmS^^IS/1265294 (дата обращения 16.09.2020).

53 ^^S. Lii chao gang. (Порт Лучао). URL: https://baike.baidu.com/item/^;^S (дата обращения -15.09.2020).

54 Nanhui xln chengzhen. (Новый город Наньхуэй). URL: https://baike.baidu.com/item/^/E №№Ш(дата обращения - 16.09.2020).

Сяояншань и южная часть аэропорта Пудун, площадь которых 119,5 км2. Функциональная платформа высокого уровня, которая объединяет группу компаний мирового класса, значительно повышает креативность и конкурентоспособность региона. Ожидается, что к 2035 г. Шанхайский особый район Линган, используя новейшие мировые достижения науки, строительства, логистики и высокотехнологичные ресурсы будет способствовать еще большему влиянию Китая на международном рынке55.

Таблица 3

Терминалы порта Шанхай - основные данные

Наименование портового терминала Специализация Расположение Метрические показатели Комплектация

1. Порт Яншань56 Yangshan) Включает порт Даянгшань и порт Сяояншань. 1-3 очередь - 2005 г., 4 очередь-2017 г. Глубоководный, погрузочно-разгрузочные и складские работы, буксировка судов, доковое обслуживание металлическая руда, уголь, нефть и продукты переработки нефти, оборудование, строительные материалы и др. Обслуживает контейнерные маршруты в Европу и США северный берег острова Даянгшань в западной части морского района Шэнси в 18,9 морских миль от порта Шанхай Лучао на северо-западе Общая площадь 25 км2 Даяншань: длина береговой линии 16,7 км2, глубина фронта воды больше 20 м, Сяояншань: длина береговой линии 14,1 км 1-3 очередь: 30 глубоководных причалов с годовой пропускной способностью 15 млн ТЕи, 60 контейнерных кранов57 4 очередь: 26 мостовых кранов, 120 рельсовых кранов, 130 AGV58,59 Вцелом: более 5 тыс. производственных машин, 3,4 тыс.ед. спец. оборудования

2. Пудун60 ОЖШ^, Pudong) Основан: 2003 г. Международный контейнерный терминал, многоцелевой южный берег реки Янцзы (в беспошлинной зоне Вайгаоцяо) Длина береговой линии 0,9 км, площадь терминала 500 т. м2, три контейнерных причала, количество контейнерных мест - 8200. Холодильные установки, склады для хранения опасных грузов, 147 единиц техники

З.Чжанхуабан61 Zhanghuabang) Основан: 1959 г. Портовый глубоководный многоцелевой терминал для железнодо-рожно -водного сообщения нижнее течение реки Хуанпу, в четырех километрах от устья реки Янцзы Длина береговой линии 1,4 км железнодорожные пути подведены к причалам, >90 единиц погрузочно-разгрузочной техники, грузоподъемность береговых кранов до 40 т

4.Цзюньгунлу62,63 (щтйт, Jungonglu) Основан: 1973 г Портовый многоцелевой терминал нижнее течение реки Хуанпу, западный берег, в 6 километрах от Усонкоу Длина береговой линии 1,6 км., площадь-251 т. м2, площадь складов 143 т. м2 подъездные железнодорожные пути (длина 6304 м), 9 причалов, 8 портовых кранов, 154 единицы погрузочно-разгрузочного оборудования.

55 Нш® Lin gang (zhongguo (shanghai) ziyou maoyi shiyan

qU lin gang xinpian qU). (Линганг (Китай (Шанхай) Пилотная зона свободной торговли (Новая зона Линган).

URL: https://baike.baidu.com/item/lHs/23420673 (дата обращения - 16.09.2020).

Наименование портового терминала Специализация Расположение Метрические показатели Комплектация

5. Баошань64 Вао8Иап) Построен: 1990 г Портовый терминал для погрузки и разгрузки контейнеров, внешнеторговых продуктов, древесины и др на южном берегу реки Янцзы в 4 км от Усонкоу, северо-восток Шанхая Длина береговой линии 1,42 км, площадь 270 т. м2, площадь акватории 525т. м2, площадь складов 34 т. м2 3 причала для судов водоизмещением 10 тыс.т., 2 причала для судов водоизмещением до 1 тыс т., различные виды техники (краны, погрузчики и др.)

6. Лун У65 дат, Longwu) Построен:1987 г. Портовый терминал погрузка / разгрузка, хранением и складированием стали, зерна, строительных материалов, контейнеров и т.д. в верховьях реки Хуанпу, район Мин-ханг, Шанхай. Площадь территории 740 т. м2 9 причалов для судов водоизмещением 10 тыс т, (т.ч. 5 - контейнерные), 20 причалов для судов с водоизмещением до 500 т.

7. Луоцзин66 Luojlng) Основан: 2007 г. Балкерный (гру-зоподъемно стью до 200 тыс.т) высокотехнологичный терминал, обработка насыпных грузов, железной руды. В 38 км от центра Шанхая, в 17 км от Усонкоу в районе Луоцзин в Баошане. Площадь 500 т. м2, глубина акватории 11 м 11 единиц крупногабаритной техники, 50 единиц мобильной техники, ленточный конвейер 9 км

8. Чжуцзямэнь67 Zhujlamen) Основан: 1988 г. Портовый терминал для перевалки каменного угля на восточном берегу нижнего течения реки Хуанпу Длина береговой линии 2 км, площадь 573,5 т. м2, 17 причалов (в т.ч. 8 для судов водоизмещением 10 тыс т.

9. Хайтун68 (*£, Haltong) Основан: 2003 г. Автомобильный терминал приемки и отгрузка автомашин (до 7 тыс шт./год), приемка крупногабаритных и тяжеловесных судов нового поколения Шанхай, район Пудун Длина береговой линии 0,22 км, площадь 265 т. м2, глубина акватории - 14 м. оборудование для таможенного досмотра, системами EDI, единственный в КНР государственный профессиональный ро-ро-терминал с интегрированными функциями логистического обслуживания

10. Миньшэн69 Minshenglu) Основан: 1908 г. Реконструкция: 1924, 1970, 1994 гг. Портовый профессиональный терминал по погрузке и разгрузке насыпного зерна и сахара. Услуги по погрузке/разгрузке грузов и их хранению. От порта Янцзин на востоке и улицы Миншэн на западе Береговая линия 0,8 км, площадь 174 т. м2, глубина 10 м., склад 170 т. м3 4 причала (0,738 км) для судов водоизмещением 10 тыс тонн,

11. Гунцин70,71 Gongqmg) Основан: 1980-е Портовый погрузочно-разгрузочный терминал для горнодобывающего строительства, промышленного сырья и сборных грузов. На западном берегу нижнего течения реки Хуанпу Общая длина причалов 0,8 км Портовые краны, различное погрузочно-разгрузочное оборудование, база скла-дированияиматериально-технического снабжения

Наименование портового терминала Специализация Расположение Метрические показатели Комплектация

12. Гаоянлу72,73 (ЙИЙЙ^, Gaoyanglu) Основан: 1860 г. Портовый терминал по перевалке навалочных импоршо-эктортных грузов. Грузопассажирские перевозки в излучине Луцзя-цзуй на северном берегу нижнего течения реки Хуанпу Длина причалов 2,2 км 15 причалов в т. ч. глубоководных, портовые краны, различное погрузочно-разгрузочное оборудование, склады

13. Синьхуа74 (^Щ^, Xinhua) Основан: 1918 г. Портовый терминал по перевалке сыпучих химических удобрений, стали. На южном берегу нижнего течения реки Хуанпу Длина береговой линии 0,325 км Портовые краны, различное погрузочно-разгрузочное оборудование, склады

14. Дунчан75 Dongchang) Основан: 1842 г. Портовый терминал для обработки навалочных грузов, соли. На восточном берегу среднего течения реки Хуанпу Длина береговой линии 0,45 км Портовые краны, различное погрузочно-разгрузочное оборудование, склады

15. Гунпинлу76 Gongpinglu) Основан до 1874 г. Портовый погрузочно-разгрузочный терминал на северном берегу излучины Луцзя-цзуй реки Хуанпу Длина береговой линии 0,245 км Портовые краны, различное погрузочно-разгрузочное оборудование, склады

16. Хуачжань77 Huazhan) Основан: 1893 г. Портовый погрузочно-разгрузочный терминал для руды и стали Восемнадцать доков были первоначально угольной верфью. На южном берегу нижнего течения реки Хуанпу Длина береговой линии 0,88 км Портовые краны, различное погрузочно-разгрузочное оборудование, склады

17. Цичан78 Qichang zhan) Основан: 1891 г. (ранее брит. военно-морская верфь) Портовый погрузочно-разгрузочный терминал на южном берегу нижнего течения реки Хуанпу Длина береговой линии 0,38 км Портовые краны, различное погрузочно-разгрузочное оборудование, склады

18. Янцзяду79 (ШЖй^ Yangjiadu) Основан до 1949 г. Портовый терминал для генеральных грузов На восточном берегу среднего течения реки Хуанпу Длина береговой линии 0,32 км Портовые краны, различное погрузочно-разгрузочное оборудование, склады

19.Усонкоу80 (МЖ □ Wusongkou) Открыт: 2011 г. Международный круизный терминал: туристические услуги, морские перевозки, ро-ро перевозки, якорные услуги, агентирование судов, снабжение круизных судов и других судовых материалов, техническое обслуживание судов, услуги доставки судов и т. Д. Расположен вдоль береговой линии реки Янцзы в районе Баошань Длина береговой линии 1,5 км, глубина от 9 до 13 метровплощадь 260 тыс.м2 Круизные доки, для одновременной приемки трех больших пассажирских водоизмещением 100 и 200 тыс. т

Наименование портового терминала Специализация Расположение Метрические показатели Комплектация

20. Международный центр пассажирских перевозок Шанхайского порта81±Щ®Ш ^te'í'^Shánghai gang guóji kéyün zhongxín 0ткрытие2007 г. Международный пассажирский терминал, здание порта, офисное здание, художественную галерею, музыкальный и культурный центр и др на западном берегу среднего течения реки Хуанпу Береговая линия 1,2 км, площадь 350 тыс.м, глубинаот 9 до 13 м. одновременная швартовка 3 круизных лайнера класса люкс грузоподъемностью 70 тыс. т, пропускная способность >1 млн пассажиров в год

21.Вайгаоцяо82 gao qiáo): 1994 г. Портовый терминал. Обслуживание контейнерных маршрутов для Юго-Восточной Азии и др. на южном берегу канала Нанган в устье реки Янцзы Длина береговой линии 990 м. Вайгаоцяо состоит из двух портов: Гаоцяо-цуй (й^ВДGao ^ао гш) и Ухаогоу Шй Мо gбu).

22.Цзиньшань и Цаоцзин83 Jinshan, Cáojing) 1975 г. Терминал Шанхайского химического промышленного парка: погрузка и разгрузка жидких химических веществ в т.ч. опасных, крупногабаритных грузов На северном берегу залива Ханчжоу, в районах Шанхая Цзиньшань и Фэнсянь Длина береговой линии 6,3 км, глубина 6-10 м Оборудован специ-альнми якорными стоянками для опасных грузов, 11 причалов, основные - Фубао, Тяньюань Хуашэн и крупномасштабная пристань в химической зоне. Выход на железнодорожный транзит и канал внутренних речных контейнерных перевозок Шанхая84

22. Чонмин85 (Ш® Chóngmíng). Восстановлен в 1949 г Пассажирские и грузовые терминалы, Автомобильно-пассажирский паромный терминал, рыбрый порт (Хэнша). на реке Янцзы в округе Чонмин Портовое хозяйство: гавань Наньмэнь86 ШП®(1972 г.), гавань Баочжэнь87ЩЩ® гавань Синьхэ88^))® (1968 г.), гавань Нюпэ89 ФШШ970 г.), гавань Мацзя90^^®, пристань Хэнша91

23. Лучао92 Lú cháo) Национальный первоклассный порт и ключевой рыболовный порт, автомобильный и пассажирский терминал Рядом с логистическим парком Линган и мостом Дунхай, напротив порта Яншань Площадь 3,3 км2 Все виды подъемного, конвеерного, порузочно-разгрузочного оборудования для тяжелых грузов, ро-ро93 и контейнерных операций

Составлено автором.

56 Yáng shan gang qu. (Глубоководный порт Яншань). URL: https://baike.baidu.com/item/;$^S |х(дата обращения - 16.09.2020).

57 : Yáng shan gang de qiánshi jlnsheng: Cóng 3000 duo rén de xiao dao dao rújin de chaojí dagang. (Прошлое и настоящее порта Яншань: от небольшого острова с населением более 3000 человек до современного суперпорта). URL: https://k.sina.cn/ article_1700648435_v655dd5f302000ju95.html (дата обращения - 17.09.2020).

58 jiandan shulí yáng shan gang zidonghua matóu- zh! hu. (Простой обзор автоматизированного терминала порта Яншань). URL: https://zhuanlan.zhihu.eom/p/31952885 (дата обращения - 17.09.2020).

59 AGV - Automatic guided vechicle - автоматически управляемая тележка - транспортер с электроприводом, предназначенный для перемещения грузов по заданной траектории в автономном режиме без участия человека. Грузоподъемность одной AGV в порту Яншаньган 61 т, скорость 40 км/ч (прим.авт.).

60 iÄM^Sß^ÄS^H^iPMÄ^. Shànghai püdOng guóji jfzhuangxiang matóu youxiàn gOngsÎ. (Шанхайский международный контейнерный терминал Пудун, Лтд.). URL: https://baike.baidu.com/item/i^

(дата обращения - 17.09.2020).

61 Zhang huá bang matóu. (Пристань Чжанхуабанг). URL: https://baike.baidu.com/item/^^ /ЙЙ^(дата обращения - 18.09.2020).

62 ЩХ^й^. JüngOng lù matóu. (Пристань Джунгонг Роуд). URL: https://baike.baidu.com/item/^Xfê й^(дата обращения - 17.09.2020).

63 iÂS^XfêS^"^^. Shànghai gang jüngOng lù gangwù gOngsÎ. (Шанхайский порт Jungong Road Port Affairs Company). URL: https://baike.baidu.com/item/iЖS^XfêS^Ä^(дата обращения -18.09.2020).

64 ^Шй^. Baoshan matóu. (Пристань Баошань). URL: https://baike.baidu.com/item/^Шй^(дата обращения - 18.09.2020).

65 ХШНШё^-Шй-К^^^^^^Ж^^^^. Shànghai guóji gángwú-jftuán-güfén youxiàn gOngsÎ lóng wú fen gOngsÎ. (Шанхайская международная группа портов. Филиал в Лун У). URL: http://sh.gsdpw.com/ X/SSHe^'-ÄS-Kiä'^'ßSÄ'^ÄMÖÄ'^ Shanghai Longwu Harbor Companywww.4184.tradebig. com (дата обращения - 18.09.2020).

66 iÄ^Sröi^^^ß&Ä^. Shànghai luO jÎng kuàngshf matóu youxiàn gOngsÎ. (Компания Shanghai Luojing Ore Terminal Co., Ltd.). URL: https://baike.baidu.com/item/±;S^Hrôfê^^1®Â^/1508382 (дата обращения - 19.09.2020).

67 ^ШПй^. Zhü jiamén matóu. (Пристань Чжуцзямен). URL: https://baike.baidu.com/item/^^H® ^/23344865?fr=aladdin (дата обращения - 18.09.2020).

68 ХШ/Т^й^ХШЖШВИт^й^^Ж^^. Shànghai haitOng guóji qiche matóu youxiàn gOngsÎ. (Шанхайский международный автомобильный терминал Haitong Co., Ltd.). URL: https://baike.baidu.com/

обращения - 18.09.2020).

69 Mfnsheng lù matóu (Пристань Миншен Роуд). URL: https://baike.baidu.com/item/K£fê й^(дата обращения - 19.09.2020).

70 ÄW^^.Göng qÎng matóu. (Терминал Гунцин). URL: https://baike.baidu.com/item/йWй^(дата обращения - 19.09.2020).

71 Shàng gang jftuán wùliù gOngsÎ gong qÎng zhuangxiè fen gOngsÎ gong qÎng matóu cangchú wúliú jÎdi. (База складирования и материально-технического снабжения Gongqing Wharf логистической компании SIPG Погрузочно-разгрузочный филиал Гунцин). URL: https://baike.baidu.com/item/±S^^Ä^ÄH^®ÖÄ^ÄH59^^;^№ (дата обращения - 19.09.2020).

72 SPBKí^^Gaoyáng lù matóu. (Пирс Гаоян Роуд). URL: https://baike.baidu.com/item/ШИЙй^(дата обращения - 19.09.2020).

73 Huángpü jiang matóu (Пристань реки Хуанпу). URL: https://baike.baidu.com/item/MM;I й^/2623428 (дата обращения - 18.09.2020).

74 Xinhua Matou. (Пристань Синьхуа). URL: https://baike.baidu.com/item/^^й^(дата обращения - 20.09.2020).

75 ^sfêfê^. Dongchang Matou. (Пристань Дунчан). URL: https://baike.baidu.com/item/^Щfê^i^ (дата обращения - 19.09.2020).

76 Ä-^^I^^.GOngpfng lù matóu. (Причал Гунпин). URL: https://baike.baidu.com/item/ обращения - 21.09.2020).

77 ^Щй^. Huá zhàn Matou. (Причал Хуачжань). URL: https://baike.baidu.com/item/^f£!3^/2886258 (дата обращения - 21.09.2020).

78 ЯвШЙ^. Qichangzhan Matou. (Причал Цичан). URL: https://ba¡ke.ba¡du.com/¡tem/ÄЩЩй^(дата обращения - 21.09.2020).

79 Yàngjiadù matóu. (Причал Янцзяду). URL: https://baike.baidu.com/item/%^^JЖй^(дата обращения - 21.09.2020).

80 МЖПЦЙЙЁ®. Shànghai wúsOng kou guóji yóulún gang. (Международный круизный порт Усонкоу). URL: https://baike.baidu.com/item/MÉPl|ÈffiS?fromtitle=±ÂM®Pl|Èfé£S&fro-mid=23541639 (дата обращения - 21.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для поддержания своих конкурентных преимуществ в порту Шанхая заложены т. н. «точки роста». В порту Яншань, проводится очередная глубокая модернизация, переводящая всю инфраструктурную технику на полную автоматизацию при использовании SG-технологии. Ведется подготовка к дальнейшему расширению портовой зоны. В портовой зоне Чонмин продолжаются работы по объединению с Pudong New Area в рамках проекта создания Экономической зоны Большой Шанхай с объемом инвестиций около 20 млрд юаней95. Расширяется судостроительный кластер. Портовая зона Чонмин становится крупнейшей судостроительной базой Китая. Продолжается развитие Шанхайской экспериментальной зоны свободной торговли «Новая зона Линган». Продолжается строительство района порта Цзиньшань с упором на транспортировку сыпучих грузов и химическую логистику, что так же поможет повысить всестороннюю конкурентоспособность Шанхайского международного центра судоходства.

81 Shànghai wúsOng kou guóji yóulún gang. (Международный круизный порт Усон-коу). URL: https://baike.baidu.com/item /M®PÉ|!Èfé£S?fromtitle=±ÂM®Pl!|!Èfé£S&fro-mid=23541639 (дата обращения - 21.09.2020).

82 Shànghai gang guóji kèyùn zhOngxÎn. (Международный центр пассажирских перевозок Шанхайского порта). URL: https://baike.baidu.com/item/iШSS|i§feФ'Lx (дата обращения - 21.09.2020).

83 ^й^®. Wàigaoqiào gang. (Порт Вайгаоцяо). URL: https://baike.baidu.com/item/^bM'^®/2885122 (дата обращения - 21.09.2020).

84 - Shànghai huàxué gOngyè qU matóu jianjiè jÍ jinchU gang zhùyi shixiàng - shànghai gang. (Знакомство с пристанью Шанхайского химического промышленного парка и мерами предосторожности при входе и выходе). URL: https://www.sh-pilots. com.cn/news/news_detail.aspx?nid=57 (дата обращения - 21.09.2020).

85 JÎnshan gang. (Порт Цзиньшань). URL: https://www.ufsoo.com/port/jinshan/ (дата обращения -21.09.2020).

86 ^^S. ChóngmÍng gang. (Порт Чонмин). URL: https://www.ufsoo.com/port/chongming/ (дата обращения - 21.09.2020).

87 ШП®. Nánmén gang. (Порт Наньмэнь). URL: https://baike.baidu.com/item/^n®. (дата обращения -21.09.2020).

88 ®Ш®. Baozhèn gang. (Порт Форт-Таун-Баочжэнь). URL: https://baike.baidu.com/item/S^ ®/2808729?fr=aladdin (дата обращения - 21.09.2020).

89 ii/S. XÎnhé gang. (Порт Синьхэ). URL: https://baike.baidu.com/item/ii/S (дата обращения -21.09.2020).

90 ФАЯ®. Niúpéng gang. (Порт Нюпэн). URL: https://baike.baidu.com/item/^flflS (дата обращения -21.09.2020).

91 Ma jia gang. (Порт Мацзя). URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_5f33d9e30102e6yf.html (дата обращения - 21.09.2020).

92 ШЖЙ®. Héng sha yúgang. (Рыбный порт Хэнша). URL: http://www.shchangxing.gov.cn/cxd_website/ HTML/cxd/cxd_zsfw_hsyg/List/list_0.htm (дата обращения - 21.09.2020).

93 Lú cháo gang. (Порт Лучао). URL: https://baike.baidu.com/item/^;^S (дата обращения -21.09.2020).

94 PO-PO (Roll-on/roll-off) суда - предназначенные для перевозки колесной техники (автомобили, грузовики, полуприцепы грузовых автомобилей, прицепов и вагонов) которая приводится в движение и покидает судно своим ходом по встроенным рампам, позволяющим грузу эффективно «закатываться на судно» и «скатываться с него», когда судно в порту (в отличие от ЛО-ЛО- Lo-Lo-lift-on/lift-off) судов, которые используют кран для погрузки и разгрузки грузов) // URL: http://seagulf.ru/ro-ro.php (дата обращения - 21.09.2020).

95 Ш^Й. Héng sha dao. (Остров Хэнша). URL: https://baike.baidu.com/item/fê;^S/4823761 (дата обращения - 22.09.2020).

В рамках инициативы «Один пояс, один путь» в Шанхае планируется строительство порта свободной торговли [Hao Hu, Shufang Wang, Jin-liao He, 2019], куда войдут бондовая зона Вайгаоцяо, таможенная зона логистики Вайгаоцяо, район Яншань, бондовая зона аэропорта Пудун, зона экспортной обработки Цзиньцяо96 Jinqiao), парк высоких технологий Чжанцзян97

Zhangjiang) и финансовая и торговая зона Луцзяцзуй98 (Й^^, Lujiazui).

Формируется крупнейший в мире портово-промышленный комплекс Шанхай-Нинбо99 (т®, Ningbö) - Сучжоу100 Süzhöu) - Наньтун 101(ШЯ, Näntöng) с грузооборотом свыше 2,5 млрд тонн. Он включает морской и речной порт Шанхай, островной глубоководный порт Яншань, уездный порт Шанхая, городской порт Шанхая, порты Наньтун, Чжанцзяган, Наньцзин, Чжапу, Нинбо-Чжоушань, Шипу и др.

Согласно «Плану комплексного регионального развития дельты реки Янцзы», в числе других задач, предлагается улучшить схему инфраструктурной сети, совместно повысить уровень взаимосвязи, ускорить строительство региональных железнодорожных транзитных сетей, построить удобные и эффективные дорожные сети, расширить сеть Шанхайского авиационного узла и усилить функцию портов международных судоходных узлов102. «План» предлагает совместное создание совместной инновационной отраслевой системы, сосредоточение внимания на ключевых областях, таких как интегральные схемы, искусственный интеллект, содействие совместным промышленным и академическим исследованиям, а также ускорение воплощению в жизнь достижений науки и техники.

Доминирование Азии в мировой морской торговле требует постоянного развития портов и бондовых зон для привлечения сопутствующих морских услуг. Инфраструктура выступает техническим базисом, но это еще не все: конкурентные стратегии и сотрудничество посредством эффективной государственной политики имеют решающее значение в обеспечении

96 JTnqiao chüköu jiägöng qû. (Зона экспортной обработки Цзиньцяо). URL: https://baike. baidu.com/item/Ä^^PJnilX^aTa обращения - 22.09.2020).

97 Zhangjiang gäo keji yuanqû. (Парк высоких технологий Чжанцзян). URL: https://baike. Ьа^и.гат/^ет/Ж;1Ш4К1Ш1Х/5232362(дата обращения - 22.09.2020).

98 H^fê Lùjiazuï (zhöngguo changjiang jTngji dài guöjiä ji jTnrong zhöngxin (Луцзяцзуй (Национальный финансовый центр китайского экономического пояса реки Янцзы). URL: https://baike.baidu.œm/item/H^f/73576?fr=aladdin (дата обращения - 22.09.2020).

99 Ningbö (zhèjiang sheng fù sheng ji shi, jihuà danliè shi). (Нинбо (Вице-провинциальные города в провинции Чжэцзян, города отдельного государственного планирования). URL: https://baike.baidu.œm/item/T;®/209476 (дата обращения - 22.09.2020).

100 ЛЩШЙ^Ф) Sûzhôu (jiangsû sheng di ji shi). (Сучжоу (город префектуры в провинции Цзянсу). URL: https://baike.baidu.œm/item/^Jli/122945 (дата обращения - 22.09.2020).

101 ШЯ (ЛЩ^ЙЙ^^. Nantöng (jiangsû sheng xia di ji shi). Наньтун (город префектуры, находящийся под юрисдикцией провинции Цзянсу). URL: https://baike.baidu.com/item/ffi®/106072 (дата обращения - 22.09.2020).

102 —Changjiang sänjiaozhöu qûyù yTtï huà fäzhan guThuà gangyào. (Краткое содержание_Плана развития региональной интеграции дельты реки Янцзы). URL: https://baike. baidu.ram/item/föI-fti#IEM—'(W^®iMy^lg/23489208 (дата обращения - 22.09.2020).

экономического успеха любого проекта. В этом контексте опыт успешных экономических проектов, к которым относится порт Шанхай, требует особого внимания и тщательного изучения.

Литература/References

Никулина С. В. Порт Шанхай: предпосылки и факторы развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2010. С. 143.

Hao Hu, Shufang Wang, Jin-liao He (2019). Comparative Advantages of Free. Trade Port Construction in Shanghai under the Belt and Road Initiative. International Journal of Financial Studies, MDPI, Open Access Journal, February. Vol. 8(1). Pp. 1-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.