УДК 004.02:004.5:004.9
Галаев А. Р. студент 4 курса юридический факультет ФГБОУВО «Ингушский Государственный Университет»
Россия, г. Магас ПОРОЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕСТУПНОСТЬ
Аннотация: статья посвящена культурному измерению многогранности человеческого бытия в культуре как сложнейший социальный феномен. Она имеет отношение практически ко всем аспектам жизни и деятельности людей, в том числе и криминальным. Культура может выступать мощным барьером, препятствующим возникновению и распространению социального зла, однако «объективным аналогом каждого преступления это проявление крайнего неуважения к общественному порядку в борьбе за себя против всех остальных на основе чисто эгоистического расчета: что выгоднее»2 в этом актуальном понимании, культура играет и деструктивную роль, проявляя криминогенный фактор. Криминальный мир создает свою культуру. Когда масштабы ее распространенности и роль в социальной жизни незначительны, этот феномен обычно именуют криминальной субкультурой.
Ключевые слова: культура, субкультура, порочность, преступность, криминогенный фактор.
Galaev A.R.
4th year student of the faculty ofjurisprudence Of the "Ingush State University» Russia, Magas THE DEPRAVITY OF THE CULTURE AND CRIME
Abstract: the article is devoted to the cultural dimension of the multifaceted nature of human life in culture as a complex social phenomenon. It is relevant to almost all aspects of people's lives and activities, including criminal ones. Culture can act as a powerful barrier that prevents the emergence and spread of social evil, but "the objective analogue of each crime is a manifestation of extreme disrespect for public order in the fight for themselves against all others on the basis of a purely selfish calculation: what is more profitable"3 in this current understanding, culture also plays a destructive role, showing a criminogenic factor. The criminal world creates its own culture. When the extent of its prevalence and role in social life are insignificant, this phenomenon is usually referred to as a criminal subculture.
Keywords: culture, subculture, depravity, crime, criminogenic factor.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С.364. Чисто эгоистический расчет может носить и индивидуальный, и клановый, групповой характер.
3 Marx K., Engels F. Op. Vol. 2. Pp. 364. For purely selfish calculation can be worn both individual and clan, the character of the group.
Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях.
«Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях4»;
«Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека5»;
«Вся совокупность небиологических проявлений человека».
Порочность культуры - это извращенность системы понятий в обществе, определяющих образ мышления и личностную психику.
Изменения в культурной сфере неминуемо оказывают воздействие на преступность. При этом изменения преступности всегда, так или иначе, связаны с культурными процессами.
Изменить стандарты поведения людей можно изменением, как самой культуры, так и механизмов ее регенерации в социальной среде — передачи элементов культуры от одного человека к другому, от поколения к поколению.
Изменение культуры — процесс естественный и непрерывный. Культура имеет двойственную природу. С одной стороны, она формируется стихийно в процессе взаимодействия этноса с окружающей средой. В контексте этого перед каждым поколением культура предстает как некая данность. С другой стороны, каждое поколение и каждый человек вносит свой вклад в культуру, в процессы ее функционирования.
Факторами изменения культуры могут быть природа, уровень развития науки и техники, осмысление окружающего мира, сущности и смысла бытия.
Следует отметить, что религия оказывает непосредственное влияние на развитие в культуре различных: ценностей, традиций, обычаев и т.д. первооснова культуры является религия которая закладывала наиболее важные аспекты в её развитие и существование, нельзя не сказать так же, то, что культура более емкое понятие, однако и Культура и религия способствуют развитию высокого уровня нравственных, моральных норм в обществе.
Если логически понятия «культура» и «религия» связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры, то аксиологически — в сфере отношений ценности и оценки — они равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура — с позиций религии.
4 Большая советская энциклопедия третье издание (1969—1978) насчитывало 30 томов (том 24 издан в двух книгах: вторая, дополнительная книга — «СССР») и дополнительный том «Алфавитный именной указатель» без номера (1981).
5 Юрий Михайлович Лотман (28 февраля 1922, Петроград — 28 октября 1993, Тарту) — русский литературовед, культуролог и семиотик.
Культура является постоянной составляющей человеческой цивилизации. На протяжении времени, составлялись разные определения этого термина и каждое, имело свою отличительную трактовку. Культура -элемент человеческого общества, позволяющий людям развиваться, создавать, самосовершенствоваться, накапливать знания и опыт предыдущих поколений и передавать его новому, также она непосредственно имеет воспитательную функцию: с детства человек получает познания о том, что хорошо, что плохо, что правильно, что нет, что добро, что зло. Стоит сказать, что в зависимости от культурного влияния (в том числе и от различных её разновидностей и ответвлений) у человека складывается своё мировоззрение.
Говоря о преступности, можно провести параллель того, что лицо совершающее преступление:
1. не получило соответствующее культурное развитие;
2. подверглось культурному влиянию отрицательного характера.
Если начать разбирать порочную сторону культуры и преступность, то
стоит сразу уяснить: каждый отдельный вывод может отличаться и единого мнения, скорее всего, не достичь сразу. Порочность культуры можно понимать, как определённые составляющие культуры (в большинстве случаев массовой) негативно влияющие на человека, в следствие чего он начинает воспринимать конкретные образ жизни и явления как норму. Наибольшею угрозу это приобретает, когда этому следует не один человек, а достаточно большая группа людей, в самом худшем случае поколение. Как культура со своей отрицательной стороны, может подтолкнуть человека к совершению преступления:
- так как с детства человек получает культурное воспитание от взрослых, в основном от родителей, то в зависимости от того уровня культуры взрослых у ребёнка может сложиться мнение о том, что курение, алкоголь, дебош, воровство, аморальное поведение - это норма; - иной случай, взрослые ни как не участвовали в воспитании ребёнка, предоставив его самому себе, отсюда ребёнок начинает сам познавать мир и культурно обогащаться (что всегда приводит к плачевным результатам);
- влияние определённой социальной группы, пропагандирующей что именно такой путь правильный и такие действия правильные;
- вполне возможно существуют и другие критерии того, как культура может повлиять на человека, так что он готов пойти на совершение преступления.
Различия убеждений, оправдывающих поступки одних субкультур в отношении к другим, у которых это считается недопустимым, способны или сбалансировано сосуществовать в одной более общей культуре или же приводить к силовым конфликтам массового характера. Второе резко ослабляет общество и этим сегодня пользуются политики. Посеять непримиримые разногласия означает расколоть взаимопонимание общества,
ослабив его возможности и лучшим средством для этого является ненависть к "несправледивости" неважно по какой, пусть даже надуманной причине.
Когда возникает вопрос о методах искоренения преступности, почти никогда не учитывается сказанное выше или учитывается недостаточно глубоко. Многим кажется очевидным, что стоит только поставить правильного царя, как в обществе наступит полный порядок. Он будет отрубать руки ворам и казнить коррупционеров, все они испугаются и тут же изменят самих себя, став совершенно другими людьми, забыв с детства привитые условности взаимоотношений. Многие убеждены, что стоит только навести порядок в законодательной и исполнительной власти, как общество, точнее все люди в обществе станут другими.
В заключении можем подвести следующий итог, что все придуманное человеком для регулирования различных сфер человеческого бытия всегда имеет изъяны и не способны урегулировать полноценно все отношения, возникающие в обществе полноценно или же их наличие тех же изъянов или недоработок обуславливается в корыстных целях определенной субкультура властвующей элиты которая является доминирующей, а субкультура угнетённой и подчинившейся власти части общества органично дополняет субкультуру властвующей элиты, образуя
функциональный симбиоз паразита и хозяина,
а субкультура интеллектуальной элиты, будучи контра-конформной, неорганична для первых двух субкультур, но зависима от властвующей элиты, являясь её придатком с функцией инновационного ресурса. Справедливость и истина никогда не интересовала людей как нажива это можно сказать в отношении большей части общества и государства в целом.
При наличии желания борьбы с порочностью культуры и преступностью, возможно, достичь больших успехов, однако это приведет к равноправию, справедливости и следование по правильному истинному пути, что не позволит преступности расти, а это не то, что нужно и необходимо сегодняшнему строю!
Использованные источники:
1. Преступность и культура. Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. — М.: Криминологическая Ассоциация, 1999. — 160 с.
2. Александрова, Е. А. Культурология. История идей и их воплощений. Учебное пособие / Е.А. Александрова. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 144 ^
3. Кравченко, А. И. Культурология / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2010. - 496 ^
4. Еникеев М.И. Криминальная психология. // Юридическая психология, 2006 № 4.
5. Эдвин, М. Шур Наше преступное общество / Эдвин М. Шур. - М.: Прогресс, 2015. - 328 ^