ПОПУЛЯРНОСТЬ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА МАРИМБЕ В XX
ВЕКЕ Измаилов А.М.
Измаилов Али Муслимович - И.о. доцента, кафедра «Духовых и ударных инструментов», Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: по мере того, как популярность клавишных ударных инструментов в Америке начала набирать обороты, многие музыкальные колледжи и университеты приняли ансамблевое исполнение как прогрессивное средство расширения репертуара исполнительства на маримбе. Возобновление производства и модернизация клавишных ударных инструментов середине 1960-х годов, в сочетании с внедрением ансамблевого исполнения в учебные программы дало феноменальные результаты в музыкальном исполнении на маримбе. Ключевые слова: исполнительство, маримба, ксилофон, рэгтайм, концерты, ансамблевое исполнительство, учебные заведения.
THE POPULARITY OF ENSEMBLE PERFORMANCE ON THE MARIMBA IN THE XX
CENTURY Izmailov A.M.
Izmailov Ali Muslimovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF WIND AND PERCUSSION INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: as the popularity of keyboard percussion began to gain momentum in America, many colleges and universities of music adopted ensemble performance as a progressive means to expand the marimba program repertoire. The resumption of keyboard percussion production in the mid-1960s, combined with the adoption of ensemble performance in training programs, produced great results in musical performance on the marimba. Keywords: marimba, ensemble performance, training, concerts, xylophone, ragtime, music schools.
Вслед за популярными исполнителями на маримбе1, начали создаваться в колледжах и университетах ансамбли клавишных ударных инструментов. Благодаря постоянным выступлениям маримбистов, с духовыми и симфоническими оркестрами на радио, телевидение, и широкая популизация Маримбы композиторами и исполнителями, как ударного инструмента, стали большой мотивацией к формированию ансамблевого исполнительства на клавишных ударных инструментах, на территории Америке. В учебных заведениях Америке, начали вводить в учебную программу предмет - «Ансамблевое исполнительство». Большое внимание уделялось процессу обучения исполнительству на маримбе, и составлению репертуарной программы.
В Чикагской консерватории, программу составил Джеймс Даттон. В Университете Миссури Чармейн Ашер Уайли, а Кэролайн Рейд Сисней из Университета Брэдли в Пеории, штат Иллинойс. Некоторые преподаватели колледжей с особым интересом относились к исполнительству на маримбе, в процессе преподавания смогли создать перспективные ансамбли маримбистов2.
В 1966 году Джеймс Л. Мур сформировал первый ансамбль маримбистов в музыкальном университете штата Огайо, а 21 февраля 1969 года состоялся первый концерт ансамбля. Программа концерта состояла из классических произведений; «Комедиантский галоп» Д. Кабалевского, «Гопак» Мусоргского, «Ларго» из «Нового мира» Э. Дворжака, «Скерцо» из Симфонии № 4 П. И. Чайковского, «Plink, Plank, Plunk» Лероя Андерсона и, песня «Баха Баллад» аранжировка и слова Джеймса Л. Мура. Одно из самых успешных выступлений ансамбля состоялось несколько лет спустя, на второй конференции ассоциации исполнителей на ударных инструментах «PAS» - «Percussive Arts Society»», которое состоялась в Чикаго 21 декабря 1974 года [1].
Усилия Джеймса Л. Мура по популизации и внедрении маримбы в один ряд со всеми существующими сольными и оркестровыми музыкальными инструментами, привели его к организации летнего лагеря для исполнителей на маримбе, который проводился ежегодно с 1971 года. В течение первых трех лет, летний лагерь проводился на острове Саут-Басс, Пут-Ин-Бэй штат Огайо. Лагерь предлагал студентам и преподавателям
1 Маримба - ударный музыкальный инструмент, родственный ксилофону. На маримбе играют специальными палочками с резьбовыми головками (молоточками), реже просто резиновыми головками. Маримба отличается от ксилофона прежде всего своим диапазоном и тембром и, соответственно, размерами клавиш и резонаторов.
2 С появлением в середине 1970-х годов синтетических пластины для маримбы (^Ьп), стоимость маримбы значительно снизилась. Это способствовало изучению маримбы как ударного инструмента, и созданию ансамблевого исполнительства на маримбе.
возможности для ансамблевого исполнения, обмена опытом, проведение мастер-классов, занятия по импровизации, чтение нот с листа, исполнение сольных и ансамблевых концертов. А также теоретические лекции; изучение теории музыки и аранжировка. Проект «Летний лагерь» включал в себя; вечерние лекции преподавателей, и приглашенных знаменитых исполнителей на маримбе. За пятнадцатилетнюю историю лагеря побывали на мастер классах и концертах такие знаменитые артисты, как: Ли Ховард Стивенс, Дэвид Сэмюэлс, Дэвид Фридман, Гордон Стаут, Билл Моленхоф и Линда Пиментель. Данный проект, продолжает существовать и сегодня, он является уникальным по своему вкладу в обучение исполнительства на маримбе3.
Повсеместно во всем округах и штатах Америки, создавались разные ансамбли исполнителей на маримбе. Так в 1969 году Питер Таннер возглавивший класс ударных инструментов в Массачусетский университет, а в 1974 году сформировал ансамбль «UMass Marimbas», который в течение нескольких лет являлся единственным концертным ансамблем маримбистов в Америке. Питер Таннер являлся автором многих исполняемых «UMass Marimbas» произведений [2. с 98].
9 апреля 1980 году ансамбль «UMass Marimbas» выступил на Национальном музыкальном фестивале в Майами-Бич, в преддверии фестиваля состоялась двадцать седьмая преподавательская конференция. Исполняемая ансамблем концертная программа, состояла из произведений различных эпох музыкальной культуры, включал две аранжировки Питера Таннера, а также: «Охотничья песня» Феликса Мендельсона (18091847), и «О майском дереве» Томаса Морли (1557-1602), «Марча де Пекено Полегара» Пинто, «Прогулка Голливога» Клода Дебюсси (1862-1918), «Адажио для струнных инструментов» Сэмюэля Барбера (1910-81), «Балет невылупившихся цыплят» из «Картинки с выставки» Мусоргского.
В середине 1970-х Общество исполнителей и преподавателей на ударных инструментах «PAS» - «Percussive Arts Society», стало активно спонсировать и продвигать ансамбли маримбистов. С 1977 года отделение «PAS» в Вирджинии, округ Колумбия, спонсировало организацию ежегодного фестиваля «Marimba Extravaganza». Для участия на фестивале были приглашены ансамбли маримбистов из колледжей разных городов Америки; Вирджиния, Мэриленд и Вашингтон, и из округа Колумбия. Выступление фестиваля состояла из нескольких отделений. В первом отделении фестиваля, ансамбли исполняли свои подготовленные произведения — свободная программа выступления. Во втором отделении - организовывали большой ансамбль, обычно от пятидесяти до семидесяти пяти маримбистов. Каждый преподаватель маленьких ансамблей проводит одно занятие с большой группой исполнителей. В будущем фестиваль «Marimba Extravaganza» расширился за счет новых сформированных ансамблей из колледжей и университетов, география доходила до Северной Каролины и Теннесси.
29 октября 1978 года Международная ассоциация перкуссионистов (PASIC) в городе Темпе - штат Аризона, организовали оркестр «PASIC» Marimbas, из пятидесяти человек. Исполнители ансамбля состояли из числа студентов колледжей, прошедшие предварительное прослушивание.
В семидесятых годах популярность ансамблей маримбистов получило импульс возрождения в музыкальном стиле - рэгтайм, а также в аранжировках для сольной партии ксилофона и маримбы в ансамблях. Очень талантливая группа под названием «Nexus» записала в 1976 году альбом «Nexus Ragtime» в стиле - рэгтайм с участием солиста на ксилофоне Боба Беккера, в сопровождении исполнителей на четырех маримбах, и барабанщика. Ансамбль «Nexus» создан в 1971 году как импровизационная группа музыкантов для исполнения музыки разных культур и жанров. Основным репертуаром ансамбля «Nexus» - в стиле - Регтайм. Во время турне группы в Японии в 1976 году, солист Джордж Гамильтон Грин показал мастерское исполнение на ксилофоне в стиле - рэгтайма. В настоящее время ансамбль «Nexus» базируется в Торонто - Канада, по-прежнему гастролирует по Европе, США и по Дальнему Востоку, а также выступает с симфоническими оркестрами. С Нью-Йоркским филармоническим симфоническим оркестром «Nexus» записал пять альбомов и записали саундтрек к документальному фильму «Человек, спустившийся на лыжах с Эвереста», саундтрек был удостоен премии «Оскар». Участники ансамбля ежегодно проводят мастер классы и семинары в университетах Канады и Америке. Ансамбль «Nexus» установил новый стандарт ансамблевого исполнительства, в современное время многие студенты колледжей и университетов в мире пытаются им подражать.
В начале 1980 года Кевин Леппер, бывший студент музыкального университета штата Нью-Мексико, сформировал ансамбль маримбистов, известный как «That Memorial Ragtime Marimba Band». 30 июня 1980 году в Чикаго, «PAS» - «Percussive Arts Society», организовал празднование юбилея 100-летия Джона Кэлхуна Дигана, ансамбль «That Memorial Ragtime Marimba Band» был приглашен выступить на юбилее. Также были приглашены известные исполнители на клавишных ударных инструментах; Гордон Стаут, Пол Смадбек, Джордж Гамильтон - исполнял популярные ксилофонные произведения «Тряпки» Д. Грина, «Болеро» М. Ровеля, «Chase the Clouds Away» Чака Мэнджионе и «At The Бал дровосеков» (1939) Вуди Германа (р. 1913).
Большое количество ансамблей пользующиеся большой популярностью в 80-х годы, активно вели концертную деятельность такие как; ансамбль «Charm City Marimbas» в Балтиморе - штат Мэриленд, ансамбль «Wichita Marimba Band», а ансамбль «El Paso Marimba Band» представлен в телевизионной программе NBC «Реальные люди». Южный - Калифорнийский оркестр маримбистов, которым руководила Вера Даэлин был
3
Организованный летом 1979 года семинар Музыкальной академии Берч-Крик по маримбе, вибрациям и стальным барабанам в графстве Дор, штат Висконсин, также предложил студентам и профессионалам всех возрастов возможность летнего обучения.
приглашен на телевизионное Ток - Шоу «Час силы» Роберта Шуллера, ансамбль маримбистов при Военном Оркестре ВМС США.
По мере того, как популярность исполнительства клавишных ударных инструментов в Америке стало набирать обороты, многие колледжи и университеты музыки ввели в процесс обучения предмет «Ансамблевое исполнительство», для расширения программного репертуара, что дало большие результаты в мастерстве исполнительства на клавишных ударных инструментах. Ансамблевое исполнительство переживает устойчивый рост на коллегиальном уровне с середины 1960 -х годов [3. с 590].
Список литературы /References
1. Личное письмо Джеймса Л. Мур, преподаватель перкуссии в Университете штата Огайо, Колумбус, Огайо, 16 марта 1982 года.
2. Бруно Неттл. Музыка в первобытной культуре. Издательство Гарвардского университета. 1956 г. ISBN0-674-59000-7. с. 98.
3. Сивилла Маркузе. Музыкальные инструменты: Полный словарь. 2-е исправленное изд. (Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1975), с. 590.