Гигиена детей и подростков
а ю. л. ямпольскля, 19%
УДК 613.955:572.51]-07
Ю. А. Ямпольская
ПОПУЛЯЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Г'КСЭН РФ, Москва
В нарастающем потоке исследований по экологии человека все большее значение приобретают работы, касающиеся состояния здоровья детей, так как эта часть популяции наиболее чувствительна к изменениям факторов внешней среды.
Ведущим критерием состояния здоровья подрастающего поколения является, как известно, физическое развитие, уровень которого тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни.
Важнейшим инструментом первичного контроля за состоянием здоровья детей и подростков по праву считаются данные антропометрии, собранные при обследовании однородных групп детей и являющиеся репрезентативными для построения региональных стандартов (нормативов) физического развития. Составление и регулярное обновление таких стандартов, оценка роста и развития индивида, а при суммировании результатов и детского коллектива в целом могут служить основой для популяционного мониторинга и найти достойное место при характеристике региональной антропо-экологической ситуации.
Массовые антропометрические обследования детей в нашей стране проводятся в плановом порядке, начиная с новорожденных и детей первого года жизни. Для разработки оценочных таблиц физического развития, позволяющих судить о морфофункциональном состоянии организма ребенка, используется метод регрессионного анализа, учитывающий определенную зависимость между ведущими параметрами физического развития — длиной и массой тела. Простота и адекватность этого метода задачам контроля за состоянием физического развития детей неоспоримы, и хотя он не свободен от некоторых погрешностей, частью их, как показал специально проведенный анализ, можно пренебречь, другие же корригируются самой схемой индивидуальной оценки [5, 12].
Таблица 1
и Распределение вариантов оценки физического развития учащихся 1—10-х классов разных типов школ Москвы, обследованных в 80-е годы (в %)
Контингент Число обследованных Норма Избыток массы тела Дефицит массы тела
I 611 81,8 11,6 4,9 8,8
II 709 79,0 10,5 ^
III 1150 79,5 5,2 13,4
IV 257 77,3 6,6 11,3
Низкий рост
1,7 1.9 2.0 5.1
В последние годы в связи с бурным развитием вычислительной техники и использованием возможностей ЭВМ для построения оценочных таблиц физического развития идет широкий поиск новых моделей "нормативов" при помощи методов "численного сочетания" ведущих размерных признаков — длины и массы тела, выбора "главной компоненты", разработки "центиль-ных сеток", "номограмм" и т. д. К сожалению, эти поиски не всегда четко скоординированы с конкретными задачами наблюдения за детским населением и в большинстве случаев почти не сопровождаются проверкой информативности предлагаемых способов оценки физического развития на фактических массовых материалах с выявлением доли возможных погрешностей. Часто при этом имеют место недостаточно критический подход к зарубежным методам и забвение собственных приоритетов, а ведь у истоков учения о физическом развитии в нашей стране стояли такие известные антропологи, как А. И. Ярхо (1924 г.) и В. В. Бунак (1940 г.).
В НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты применения регрессионного анализа оценки физического развития различных детских и подростковых контингентов [4, 13, 15, 16]. Показано, что на сегодняшний день этот анализ и разработанные с его помощью региональные шкалы регрессии остаются наиболее простым и надежным средством для популяционного мониторинга физического развития. Разработана унифицированная схема индивидуальной оценки физического развития, которая легла в основу таблиц типа "скрининг-тест", предложенных для практического здравоохранения [8, 10, 11]. Таблицы достаточно просты, по ним легко разграничить контингент детей с выделением так называемых групп риска. С помощью этих таблиц в детском коллективе выявляют детей, физическое развитие которых соответствует норме (масса тела в диапазоне от M — lcr^ до M + 2стR при любом росте, кроме низкого), а также детей, имеющих следующие отклонения в развитии: недостаточную массу тела (менее M - 1сгл — дефицит), повышенную массу тела (более M + 2aR — избыток) и малую длину тела (менее M - 2ст — низкий рост).
Насколько информативны данные, полученные с помощью такого подхода для суммарной характеристики контингента, можно видеть из табл. 1, где представлено состояние физического развития учащихся разных типов московских
Таблица 2
Изменение средних величин длины тела 8- и 9-летних детей Москвы за прошедшее десятилетие (в см)
Вочраст, годы Гол наблюдения Мальчики Девочки
п М ±т п М ± т
8 1974/1975 164 12S,2 ± 0,4 157 127,3 ± 0,4
1984/1985 253 12S,5 ± 0,3 254 128,2 ± 0,3
9 1974/1975 181 134,4 ± 0,4 126 133,7 ± 0,5
1984/1985 276 133,5 ± 0,3 299 133,1 ± 0,3
школ: школы с преподаванием английского языка (I), общеобразовательной школы (II), 2 школ продленного дня (III), интерната для слабослышащих детей (IV). (Индивидуальную оценку проводили по одним и тем же возрастно-половым стандартам физического развития московских детей 7—17 лет, однако результаты этой оценки выявляют, различный диапазон отклонений в каждом конкретном случае. И если в общеобразовательной школе и школе с изучением английского языка отклонения в физическом развитии формируются в основном за счет избыточной массы тела, то в школах продленного дня и интернате достоверно чаще (р < 0,05) встречается дефицит массы тела. В последнем случае относительно велика также доля детей, имеющих низкий рост (/; < 0,05), что свидетельствует об общей задержке их физического развития.
Результаты анализа показывают, что дети I и
II групп нуждаются в сбалансированном питании и повышении двигательной активности, а
III и IV — в улучшении всего комплекса социально-бытовых условий. Небезразлично для общества и возрастание числа случаев общей задержки физического развития у детей школы-интерната. Биосоциальная природа этого явления налицо и обнаруживается она в настоящее время многими исследователями. Например, среди учащихся школ-интернатов Витебской области (993 человека) количество таких детей 8,8% [2]; в основном это дети из семей больных алкоголизмом.
Сказанное свидетельствует о достаточно высокой разрешающей возможности рассматриваемого метода оценки физического развития в плане социальной рубрикации детского населения, выявления наиболее социально незащищенных его групп.
Одним из направлений экологии человека должно быть обнаружение сдвигов, происходящих в состоянии физического развития детей и подростков от десятилетия к десятилетию, позволяющих отличить одно поколение от другого^
Как известно, процесс акцелерации роста и развития подрастающего поколения. наблюдающийся с начала века почти во всех странах мира, в настоящее время начинает стихать, сменяясь в крупных промышленных центрах стагнацией и даже децелерацией [7, 14, 17]. В этих условиях особое значение приобретают исследования, позволяющие объективно оценить направление выявленных сдвигов. И здесь рассматриваемый нами метод также находит свое применение (табл. 2).
Из табл. 2 и 3, которые служат иллюстрацией сдвигов тотальных размерных признаков у детей
8 и 9 лет за прошедшее десятилетие, можно видеть, что по сравнению со своими ровесниками 70-х годов современные дети не стали выше ростом, а масса их тела реально (р < 0,05) снизилась.
Таким образом, в прошедшее десятилетие увеличение размеров тела у 8- и 9-летних детей Москвы не произошло, дети даже стали иметь относительно меньшую массу тела. Основываясь на этих данных и привлекая также выявленный нами факт "запаздывания" сроков полового созревания современных девушек Москвы [14], можно прогнозировать уменьшение абсолютных возрастных величин размерных признаков у детей в ближайшие годы. Подобный анализ, выявляя тенденцию развития детского контингента московской популяции, не дает, однако, возможности оценить обнаруженные сдвиги, рассмотреть их влияние на внутригрупповую ситуацию. Это легко сделать при помощи анализа суммарных данных индивидуальной оценки физического развития детей, обследованных в разные десятилетия1.
Из табл. 4 видно, что в 80-е годы среди 8- и 9-летних московских детей по сравнению с их ровесниками прошедшего десятилетия обнаруживается тенденция к возрастанию доли детей с относительно низкой массой тела (менее М-1стл), причем статистически значимая (р < 0,05). Одновременно уменьшается количество детей с избытком массы тела, что еще недавно так тревожило детских врачей (более М + 2ок). Кроме того, в 80-е годы в детском контингенте увеличивается число случаев относительной низкорослости (длина тела менее М - 2сг).
Сказанное свидетельствует, что рассматриваемый метод оценки физического развития представляет значительный интерес и при изучении динамики развития детских контингентов во времени, и при разработке своевременных и адекватных программ оздоровления.
Еще одной иллюстрацией использования рассматриваемого метода оценки физического развития является установление отдаленных последствий воздействия определенных факторов. Так, была сделана попытка осветить вопрос о влиянии хирургического вмешательства (удаление миндалин) на физическое развитие детей. Как известно, вопрос о влиянии тонзиллэктомии в этом плане однозначного решения не имеет. Бытует также мнение, что дети, подвергшиеся
Таблица 3
Изменение средних величин массы тела 8- и 9-летних детей Москвы за прошедшее десятилетие (в кг)
Возраст, годы Год наблюдения Мальчики Девочки
п М±т п Mim
8 1974/1975 164 27,9 ± 0,4 157 27,4 ± 0,4
1984/1985 253 26,7 ± 0,3 254 26,6 ± 0.3
9 1974/1975 181 31,6 ± 0,4 126 31,3 ± 0,6
1984/1985 276 30,1 ± 0,3 299. 29.5 + 0.3
Использовали "Нормативы физического развития детей г. Москвы от рождения до 17 лет", разработанные НИМ педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР в 1972 г.
Таблица 4
Распределение вариантов оценки физического развития 8- и 9-летних детей (м — мальчики, д — девочки) Москвы в 70-е и 80-е голы (в %)
ВозраСТ. -ГОЛЫ Год наблюдения Норма Избыток массы тела Дефицит массы тела Низкий рост
м д м л м д м л
s 1974/1975 86,8 86,7 9,0 7,6 4,2 5,7 _ _
1984/19S5 81,8 79,6 5,1 4,0 12,7* 15,7* 0,4 0,7
9 1974/1975 90,2 79,4 7,1 9,5 2,7 10,3 - 0,8
19S4/19S5 84,3 79,0 4,7 4,0* 10,6* 16,3* 0.4 0,7
Примечание. Звездочка — различия достоверны с 1974/1975 гг. (р < 0,05).
этой операции, впоследствии склонны к тучности. Применяя аппарат индивидуальной оценки физического развития, о котором идет речь, при анализе данных о московских школьниках, перенесших тонзиллэктомию более 2 лет назад, мы с очевидностью показали, что само по себе это хирургическое вмешательство не оказывает неблагоприятного воздействия на растущий детский организм [3]. Напротив, если к хроническому тонзиллиту у ребенка не присовокупились иные хронические заболевания, то после операции его физическое развитие может нормализоваться.
У глубоконедоношенных детей, родившихся с массой тела 900—1500 г, различные отклонения в физическом развитии формируются значительно чаще, чем у их доношенных ровесников, родившихся с нормальной массой тела, — соответственно 26,2 и 18,9%, причем среди этого контингента врачей с дефицитом массы тела в 1,5 раза больше и в 8 раз чаще среди них встречаются низкорослые дети. Обращает на себя внимание и то, что среди глубоконедоношенных детей вдвое реже, чем среди доношенных, встречаются лица с избыточной массой тела. Небольшая численная наполняемость группы недоношенных детей не позволяет считать выявленную в распределении вариантов оценки тенденцию статистически реальной, однако полученные данные дают возможность утверждать, что даже в возрасте 8—9 лет эти дети нуждаются в особом врачебном внимании и заботе [1].
Сказанное свидетельствует об эффективности применения рассматриваемого метода оценки физического развития при установлении отдаленных последствий действия различных факторов. В настоящее время он начинает использоваться в работах, касающихся влияния неблагоприятных факторов внешней среды, в частности загрязнения атмосферного воздуха и других антропогенных воздействий [6, 91.
Итак, суммированный анализ данных оценки физического развития разных детских контин-гентов имеет большое прогностическое значе-
ние в системе растущий организм — окружающая среда. В настоящее время этот метод оценки в качестве скрининг-теста введен в программу обследования детей дошкольного и школьного возраста [8], разработанную в связи с совместным приказом Минздрава РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях".
Литература
1. Акбашева Н. Г., Ямпольская 10. А., Володин II. II., Герась-кина В. II. // Педиатрия. — 1986. — № 5. — С. 41—43.
2. Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Нурбаева М. II., Медведев П. А. // Гиг. и сан. - 1985. - № 10. - С. 88-S9.
3. Бондаренко II. М., Ямпольская 10. А. // Вести, оторино-• лар. - 1983. - № 1.-С. 64-66.
4. Властовский В. Г. // Гиг. и сан. — 1966. — № 11. — С. 92-93.
5. Громбах С. М.. Ужей В. Г., Ямпольская 10. А. // Вопр. ан-тропол. - 1974. - Вып. 17. - С. 98-108.
6. Зарубин II. Н., Семенов Г. J1. // Проблемы мониторинга за здоровьем населения промышленных городов. — Ангарск, 1989. — Ч. 1. — С. 65—66.
7. Миклашевская II. II., Соловьева В. С., Година Е. 3. Ростовые процессы у детей и подростков Москвы. — М.. 198S.
8. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Метод, пособие. — М., 1993.
9. Прусаков В. М., Зарубин II. П., Минченко В. А. и др. // Гиг. и сан. - 1988. - № 9. — С. 31-37.
10. Сердюковская Г II. // Там же. — 1981. - № 12. - С. 50-53.
11. Ямпольская 10. А. // Там же. — С. 47—50.
12. Ямпольская 10. А. // Совершенствование организации медицинской помощи населению. — Рига, 1984. — С. 165-168.
13. Ямпольская 10. А. // Проблемы эволюционной морфоло-■ гии человека и его рас. — М. 1986. — С. 218—226.
14. Ямпольская 10. А. // Вопр. антропол. — 1988. — Вып. S1. - С. 67-73.
15. Ямпольская 10. А., Ужей В. Г. // Там же. — 1978. — Вып. 5S. - С. 85-93.
16. Ямпольская 10. А., Ужей В. Г., Дунаевская Т. Н. // Гиг. и сан. - 1979. - № 1. — С. 20-24.
17. Richter J. // Symposium of the European Union for School anil University Health and Medicine: Abstracts. — Budapest. 1985. - P. 12-13.
Пос-упила 23.02.95