ПОРАЖЕННОСТЬ СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ (PINUS SYLVESTRIS) КОРНЕВОЙ И СТВОЛОВОЙ ГНИЛЬЮ В ЛЕСОПАРКАХ
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Залесов С.В.(УрГЛТУ, г. Екатеринбург, РФ), Колтунов Е.В. (БС УрО РАН, Екатеринбург, РФ), Лаишевцев Р.М. (УрГЛТУ, Екатеринбург, РФ)
In forest parks with a high level of technogenic pollution and prevalence of overripe trees high infectiousness of the Pinus sylvestris by root rot and rotting of stem is revealed (30-77,8%). Up to 50 % of trees have been simultaneously infected by by root rot and rotting of stem.
В городских агломерациях с высоким уровнем промышленного потенциала фитоценозы городских лесопарков подвергаются особенно интенсивному техногенному воздействию и рекреационной нагрузке. Это ухудшает состояние древо-стоев, сопровождается заметным ослаблением, в том числе - снижением устойчивости к повреждению насекомыми-филлофагами и развитием эпифитотий опасных заболеваний сосны - корневой и стволовой гнили (Алексеев, 1974; Синад-ский, 1983). Вместе с тем на Среднем Урале пораженность сосны корневыми и стволовыми гнилями в городских лесопарках изучена очень слабо. Остается невыясненным и вклад этого фактора, вместе с антропогенными факторами в ухудшение состояния древостоев и уровень их ослабленности. Последнее определило направление наших исследований.
Объектами исследований были городские лесопарки: Юго-западный и Имени лесоводов России. Основной древесной породой данных лесопарков является сосна обыкновенная 4-6 классов возраста.
Лесопатологическое обследование проводилось как методом закладки временных пробных площадей, так и маршрутным методом, путем взятия кернов приростным буравом из ствола и всех корневых лап через каждые 50 м. по тран-сектам. Для количественного анализа использовалось изучение валовых форм тяжелых металлов для растительных проб и подвижных форм для почвенных проб. Для анализа растительных проб использовали: метод сушки образцов, последующего сжигания их и озоления, экстракции определяемых элементов в растворе соляной кислоты и определения содержания элементов методом атомно-адсорбционной спектрометрии. Для экстракции из проб почв использовали аммо-нийно-ацетатный буфер.
Как показали результаты изучения техногенного загрязнения лесопарков, в целом, он оказался высоким. В почвах Юго-западного лесопарка содержание железа составило 188 мг/кг, что, в среднем, в 20 раз выше таковой в почве сосняка за пределами импактной зоны. В почвах лесопарка Имени лесоводов России содержание железа было многократно выше и составляло от 496 до 855 мг/кг, что в 100 раз выше, чем за пределами импактной зоны. Содержание марганца оказалось очень значительным и составляло 1134 мг/кг, что в 8,02 раза превышает ПДК (в Юго-западном лесопарке), в лесопарке Имени лесоводов России оно варьировало в пределах от 864 мг/кг до 1898 мг/кг, что в 6,17 -14,5 раз выше ПДК. Содержание
меди в почве составляло от 9.6 до 12,6 мг/кг, что 3,2 - 4,2 выше ПДК. В почвах другого лесопарка среднее содержание меди составило от 14 до 34,4 мг/кг, что в 4,66-11,5 раз выше ПДК. Содержание подвижных форм никеля в почвах Юго-западного лесопарка варьировало в пределах 2-4,8 мг/кг. Максимальное его количество незначительно превышало ПДК. В другом лесопарке содержание никеля колебалось от 5 до 9,8 мг/кг, что в 1,25-2,45 раза выше ПДК. В почвах Юго-западного лесопарка содержание кадмия составляло, от 1,2 до 1,8 мг/кг, что ниже ПДК. В другом лесопарке оно колебалось от 1,4 до 3 мг/кг, что в 10-20 раз превышает кларковый уровень и в 8 раз - содержание этого элемента за пределами импактной зоны. Содержание кобальта в почве было очень незначительным, а подвижных форм свинца - следовым. Содержание цинка в почве оказалось очень высоким. В Юго-западном лесопарке оно варьировало от 68 до 90 мг/кг, что в 2,95-3,9 раз превышает ПДК. В другом лесопарке оно варьировало от 58 до 190 мг/кг, что составляло 2,5-8,56 ПДК. Сходные результаты получены и при анализе содержания тяжелых металлов в хвое сосны. Таким образом, содержание многих тяжелых металлов в почве и хвое значительно превышает, либо приближается к ПДК, и значительно превышает как кларковый уровень, так и содержание этих элементов почве сосняков за пределами импактной зоны.
Изучение уровня антропогенной трансформации фитоценозов в лесопарках показало, что в среднем, преобладает 3 стадия антропогенной трансформации.
Поскольку насаждения в лесопарках ослаблены, нами обнаружена высокая пораженность деревьев сосны корневой и стволовой гнилью. Средний уровень пораженности составляет от 30 до 77,8%. Большинство больных деревьев находится в развитой стадии заболевания. От 5 до 26,5% больных деревьев имеют плодовые тела. Различия в пораженности не были взаимосвязаны с различиями в уровне техногенного загрязнения почв лесопарков, а были обусловлены, в основном, различиями в возрасте древостоев. Пораженность сосны корневой гнилью обычно была несколько выше, чем стволовой гнилью.
Известно, что важную роль в сохранении ветроустойчивости сосны, пораженной корневой губкой, имеют такие параметры, как степень и площадь поражения корневой системы гнилями, количество пораженных корневых лап. Результаты исследований убедительно показали, что на данной стадии развития болезни в составе пораженного корневой гнилью древостоя значительно преобладает поражение у сосны одной корневой лапы (70%). У 30% древостоев обнаружено поражение корневой гнилью двух корневых лап. Детальное обследование больных деревьев на территории Юго-западного лесопарка выявило почти полное отсутствие в составе больного древостоя деревьев с крупными по размерам диаметрами поражения ствола (более 3-4 см) и сгнившей частью древесины в этой зоне. Лишь 3% деревьев имели зону поражения от 3 см и выше (центральная, или периферическая гниль) и признаки сильной биодеструкции древесины.
В целом же у пораженных стволовой гнилью деревьев в Юго-западном лесопарке преобладала центральная стволовая гниль с небольшой зоной поражения (57%). Количество деревьев, пораженных периферической гнилью, или одновременно и периферической и центральной был значительно ниже (29 и 14%) . В лесопарке Имени лесоводов России также обнаружено преобладание деревьев, по-
раженных центральной стволовой гнилью (73-80%) и очень слабое поражение центральной и одновременно периферической стволовой гнилью (23%), а также -периферической гнилью (20%).
Как показали результаты, заметных очагов куртинного усыхания древостоев от корневой гнили нет. Отсутствие повышенного отпада на пробных площадях также свидетельствует о том, что, несмотря на заметное техногенное и рекреационное воздействие на фитоценозы лесопарка, средний уровень развития инфекционного процесса достаточно медленный. Древостои же, хотя и ослаблены, но в целом находятся пока в устойчивом состоянии и угроза распада пока отсутствует.
Изучение преобладающего типа заболевания сосны в лесопарке Имени лесоводов России по месту повреждения (ствол, корневая система) показало, что в одних кварталах преобладала пораженность сосны и стволовой и корневой гни-лями одновременно (50%), тогда как пораженность сосны только корневой гнилью составляла, в среднем, 33%, а только стволовой - 17,2 %. В других кварталах преобладало поражение корневой гнилью (50%), у 32 % сосен наблюдалась пораженность одновременно, и корневой и стволовой гнилью, а у 18% - только стволовой гнилью.
Анализ основных причин столь значительной пораженности сосны корневой и стволовой гнилью в обследованных городских лесопарках свидетельствует, что ключевым фактором негативного воздействия является значительное техногенное загрязнение, которое снижает устойчивость древостоев. Важным фактором является, также, рекреационное воздействие. Одной из важных причин служит, также, преобладание перестойных деревьев в лесопарках, вследствие отсутствия лесохо-зяйственных мероприятий в лесопарках (постепенная реконструкция древостоев).
Важной особенностью эпифитотий, также, является комплексный характер заболевания сосны. От 30 до 50% древостоев были одновременно поражены и стволовой и корневой гнилью, которые вызываются, как известно, разными патогенами. Вместе с тем мы считаем, что в условиях городских лесопарков поражение корневой гнилью сосны не оказывает заметного отрицательного влияния на выполнение эстетических функций лесопарков, рекреационных, шумозащитных и других. Поэтому лесоводственные мероприятия могут быть направлены только на частичную реконструкцию древостоев без уменьшения общей площади городских лесопарков.