Научная статья на тему 'ПОПУЛЯРНОСТЬ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА МАРИМБЕ В XX ВЕКЕ'

ПОПУЛЯРНОСТЬ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА МАРИМБЕ В XX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исполнительство / маримба / ксилофон / рэгтайм / концерты / ансамблевое исполнительство / учебные заведения. / marimba / ensemble performance / training / concerts / xylophone / ragtime / music schools.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Измаилов Али Муслимович

по мере того, как популярность клавишных ударных инструментов в Америке начала набирать обороты, многие музыкальные колледжи и университеты приняли ансамблевое исполнение как прогрессивное средство расширения репертуара исполнительства на маримбе. Возобновление производства и модернизация клавишных ударных инструментов середине 1960-х годов, в сочетании с внедрением ансамблевого исполнения в учебные программы дало феноменальные результаты в музыкальном исполнении на маримбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POPULARITY OF ENSEMBLE PERFORMANCE ON THE MARIMBA IN THE XX CENTURY

as the popularity of keyboard percussion began to gain momentum in America, many colleges and universities of music adopted ensemble performance as a progressive means to expand the marimba program repertoire. The resumption of keyboard percussion production in the mid-1960s, combined with the adoption of ensemble performance in training programs, produced great results in musical performance on the marimba.

Текст научной работы на тему «ПОПУЛЯРНОСТЬ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА МАРИМБЕ В XX ВЕКЕ»

ПОПУЛЯРНОСТЬ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА МАРИМБЕ В XX

ВЕКЕ Измаилов А.М.

Измаилов Али Муслимович - И.о. доцента, кафедра «Духовых и ударных инструментов», Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: по мере того, как популярность клавишных ударных инструментов в Америке начала набирать обороты, многие музыкальные колледжи и университеты приняли ансамблевое исполнение как прогрессивное средство расширения репертуара исполнительства на маримбе. Возобновление производства и модернизация клавишных ударных инструментов середине 1960-х годов, в сочетании с внедрением ансамблевого исполнения в учебные программы дало феноменальные результаты в музыкальном исполнении на маримбе. Ключевые слова: исполнительство, маримба, ксилофон, рэгтайм, концерты, ансамблевое исполнительство, учебные заведения.

THE POPULARITY OF ENSEMBLE PERFORMANCE ON THE MARIMBA IN THE XX

CENTURY Izmailov A.M.

Izmailov Ali Muslimovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF WIND AND PERCUSSION INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: as the popularity of keyboard percussion began to gain momentum in America, many colleges and universities of music adopted ensemble performance as a progressive means to expand the marimba program repertoire. The resumption of keyboard percussion production in the mid-1960s, combined with the adoption of ensemble performance in training programs, produced great results in musical performance on the marimba. Keywords: marimba, ensemble performance, training, concerts, xylophone, ragtime, music schools.

Вслед за популярными исполнителями на маримбе1, начали создаваться в колледжах и университетах ансамбли клавишных ударных инструментов. Благодаря постоянным выступлениям маримбистов, с духовыми и симфоническими оркестрами на радио, телевидение, и широкая популизация Маримбы композиторами и исполнителями, как ударного инструмента, стали большой мотивацией к формированию ансамблевого исполнительства на клавишных ударных инструментах, на территории Америке. В учебных заведениях Америке, начали вводить в учебную программу предмет - «Ансамблевое исполнительство». Большое внимание уделялось процессу обучения исполнительству на маримбе, и составлению репертуарной программы.

В Чикагской консерватории, программу составил Джеймс Даттон. В Университете Миссури Чармейн Ашер Уайли, а Кэролайн Рейд Сисней из Университета Брэдли в Пеории, штат Иллинойс. Некоторые преподаватели колледжей с особым интересом относились к исполнительству на маримбе, в процессе преподавания смогли создать перспективные ансамбли маримбистов2.

В 1966 году Джеймс Л. Мур сформировал первый ансамбль маримбистов в музыкальном университете штата Огайо, а 21 февраля 1969 года состоялся первый концерт ансамбля. Программа концерта состояла из классических произведений; «Комедиантский галоп» Д. Кабалевского, «Гопак» Мусоргского, «Ларго» из «Нового мира» Э. Дворжака, «Скерцо» из Симфонии № 4 П. И. Чайковского, «Plink, Plank, Plunk» Лероя Андерсона и, песня «Баха Баллад» аранжировка и слова Джеймса Л. Мура. Одно из самых успешных выступлений ансамбля состоялось несколько лет спустя, на второй конференции ассоциации исполнителей на ударных инструментах «PAS» - «Percussive Arts Society»», которое состоялась в Чикаго 21 декабря 1974 года [1].

Усилия Джеймса Л. Мура по популизации и внедрении маримбы в один ряд со всеми существующими сольными и оркестровыми музыкальными инструментами, привели его к организации летнего лагеря для исполнителей на маримбе, который проводился ежегодно с 1971 года. В течение первых трех лет, летний лагерь проводился на острове Саут-Басс, Пут-Ин-Бэй штат Огайо. Лагерь предлагал студентам и преподавателям

1 Маримба - ударный музыкальный инструмент, родственный ксилофону. На маримбе играют специальными палочками с резьбовыми головками (молоточками), реже просто резиновыми головками. Маримба отличается от ксилофона прежде всего своим диапазоном и тембром и, соответственно, размерами клавиш и резонаторов.

2 С появлением в середине 1970-х годов синтетических пластины для маримбы (^Ьп), стоимость маримбы значительно снизилась. Это способствовало изучению маримбы как ударного инструмента, и созданию ансамблевого исполнительства на маримбе.

возможности для ансамблевого исполнения, обмена опытом, проведение мастер-классов, занятия по импровизации, чтение нот с листа, исполнение сольных и ансамблевых концертов. А также теоретические лекции; изучение теории музыки и аранжировка. Проект «Летний лагерь» включал в себя; вечерние лекции преподавателей, и приглашенных знаменитых исполнителей на маримбе. За пятнадцатилетнюю историю лагеря побывали на мастер классах и концертах такие знаменитые артисты, как: Ли Ховард Стивенс, Дэвид Сэмюэлс, Дэвид Фридман, Гордон Стаут, Билл Моленхоф и Линда Пиментель. Данный проект, продолжает существовать и сегодня, он является уникальным по своему вкладу в обучение исполнительства на маримбе3.

Повсеместно во всем округах и штатах Америки, создавались разные ансамбли исполнителей на маримбе. Так в 1969 году Питер Таннер возглавивший класс ударных инструментов в Массачусетский университет, а в 1974 году сформировал ансамбль «UMass Marimbas», который в течение нескольких лет являлся единственным концертным ансамблем маримбистов в Америке. Питер Таннер являлся автором многих исполняемых «UMass Marimbas» произведений [2. с 98].

9 апреля 1980 году ансамбль «UMass Marimbas» выступил на Национальном музыкальном фестивале в Майами-Бич, в преддверии фестиваля состоялась двадцать седьмая преподавательская конференция. Исполняемая ансамблем концертная программа, состояла из произведений различных эпох музыкальной культуры, включал две аранжировки Питера Таннера, а также: «Охотничья песня» Феликса Мендельсона (18091847), и «О майском дереве» Томаса Морли (1557-1602), «Марча де Пекено Полегара» Пинто, «Прогулка Голливога» Клода Дебюсси (1862-1918), «Адажио для струнных инструментов» Сэмюэля Барбера (1910-81), «Балет невылупившихся цыплят» из «Картинки с выставки» Мусоргского.

В середине 1970-х Общество исполнителей и преподавателей на ударных инструментах «PAS» - «Percussive Arts Society», стало активно спонсировать и продвигать ансамбли маримбистов. С 1977 года отделение «PAS» в Вирджинии, округ Колумбия, спонсировало организацию ежегодного фестиваля «Marimba Extravaganza». Для участия на фестивале были приглашены ансамбли маримбистов из колледжей разных городов Америки; Вирджиния, Мэриленд и Вашингтон, и из округа Колумбия. Выступление фестиваля состояла из нескольких отделений. В первом отделении фестиваля, ансамбли исполняли свои подготовленные произведения — свободная программа выступления. Во втором отделении - организовывали большой ансамбль, обычно от пятидесяти до семидесяти пяти маримбистов. Каждый преподаватель маленьких ансамблей проводит одно занятие с большой группой исполнителей. В будущем фестиваль «Marimba Extravaganza» расширился за счет новых сформированных ансамблей из колледжей и университетов, география доходила до Северной Каролины и Теннесси.

29 октября 1978 года Международная ассоциация перкуссионистов (PASIC) в городе Темпе - штат Аризона, организовали оркестр «PASIC» Marimbas, из пятидесяти человек. Исполнители ансамбля состояли из числа студентов колледжей, прошедшие предварительное прослушивание.

В семидесятых годах популярность ансамблей маримбистов получило импульс возрождения в музыкальном стиле - рэгтайм, а также в аранжировках для сольной партии ксилофона и маримбы в ансамблях. Очень талантливая группа под названием «Nexus» записала в 1976 году альбом «Nexus Ragtime» в стиле - рэгтайм с участием солиста на ксилофоне Боба Беккера, в сопровождении исполнителей на четырех маримбах, и барабанщика. Ансамбль «Nexus» создан в 1971 году как импровизационная группа музыкантов для исполнения музыки разных культур и жанров. Основным репертуаром ансамбля «Nexus» - в стиле - Регтайм. Во время турне группы в Японии в 1976 году, солист Джордж Гамильтон Грин показал мастерское исполнение на ксилофоне в стиле - рэгтайма. В настоящее время ансамбль «Nexus» базируется в Торонто - Канада, по-прежнему гастролирует по Европе, США и по Дальнему Востоку, а также выступает с симфоническими оркестрами. С Нью-Йоркским филармоническим симфоническим оркестром «Nexus» записал пять альбомов и записали саундтрек к документальному фильму «Человек, спустившийся на лыжах с Эвереста», саундтрек был удостоен премии «Оскар». Участники ансамбля ежегодно проводят мастер классы и семинары в университетах Канады и Америке. Ансамбль «Nexus» установил новый стандарт ансамблевого исполнительства, в современное время многие студенты колледжей и университетов в мире пытаются им подражать.

В начале 1980 года Кевин Леппер, бывший студент музыкального университета штата Нью-Мексико, сформировал ансамбль маримбистов, известный как «That Memorial Ragtime Marimba Band». 30 июня 1980 году в Чикаго, «PAS» - «Percussive Arts Society», организовал празднование юбилея 100-летия Джона Кэлхуна Дигана, ансамбль «That Memorial Ragtime Marimba Band» был приглашен выступить на юбилее. Также были приглашены известные исполнители на клавишных ударных инструментах; Гордон Стаут, Пол Смадбек, Джордж Гамильтон - исполнял популярные ксилофонные произведения «Тряпки» Д. Грина, «Болеро» М. Ровеля, «Chase the Clouds Away» Чака Мэнджионе и «At The Бал дровосеков» (1939) Вуди Германа (р. 1913).

Большое количество ансамблей пользующиеся большой популярностью в 80-х годы, активно вели концертную деятельность такие как; ансамбль «Charm City Marimbas» в Балтиморе - штат Мэриленд, ансамбль «Wichita Marimba Band», а ансамбль «El Paso Marimba Band» представлен в телевизионной программе NBC «Реальные люди». Южный - Калифорнийский оркестр маримбистов, которым руководила Вера Даэлин был

3

Организованный летом 1979 года семинар Музыкальной академии Берч-Крик по маримбе, вибрациям и стальным барабанам в графстве Дор, штат Висконсин, также предложил студентам и профессионалам всех возрастов возможность летнего обучения.

приглашен на телевизионное Ток - Шоу «Час силы» Роберта Шуллера, ансамбль маримбистов при Военном Оркестре ВМС США.

По мере того, как популярность исполнительства клавишных ударных инструментов в Америке стало набирать обороты, многие колледжи и университеты музыки ввели в процесс обучения предмет «Ансамблевое исполнительство», для расширения программного репертуара, что дало большие результаты в мастерстве исполнительства на клавишных ударных инструментах. Ансамблевое исполнительство переживает устойчивый рост на коллегиальном уровне с середины 1960 -х годов [3. с 590].

Список литературы /References

1. Личное письмо Джеймса Л. Мур, преподаватель перкуссии в Университете штата Огайо, Колумбус, Огайо, 16 марта 1982 года.

2. Бруно Неттл. Музыка в первобытной культуре. Издательство Гарвардского университета. 1956 г. ISBN0-674-59000-7. с. 98.

3. Сивилла Маркузе. Музыкальные инструменты: Полный словарь. 2-е исправленное изд. (Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1975), с. 590.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.